З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об архитектурной деятельности (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1999, N 31, ст.246) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1407-IV ( 1407 -15 ) от 03.02.2004, ВВР, 2004, N 16, ст.238 N 3370-IV ( 3370 - 15 ) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184 N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006, ВВР, 2006, N 39, ст.342 N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, ВВР, 2007, N 34, ст.444 N 509-VI ( 509-17 ) от 16.09.2008, ВВР, 2008, N 48, ст.358 N 800-VI ( 800-17 a >) от 25.12.2008, ВВР, 2009, N 19, ст.257} {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 4-рп/2009 ( v004p710-09 ) от 03.02.2009} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3038-VI ( 3038 -17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 4220-VI ( 4220 - 17 ) от 22.12.2011, ВВР, 2012, N 29, ст.345 N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012 N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012}
{В тексте Закона после слова "заказчик" в соответствующих падежах и числах дополняется словом "(застройщик)" в соответствующем падеже и числе, а слова " Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики Украины "во всех падежах заменены словами" центральный орган исполнительной власти по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры "в соответствующем падеже согласно закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} {В тексте Закона слова "заказчик (застройщик)" во всех падежах и числах заменено словом "заказчик" в соответствующем падеже и числе согласно Закону N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} {Изменения в части замены слов в тексте Закона см.. в подпункте 5 пункта 4 Закона N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012}
Этот Закон определяет правовые и организационные основы осуществления архитектурной деятельности и направлен на формирование благоприятного жизненной среды, достижение эстетической выразительности, экономической целесообразности и надежности зданий, сооружений и их комплексов. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: архитектурная деятельность - деятельность по созданию объектов архитектуры, включающая творческий процесс поиска архитектурного решения и его воплощения, координацию действий участников разработки всех составных частей проектов планировки, застройки и благоустройства территорий, строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) зданий и сооружений, осуществление архитектурно-строительного контроля и авторского надзора за их строительством, а также осуществление научно-исследовательской и преподавательской работы в этой сфере {Абзац второй части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} объекты архитектурной деятельности (объекты архитектуры) - здания и сооружения жилищно-гражданского, коммунального, промышленного и другого назначения, их комплексы, объекты благоустройства, садово-парковой и ландшафтной архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства, территории (части территорий) административно-территориальных единиц и населенных пунктов {Абзац третий части первой статьи 1 в редакции закона N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} субъекты архитектурной деятельности - архитекторы, другие лица, участвующих в подготовке и разработке градостроительной документации, проектной документации для строительства, реконструкции, реставрации , капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства, ландшафтных и садово-парковых объектов, научно-исследовательской и преподавательской работе, заказчики проектов и строительства объектов архитектуры, подрядчики на выполнение проектных и строительных работ, производители строительных материалов, изделий и конструкций, собственники и пользователи объектов архитектуры, а также органы власти, реализующие свои полномочия в сфере градостроительства; архитектурное решение - авторский замысел относительно пространственной, планировочной, функциональной организации, внешнего вида и интерьера объекта архитектуры, а также инженерного и иного обеспечения его реализации, изложенный в архитектурной части проекта на всех стадиях проектирования и зафиксированный в любой форме {Абзац пятый части первой статьи 1 в редакции Закона N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} проект - документация для строительства объектов архитектуры, состоящая из чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов, которые определяют градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения, стоимостные показатели конкретного объекта архитектуры, и отвечает требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил {Абзац шестой части первой статьи 1 в редакции Закона N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006}
{Абзац седьмой статьи 1 исключено на основании Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011}
задание на проектирование - документ, в котором содержатся обоснованы в рамках законодательства требования заказчика к планировочных, архитектурных, инженерных и технологических решений и свойств объекта архитектуры, его основных параметров, стоимости и организации его строительства и который составляется согласно градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, технических условий {Абзац восьмой части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Законам N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006, N 509-VI ( 509-17 ) от 16.09.2008} согласовании проекта - процедура установления соответствия проектных решений исходным данным на проектирование {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем девятым согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} экспертиза - деятельность специалистов-экспертов, имеющих соответствующие квалификационные сертификаты и по поручению заказчика предоставляют отчеты о соответствии проектных решений требованиям законодательства, государственным нормам, стандартам , строительным нормам и правилам и которые несут ответственность за достоверность предоставленных отчетов {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем десятым согласно закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4220-VI ( 4220-17 ) от 22.12.2011} заказчик - физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности или в пользовании земельный участок, подала в установленном законодательством порядке заявление (ходатайство) о ее застройки для осуществление строительства или изменения (в том числе путем сноса) объекта градостроительства {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем одиннадцатым согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006; в редакции Закона N 509-VI ( 509 -17 ) от 16.09.2008} инжиниринговая деятельность в сфере строительства (инжиниринг) - деятельность по предоставлению услуг инженерного и технического характера, к которым относятся проведение предварительных технико-экономических обоснований и исследований , экспертизы проекта, разработка программ финансирования строительства, организация изготовления проектной документации, проведение конкурсов и торгов, заключения договоров подряда, координация деятельности всех участников строительства, а также осуществление технического надзора за строительством " объекта архитектуры и консультации экономического, финансового или иного характера {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем двенадцатым по закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} архитектор (инженер), имеющий квалификационный сертификат, - специалист, который по результатам аттестации получил такой сертификат, что предоставляет ему полномочия ведения личной деятельности в сфере архитектурной деятельности, и который несет ответственность за результаты работы {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем тринадцатым согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} технический надзор - осуществления заказчиком контроля за соблюдением проектных решений и требований государственных стандартов, строительных норм и правил, а также контроля за качеством выполненных работ и их объемами при строительстве или изменения (в том числе путем сноса) объекта градостроительства {Часть первую статьи 1 дополнена абзацем четырнадцатым согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности - неприбыльные добровольные объединения физических и юридических лиц за соответствующему направлению предпринимательской или профессиональной деятельности, которые в установленном порядке получили соответствующего статуса. {Статья 1 дополнена абзацем пятнадцатым согласно с Законом N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02 .2011} Статья 2. Государственное содействие архитектурной деятельности Государство обеспечивает условия для осуществления архитектурной деятельности путем: поддержки научных исследований, содействия подготовке и повышению квалификации кадров в области градостроительства, архитектуры и строительства; привлечения инвестиций в проектирование и строительство объектов архитектуры; проведения градостроительных и архитектурных конкурсов на создание новых, реконструкцию и реставрацию существующих объектов архитектуры общегосударственного значения {Абзац четвертый части первой статьи 2 с изменениями , внесенными Законом N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} защиты авторских прав и обеспечения свободы творчества архитекторов; создание благоприятных организационных, правовых и экономических условий для деятельности творческих союзов архитекторов; поощрения архитекторов, других субъектов архитектурной деятельности за выдающиеся достижения в сфере градостроительства и архитектуры; обеспечение участия Украины в международных организациях и мероприятиях по вопросам архитектуры, градостроительства и охраны памятников архитектуры {Часть первую статьи 2 дополнен абзацем согласно Законом N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} обеспечение адаптации нормативно-правовой базы и учебных профессиональных программ с международными требованиями, внедрение фундаментальных научных знаний, новых технологий проектирования и строительства в сфере градостроительства { часть первую статьи 2 дополнен абзацем согласно закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006 } содействие деятельности самоуправляющихся профессиональных организаций архитекторов и инженеров {Часть первую статьи 2 дополнен абзацем по закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} обеспечения безопасности строительства, долговечности зданий и сооружений, стимулирование мероприятий по экономии энергии, защиты окружающей среды, созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, а также обеспечения экономических и других аспектов, важных с точки зрения удовлетворения интересов общества {Часть первую статьи 2 дополнен абзацем по закону N 58-V (< a"/laws/show/58-16" target = _blank> 58-16 ) от 01.08.2006 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} осуществление других мероприятий, направленных на развитие национальной архитектуры. Статья 3. Законодательство об архитектурной деятельности Законодательство об архитектурной деятельности состоит из Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), законов Украины" Об основах градостроительства "( 2780-12 ), "О регулировании градостроительной деятельности" ( 3038-17 ), "Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности "( 208/94-ВР ), настоящего Закона и других нормативно-правовых актов. {Статья 3 в редакции Закона N 58-V ( 58-16 a >) от 01.08.2006; с изменениями, внесенными согласно Законамм N 3038-VI ( 3038-17 ) от < br> 17.02.2011, N 4220-VI ( 4220-17 ) от 22.12.2011} Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 4. Комплекс работ, связанных с созданием объекта архитектуры Для создания объекта архитектуры выполняется комплекс работ, который включает: подготовку градостроительных условий и ограничений застройки земельного участки в случаях и порядке, предусмотренных законодательством {Абзац второй статьи 4 в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} осуществление в необходимых случаях предпроектных работ, а также мероприятий по охране вновь выявленных при осуществлении строительства или изменения (в том числе путем сноса) объектов градостроительства, согласно закону имеют антропологическое, археологическое, эстетическое, этнографическое, историческое, художественное, научное или художественное значение {Абзац третий части первой статьи 4 в редакции Закона N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} поиск архитектурного решения, разработка, согласование в определенных законом случаях и утверждение проекта {Абзац четвертый части первой статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Законом N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} выполнение рабочей документации для строительства, а в случае выполнения ее или отдельных ее частей другим исполнителем - осуществление авторского надзора за таким выполнением {Абзац пятый части < br> первой статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006 } строительство (новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) и снос объекта архитектуры, архитектурно-строительный контроль, технический и авторский надзор под при осуществлении строительства или изменения (в том числе путем сноса) объекта градостроительства {Абзац шестой части первой статьи 4 в редакции Закона N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} принятие сооруженного объекта в эксплуатацию.
{Статья 5 исключен на основании Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011}
Статья 6. Архитектурные и градостроительные конкурсы Архитектурные и градостроительные конкурсы (местные, региональные, всеукраинские, международные) проводятся для выявления лучших архитектурно-планировочных, инженерно-технических и экономических проектных предложений по объектов градостроительства и архитектуры и определения исполнителей проектной документации. Архитектурные и градостроительные конкурсы могут организовываться также для выявления лучшего проектного предложения по застройке конкретных земельных участков. Исключительно на конкурсной основе осуществляется разработка проектов объектов архитектуры, реализация которых имеет существенное влияние на развитие и формирование застройки населенных пунктов, а также объект объектов, которые размещаются в зоне охраны памятников истории и культуры или могут негативно влиять на территории и объекты природно-заповедного фонда. Необходимость проведения таких конкурсов определяется согласно требованиям градостроительного законодательства и по решениям центральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, а также по инициативе заказчиков и объединений профессиональных архитекторов. {Статья 6 дополнена частью по закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} i > Победители архитектурных и градостроительных конкурсов определяются жюри, в состав которого должны входить не менее двух трети высококвалифицированных специалистов в сфере градостроительства и архитектуры. Автор проекта, победившего в конкурсе, имеет преимущественное право на дальнейшую разработку проектной документации, если иное не предусмотрено условиями конкурса. Лицо, конкурсный проект которого признан лучшим, пользуется преимущественным правом его реализации. Положение о порядке проведения архитектурных и градостроительных конкурсов утверждается Кабинетом Министров Украине. Программы и условия архитектурных и градостроительных конкурсов составляются с участием Национального союза архитекторов Украины или ее местных организаций. Конкурсы проводятся за средства заказчика конкурса. {Статья 6 дополнена частью десятой по закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006 } Информация об объявлении и результатах конкурса должна быть обнародована в соответствующих печатных средствах массовой информации. {Статья 6 дополнена частью одиннадцатой по закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006 } Статья 7. Разработка и утверждение проекта объекта архитектуры Проект объекта архитектуры разрабатывается под руководством или с обязательным участием главного архитектора проекта и / или главного инженера проекта, имеющими соответствующий квалификационный сертификат . {Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Проект объекта архитектуры заверяется подписью и скрепляется личной печатью главного архитектора проекта и / или главного инженера проекта, которые имеют квалификационный сертификат. {Часть вторая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Проектная документация на строительство объектов, разработанная согласно градостроительных условий и ограничений застройки земельного участки, не подлежит согласованию с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами охраны культурного наследия, государственной санитарно-эпидемиологической службы и природоохранными органами. Проекты объектов архитектуры утверждаются заказчиком. Утверждение проектов объектов архитектуры, строящихся с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется в порядке, определенном кабинетом Министров Украины. {Часть четвертая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Перед утверждением проектов в случаях, определенных статьей 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" ( 3038-17 ), проводится их экспертиза. К проведению экспертизы архитектурного решения проекта объекта архитектуры обязательно привлекается архитектор, имеющий соответствующий квалификационный сертификат. Внесение изменений в утвержденный проект проводится исключительно с согласия автора проекта, а в случае отклонения от технических условий - по согласованию с предприятиями, учреждениями и организациями, оказали такие технические условия, и заказчиком. {Часть седьмая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Внесение в утвержденный проект изменений, связанных с изменением государственных стандартов, норм и правил, осуществляется с согласия заказчика, если иное не предусмотрено законом. Лица, участвующие в разработке проектов, не имеют права проводить экспертизу указанных проектов, согласовывать их или предоставлять разрешение на выполнение строительных работ по таким проектами . Запрещается требовать от заказчиков решения архитектурно-градостроительного совета для дальнейшего рассмотрения и согласование проектной документации. {Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006, N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, N 509-VI ( 509-17 ) от 16.09.2008, N 800-VI ( 800-17 ) от 25.12.2008, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Статья 8. Рабочая документация для строительства Рабочая документация для строительства (реконструкции, реставрации, капитального ремонта) объекта архитектуры выполняется соответствии с государственными стандартами, нормами и правилами на основании утвержденного проекта . Рабочая документация для строительства или авторский надзор за ее разработкой выполняются при участии архитектора - автора утвержденного проекта в соответствии с заключенным договором на разработки проекта этого объекта архитектуры. {Часть вторая статьи 8 в редакции Закона N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} Статья 9. Строительство объекта архитектуры Строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется согласно утвержденной проектной документации, государственных стандартов, норм и правил в порядке, определенном Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности" ( 3038-17 ). {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Архитектор - автор проекта или уполномоченное им лицо принимает участие в принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта архитектуры и подписывает соответствующий акт. Без подписи архитектора - автора проекта или уполномоченного им лица такой акт является недействительным. Статья 10. Государственный архитектурно-строительный контроль и надзор {Название статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007} Для обеспечения при застройке территорий, размещения и строительства объектов архитектуры соблюдения субъектами архитектурной деятельности утвержденной градостроительной и другой проектной документации, требований исходных данных, а также с целью защиты государством прав потребителей строительной продукции осуществляется в установленном законодательством порядке государственный архитектурно-строительный контроль и надзор. {Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Государственный архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля (далее - орган государственного архитектурно-строительного контроля). {Часть вторая статьи 10 в редакции Закона N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, N 4220-VI ( 4220-17 ) от 22.12.2011, N 5459 -VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} {Положения статьи 10 признано конституционным согласно решению < br> Конституционного Суда N 4-рп/2009 ( v004p710-09 ) от 03.02.2009} Статья 11. Авторский и технический надзор {Название статьи 11 в редакции Закона N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} Во время строительства объекта архитектуры осуществляется авторский и технический надзор. {Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} Технический надзор обеспечивается заказчиком и осуществляется лицами, имеющими соответствующий квалификационный сертификат. {Статья 11 дополнена частью по закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} Авторский надзор осуществляется архитектором - автором проекта объекта архитектуры, другими разработчиками утвержденного проекта или уполномоченными ими лицами. Авторский надзор осуществляется соответствии с законодательством и договором с заказчиком. В случае выявления отклонений от проектных решений, допущенных во время строительства объекта архитектуры, и отказе подрядчика по их устранению лицо, осуществляющее авторский или технический надзор, уведомляет об этом заказчика и орган государственного архитектурно-строительного контроля для принятия мер в соответствии законодательству. {Часть четвертая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Законами N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006, N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Порядок проведения авторского и технического надзоров ( 903-2007-п ) устанавливается Кабинетом Министров Украины. {Статья 11 дополнена частью пятой по закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08 .2006}
{Статью 12 исключено на основании Закона N 3038-VI ( 3038 - 17 ) от 17.02.2011}
Раздел III УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ. ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ АРХИТЕКТОРОВ {Название раздела III с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 13. Уполномоченные органы градостроительства и архитектуры {Название статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI (< a"/laws/show/5459-17" target = _blank> 5459-17 ) от 16.10.2012} В уполномоченных органов градостроительства и архитектуры относятся: центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере архитектуры; центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры; орган государственного архитектурно-строительного контроля; орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по архитектуры; структурные подразделения областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций; исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов. {Часть первая статьи 13 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по архитектуры, структурные подразделения областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций подконтрольны и подотчетны соответствующим органам исполнительной власти в пределах, предусмотренных законом. {Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в сфере градостроительства и архитектуры в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ). По вопросам делегированных полномочий, предусмотренных подпунктом "б" части первой статьи 31 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. Статья 14. Главные архитекторы Руководители органов градостроительства и архитектуры, определенных абзацами пятым - седьмым части первой статьи 13 настоящего Закона, должности являются главными архитекторами соответствующих административно-территориальных единиц (Автономной Республики Крым, области, района, города). {Часть первая статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Назначение на должность главного архитектора области, района, города осуществляется по результатам конкурса. {Часть вторая статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} В конкурсе могут принимать участие лица, имеющие высшее архитектурное образование и стаж организационной и профессиональной работы по специальности в сфере градостроительства и архитектуры не менее 5 лет. {Часть третья статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} Конкурсы на замещение должности главных архитекторов проводятся при участии местных организаций Национального союза архитекторов Украины. Главные архитекторы и другие должностные лица специально уполномоченных органов градостроительства и архитектуры как авторы или соавторы принимают участие в разработке градостроительной документации соответствующей территории. Главные архитекторы и другие должностные лица специально уполномоченных органов градостроительства и архитектуры в рамках закона могут осуществлять творческую деятельность, связанную с проектированием объектов архитектуры, предусмотренных для строительства на территории их административной деятельности. В таких случаях согласование соответствующих архитектурных решений осуществляется органами градостроительства и архитектуры высшего уровня. {Часть пятая статьи 14 в редакции Закона N 58-V ( 58 - 16 ) от 01.08.2006 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Главный архитектор города, района согласовывает градостроительное и архитектурное проектное решение объектов, расположенных в исторической части города, исторических ареалах, на магистралях и площадях общегородского значение. {Статья 14 дополнена частью шестой по закону N 509-VI ( 509-17 ) от 16.09.2008}
{Статью 15 исключено на основании Закона N 3038-VI ( 3038 - 17 ) от 17.02.2011}
Статья 16. Творческие союзы архитекторов В Украине действует объединение профессиональных архитекторов - Национальный союз архитекторов Украины, а также в соответствии с законодательством могут создаваться и действовать другие творческие союзы архитекторов и самоуправляющиеся объединения в сфере архитектурной деятельности. {Часть первая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006 } Деятельность творческих союзов архитекторов и самоуправляющихся объединений в сфере архитектурной деятельности осуществляется на основе их уставов, зарегистрированных в установленном порядке. {Часть вторая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006}
{Часть третья статьи 16 исключен на основании Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Статья 16-1. Саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности В Украине могут создаваться и действовать саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности. Неприбыльные добровольные объединения физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и профессиональную деятельность, приобретают статус саморегулируемых организаций со дня их регистрации центральным органом исполнительной власти , который реализует государственную политику в сфере архитектуры, и внесения сведений о них в государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере архитектурной деятельности. {Часть вторая статьи 16-1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности определяющих правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами таких организаций, а также предусматривают механизм возмещение убытков, причиненных потребителям вследствие предоставления членами саморегулируемой организации товаров, выполнения работ (услуг) ненадлежащего качества. Саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности могут на основании делегированных полномочий проводить профессиональную аттестацию исполнителей работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры , и привлекаться к лицензированию хозяйственной деятельности членов саморегулируемой организации. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере архитектуры, определяет порядок регистрации таких организаций. {Часть пятая статьи 16-1 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере архитектурной деятельности осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры. {Часть статьи 16-1 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} {Раздел III дополнен статьей 16-1 согласно Закону N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Раздел IV ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 17. Лицензирование и профессиональная аттестация исполнителей работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры Хозяйственная деятельность, связанная с созданием объекта архитектуры, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством. Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, определяется Кабинетом Министров Украине. Органом лицензирования является орган государственного архитектурно-строительного контроля. {Часть третья статьи 17 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Ответственные исполнители отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, проходят профессиональную аттестацию. Перечень таких видов работ (услуг) и порядок профессиональной аттестации ( 554-2011-п ) устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Профессиональная аттестация исполнителей работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, проводится центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры. Полномочия по проведению профессиональной аттестации могут быть делегированы саморегулируемым организациям в сфере архитектурной деятельности. Саморегулируемая организация приобретает делегированных ей полномочий со дня опубликования центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры, решение о предоставлении (делегирование) таких полномочий в официальном издании, определенном таким органом. {Часть пятая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} К профессиональной аттестации допускаются граждане, которые: получили высшее образование по образовательно-квалификационным уровням специалиста, магистра по направлению профессиональной аттестации, имеют стаж работы по специальности не менее трех лет; не получили высшего образования по образовательно-квалификационному уровню специалист, магистр по направлению профессиональной аттестации, но имеют стаж работы в сфере градостроительства не менее десяти лет. Для проведения профессиональной аттестации граждане подают заявление, к которому прилагаются: копии паспорта и регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (не подается физическими лицами, которые по своим религиозные убеждения отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте); заверенные в установленном порядке копии документов: об образовании; о трудовой деятельности и стаж; о повышении квалификации за последние пять лет за соответствующими программами по направлению профессиональной аттестации; краткий отчет о профессиональной деятельности и / или творческие достижения. {Часть седьмая статьи 17 в редакции Закона N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Кроме того, граждане могут подавать другие документы, подтверждающие их профессиональную специализацию, уровень знаний и квалификацию. {Часть статьи 17 в редакции Закона N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Представленные документы рассматриваются и решение о выдаче квалификационного сертификата или об отказе в его выдаче принимается в месячный срок. {Часть статьи 17 в редакции Закона N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Основанием для отказа в выдаче сертификата являются: несоответствие заявителя квалификационным требованиям; неподтверждения профессиональной специализации, уровня знаний и квалификации по результатам экзамена; выявление в представленных документах недостоверной информации. {Часть статьи 17 в редакции Закона N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} < br> Гражданам, прошедшим профессиональную аттестацию, выдается соответствующий квалификационный сертификат. {Часть статьи 17 в редакции Закона N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Срок действия квалификационного сертификата для лиц, не имеющих перерыва в работе по специальности более трех лет и повышают квалификацию в соответствии с законодательством не реже одного раза в пять лет, не ограничивается. {Часть статьи 17 в редакции Закона N 5496-VI ( 5496-17 ) от 20.11.2012} Граждане, получившие соответствующий квалификационный сертификат, могут выполнять отдельные виды работ (услуг), связанные с созданием объекта архитектуры, без соответствующей лицензии, имеют личную печать и несут ответственность за ненадлежащее выполнение работ (услуг), право выполнения которых определены квалификационным сертификатом, и нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил. Сведения о лице, получившем квалификационный сертификат, вносятся в реестр аттестованных лиц. Форма квалификационного сертификата, порядок внесения платы за проведения профессиональной аттестации и ее размеры утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере архитектуры. {Часть статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} {Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006, N 509-VI ( 509-17 ) от 16.09 .2008; в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011}
{Статью 18 исключено на основании Закона N 5459-VI ( 5459 - 17 ) от 16.10.2012}
Статья 19. Проектные работы, выполнение которых не требует наличия соответствующего квалификационного сертификата Выполнение проектных работ по созданию объектов архитектуры не требует наличия у специалистов соответствующего квалификационного сертификата при: осуществлении специалистами проектных работ под руководством архитектора или другого специалиста, имеющего квалификационный сертификат на выполнение работ соответствующего профиля; разработке проектных материалов, не предусмотренных для реализации (эскизные, поисковые, концептуальные и т. п.), предложений о возможности и условиях застройки какого-либо земельного участка; выполнение работ, связанных с участием в градостроительных и архитектурных конкурсах, если их условиями не предусмотрено иное; проектирование объектов, которые согласно законодательству не требуют регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на их выполнение. {Статья 19 дополнена абзацем пятым согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006; с изменениями, внесенными согласно Закону N 4220-VI ( 4220-17 ) от 22.12.2011} < br> Статья 20. Осуществление архитектурной деятельности иностранцами и лицами без гражданства Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, при осуществлении архитектурной деятельности пользуются такими же правами и несут такие же обязанности, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. На территории Украины иностранцы и лица без гражданства, не получившие соответствующий квалификационный сертификат, могут выполнять работы, определенные статьей 19 настоящего Закона, и принимать участие в разработке градостроительной документации, осуществлять проектирование объектов архитектуры, разрабатывать рабочую документацию для строительства только на основании договоров с субъектами предпринимательской деятельности, которые имеют лицензию на выполнение отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве или с специалистами, которые имеют квалификационный сертификат. {Часть вторая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006, N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} Статья 21. Осуществление архитектурной деятельности физическими и юридическими лицами Украины на территории иностранных государств Физические и юридические лица Украины осуществляют архитектурную деятельность на территории других государств в соответствии с законами и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украина, а так же с законодательством страны пребывания. Раздел V ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ СОЗДАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРЫ Статья 22. Права архитектора Архитектор при проектировании и строительстве объектов архитектуры имеет право: без предварительного разрешения разрабатывать проектные предложения по застройки любого земельного участка для определения возможности и условий осуществления на нем строительства объекта архитектуры; по поручению заказчика получать в установленном порядке градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка и технические условия относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры; {Абзац третий статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 509-VI ( 509-17 ) от 16.09.2008, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} свободно выбирать средства и способы реализации архитектурного решения; по согласованию с заказчиком вносить в пределах градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка изменения в утвержденный проекта {Абзац пятый статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} по поручению заказчика участвовать в подготовке договоров подряда, организации конкурсов (тендеров) по определению подрядчика на проектирование и строительство, быть представителем заказчика в других случаях , определенных договором; привлекать на договорной основе к разработке проекта других специалистов, осуществлять руководство этими работами или принимать участие в выполнении рабочей документации {Абзац седьмой статьи 22 с изменениями , внесенными Законом N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} осуществлять экспертизу проектной документации согласно профессиональной специализации, указанной в квалификационном сертификате архитектора; страховать свою профессиональную ответственность согласно закона. {Статья 22 дополнена абзацем девятым согласно Закону N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006} Статья 23. Права заказчиков Заказчики на проектирование и строительство объектов архитектуры имеют право: выбирать архитектора - разработчика проекта или привлекать его по результатам архитектурного или градостроительного конкурса, выбирать подрядчика на строительство или привлекать его по результатам строительного тендера {Абзац второй статьи 23 в редакции Закона N 58-V ( 58-16 ) от 01.08.2006}
|