Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 61. Обмеження у використанні земельних ділянок прибережних захисних смуг уздовж річок, навколо водойм та на островах
1. Прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности.
2. В прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается:
а) розорювання земель (крім підготовки ґрунту для залуження і залісення), а також садівництво та городництво;
б) хранение и применение пестицидов и удобрений;
в) устройство летних лагерей для скота;
г) строительство каких-либо сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей
г) устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.п.
д) мытье и обслуживание транспортных средств и техники.
3. Объекты, находящиеся в прибрежной защитной полосе, могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим. Не пригодные для эксплуатации сооружения, а также те, которые не соответствуют установленным режимам хозяйствования, подлежат вынесению из прибрежных защитных полос.
4. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах устанавливается законом.
Комментарий :
В ч. 1. Часть первая предлагает определение прибрежной защитной полосы. Более точное, на наш взгляд, определение приведено в ст. 1 ВКУ. По этому определению, прибрежная защитная полоса - это "часть водоохранной зоны соответствующей ширины вдоль реки, моря, вокруг водоемов, на которой установлен более строгий режим хозяйственной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны ". Режим прибрежной защитной полосы определяется ч. 2 комментируемой статьи, а также ч. 2 ст. 89 ВКУ.
Размер прибрежных защитных полос определяется в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 60 ЗКУ (см. выше).
К ч.2. Комментируемая часть (содержание которой идентичен содержания ч. 2 ст. 89 ЗКУ) непосредственно определяет ограничения, с учетом которых должны использоваться прибрежные защитные полосы. В целом они сформулированы достаточно конкретно и однозначно и разъяснения не нуждаются, за исключением основного ограничения - на строительство в прибрежной защитной полосе (п. "Г" комментируемой части).
Закон запрещает строительство в прибрежных защитных полосах, делая исключение для строительства "гидротехнических, гидрометрических и линейных" сооружений. В Украине, особенно в АРК, существует практика застройки побережья в пределах прибрежных защитных полос т. "Эллингами" - помещениями для хранения маломерных судов, в действительности являются жилыми помещениями со всеми коммунальными удобствами. При этом только нарушается окружающий ландшафт, но и загрязняется окружающая среда, уничтожаются объекты растительного мира, в том числе уникальни174. Кроме того, распространение практика ограждения прибрежных участков капитальными заборами до самого уреза воды. Ни описаны эллинги, ни капитальные заборы не соответствуют понятию "гидротехнических, гидрометрических и линейных "сооружений, поэтому их возведение в прибрежных защитных полосах следует считать незаконным.
Понятие и общая характеристика гидротехнических сооружений (т.е. сооружений для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод - дамб, водосбросов, водоспуски, сооружений водоотведения и т.д.) определяются СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения ".
К ч.3. Аналогичное комментируемом положение помещено в ч. 3 ст. 89 ВКУ. Это положение может быть применено только в случае, когда границы прибрежных защитных полос меняют свое расположение вместе с изменением расположения или характеристик водного объекта. В противном случае строительство объекта является незаконным и влечет безусловный долг снос здания или сооружения.
На наш взгляд, в случае изменения границ прибрежной защитной зоны с комментируемой нормы следует лишь обязанность прекратить эксплуатацию объектов, не соответствуют режиму прибрежной защитной полосы. Требование же "вынесение" объекта за пределы полосы по своей природе предусматривает лишение права собственности на объект недвижимости. Считаем, что принудительное переноса, учитывая гарантии нерушимости права собственности, установленные ч. 5 ст. 41 Конституции Украины, без четкого процедурного обеспечения (на сегодня отсутствующего) реализовано быть не может.
К ч.4. Положение комментируемой части лишено смысловой нагрузки, ведь ни один законодательный акт (в т.ч. ВКУ - см.. ч. 2 ст. 89) не содержит более детальных норм о режима хозяйственной деятельности в пределах соответствующих прибрежных защитных полос, чем ч. 2 комментируемой статьи.