Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 91. Обов'язки власників земельних ділянок
1. Владельцы земельных участков обязаны:а) обеспечивать использование их по целевому назначению;
б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды
в) своевременно уплачивать земельный налог
г) не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей;
г) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
д) своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом
е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
есть) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем
же) за свой счет привести земельный участок в прежнее состояние в случае незаконного изменения ее рельефа, за исключением осуществления такого изменения не собственником земельного участка, когда приведение в предыдущей состояние осуществляется за счет лица, которое незаконно изменила рельеф.
2. Законом могут быть установлены другие обязанности собственников земельных участков.
Комментарий
В ч. 1.
К пункту " , а ". Об использовании земельных участков по целевому назначению см.. раздел II ЗКУ и комментарий к нему.
К пункту" б ". Несомненно, обязанность соблюдения законодательства Украины, и не только об охране окружающей среды, возлагается на каждого человека. Законодательство об охране окружающей среды составляет огромный массив и систематизированы описано в "Перечень актов экологического законодательства" (см. сайт www.amm.org.ua), который был разработан одним из авторов совместно с Т. А. Третьяком.
К пункту "в". Относительно обязанности своевременной уплаты земельного налога, см.. ст. 206 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту" г ". Часто осуществления прав собственников смежных и соседних земельных участков вступает в коллизию. Такие коллизии должны решаться в соответствии с правилами, изложенными в главе 17 "Добрососедство" ЗКУ.
До пункту "ґ". Щодо обов'язку підвищувати родючість ґрунтів та зберігати корисні властивості землі см.. раздел VI "Охрана земель" ЗКУ.
К пункту" д ". Провозглашенный обязанность "своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом "сегодня не наполнен реальным содержанием (по крайней мере в той части, что касается земель). Согласно постановлению КМУ от 12.01.93 N 15 "О порядке ведения государственного земельного кадастра "(п. 17), на собственников земли положен один-единственный обязанность отчетности: подавать" ежегодно не позднее 15 января ... исполнительным комитетам сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов отчеты по состоянию на 1 января об изменениях, произошедших в составе земель, находящихся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды ". Учитывая то, что закон запрещает "самовольно" изменять состав земель, фактически речь идет об отчетности об изменениях, которые произошли в результате естественно-стихийных процессов, что, безусловно, дело не очень распространена.
Что же касается других природных ресурсов, кроме земель, относительно их использования необходимо подавать статистическую отчетность в порядке, предусмотренном законодательством о статистике. Например, отчетности о фактические объемы использования вод осуществляется путем заполнения статистической формы N 2-ТП (водхоз) согласно приказу Госкомстата Украины от 30.09.97 N 230.
У законодавстві закріплені і деякі інші випадки, коли землевласники мають надавати певну інформацію о состоянии использования земель. Например, законом предусмотрена обязанность землевладельцев "предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления сведения о применении пестицидов и агрохимикатов "(ст. 35 Закона Украины" Об охране земель "). Хотя ч. 2 ст. 18 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" установлено, что "[с] вопросов, отнесенных к ведению органов местного самоуправления, по их требованию предприятия, учреждения и организации, которые не находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, предоставляют соответствующую информацию ", выполнение обязанности по предоставлению информации и в этом случае не подкреплено средствами реализации и фактически зависит от доброй воли землевладельца и землепользователя.
К пункту "е". Относительно "правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон" см.. гл. 16 - 18 ЗКУ и комментарий к гл. 18.
К пункту "е". Относительно обязанности "сохранять геодезические знаки" см.. ст. 22 Закона Украины "О топографо-геодезической и картографической деятельности "и принятую в соответствии с ним постановление КМУ от 19.07.99 N 1284" О Порядке охраны геодезических пунктов ".
Относительно обязанности хранить противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем см.. ст. 26 ЗКУ и материалы к ней, а также приказ Государственного комитета Украины по водному хозяйству "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов мелиоративных систем и сооружений" N 151 от 01.10.99.
До пункту "ж". Положення коментованого пункту з'явилися в ЗКУ (зміни внесені Законом України від 05.11.2009 N 1708-VI), очевидно, потому, что в случае, когда владельцем испорчена его собственный участок ("незаконно изменен рельеф"), по мнению законодателей, будто отсутствует механизм его принуждение к восстановлению состояния такого участка (хотя его и можно привлечь к уголовной или административной ответственности). В то же время нетрудно заметить, что комментируемое пункт сам по себе задачи создания указанного механизма не решает.
Более того, не решают полной мере этой задачи и внесены Законом Украины 05.11.2009 изменения в Закон Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель" (ч. 1 ст. 10) по возможности соответствующих государственных инспекторов "давать обязательные для исполнения указания (предписания)" "об обязательствах приведения земельного участка в прежнее состояние в случаях, установленных законом, за счет лица, совершившего соответствующее правонарушение, с возмещением причиненных собственнику земельного участка убытков ". Указания хотя и обязательны, однако не являются исполнительными документами, а потому не подлежат принудительному исполнению, а значит, их значение минимально.
На наш взгляд, приведение земельного участка в прежнее состояние лицом, допустила ее порчи, может быть предметом исков органов и государственных органов, осуществляющих государственный контроль в области использования и охраны земель, поскольку именно на государство конституционно возложена обязанность "[с] обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины "(ст. 16 Конституции Украины). Но и в данном случае возможность удовлетворения таких исков никак опосредуется наличием или отсутствием комментируемой нормы.
К ч.2. Перечень обязанностей собственников земельных участков, предусмотренный комментируемой статьей, не является исчерпывающим. Например, землевладельцы обязаны своевременно не только уплачивать земельный налог, а и подавать соответствующую отчетность в органы государственной налоговой службы (см. комментарий к ст. 206 ЗКУ), платить фиксированный сельскохозяйственный налог (В случаях, определенных НКУ) и другие.