Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 19. Суддя

Суддею є посадова особа господарського суду. Процесуальний статус судді визначається Законом Украины " О судоустройстве и статусе судей " и настоящим Кодексом.

Комментарий

Правовой статус судьи в хозяйственном процессе чрезвычайно высок, ведь он наделен широким кругом полномочий (имеет определенные права и обязанности ' связки), действует от имени хозяйственного суда, а решение выносит именем Украины (ст. 4-5 ХПК Украины).

соответствии комментируемой статьи судья — должностное лицо хозяйственного суда, наделенное полномочиями осуществлять правосудие по хозяйственным отношениям. При этом согласно действующему законодательству Украины судья является носителем судебной власти, наделяется полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия при решении хозяйственных споров.

Процессуальный статус судьи определяется Конституцией Украины, Законом Украины " О хозяйственных судах ", этим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

соответствии со ст. 127 Конституции Украина на должность судьи может быть рекомендован гражданин Украины не моложе двадцати ' пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком.

Поскольку с развитием конституционно узаконенной предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности возникают споры, вытекающие из гражданских, хозяйственных правоотношений (экономические споры) и правоотношений в сфере управления, дела по экономическим спорам, кроме Верховного Суда Украины, рассматривают хозяйственные суды: Высший хозяйственный суд Украины, апелляционные хозяйственные суды и местные хозяйственные суды Украины.

Действующее законодательство предусматривает ряд важных принципов организации и осуществления правосудия, требования, предъявляемые ' являются к судьям судов Украины, в том числе хозяйственных. Так, судьями специализированных судов могут быть лица, имеющие профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. В этой ' связи судья хозяйственного суда должен иметь необходимые знания из различных областей экономики, поскольку споры возникают между хозяйственными субъектами ' объектами любых отраслей.

Законодательством Украины предусмотрен один из важнейших принципов деятельности судов, в том числе хозяйственных, — их независимость и подчинение только закону. Влияние на судью в любой форме с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и о ' объективному рассмотрению конкретного дела влечет за собой ответственность по законодательством Украины. Независимость судей — основная гарантия и условие функционирования об ' объективного правосудия, которое способно в точном соответствии с законом защищать права и интересы лиц. При решении хозяйственного спора судья обязательства ' связан соблюдать Конституцию Украины, выполнять требования действующего законодательства, быть о ' объективным и беспристрастным, обеспечивать полное, всестороннее рассмотрение судебных дел. Принцип хозяйственного процессуального права относительно подчинения судей только закону обеспечивается: а) особым порядком избрания и назначения судей, б) их неприкосновенностью в) правом судей оценивать доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и о ' объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом (4-7, 43 настоящего Кодекса), и другими гарантиями, что вытекают из содержания ст. 129 Конституции Украины.

В действующем украинском законодательстве есть определенные ограничения правоспособности судей, эт ' связано с выполнением ими своих должностных обязанности ' связей. В частности, профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Как правило, судья местного хозяйственного суда рассматривает дела единолично. Однако, в зависимости от категории и сложности дела, оно может быть рассмотрено коллегиально в составе трех судей под председательством одного из них (ст. 4-6 этого Кодекса).

Требования судци, относящиеся им в пределах предусмотренных законом полномочий хозяйственного суда, является обязательным ' Обязательными для должностных лиц, государственных и других органов, хозяйственных и других организаций и предприятий, в которых они обращены. Указанные требования могут быть адресованы как сторонам по делу (например, обязанность ' обязательно предоставить ответчику отзыв на иск, предоставить истцу необходимые документы и т.п.), так и предприятиям, учреждениям и организациям, не участвующих в деле (например, совершить определенные действия, предоставить необходимые документы, заключения и т.п., необходимые для разрешения спора).