Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 138. Реквізити коносаментаВ коносаменте указываются: 1) наименование суда, если груз принят к перевозке на определенном судне; 2) наименование перевозчика 3) место приема или погрузки груза; 4) наименование отправителя 5) место назначения груза или, при наличии чартера, место назначения или направления судна 6) наименование получателя груза (именной коносамент) или определения, что коносамент выдан "приказу отправителя", либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент), или определением, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя) 7) наименование груза, его маркировку, количество мест или количество и/или мера (масса, объем), а в необходимых случаях - данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза 7 1 ) для опасных грузов - наименование груза, порядковый номер изделия или вещества в соответствии с принятой Организацией Объединенных Наций системы, класс (подкласс), группа совместимости грузов класса 1, дополнительные виды опасности и группа упаковки (если определена), а также масса нетто взрывчатого вещества 8) фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в рейсовом чартере или другом документе, или указание, что фрахт полностью уплачен 9) время и место выдачи коносамента; 10) количество составленных экземпляров коносамента 11) подпись капитана или иного представителя перевозчика. При буксировке леса в плотах данные, указанные в пункте 7 настоящей статьи, Перевозчик не проверяются и включаются в коносамент на основании письменного заявления отправителя. Если в При перевозке грузов наливом, насыпью или навалом данные, указанные в пункте 7 настоящей статьи, не были проверены, перевозчик вправе включить их в коносамент с соответствующей оговоркой. Такое же оговорка может быть сделано перевозчиком при перевозке различных грузов в том случае, когда у него есть достаточные основания полагать, что данные, указанные в пункте 7 настоящей статьи, указанные отправителем неточно или он не имел разумной возможности их проверить. При перевозке грузов в заграничном сообщении в коносамент могут быть внесены по соглашению сторон и другие условия и оговорки. Комментарий Согласно комментируемой статьи содержание коносамента составляют условия и оговорки. Термин" условие "применяется во-первых, для определения обстоятельств , с наступлением которых у сторон возникают права и обязанности, во-вторых, как пункт или совокупность пунктов договора, и в-третьих, относительно условных сделок как будущая обстоятельство, в зависимость от наступления или ненаступления которой стороны ставят свои права и обязанности. Условие коносамента не совпадает с вышеприведенным толкованием, поскольку коносамент НЕ является договором. Поэтому, по нашему мнению, условие коносамента следует определять как его реквизит определенного содержания, которое должно быть включено в коносамент обязательно, так как этого требует законодательство, или относительно которого между перевозчиком и отправителем было достигнуто соглашение о включении. В последнем случае условие коносамента является дополнительным уточнением договора морской перевозки груза в период между его заключением и выдачей коносамента. Условия коносамента для их удобного использования можно сгруппировать в следующие разделы: 1) Сведения об участниках перевозки: а) наименование перевозчика ( на практике иногда это не входит в текст коносамента, а включается в его название) б) наименование грузоотправителя в) наименование грузополучателя (если коносамент является именным) или указание о том, что коносамент является ордерной или на предъявителя. 2) Сведения о рейсе - указание портов погрузки, разгрузки и т.п.. 3) Сведения о судне - Его название, флаг и т.п., вес, описание внешнего состояния, а также предостережения, которые капитан судна считает необходимым внести в коносамент. 4) Сведения об условиях перевозки - размер провозной платы, стоимость дополнительных услуг, дата и место выдачи коносамента, количество его экземпляров, а также подпись лица, выдавшего его. По методу формирования разделение условий коносамента осуществляется на императивные и диспозитивные. Источником фиксации первого вида условий является законодательство (например, условия об ответственности перевозчика). Второй вид условий определяется по соглашению сторон. Законодатель допускает возможность внесения в коносамент соответствующих оговорок. Предостережение - это односторонняя указание перевозчика относительно факта, имеющего значение в рамках договора морского перевозки груза. Путем оговорки перевозчик дополняет, разъясняет, уточняет или воздерживается от заверения данных, было заявлено отправителем. Законодательство предоставляет перевозчику право включить данные отправителя коносамент без проверки на основании письменного заявления отправителя, включить в коносамент соответствующую оговорку, если перевозчиком данные отправителя не проверялись; включить в коносамент соответствующую оговорку, если перевозчик не имел возможности проверить эти данные или у него есть достаточно оснований полагать, что информация, указанная отправителем, является неточной. Вариант поведения перевозчика зависит от рода груза: первый вариант применяется при буксировке леса, второй - при перевозке наливных, насыпных или навалочных грузов, третий - при перевозке других грузов. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 138 КТМУ следует определить следующие виды оговорок: по наименованию груза; маркировки, количества (количество мест, масса, объем) и внешнего вида груза. На практике такие оговорки формулируются в проформах коносаментов следующим образом: "вес, количество и число мест - неизвестно", или "вес и количество согласно заявлению отправителя" или "согласно веса, провозглашенной отправителем" и другие. Критерием разграничения условия и оговорки есть показатель того, что условие является результатом соглашения сторон, тогда как для предостережения достаточно одностороннего заявления перевозчика. Итак, цель разграничения условия и оговорки является относительной, а потому, по соглашению сторон предостережения может стать условием. Таким образом возникает вопрос: что существует - право или обязанность вносить оговорки в коносамент? Должен перевозчик вносить оговорки с согласия отправителя По нашему мнению, внесение оговорки в коносамент является правом перевозчика. Нельзя обязывать перевозчика вносить оговорки в коносамент, поскольку: 1) практически нельзя установить возможности всех перевозчиков по проверке при перевозке грузов наливом, насыпью или навалом, наименование груза, его маркировку, количество, объем и т.д. так, что один перевозчик может иметь определенный опыт, знания и современное оборудование, которое позволяет эти данные установить с точностью, другой - может этого не иметь 2) теоретически, если допустить, что внесение оговорки является обязанностью перевозчика, тогда оговорки свою сущность и становится условием договора морской перевозки груза. Итак, внесения соответствующей оговорки в коносамент предполагает фиксацию определенного фактического показателя процесса погрузки (вес, объем), предварительно направленного на избежание ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, поэтому предостережения не является условием договора морской перевозки груза и внесение оговорки в коносамент является правом перевозчика. При заключения договора морской перевозки груза заявление перевозчика оговоркой назвать нельзя, поскольку на этом этапе перевозчик доводит до сведения отправителя свои предложения по заключению договора и эти предложения являются основанием для формулирования оговорки на стадии выдачи штурманской расписки и коносамента, если отправитель возражает против предложений перевозчика и не принимает их. Таким образом, при заключении договора морской перевозки груза имеет место не оговорка, а внесение перевозчиком предложения по одной из условий договора. Свою оценку данным отправителя перевозчик дает только после приема груза, то есть после возникновения договорного обязательства. С этого момента доводы перевозчика, содержащие замечания относительно данных отправителя, становятся оговоркой, оно подлежит внесению в штурманскую расписку, а затем переносится в коносамент. Невыполнение этого действия может толковаться как отказ перевозчика от реализации своего права на оговорки. Если у перевозчика перенес свою оговорку с штурманской расписки коносамент, то такая оговорка теряет свою силу во взаимоотношениях перевозчика с получателем груза или получателем коносамента. В взаимоотношениях с отправителем перевозчик при таких обстоятельствах сохраняет лишь теоретическую возможность использования оговорки. Поскольку оговорка односторонней заявлением перевозчика, то последний вправе в любое время без согласия другой стороны снять оговорки. Это можно сделать только до тех пор, пока коносамент обретет свою возвратности. Практически коносамент приобретает возвратности с момента выдачи грузоотправителю. Итак, наличие оговорки в коносаменте не предоставляет оснований отрицать договор как основание возникновения обязательства, при этом сохраняются права и обязанности сторон, возникающие из договора. Предостережение не является односторонним изменением условий договора и не снимает с перевозчика ответственность, если не будет доказано, что утрата или повреждение груза возникли по вине перевозчика. Подписывая коносамент, капитан судна может сделать оговорку в отношении внешнего состояния груза, если он вызывает сомнение; относительно сохранности груза при перевозке, например: "ящик слабый", "мешки грязные", "бочки текут" и другие. Если такая оговорка не сделано, то в дальнейшем не может быть сделана ссылка на неудовлетворительное внешнее состояние груза в случае его повреждения в пути или недостатка. Итак, можно отметить следующие виды оговорок в коносаменте: о сведениях относительно количества, меры, качества груза и его состояния. Предостережение вносятся в текст коносамента от руки, путем печати или штемпелем. Наличие оговорки в коносаменте снижает его доказательную силу и значение как товарораспорядительного документа, поскольку банк может не принять такой коносамент при выдаче аккредитива. Дата коносамента является необходимым и существенным условием этого документа. В договоре перевозки дата коносамента позволяет установить выполнения перевозчиком одной из его основных обязанностей - осуществление отправки груза в установленный срок. Кроме того, дата коносамента индивидуализирует перевозки груза на определенном судне. Хотя в коносамент и вносится наименование судна, однако, иногда такого указания недостаточно. Например, если линейное судно обслуживает несколько портов, то оно может в относительно короткий срок осуществлять между ними несколько рейсов. Отсутствие на бортовом коносаменте даты может вызвать у отправителя сомнение относительно действительной отправки его груза, поскольку в условиях, когда отправитель не имеет своего агента в порту и не имеет других средств контроля за своевременностью отправки, ничто не препятствует перевозчику осуществить перевозку следующим рейсом. Коносамент должен быть подписан капитаном или другим представителем перевозчика. Наличие подписи является обязательным по закону, отсутствие его лишает коносамент силы документа, удостоверяющего наличие договора морской перевозки груза. Подпись отправителя не является обязательным по закону, однако, его наличие предусмотрено в некоторых проформах коносаментов. В этих проформах коносамента место для подписи отправителя отведено в той его части, где должны быть приведены особые замечания отправителя. Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что подпись отправителя свидетельствует его особые замечания. Однако такое толкование подписи отправителя, по нашему мнению, является ошибочным. Подпись отправителя обязывает его к ответственности за предоставленные сведения о грузе, правильным указания пункта назначения, грузополучателя и его адреса. Следовательно, лицо, подписавшее коносамент, считается грузоотправителем. |
1. В соответствии со ст. 133 АПК РФ одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является примирение сторон. Однако меры по примирению сторон принимает не только суд первой инстанции, это задача всех судов единой системы арбитражных судов в Российской Федерации. Арбитражные суды должны содействовать окончанию дела путем заключения мирового соглашения. Возможность разрешения спора заключением мирового соглашения должна выясняться при подготовке дела к судебному разбирательству, в процессе судебного разбирательства <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
При вынесении определения о подготовке дела к судебному разбирательству судья должен разъяснить сторонам их право заключить мировое соглашение (ст. 49 АПК РФ). В судебном заседании право на заключение мирового соглашения разъясняется судом устно. Если стороны намерены окончить дело миром, то необходимо выяснить, на каких конкретно условиях заключается мировое соглашение, содействовать сторонам в выработке условий мирового соглашения, например путем объявления перерыва в судебном заседании, отложения разбирательства дела, разъяснения процессуальных последствий утверждения судом мирового соглашения. Содействие в примирении сторон может проявляться в разъяснении преимуществ мирного урегулирования спора.
2. Необходимо заметить, что наименование комментируемой главы оказалось шире ее содержания: фактически АПК 2002 г. содержит нормы, регулирующие только мировое соглашение. Между тем в западных странах существуют и успешно применяются самые разнообразные примирительные процедуры (переговоры, посредничество и др.). Когда готовился проект АПК РФ, различные способы урегулирования споров были закреплены прямо в самом Кодексе, однако в третьем чтении гл. 15 подверглась существенному изменению. Действующее законодательство не препятствует сторонам самостоятельно обращаться к вышеназванным и другим формам урегулирования споров, если они того пожелают. Между тем завершить процесс в арбитражном суде в результате применения примирительных процедур по-прежнему можно только путем классических институтов: заключения мирового соглашения, отказа от иска и т.д.