Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 142. Тарування і пакування вантажуГрузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предотвращения потерь, недостач и повреждения, должны подаваться к перевозке в таре и упаковке , соответствующие требованиям законодательства и обеспечивают полную сохранность грузов в процессе перевозки и перегрузки. На каждом грузовом месте должно быть нанесено полное и четкое маркирование, предусмотренное правилами морской перевозки грузов. Плоты должны подаваться отправителем в состоянии, соответствующем установленным правилам взбивания, а при отсутствии таких правил - в состоянии, обеспечивающем в целости доставку плотов морем. Комментарий : Груз, который предоставляется к перевозке, должна быть в транспортабельном состоянии. Согласно статье 142 КТМУ грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предотвращения потерь, недостач и повреждения, должны подаваться к перевозке в исправной таре и упаковке, обеспечивающих полную сохранность грузов в процессе перевозки и перегрузки. На каждом грузовом месте должно быть нанесено полное и четкое маркировка, предусмотренная правилами морской перевозки грузов. Плоты должны подаваться отправителем в состоянии, соответствующем установленным правилам взбивания, а при отсутствии таких правил - в состоянии, обеспечивающем в целости доставку плотов морем. Положение о транспортабельность груза нашло выражение в ст. 308 ХКУ, согласно которой "грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке с учетом необходимости обеспечения транспортабельности и сохранение его в процессе перевозки ". Следует отметить, что положения приведенной статьи ХКУ носят общий характер, т.е. предусмотрены для перевозок различными видами транспорта. Положение специального, по морским перевозкам, нормативного акта - КТМУ, имеют некоторые недостатки по этому вопросу. Одним из таких недостатков является отсутствие в статьи 142 КТМУ обязанности отправителя осуществлять тарирование и упаковку груза согласно государственным стандартам. Известно, что подготовка генеральных грузов к перевозке морским транспортом осуществляется согласно требованиям ГОСТ. Транспортная упаковка должна соответствовать требованиям нормативно-технической документации, иметь в наличии и целостности пломбы, замки и т.д. (например, тара вантажевих мест массой брутто одна тонна и более должна иметь особые устройства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления груза на судне - рифмы, крюки и т.д.). Прочность упаковки должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, которые могут возникнуть при перевозке. До погрузки грузовых мест на судно отправитель должен обеспечить, чтобы масса брутто таких вантажевих мест отвечала массе брутто, указанной в перевозочных документах. При обнаружении таких недостатков упаковки, которые могут повлечь утрату или повреждение груза, а также нанесение ущерба другому грузу или судну, отправитель должен привести упаковку в соответствие с действующими правилами в течение срока, установленного для погрузки. В случае, если груз был сдан к перевозке в упаковке, которая должна скрытые недостатки, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, повреждение и задержку в доставке груза. Итак, тара и упаковка должны обеспечить полную сохранность груза при его перевозке, упаковка должна защищать груз от повреждений при перевозке, однако не исключается нанесение незначительных повреждений, которые не влияют на качество груза. Груз может быть упаковано в такую полностью исключает любые повреждения, однако не исключается, что в этом случае стоимость такой упаковки будет превышать разумные пределы. Особым видом тары контейнер. Применение контейнеров в торговом мореплавании не только освобождает отправителя от обязанности упаковать груз в соответствующую тару, способствует сохранению груза, устраняет возможность его потери, но и позволяет осуществлять перевозки непосредственно от склада до склада получателя без промежуточного хранения и сортирування. Контейнерные морские перевозки создают благоприятные условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и должны в конце концов больший экономический эффект. Для морской перевозки грузов могут применяться универсальные и специализированные контейнеры. Требования к применению и порядка использования контейнеров для морских перевозок грузов установлены Правилами перевозки контейнеров морским транспортом (РД 31.10.23-89), утвержденными Министерством морского флота СССР 02.01.90 г. Отправитель обязан подавать груз для перевозки в таре и упаковке согласно государственным стандартам для обеспечения количественного и качественного хранения груза в процессе его перевозки и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Грузы, на тару и упаковку которых государственные стандарты и технические условия не установлены, должны подаваться к перевозке в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при перевозке. В таких случаях тара должна отвечать требованиям, установленным в договоре перевозки. Если договор не содержит положений относительно характера тары, то перевозчик должен сам решать, какая тара соответствует характеру груза и условиям перевозки для обеспечения его охранного перевозки. В отдельных случаях в подтверждение доброкачественной тары он вправе требовать предоставления соответствующего удостоверения или сертификата качества на тару. При приеме груза большое значение имеет проверка и технического состояния тары. Дело в том, что невыполнение установленных правил приема груза в части осмотра тары и упаковки иногда приводит к повреждению груза или к его потери во время транспортировки и, соответственно, к ответственности перевозчика даже если он соблюдал все других правил и условий перевозки. Для предотвращения этого перевозчик должен отказаться от приема груза к перевозке в нестандартной, недоброкачественной или других причин нетранспортабельной таре. Однако, из этого нельзя делать вывод о том, что в случае приема груза к перевозке в ненадлежащей таре или упаковке перевозчик несет безусловную ответственность за несохранность груза при перевозке. Учитывая одно из оснований ответственности - наличие вины, следует заметить, что если груз принят к перевозке в несправлений таре или упаковке не по вине перевозчика, последний не несет ответственности за соответствующие последствия. Следовательно, все зависит от характера недостатков тары и упаковки, а также условий приема груза к перевозке. На практике возможно грузоперевозки в неисправной таре с соответствующей включением в коносамент оговорки об освобождении перевозчика от ответственности за повреждение или утрату груза вследствие недостатков тары. В этом случае оговорка указывает на признание отправителем установленных недостатков тары. Правовое значение такой оговорки заключается в том, что оно создает презумпцию невиновности перевозчика при неохраняемом перевозки вследствие недостатков тары и возлагает приведения доказательств его вины на отправителя. Напротив, отсутствие этой оговорки создает предположение в пользу отправителя надлежащее выполнение им своей обязанности по представлению груза к перевозке в исправной таре и упаковке. Вторым важным моментом в процессе представления грузоотправителем к перевозке является его маркировка согласно установленным государственным стандартам. Маркировка имеет большое значение для охранной и своевременной доставки груза. Ненадлежащее маркировка может быть причиной перевозки не по назначению или смешивания различных партий грузов, неправильного обращения с ними. Важность маркировки объясняется и тем, что оно обеспечивает правильное размещение груза и возможность его розыска в случае потери. Сегодня в процессе маркировки груза следует руководствоваться соответствующим ГОСТ 14192-77. Согласно государственным стандартам маркировки должно быть ясно виденным, понятным и не должно портить груз. Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки и три вида надписей: основной, дополнительный, информационный. Манипуляционные знаки представляют собой изображения, указывающие на способ обращения с грузом (например, - "Боится влаги"). Основной надпись включает полное или условное наименование получателя, наименование пункта назначения, количество грузовых мест и порядковый номер места. Дополнительный надпись предусматривает указание наименования отправителя, наименование порта отправления, номера коносамента и количества мест в коносаментных партии. Информационный надпись фиксирует массу брутто и нетто грузового места, а также его размер и объем. Все позиции маркировки груза должны соответствовать сведениям, содержащимся в грузовом ордере и коносаменте (Накладной). При перевозке набезпечних грузов наносится дополнительное маркировку согласно правилам перевозки этой категории грузов. Транспортная маркировка наносится на тару (ящики, бочки и т.п.), а в случаях, когда груз не имеет упаковки - непосредственно на груз. Маркировка наносится путем крепления на упаковку ярлыков (бумажных, фанерных и т.д.). Порт отправления, приняв груз к перевозке, проверяет наличие и правильность маркировки путем сопоставления их данных с данными грузовых документов. Таким образом, выполнение действий по тарирования, упаковки и маркировки груза являются обязательными отправителя при подаче груза к перевозке и осуществляются в соответствии с государственными стандартами. |
1. В силу принципа диспозитивности стороны, заключая мировое соглашение, самостоятельно определяют объем прав и обязанностей по отношению друг к другу, сами устанавливают сроки исполнения обязательств. Продолжением принципа диспозитивности является и положение о необходимости добровольного исполнения условий мирового соглашения сторонами.
Положение ч. 1 комментируемой статьи находится в некоторой несогласованности с положением ч. 8 ст. 141 АПК РФ, в соответствии с которой определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению. Поэтому на практике неоднозначно решается вопрос о моменте, с которого подлежит выдаче исполнительный лист для принудительного исполнения. Однако в практике судов отсутствует единая позиция по данному вопросу.
2. Возможность принудительного исполнения мирового соглашения гарантирует права лиц, участвующих в заключении мирового соглашения, предупреждает возможность злоупотребления процессуальными правами. Порядок выдачи исполнительного листа регулируется ст. 319, 320 АПК РФ (см. комментарии к данным статьям).
На практике нередки случаи, когда судьи отказывают в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения, заключенного в рамках исполнительного производства, мотивируя свое решение тем, что исполнительное производство было прекращено, после чего его возобновление невозможно. Такой подход представляется неверным, поскольку определение суда об утверждении мирового соглашения в рамках исполнительного производства является основанием как для выдачи исполнительного документа, так и для возбуждения совершенно нового, а не прежнего исполнительного производства.