Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 296. Застосування права у разі зіткнення судов

Відносини, пов'язані з відшкодуванням збитків від зіткнення суден у внутрішніх водах або територіальному море, регулируются законодательством государства, где произошло столкновение.

Если столкновение случилось в открытом море и спор в связи ' связи со столкновением рассматривается в Украине, применяются правила статей 297 - 303 настоящего Кодекса.

Если все судна столкнулись, плавают под одним флагом и не затрагивают интересов третьей стороны, применяется законодательство государства флага этих судов независимо от того, где произошло столкновение.

Комментарий :

Столкновение судов - это один из видов аварии, который может привести причинение убытков судну, грузу, а также жизни и здоровья & # 39; ю людей. Поэтому со стороны различных международных организаций уделяется немало внимания вопросам столкновения судов. Основным международным актом является Международная конвенция для об ' единения некоторых правил относительно столкновения судов (подписана в рамках ООН в Брюсселе 23.12.2010 г.), важное значение также имеют Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 года (подписано в рамках ИМО 20.10.72 г.), Правила относительно компенсации убытков от столкновения судов (так называемые Лиссабонские правила, утвержденные ИМО в 1987 г.). В главе 3 раздела IX КТМУ закреплены нормы, регулирующие возмещение убытков от столкновения судов.

Согласно Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г., говорится об основных мерах, направленных на предупреждение столкновения судов:

1) Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, по преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

2) Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло принять надлежащие и эффективные действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, необходимой при существующих обстоятельствах и условиях.

3) Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства согласно преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если есть сомнения относительно наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует.

4) Действия для предупреждения столкновения:

а) Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике.

б) Любая изменение курса и (или) скорости, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должна быть достаточно большой, с тем чтобы она могла быть легко обнаружена другим судном, наблюдающим его визуально или с помощью радиолокатора; следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и (или) скорости.

в) Если есть достаточный водное пространство, то изменение только курса может быть наиболее эффективным действием для предупреждения чрезмерного сближения при условии, что изменение сделано заблаговременно, является существенным и не вызывает чрезмерного сближения с другими судами.

г) Действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения с другим судном, должно быть таким, чтобы привести к различию на безопасном расстоянии. Эффективность этого действия должна тщательно контролироваться до тех пор, пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

д) Если необходимо предотвратить столкновения или иметь больше времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои машины или дав задний ход.

Столкновение - это событие с участием двух или более судов, которая влечет убытки или ущерб, даже при отсутствии действительного контакта. Поэтому обязанность ' связь возместить убытки в результате столкновения возникает при наличии трех условий: 1) вред, 2) вина того, кто вызвал ущерб 3) причинная связь ' связь между противоправным действием (бездействием) и ущербом.

Противоправное действие (бездействие) имеет место тогда, когда поведение того, кто вызвал ущерб, не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих порядке плавания судов. В этом случае речь может идти о нарушении международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС-1972), местных правил плавания, морской практики, нарушение уставов службы на судах и т.д.. Что касается вины, то как правило, столкновения судов происходит по неосторожности. Случаи умышленного столкновения встречаются редко. Вина имеет значение для определения лица, которое будет возмещать причинении столкновением убытки. Однако следует иметь в виду, что столкновение может иметь место и при отсутствии вины (например, случайно или форс-мажорных обстоятельств). Вопрос о причинной связи ' связь относится для того, чтобы определиться, действительно противоправное действие (Бездействие) повлекли причинение убытков.

Важное значение имеет порядок документарного оформления случае столкновения судов. Этот процесс в большинстве возлагается на капитана судна и касается совершения такого рода действий, направляемых на сбор доказательств и урегулирования взаимных требований по возмещению вреда. Порядок оформления случае столкновения судов наработанный на практике и его составляют такие действия: (1) заявление морского протеста, (2) отправка судовладельцу или капитану другого судна заявления об ответственности за столкновение, (3) обзор повреждений судна и определения убытков от столкновения, (4) заключение соглашения о юрисдикции (т.е. решение вопроса о месте рассмотрения требований о возмещении убытков в результате столкновения), (5) обеспечение имущественных требований и при необходимости задержание или арест судна.

В комментируемой статье определяется порядок применения права в случае столкновения, который дает ответ на вопрос: законодательство какой страны следует применять в случае возмещения вреда вследствие столкновения судов.

1) Если столкновение произошло во внутренних водах или территориальном море, то к отношениям, эт ' связанных с возмещением убытков, применяется законодательство государства, где произошло столкновение. Отметим, что правовая классификация морских пространств приведена в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., о правовом режим говорится в Законе Украины от 04.11.91 г. " О государственной границе Украины ", Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 Внутренние воды и территориальное море является составной частью государственной территории. Правовой режим внутренних вод определяется правом прибрежного государства, а режим территориального моря - также прибрежной государством, однако с учетом права мирного прохода иностранных судов.

2) Если столкновение произошло в открытом море и спор в связи ' связи со столкновением рассматривается в Украине, то применяются правила КТМУ.

3) Если все судна столкнулись, плавают под одним флагом и не затрагивают интересов третьей стороны, применяется законодательство государства флага этих судов независимо от того, где произошло столкновение.

эн??? p операции, осуществляется для общей опасности и которая дает право на вознаграждение за спасение, если бы осуществлялась третьей лицом, (б) эти расходы имеют место в условиях мероприятия аварийного судна в порт-убежище по указанию органов власти, (в) если затраты необходимы для того, чтобы судно оставалось в порту-убежище (г) эти расходы признаются общей аварией даже если для предотвращения загрязнения окружающей среды необходимо разгрузить, нагрузить или хранить груз.

V. Общая авария вследствие потери фрахта

К такого рода убытков относится потеря фрахта, вызванная утратой груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии, при этом из фрахта исключаются расходы, которые были бы сделаны перевозчиком груза для его получения, но вследствие пожертвования сделаны не были.

О эти расходы говорится в Йорк-антверпенских правилах (правило XV), в соответствии с которыми расходы от потери фрахта за перевозки груза подлежат распределению таким же образом, как и убытки от потери самого груза. Однако с суммы потерянного фрахта исключаются расходы, которые были бы сделаны перевозчиком для того, чтобы заработать этот фрахт. Отметим, что по фрахту исключаются только те расходы, которые относятся к грузу, а поэтому расходы на зарплату и содержание экипажа сохраняются. Если в рейсе судовладелец должен оплатить портовые сборы, то они также не исключаются из фрахта. Если рейс должен продолжаться, то принимается во внимание фрахт, что может быть заработан судовладельцем.

Научно-практический комментарий:

1. Заявление (представление) может быть возвращено заявителю без рассмотрения, если оно подано с нарушением установленных требований или в связи с ходатайством заявителя о его возвращении (ч. 1 ст. 296 АПК РФ).
Кроме того, в связи с установлением Федеральным законом от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ возможности восстановления пропущенного срока на подачу заявления (представления) о пересмотре судебных актов в порядке надзора (ч. 4 ст. 292 АПК РФ) комментируемая статья дополнена положением, расширяющим основания для возвращения заявления или представления.
Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 296 АПК РФ заявление или представление может быть возвращено, если при решении вопроса о принятии его к производству будет установлено, что пропущен установленный в ст. 292 Кодекса срок для обращения, ходатайство о его восстановлении отсутствует или в восстановлении пропущенного срока отказано.
2. В ч. 3 ст. 296 АПК РФ содержится правило, согласно которому заявителю гарантируется возможность повторного обращения в ВАС РФ в общем порядке, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием возвращения заявления (представления).
Например, возвращение заявления в связи с отсутствием ходатайства о восстановлении пропущенного срока не препятствует повторному обращению с приложением соответствующего ходатайства.