Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 295. Збитки, що не визнаються загальною авариейНе визнаються загальною аварією навіть у разі наявності ознак, зазначених у статті 277 цього Кодексу: 1) стоимость выброшенного за борт груза самозайнявся и груза перевозился на судне в соответствии с правилами и обычаями торгового мореплавания 2) убытки, причиненные (любым образом) при тушении пожара на борту судна, в результате действия дыма или согревания 3) убытки, причиненные обрубыванием обломков или частей судна, снесенных или потерянных в результате несчастного случая к проведению пожертвований с целью избавления от общей опасности 4) расходы, связанные с перемещением или выгрузкой груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления или мероприятия или в укрытии, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или мероприятия при условии, что в течение рейса не произошло никакого несчастного случая или другого чрезвычайного происшествия, связанного с таким повреждением, а также если такие расходы было проведено исключительно с целью перезаключения груза через смещение в процессе рейса, если только такое перезаключение не является необходимым ради общей безопасности 5) расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, на топливо и предметы поставки, сделанные за период ремонта повреждения судна, даже если ремонт необходим для безопасного продолжения рейса в случаях, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или захода, при условии, что течение рейса не произошло никакого несчастного случая, связанного с таким повреждением 6) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и т.д.). Комментарий : В комментируемой статье собраны виды убытков, относящихся к отдельной аварии. Признание такого рода убытков отдельной аварией является однозначным, несмотря на то, что они могут иметь признаки общей аварии. Во-первых, в отдельную аварии относится стоимость выброшенного за борт груза самозайнявся и перевозимого груза на судне в соответствии с правилами и обычаями торгового мореплавания. Отметим, что по договору морской перевозки груза перевозчик обязан надлежащим образом осуществить нагрузки груза, его обработку, укладку, перевозку и разгрузку. Такие обязанности предусмотрены КТМУ и Правилами перевозки грузов морским транспортом (см. комментарий ст. 133 КТМУ). Поэтому в случаях, когда перевозка осуществлялась с нарушением этих правил, и в связи с этим груз был выброшен за борт, перевозчик не имеет права требовать отнесения стоимости такого груза к общей аварии. Во-вторых, в отдельной аварии относятся убытки, причиненные (любым образом) при тушении пожара на борту судна, в результате действия дыма или согревания. О убытки дымом или согреванием огнем предусмотренных правилом III Йорк-антверпенских правил. При этом следует иметь в виду, что убытки согреванием огнем, не относятся к общей аварии, а убытки от согревания, которые находятся в зависимости от мер по тушения пожара, относятся к общей аварии. В-третьих, в отдельной аварии относятся убытки, причиненные обрубыванием обломков или частей судна, снесенных или утерянных в результате несчастного случая к проведению пожертвований с целью избавления от общей опасности. О таких убытки предусмотренных правилом IV Йорк-антверпенских правил. Применение такого правила было актуальным в эпоху парусного флота, сегодня оно практического значения не имеет, однако указывает на основной принцип, положенный в роль и значение общей аварии: невозможно жертвовать тем, что уже и так потеряно. В-четвертых, в отдельной аварии относятся расходы, связанные с перемещением или выгрузкой груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления или мероприятия или в укрытии, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или мероприятия при условии, что в течение рейса не произошло никакого несчастного случая или другого чрезвычайного происшествия, связанного с таким повреждением, а также если такие расходы были проведены исключительно с целью перезаключения груза через смещение в процессе рейса, если только такое перезаключение не является необходимым ради общей безопасности. Согласно ст. 280 КТМУ к общей аварии отнесены расходы, связанные с перемещением груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления, мероприятия или укрытии, сделанные ради общей безопасности или для получения возможности починить судовые повреждения, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти починки были необходимы для безопасного продолжения рейса. Однако не относятся к общей аварии расходы на перемещение груза, топлива и т. д. или их выгрузки, если эти операции осуществлялись не ради общей безопасности, а в интересах судна или груза. Также если будет доказано, что потребность в ремонте не связана с чрезвычайными обстоятельствами, которые имели место в рейсе, то расходы на перемещение груза, топлива и т.д. не будут отнесены к общей аварии. В-пятых, в отдельной аварии относятся расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, сделанные за период ремонта повреждения судна, даже если ремонт необходим для безопасного продолжения рейса в случаях, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или захода, при условии, что в течение рейса не произошло никакого несчастного случая, связанного с таким повреждением. В соответствии со ст. 280 КТМУ к общей аварии относятся расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, возникшие во время задержки судна в интересах общей безопасности в любом месте в результате несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, или для ремонта повреждений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт повреждений необходимо для безопасного продолжения рейса. Расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, возникшие во время задержки, возмещаются в порядке распределения общей аварии, за исключением расходов, возникших из-за ремонта, не принимается на общую аварию. В комментируемой статье речь идет о расходах на заработную плату и содержание судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, возникшие из-за ремонта, но не признаются общей аварией при двух условиях: ( а) эти затраты произведены за период ремонта повреждения судна, даже если ремонт необходим для безопасного продолжения рейса (б) эти расходы имели место тогда, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или захода, при условии, что в течение рейса не произошло никакого несчастного случая, связанного с таким повреждением. В-шестых, к отдельной аварии относятся любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и т.д.). В данном случае речь идет о любых косвенные убытки, которые не признаются общей аварией согласно правилу C Йорк-антверпенских правил. |
1. В комментируемой статье устанавливается порядок принятия заявления (представления) к производству ВАС РФ.
Предусмотрено, что вопрос о принятии заявления к производству решается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления аналогично тому, как решаются вопросы принятия к производству искового заявления (ст. 127 АПК РФ), жалобы (ст. 261, 278 АПК РФ). Тем самым обеспечивается судебная процедура рассмотрения заявления (представления), обычная для судопроизводства во всех арбитражных судах.
2. Положение, содержащееся в ч. 2 ст. 295 АПК РФ, обязывает судью принять к производству ВАС РФ заявление (представление), если оно соответствует установленным в гл. 36 АПК РФ требованиям.
Если заявление (представление) не соответствует требованиям, предусмотренным в ст. 292 и 294 АПК РФ, то оно должно быть возвращено определением суда (ст. 296 АПК РФ). Не может быть принято к производству также повторное заявление (представление) лица, которое ранее обращалось в ВАС РФ и ему было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ, если при этом приводятся те же, что и ранее, основания (ч. 9 ст. 299 АПК РФ).
3. Вопрос о принятии заявления к производству разрешается в определении суда, которым также возбуждается надзорное производство (ч. 3 ст. 295 АПК РФ).
Копия этого определения направляется только тому лицу, которое обратилось в ВАС РФ, и не направляется другим лицам, участвующим в деле, поскольку сам по себе факт принятия заявления к производству не влияет на объем прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, не предрешает исхода его рассмотрения в суде надзорной инстанции.
Этим же определением может быть истребовано дело из арбитражного суда, если у ВАС РФ нет сомнений в необходимости его истребования исходя из доводов, содержащихся в заявлении (представлении), и прилагаемых судебных актов (ч. 4 ст. 295 АПК РФ).