Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 58. Управління судном

На капітана судна покладається управління судном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, предотвращение загрязнения морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращения нанесения всякого вреда судну, людям и грузу, находящихся на нем.

Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении действий, вызванных потребностями судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет других представителей судовладельца или грузовладельца.

При аварийных морских событий с судном, а также в случае порчи, повреждения и утраты груза или багажа, груза причинения травм людям и других случаев, в результате которых могут быть представлены ' явлены претензии или иски к судовладельцу, капитан судна должен принять все необходимые меры для документального оформления этих случаев в порядке, установленном действующим законодательством Украины, а также провести предварительное расследование аварийного морского события независимо от ее классификации.

Комментарий

В морском праве правовое положение капитана судна отличается соответствующей своеобразием. Именно поэтому его лице уделяет особое внимание как национальное, так и международное законодательство в области торгового мореплавания. Общие нормы правового положения капитана судна содержатся в Главе 2 Кодекса. Так, капитан судна несет исключительную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, груза, экипажа, а также по охране окружающей среды от загрязнения с судна. Согласно ст. 61 Устава службы на судах морского флота Союза ССР от 9 января 1976 (далее - Устав службы на судах морского флота) капитан осуществляет управление судном на основе единоначала и подотчетен непосредственно судовладельцу - руководителю компании. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

Важная роль капитана судна признается и Международной морской организацией (ИМО), Резолюцией А.443 (X1) которой определяется, что безопасность на море и защиту морской среды должны быть предметом первичной задачи капитана судна и экономический и другое давление на капитана не могут влиять на решения, которые он должен принимать по этим вопросам, а инструкции, предоставляемые капитану судовладельцем, не должны наносить ненадлежащего влияния на решение этих вопросов. Ассамблея предложила правительствам принять необходимые меры для защиты капитана судна, надлежащим образом выполняет свои обязательства ' связки для того, чтобы никакие лица не ограничивали его действия в отношении принятия любого решения, которое он считает необходимым согласно своему профессиональному опыту. Капитан должен быть защищен соответствующими нормами от несправедливых обязанности ' связей. В свою очередь, Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предупреждения загрязнения (МКУБ) 1993 подчеркивается обязанность ' связь компании определить и оформить в виде документов ответственность капитана, при этом компания должна четко подтвердить полномочия капитана и установить, что он наделен высшими полномочиями и ответственностью для принятия решений относительно безопасности и предотвращения загрязнения.

Обязанность ' связки капитана в управлении, в том числе судовождение определяются действующим законодательством Украины, международными договорами, а также принятыми на их выполнение инструкциями и положениями судовладельца.

Согласно Уставу службы на судах морского флота (ст. 89) капитан обязательства ' связан требовать от своих помощников определения судна всеми мерами и осуществлять контроль за качеством и своевременностью этих определений. Капитан назначает курс и скорость, способ управления и режим работы главного двигателя. Никто без разрешения капитана не имеет право изменять назначенный им курс (исключая вахтенного помощника в условиях опасности). Капитан должен постоянно осуществлять контроль за получением навигационных извещений мореплавателям и навигационных предупреждений, за своевременной корректурой карт, лоции и других пособий для плавания (Ст. 93). При входе в порт и выходе из порта капитан должен находиться на мостике и лично управлять судном. Капитан должен принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поиска только после того как убедится, что поиски безрезультатны. Устав также детально регламентирует обязанности ' связки капитана судна во время его стоянки в порту, во время ремонта и т.д..

соответствии со ст. 239 ГК Украины сделка, совершенная представителем, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности ' связки лица, которое он представляет. Таким образом, капитан судна в силу закона является представителем судовладельца и грузовладельца и не требует получения доверенности от этих лиц. Однако представительство капитана имеет ограниченный характер, поскольку осуществляется только:

1. относительно действий, вызванных потребностями судна, груза или плавания

2. по искам, которые касаются доверенного ему имущества.

При этом, если на месте есть представители судовладельца или грузовладельца, капитан не имеет право осуществлять действия, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи.

В качестве представителя судовладельца капитан судна имеет право заключать соответствующие договоры, эт ' связанные с обеспечением судна топливом, запасными частями, продовольствием, водой и т.п.. В случае необходимости проведения срочного ремонта судна, капитан может заключать от имени судовладельца соответствующий договор с судоремонтным предприятием. Также капитан может заключать соответствующие договоры буксировки при заходе в порт и выходе из порта суда, договора найма лоцмана т.д..

Капитан судна как представитель судовладельца в отношении исков, касающихся вверенного ему имущества, может выступать в суде самостоятельно или предоставить доверенность другим лицам, в том числе адвоката, если эти лица не были предназначены непосредственно судовладельцем. Для осуществления указанных функций на капитана судна возлагается обязанность ' связь документального оформления аварийных морских событий, а также в случае порчи, повреждения и утраты груза или багажа, груза причинения травм людям и других случаев, в результате которых могут быть представлены ' явлены претензии или иски к судовладельцу. Указанные обстоятельства удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы (см. комментарий к ст. 381), которые выступают в качестве доказательств по заявленным претензиям и искам. Кроме того, в случае необходимости немедленного с ' выяснения обстоятельств возникновения аварийного морского события, капитан судна может провести предварительное расследование независимо от ее классификации, о чем указывает ч. 3 комментируемой статьи.

Однако, на практике, большинство положений этой статьи о представительстве на сегодня не применяются, учитывая современное состояние средств связи ' связи, предоставляющих возможность капитану судна в любой момент получить от судовладельца распоряжение о том как действовать в той или иной ситуации.