Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 25. Заходження ядерного судна у води УкраинаЯдерне судно має право зайти в територіальне море України за усіх таких умов: а) якщо порт оголошено відкритим для заходження ядерних суден; б) якщо информацию о безопасности этого судна заранее подано центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта, и органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в) если центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере транспорта, и орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности не запрещают это заход. Комментарий Ввиду того, что ядерное судно - это отдельная категория судов (См. комментарий к ст. 15), которое оборудовано ядерной энергетической установкой и представляет значительную угрозу для человечества, в комментируемой статье речь идет о возможности захода ядерных судов в воды Украины при определенных условиях, соблюдение которых обеспечивает безопасность. К таким условиям относятся следующие: а) порт, в который заходит ядерное судно, должен быть объявлен открытым для захода ядерных судов б) информация о безопасности ядерного судна должна заранее подаваться центральному органу исполнительной власти в области транспорта и центральному органу исполнительной власти в области ядерного регулирования в) отсутствие запрета на заход ядерного суда со стороны центрального органа исполнительной власти в области транспорта и центрального органа исполнительной власти в области ядерного регулирования. |
1. Комментируемая статья АПК РФ определяет порядок рассмотрения отвода и субъектов, уполномоченных законом решать вопрос об отводе. Субъектный состав, рассматривающий вопрос об отводе, зависит от того, кому заявлен отвод.
Председатель арбитражного суда, его заместители или председатели судебных составов разрешают вопросы об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, и об отводе, заявленном нескольким судьям или всему рассматривающему дело составу суда при коллегиальном рассмотрении дела.
Состав суда, рассматривающий дело, разрешает отвод, заявленный судье при рассмотрении дела в коллегиальном составе, а также вопрос об отводе помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика.
2. Процедура разрешения отвода, приведенная в ч. 1 ст. 25 АПК РФ, предусматривает заслушивание арбитражным судом мнения лиц, участвующих в деле, а также мнения лица, которому заявлен отвод, если он желает дать объяснения. Это положение не вызывает каких бы то ни было вопросов, когда отвод рассматривается в том же заседании, в котором он заявлен, т.е. при коллегиальном рассмотрении дела. В этом случае сначала судьи заслушивают лицо, заявившее отвод, мнения других лиц, участвующих в деле, затем предлагают лицу, в отношении которого заявлен отвод, высказать свое мнение, если он имеет желание сделать это. Отводимый вправе самостоятельно решить, высказываться ли по сути заявленного отвода. В таком порядке рассматривается отвод, заявленный одному из судей при коллегиальном судебном составе или помощнику судьи, секретарю судебного заседания, эксперту или переводчику. В протокол судебного заседания заносятся сведения по процедуре рассмотрения отвода.
Закон не говорит, в совещательной ли комнате разрешается отвод или достаточно совещания на месте. Однако толкование ст. 25 АПК РФ позволяет говорить об обязательном решении вопроса об отводе одного из судей коллегии в совещательной комнате, так как вопрос об отводе судьи при рассмотрении дела в коллегиальном составе разрешается этим же составом суда большинством голосов в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. Следовательно, закон говорит о решении вопроса об отводе вне постороннего влияния. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным.
Большинством голосов решается и вопрос об отводе помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика.
Однако описанную выше процедуру сложно применять при рассмотрении отвода, заявленного судье, рассматривающему дело единолично. В этом случае председатель арбитражного суда, его заместители или председатель судебного состава уполномочены решить данный вопрос. Практика рассмотрения отводов в таких случаях разнится в судах. Наиболее часто отвод судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается по следующей процедуре. Председатель арбитражного суда, его заместители или председатели судебных составов заслушивают лицо, заявившее отвод, мнения других лиц, участвующих в деле, относительно отвода. Но иногда отводимое лицо не присутствует при рассмотрении данного вопроса.
Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, а также нескольких судей или всего состава суда разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда либо председателем судебного состава в день проведения судебного разбирательства. По результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта независимо от того, заявлен отвод в письменной форме или заявление было сделано устно и внесено в протокол судебного заседания (п. 38 Регламента арбитражных судов РФ).
По-разному складывается судебная практика и относительно необходимости ведения протокола рассмотрения отвода, когда такой отвод разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда либо председателем судебного состава. Поскольку данный вопрос рассматривается вне основного судебного процесса по делу, то сведения об отводе нельзя внести в протокол судебного заседания. Одни суды не ведут протокол рассмотрения отвода вообще, другие ведут протокол со ссылкой на ч. 1 ст. 155 АПК РФ (в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол). Например, в Арбитражном суде Свердловской области разработан шаблон протокола при рассмотрении отвода председателем суда, его заместителями или председателями судебного состава. В остальных случаях рассмотрение отвода отражается в протоколе судебного заседания. Возможно вынесение и протокольного определения по итогам рассмотрения заявленного отвода.
3. Закон не устанавливает процедуру рассмотрения вопроса о самоотводе. Чаще всего о самоотводе подается письменное заявление, уполномоченное лицо рассматривает его, о чем выносит определение.
4. По результатам рассмотрения вопроса о самоотводе или об отводе выносится определение, которое не подлежит самостоятельному обжалованию, но может быть обжаловано совместно с решением суда по делу.