Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 98. Відповідальність за аварійні морські события

Ответственность за аварийные морские события, которые произошли по вине государственных морских лоцманов во время выполнения ими служебных обязанностей ' связей, несет организация, работником которой является лоцман.

Эта ответственность ограничивается размерами аварийного Лоцманский фонда, Который образуется из 10 процентов отчислений от сумм Лоцманский сбора, поступивших в календарном году, предшествовавшем аварии.

Комментарий

В комментируемой статьи говорится об ответственности, следующего за аварийные морские события, Которые произошли по вине государственных морских Лоцманов во время выполнения ими служебных обязанностей "связей. Обратим внимание на основные характеристики такой ответственности

1) Основанием ответственности является совершение правонарушения, которое называется аварийные морские события. Однако, срок " аварийные морские события " НЕ раскрывается в КТМУ, основания говорит о аварийных морские события в контексте сроков " морское требование ", " общая авария ", " отдельная (необщего) авария ", Которые использованы в КТМУ, отсутствуют (См. комментарий к гл. 4 раздела II, гл. 1, 2, 3 раздела IX настоящего Кодекса).

По нашему Мнение, в этой статье говорится о ответственности, которая касается ненадлежащего проведения морского судна, и эт 'связывается с неисполнение или ненадлежаще исполнением договора о предоставление услуг по лоцманской проводке судна. В комментируемой статье КТМУ НЕ содержатся нормы об этом договоре, однако содержание отдельных норм дает основан определять наличие между судовладельца и лоцманской службой договорных отношений. К тому же, согласовании с п. 4.10 Положения лоцманские услуги предоставляются на основании двустороннего договора между капитаном судна или морским агентом выступают от имени судовладельца, с одной стороны, и лоцманской организации, предоставляющих эти услуги, с другой стороны.

Итак, по договору в лоцманскую проводку судна исполнитель (государственная Лоцманская служба) обязательства 'связывается согласовании с задачами заказчика (судовладельца) предоставить услуги по лоцманской проводке определенного судна, а заказчик обязательства 'связывается оплатит эти услуги. По своей правовой природе этот договор характеризуется следующими признаками: двусторонность, оплатнисть, специальный предмет (услуги нематериального характера в предоставление информации в месте плавания судна в районах обязанности 'обязательного и необязательный' обязательного Лоцманский проведения) и в 'объект (определенное морское судно, проведение которого должно происходить), консенсуальнисть, публичный характер (поскольку государственная морская Лоцманская служба должна Предоставлять услуги каждому, кто к ней обратится).

Таким образом, нарушение условий договора в лоцманскую проводку судна, невыполнение или ненадлежащее выполнение условий настоящего договора является основанием для ответственности Не только гос лоцманской службы, но и судовладельца. Если речь идет об ответственности гос лоцманской службы, то она эт 'связывается с невыполнения/ненадлежаще исполнением лоцманом (он в договорных отношениях Выступает от имени гос лоцманской службы) служебных обязанностей 'связей.

2) Для применения мер ответственности к гос лоцманской службы следует доказать вину лоцмана.

3) Ответственность несет НЕ лоцман, а государственная Лоцманская служба.

4) Ответственность гос лоцманской службы ограничивается размерами аварийного Лоцманский фонда, Который создается с 10 процентов отчислений от сумм Лоцманский сбора, поступивших в календарном году, предшествовавшем совершению правонарушения.

5) Ответственность носит характер материальной ответственности гос лоцманской службы перед судовладельца за убытки, причиненные судну Возникшие в результате доказанной вине лоцмана.

Виды хозяйственных санкций, могут применяться к гос лоцманской службы, КТМУ не предусмотрены, поэтому возможно применение возмещения убытков, штрафных и оперативно-хозяйственных санкций в порядке, предусмотренном хозяйственным кодексом Украины.

<Стаття 97 | Стаття 98 | Стаття 99>

Научно-практический комментарий:

1. Требование ответчика о возмещении убытков, причиненных мерами по обеспечению иска, может быть предъявлено не только к истцу, но и к третьим лицам в том случае, если меры по обеспечению иска были приняты по их просьбе. Возмещение убытков не производится, если обеспечение иска было произведено по инициативе прокурора или государственных, муниципальных органов.
Возмещение убытков возможно в тех случаях, когда арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска полностью или в части. При этом ответчик вправе заявить, в свою очередь, ходатайство об обеспечении иска о возмещении убытков, причиненных обеспечением иска, за счет средств встречного обеспечения по предыдущему делу до тех пор, пока определение о встречном обеспечении не было отменено арбитражным судом в соответствии со ст. 94 АПК РФ.
2. При рассмотрении иска о возмещении убытков необходимо учитывать возможность обжалования судебного акта об отказе в удовлетворении иска. Если после подачи иска о взыскании убытков решение по первоначальному иску будет отменено и дело будет направлено на новое рассмотрение, то суд, рассматривающий дело о взыскании убытков, обязан приостановить производство по делу. Если решение по первоначальному иску будет отменено и первоначальный иск будет удовлетворен, то в иске в возмещении убытков будет отказано.
3. При разрешении спора арбитражный суд должен определить размер причиненных убытков и их взаимосвязь с обеспечительными мерами. Убытки должны возникнуть в период действия обеспечительных мер (например, убытки в связи с невозможностью продажи имущества в период действия ареста или запрета на распоряжение им). Если же эти убытки вызваны обстоятельствами, имевшими место ранее или позднее этого периода, то они взысканию не подлежат.
Убытки, согласно ст. 15 ГК РФ, включают в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Не подлежат включению в сумму упущенной выгоды налоги, поскольку налоги должны перечисляться в бюджет и неполученной прибылью не являются. При определении размера убытков может быть использована Временная методика определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров <1>.
--------------------------------
<1> Приложение к письму Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1991. N 8.