Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 256. Збитки, произошедших вследствие умысла страхователяСтраховик не відповідає за збитки, що сталися внаслідок умысла или грубой неосторожности страхователя, отправителя, получателя, а также их представителей. Комментарий : статья предусматривает правовые последствия нарушения договора морского страхования страхователем как вследствие умысла, так и вследствие грубой неосторожности. Кроме того, в соответствии с положениями данной статьи страховщик не отвечает за убытки и в том случае, когда такие действия были совершены отправителем, получателем или их представителями. По общему правилу при умысле лицо действует с целью нанесения ущерба. Что касается неосторожности, то убытки наносятся результате упущений и ошибок, выражающихся в уступке от обязательных норм и правил. Примером, неосторожности страхователя может быть несоблюдение перевозчиком правил перевозки тех или иных видов грузов. |
1. Поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (кроме вручения судебных документов, признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений, принятия обеспечительных мер) передаются арбитражным судам в порядке, определенном Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г. (далее - Гаагская конвенция 1970 г.).
Министерство юстиции РФ принимает судебные поручения, исходящие от судебных органов иностранных государств, и передает их для исполнения арбитражным судам.
Судебное поручение составляется на русском языке (либо прилагается надлежащим образом заверенный перевод на русский язык), не требует легализации или других аналогичных формальностей и должно содержать следующие сведения:
1) наименование органа власти, требующего его исполнения, и запрашиваемого органа, если он известен запрашивающему органу;
2) названия, адреса сторон в судебном процессе и их представителей, если таковые имеются;
3) существо и предмет судебного разбирательства, для которого истребуется доказательство, с изложением сведений, необходимых для исполнения поручения;
4) доказательство, которое требуется получить, или другое процессуальное действие, которое надо исполнить.
В соответствующих случаях поручение должно также содержать:
- фамилии и адреса лиц, которых необходимо допросить;
- вопросы, которые нужно поставить допрашиваемым лицам, или обстоятельства, о которых они должны быть допрошены;
- документы или другое имущество, недвижимое или личное, подлежащие осмотру;
- требование о получении свидетельских показаний под присягой или с подтверждением и об использовании особой формы;
- особый порядок или процедуру исполнения судебного поручения.
Запрашивающий орган может затребовать информацию о дате и месте, где будут осуществлены запрашиваемые им процессуальные действия, чтобы заинтересованные стороны и (или) их представители могли при этом присутствовать. Такая информация направляется в запрашивающий орган или непосредственно сторонам (их представителям).
2. АПК РФ наделяет арбитражные суды правом на отказ в исполнении поручения иностранного суда (иного компетентного органа иностранного государства) в случаях, если:
1) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;
2) исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;
3) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
В соответствии со ст. 12 Гаагской конвенции 1970 г. в исполнении судебного поручения может быть отказано только в случае, если:
а) исполнение поручения в запрашиваемом государстве (РФ) не входит в компетенцию судебной власти или если
б) запрашиваемое государство (РФ) находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету и безопасности.
Очевидно, что в данном случае приоритетом обладают нормы Гаагской конвенции 1970 г., а нормы АПК РФ могут применяться в части, не препятствующей Российской Федерации в исполнении принятых международных обязательств.
В исполнении не может быть отказано по тому только мотиву, что согласно российскому законодательству арбитражные суды РФ обладают исключительной компетенцией по существу предъявленного иска или же в соответствии с законодательством РФ спор не подлежит рассмотрению в суде.
3. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится без промедления, в порядке, установленном АПК РФ. В случае, если запрашивающий компетентный орган власти просит о соблюдении особой формы, такая просьба удовлетворяется при условии, если данная форма не противоречит законодательству РФ или если ее применение не будет невозможным ввиду несовместимости с внутригосударственной практикой и процедурой или из-за практических трудностей.
Документы, подтверждающие исполнение судебного поручения, пересылаются арбитражным судом запрашивающему органу тем же способом.
4. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором РФ, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.
Прежде всего исполнение поручений арбитражных судов РФ осуществляется в порядке, предусмотренном Гаагской конвенцией 1970 г. (см. ранее). При выборе способа получения свидетельских показаний следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 и 16 Гаагской конвенции 1970 г. дипломатические и консульские представители РФ могут на территории другого государства, где они выполняют свои функции, получать без принуждения свидетельские показания:
- от граждан государства, которое они представляют, в помощь судебным разбирательствам, начатым российскими арбитражными судами;
- от граждан государства, в котором они выполняют свои функции, или третьего государства в помощь судебным разбирательствам, начатым арбитражными судами Российской Федерации, при условии, что:
а) компетентный орган, назначенный государством, в котором данный представитель выполняет свои функции, дал ему разрешение либо общего характера, либо по конкретному делу;
б) соблюдены условия, указанные компетентным органом в своем разрешении.
Судебные поручения в иностранные государства, в том числе на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи, направляются через Министерство юстиции РФ. В этом случае с компетентными органами государств, не связанных с Российской Федерацией договорами о правовой помощи, Минюст России взаимодействует в дипломатическом порядке (через Министерство иностранных дел РФ и российских консулов в иностранных государствах). Судебные поручения оформляются на государственном языке, в случае необходимости подлежащие вручению документы сопровождаются переводом на язык запрашиваемого государства. В целях ускорения процедуры заинтересованные стороны могут представлять заверенные переводы документов, подлежащих вручению за границей.
Судебные поручения арбитражных судов в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину направляются почтой без перевода непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств.
Судебные поручения арбитражных судов в Монгольскую Народную Республику направляются как через Минюст России, так и через управления юстиции приграничных республик, краев и областей Российской Федерации (п. 4 ст. 3 Договора о взаимном оказании правовой помощи МНР и СССР от 23 сентября 1988 г.).
Порядок оформления судебных поручений предусмотрен п. 3.22 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций).
Раздел VI. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ
СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ