Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 73. Правовий статус морського портуМорской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на судах, принадлежащих порту. Перечень морских портов Украины, открытых для захода иностранных судов, определяется Кабинетом Министров Украина и объявляется в Сообщениях мореплавателям. На территории порта могут действовать предприятия и организации всех форм собственности, целью и видом деятельности которых является обслуживание судов, пассажиров и грузов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Морской порт не имеет права препятствовать деятельности этих предприятий и организаций на территории порта, а также вмешиваться в их хозяйственную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины, учредительными документами этих предприятий и организаций. На территории Украины существуют торговые, рыбные и другие специализированные морские порты. Комментарий Морской порт является суб ' объектом транспортного права. Сб ' объектами транспортного права являются участники транспортных отношений. Срок " участники " рассматриваем в широком смысле: он охватывает широкий круг субъектов ' объектов, участвующих в непосредственном осуществлении транспортной деятельности или организуют, способствуют осуществлению такой деятельности или потребляют результаты такой деятельности. Согласно указанному можно определить 3 группы субъектов ' объектов, участвующих транспортных отношений (а) субъектов ' объекты транспортной деятельности, (б) субъектов ' объекты, которые осуществляют управление и контроль в сфере транспорта (органы управления, контроля, лицензирования, сертификации и т.д.), (в) субъектов ' объекты, которые являются потребителями транспортных услуг и работ (пассажиры, грузоотправители, грузополучатели). Наряду с этим отметим на то, что основной круг участников составляют именно суб ' объекты транспортной деятельности, которыми являются суб ' ведения хозяйства. Сб ' объекты транспортной деятельности - это суб ' ведения хозяйства, предметом непосредственной деятельности которых есть отдельный вид хозяйственной деятельности - транспортная деятельность. Сб ' объекты морехозяйственной деятельности - это разновидность суб ' объектов транспортной деятельности, предметом деятельности которых является торговое мореплавание. Учитывая разнообразие видов деятельности, охватываемых термином " торговое мореплавание ", можно сделать вывод о различный характер деятельности субъектов ' объектов, которые работают в этой сфере. Итак, суб ' объекты, предметом деятельности которых является портовая деятельность является суб ' объектами портовой деятельности. К их числу относится морской порт. Морской порт относится к таких субъектов ' объектов, деятельность которых эт ' связана с непосредственным осуществлением отдельного вида морехозяйственной деятельности - портовой деятельности, и может приобретать статус " владелец судна "/" судовладелец ", поскольку для осуществления портовой деятельности использует судна на различных законных основаниях - будь то право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, фрахтование, аренда и т.п.. Для определение особенностей правового статуса морского порта обратимся к его основных признаков и характеристик: 1) Морской порт является участником морехозяйственных правоотношений (разновидности транспортных правоотношений), т.е. это суб ' объект, который вступает в урегулированные нормами права отношения, возникающие в связи ' связи с осуществлением портовой деятельности (разновидности транспортной деятельности). 2) Предметом деятельности морского порта является отдельный вид хозяйственной деятельности - портовая деятельность (Разновидность морехозяйственной, транспортной деятельности) 3) Для организации осуществления портовой деятельности морской порт прямо или косвенно использует транспортные средства. 4) Права морского порта можно классифицировать на общие и специальные. : а) Общими являются такие права, которые имеют эти суб ' объекты в силу законодательства и не являются определяющими для определения особенностей правового статуса этих субъектов ' объектов. К таким относятся, например, право на выбор видов деятельности, иметь на праве собственности имущество и распоряжаться им и т.д.. б) Специальные права являются определяющими для определения компетенции этих субъектов ' объектов и закрепляются в специальных нормативных актах. По такому же критерию можно систематизировать обязанности ' связки морского порта. Так, общими являются обязанности ' Связь по ведению бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, по охране окружающей среды, соблюдение санитарных и пожарных требований и т.д.. Специальным можно определить обязанности ' связь безопасности использования транспортных средств, сооружений, оборудования, выполнение обязательства ' язань по погрузке/разгрузке грузов, обеспечения необходимой качества предоставляемых услуг и т.д.. Кроме того следует отметить, что для определения особенностей правового статуса морского порта определяющими являются права и обязанности ' связки, эт ' связанные с безопасностью на транспорте. Ведь в соответствии со ст. 1187 ГКУ деятельность, эт ' связана с использованием транспортных средств, определяется источником повышенной опасности. 5) Кооперация (взаимодействие) морских портов с другими участниками отношений предполагает участие в процессе осуществления портовой деятельности субъектов ' объектов различных звеньев, специализирующихся по различным видам транспортной деятельности (в частности, судоходных компаний, экспедитора, морских агентов и т.п.). Кооперация субъектов ' объектов при осуществлении портовой деятельности предусматривает участие в процессе осуществления этого вида транспортной деятельности: - прямых участников (таковы морской порт и другие суб ' объекты, которые непосредственно осуществляют портовую деятельность) - косвенных участников (деятельность которых носит организационный, вспомогательный характер по определенного вида транспортной деятельности, в частности приведенного нами вида деятельности такими участниками может быть признано экспедитора, морского агента). 6) Наличие территории и акватории в порту (см. комментарий ст. 74 КТМУ). Учитывая актуальность вопроса о значимости деятельности портов для экономики государства обратимся в распоряжение КМУ от 16.07.2008 г. N 1051-р & quot; О одобрении Стратегии развития морских портов Украины на период до 2015 года ". Морские торговые порты являются составной частью транспортной и производственной инфраструктуры государства, учитывая их расположение на направлениях международных транспортных коридоров. От эффективности функционирования портов, уровня их технологического и технического оснащение, соответствия системы управления и развития инфраструктуры современным международным требованиям зависит конкурентоспособность украинского транспортного комплекса на мировом рынке. Морские торговые порты как суб ' объекты международных взаимоотношений играют ведущую роль в обеспечении безопасности судоходства в территориальном море и внутренних водах Украины. Особое внимание в Стратегии обращается на то, что в Кодексе торгового мореплавания Украины не определены, в частности, такие понятия, как " морской терминал ", " портовая деятельность ", " портовый оператор ", " инфраструктура порта ", " специализированный имущественный комплекс ", " специализированные услуги ", что препятствует проведению рыночных преобразований в области торгового мореплавания, морского и речного транспорта в целом. Основными направлениями реализации Стратегии признаны следующие: (а) обеспечение сопровождения в Верховной Раде Украины проекта Закона Украины " О морских портах " и разработки новой редакции Кодекса торгового мореплавания Украины, внесение изменений в другие нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Стратегии (б) урегулирования на законодательном уровне: - отношений, эт ' связанных с предоставлением на территории государственного предприятия - морского порта или морского терминала государственными предприятиями, учреждениями и организациями, уполномоченными на предоставление специализированных услуг, к которым относятся: лоцманская проводка судов; регулирования движения судов; организация содержания подходных каналов и акваторий портов в надлежащем состоянии; координация и проведение аварийно-спасательных работ; навигационно-гидрографическое обеспечение; картографическое обеспечение; надзор за состоянием портовых гидротехнических сооружений (независимо от формы собственности) и средств навигационного оборудования и их содержание, проведение работ по измерению глубин; водолазные, швартовные, ледокольные и буксировочные работы, принятие с судов загрязненных, сточных, балластных вод, мусора, предотвращение и ликвидация разлива загрязняющих веществ, обеспечение охраны судов и портовых средств, а также этаж ' связанных с функционированием общегосударственного рынка специализированных услуг, предоставляемых в государственных предприятиях - морских портах - вопрос установления запрета по строительству субъектов ' ведения хозяйства причальных гидротехнических сооружений в акваториях, отведенных государственным предприятиям - морским портам, без согласования с ними для обеспечения приоритетного права государственных предприятий - морских портов строить в отведенных им в соответствии с законодательством акваториях новые причальные гидротехнические сооружения за счет собственных средств - вопросы предоставления в пользование государственным предприятиям - морским портам земель водного фонда в пределах отведенных им в соответствии с законодательством акваторий в) обеспечение: - права государственного предприятия - морского порта привлекать инвесторов для строительства новых причальных гидротехнических сооружений на договорных началах при условии согласования в установленном порядке инвестиционного проекта и закрепления построенных причальных гидротехнических сооружений в государственной собственности - отвод акваторий государственным предприятиям - морским портам для торгового мореплавания г) проведение структурных преобразований, направленных на модернизацию системы управления в области торгового мореплавания д) формирование инфраструктуры морских портов и обеспечения ее развития в соответствии с мировыми стандартами есть) сохранения в государственной собственности территории и акватории портов, а также специализированных имущественных комплексов же) привлечение инвестиций в развитие морских портов путем предоставления портовым операторам о ' объектов инфраструктуры портов (кроме специализированных имущественных комплексов) в аренду и концессию или отчуждение таких об ' объектов исключительно на конкурсной основе с применением процедуры открытых аукционов по решению Кабинета Министров Украины с) осуществление мероприятий по присоединению Украина в некоторых международных договоров в области морского транспорта и) реформирование основных принципов функционирования государственной системы обеспечения безопасности судоходства, систем государственного управления морским транспортом и управления деятельностью морских торговых портов. При этом авторы Стратегии считают необходимым применять принципы научной обоснованности, экономической целесообразности, добросовестной конкуренции и соблюдения требований соответствующих международных стандартов. Реформирование системы управления морскими торговыми портами предусматривает создание на их базе государственных и морских администраций портов с отнесением указанных администраций в сферу управления Минтранссвязи ' связи для обеспечения предотвращения дублирования разрешительных и контрольных функций, уменьшение их количества. соответствии с вышеприведенными признаков обратимся к вопросу о правовом статусе морского порта. Ведь, согласно комментируемой статье, морской порт является государственным транспортным предприятием. Однако такой признак со временем стала предметом дискуссий, учитывая развитие рыночных отношений в Украине и закрепления в законодательстве принципа свободы предпринимательской деятельности. В этой ' связи по конституционному представлению 49 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения части первой статьи 73 Кодекса торгового мореплавания Украины в Конституционном Суде Украины было открыто соответствующее производство (Дело N 1-17/2004). В конституционном представлении утверждается, что определение морского порта только государственным предприятием нарушает свободу предпринимательской деятельности и свободу выбора потребителей, приводит к ущемлению интересов суб ' ведения хозяйства негосударственной формы собственности, вызывает неправомерное ограничение конкуренции в сфере торгового мореплавания. В этой ' связи авторы конституционного представления обратились в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать положения части первой статьи 73 Кодекса об определении морского порта только государственным предприятием таким, которое не отвечает предписаниям частей первой, третьей статьи 42 Конституции Украины. Исследовав поставленный в конституционном представлении вопрос, Конституционный Суд Украины в Решении от 15 декабря 2004 N 21-рп/2004 отмечает следующее. Определяя морской порт государственным предприятием, Кодекс одновременно (части третья, четвертая статьи 73) не исключает возможности хозяйственной деятельности на его территории предприятий и организаций любых форм собственности с целью обслуживания судов, пассажиров и грузов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и запрещает порту вмешиваться в такую предусмотренных законодательством Украины, учредительными документами этих предприятий и организаций. Эти положения означают, что конституционное право каждого на предпринимательскую деятельность на территории государственного транспортного предприятия, которым является морской порт, государством не запрещается. Следовательно, определение морского порта государственным предприятием не противоречащей части первой статьи 42 Конституции Украины. В этой ' связи Конституционный Суд Украины признал соответствующим Конституции Украины (является конституционным) положения части первой статьи 73 Кодекса торгового мореплавания Украины об определении морского порта государственным предприятием. По мнению автора, постановка вопрос в конституционном представлении происходила очень обобщенно с другим акцентом по важности и значения вопрос статуса морского порта для сферы хозяйствования. Поэтому предусмотреть именно такое решение Конституционного Суда Украины, было не сложно. Отметим, что актуальность этого вопроса эт ' связывалась и продолжает эт & # 39 ; связываться со следующими аргументами: (а) необходимость определения портовой деятельности как разновидности хозяйственной коммерческой деятельности, (б) возникновение и развитие новых отношений в сфере торгового мореплавания по портовой деятельности, эт ' связывается с осуществлением такой деятельности не только морскими портами, но и другими субъектами ' ведения хозяйства; (В) отсутствие специального правового регулирования указанных отношений. Автор считает, что с теоретической точки зрения, определение портовой деятельности может иметь различные аспекты. С одной стороны, общепринятое считать, что портовая деятельность - это хозяйственная коммерческая деятельность, которую осуществляют морские порты, однако с другой стороны - Речь может идти не только о морских портах, но и других субъектов ' ведения хозяйства, которые осуществляют такую и в сфере авиационной деятельности (например, аэропорты), автотранспортной деятельности (например, автопорты, автотерминалы, автовокзалы) и т.д.. Поэтому, в широком смысле, портовая деятельность - это хозяйственная коммерческая деятельность по выполнению работ и услуг, по обслуживанию транспортных средств, грузов, пассажиров, а также предоставления другого рода услуг в связи ' связи. Автор отмечает, что считать морской порт единственным суб ' объектом портовой деятельности с недоказанных оснований, является ошибочным. Морской порт является суб ' объектом портовой деятельности наряду с другими субъектами ' ведения хозяйства, которые осуществляют такую определения в законодательстве портовой деятельности, субъектов ' объектов и оснований ее осуществления, должно иметь целью и решение вопроса о правовом статусе морского порта. Порт должен рассматриваться как территория и акватория, на которых расположены портовые сооружения, предназначенные для обслуживания транспортных средств, грузов и пассажиров. В средствах массовой информации неоднократно сообщалось о суб ' объектов, которые являются " частными " портами. Так, например, отметим, что порт " Ника-Тера " в г. Николаеве построен за счет инвесторов, у специализированного порта " Октябрьск " создан частный порт " Очаков ", возле Севастополя расположены морской нагрузочный комплекс ООО " Акватория-Порт ". Поэтому реальность свидетельствует о существовании таких субъектов ' ведения хозяйства, которые по сути предоставляют такие услуги, как и морские порты, но де-факто таковыми не являются в связи ' связи с соответствующими нормами-запретами в законодательстве. Вышеупомянутое дает основания автору высказать предложение по обязанности & # 39 ; обязательного специального разрешения портовой деятельности путем принятия Закона Украины " О портовую деятельность " (а не Закона Украины " О морских портах ") с целью урегулирования нормами права всех существующих на сегодня отношений, эт ' связанных с выполнением работ и оказанием услуг по обслуживанию транспортных средств, грузов и пассажиров, других эт ' связанных с этим услуг с участием не только морских портов, но и других субъектов ' ведения хозяйства, которые осуществляют такую отметим, что постановлением КМУ от 23.12.2004 г. утвержден перечень предприятий стратегического значения для экономики и безопасности государства, в который вошли все морские порты, а Закон Украины " О перечне ' объектов права собственности, не подлежащих приватизации " от 07.07.99 г. не предусматривает возможности их приватизации. Классификация морских портов производится по разным критериям: назначение, предмет хозяйственной деятельности, географическое положение, годовая продолжительность эксплуатации, отношения внешней торговли, в зависимости от режима осуществления деятельности и т.п.. По критерию назначения порты подразделяются на транспортные, военные, рыболовные (промышленные) и другие. Транспортные - предназначены для обработки грузов и обслуживания пассажиров, делятся на: универсальные (общего назначения), в которых осуществляется обработка различных грузов и обслуживание всех категорий пассажиров, специализированные, в которых осуществляется обработка грузов одного вида и грузовые операции по перевалке багажа. Большинство портов в Украине портами универсальными. Военные порты (базы флота) направлены на обслуживание военно-морского флота, рыболовные (промышленные) - специализируются на соответствующем морском промысле и имеют специальное оборудование для переработки и хранения результатов промысла. По предмету деятельности классификация портов осуществляется в зависимости от норм обработки грузов и пассажиропотока. зависимости от режима захода иностранных судов, определяют: " открытые " порты - порты, открытых для захода иностранных судов; " закрыты " порты - порты, меры иностранных судов в которых запрещено. зависимости от режима осуществления портовой деятельности , можно определить: морские порты, осуществляющие портовую деятельность в обычном режиме морские порты, осуществляющие портовую деятельность в специальном режиме. Если портовая деятельность осуществляется в специальном режиме, то она направлена опасных грузов, перевозок в связи ' связи с эвакуацией населения вследствие эпидемий, стихийных бедствий. Портовую деятельность, осуществляемая в специальном режиме, могут характеризовать специальные требования по ее производству. Например, деятельность свободного порта согласно Хозяйственного кодекса Украины, Закона Украины " О свободных экономические зоны ". |
1. Судебные поручения представляют собой своего рода исключение из принципа непосредственности. При невозможности получения доказательств вследствие нахождения их в другой местности (другом субъекте РФ) арбитражный суд направляет судебное поручение. Направление судебных поручений возможно как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и в процессе судебного разбирательства, а также на стадии апелляционного производства (ч. 3 ст. 268 АПК РФ). На время выполнения судебного поручения арбитражный суд может отложить производство по делу (ч. 5 ст. 158 АПК РФ). Судебное поручение может иметь целью допрос свидетелей, осмотр вещественных доказательств, проведение экспертизы, оценки и т.д. При истребовании доказательств суд направляет запросы непосредственно лицам, у которых находятся истребуемые доказательства.
2. Десятидневный срок для исполнения поручения, предусмотренный в ч. 3 комментируемой статьи, начинает течь со дня, следующего за днем получения этого поручения судом, которому оно адресовано. По сравнению с ГПК РФ, где установленный срок для исполнения судебного поручения - один месяц, данный срок не всегда является реальным с учетом работы средств связи.
3. Судебное поручение оформляется определением суда, в котором указываются сведения, перечисленные в ч. 2 комментируемой статьи. Судебное поручение не может быть заменено письмом, запросом, поскольку они не будут иметь такого процессуального значения, как судебное поручение.
4. Судебное поручение направляется в суд того же уровня, что и суд, рассматривающий дело в соответствии со ст. 66 АПК РФ.