Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 26. Державна реєстрація суден

украинского судна, технический надзор за которыми осуществляют классификационные общества, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Украины.

украинского суда, не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Украины, регистрируются в Судовой книге Украины.

судно зафрахтованное по договору бербоут-чартера (статья 203 настоящего Кодекса), по заявлению фрахтователя может быть временно, но не более срока действия договора, зарегистрировано в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины, если на момент фрахтования оно не было внесено в судовой реестр другого государства и если такое судно внесено в судовой реестр другого государства, но запись, сделанная в судовом реестре этого государства, остановлена, о чем судовладелец должен подать соответствующий сертификат.

В случае, если в другом государстве разрешено внесение судна в несколько судовых реестров, от этого требования можно отказаться.

Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины устанавливается Кабинетом Министров Украина.

Комментарий

С переходом права собственности на морское судно эт ' связана процедура государственной регистрации морского судна. Правовая сущность государственной регистрации состоит в следующем: во-первых, государственная регистрация не является основанием возникновения права собственности на морское судно, во-вторых, государственная регистрация морского судна происходит вследствие признания права собственности на морское судно, в-третьих, государственная регистрация является обязательным ' связью владельца морского судна.

Государственная регистрация морских судов - это регистрация уполномоченными в установленном законодательством порядке органами государственной власти морских судов, что предполагает их учет на территории Украина.

Регистрация морского судна в Украине осуществляется в соответствии с Порядком ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.97 г. N 1069 и означает внесение сведений о нем в одной из соответствующих регистрационных документов: судового реестра Украины или Судовой книги Украины. Настоящий Порядок устанавливает требования к регистрации и учету именно торговых судов в Украине и не распространяется на: военные корабли и суда; катера, шлюпки и другие плавучие средства, принадлежащие любому судну; спортивные суда; весельные суда, используемые без двигателя, длиной до 2,5 метра. Общее руководство и контроль за регистрацией и ведением учета судов в Украине осуществляет Инспекция Главного государственного регистратора флота (далее - Инспекция).

Регистрации в Государственном судовом реестре Украины подлежат: (а) пассажирские, наливные суда, суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, а также буксиры независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, (б) самоходные суда, в том числе рыболовные, с мощностью главных двигателей 55 кВт и более, (в) другие суда, суда валовой вместимостью 80 единиц и более. Другие суда регистрируются в Судовой книге Украины.

По своему характеру регистрация может быть постоянной или временной.

частности, временной является регистрация судна, зафрахтованного по договору бербоут-чартера. Обратим внимание на основные положения и условия, которые являются определяющими и при каких возможна временная регистрация судна:

1) Судовладелец использует судно на условиях договора фрахтования без укомплектования его экипажем (такой договор фрахтования получил название бербоут-чартер - см.. комментарий к ст. 203 КТМУ).

2) Временная регистрация возможна при условии подачи письменного заявления об этом фрахтователем - стороны договора фрахтования, которому передано судно в использование и согласия владельца судна.

3) Временная регистрация не предусматривает ведения специального реестра. В некоторых странах ведения такого реестра осуществляется отдельно от основного. Например, в Российской Федерации, согласно КТМ, предусмотрено ведение трех реестров: государственный судовой, судовая книга и бербоут-чартерный реестр. По мнению автора, в Украине также целесообразно ввести ведение еще одного реестра - чартерного, поскольку большинство судов сегодня используются именно фрахтовщиками, а их учет необходим для избежания ситуаций с убытия судна из под контроля собственника и передачи в незаконное использование третьим лицам.

4) Для временной регистрации судовладелец должен доказать (подать соответствующий сертификат), что на момент регистрации судна оно не было внесено в судовой реестр другого государства или если такое судно внесено в судовой реестр другого государства, но запись о нем прекращено (во избежание двойной регистрации судна).

5) Срок временного регистрации определяется в соответствии со сроком действия договора фрахтования.

Следует отметить, что с правовой точки зрения, регистрация судна в Украине заключается в внесении сведений о нем в одной из двух реестров (Государственного судового реестра Украины или Судовой книги Украины), и получение этим судном свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Украины. Поэтому, государственной регистрации принято определять как юридический акт признания и подтверждения государством не только права собственности, но и права плавания под государственным флагом, следовательно, эта процедура является свидетельством:

А) приобретение и прекращение права собственности на морское судно и/или законного использования морского судна

Б) приобретение и прекращение права плавания под государственным флагом

В) отсутствие двойной регистрации морского судна (регистрации в другой государству). Так, согласно ст. 3 Международной конвенции о морских залогах и ипотеках судно не подлежит регистрации в другом государстве, кроме случаев, когда: первое государство выдало свидетельство, которым удостоверяется, что судно исключено из реестра; первое государство выдало свидетельство, которым удостоверяется, что судно будет исключено из реестра в тот момент, когда будет проведена новая регистрации. В последнем случае датой исключения из реестра следует считать дату новой регистрации судна.

Итак, согласно комментируемой статьи, с момента внесения записей о постоянной регистрации судна в Государственный судовой реестр Украины или Судовой книги Украины все сделанные ранее записи по этого судна в судовых реестрах других государств Украиной не признаются. Так же в Украине не признаются записи о судне, постоянно зарегистрированное в Украине, в судовом реестре другого государства, если судно не исключено из Государственного судового реестра Украины или Судовой книги Украины.

Основным признаком государственной регистрации является ее процессуальный характер. В своем специальном смысле - это процедура (т.е. последовательность действий), с помощью которой признанный в установленном порядке орган документально подтверждает наличие права собственности или законного использования судна и дает право плавать под государственным флагом. Указанную процедуру характеризуют следующие стадии: подачи заявления и других документов в орган государственной регистрации; рассмотрение представленных документов и принятия решения органом государственной регистрации о выдаче или отказе в выдаче регистрационных документов, выдача регистрационных документов. В широком смысле - порядок регистрации предусматривает также совершение иных действий, как-то: продолжение срока действия или аннулирования соответствующих документов, контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам и т.д..

Определяющим для государственной регистрации является ее публичный характер, поскольку она: (а) осуществляется в предусмотренном законодательством порядке, (б) одним из субъектов ' объектов правоотношений является орган регистрации, (в) направлена мероприятий государства по безопасности судоходства.

форме опосредования правоотношений по государственной регистрации есть соответствующие документы - судовой билет, судовой патент и т.п., выдаются органом регистрации в случае положительного решения вопроса о регистрации судна. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что государственная регистрация имеет документарный результат.

Научно-практический комментарий:

1. В соответствии с ч. 2 ст. 18, ч. 1, 2 ст. 26 АПК РФ в результате удовлетворения самоотвода или отвода производится замена судьи, нескольких судей, всего состава суда другим судьей или судьями. Замена производится с соблюдением требований ст. 18 АПК РФ и установленного в суде порядка распределения дел. Вопрос о замене судьи или одного из судей, рассматривающих дело, другим судьей того же судебного состава решается председателем этого судебного состава. При невозможности замены судьи или одного из судей в пределах одного судебного состава вопрос о замене судьи или передаче дела в другой судебный состав той же судебной коллегии решается председателем коллегии, а в его отсутствие - председателем арбитражного суда. При невозможности замены судьи в пределах одной судебной коллегии вопрос о замене его судьей другой судебной коллегии решается председателем арбитражного суда. После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала (п. 37 Регламента арбитражных судов РФ).
2. Если в результате удовлетворения самоотводов и отводов невозможно сформировать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же арбитражном суде, дело передается в другой арбитражный суд того же уровня в порядке, установленном ст. 39 АПК РФ. Такая ситуация характерна для небольших судов. Например, в 2005 г. Арбитражный суд Коми-Пермяцкого округа состоял из пяти судей, включая Председателя суда, и рассматривал дела как по первой, так и по апелляционной инстанции. Отвод состава судей, рассматривающих дело в апелляционном порядке, мог привести к невозможности формирования другого состава для рассмотрения данного дела в апелляционном порядке. В этом случае применению подлежала бы ч. 3 ст. 26 АПК РФ - передача дела в другой суд по правилам ст. 39 АПК РФ, если после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.



Комментарий к главе 4

Компетенция (от лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) - это (1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; (2) знания, опыт в той или иной области <1>.
--------------------------------
<1> Большой энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1991. С. 614.

В литературе имеются иные толкования данного понятия.
Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа (органа местного самоуправления) или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) <1>.
--------------------------------
<1> Большой юридический словарь. М., 2006 // Интернет-сайт "Yndex/Словари": http://slovari.yandex.ru.

В юридической литературе под компетенцией принято понимать совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц <1>.
--------------------------------
<1> Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 205 - 206.

Конституция РФ устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 1, 2 ст. 46).
Конституционное право на судебную защиту не означает, что любой вопрос, касающийся прав и законных интересов граждан, организаций, органов и должностных лиц, подлежит разрешению только судом. По российскому законодательству правомочием рассмотрения и разрешения ряда юридических дел (правовых вопросов) наделены не только государственные суды, но и третейские суды, несудебные (квазисудебные) органы. При этом решение по делу (вопросу), принятому во внесудебном порядке, а также третейским судом, может быть оспорено в государственном суде в соответствии с установленной федеральным законом судебной подведомственностью. Об этом, в частности, говорится в п. 2 ст. 11 ГК РФ: "Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде".
В соответствии с ч. 2 - 4 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют:
- федеральные суды - Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
- суды субъектов РФ - конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Конституция РФ устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).
Конституция РФ (ст. 125 - 127) и Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 18 - 28) разграничивают полномочия по осуществлению судебной власти между вышеперечисленными судами, а последний - также между судами общей юрисдикции и арбитражными судами различных уровней (по вертикали). Более того, процессуальные Кодексы - ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ разграничивают указанные полномочия между судами определенной юрисдикции различного (по вертикали) и одного (по горизонтали) уровня.
Таким образом, полномочие того или иного суда на рассмотрение и разрешение юридического дела определяется двумя составляющими:
1) подведомственностью, под которой в процессуальной науке принято понимать относимость (отношение) нуждающегося в государственно-властном разрешении спора о праве (другого юридического дела) к ведению того или иного юрисдикционного органа <1>;
--------------------------------
<1> Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2004. С. 146 (авторы главы - Ю.К. Осипов, В.В. Ярков).

2) подсудностью, под которой в процессуальной науке принято понимать относимость (отношение) подведомственного суду общей юрисдикции (арбитражному суду) дела по первой инстанции к ведению определенного суда общей юрисдикции (арбитражного суда) <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 166 (автор главы - Д.Б. Абушенко).

Используемое в Конституции РФ понятие "подсудность" - понятие собирательное, объединяющее общепринятые в процессуальной науке понятия "подведомственность" и "подсудность".
Толкуя понятие "подсудность", надлежит иметь в виду, в каком значении оно используется федеральным законодателем. В АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ это понятие используется в узком смысле - как относимость дела к ведению определенного суда соответствующей судебной системы.
Подведомственность разграничивает полномочия между различными юрисдикционными органами (в том числе судами общей юрисдикции и арбитражными судами), а подсудность - судами одной юрисдикции (по первой инстанции).
Под компетенцией арбитражного суда понимают полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела <1>.
--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Арбитражный процесс" (под ред. В.В. Яркова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2005 (2-е издание, переработанное и дополненное, стереотипное).

<1> Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2003. С. 78 (автор главы - В.В. Ярков).

В связи с этим не случайно объединение норм АПК РФ о подведомственности (§ 1) и подсудности (§ 2) дел арбитражному суду в комментируемой главе - "Компетенция арбитражных судов".
Нарушение правил о подведомственности и подсудности - безусловное основание к отмене судебного акта арбитражного суда вышестоящей судебной инстанцией (п. 1 ч. 4 ст. 270, п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

§ 1. Подведомственность

Комментарий к § 1

1. Сравнительный анализ норм о подведомственности, содержащихся в АПК РФ 1992 г., АПК РФ 1995 г., АПК РФ 2002 г., изучение практики их применения арбитражными и общими судами свидетельствуют о расширении круга дел, подведомственных арбитражному суду.
Если в АПК РФ 1992 г. круг таких дел определялся путем перечисления их категорий (ст. 20 - подведомственность арбитражному суду экономических споров, ст. 22 - подведомственность арбитражному суду споров в сфере управления), в АПК РФ 1995 г. - примерным перечислением категорий таких дел с установлением критериев определения подведомственности дел арбитражному суду в целом (ст. 22 - подведомственность дел), то в АПК РФ 2002 г. уже нет никакого перечня категорий дел. Устанавливая правила о подведомственности дел арбитражному суду, ныне действующий АПК РФ исходит прежде всего из критериев их относимости к ведению арбитражного суда (ст. 27), а уже потом - из вида судопроизводства в арбитражных судах: исковое производство (частноправовое производство) (ст. 28), производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (публично-правовое производство) (ст. 29), и вида категории дел: об установлении юридически значимых фактов (ст. 30), об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение, об экзекватуре решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 31, 32), дела специальной подведомственности арбитражному суду (ст. 33). Такой подход к определению подведомственности дел арбитражному суду не случаен: перечислить все возможные на практике споры экономического характера нереально. В пользу этого свидетельствует, в частности, конструкция п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, с несовершенством которой столкнулись суды общей юрисдикции и арбитражные суды <1>.
--------------------------------
<1> К настоящему времени в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)".

2. В литературе встречается мнение о том, что подведомственность дел арбитражному суду уже нельзя характеризировать как исчерпывающую, исключительную, поскольку она все более охватывает дела, ранее арбитражному суду неподведомственные.
С позиций правоприменения с этим суждением согласиться нельзя: поскольку Конституция РФ гарантирует каждому право на судебную защиту, то в России должен действовать определенно один суд с общей, собирательной компетенцией по разрешению дел, рассмотрение которых в силу процессуального закона прямо не вписывается в компетенцию никакого иного суда. Таким судом, видимо, должен выступить суд общей юрисдикции.
В противном случае не исключены ситуации, когда конституционное право на судебную защиту фактически оказывается нереализуемым, а права и законные интересы гражданина (организации) - незащищенными.
Судебной практике такие случаи известны.
Так, Б. обратился в городской суд с иском к АО о взыскании 275 тыс. руб. в связи с неисполнением ответчиком договора простого товарищества об условиях использования объектов промышленной собственности - товарного знака и полезной модели на "Нетканый объемный теплоизоляционный материал".
Определением судьи городского суда от 14 августа 2002 г. в принятии искового заявления Б. отказано в соответствии с п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР (ныне - п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ) со ссылкой на то, что данный спор по своему характеру является экономическим и согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Данное определение не обжаловалось, и Б. обратился с указанным иском в арбитражный суд.
Определением арбитражного суда от 11 декабря 2002 г. производство по делу прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ из-за неподведомственности дела арбитражному суду. Данное Определение оставлено без изменения Постановлением арбитражного кассационного суда от 8 мая 2003 г., поскольку при рассмотрении дела установлено, что заявитель не является индивидуальным предпринимателем, спор возник из гражданских правоотношений и не относится к подведомственности арбитражного суда. Данные судебно-арбитражные акты Постановлением Президиума ВАС РФ оставлены без изменения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 1 июня 2004 г. N 8786/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

Б. повторно обратился с тем же исковым заявлением в тот же городской суд.
Определением судьи городского суда от 25 февраля 2003 г. исковое заявление вновь возвращено истцу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ в связи с "неподсудностью дела данному суду" со ссылкой на ч. 1 ст. 27 АПК РФ и ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, устанавливающие общие правила о подведомственности экономических споров арбитражному суду. Данное Определение вступило в законную силу.
Отменив указанные Определения городского суда в порядке надзора по представлению заместителя Председателя ВС РФ 21 апреля 2004 г., Президиум ВС РФ указал следующее: "Определениями судьи... городского суда... по сути, признано, что заявление Б. неподведомственно судам общей юрисдикции, хотя в них и содержатся ошибочные для данного основания ссылки на нормы ГПК, связанные с подсудностью дела (п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР, п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). В результате вынесения указанных Определений, а также судебных актов арбитражных судов Б. лишен возможности реализовать гарантированное каждому ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, поскольку как в суде общей юрисдикции, так и в арбитражных судах ему отказано в рассмотрении его дела. Таким образом, по заявлению Б. возникла проблема, связанная с разграничением подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, поскольку суды единой системы Российской Федерации решают ее по-разному... Важность проблемы и необходимость ее разрешения обусловлены тем, что она связана с реализацией конституционного права на судебную защиту. В связи с этим в Верховный Суд Российской Федерации обратился Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с просьбой внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации в порядке ст. 389 ГПК РФ (с 8 января 2008 г. внесение такого представления в Президиум ВС РФ возможно только по жалобе заинтересованного лица или по представлению прокурора <1>. - О.Р.) мотивированное представление об отмене Определений судьи... городского суда... в целях обеспечения единства судебной практики и законности, полагая, что заявление Б. и другие аналогичные заявления подведомственны судам общей юрисдикции... Определение судьи... городского суда... от 14 августа 2002 г. и Определение судьи того же суда от 25 февраля 2003 г. являются незаконными, а изложенные выше обстоятельства дают основания для внесения в Президиум Верховного Суда Российской Федерации мотивированного представления на предмет их отмены в целях обеспечения единства судебной практики и законности. Обсудив доводы представления, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит его обоснованным. Б., обосновывая заявленные им в суде требования к ОАО... указывал на неисполнение ответчиком условий заключенного между ними договора простого товарищества об использовании защищенных свидетельствами объектов промышленной собственности: товарного знака и полезной модели на "Нетканый объемный теплоизоляционный материал" (разработанный ими в НИИ новый вид утеплителя), сообладателями которых они являются... По общему правилу о подведомственности критериями разграничения дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами являются субъектный состав дела и характер спора. Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. В соответствии со ст. 28 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам, возникающим в сфере экономической или иной предпринимательской деятельности, если сторонами в них являются юридические лица или индивидуальные предприниматели. Поскольку Б., являясь участником спорных правоотношений, - физическое лицо, а характер спора - исполнение договора, связанного с защитой прав патентообладателя... иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ) не содержит указаний о рассмотрении споров о защите прав патентообладателей и авторов изобретения, полезной модели, промышленного образца (промышленной собственности) арбитражными судами (ст. 31), следовательно, и по правилам о специальной подведомственности указанные в статье споры к подведомственности арбитражных судов не отнесены. Патентный закон РФ устанавливает, что автором изобретения, полезной модели, промышленного образца может быть признано только физическое лицо, творческим трудом которого оно создано (ст. 7 Закона), и поэтому споры между патентообладателем и автором должны быть отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции, ввиду участия в них физического лица. По сообщению Председателя... городского суда... в связи с вынесением указанных Определений заявлений Б. в суде не имеется. В этой связи направить их в суд на рассмотрение по существу не представляется возможным. Поэтому следует ограничиться лишь отменой Определений и разъяснением Б. его права предъявить указанный иск в суд общей юрисдикции в соответствии с правилами подсудности" <2>.
--------------------------------
<1> См.: п. 17 ст. 1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6243.
<2> Определение Президиума ВС РФ от 21 апреля 2004 г. N 90пв03 // Бюллетень ВС РФ. 2005. N 6.

3. Судебной практике известны случаи и так называемой двойной судебной подведомственности.
Так, Союз потребительских обществ обратился в арбитражный суд с иском к потребительскому обществу, одним из учредителей которого является Союз, о возврате паевого взноса в сумме 283 817 руб. в связи с его выходом из состава пайщиков общества.
Определением арбитражного суда производство по делу прекращено по мотиву неподведомственности спора арбитражному суду на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Суд пришел к выводу, что данный спор подведомствен суду общей юрисдикции, поскольку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров, а дела по спорам между производственными и потребительскими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень ВС РФ. 2003. N 3.

Отменив указанное Определение, Президиум ВАС РФ указал: "В соответствии с положениями ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом (имеется в виду АПК РФ. - О.Р.) и иными федеральными законами, - другими организациями и гражданами.
Союз... являющийся юридическим лицом, обратился в арбитражный суд с иском к другому юридическому лицу - ...обществу... - о возврате паевого взноса в связи с выходом истца из состава пайщиков ответчика.
Характер данного спора свидетельствует о его экономической основе и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду.
Согласно ч. 3 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Кроме того, до обращения с исковым заявлением в арбитражный суд Союз... с аналогичным требованием к тому же ответчику обращался в... городской суд, который отказал в принятии искового заявления по мотиву неподведомственности спора.
Президиум ВС Республики Марий Эл оставил без изменения Определение... городского суда, указав, что в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" речь идет о спорах между кооперативами и их членами - физическими лицами.
Таким образом, Союз... был лишен права на судебную защиту, гарантированную ст. 47 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 3 февраля 2004 г. N 12406/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 6.

Вопросы "двойной" подведомственности касаются и дел об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя взыскателем, должником, другим заинтересованным лицом.
В практике как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов неоднозначно решался вопрос о судебной подведомственности дел об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного несудебным органом - налоговыми и к ним приравненными контролирующими органами, органами (должностными лицами), полномочными привлекать к административной ответственности, в порядке ст. 90 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.

Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1> обращено внимание арбитражных судов на то, что "в соответствии с ч. 1 ст. 329 Кодекса (здесь и далее по тексу имеется в виду АПК РФ 2002 г. - О.Р.) решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 27, пункту 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 Кодекса арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей. Эти дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Часть 1 ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <2> после введения в действие Кодекса должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции" (п. 20).
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2003. N 2. См. также: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 июня 2004 г. N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" (п. 1) // Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.
<2> До 1 февраля 2008 г. (вступления в силу Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849) положения п. 1 ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" 1997 г. сводились к следующему: "НА ДЕЙСТВИЯ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ВЫДАННОГО АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ (здесь и далее по тексту выделено мной. - О.Р.), или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба В АРБИТРАЖНЫЙ СУД по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
ВО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ЖАЛОБА НА СОВЕРШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕМ или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, ПОДАЕТСЯ В СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия)".

Верховный Суд РФ, напротив, на вопросы судов общей юрисдикции, каким судам - общей юрисдикции или арбитражным - подведомственны дела по рассмотрению жалоб юридических лиц, поданных на действия судебных приставов-исполнителей по исполнительному документу, выданному налоговым органом, разъяснял следующее: "