Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 86. Державний нагляд за мореплавством в порту

Державний нагляд за мореплавством у порту здійснює капітан морського торговельного (морського рибного) порту, який підпорядкований центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта (центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства). Капитан морского торгового (морского рыбного) порта действует в соответствии с Положением о капитане морского торгового (морского рыбного) порта, которое утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере транспорта (центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства).

Часть вторая исключена

Часть третья исключена

Часть четвертая исключена

Комментарий

В соответствии со ст. 86 Кодекса функции и полномочия капитана морского торгового порта, а также капитана рыбного порта определяются этим Кодексом, а также Положением о капитане морского торгового (морского рыбного) порта, который утверждается центральным органом исполнительной власти в области транспорта (центральным органом исполнительной власти в области рыбного хозяйства).

Так, Положение о капитане морского торгового порта Украины утверждено приказом Министерства транспорта Украины от 18 октября 2000. Согласно этому Положению капитан морского торгового порта Украины - Должностное лицо, осуществляющее государственный надзор за мореплаванием в морском торговом порту Украины.

В свою очередь, приказом Государственного комитета рыбного хозяйства Украины от 24 сентября 1998 утверждено Положение о капитане морского рыбного порта, в соответствии с п. 1.3 которого капитан порта осуществляет государственный надзор за соблюдением действующего законодательства Украины в сфере мореплавания в рыбной отрасли, требований действующих Украины международных конвенций, соглашений, а также приказов, положений, инструкций и других нормативно-правовых актов Госкомрыбхоза Украины по безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, предупреждения загрязнения моря с судов.

Кроме того, Положением об Инспекции государственного портового надзора морского торгового порта Украины, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 18 октября 2000 года, определено, что Инспекция государственного портового надзора (далее - ИГПН) является структурным подразделением службы капитана порта и осуществляет государственный надзор за безопасностью судоходства в порту. Так, на ИГПН возлагаются следующие полномочия:

- надзор за соблюдением законодательства и правил мореплавания, а также международных договоров Украина по торгового судоходства

- оформление прибытия судов в порт и выхода из порта в порядке, установленном Министерством транспорта Украины

- проверка судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств (сертификатов) плавсостава судов. Проверка и ведение учета документов, содержащих информацию о грузе, с целью его безопасной морской перевозки, для судов, которые загружаются в порту. Проверка наличия и правильности заключения отправителями, перевозчиками, получателями договоров обязанности ' обязательного страхования ответственности субъектов ' объектов морской перевозки, опасных грузов в водах под юрисдикцией Украины на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов

- регулирование движения судов по акватории порта, на подходных каналах и фарватерах в портах, где отсутствует служба регулирования движения судов

- контрольный осмотр судна с целью оценки его пригодности для плавания и соблюдением выполнения правил по предотвращению загрязнение окружающей среды с судов

- разработка дополнений к обязанности ' обязательным постановлений по морскому порту по вопросам, относящимся к компетенции ИГПН

- предоставление справок капитану судна, физическим и юридическим лицам по оформлению морского протеста

- иные полномочия, предусмотренные законодательством.

соответствии ч. 3 комментируемой статьи в морских портах капитан порта и Инспекция государственного портового надзора, которую он возглавляет, входят в состав порта. В тех случаях, когда морские торговые и рыбные порты имеют смежные акватории с другими морскими специализированными или речными портами, создается единая для смежных портов Инспекция государственного портового надзора во главе с капитаном морского торгового порта.

<Стаття 85 | Стаття 86 | Стаття 87>

Научно-практический комментарий:

1. Нормы комментируемой статьи во многом повторяют положения ст. 25 Закона о судебно-экспертной деятельности. Заключение эксперта включает в себя три части: вводную, исследовательскую и заключительную. Выводы содержатся в заключительной (резолютивной) части. Все три части заключения эксперта являются обязательными. В соответствии со ст. 25 Закона о судебно-экспертной деятельности на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.
2. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
Наиболее подробной должна быть исследовательская часть заключения эксперта, в которой дается описание проведенного исследования. Заключение эксперта должно содержать подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные судом вопросы. В противном случае решение суда, которое основывается на заключении эксперта, может быть отменено.
Эксперт не дает в заключении ответа на вопросы, носящие правовой характер.
При отсутствии в заключении эксперта сведений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (например, заключение не содержит сведений о проводивших экспертизу экспертах, их подписей, записи о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исследованные при проведении экспертизы документы), заключение является ненадлежащим доказательством.
3. По некоторым категориям дел заключение эксперта является обязательным и основным доказательством, без которого не может быть вынесено решение. Тем не менее общее правило заключается в том, что содержание заключения эксперта для арбитражного суда не является обязательным и не имеет заранее установленной силы. Оно оценивается в совокупности с другими доказательствами (ч. 4, 5 ст. 71 АПК РФ). Несогласие арбитражного суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении. Это необходимо для последующего обжалования решения в вышестоящий суд. Если экспертиза поручена нескольким экспертам, давшим отдельные заключения, мотивы согласия или несогласия с ними должны быть приведены в судебном решении отдельно по каждому заключению.
4. Как отмечается в ч. 2 комментируемой статьи, если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, которые имеют значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Отражение экспертом в заключении выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены, не может служить основанием для увеличения ему судом размера вознаграждения.
В то же время если эксперт выполнил исследование в полном объеме, однако на поставленные вопросы не ответил по не зависящим от него причинам, размер вознаграждения эксперту не может быть уменьшен.