Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 171. Забезпечення оплати фрахтуЕсли стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика относительно груза, а отправитель не внес полностью фрахт перед уходом судна и не предоставил дополнительного обеспечения, перевозчик вправе до отхода судна расторгнуть договор и требовать уплаты ему половины обусловленного фрахта, платы за простой, если он имел место, а также возмещения других понесенных перевозчиком расходов по груза. Выгрузка такого груза осуществляется за счет отправителя. Комментарий : В комментируемой статье говорится об одностороннем отказе перевозчика от исполнения обязанностей по договору морской перевозки груза при определенных условиях. Наличие такого права у перевозчика связывается со случаями, при которых перевозчик не может получить провозную плату (в КТМУ - это фрахт). Несмотря на то, что перевозчик имеет право не выдавать груз в месте назначения уплате фрахта, а также продать груз для покрытия своих расходов, могут иметь место случаи, при которых стоимость груза не покрывает расходов перевозчика. Поэтому, право на залог груза, не всегда обеспечивает полное удовлетворение требований перевозчика. Итак, отказ перевозчика от исполнения договора возможна при совокупности двух условий: 1) если отправитель не внес полностью фрахт перед отходом судна и не предоставил дополнительного обеспечения 2) если стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика относительно груза. Перевозчик имеет право расторгнуть договор морской перевозки груза до отхода судна требовать наряду с этим: А) уплаты половины обусловленного фрахта, Б) внесение платы за простой, если он имел место, В) возмещение других понесенных расходов относительно груза. Выгрузка груза, в отношении которого перевозчик отказался от перевозки, осуществляется за счет отправителя. |
1. В комментируемой статье приводятся дополнительные требования, предъявляемые к резолютивной части судебного решения по делу о взыскании денежных средств. Помимо указания общей суммы взыскания, арбитражный суд должен четко указать, из чего складывается эта сумма, выделив отдельно взыскание основной задолженности, убытков, неустойки (штрафа, пени) и процентов. Данное правило обусловлено различной правовой природой этих взысканий.
В качестве примера изложения резолютивной части судебного решения о взыскании денежных средств можно привести одно из решений ФАС Уральского округа <1>:
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 20 октября 2004 г. N Ф09-4342/04-АК.
"Требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Снежинску удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Р. (свидетельство о регистрации от 24 декабря 1992 г. N 55) 38 391 руб. 53 коп., в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 2069 руб., пеня по этому налогу в сумме 2192 руб. 94 коп., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 413 руб. 80 коп. за неуплату НДС, налог с продаж в сумме 19 737 руб. 38 коп. и пеня по этому налогу в сумме 13 978 руб. 41 коп.
В удовлетворении остальной части требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Снежинску отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Р. в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 817 руб. 83 коп.".
В случае взыскания денежных средств при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 БК РФ с учетом положений ст. 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование. При удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно говориться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не за счет государственного или муниципального органа <1>. Аналогичное правило, закрепляющее обязанность суда указать в резолютивной части на возмещение денежных средств за счет казны, предусмотрено и по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей. На это обращено внимание в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 23.
--------------------------------
<1> Пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.
При взыскании процентов следует учитывать рекомендации совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>. Так, если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств. При выборе соответствующей учетной ставки банковского процента целесообразно отдавать предпочтение той из них, которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение периода пользования чужими денежными средствами.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
В случаях, когда денежное обязательство исполнено должником до вынесения решения, в решении суда указываются подлежащие взысканию с должника проценты за пользование чужими денежными средствами в твердой сумме.
В случаях, когда в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле денежное обязательство выражено в иностранной валюте (ст. 317 ГК РФ) и отсутствует официальная учетная ставка банковского процента по валютным кредитам на день исполнения денежного обязательства в месте нахождения кредитора, размер процентов определяется на основании публикаций в официальных источниках информации о средних ставках банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым в месте нахождения кредитора.
Если отсутствуют и такие публикации, размер подлежащих взысканию процентов устанавливается на основании представляемой истцом в качестве доказательства справки одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора, подтверждающей применяемую им ставку по краткосрочным валютным кредитам <1>.
--------------------------------
<1> Пункты 51, 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8.
В п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <1> указывается, что в тех случаях, когда в состав исковых требований налогового органа включено требование о взыскании пеней и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка не погашена налогоплательщиком, истец в ходе судебного разбирательства вправе на основании ст. 37 АПК РФ (ст. 49 АПК РФ) увеличить размер исковых требований в части взыскания пеней.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.
При погашении налогоплательщиком недоимки до вынесения судом решения по иску налогового органа размер подлежащих взысканию пеней указывается в решении суда в твердой сумме.
Если на момент вынесения решения сумма недоимки не уплачена налогоплательщиком, в решении суда о взыскании с налогоплательщика пеней должны содержаться сведения о: размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней с учетом положений ст. 75 НК РФ; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки.
2. По искам о присуждении имущества в резолютивной части суд обязан указать наименование этого имущества, а также его индивидуализирующие признаки, количественные характеристики, стоимость и место нахождения. Если присуждается имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, то в резолютивной части должны содержаться данные, необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним: адрес (местоположение), наименование, инвентарный номер, литер, назначение, площадь, этажность, подземная этажность, кадастровый номер.
В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 <1>, в качестве адреса недвижимого имущества (местоположение) указывается, как правило, почтовый адрес или иное общепринятое описание местоположения объекта, позволяющее однозначно определить объект на территории регистрационного округа. В качестве наименования объекта (если оно существует) указывается, например: драматический театр, жилой дом, садовый участок и т.п.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 963.
Назначение определяется с указанием на основную характеристику объекта: жилое, нежилое здание, производственное, складское, торговое помещение и т.п.; для земельных участков - категория земель, для участков лесного фонда (леса) - группа лесов и категория защитности лесов первой группы. Для предприятия указывается основной вид предпринимательской деятельности, для осуществления которой используется данное предприятие. Если невозможно однозначно определить назначение, указывается: "Осуществление предпринимательской деятельности".
Кроме того, указывается общая площадь объекта недвижимого имущества (для зданий, сооружений и их частей - по внутреннему обмеру).
Инвентарным номером и литером для зданий и сооружений являются соответствующие идентификационные данные из паспортов технического учета.
Для многоэтажных зданий и сооружений указывается число этажей и количество уровней в подвале. Если помещение расположено на определенном этаже, в решении указывается его номер.
В резолютивной части решения указывается стоимость имущества. Стоимость может быть определена на основании данных независимой оценки. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <1> объектами независимой оценки могут быть: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
В случае, если в нормативном правовом акте содержится требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта либо в договоре об оценке объекта не определен конкретный вид стоимости этого объекта, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта (ст. 7 Закона).
Оценка объекта, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.
Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.
При определении стоимости имущества арбитражный суд может исходить из цены иска. Доказательства, имеющие значение для проверки обоснованности определения истцом цены иска, исследуются арбитражным судом при разбирательстве дела <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 38 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82.