З А К О Н У К Р А И Н Ы
Статья 9. Идентификация клиентов, которые проводят финансовые операции, и изучение их финансовой деятельности 1. Субъект первичного финансового мониторинга согласно законодательством обязан на основании представленных официальных документов или заверенных в установленном порядке их копий осуществлять идентификацию клиентов, которые проводят финансовые операции. Дополнительные данные для изучения клиента также могут быть полученные от клиента, а также из других источников, если такая информация является публичной (открытой). 2. Указанные в части первой настоящей статьи документы должны быть действующими на момент их представления и включать все необходимые данные для идентификации. 3. Идентификация и изучение финансовой деятельности осуществляются в случае: установление деловых отношений с клиентами; возникновения подозрения в том, что финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; проведения финансовой операции, подлежащей финансовому мониторинга; проведение разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентами на сумму, равную или превышающую сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона. 4. Зависимости от риска проведения операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма идентификация клиента осуществляется также в случае проведения им финансовой операции на сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего закона, независимо от того, проводится такая операция единовременно или как несколько операций, которые могут быть связаны между собой. 5. В случае возникновения сомнений в достоверности или полноте предоставленной информации о клиенте субъект первичного финансового мониторинга обязан принять меры для проверки и уточнения информации относительно идентификации такого клиента (лица). 6. Особенности осуществления идентификации (упрощенной идентификации) и изучения финансовой деятельности субъектами первичного финансового мониторинга в зависимости от специфики их деятельности устанавливаются органами, которые согласно этому Закону выполняют функции регулирования и надзора за этими субъектами Объектами первичного финансового мониторинга. 7. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право истребовать, а государственные органы обязаны в течение десяти рабочих дней предоставить в соответствии с законодательством информацию относительно идентификации клиента. Указанная информация предоставляется бесплатно. Перечень таких органов и порядок предоставления информации ( 746-2010-п ) определяются Кабинетом Министров Украина. 8. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право истребовать, а клиент обязан предоставить информацию относительно идентификации его личности, содержания деятельности и финансового состояния, необходимую для исполнения таким субъектом требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. 9. В случае непредоставления клиентом, с которым установлены деловые отношения, необходимой информации для идентификации и изучения финансовой деятельности субъект первичного финансового мониторинга вправе отказать ему в проведении дальнейших финансовых операций. 10. Идентификация клиента осуществляется до / или во время установления деловых отношений, заключения сделок, но до проведения финансовой операции, открытия счета. 11. С целью идентификации резидентов субъекты первичного финансового мониторинга устанавливают: 1) для физического лица - фамилия, имя и отчество, дату рождения, номер паспорта гражданина Украины (или другой документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, который его выдал. При идентификации выясняют место жительства или место пребывания физического лица, идентификационный номер согласно Государственному реестру физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей или номер паспорта гражданина Украины, в котором проставлена ??отметка органов государственной налоговой службы о отказе от получения идентификационного номера; 2) для физического лица - предпринимателя - фамилия, имя и отчество, дату рождения, номер паспорта гражданина Украины (или другого документа, удостоверяющего личность ), дату выдачи и орган, его выдал. При идентификации выясняют место жительства или место пребывания физического лица - предпринимателя, реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета (при наличии); {Пункт 2 части одиннадцатой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3205-VI ( 3205-17 ) от 07.04.2011} 3) для юридического лица - полное наименование, местонахождение; выясняют сведения об органах управления и их состав, данные, идентифицирующие лиц, имеющих право распоряжаться счетами и имуществом, сведения о владельцах существенного участия в лицу, сведения о контролерах юридического лица; идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета. {Пункт 3 части одиннадцатой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3205-VI ( 3205-17 ) от 07.04.2011} 12. С целью идентификации нерезидентов субъекты первичного финансового мониторинга устанавливают: 1) для физического лица - фамилия, имя и отчество (при наличии), дату рождения, номер паспорта гражданина Украины (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, который его выдал, гражданство. При идентификации выясняют сведения о месте жительства или месте временного пребывания физического лица в Украине; 2) для юридического лица - полное наименование, местонахождение и реквизиты банка, в котором открыт счет, номер банковского счета, выясняют сведения об органах управления и их состав; данные, идентифицирующие лиц, имеющих право распоряжаться счетами и имуществом, сведения о владельцах существенного участия в лицу, сведения о контролерах юридического лица. Субъекту первичного финансового мониторинга предоставляется также копия легализованного извлечения из торгового, банковского или судебного реестра или нотариально засвидетельствованное регистрационное удостоверение уполномоченного органа иностранного государства о регистрации соответствующего юридического лица. 13. Идентификация клиента не является обязательной в случае: проведения финансовой операции, которые ранее были идентифицированы; заключения сделок между банками, зарегистрированными в Украине. 14. Субъект первичного финансового мониторинга может осуществить упрощенную идентификацию клиента в случае: установления деловых отношений или проведения финансовой операции, если клиентом выступает орган государственной власти, предприятие, которое полностью находится в государственной собственности, международное учреждение или организация, в которых участвует Украина соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины; проведения финансовой операции на организованном рынке ценных бумаг. 15. В случае если клиент (лицо) действует как представитель другого лица или в интересах другого лица, или если у субъекта первичного финансового мониторинга возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени или выгодополучателем является другое лицо, субъект первичного финансового мониторинга обязан согласно требованиям настоящей статьи и положениями других законов, регулирующих процедуру идентификации, идентифицировать также лицо, от имени или по поручению или в интересах которого проводится финансовая операция или которое является выгодополучателем. 16. В случае если лицо действует как представитель другого лица, субъект первичного финансового мониторинга должен проверить также наличие у этого лица соответствующих полномочий. Статья 10. Отказ субъекта первичного финансового мониторинга от проведения финансовой операции 1. Субъект первичного финансового мониторинга обязан отказаться от установления деловых отношений или проведения финансовой операции в случае, если осуществление идентификации клиента соответствии с требованиями законодательства невозможно, за исключением операций по зачислению средств , которые поступают на счет такого клиента. В таком случае субъект первичного финансового мониторинга обязан в течение одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа уведомить Специально уполномоченный орган о проведении таких операций и лиц, имеют или намерены их провести. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право отказаться от проведения финансовой операции в случае, если финансовая операция содержит признаки такой, что согласно этому Закону подлежит финансовому мониторингу, и уведомить об этом Специально уполномоченный орган в течение одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа. Статья 11. Управление рисками 1. Субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять управление рисками легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма учетом результатов идентификации и изучения финансовой деятельности клиента, услуг, предоставляемых клиенту, анализа проведенных им, и их соответствия финансовому состоянию и содержанию деятельности клиента. 2. Оценка рисков субъектом первичного финансового мониторинга осуществляется по соответствующим критериям, в частности по типу клиента, географическому расположению страны регистрации клиента или учреждения, через которую он осуществляет передачу (получение) активов и видом товаров и услуг. 3. Для уменьшения выявленных рисков субъект первичного финансового мониторинга должен принимать меры, в частности включают: осуществление углубленной идентификации клиента и проверку личности клиента в течение определенного периода, включая его владельцев, дополнительные требования к клиенту при открытии счета или установлении отношений с ним, увеличение частоты проведения проверок личности клиента, включая его владельцев, сбор информации с целью формирования представления о деятельности клиента, природе и уровень операций, проводимых им ; усиленный мониторинг операций, проводимых клиентом. Статья 12. Представление информации о финансовой операции 1. Предоставление субъектом первичного финансового мониторинга информации о финансовой операции, согласно статье 15 настоящего Закона подлежит обязательному финансовому мониторингу, осуществляется в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации. 2. Решение о предоставлении или непредоставлении Специально уполномоченному органу информации о финансовой операции, подлежит внутреннему финансовому мониторингу, принимает ответственный работник субъекта первичного финансового мониторинга (филиала, другого обособленного подразделения субъекта < br> первичного финансового мониторинга) в соответствии с внутренними процедур, предусмотренных правилами внутреннего финансового мониторинга согласно статье 16 настоящего Закона. В случае принятия решения о предоставлении Специально уполномоченному органу информации о финансовой операции такая информация предоставляется не позднее 10 рабочих дней со дня ее регистрации. 3. Порядок регистрации финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, а также предоставление Специально уполномоченному органу информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, другие финансовые операции, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма ( 747-2010-п ), устанавливается: Национальным банком Украины - для банков ( z0381-03 ); Кабинетом Министров Украины - для других субъектов первичного финансового мониторинга. 4. Предоставление информации субъектом первичного финансового мониторинга Специально уполномоченному органу в установленном порядке не является нарушением профессиональной тайны, тайны страхования, банковской или коммерческой тайны. 5. Субъект первичного финансового мониторинга, его должностные лица и другие работники не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за предоставление Специально уполномоченному органу информации о финансовой операции, если они действовали в рамках этого Закона, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физическим лицам, и за другие действия, связанные с выполнением настоящего Закона. 6. Работникам субъекта первичного финансового мониторинга, предоставившим Специально уполномоченному органу информацию о финансовой операции, запрещается сообщать об этом лиц, принимали (берут) участие в ее проведении, и любых третьих лиц. 7. Работникам субъекта первичного финансового мониторинга, получившим запрос Специально уполномоченного органа и / или предоставили ответ на такой запрос этому органу, запрещается информировать об этом лиц, которые принимали (берут) участие в финансовых операциях, определенных в запросе или ответе, а также любых третьих лиц. 8. В случае если субъект первичного финансового мониторинга, который проводит финансовые операции, имеет достаточные основания подозревать, что такие финансовые операции связаны, касаются или предназначены для финансирования террористической деятельности, террористических актов или террористических организаций и организаций или лиц, к которым применены международные санкции, он обязан безотлагательно сообщить в день возникновения подозрений о таких финансовых операциях Специально уполномоченный орган и правоохранительные органы, определенные законом. 9. Органы государственной власти, осуществляющие деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, в случае выявления при выполнении своих функций финансовых операций, по которых есть подозрение, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или связаны с лицами, в отношении которых применены международные санкции, обязаны уведомить Специально уполномоченный орган о таких операциях. Порядок и требования о предоставления информации ( 759-2010-п ) в таких случаях устанавливаются Кабинетом Министров Украины. 10. Органы государственной власти обязаны предоставлять Специально уполномоченному органу информацию (копии документов), необходимую для выполнения возложенных на него задач, в порядке ( 759-2010-п ), определенном Кабинетом Министров Украины. Неправомерный отказ в предоставлении информации (копий документов), несвоевременное или неполное ее предоставление влекут ответственность должностных лиц органов государственной власти в соответствии закону. 11. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной таможенного дела, дает информацию о выявлены факты незаконного перемещения через таможенную границу Украины наличных, оборотных денежно-кредитных документов, драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также культурных ценностей на сумму, равную или превышающую сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона. {Часть одиннадцатая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 12. Информация, предоставляемая в соответствии с требованиями настоящего Закона, является имеющей ограниченный доступ. Обмен указанной информацией, ее раскрытие и защита субъектами первичного финансового мониторинга, органами исполнительной власти и Национальным банком Украины, соответствии с законом осуществляют регулирование и надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга, осуществляются в соответствии с законом. 13. Специально уполномоченный орган обеспечивает защиту и хранения информации, полученной в соответствии с требованиями настоящего Закона. Специально уполномоченному органу запрещено раскрывать и / или передавать кому-либо полученную от субъектов первичного финансового мониторинга информацию, кроме случаев, предусмотренных статьями 18, 20 и 22 настоящего Закона. Информация, хранящаяся в Специально уполномоченном органе и полученная от субъектов первичного финансового мониторинга, имеет ограниченный доступ. В случае поступления запроса о такой информации Специально уполномоченный орган возвращает соответствующему заинтересованному лицу такой запрос без рассмотрения, за исключением случая, если запрос поступил в рамках проверки ранее направленных ему обобщенных материалов. При наличии у Специально уполномоченного органа дополнительной информации, касающейся ранее направленных правоохранительным органам обобщенных материалов, Специально уполномоченный орган может формировать и подавать соответствующему правоохранительному органу дополнительные обобщенные материалы. Разглашение любым способом работниками Специально уполномоченного органа информации, полученной от субъектов первичного финансового мониторинга согласно требованиям настоящего Закона, влечет ответственность согласно закону. 14. Предоставление органами государственной власти Специально уполномоченному органу информации о финансовых операциях, могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, не является нарушением банковской или коммерческой тайны. Должностные лица и другие работники органов государственной власти не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за предоставление Специально уполномоченному органу информации о финансовых операциях , которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. 15. Субъекты хозяйствования, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, которые не являются субъектами первичного финансового мониторинга, в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 20 настоящего Закона обязаны предоставлять по запросу Специально уполномоченного органа информацию, связанную с анализом финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, справки и копии документов (в том числе составляющих банковскую или коммерческую тайну) , необходимые для выполнения этим органом возложенных на него задач в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Информация, предоставляемая в соответствии с требованиями части пятнадцатой настоящей статьи, является имеющей ограниченный доступ. Обмен указанной информацией, ее раскрытие и защита осуществляются соответствии с законом. Объем и порядок ( 775-2010-п ) представление такой информации (кроме информации о конкретных физических лиц) определяются Кабинетом Министров Украины. Должностные лица и другие работники субъектов хозяйствования, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за предоставление Специально уполномоченному органу информации согласно требованиям настоящего Закона. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность согласно закону. 16. Разведывательным органам Украины запрещено передавать кому-либо информацию, полученную от Специально уполномоченного органа в виде обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов, за исключением случаев передачи ее в правоохранительные органы для принятия решения в соответствии с < br> Уголовно-процессуального кодекса Украины ( 4651-17 ). Разведывательные органы Украины обязаны сообщать Специально уполномоченный орган о ходе разработки и принятия соответствующих мер по результатам рассмотрения полученных обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов. {Часть шестнадцатая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 13. Взятие на учет информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу 1. Информация о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, полученная Специально уполномоченным органом, учитывается этим органом. Порядок взятия на учет информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу ( 747-2010-п ), устанавливается Кабинетом Министров Украины. Статья 14. Полномочия субъектов государственного финансового мониторинга 1. Государственное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма осуществляются относительно: 1) банков, платежных организаций и членов платежных систем, являющихся банковскими учреждениями, - Национальным банком Украины; 2) фондовых бирж, компаний по управлению активами и других профессиональных участников рынка ценных бумаг (кроме банков) - Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку {Пункт 2 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 3) страховщиков (перестраховщиков), ломбардов и других финансовых учреждений, а также юридических лиц, согласно законодательством финансовые услуги (кроме финансовых учреждений и других юридических лиц, в отношении которых государственное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма осуществляются другими субъектами государственного финансового мониторинга) , платежных организаций и членов платежных систем, являющихся небанковскими учреждениями, - национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг {Пункт 3 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 4) субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или любые другие азартные игры, субъектов хозяйствования, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями < br> и изделиями из них, аудиторов, аудиторских фирм, физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах казначейского обслуживания бюджетных средств, < br> государственного финансового контроля, - центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; {Пункт 4 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 5) нотариусов, адвокатов и других лиц, которые предоставляют юридические услуги, - Министерством юстиции Украины; 6) операторов почтовой связи (в части осуществления ими перевода денег) - центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере предоставления услуг почтовой связи; {Пункт 6 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 7) товарных и других бирж, которые проводят финансовые операции с товарами, - центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере экономического развития; {Пункт 7 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 8) других субъектов первичного финансового мониторинга, для которых настоящим Законом не определены органы государственной власти, осуществляют регулирование и надзор за их деятельностью, - Специально < br> уполномоченным органом. 2. Указанные в части первой настоящей статьи субъекты государственного финансового мониторинга обязаны: 1) осуществлять надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма за деятельностью соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга, в частности путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе выездных; 2) обеспечивать предоставление методологической, методической и другой помощи субъектам первичного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; 3) осуществлять регулирование и надзор с учетом политики, процедур и систем контроля, оценки рисков в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма с целью определения соответствия мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, и уменьшение рисков при деятельности таких субъектов в этой сфере; 4) требовать от субъектов первичного финансового мониторинга требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а в случае выявления нарушений требований законодательства принимать меры, предусмотренных законом; 5) проводить проверку организации профессиональной подготовки работников и руководителей подразделений, ответственных за проведение финансового мониторинга; 6) информировать Специально уполномоченный орган для выполнения возложенных на него задач о выявленных нарушениях законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма субъектами первичного финансового мониторинга и мерах, принятых для их устранения; 7) ежегодно, но не позднее января следующего года, предоставлять Специально уполномоченному органу обобщенную информацию о соблюдения субъектами первичного финансового мониторинга, по которым они осуществляют функции регулирования и надзора, требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, в том числе о выявленных нарушениях и мерах, принятых для их устранения; 8) обеспечивать хранение информации, поступившей от субъектов первичного и государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов; 9) согласовывать со Специально уполномоченным органом проекты любых нормативно-правовых актов по вопросам, связанных с выполнением требований настоящего Закона; 10) предоставлять Специально уполномоченному органу информацию, частности документы, необходимые для выполнения возложенных на него задач (за исключением информации о личной жизни граждан), в порядке, определенном законодательством; 11) принимать в соответствии с законодательством меры по проверке безупречной деловой репутации лиц, осуществляющих управление и контроль субъектов первичного финансового мониторинга; 12) принимать в соответствии с законодательством меры для недопущения к управлению субъектами первичного финансового мониторинга, прямой или косвенной существенного участия в таких субъектах лиц , имеющие не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за корыстные преступления или терроризм; 13) в случаях, установленных законодательством, принимать меры для недопущения формирования уставных фондов соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга за счет средств, источники происхождение которых невозможно подтвердить; 14) использовать информацию Специально уполномоченного органа о признаках нарушения субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма для установления наличия соответствующих нарушений. Положение пунктов 6, 7, 9, 10 и 14 части второй настоящей статьи распространяются на субъектов государственного финансового мониторинга, за исключением Специально уполномоченного органа. 3. Субъекты государственного финансового мониторинга имеют право получать от субъектов первичного финансового мониторинга информацию, необходимую для выполнения ими функций по регулированию и надзора за такими субъектами в рамках этого Закона. 4. Субъекты государственного финансового мониторинга (за исключением Специально уполномоченного органа) и другие государственные органы обеспечивают в соответствии с законодательством доступ Специально уполномоченного органа к своим информационным ресурсам для создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. 5. Субъекты государственного финансового мониторинга определяют и разрабатывают процедуру применения соответствующих мер отношении стран, которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием ) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма ( z1038-11 ): усиленное внимание при согласовании создания в таких странах филиалов, представительств или дочерних предприятий субъектов первичного финансового мониторинга; предупреждение субъектов первичного финансового мониторинга не финансового сектора о том, что операции с физическими или юридическими лицами в соответствующей стране могут иметь риск отмывания средств, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; ограничение деловых отношений или финансовых операций с соответствующей страной или лицами в такой стране. Раздел III ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ И ВНУТРЕННЕМУ ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ Статья 15. Финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу 1. Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равняется или превышает 150 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13 000 гривен ) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентной 150 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13 000 гривен), и имеет один или более следующих признаков: < br> 1) перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, которая отнесена Кабинетом Министров Украины к перечню офшорных зон; 2) купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные; 3) зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, жительства или место нахождения в стране (на территории), не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одной из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в вышеупомянутой стране (территории) . Перечень таких стран (территорий) определяется соответствии с порядком ( 765-2010-п ), установленного Кабинетом Министров Украины, на основе выводов международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена ??на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию; 4) зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом того же или следующего операционного дня другому лицу; 5) зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица - предпринимателя или списания средств с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет или списание наличных с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя в случае, если операции на указанном счете не осуществлялись со дня его открытия; 6) перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта); 7) обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала; 8) проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях; 9) проведение финансовых операций с векселями с бланковым индоссаментом или индоссаментом на предъявителя; 10) осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме; 11) проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена; 12) получение (уплата, перевод) страхового (перестраховочного) платежа (страхового взноса, страховой премии); 13) проведение страховой выплаты или страхового возмещения; 14) выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры; 15) осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, не предусматривающему фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг; 16) предоставления кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает сумму, определенную частью первой настоящей статьи. Информация о финансовых операциях подается соответственно пунктов 10, 11, 16 части первой настоящей статьи Специально уполномоченному органу всеми субъектами первичного финансового мониторинга, кроме банков. Статья 16. Финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу 1. Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторинга, если она имеет один или более признаков, определенных этой статьей, или содержит другие риски: 1) запутанный или необычный характер финансовой операции или совокупности связанных между собой финансовых операций, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; 2) несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента; 3) выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного финансового мониторинга или идентификации , предусмотренных настоящим Законом (в частности две или более финансовые операции, проводимые клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона). 2. В случае если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают основания считать, что финансовая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, внутренний финансовый мониторинг проводится также относительно других финансовых операций, в уточнении которых возникла необходимость. 3. Внутреннему финансовому мониторингу подлежат операции согласно типологий международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. Статья 17. Приостановление финансовых операций, по которым есть мотивированное подозрение, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или относительно которых применены международные санкции 1. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право остановить проведение финансовой операции в случае, если такая операция содержит признаки, предусмотренные статьями 15 и 16 настоящего Закона, и обязан остановить проведение финансовой операции, если ее < br> участником или выгодополучателем по ней является лицо, включенное в перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, и в тот же день уведомить об этом Специально уполномоченный орган . Такое приостановление финансовых операций осуществляется на срок до двух рабочих дней. 2. Специально уполномоченный орган может принять решение ( z1694-12 ) о дальнейшем приостановлении такой финансовой операции соответствии с частью первой настоящей статьи на срок до пяти рабочих дней, о чем обязан безотлагательно уведомить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решения согласно уголовно-процессуального законодательства . В случае непринятия Специально уполномоченным органом соответствующего решения в течение срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, субъект первичного финансового мониторинга возобновляет проведение финансовой операции. 3. Специально уполномоченный орган может принять решение ( z1694-12 ) о приостановлении расходных операций по счетам клиентов (лиц) в случае, если такие операции содержат признаки, предусмотренные статьями 15, 16 настоящего Закона на срок до пяти рабочих дней, о чем обязан безотлагательно уведомить субъекта первичного финансового мониторинга, а также правоохранительные органы, уполномоченные принимать решения согласно уголовно-процессуального законодательства. 4. В случае такого приостановления расходных финансовых операций прибыльные финансовые операции не останавливаются. При этом субъект первичного финансового мониторинга в тот же день обязан сообщить о проведении таких операций Специально уполномоченный орган. 5. В случае принятия решения ( z1694-12 ) в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи Специально уполномоченный орган проводит аналитическую работу, собирает необходимую дополнительную информацию, обрабатывает, проверяет и анализирует ее. При подтверждения мотивированного подозрения Специально уполномоченный орган готовит и подает соответствующие обобщенные материалы в течение срока приостановления такой операции в правоохранительные органы, уполномоченных принимать решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательства. В таком случае срок приостановления финансовой операции продлевается на семь рабочих дней со дня представления соответствующих обобщенных материалов, при условии что общий срок такого остановки не превышать 14 рабочих дней. Специально уполномоченный орган информирует в день подачи обобщенных материалов соответствующего субъекта первичного финансового мониторинга о дне окончания срока приостановления финансовой операции. В случае если по результатам проверки признаки легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма не подтверждаются, Специально уполномоченный орган обязан безотлагательно отменить свое решение о приостановлении расходных операций и сообщить об этом субъекта первичного финансового мониторинга. 6. Порядок приостановления и возобновления проведения финансовых операций определяется субъектами государственного финансового мониторинга, осуществляющими регулирование и надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга в пределах их полномочий. Сроки приостановления финансовых операций субъектами первичного финансового мониторинга и Специально уполномоченным органом, указанные в частях первой-четвертой настоящей статьи, является окончательными и продлению не подлежат. 7. Порядок формирования перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции ( 745 - 2010-п ), определяется Кабинетом Министров Украины. Основанием для внесения юридического или физического лица в указанный перечень являются: 1) приговор суда, вступивший в законную силу, о признании физического лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 258, 258-1, 258-2, 258 -3, 258-4 и 258-5 Уголовного кодекса Украины ( 2341-14 ); 2) сведения, которые формируются международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами ( z1830-12 ), а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции; 3) приговоры (решения) судов, решения других компетентных органов иностранных государств относительно организаций, юридических или физических лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, < br> признаются Украиной в соответствии с международными договорами Украины. 8. Перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, доводится до сведения субъектов первичного финансового мониторинга Специально уполномоченным органом в порядке ( z0818-10 ), определенном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и согласованном с другими субъектами государственного финансового мониторинга. {Часть восьмая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 9. Порядок доступа к активам, связанным с финансированием терроризма и касающиеся финансовых операций, остановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета безопасности ООН, устанавливается законом. Такой доступ осуществляется для покрытия основных или чрезвычайных расходов. 10. Приостановление финансовых операций в соответствии с частью первой настоящей статьи и части пятой статьи 22 настоящего Закона не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности субъекта первичного финансового мониторинга и его должностных лиц за нарушение условий соответствующих сделок. 11. Порядок исключения из перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, определяется Кабинетом Министров Украины. Основанием для исключения юридического или физического лица с указанный перечень является: 1) погашение или снятие судимости с физического лица, осужденного приговором суда, вступившим в законную силу, о признании этого лица виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 258, 258-1, 258-2, 258-3, 258-4 и 258-5 Уголовного кодекса Украины ( 2341-14 ); 2) исключение лица из сведений, которые формируются международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами ( z1830-12 ), а также о лицах, отношении которых применены международные санкции; 3) погашение или снятие судимости с физического лица, осужденного приговором (решением) судов, решением других компетентных органов иностранных государств в отношении организаций, юридических или физических лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, которые признаются Украиной в соответствии с международными договорами Украины; 4) наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень в соответствии с частью седьмой настоящей статьи. 12. Рассмотрение запросов относительно исключения из перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Раздел IV ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА Статья 18. Задачи и функции Специально уполномоченного органа 1. Задачами Специально уполномоченного органа являются: 1) сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, другие финансовые операции или информация, которая может быть связана с подозрением в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма. Принципы обработки полученной от субъектов первичного финансового мониторинга информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и критерии анализа таких операций устанавливает центральный орган исполнительной власти , что обеспечивает формирования государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма {Абзац второй пункта 1 части первой статьи 18 в редакции Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 2) обеспечение реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
|