З А К О Н У К Р А И Н Ы
О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, N 1, ст. 2) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 345-IV ( 345 -15 ) от 24.12.2002, ВВР, 2003, N 5, ст.48 N 485-IV ( 485 - 15 ) от 06.02.2003, ВВР, 2003, N 14, ст.104 N 1726-IV ( 1726-15 ) от 18.05.2004, ВВР, 2004, N 36, ст.433 N 3163-IV ( 3163-15 ) от 01.12.2005, ВВР, 2006, N 12, ст.100} {В редакции Закона N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010, ВВР, 2010, N 29, ст.392} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3205-VI ( 3205 -17 ) от 07.04.2011, ВВР, 2011, N 41, ст.413 N 3610-VI ( 3610 - 17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 7, ст.53 N 4025-VI ( 4025-17 ) от 15.11.2011, ВВР, 2012, N 25, ст.263 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 N 5083-VI ( 5083-17 ) от 05.07.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012 N 5492-VI ( 5492-17 ) от 20.11.2012}
{В тексте Закона слово "паспорта" заменить словами "паспорта гражданина Украины", а слова "серию и номер" и "серию и номер" - словом "номер" согласно Закону N 5492-VI ( 5492-17 ) от 20.11.2012}
Этот Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем определения правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и обеспечения формирования общегосударственной аналитической информации, что позволяет правоохранительным органам Украины и иностранных государств выявлять, проверять и расследовать преступления, связанные с отмыванием средств и другими незаконными финансовыми < br> операциями. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов 1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении: 1) доходы, полученные преступным путем, - любая экономическая выгода, полученная вследствие совершения общественно опасного деяния, предшествующего легализации (отмыванию) доходов, которая может состоять из материальной собственности или собственности, выраженной в правах, а также включать движимое или недвижимое имущество и документы, подтверждающие право на такую ??собственность или долю в ней; 2) общественно опасное деяние, предшествующее легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, - деяние, за которое Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ) предусмотрено основное наказание в виде лишения свободы или штрафа более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (за исключением деяний, предусмотренных статьями 212 и 212-1 Уголовного кодекса Украины) ( 2341-14 ), или деяние, совершенное за пределами Украины , если оно признается общественно опасным противоправным деянием, предшествовало легализации (отмыванию) доходов, по уголовному законом государства, где оно было совершено, и является преступлением по Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ), в результате совершения которого незаконно полученные доходы; {Пункт 2 части первой статьи 1 в редакции Закона N 4025-VI ( 4025-17 ) от 15.11.2011} 3) финансирование терроризма - предоставление или сбор активов любого рода с осознанием того, что они будут использованы полностью или частично для организации, подготовки и совершения отдельным террористом или террористической организацией определенного Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ) террористического акта, вовлечение в совершение террористического акта, публичных призывов к совершения террористического акта, создание террористической группы или террористической организации, содействия совершению террористического акта, любой другой террористической деятельности, а также попытки осуществление таких действий; 4) финансовая операция - любые действия относительно активов, осуществленные с помощью субъекта первичного финансового мониторинга; 5) финансовый мониторинг - совокупность мер, осуществляемых субъектами финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , или финансированию терроризма включают проведение государственного финансового мониторинга и первичного финансового мониторинга; 6) объект финансового мониторинга - действия с активами, связанные с соответствующими участниками финансовых операций, которые их проводят, при наличии рисков этих активов с целью легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также любая информация о таких действиях или события, активы и их участников; 7) государственный финансовый мониторинг - совокупность мер, осуществляются субъектами государственного финансового мониторинга, направленных на выполнение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма: государственный финансовый мониторинг Специально уполномоченного органа - совокупность мер по сбору, обработке и анализу указанным органом информации о финансовых операциях, подаваемого субъектами первичного и государственного финансового мониторинга и другими государственными органами, соответствующими органами иностранных государств, а также мер по проверке такой информации согласно законодательством Украины; государственный финансовый мониторинг других субъектов государственного финансового мониторинга - совокупность мероприятий, которые осуществляются субъектами, определенными абзацем вторым части третьей статьи 5 настоящего Закона , направленных на выполнение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; 8) первичный финансовый мониторинг - совокупность мер, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, направленных на выполнение требований настоящего Закона, включают проведения обязанности "обязательного и внутреннего финансового мониторинга; 9) обязательный финансовый мониторинг - совокупность мер, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, с выявления финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу в соответствии со статьей 15 настоящего Закона, идентификации участников таких операций и изучение их деятельности, ведения учета этих операций и сведений об их участниках, обязательного отчета о них Специально уполномоченному органу, а также предоставления дополнительной информации о финансовых операциях и их участников, которые стали объектом финансового мониторинга со стороны Специально уполномоченного органа; 10) внутренний финансовый мониторинг - совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, с выявления финансовых операций, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу в соответствии статье 16 настоящего Закона, с применением подхода, основанного на проведении оценки рисков легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; ведение учета таких операций и сведений об их участников; представления информации Специально уполномоченному органу об операциях, имеющих высокую степень риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также дополнительной информации о финансовых операциях и их участников, ставших объектом финансового мониторинга со стороны Специально уполномоченного органа; 11) надлежащим образом оформленное уведомление о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, - оформленное и подано в Специально уполномоченный орган в соответствии с требованиями статьи 12 настоящего Закона сообщение о финансовой операции, подлежит финансовому мониторингу; 12) непредставления субъектом первичного финансового мониторинга информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторинга, Специально уполномоченному органу - это: непредоставление информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу (отсутствие на учете у Специально уполномоченный орган надлежащим образом оформленного и представленного указанным субъектом первичного финансового мониторинга сообщения (информации) о таких финансовых операциях) повторное представление ненадлежащим образом оформленного сообщения (информации) о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторинга, не учтено Специально уполномоченным органом (под повторным представлению ненадлежащим образом оформленного сообщения (информации) о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, следует понимать последовательное представление субъектом первичного финансового мониторинга трех ненадлежащим образом оформленных сообщений об одной и той же финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу) 13) умышленное предоставление субъектом первичного финансового мониторинга заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, Специально уполномоченному органу - умышленное представление заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторинга, которая не соответствует действительности; 14) риски - опасность (угроза, уязвимые места) для субъектов первичного финансового мониторинга быть использованными клиентами при оказании ими услуг в соответствии с характером их деятельности с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; 15) управление рисками - меры, осуществляемые субъектами первичного финансового мониторинга, по определению, оценки, мониторинга, контроля рисков, направленные на их уменьшение до приемлемого уровня; 16) Специально уполномоченный орган - центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , или финансированию терроризма; {Пункт 16 статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 17) активы - средства, имущество, имущественные и неимущественные права; 18) участники финансовой операции - клиент, контрагент, а также лица, действующие от их имени или в их интересах; 19) клиент - любое лицо, которое обращается за предоставлением услуг или пользуется услугами субъекта первичного финансового мониторинга; 20) контроль юридического лица - прямое или косвенное владение физическим лицом самостоятельно либо совместно с близкими родственниками долей в юридическом лице, что соответствует эквиваленту 50 и более процентов уставного капитала или голосов юридического лица или независимая от формального владения возможность осуществлять любым образом решающее влияние на управление или на деятельность юридического лица; 21) контроль физического лица - возможность решающего влияния на финансовые операции этого лица независимо от фактического владения активами физического лица; 22) контролер - лицо, осуществляющее контроль; 23) существенное участие - прямое или опосредованное владение долей в размере 10 и более процентов уставного капитала (фонда), 10 и более процентов акций или прав голоса в юридическом лице, прямое или косвенное влияние на него; 24) вигодоодержувач - лицо, в пользу или в интересах которого проводится финансовая операция; 25) деловые отношения - отношения между клиентом и субъектом первичного финансового мониторинга, возникшие на основании договора о предоставлении финансовых или других услуг; 26) филиал иностранного банка - обособленное структурное подразделение иностранного банка, не имеющее статуса юридического лица и осуществляет банковскую деятельность на территории Украины; 27) обобщенные материалы - сведения о финансовых операциях, которые были объектом финансового мониторинга и по результатам анализа которых Специально уполномоченным органом выявлено подозрения по отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, или общественно опасного деяния, предшествующего легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Обобщенные материалы являются сообщением о преступлении и содержат основания для принятия правоохранительными органами решения в соответствии к Уголовно-процессуального кодекса Украины ( 4651-17 ), а также для проведения правоохранительными и разведывательными органами Украине оперативно-розыскной деятельности. Форма и структура обобщенных материалов устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, за «br > согласованию с правоохранительными органами; {Пункт 27 части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Законами N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012, N 5463-VI ( 5463-17 a >) от 16.10.2012} 28) дополнительные обобщенные материалы - сведения, собранные на основе анализа дополнительно полученной информации, в дополнение к ранее поданных обобщенных материалов; 29) публичные деятели - физические лица, которые выполняют или выполняли определенные публичные функции в иностранных государствах, а именно: глава государства, руководитель правительства, министры и их заместители; депутаты парламента; члены верховного суда, конституционного суда или других судебных органов высокого уровня, решение которых не подлежат обжалованию, кроме как при исключительных обстоятельствах; члены суда аудиторов или правлений центральных банков; чрезвычайные и полномочные послы, поверенные в делах и высокие чиновники вооруженных сил; члены административных, управленческих или надзорных органов государственных предприятий, имеющих стратегическое значение; 30) международные санкции - санкции, которые признаются Украиной соответствии с международными договорами, или решения международных организаций по замораживанию активов, решения которых признаются соответствии с международными договоров; 31) безупречная деловая репутация - совокупность подтвержденной информации о лице, что позволяет сделать вывод о соответствии его деятельности требованиям законодательства, а также для физических лиц - о надлежащих профессиональные, управленческие способности и отсутствии у лица судимости за корыстные преступления и за преступления в сфере хозяйственной деятельности, не снятой или не погашенной в установленном законом порядке; 32) обособленное подразделение субъекта первичного финансового мониторинга - филиал, другое подразделение субъекта первичного финансового мониторинга, расположенное вне его местонахождения и осуществляющий операции или обеспечивает их осуществления, в том числе предоставляет услуги от имени субъекта первичного финансового мониторинга; 33) высокий риск - результат оценки риска субъектом первичного финансового мониторинга, основанный на анализе совокупности определенных критериев, свидетельствующий о высокой вероятность использования субъекта для отмывания доходов, полученных преступным путем, и / или финансирования терроризма; 34) неприбыльные организации - юридические лица, созданные для осуществления научной, образовательной, культурной, оздоровительной, экологической, религиозной, благотворительной, социальной и другой деятельности с целью удовлетворения потребностей и интересов граждан в пределах, определенных законодательством Украины, без цели получения прибыли. Статья 2. Сфера применения Закона 1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, а также на юридических лиц, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, обеспечивают проведение финансовых операций на территории Украины и за ее пределами в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 3. Законодательство в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма 1. Отношения, возникающие в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, регулируются настоящим Законом, другими законами Украина, регулирующих деятельность субъектов финансового мониторинга, а также нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и других государственных органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности субъектов первичного финансового мониторинга, принятых на выполнение этого Закона. {Статья 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Статья 4. Действия, относящиеся к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем 1. К легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся любые действия, связанные со средствами (собственностью), полученными (добытыми) в результате совершения преступления, направленные на сокрытие источников происхождения указанных средств (собственности) или содействия лицу, которое является соучастником в совершении преступления, которое является источником происхождения указанных средств (собственности). Раздел II СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА Статья 5. Система и субъекты финансового мониторинга 1. Система финансового мониторинга состоит из двух уровней - первичного и государственного. 2. Субъектами первичного финансового мониторинга являются: 1) банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения; 2) платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения; 3) товарные, фондовые и другие биржи; 4) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 5) компании по управлению активами; 6) операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств; 7) филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины; 8) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга: а) субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций с купли-продажи недвижимого имущества; б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму, < br> определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона; в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино; г) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений) в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Закона; г) физические лица - предприниматели и юридические лица, проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличные, при условии, что сумма такой финансовой операции равняется или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона, в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Закона; 9) другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги. 3. Субъектами государственного финансового мониторинга являются: Национальный банк Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, Министерство юстиции Украины, центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сферах предоставления услуг почтовой связи и экономического развития, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондового рынка, национальная комиссия, осуществляющим государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг; {Абзац второй части третьей статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Специально уполномоченный орган. Статья 6. Задачи, обязанности и права субъекта первичного финансового мониторинга 1. Субъект первичного финансового мониторинга с учетом требований законодательства, нормативно-правовых актов центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и других субъектов государственного финансового мониторинга устанавливает правила, разрабатывает программы проведения финансового мониторинга и назначает работника, ответственного за его проведение, кроме специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, осуществляют свою деятельность единолично, без образования юридического лица, и лиц, указанных в подпункте "г" пункта 8 части второй статьи 5 настоящего Закона. {Часть первая статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 2. Субъект первичного финансового мониторинга обязан: 1) встать на учет в Специально уполномоченном органе как субъект первичного финансового мониторинга и в случае прекращения своей деятельности уведомить об этом Специально уполномоченный орган в определенном Национальным банком Украины для банков и Кабинетом Министров Украины для других субъектов первичного финансового мониторинга порядке; 2) осуществлять идентификацию и изучение клиента в случаях, установленных законом; 3) обеспечивать выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, до начала, в процессе, в день возникновения подозрений, после их проведения или при попытке их проведения или после отказа клиента от их проведения; 4) обеспечивать в своей деятельности управление рисками относительно легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и разрабатывать критерии рисков; 5) обеспечивать регистрацию финансовых операций, подлежат финансовому мониторингу, не позднее следующего рабочего дня с даты их; 6) уведомлять Специально уполномоченный орган о: а) финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу, - в течение трех рабочих дней со дня их регистрации или попытки их проведения; б) финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу, если есть достаточные основания подозревать, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, - в день возникновения подозрений, но не позднее чем через десять рабочих дней со дня регистрации таких операций или попытки их проведения; в) выявлены финансовые операции, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма, - в день их выявления или попытки их проведения, а также информировать об этом определенные законом правоохранительные органы; 7) в случае получения от Специально уполномоченного органа сообщение о некорректном (неправильном) заполнении полей в сообщении о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторинга, подать в течение трех рабочих дней до Специально уполномоченного органа надлежащим образом оформленное уведомление об этом финансовую операцию; 8) содействовать в пределах действующего законодательства работникам Специально уполномоченного органа в проведении анализа финансовых операций; 9) предоставлять по запросу Специально уполномоченного органа дополнительную информацию по поводу финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, копии первичных документов, на основании которых были проведены такие операции и связанные с ними операции, сведения об их участниках, а также другую информацию, в частности, что составляет банковскую или коммерческую тайну, тайну страхования, копии документов, необходимые для выполнения возложенных на Специально уполномоченный орган задач, течение пяти рабочих дней с даты поступления запроса; 10) предоставлять по запросу Специально уполномоченного органа информацию (в том числе копии документов), необходимую для выполнения им запроса, поступившего от уполномоченного органа иностранной государства, в частности ту, что составляет банковскую или коммерческую тайну, в течение пяти рабочих дней с даты поступления запроса; 11) предоставлять по запросу Специально уполномоченного органа информацию относительно отслеживания (мониторингу) финансовых операций клиента, операции которого стали объектом финансового мониторинга. Порядок предоставления такой информации ( z0601-12 ) устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга; {Пункт 11 части второй статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 12) в случае невозможности обеспечить соблюдение сроков, установленных пунктами 9, 10 части второй настоящей статьи, с объективных причин, с учетом объема информации, < br> запрашивается (формы ее подачи - электронной или письменной, копирования или сканирования, получения данных из архивов и т.п.), согласовать со Специально уполномоченным органом в течение рабочего дня в день получения запроса, но не позднее следующего рабочего дня срок представления запрашиваемой информации. Порядок согласования ( z0916-10 ) устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга; {Пункт 12 части второй статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 13) предоставлять по запросу соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга информацию, необходимую для проверки фактов нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию ) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; 14) принимать меры по предупреждению разглашения (в частности лицам, относительно финансовых операций которых проводится проверка) информации, предоставляемой Специально уполномоченному органу, и другой информации по вопросам финансового мониторинга (в том числе о факте предоставления такой информации или получения запроса от Специально уполномоченного органа); 15) хранить документы по идентификации лиц, которые провели финансовой операции, согласно этому Закону подлежит финансовому мониторинга, а также все документы, касающиеся деловых отношений < br> с клиентом, не менее пяти лет после завершения деловых отношений, а все необходимые данные об операциях - не менее пяти лет после завершения операции (при этом сроки хранения документов могут быть продлены соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга в порядке, установленном законодательством); 16) обеспечивать по документальному запросу беспрепятственный доступ субъектов государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов к документам или информации, содержащейся в них, согласно требований закона; 17) по поручению Специально уполномоченного органа, данному с целью выполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства о приостановлении соответствующей финансовой операции как таковой, что может быть этаж "связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, останавливать проведение или обеспечить мониторинг финансовой операции соответствующего лица в порядке ( z1694-12 ), установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга; {Пункт 17 части второй статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 18) обеспечивать разработку и постоянное обновление правил, программ проведения финансового мониторинга с учетом требований законодательства; 19) ежегодно проводить внутренние проверки своей деятельности на предмет соблюдения законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма 20) обеспечивать повышение квалификации работников, ответственных за проведение финансового мониторинга, путем прохождения обучения не реже одного раза в три года; 21) принимать на постоянной основе мероприятий по подготовке персонала к выявлению финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии с настоящим Законом, путем проведения образовательной и практической работы; 22) выявлять финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу в соответствии со статьей 15 настоящего Закона; 23) проводить анализ финансовых операций, направленный на выявления подлежащих внутреннему финансовому мониторингу соответствии со статьей 16 настоящего Закона; 24) выяснять цель и характер будущих деловых отношений с клиентами; 25) постоянно обновлять в соответствии с законодательством и внутренними процедурами информацию о содержании деятельности клиента и его финансовое состояние; 26) проводить анализ соответствия финансовых операций, проводимых клиентом, имеющейся информации о содержании его деятельности и финансовое состояние; 27) принимать надлежащие меры для ограничения риска злоупотреблений, связанных с услугами, которые предоставляются с использованием новейших технологий, в частности обеспечивают проведение операций без непосредственного контакта с клиентом. 3. Субъект первичного финансового мониторинга обязан самостоятельно осуществлять классификацию своих клиентов с учетом критериев рисков ( z0909-10 ), определенных центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и органами, осуществляющими регулирование и надзор за их деятельностью, во время проведения ими финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и принимать меры о клиентах, деятельность которых свидетельствует о повышенном риске проведения ими таких операций. {Часть третья статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 4. Субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять следующие меры: 1) относительно иностранных финансовых учреждений, с которыми установлен корреспондентские отношения в порядке, определенном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, указанным в абзаце втором части третьей статьи 5 настоящего Закона: {Пункт 1 части четвертой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} а) обеспечивать сбор информации о содержании деятельности финансового учреждения и его финансовом состоянии, репутации, а также о том, это учреждение объектом применения мер воздействия с стороны органа, осуществляющего регулирование и надзор за его деятельностью в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; б) устанавливать, какие меры принимаются учреждением для предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; в) выяснять на основании полученной информации достаточность и эффективность мер, осуществляемых иностранным учреждением по борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; г) открывать корреспондентские счета иностранным финансовым учреждениям и в иностранных финансовых учреждениях с разрешения руководителя; 2) относительно публичных деятелей или связанных с ними лиц, факт принадлежности к которым клиента или лица, действующего от его имени, субъект обнаруживает соответствии с внутренними процедурами при установления деловых отношений с клиентом и в процессе его обслуживания (лицами, связанными с публичными деятелями, являются члены семьи и другие близкие родственники, юридические лица, собственниками существенного < br> участия или контролерами которых являются публичные деятели или их близкие родственники): а) устанавливать с разрешения руководителя субъекта первичного финансового мониторинга отношения с публичными деятелями и связанными с ними лицами; б) принимать меры для выяснения источников происхождения средств таких лиц; в) проводить с учетом рекомендаций соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга мониторинг операций, участниками или выгодополучателями которых являются публичные деятели или связанные с ними лица, в порядке, определенном для клиентов высокого риска; 3) относительно благотворительных и неприбыльных организаций принимать меры для ограничения риска их использования с целью легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма на основании рекомендаций соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга. 5. Осуществление мероприятий, предусмотренных законодательством по вопросам предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, обеспечивается непосредственно субъектом первичного финансового мониторинга, его филиалами, другими обособленными подразделениями и дочерними предприятиями, в том числе расположенными в государствах, в которых рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) не применяются или применяются в недостаточной мере, в пределах, определенных законодательством такой государства. В случае если применение указанных мероприятий не разрешается законодательством такого государства, субъекты первичного финансового мониторинга обязаны уведомить Специально уполномоченный орган и соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга о невозможности принятия указанных < br> мероприятий. Одновременно субъект первичного финансового мониторинга принимает соответствующие меры, направленные на: усиление идентификации клиентов до установления деловых отношений с лицами или компаниями этих стран; систематическое уведомление о финансовых операции с клиентами соответствующих стран; предупреждение представителей нефинансового сектора о том, что операции с физическими или юридическими лицами в соответствующих странах могут содержать риск отмывания средств, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. 6. Положения пунктов 4, 11, 12 части второй настоящей статьи не распространяются на специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга. Положения подпункта "а" пункта 6 и пункта 22 части второй настоящей статьи не распространяются на специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, кроме субъектов, указанных в подпункте "в" пункта 8 части второй статьи 5 настоящего Закона. Положения пунктов 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27 части второй и частей третьей - пятой настоящей статьи не распространяются на специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, указанных в подпункте "г" пункта 8 части второй статьи 5 настоящего Закона. 7. Субъект первичного финансового мониторинга с целью выполнения возложенных на него настоящим Законом задач имеет право обращаться с запросами в органы исполнительной власти, правоохранительных органов, Национального банка Украины, юридических лиц, в установленном законодательством порядке информируют о результатах этой просьбе. 8. Руководители и работники субъектов первичного финансового мониторинга, ответственные за проведение финансового мониторинга, в случае нарушения требований настоящего Закона несут ответственность в соответствии закону. Требования по проверке финансовыми учреждениями безупречной деловой репутации и соответствия профессиональным критериям кандидатов на указанные в этой части статьи должности устанавливаются соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга. 9. Ответственность за организацию соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма несет руководитель субъекта первичного финансового мониторинга. В случае осуществления процедуры ликвидации субъекта первичного финансового мониторинга, в том числе признание его банкротом, назначении временной администрации ответственность за выполнение пунктов 9, 10 части второй статьи 6 настоящего Закона несут соответственно члены ликвидационной комиссии, ликвидатор или временный администратор. Статья 7. Правовой статус работника субъекта первичного финансового мониторинга, ответственного за проведение финансового мониторинга 1. Работник, ответственный за проведение финансового мониторинга (далее - ответственный работник), назначается по должности на уровне руководства субъекта первичного финансового мониторинга. Назначение и увольнение ответственного работника банка (филиала иностранного банка) осуществляются по согласованию с Национальным банком Украины. 2. К полномочиям ответственного работника субъекта первичного финансового мониторинга относятся: 1) принятие решения о сообщении Специально уполномоченного органа о финансовых операциях, относительно которых есть мотивированные подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или если они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма; 2) принятие решения об информировании правоохранительных органов, определенных законодательством, о финансовых операциях, относительно которых есть подозрения, что они связаны, касаются или предназначены для < br> финансирование терроризма 3) осуществление проверок деятельности любого подразделения субъекта первичного финансового мониторинга и его работников относительно соблюдения ими правил внутреннего финансового мониторинга и выполнения программ проведения финансового мониторинга; 4) право доступа во все помещения, документов, средств телекоммуникации субъекта первичного финансового мониторинга; 5) привлечение любых работников субъекта первичного финансового мониторинга к осуществлению мер по предотвращению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и проверок по этим вопросам; 6) организация разработки и представление на утверждение, а также внедрение, выполнение правил внутреннего финансового мониторинга и программ осуществления финансового мониторинга; 7) получение объяснений от работников субъекта первичного финансового мониторинга независимо от занимаемых должностей по проведение финансового мониторинга; 8) содействие проведению уполномоченными представителями соответствующих органов государственного финансового мониторинга проверок деятельности субъекта первичного финансового мониторинга соблюдения законодательства в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма 9) принятие решения о предоставлении информации по вопросам финансового мониторинга на запросы Специально уполномоченного органа и соответствующих правоохранительных органов; 10) выполнение других задач в соответствии с законом. 3. Ответственный работник субъекта первичного финансового мониторинга выполняет и другие функции согласно законодательству, правил внутреннего финансового мониторинга, программ проведения финансового мониторинга и других внутренних документов по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. 4. Руководитель субъекта первичного финансового мониторинга обязан содействовать выполнению ответственным работником своих функций. 5. Ответственный работник независим в своей деятельности, подотчетен только руководителю субъекта первичного финансового мониторинга и обязан не реже одного раза в месяц информировать в письменной форме руководителя о выявленных финансовых операции, подлежащие финансовому мониторингу, и мерах, принятых, частности, для: обеспечение осуществления мер финансового мониторинга; разработки и постоянного обновления правил и программ проведения финансового мониторинга с учетом требований законодательства; подготовки персонала по выполнению требований настоящего Закона путем проведения образовательной и практической работы. Статья 8. Мероприятия, осуществляемые специально определенными субъектами первичного финансового мониторинга 1. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается адвокатами, нотариусами, лицами, предоставляют юридические услуги, аудиторами, аудиторскими фирмами, физическими лицами - предпринимателями, которые предоставляют услуги по бухгалтерского учета , если они участвуют в подготовке и осуществлении сделки по: купли-продажи недвижимости; управление активами клиента; управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах; привлечения средств для образования юридических лиц, обеспечения их деятельности и управления ими; образования юридических лиц, обеспечения их деятельности или управления ими, а также купли-продажи юридических лиц. 2. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций с купли-продажи недвижимого имущества, при подготовке и осуществлении сделок по купли-продажи недвижимости, при условии, что сумма такой операции равна или превышает 400 000 гривен или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400 000 гривен. 3. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами хозяйствования, осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона, при проведении операций с предметами высокой стоимости (в частности с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т.п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной. 4. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами хозяйствования, проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронным (виртуальным) казино, при осуществлении финансовых операций , связанных с принятием или возвращением ставок или выплатой выигрышей. 5. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается физическими лицами - предпринимателями и юридическими лицами, которые проводят финансовые операции с товарами за наличные (выполняют работы, предоставляют услуги), при условии, что сумма < br> такой финансовой операции равняется или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона, в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Закона. 6. Нотариусы как субъекты первичного финансового мониторинга не уведомляют Специально уполномоченный орган о своих подозрениях относительно финансовых операций в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом тайны совершаемых нотариальных действий , кроме случаев удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества, при условии, что сумма такой операции равна или превышает 400 000 гривен или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400 000 гривен. 7. Адвокаты, лица, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, не уведомляют Специально уполномоченный орган о своих подозрениях относительно финансовых операций в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их адвокатской тайны и профессиональной тайны, когда они выполняют свои обязанности относительно защиты клиента, представительства его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров. 8. Руководители и работники, ответственные за проведение финансового мониторинга, специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга в случае нарушения требований настоящего Закона несут ответственность согласно закону.
|