З А К О Н У К Р А И Н Ы
О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1996, N 51, ст.292) {Вводится в действие Постановлением ВР N 475/96-ВР от 30.10.96, ВВР, 1996, N 51, ст.293} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 642/97-ВР от 18.11.97, ВВР, 1998, N 10, ст.36 N 938-XIV ( 938-14 ) от 14.07.99, ВВР, 1999, N 38, ст.339 N 2299-III ( 2299-14 ) от 15.03.2001, ВВР, 2001, N 21, ст.103 N 2921-III ( 2921-14 ) от 10.01.2002, ВВР, 2002, N 16, ст.114 N 2922-III ( 2922-14 ) от 10.01.2002, ВВР, 2002, N 17, ст.117 N 3047-III ( 3047-14 ) от 07.02.2002, ВВР, 2002, N 29, ст.194 N 1294-IV ( 1294 -15 ) от 20.11.2003, ВВР, 2004, N 13, ст.181 N 2800-IV ( 2800 - 15 ) от 06.09.2005, ВВР, 2005, N 42, ст.465 N 2802-IV ( 2802-15 ) от 06.09.2005, ВВР, 2005, N 48, ст.481 N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005, ВВР, 2005, N 42, ст.466 N 3201-IV ( 3201-15 ) от 15.12.2005, ВВР, 2006, N 13, ст.110 N 3273-IV ( 3273-15 a >) от 22.12.2005, ВВР, 2006, N 16, ст.134 N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006, ВВР, 2006, N 31, ст.268 N 3541-IV ( 3541-15 ) от 15.03.2006, ВВР, 2006, N 35, ст.296} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 3-рп/2008 ( va03p710-08 ) от 01.04.2008} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 514-VI ( 514 -17 ) от 17.09.2008, ВВР, 2008, N 50-51, ст.384 N 801-VI ( 801-17 ) от 25.12.2008, ВВР, 2009, N 23, ст.278 N 1720-VI ( 1720 -17 ) от 17.11.2009, ВВР, 2010, N 8, ст.51 N 2258-VI ( 2258 - 17 ) от 18.05.2010, ВВР, 2010, N 29, ст.392 N 2388-VI ( 2388-17 ) от 01.07.2010, ВВР, 2010, N 37, ст.496 N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 2850-VI ( 2850-17 ) от 22.12.2010, ВВР, 2011, N 28, ст.252 N 2927-VI ( 2927-17 a >) от 13.01.2011, ВВР, 2011, N 31, ст.304 N 3265-VI ( 3265-17 ) от 21.04.2011, ВВР, 2011, N 43, ст.448 N 3267-VI ( 3267-17 ) от 21.04.2011, ВВР, 2011, N 44, ст.456 N 3306-VI ( 3306-17 ) от 22.04.2011, ВВР, 2011, N 44, ст.471 N 3461-VI ( 3461-17 ) от 02.06 .2011, ВВР, 2011, N 51, ст.578 N 3462-VI ( 3462-17 ) от 02.06. 2011, ВВР, 2011, N 52, ст.591 N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011 , ВВР, 2012, N 7, ст.53 N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012 < br> N 5178-VI ( 5178-17 ) от 06.07.2012 N 5212-VI ( 5212-17 ) от 06.09.2012 N 5518-VI ( 5518-17 ) от 06.12.2012}
{В тексте Закона слова "Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку" во всех падежах заменены соответственно словами "Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынка "в соответствующем падеже согласно закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011}
Этот Закон определяет правовые основы осуществления государственного регулирования рынка ценных бумаг и государственного контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных в Украине. Статья 1. Определение терминов Для целей настоящего Закона приведенные ниже термины употребляются в таком значении: государственном регулировании рынка ценных бумаг - осуществление государством комплексных мероприятий по упорядочению, контроля, надзора за рынком ценных бумаг и их производных и предотвращение злоупотреблений и нарушений в этой сфере;
{Абзац третий статьи 1 исключено на основании Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006}
{Абзац четвертый статьи 1 исключено на основании Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006}
производные ценные бумаги - ценные бумаги, механизм выпуска и обращения которых связан с правом на приобретение или продажу в течение срока, определенного договором (контрактом), ценных бумаг , других финансовых и / или товарных ресурсов;
{Абзац шестой статьи 1 исключено на основании Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006}
{Абзац седьмой статьи 1 исключено на основании Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006}
{Абзац восьмой статьи 1 исключено на основании Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006}
профессиональные участники рынка ценных бумаг - лица, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; (Статья 1 дополнен абзацем девятым согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005) определение кредитного рейтинга (рейтингование) - это деятельность по предоставлению профессиональных услуг на рынке ценных бумаг, направлена ??на определение кредитоспособности объекта рейтингования может быть проведена рейтинговым агентством; (Часть первую статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 3201-IV ( 3201-15 a >) от 15.12.2005) кредитный рейтинг - это условное выражение кредитоспособности объекта рейтингования в целом и / или его отдельного долгового обязательства по национальной шкале кредитных рейтингов; (Часть первую статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 3201-IV ( 3201-15 ) от 15.12.2005) Национальная рейтинговая шкала (далее - Национальная шкала) - шкала, которая разделена на определенные группы уровней и уровни, каждый из которых характеризует способность заемщика своевременно и в полном < br> объеме выплачивать проценты и основную сумму по своим долговым обязательствам, а также его платежеспособность. Национальная шкала используется для оценки кредитного риска заемщика - органа местного самоуправления, предприятия и отдельных долговых инструментов - облигаций, ипотечных ценных бумаг, займов; (часть первая статьи 1 дополнена абзацем Закону N 3201-IV ( 3201-15 ) от 15.12.2005) рейтинговая оценка эмитента - характеризует уровень способности эмитента ценных бумаг своевременно и в полном объеме выплачивать проценты и основную сумму по долговым обязательствам относительно долговых зобов ' язань других заемщиков; (часть первая статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 3201-IV ( 3201-15 ) от < br> 15.12.2005) рейтинговая оценка ценных бумаг эмитента - характеризует уровень способности заемщика (эмитента) своевременно и в полном объеме обслуживать обязательства по ценным бумагам; (Часть первый статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 3201-IV ( 3201-15 ) от 15.12.2005) корпоративное управление - система отношений, которая определяет правила и процедуры принятия решений относительно деятельности хозяйственного общества и осуществления контроля, а также распределение прав и обязанностей между органами общества и его участниками по управлению обществом {Статья 1 дополнена абзацем согласно Закону N 801-VI ( 801-17 ) от 25.12.2008}
{Абзац шестнадцатый статьи 1 исключено на основании Закона N 3267-VI ( 3267-17 ) от 21.04.2011}
система депозитарного учета ценных бумаг - совокупность записей о ценных бумагах (вид, номинальная стоимость и количество, характер зарегистрированных ограничений в обращении или реализации прав по ценными бумагами), их эмитентов, владельцев именных ценных бумаг, уполномоченных ими лиц, управляющих, залогодержателей, других лиц, наделенных соответствующими правами относительно ценных бумаг, содержат информацию, которая дает возможность идентифицировать названных лиц, а также другую предусмотренную законодательством информацию {Статья 1 дополнена абзацем согласно Закону N 801-VI ( 801-17 ) от 25.12.2008} система реестра владельцев именных ценных бумаг (система реестра) - совокупность данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных в этой системе владельцев, номинальных держателей и эмитента, а также именных ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, учет всех изменений информации в отношении вышеуказанных лиц и ценных бумаг, получение и предоставление информации этим лицам и составление реестра владельцев именных ценных бумаг. {Статья 1 дополнена абзацем согласно Закону N 801-VI ( 801-17 ) от 25.12.2008} Статья 2. Цель государственного регулирования рынка ценных бумаг Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется с целью: реализации единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных; создание условий для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов с учетом интересов общества; получение участниками рынка ценных бумаг информации о условия выпуска и обращения ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер сделок с ценными бумагами и другой информации, влияющей на формирования цен на рынке ценных бумаг; обеспечение равных возможностей для доступа эмитентов, инвесторов и посредников на рынке ценных бумаг; гарантирования прав собственности на ценные бумаги; защиты прав участников фондового рынка; интеграции в европейский и мировой фондовые рынки; соблюдение участниками рынка ценных бумаг требований актов законодательства; предотвращение монополизации и создание условий развития добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг; контроля за прозрачностью и открытостью рынка ценных бумаг. Статья 3. Формы государственного регулирования рынка ценных бумаг Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в таких формах: принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынке ценных бумаг; регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, прав и обязанностей участников рынка ценных бумаг; выдача лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и обеспечения контроля за такой деятельностью; (Абзац четвертый статьи 3 с изменениями, внесенными Законом N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005) запрет и остановка на определенный срок (до одного года) профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае отсутствия лицензии на эту деятельность и привлечение к ответственности за осуществление такой деятельности согласно действующему законодательству; (Абзац пятый статьи 3 с изменениями, внесенными Законом N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005) регистрация выпусков (эмиссий) ценных бумаг и информации о выпуске (эмиссии) ценных бумаг; контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска ценных бумаг и информации о выпуске ценных бумаг, условий продажи (размещения) ценных бумаг, предусмотренных такой информацией; < br> создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами ценных бумаг и лицами, осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; контроль за достоверностью предоставляемой эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, контролирующим органам; установление правил и стандартов осуществления операций на рынка ценных бумаг и контроля за их соблюдением; пруденциальный надзор за профессиональными участниками фондового рынка в рамках деятельности, которая осуществляется таким участником на основании выданной Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку лицензии { статья 3 дополнена новым абзацем согласно Закону N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012}
{Абзац статьи 3 исключен на основании Закона N 1294-IV ( 1294 -15 ) от 20.11.2003}
контроль за системами ценообразования на рынке ценных бумаг; контроль за деятельностью лиц, которые обслуживают выпуск и обращение ценных бумаг проведение других мероприятий по государственному регулированию и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг. Статья 4. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, подлежащей лицензированию {Название статьи 4 в редакции Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2927-VI ( 2927-17 a >) от 13.01.2011} Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в установленном ею порядке выдает лицензии на такие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: {Абзац первый статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2927-VI ( 2927-17 ) от 13.01.2011} 1) брокерская деятельность - заключение торговцем ценными бумагами гражданско-правовых договоров (в частности договоров комиссии, поручения) относительно ценных бумаг от своего имени (от имени другого лица), по поручению и за счет другого лица; 2) дилерская деятельность - заключение торговцем ценными бумагами гражданско-правовых договоров относительно ценных бумаг от своего имени и за свой счет с целью перепродажи, кроме случаев, предусмотренных законом; 3) андеррайтинг - заключение торговцем ценными бумагами договоров относительно отчуждения ценных бумаг и / или осуществления действий или предоставление услуг, связанных с таким отчуждением, в процессе эмиссии этих ценных бумаг по поручению, от имени и за счет эмитента на основании соответствующего договора с эмитентом; {Пункт 3 части первой статьи 4 в редакции Закона N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} 4) деятельность по управлению ценными бумагами - деятельность, осуществляется торговцем ценными бумагами от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока на основании договора о управления переданными ему ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, а также полученными в процессе этого управления ценными бумагами и денежными средствами, принадлежащие на праве собственности установщику управления, в его интересах или в интересах определенных им третьих лиц; 5) деятельность по управлению активами - профессиональная деятельность участника фондового рынка - компании по управлению активами, осуществляется ею за вознаграждение от собственного имени или на основании соответствующего договора об управлении активами, принадлежащими институциональным инвесторам на праве собственности; 6) деятельность по управлению ипотечным покрытием - деятельность, осуществляемой управляющим ипотечного покрытия от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока на основании договора о управления ипотечным покрытием и предусматривает представительство интересов владельцев ипотечных облигаций, осуществление контроля за соблюдением условий замены ипотечных активов или включение новых ипотечных активов в состав ипотечного покрытия, осуществление контроля за своевременностью и полнотой осуществления эмитентом платежей по обычным ипотечным облигациям, обеспечения соответствия ипотечного покрытия требованиям законодательства, выполнения других функций, определенных законодательством; {Пункт 6 части первой статьи 4 в редакции Закона N 3265-VI ( 3265-17 ) от 21.04.2011} 7) депозитарная деятельность депозитарного учреждения - деятельность с депозитарного учета и обслуживания размещения, обращения ценных бумаг и операций эмитента относительно размещенных им ценных бумаг на счетах в ценных бумагах ее депонентов; {Пункт 7 части первой статьи 4 в редакции Закона N 5178-VI ( 5178-17 ) от 06.07.2012} 8) деятельность по хранению активов институтов совместного инвестирования - деятельность по хранению активов институтов совместного инвестирования (документов, подтверждающих право собственности на активы институтов совместного инвестирования ), обслуживание операций институтов совместного инвестирования и осуществление контроля за их деятельностью в случаях и порядке, определенные законом; {Пункт 8 части первой статьи 4 в редакции Закона N 5178-VI ( 5178-17 ) от 06.07.2012} 9) деятельность по хранению активов пенсионных фондов - деятельность по обслуживанию пенсионного фонда в соответствии с Законом Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" ( 1057-15 ); {Пункт 9 части первой статьи 4 в редакции Закона N 5178-VI ( 5178-17 ) от 06.07.2012} 10) деятельность по организации торговли на фондовом рынке - деятельность фондовой биржи по созданию организационных, технологических, информационных, правовых и других условий для сбора и распространение информации о предложении ценных бумаг и других финансовых инструментов и спроса на них, проведение регулярных биржевых торгов ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, централизованного заключения договоров относительно ценных бумаг и других финансовых инструментов согласно правилам , установленными такой фондовой биржей, зарегистрированными в установленном законом порядке. Деятельность по организации торговли на фондовом рынке может включать осуществления клиринга и расчетов по финансовым инструментам, другими, чем ценные бумаги; {Пункт 10 части первой статьи 4 в редакции Закона N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} 11) клиринговая деятельность - деятельность по определению обязательств, подлежащих исполнению за сделками с ценными бумаг и других финансовых инструментов, подготовка документов (информации ) для проведения расчетов, а также создание системы гарантий по выполнению обязательств по договорам относительно ценных бумаг и других финансовых инструментов. {Пункт 11 части первой статьи 4 в редакции Закона N 5178-VI ( 5178-17 ) от 06.07.2012} {Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2299-III ( 2299-14 ) от 15.03.2001, N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005, N 3273-IV ( 3273-15 ) от 22.12.2005, в редакции Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006} Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в установленном ею порядке, в случае осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг нескольких видов деятельности, предусмотренных частью первой настоящей статьи, может выдавать один бланк лицензии на такие виды деятельности. {Часть вторая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Законам N 938-XIV ( 938-14 ) от 14.07.99, N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005, в редакции Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006} Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку соответствии с законами Украины, регулирующих рынок ценных бумаг, нормативно- правовых актов, принятых в соответствии с этими законами, и с учетом требований статей 13 и 19 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" ( 1775-14 ). {Статья 4 дополнена частью по закону N 2800-IV ( 2800 -15 ) от 06.09.2005}
{Часть четвертая статьи 4 исключен на основании Закона N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012}
{Часть пятая статьи 4 исключен на основании Закона N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012}
В процессе осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг лица, осуществляющие такую ??деятельность, обязаны соблюдать установленные в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Украина обязательных нормативов достаточности собственных средств и других показателей и требований, ограничивающих риски по операциях с ценными бумагами. Статья 4-1. Рейтинговые агентства и рейтинговая оценка Рейтинговые оценки, получение которых согласно закону является обязательным, имеют право определять исключительно уполномоченные рейтинговые агентства и / или международные рейтинговые агентства (вместе - Рейтинговые агентства). Международные рейтинговые агентства обязательно должны быть признаны Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Лицо приобретает право определять рейтинговые оценки с даты выдачи ей Свидетельства о включении в Государственный реестр уполномоченных рейтинговых агентств. Лицо включается в Государственный реестр уполномоченных рейтинговых агентств по результатам конкурсного отбора (далее - конкурс). Победителем конкурса может быть несколько человек. Международное рейтинговое агентство приобретает право определять рейтинговые оценки с даты включения его в перечень признанных Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. При определении рейтинговой оценки, определение которой является обязательным по закону, уполномоченное рейтинговое агентство обязано использовать Национальную шкалу. Национальная шкала делится на две группы уровней - инвестиционный и спекулятивный. Национальная шкала ( 665-2007-п ), а также деление каждой группы уровней на соответствующие уровни утверждается Кабинетом Министров Украине. Определение рейтинговой оценки международным рейтинговым агентством осуществляется по шкале, принятой таким агентством. Случаи обязательного определения рейтинговой оценки эмитентов и ценных бумаг определяются законом. Определение рейтинговой оценки нуждаются такие эмитенты: 1) предприятия, в уставных капиталах которых есть государственная доля {Пункт 1 части одиннадцатой статьи 4-1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2850-VI ( 2850-17 ) от 22.12.2010} 2) предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства; 3) предприятия, которые занимают монопольное (доминирующее) положение. Обязательность определения рейтинговой оценки не зависит от формы собственности, подчинения или других признаков эмитента. Определение рейтинговой оценки, если иное не установлено законом, нуждаются все виды долговых и ипотечных эмиссионных ценных бумаг, которые не распределяются между учредителями или среди заранее определенного круга лиц и могут распространяться путем публичного размещения, покупаться и продаваться на фондовой бирже, кроме государственных ценных бумаг и ценных бумаг, эмитированных Государственным ипотечным учреждением. {Часть тринадцатая статьи 4-1 в редакции Закона N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} Обязательность определения рейтинговой оценки ценных бумаг не зависит от эмитента, способа их эмиссии, порядка размещения или других признаков. {Закон дополнен статьей 4-1 согласно Закону N 3201-IV ( 3201-15 ) от 15.12.2005} Статья 5. Органы, осуществляющие государственное регулирование рынка ценных бумаг Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Другие государственные органы осуществляют контроль за деятельностью участников рынка ценных бумаг в пределах своих полномочий, определенных действующим законодательством. С целью координации деятельности государственных органов по вопросам функционирования рынка ценных бумаг создается Координационный совет. В состав Координационного совета входят руководители государственных органов, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль или другие функции управления относительно фондового рынка и инвестиционной деятельности в Украине. Возглавляет Координационный совет Председатель Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Состав и Положение о Координационном совете утверждаются Президентом Украины по представлению Председателя Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. {Часть третья статьи 5 в редакции Закона N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Статья 6. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦПФР) является государственным коллегиальным органом, подчиненным Президенту Украины, подотчетным Верховной Раде Украины. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку состоит из Комиссии как коллегиального органа и центрального аппарата. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку может образовывать территориальные органы в случаях, предусмотренных в положении о Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынке. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку осуществляет полномочия через центральный аппарат и свои территориальные органы. Председатель, члены Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка, руководящие работники и специалисты центрального аппарата и соответствующих территориальных органов являются государственными служащими. Положение о Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку ( 1063/2011 a >) утверждается Президентом Украины. Предельная численность работников Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку утверждается Президентом Украине. Штатное расписание Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка утверждается Председателем Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Министерством финансов Украины. Структура Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку утверждается Председателем Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в пределах расходов, предусмотренных в Государственном бюджете Украины. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку как коллегиальный орган образуется в составе Председателя Комиссии и шести членов Комиссии. Председатель и члены Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Украины путем издания соответствующего указа. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку является правомочным с момента назначения более половины ее общего количественного состава. Основной формой работы Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка как коллегиального органа является заседание. Заседание Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынка является правомочным, если на нем присутствуют более половины ее общего количественного состава. Решение Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынка считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего количественного состава. Председатель и члены Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку имеют по одному голосу каждый. Председателем и членом Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка могут быть граждане Украины, которые имеют полное высшее (профильное, экономическое или юридическое) образование, опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет в течение последних десяти лет. Председатель и член Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка не могут быть собственниками корпоративных прав профессиональных участников фондового рынка. Срок полномочий Председателя и членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку составляет шесть лет. Одно и же лицо не может быть Председателем и / или членом Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку более двух сроков подряд. Председатель и член Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка могут быть освобождены от должности в случае представления заявления об отставке, невозможности исполнения обязанностей по состоянию здоровье, прекращения гражданства Украины, грубого нарушения служебных обязанностей, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в совершении преступления, наличии других оснований, предусмотренных законами. Полномочия члена Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка прекращаются в случае его смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим. Не может быть основанием для увольнения члена Национального комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку приобретения полномочий новоизбранным Президентом Украины. По истечении срока полномочий Председатель или член Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку продолжает исполнять свои обязанности до назначения соответственно нового Председателя или члена Комиссии . Председатель Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынка: 1) возглавляет систему Комиссии и руководит ее деятельностью; 2) утверждает Регламент Комиссии; 3) координирует работу членов Комиссии, распределяет обязанности между членами Комиссии по соответствующим направлениям по выполнению возложенных на Комиссию задач; 4) созывает и проводит заседания Комиссии, вносит вопрос к рассмотрения на его заседаниях, подписывает протоколы заседаний и решения Комиссии, утверждает повестку дня заседания Комиссии; 5) назначает на должности и освобождает от должностей по законодательством руководителя и работников центрального аппарата Комиссии; 6) осуществляет руководство деятельностью территориальных органов Комиссии, назначает на должности и освобождает от должностей в установленном законодательством порядке руководителей этих органов; 7) осуществляет в установленном порядке представительские функции о деятельности Комиссии; 8) имеет право без специальных разрешений представлять Комиссию в суде; 9) представляет интересы Комиссии в Кабинете Министров Украины, имеет право принимать участие в заседаниях Кабинета Министров Украины по правом совещательного голоса; 10) представляет Президенту Украины предложения относительно назначения на должности и освобождение от должностей членов Комиссии; 11) дает в предусмотренных законом случаях письменные поручения уполномоченным лицам Комиссии осуществлять рассмотрение дел о правонарушения на рынке ценных бумаг; 12) издает приказы, распоряжения и поручения по вопросам, принадлежат к его компетенции; 13) в установленном законодательством порядке присваивает работникам Комиссии ранги государственных служащих, принимает меры поощрения, привлечения их к дисциплинарной ответственности; 14) утверждает кадровый резерв центрального аппарата и руководителей территориальных органов Комиссии; 15) утверждает структуру центрального аппарата и территориальных органов Комиссии; 16) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Комиссии; 17) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством. В случае отсутствия Председателя Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку или невозможности осуществления им своих полномочий его обязанности исполняет один из членов Национального комиссии по ценных бумаг и фондового рынка отдельным приказом Председателя. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку разрабатывает программы развития фондового рынка, которые утверждаются Президентом Украины. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты по вопросам, принадлежат к ее компетенции, обязательны для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, участниками рынка ценных бумаг, их объединениями, контролирует их выполнение. Проекты актов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка, имеющие признаки регуляторного акта, но на которые не распространяется действие Закона Украины "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности "( 1160-15 ), публикуются с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений в порядке и способом, предусмотренные Законом Украины "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности". Срок, в течение которого принимаются замечания и предложения, устанавливается Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и не может составлять менее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ?? обнародовании проекта акта. Все замечания и предложения по проекта акта, полученные в течение установленного срока, подлежат обязательному рассмотрению Национальной комиссией по ценным бумагам и фондового рынка. По результатам такого рассмотрения Национальный комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку полностью или частично учитывает полученные замечания и предложения или мотивированно их отклоняет. Информация о результатах рассмотрения замечаний и предложений подлежит обязательному обнародованию на официальном веб-сайте Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем ??такого рассмотрения. {Статья 6 дополнена частью согласно Закону N 5212-VI ( 5212-17 ) от 06.09.2012} Нормативно-правовые акты Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку подлежат государственной регистрации Министерством юстиции Украины. {Статья 6 дополнена частью согласно Закону N 5212-VI ( 5212-17 ) от 06.09.2012} Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку обращается в суд с исками (заявлениями) в связи с нарушением законодательства Украины о ценных бумагах. При Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку создаются Консультационно-экспертный совет, другие органы и учреждения. Консультационно-экспертный совет разрабатывает рекомендации по политики на рынке ценных бумаг и участие в подготовке и обсуждении проектов нормативно-правовых актов, которые разрабатываются и рассматриваются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондового рынка. Состав Консультационно-экспертного совета и положение о нем утверждаются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынке. {Статья 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2802-IV ( 2802-15 ) от 06.09.2005, N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005, N 2388-VI ( 2388-17 ) от 01.07.2010, в редакции Закона N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Статья 7. Задачи Национальной комиссии Украины по ценным бумагам и фондовому рынку Основными задачами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка являются: 1) формирование и обеспечение реализации единой государственной политики относительно развития и функционирования рынка ценных бумаг и их производных в Украине, содействие адаптации национального рынка ценных бумаг в международных стандартов; 2) координация деятельности государственных органов по вопросам функционирования в Украине рынка ценных бумаг и их производных; 3) осуществление государственного регулирования и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных на территории Украины, а также в сфере общего инвестирования; (Пункт 3 части первой статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005 ) 4) защита прав инвесторов путем применения мер по предотвращения и прекращения нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применение санкций за нарушение законодательства в пределах своих полномочий; 5) содействие развитию рынка ценных бумаг; 6) обобщение практики применения законодательства Украины по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг в Украине, разработка предложений по его совершенствованию. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку соответствии с возложенными на нее задачами: 1) устанавливает требования относительно выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг и их производных, информации о выпуске и размещении ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов (с учетом требований валютного законодательства Украины), которые осуществляют выпуск и размещения ценных бумаг на территории Украины, а также устанавливает порядке регистрации выпуска ценных бумаг и информации о выпуске ценных бумаг 2) устанавливает по согласованию с Национальным банком Украины дополнительные требования относительно выпуска ценных бумаг коммерческими банками; 3) устанавливает стандарты выпуска (эмиссии) ценных бумаг, информации о выпуске ценных бумаг, предлагаемых для открытой продажи, в том числе иностранных эмитентов, осуществляют выпуск ценных бумаг на территории Украины, и порядок регистрации выпуска ценных бумаг и информации о выпуске ценных бумаг 4) выдает разрешения на обращение ценных бумаг украинских эмитентов за пределами Украины; 5) осуществляет регистрацию выпуска ценных бумаг и информации о выпуске ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, находящиеся в обращении на территории Украины; 6) устанавливает требования относительно допуска ценных бумаг иностранных эмитентов и обращения их на территории Украины; 7) устанавливает требования к правилам фондовой биржи и регистрирует ее правила (изменения в них) {Пункт 7 части второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005, в редакции Закона N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} 8) устанавливает требования и условия открытой продажи (размещения) ценных бумаг на территории Украины; 9) устанавливает порядок и выдает лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, а также аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах; {Пункт 9 части второй статьи 7 в редакции Закона N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005, N 2927-VI ( 2927-17 ) от 13.01.2011, N 5178-VI ( 5178-17 ) от 06.07.2012} 10) устанавливает порядок составления административных данных участников рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством Украины; (Пункт 10 части второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3047-III ( 3047-14 ) от 07.02.2002) 11) устанавливает по согласованию с Национальным банком Украины особенности выдачи банкам лицензий на осуществление деятельности на рынка ценных бумаг, а также особенности деятельности Национального банка Украины на рынка ценных бумаг {Пункт 11 части второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005, в редакции Закона N 5178-VI ( 5178-17 ) от 06.07. 2012} 12) определяет по согласованию с Министерством финансов Украины, а относительно деятельности банков на рынке ценных бумаг - также Национальным банком Украины особенности ведения учета операций с ценными бумагами; 13) осуществляет контроль за соблюдением законодательства и назначает государственных представителей на фондовых биржах и в депозитариях {Пункт 13 части второй статьи 7 в редакции Закона N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} 14) устанавливает порядок и регистрирует саморегулируемых организации, которые создаются лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; 14-1) устанавливает образец и выдает свидетельство о регистрации объединения профессиональных участников фондового рынка как саморегулируемой организации {Часть вторая статьи 7 дополнена пунктом 14-1 согласно Закону N 3480-IV ( 3480-15 ) от 23.02.2006} 14-2) устанавливает порядок рассмотрения дел о правонарушениях на рынка ценных бумаг {Часть вторая статьи 7 дополнена пунктом 14-1 согласно Закону N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} 15) устанавливает требования, порядок и стандарты обязательного раскрытия информации эмитентами и лицами, осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, обеспечивает создание информационной базы данных о рынке ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством {Пункт 15 части второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 801-VI ( 801-17 ) от 25.12.2008} 16) участвует в разработке и вносит на рассмотрение в установленном порядке проекты актов законодательства, регулирующих вопросы развития фондового рынка Украины, а также участвует в подготовке соответствующих проектов международных договоров Украины, осуществляет сотрудничество с государственными органами и неправительственными организациями иностранных государств, международными организациями вопросам, отнесенным к их компетенции; 17) координирует работу по подготовке специалистов по вопросам фондового рынка, устанавливает квалификационные требования относительно лиц, осуществляют профессиональную деятельность с ценными бумагами, и проводит сертификацию специалистов путем выдачи сертификатов на право осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами в Украине на предприятиях, имеющих соответствующую лицензию Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а также аннулирование таких сертификатов {Пункт 17 части второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 801-VI ( 801-17 ) от 25.12.2008 } 18) разрабатывает и организует выполнение мероприятий, направленных на предотвращения нарушений законодательства Украины о ценных бумагах; 19) организует проведение научных исследований по вопросам функционирования фондового рынка в Украине; 20) информирует общественность о своей деятельности и состоянии развития рынка ценных бумаг; 21) устанавливает порядок осуществления профессиональной деятельности на рынка ценных бумаг иностранными юридическими лицами и предприятиями с иностранными инвестициями; 22) выдает разрешения, определяет стандарты и правила деятельности, регистрирует выпуск и информацию о выпуске инвестиционных сертификатов инвестиционных фондов и инвестиционных компаний; 23) разъясняет порядок применения действующего законодательства о ценных бумагах и акционерных обществах {Пункт 23 части второй статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 514 -VI ( 514-17 ) от 17.09.2008} 24) определяет порядок ведения ( z2213-12 ) и ведет реестр аудиторских фирм, которые могут проводить аудиторские проверки профессиональных участников рынка ценных бумаг {Часть вторая статьи 7 дополнена пунктом 24 согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005, в редакции Закона N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} 25) определяет порядок ведения и ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, институтов совместного инвестирования и саморегулируемых организаций {Часть вторая статьи 7 дополнена пунктом 25 согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005} 26) устанавливает в соответствии с законом особенности порядка реорганизации и ликвидации профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением банков) {Часть вторая статьи 7 дополнена пунктом 26 согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005} 27) устанавливает критерии профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг {Часть вторая статьи 7 дополнена пунктом 27 согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005} 28) определяет профессиональные требования к руководителям, главным бухгалтеров и руководителей структурных подразделений профессиональных участников рынка ценных бумаг, институтов совместного инвестирования и саморегулируемых организаций {Часть вторая статьи 7 дополнена пунктом 28 согласно Закону N 2804-IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005 } 29) осуществляет методологическое обеспечение внедрения и развития принципов корпоративного управления в соответствии с законодательства {Часть вторая статьи 7 дополнена пунктом 29 согласно Закону N 2804 - IV ( 2804-15 ) от 06.09.2005}
|