Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 11. Участь громадян та їх об'єднань, інших громадських формувань у здійсненні заходів щодо використання і охорони вод и воссоздания водных ресурсов
Громадяни та їх об'єднання, інші громадські формування в установленном порядке имеют право:
1) принимать участие в рассмотрении местными советами и государственными органами вопросов, эт ' связанных с использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
2) по согласованию с местными советами и государственными органами выполнять работы по использованию и охране вод и воспроизведению водных ресурсов за собственные средства и при добровольной участии членов об ' объединений граждан
3) участвовать в проведении центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществления государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, проверок выполнения водопользователями водоохранных правил и мероприятий и вносить предложения по этим вопросам
4) проводить общественную экологическую экспертизу, обнародовать ее результаты и передавать их органам, уполномоченным принимать решения о размещении, проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других о ' объектов, эт ' связанных с использованием вод, в порядке, определяемом законодательством
5) осуществлять общественный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
6) получать в установленном порядке информацию о состоянии водных ' объектов, источника загрязнения и использование вод, о планах и меры по использованию и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
7) подавать в суд иски о возмещении ущерба, причиненного государству и гражданам вследствие загрязнения, засорения и истощения вод
8) осуществлять другие функции относительно использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов в соответствии с законодательством.
Комментарий :
К пункту первого. Возможность участия общественности в принятии решений органами местного самоуправления вытекает из положений Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (т. н. " Орхусская конвенция "), ратифицированной Законом Украины от 06.07.99, и принципов, провозглашенных в. 4 ЗУ " О местном самоуправлении в Украине ". Данное право корреспондирует правам, закрепленным в п. " бы ", " в ", " является " ст. 9 ЗУ " Об охране окружающей природной среды ".
Положение о возможности участия в рассмотрении вопросов, касающихся использования природных (и водных, в частности) ресурсов следует также из содержания норм Раздела IV1 ЗУ " О планировании и застройке территорий ", которые предусматривают право на участие в обсуждении градостроительной документации.
Существует практика принятия органами местного самоуправления актов, устанавливающие процедуру участия общественности в рассмотрении вопросов, эт ' связанных с использованием и охраной водных ресурсов (см., например решение Киевсовета N 438/3014 от 16.06.2005 " О Порядке общественного обсуждения градостроительной документации в Киеве ". Следует отметить, что такие акты не могут формулироваться таким образом, что ограничивает право граждан на участие в принятии решений, устанавливая различные формальные препятствия (формы обсуждения, сроки и др.), поскольку закон на это органы местного самоуправления не уполномочивает.
К пункту второму. Закон не устанавливает последствий отсутствия " согласования " на выполнение работ " по использованию и охране вод и воспроизведению водных ресурсов за собственные средства и по добровольной участии членов об ' объединений граждан ". Исходя из этого, считаем, что такие работы могут выполняться и при отсутствии соответствующего согласования.
Другая дело, если речь идет о работах по строительству или иные виды работ, которые должны выполняться в соответствии со специальными проектов (на строительство, землеустроительных, рабочих проектов по рекультивации земель). В таких случаях законодательство может устанавливать требования по согласованию, экспертизе и соответствующей проектной документации и получения разрешения на выполнение определенных работ.
К пункту третьего. Действующим законодательством предусмотрено существование должностей общественных инспекторов, которые работают в тесном взаимодействии с органами управления в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов и вправе участвовать в проведении проверок выполнения водопользователями водоохранных правил и мероприятий. Это общественные инспекторы по охране окружающей среды, Положение о которых утверждены приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 27.02.2002 N 88. Общественные инспекторы осуществляют свою деятельность под руководством должностных лиц Минприроды Украины.
В случае внесения предложений по вопросам охраны вод и воссоздания водных ресурсов, проведение проверок выполнения водопользователями водоохранных правил и мероприятий, то как отдельные физические лица, так и их об ' единения пользуются всеми правами, которыми они наделены в. 40 Конституции Украины, Законом Украины " Об обращениях граждан ", в частности, правом представления изложенных в письменной или устной форме предложения (замечания), заявлений (ходатайств), или жалоб с соблюдением формы и содержания, установленного этим законом.
К пункта четвертого. Основания, порядок проведения, значение общественной экологической экспертизы определены Законом Украины " Об экологической экспертизе ". Заключение экологической экспертизы имеет обязанности ' обязательного значения (ст. 42 ЗУ " Об экологической экспертизе "), но должен учитываться при принятии решения о об ' объекта экспертизы как позиция общественности в соответствии с положениями Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (" Орхусской конвенции "), положений ч. 1 комментируемой статьи и других актов законодательства.
К пункту п ' пятого. Проведение общественного контроля возможно в форме деятельности общественных инспекторов (см. комментарий к п. 3 настоящей статьи).
К пункту шестого. В соответствии со ст. 50 Конституции Украина информация о состоянии окружающей среды и, в частности, о состоянии водных ' объектов, источника загрязнения и использование вод, о планах и мероприятиях по использованию и охраны вод и воссоздания водных ресурсов является открытой и не может быть засекречена. Право на получение данной информации гарантированное Конвенцией о доступе к информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицированной Законом Украины от 06.07.99 года.
Порядок представления информационных запросов и получения информации определенный Законом Украины " Об информации ".
Правую на получение информации корреспондируют соответствующие обязанности ' связки органов государственной власти и местного самоуправления по сбору и распространению такой информации. Такие обязанности ' связки, в частности, определены ст. ст. 25 251 ЗУ " Об охране окружающей среды ", предусматривающие подготовку ежегодного Национального доклада о состоянии окружающей природной среды в Украине, ежегодное информирование соответствующих советов и населения о состоянии окружающей природной среды соответствующих территорий.
Порядок информирование населения о загрязнителей, в частности водных ресурсов определен Постановлением ВРУ " Об информировании общественности по вопросам, касающимся окружающей среды " от 04.11.2004, приказом Минприроды от 01.11.2005 N 397 " Об утверждении Положения о ежеквартальном информировании населения через СМИ о о ' объекты, которые являются наибольшими загрязнителями окружающей среды ". На местном уровне органы местного самоуправления также могут утверждать соответствующие положения руководствуясь ст. ст. 9, 15 ЗУ " Об охране окружающей природной среды ". См.., Например, решение Киевсовета N 167/828 от 22.02.2007 " Об утверждении Положения по информированию общественности Киева о состоянии загрязнения окружающей среды ".
К пункту седьмого. В соответствии со ст. 124 Конституции Украины " юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве ". Кроме того, Конституционный суд Украины в Решении от 09.07.2002 по делу N 15-рп/2002, протлумачившы данную норму, определил, что " право лица (гражданина Украины, иностранца, лица без гражданства, юридического лица) на обращение в суд за разрешением спора не может быть ограничено законом, другими нормативно-правовыми актами. Установление законом или договором досудебного урегулирования спора по волеизъявлением субъектов ' объектов правоотношений не является ограничением юрисдикции судов и права на судебную защиту ".
Данное право может быть реализовано в рамках правил подведомственности и подсудности и по процедурам, предусмотренным ГПК Украины, ГПК Украины, КАС Украины.
К пункта восьмого. " Другие функции относительно использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов ", с учетом положений ч. 1 ст. 19 Конституции Украины, предусматривают право граждан осуществлять любые действия, не запрещенные законодательством.