З А К О Н У К Р А И Н Ы
1) отчисления в фонды должны осуществляться из прибыли после налогообложения или из прибыли до налогообложения, скорректированной на все потенциальные налоговые обязательства; 2) фонды и движение средств в них и из них должны отдельно раскрываться в опубликованных отчетах банка; 3) фонды должны быть в распоряжении банка для покрытия убытков с целью неограниченного и немедленного использования при появлении убытков; 4) убытки не могут непосредственно покрываться из фондов, а должны проводиться через счет прибылей и убытков. При условии утверждения Национальным банком Украины дополнительный капитал может включать: 1) нераскрытые резервы (кроме того факта, что такие резервы не отражаются в опубликованном балансе банка, они должны иметь такие же качество и природу, как и раскрытый капитальный резерв); 2) резервы переоценки (основные средства и нереализованная стоимость "скрытых" резервов переоценки в результате долгосрочного пребывания в собственности ценных бумаг, отраженных в балансе по исторической стоимости их приобретения); 3) гибридные (долг / капитал) капитальные инструменты, которые должны соответствовать следующим критериям: они являются необеспеченными банком, субординированным и полностью уплаченными {Абзац второй пункта 3 части третьей статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3024-VI (< a"/laws/show/3024-17" target = _blank> 3024-17 ) от 15.02.2011} они не могут быть погашены по инициативе владельца; они могут свободно участвовать в покрытии убытков без предъявления банку требования о прекращении торговых операций; они разрешают отсрочку обслуживания обязательств по уплаты процентов, если уровень прибыльности не позволяет осуществить такие выплаты; 4) субординированный долг (обычные необеспеченные банком долговые капитальные инструменты, которые по условию договора не могут быть взяты из банка ранее 5 лет, а в случае банкротства < br> ликвидации возвращаются инвестору после погашения претензий всех других кредиторов). При этом сумма субординированного долга, включенного в капитал, ежегодно уменьшается на 20 процентов ее первоначального размера в течение пяти последних лет действия договора. В случае если субординированный долг предоставлен в иностранной валюте первой группы Классификатора иностранных валют Национального банка Украине, он учитывается при расчете капитала по официальному валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, установленному на отчетную дату. {Пункт 4 части третьей статьи 30 дополнен абзацем согласно Закону N 1533-VI ( 1533-17 ) от 23.06.2009} {Пункт 4 части третьей статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1617-VI ( 1617-17 ) от 24.07.2009, N 3024-VI ( 3024-17 a >) от 15.02.2011} Национальный банк Украины имеет право определять своим постановлением другие составляющие дополнительного капитала, а также условия и порядок его формирования. {Часть четвертая статьи 30 в редакции Закона N 1617-VI ( 1617 -17 ) от 24.07.2009} Дополнительный капитал не может быть больше 100 процентов основного капитала. {Часть статьи 30 в редакции Закона N 1617-VI ( 1617-17 ) от 24.07.2009} Статья 31. Размер уставного капитала на момент государственной регистрации юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность Минимальный размер уставного капитала на момент государственной регистрации юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, не может быть меньше 120 миллионов гривен. Национальный банк Украины имеет право устанавливать для отдельных юридических лиц, которые намерены осуществлять банковскую деятельность, зависимости от их специализации дифференцированный минимальный размер уставного капитала на момент их государственной регистрации, но не ниже размера, предусмотренного настоящей статьей {Статья 31 с изменениями, внесенными согласно Законам N 133-V ( 133-16 ) от 14.09.2006, N 1533-VI ( 1533-17 ) от 23.06.2009; в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Статья 32. Порядок формирования уставного капитала банка Уставный капитал банка формируется в соответствии с требованиями настоящего Закона, законодательства Украины и учредительных документов банка. Формирование и капитализация банка осуществляются путем денежных взносов, кроме случаев, предусмотренных Законом Украины "О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украина "( 639-17 ) в течение срока его действия. Денежные взносы для формирование и увеличение уставного капитала банка резиденты Украине осуществляют в гривнах, а нерезиденты - в иностранной свободно конвертируемой валюте или в гривнах. {Часть вторая статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Закону N 639-VI ( 639-17 ) от 31.10.2008 - изменения действуют до 1 января 2012 года согласно Закону N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12 .2010} Уставный капитал банка не должен формироваться из неподтвержденных источников. Юридическое лицо, которое намерено осуществлять банковскую деятельность до получения банковской лицензии и внесении сведений о нем в Государственный реестр банков имеет право тратить средства, вносятся учредителями для формирования его уставного капитала, исключительно с целью подготовки к осуществлению ней банковской деятельности. {Часть четвертая статьи 32 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024 -17 ) от 15.02.2011} Банк не имеет права без согласия Национального банка Украины уменьшать размер регулятивного капитала ниже минимально установленного уровня. Регулятивный капитал банка не может быть меньше уставного капитала. Это требование не распространяется на вновь банк в течение одного года со дня получения им банковской лицензии. {Часть пятая статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Законам N 133-V ( 133-16 ) от 14.09.2006, N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Запрещается использовать для формирования капитала банка бюджетные средства, если такие средства имеют другое целевое назначение. Статья 33. Акции банка и паи банка Банки осуществляют эмиссию собственных акций в соответствии с законодательством Украины о хозяйственных обществах и ценных бумагах с учетом особенностей, определенных настоящим Законом. {Часть первая статьи 33 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Банкам запрещается выпуск акций на предъявителя. Наличие убытков в банке не является препятствием для увеличения уставного капитала банка. {Часть третья статьи 33 с изменениями, внесенными Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Банки имеют право приобретать собственные акции или паи с последующим письменным уведомлением Национального банка Украины о заключенных соглашения, которое должно быть направлено в течение 5 рабочих дней с даты заключение сделок. Банкам не разрешается приобретение собственных акций, если это может привести к падению регулятивного капитала ниже минимального уровня. О намерении банка приобрести общее количество собственных акций или паев в размере 10 и более процентов общей эмиссии банк письменно сообщает Национальному банку Украины за 15 календарных дней до заключение сделок. Национальный банк Украины имеет право запретить банку покупку собственных акций или паев в случае, если это может привести к ухудшению финансового состояния банка. Банк размещает свои акции первым владельцам непосредственно или через андеррайтеров. Банку разрешается выступать посредником для купли-продажи собственных акций или паев. {Часть шестая статьи 33 с изменениями, внесенными Законом N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} Статья 34. Существенное участие Юридическое или физическое лицо, которое намерено приобрести существенное участия в банке или увеличить его таким образом, что такое лицо будет прямо и / или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами владеть 10, 25, 50 и 75 и более процентами уставного капитала банка или правом голоса акций (паев) в уставном капитале банка и / или независимо от формального владения оказывать значительное влияние на управление или деятельность банка, обязана уведомить о своих намерениях этот банк и Национальный банк Украины за три месяца до вступления существенного участия или ее увеличения. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны предоставить Национальному банку Украины вместе с уведомлением полный пакет документов, определенных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Национальный банк Украины рассматривает документы, определенные в этой статье, в течение трех месяцев со дня получения полного пакета соответствующих документов. В случае если указанный в части первой настоящей статьи банк имеет лицензию на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке, Национальный банк Украины информирует Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о указанных лиц, имеющих намерения приобрести или увеличить существенную участие в таком банке. {Часть третья статьи 34 с изменениями, внесенными Законом N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} Национальный банк Украины предоставляет (направляет) решение о запрет приобретать или увеличивать существенное участие в банке соответствующему лицу с указанием оснований такого запрета. В случае если Национальный банк Украины в срок, определенный частью третьей настоящей статьи, не направил соответствующему лицу решение о запрете приобретать или увеличивать существенное участие в банка , такое приобретение или увеличение считается согласованным. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны уведомить банк о согласовании Национальным банком Украины приобретения или увеличение существенного участия в банке и предоставить информацию о свою структуру собственности и размер доли существенного участия в банке. Юридическое или физическое лицо, которое намеревается передать существенную участие в банке любой другому лицу или уменьшить такое участие настолько, что ее доля в уставном капитале банка или право голоса окажется ниже уровней, определенных частью первой настоящей статьи, или передать контроль над банком другому лицу, имеет уведомить об этом банк и Национальный банк Украины в установленном им порядке. Юридическое лицо, которое намерено приобрести или увеличить существенную участие в банке, обязана предоставить банку и Национальному банку Украины в установленном им порядке: 1) документы, определенные Национальным банком Украины, подтверждают существенное участие в банке для юридического лица, имеющего намерен увеличить существенное участие в банке; 2) документы, определенные Национальным банком Украины, дают позволяет сделать вывод о: деловую репутацию самого юридического лица, членов его исполнительного органа и наблюдательного совета, владельцев существенного участия и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение и / или контроль существенного участия в банке; финансовое состояние самой личности; наличие достаточного количества собственных средств для осуществления заявленного взноса в уставный капитал банка; 3) копии документов, определенных Национальным банком Украины, необходимые для идентификации самого юридического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение и / или контроль существенного участия в банке; 4) сведения о своей структуре собственности в соответствии с требованиями Национального банка Украины; 5) заключение Антимонопольного комитета Украины в случаях, предусмотренных законодательством Украины. Иностранное юридическое лицо, которое намерено приобрести или увеличить существенное участие в банке, дополнительно представляет Национальному банку Украины следующие документы: 1) копию решения уполномоченного органа управления иностранного юридического лица об участии в банке в Украине; 2) письменное разрешение на участие иностранного юридического лица в банка в Украине, выданный уполномоченным контролирующим органом страны, в которой зарегистрирован главный офис иностранного юридического лица, если законодательством такой страны требуется получение указанного разрешения, или письменное заверение иностранного юридического лица об отсутствии в законодательстве соответствующего государства требований относительно получения такого разрешения; 3) выписка из торгового, банковского, судебного реестра или другой официальный документ, который подтверждает регистрацию иностранного юридического лица в стране, в которой зарегистрировано ее главный офис; < br> 4) копию аудиторского заключения аудитора иностранного государства, подтвержденного украинской аудиторской фирмой, о финансовом состояние иностранного юридического лица на конец последнего полного календарного года. Физическое лицо, которое намерено приобрести или увеличить существенную участие в банке, обязана предоставить банку и Национальному банку Украины в установленном им порядке: 1) документы, определенные Национальным банком Украины, подтверждают существенное участие в банке для физического лица, имеющего намерен увеличить существенное участие в банке; 2) документы, определенные Национальным банком Украины, дают позволяет сделать вывод о деловой репутации самой личности и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение существенной участием в банке; 3) документы, определенные Национальным банком Украины, дают позволяет сделать вывод об имущественном состоянии самой личности и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение существенным участием в банке; 4) копии документов, необходимых для идентификации физического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение и / или контроль существенного участия в банке; 5) сведения по форме, установленной Национальным банком Украине, о ассоциированных лиц физического лица; 6) сведения по форме, установленной Национальным банком Украине, о юридических лицах, в которых физическое лицо является руководителем и / или контроллером. Физическое лицо - иностранец, которое намерено приобрести или увеличить существенное участие в банке, дополнительно представляет Национальному банку Украина письменное разрешение на участие в банке в Украине, выданное < br> уполномоченным контролирующим органом страны, в которой она постоянное место жительства, если законодательством такой страны требуется получение указанного разрешения, или письменное заверение об отсутствии в законодательстве соответствующего государства требований получения разрешения . Документы, указанные в настоящей статье, представляемых иностранным юридическим лицом и физическим лицом - иностранцем, должны быть нотариально заверенные по месту выдачи и легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украине. Документы, указанные в настоящей статье, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться нотариально заверенным переводом украинском языке. Национальный банк Украины согласовывает приобретение или увеличение существенного участия иностранным юридическим и физическим лицом при таких условий: 1) государство, в котором зарегистрирована (имеет место проживания) иностранное лицо, на должном уровне обеспечивает выполнения международных стандартов в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 2) банковский надзор в государстве, в которой зарегистрирована (имеет постоянное место жительства) иностранное лицо, по оценке соответствующих международных органов в целом соответствует Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковского надзора; 3) между Национальным банком Украины и органом банковского надзора государства, в котором зарегистрирована (имеет место проживания) иностранное лицо, заключено соглашение о взаимодействии в сфере банковского надзора, гармонизации их принципов и условий. Национальный банк Украины имеет право запретить юридическому или физическому лицу приобретать или увеличивать существенное участие в банке, в если: 1) представлен неполный пакет документов, документы содержат недостоверную информацию или не соответствуют требованиям законов Украины или нормативно-правовых актов Национального банка Украины; 2) деловая репутация лица, а для юридического лица и членов его исполнительного органа и / или наблюдательного совета, владельцев существенного участия в ней и всех лиц, через которых осуществляться опосредованное владение и / или контроль существенного участия в банке, не соответствует требованиям ее безупречности, установленным Национальным банком Украины; 3) финансовое состояние юридического лица и / или имущественный состояние физического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение существенным участием в банке, не соответствуют требованиям, установленным Национальным банком Украины; 4) лицо не имеет собственных средств для приобретения или увеличение существенного участия в банке; 5) приобретение или увеличение лицом существенного участия в банке угрожать интересам вкладчиков и других кредиторов банка или противоречить антимонопольному законодательству Украины; 6) структура собственности юридического лица не соответствует требованиям по ее прозрачности, установленным Национальным банком Украины. Юридическое лицо, которое имеет существенное участие в банке, обязана уведомлять Национальный банк Украины в установленном им порядке обо всех изменениях структуры ее собственности, а также предоставлять информацию по деловой репутации вновь назначенных руководителей в месячный срок с момента наступления соответствующих изменений. Физическое лицо, которое имеет существенное участие в банке, обязана уведомлять Национальный банк Украины в установленном им порядке обо всех изменениях в информации, которую она предоставляет по требованиям этой статьи. Национальный банк Украины имеет право определять наличие значительного или решающего влияния на управление или деятельность юридического лица. {Статья 34 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 a >) от 15.02.2011} Статья 35. Достаточность (адекватность) регулятивного капитала Банк и каждый владелец существенного участия обязаны поддерживать норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала банка на уровне, установленном Национальным банком Украине. Национальный банк Украины имеет право устанавливать минимальный коэффициент соотношения основного капитала к совокупным активам. Национальный банк Украины имеет право устанавливать минимальный коэффициент соотношения регулятивного капитала к обязательствам банка. Национальный банк Украины, учитывая потребности обеспечения стабильности банковской системы и общепринятые в международной практике принципы и стандарты, определяет минимальный размер регулятивного капитала банка, минимальное значение и порядок исчисления норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала, коэффициент соотношения регулятивного капитала к совокупных активов и коэффициент соотношения регулятивного капитала к обязательствам банка. Банк обязан представить на рассмотрение Национального банка Украины план мероприятий по восстановления уровня регулятивного капитала, если этот уровень уменьшится до минимально установленного Национальным банком Украины . План мероприятий предоставляется банком течение 10 дней со дня установления факта уменьшения уровня регулятивного капитала и должен определять порядок и сроки выполнения запланированных мероприятий. Банку запрещается выплачивать дивиденды или распределять капитал банка в любой форме, если такая выплата или распределение приведет к нарушению норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала . Банк имеет право осуществлять выплату дивидендов один раз в год по итогам календарного года за счет прибыли отчетного года, остающейся в распоряжении банка. Банк осуществляет выплату дивидендов в порядке, предусмотренном уставом банка. {Статья 35 с изменениями, внесенными согласно Закону N 133-V ( 133-16 ) от 14.09.2006, в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Статья 36. Резервный и другие фонды банка Банки обязаны формировать резервный фонд на покрытие непредвиденных убытков по всем статьям активов и внебалансовым обязательствам. Размер отчислений в резервный фонд должен быть не менее 5 процентов от прибыли банка до достижения ими 25 процентов размера регулятивного капитала банка. В случае если деятельность банка может создавать угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов банка, Национальный банк Украина имеет право требовать от банка увеличения размера резервов ежегодных отчислений в них. Банки обязаны формировать другие фонды и резервы на покрытие убытков от активов в соответствии с нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Глава 7 УПРАВЛЕНИЕ БАНКОМ Статья 37. Органы управления и контроля банка Органами управления банка являются общее собрание участников, наблюдательный совет, правление (совет директоров) банка. Органом контроля банка является ревизионная комиссия и внутренний аудит банка. Статья 38. Общее собрание участников Высшим органом управления банка является общее собрание участников. К компетенции общего собрания банка относится принятие решений относительно: 1) определение основных направлений деятельности банка и утверждение отчетов об их выполнении; 2) внесение изменений и дополнений в устав банка; 3) изменения размера уставного капитала банка; 4) назначение и увольнение председателей и членов наблюдательного совета банка, ревизионной комиссии; 5) утверждение годовых результатов деятельности банка, включая его дочерние предприятия, и мер по результатам рассмотрения выводов аудиторской фирмы {Пункт 5 части второй статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 6) распределения прибыли; 7) прекращения деятельности банка, назначении ликвидатора, утверждения ликвидационного баланса. Уставом банка к компетенции общего собрания участников могут быть отнесены другие вопросы. Полномочия, определенные пунктами 1-7 настоящей статьи, относятся к исключительной компетенции общего собрания участников. Другие полномочия общего собрания участников банка могут быть делегированы в компетенцию наблюдательного совета банка. Решение общего собрания банка не имеет юридической силы в случае его принятия с использованием права голоса должных или контролируемых акций (паев) лиц, которым Национальный банк Украины запретил пользоваться правом голоса принадлежащих или контролируемых акций (паев). {Статья 38 дополнена частью четвертой по закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Статья 39. Наблюдательный совет банка Наблюдательный совет банка избирается общим собранием участников из числа участников банка или их представителей. Члены наблюдательного совета банка не могут входить в состав правления (совета директоров) банка, ревизионной комиссии банка. Наблюдательный совет банка осуществляет следующие функции: 1) назначает и освобождает председателя и членов правления (совета директоров), руководителя службы внутреннего аудита {Пункт 1 части второй статьи 39 с изменениями, внесенными Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 2) контролирует деятельность правления (совета директоров) банка; 3) определяет аудиторскую фирму, рассматривает ее заключение и готовит рекомендации общему собранию участников для принятия решения о него {Пункт 3 части второй статьи 39 в редакции Закона < br> N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 4) устанавливает порядок проведения ревизий и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банка; 5) принимает решение о покрытии убытков; 6) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, обособленных подразделений, утверждение их уставов и положений {Пункт 6 части второй статьи 39 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 7) утверждает условия оплаты труда и материального стимулирования членов правления банка; 8) готовит предложения по вопросам, которые выносятся на общие собрания участников; 9) осуществляет другие полномочия, делегированные общим собранием участников банка. Полномочия и порядок работы наблюдательного совета банка определяются уставом банка или положением о совете банка, утверждаются общим собранием участников банка. Статья 40. Исполнительный орган банка Правление (совет директоров) банка является исполнительным органом банка, осуществляет управление текущей деятельностью банка, формирования фондов, необходимых для уставной деятельности банка, и несет ответственность за эффективность его работы согласно принципам и порядком, установленным уставом банка, решениями общего собрания участников и наблюдательного совета банка. в пределах своей компетенции правление (совет директоров) действует от имени банка, подотчетно общему собранию участников и наблюдательному совете банка. Правление (совет директоров) банка действует на основании положения, который утверждается общим собранием участников или наблюдательным советом банка. Председатель правления (совета директоров) банка руководит работой исполнительного органа и имеет право представлять банк без доверенности. Статья 41. Ревизионная комиссия Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка. Ревизионная комиссия: 1) контролирует соблюдение банком законодательства Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины; 2) рассматривает отчеты внутренних и внешних аудиторов и готовит соответствующие предложения общему собранию участников; 3) вносит на общее собрание участников или наблюдательному совету банка предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции ревизионной комиссии, которые касаются финансовой безопасности и стабильности банка и защиты интересов клиентов. Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников банка из числа участников или их представителей. Ревизионная комиссия подотчетен общему собранию участников банка. Членами ревизионной комиссии не могут быть лица, которые являются работниками банка. Ревизионная комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности банка по поручению общего собрания участников, наблюдательного совета банка или по требованию участника (участников), владеют в совокупности более чем 10 процентами голосов. Ревизионная комиссия имеет право привлекать к ревизиям и проверкам внешних и внутренних экспертов и аудиторов. Ревизионная комиссия докладывает о результатах ревизий и проверок общему собранию участников или наблюдательному совету банка. Ревизионная комиссия готовит заключения к отчетам и балансам банка. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание участников не имеет права утверждать финансовый отчет банка. Члены ревизионной комиссии могут участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях наблюдательного совета и правления (совета директоров) банка. Заседание ревизионной комиссии проводятся по необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные заседания ревизионной комиссии могут созываться наблюдательным советом банка или по инициативе акционеров, владеют более чем 10 процентами голосов. Решение принимается большинством голосов членов ревизионной комиссии. Полномочия ревизионной комиссии банка определяются уставом банка, а порядок ее работы - положением о ревизионной комиссии, что утверждается общим собранием участников (акционеров) банка. Статья 42. Требования к руководителям банков Руководителями банка являются председатель, его заместители и члены совета банка, председатель, его заместители и члены правления (совета директоров), главный бухгалтер, его заместитель, руководители < br> обособленных подразделений банка. {Часть первая статьи 42 с изменениями, внесенными Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Руководителями банка должны быть дееспособные физические лица, отвечают следующим требованиям: 1) наличие высшего экономического, юридического образования или образования в области управления в зависимости от занимаемой должности (это требование не применяется к членам наблюдательного совета банка); 2) стаж работы в банковской системе по соответствующей специальности не менее трех лет (это требование не применяется к членам наблюдательного совета банка); 3) безупречная деловая репутация. Председатель правления (совета директоров) и главный бухгалтер заступают на должность после предоставления письменного согласия Национальным банком Украины. Председатель правления (совета директоров) банка и главный бухгалтер должны иметь предыдущий опыт руководящей работы в банках. Не могут быть руководителями банка лица, которые занимали должности Председателя Национального банка Украины, заместителей Председателя Национального банка Украины, руководителей структурных подразделений, которые по должности входили в состав Правления Национального банка Украины, и членов Совета Национального банка Украины, если со дня прекращения их полномочий не прошел один год. {Статья 42 дополнена частью пятой по закону N 2478-VI ( 2478-17 ) от 09.07.2010} Статья 43. Обязанности по защите интересов банка При выполнении своих обязанностей в соответствии с требованиями настоящего Закона руководители банка обязаны действовать в интересах банка и клиентов и обязаны ставить интересы банка выше собственных. В частности, руководители банка обязаны: 1) относиться с ответственностью к выполнению своих служебных обязанностей; 2) принимать решения в пределах предоставленных полномочий; 3) не использовать служебное положение в собственных интересах; 4) обеспечить сохранность и передачу имущества и документов банка при увольнении руководителей с должности. {Часть вторая статьи 43 дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом N 1617-VI ( 1617-17 ) от 24.07 .2009} Статья 44. Управление рисками Банк обязан с учетом специфики его работы создать адекватную систему управления рисками, которая имеет обеспечивать на постоянной основе выявления, измерения, контроль и мониторинг всех видов рисков по всем направлениям деятельности банка на всех организационных уровнях и быть адекватной рискам принимаются банком. {Часть первая статьи 44 с изменениями, внесенными Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011, в редакции Закона N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Банк обязан создать постоянно действующий подразделение по управления рисками, в котором сосредоточены функции управления рисками и который отвечает за разработку, внедрение внутренних положений и процедур управления рисками, информирует руководство о рисках, приемлемость их уровня и предоставляет предложения о необходимости принятия руководством соответствующих решений. {Часть статьи 44 в редакции Закона N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Для обеспечения дополнительных мер с целью управления рисками банки создают постоянно действующие комитеты, в частности: 1) кредитный комитет, который ежемесячно оценивает качество активов банка и готовит предложения по формированию резервов на покрытие возможных убытков от их обесценения; 2) комитет по управлению активами и пассивами, который ежемесячно рассматривает себестоимость пассивов и прибыльность активов и принимает решения относительно политики процентной маржи, рассматривает вопрос соответствия срочности активов и пассивов и предоставляет соответствующим структурным подразделениям банка рекомендации по устранения расхождений во времени возникающие {Пункт 2 части статьи 44 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 3) тарифный комитет, который ежемесячно анализирует соотношение себестоимости услуг и рыночной конкурентоспособности действующих тарифов, отвечает за политику банка по вопросам операционных доходов.
{Часть четвертая статьи 44 исключен на основании Закона N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012}
Статья 45. Внутренний аудит Банки создают службу внутреннего аудита, которая является органом оперативного контроля наблюдательного совета банка. (Часть первая статьи 45 с изменениями, внесенными согласно Закону N 914-IV ( 914-15 ) от 05.06.2003) Служба внутреннего аудита выполняет следующие функции: 1) наблюдает за текущей деятельностью банка; 2) контролирует соблюдение законов, нормативно-правовых актов Национального банка Украины и решений органов управления банка; 3) проверяет результаты текущей финансовой деятельности банка; 4) анализирует информацию и сведения о деятельности банка, профессиональную деятельность ее работников, случаи превышения полномочий должностными лицами банка; 5) дает наблюдательному совету выводы и предложения по результатам проверок {Пункт 5 части второй статьи 45 с изменениями, внесенными согласно Закону N 914-IV (< a"/laws/show/914-15" target = _blank> 914-15 ) от 05.06.2003} 6) другие функции, связанные с надзором и контролем за деятельностью банка. Служба внутреннего аудита подчиняется наблюдательному совете банка и отчитывается перед ним, действует на основании положения, утвержденного наблюдательным советом. {Часть третья статьи 45 в редакции Закона N 914-IV ( 914-15 ) от 05.06.2003} Служба внутреннего аудита имеет право на ознакомление со всей документацией банка и надзор за деятельностью любого обособленного и структурного подразделения банка. Служба внутреннего аудита уполномочена требовать письменные объяснения от отдельных должностных лиц банка относительно выявленных недостатков в работе. {Часть четвертая статьи 45 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Кандидатура руководителя службы внутреннего аудита соглашается с Национальным банком Украины. Служба внутреннего аудита не несет ответственности и не имеет властных полномочий по операциям, по которым она осуществляет аудит. Служба внутреннего аудита несет ответственность за объемы и достоверность отчетов, представляемых наблюдательном совете по вопросам, отнесенным к ее компетенции, определенных настоящим Законом. (Часть седьмая статьи 45 с изменениями, внесенными согласно Закону N 914-IV ( 914-15 ) от 05.06.2003) Работники службы внутреннего аудита при назначении на должность дают письменное обязательство о неразглашении информации о деятельности банка и сохранения банковской тайны соответствии с требованиями главы 10 настоящего закона. Статья 46. Обязанности по информированию Национального банка Украина Правление (совет директоров) банка обязано в течение трех рабочих дней информировать Национальный банк Украины о: 1) освобождение руководителя (руководителей) банка и о кандидатуре на назначение на эту должность; 2) изменение юридического адреса и местонахождения банка и его обособленных подразделений {Пункт 2 части первой статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 3) потери на сумму, превышающую 15 процентов капитала банка; 4) падение уровня капитала банка ниже уровня регулятивного капитала; 5) наличие хотя бы одного из оснований для отнесения банка к категории проблемных или неплатежеспособных либо отменить банковской лицензии и ликвидации банка; {Пункт 5 части первой статьи 46 в редакции Закона N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} 6) прекращение банковской деятельности; 7) предъявлении обвинения в совершении корыстного преступления руководителю банка, физическому лицу - владельцу существенного участия или представителю юридического лица - владельцу существенного участия. Национальный банк Украины имеет право определить перечень другой информации, что является важным для целей банковского надзора, о которой банк и владелец существенного участия обязаны информировать Национальный банк Украины. {Часть вторая статьи 46 с изменениями, внесенными Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Глава 8 ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА Статья 47. Виды деятельности банка Банк имеет право предоставлять банковские и другие финансовые услуги (кроме услуг в сфере страхования), а также осуществлять другую деятельность, указанную в статье. Банк имеет право осуществлять банковскую деятельность на основании банковской лицензии путем предоставления банковских услуг. К банковским услугам относятся: 1) привлечение во вклады (депозиты) средств и банковских металлов от неограниченного круга юридических и физических лиц; 2) открытие и ведение текущих (корреспондентских) счетов клиентов, в том числе в банковских металлах; 3) размещение привлеченных во вклады (депозиты), в том числе на текущие счета, средств и банковских металлов от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск . Банковские услуги разрешается предоставлять исключительно банка. Банк имеет право предоставлять своим клиентам (кроме банков) финансовые услуги, в том числе путем заключения с юридическими лицами (коммерческими агентами) агентских договоров. Перечень финансовых услуг, банк имеет право предоставлять своим клиентам (кроме банков) путем заключения агентских договоров, устанавливается Национальным банком Украины. Банк обязан сообщить Национальный банк Украины о заключенных им агентские договора. Национальный банк ведет реестр коммерческих агентов банков и устанавливает требования к ним. Банк имеет право заключать агентский договор с юридическим лицом, которое соответствует установленным Национальным банком Украины требованиям.
{Часть шестая статьи 47 исключен на основании Закона N 3394-VI ( 3394-17 ) от 19.05.2011}
{Часть седьмая статьи 47 исключен на основании Закона N 3394-VI ( 3394-17 ) от 19.05.2011}
Банк, помимо предоставления финансовых услуг, имеет право осуществлять также деятельность по: 1) инвестиций; 2) выпуска собственных ценных бумаг; 3) выпуска, распространения и проведения лотерей; 4) хранения ценностей или предоставления в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа; 5) инкассации средств и перевозки валютных ценностей; 6) ведение реестров владельцев именных ценных бумаг (кроме собственных акций) 7) оказание консультационных и информационных услуг по банковских и других финансовых услуг. Банк осуществляет деятельность, предоставляет банковские и другие финансовые услуги в национальной валюте, а при наличии соответствующей лицензии Национального банка Украины - в иностранной валюте. Банк имеет право совершать любые сделки, необходимые для предоставления им банковских и других финансовых услуг и осуществления иной деятельности. Банк вправе начать новый вид деятельности или предоставление нового вида финансовых услуг (кроме банковских) при выполнения установленных Национальным банком Украины требований этого вида деятельности или услуги. Банк не позднее чем за месяц до начала нового вида деятельности или предоставление нового вида финансовых услуг (кроме банковских) обязан уведомить об этом Национальный банк Украины согласно требованиями и в порядке, установленным Национальным банком Украины. Национальный банк Украины с целью защиты прав вкладчиков и других кредиторов вправе устанавливать дополнительные требования, включая требования по повышению уровня регулятивного капитала банка или других экономических нормативов , относительно определенного вида деятельности и предоставление финансовых услуг, которые имеет право осуществлять банк. Банк самостоятельно устанавливает процентные ставки и комиссионное вознаграждение за оказанные услуги. {Статья 47 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1533-VI ( 1533-17 ) от 23.06.2009, N 2510-VI ( 2510-17 ) от 09.09.2010; в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Статья 48. Ограничения по деятельности банков Банкам запрещается деятельность в сфере материального производства, торговли (за исключением реализации памятных, юбилейных и инвестиционных монет) и страхования, кроме выполнения функций страхового посредника. Специализированным банкам (за исключением сберегательного) запрещается привлекать вклады (депозиты) от физических лиц в объемах, превышают 5 процентов капитала банка. Банк может иметь в собственности недвижимое имущество общей стоимостью не более 25 процентов капитала банка. Это ограничение не распространяется на: 1) помещение, которое обеспечивает технологическое осуществление банковских функций; 2) имущество, перешедшее банку в собственность на основании реализации прав залогодержателя в соответствии с условиями договора залога; 3) имущество, приобретенное банком с целью предотвращения убытков, при условии, что такое имущество должно быть отчуждено банком в течение одного года с момента приобретения права собственности на него. Статья 49. Кредитные операции Как кредитные в настоящей статье рассматриваются операции, указанные в пункте 3 части третьей статьи 47 настоящего Закона, а также: 1) осуществление операций на рынке ценных бумаг от своего имени; 2) предоставление гарантий и поручительств и других обязательств от третьих лиц, которые предусматривают их выполнение в денежной форме; 3) приобретение права требования на выполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или предоставленные услуги, принимая на себя риск выполнения таких требований и прием платежей (факторинг ) 4) лизинг. {Часть первая статьи 49 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Для проведения совместного финансирования банки могут заключать соглашения о консорциумном кредитования. В рамках такого соглашения банки-участники устанавливают условия предоставления кредита и назначают банк, ответственный за выполнение соглашения. Банки-участники несут риск по предоставленному кредиту пропорционально внесенным в консорциум средств. Банк обязан иметь структурное подразделение, функциями которого является предоставление кредитов и управление операциями, связанными с кредитованием. {Часть третья статьи 49 с изменениями, внесенными Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Банкам запрещается прямо или косвенно предоставлять кредиты для приобретения собственных ценных бумаг. Использование ценных бумаг собственной эмиссии для обеспечения кредитов возможно с разрешения Национального банка Украины. Банк обязан при предоставлении кредитов соблюдать основные принципов кредитования, в том числе проверять кредитоспособность заемщиков и наличие обеспечения кредитов, соблюдать установленные Национальным банком Украины < br> требования по концентрации рисков.
{Часть шестая статьи 49 исключен на основании Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011}
Банк имеет право выдавать бланковые кредиты при условии соблюдения экономических нормативов. Предоставление беспроцентных кредитов запрещается, за исключением предусмотренных законом случаев. В случае несвоевременного погашения кредита или процентов за его пользование банк имеет право издавать приказ о принудительной оплате долгового обязательства, если это предусмотрено соглашением. Статья 50. Прямые инвестиции банков Банки осуществляют прямые инвестиции и операции с ценными бумагами в соответствии с законодательством Украины о ценных бумагах, инвестиционной деятельности и согласно нормативно-правовыми актами Национального банка Украины . Банк имеет право осуществить инвестицию только на основании письменного разрешения Национального банка Украины, который предоставляется в порядке, установленном Национальным банком Украины. {Часть вторая статьи 50 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Банк, регулятивный капитал которого полностью соответствует требованиям для осуществления инвестиций, установленным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, имеет право осуществить инвестицию без письменного разрешения, в случае если: 1) инвестиция в финансовое учреждение составляет в совокупности не более 1 процента уставного капитала банка; 2) инвестиция осуществляется в уставный капитал бюро кредитных историй, имеющей лицензию специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг. {Часть третья статьи 50 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Порядок информирования об осуществлении инвестиции, указанной в части третьей настоящей статьи, устанавливает Национальный банк Украины. Банку запрещается инвестировать средства в юридическое лицо, уставом которой предусмотрена полная ответственность ее владельцев. {Часть пятая статьи 50 с изменениями, внесенными Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Прямая и / или косвенное участие банка в уставном капитале любого юридического лица не должна превышать 15 процентов уставного капитала банка. Совокупные инвестиции банка не должны превышать 60 процентов размера уставного капитала банка. {Часть шестая статьи 50 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 1 2 [ 3 ] 4 5 «предыдущая страница | следующая страница» |
|