З А К О Н У К Р А И Н Ы
Требования части шестой настоящей статьи не применяются в случае, если: {Абзац первый части седьмой статьи 50 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 1) акции и другие ценные бумаги, приобретенные банком в связи с реализацией права залогодержателя и банк не удерживает их более одного года; 2) инвестиция осуществляется в уставный капитал банка - участника банковской группы {Пункт 2 части седьмой статьи 50 в редакции Закона N 3394-VI ( 3394-17 ) от 19.05.2011} 3) ценные бумаги приобретены банком по договору об андеррайтинге и находятся в собственности банка не более одного года {Пункт 3 части седьмой статьи 50 в редакции Закона N 3024 -VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 4) акции и другие ценные бумаги приобретены банком за счет и от имени своих клиентов. Требования второй и шестой частей настоящей статьи не распространяются на деятельность инвестиционных банков. Статья 51. Расчетные банковские операции Для осуществления банковской деятельности банки открывают и ведут корреспондентские счета в Национальном банке Украины и других банках в Украине и за ее пределами, банковские счета для физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте. Банковские расчеты производятся в наличной и безналичной формах согласно правилам, установленным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Безналичные расчеты производятся на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде. Банки в Украине могут использовать как платежные инструменты платежные поручения, платежные требования, требования-поручения, векселя, чеки, банковские платежные карточки и другие дебетовые кредитовые платежные инструменты, которые применяются в международной банковской практике. Платежные инструменты должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию об их эмитенте, платежной системе, в которой они используются, правовых основаниях осуществления расчетной операции и, как правило, держателе платежного инструмента и получателя средств, дату валютирования, а также другую информацию, необходимую для осуществления банком расчетной операции, вполне соответствуют инструкциям владельца счета или другого предусмотренного законодательством инициатора расчетной операции . При выполнении расчетной операции банк обязан проверить достоверность и формальное соответствие документа. При оплате по договорам, заключенным предприятиями, образованными в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие за ними обязательств и осуществления платежей, в том числе государственными, казенными, коммунальными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерними предприятиями, а также предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, объединениями таких предприятий (хозяйственных обществ), банки проверяют наличие отчета о результатах осуществления процедуры закупки и других документов, которые подтверждают выполнение такими предприятиями и хозяйственными обществами требований Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок" ( 2289-17 ). {Статью 51 дополнена частью седьмой по закону N 3205-IV ( 3205-15 ) от 15.12.2005 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2289-VI ( 2289-17 ) от 01.06.2010} Статья 52. Сделки со связанными с банком лицами Сделки, совершаемые со связанными с банком лицами (далее - связанные лица), не могут предусматривать более благоприятные условия, чем сделки, заключенные с другими лицами. Соглашения, заключенные банком с связанными лицами на условиях, благоприятных обычных, признаются судом недействительными с момента их заключения. Для целей настоящего Закона связанными лицами являются: 1) руководители банка, руководитель службы внутреннего аудита, руководители и члены комитетов правления банка {Пункт 1 части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 2) лица, имеющих существенное участие в банке {Пункт 2 части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 3) руководители юридических лиц, имеющих существенное участие в банка {Пункт 3 части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 4) руководители и контролеры родственных лиц банка {Пункт 4 части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 5) руководители и контролеры аффилированных лиц банка {Пункт части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 6) аффилированные лица банка {Пункт части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 7) родственные лица банка {Пункт части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 8) ассоциированные лица любого физического лица, указанного в пунктах 1-5 этой части {Пункт части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 9) юридические лица, в которых ассоциированы лица, определенные в пункте 8 настоящей части, являются руководителями или контролерами. {Пункт части второй статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011 } Более благоприятными условиями определяются: 1) принятие меньшего обеспечения исполнения обязательств, чем требуется от других клиентов; 2) приобретение у связанного лица имущества низкого качества или по завышенной цене; 3) осуществление инвестиции в ценные бумаги связанного лица, которую банк не осуществил бы в другое предприятие; 4) оплата товаров и услуг связанного лица по ценам выше, чем обычные или при таких обстоятельствах, когда такие же товары и услуги другого лица вообще не были бы приобретены. Банк может заключать сделки со связанными лицами, предусматривающие начисление процентов и комиссионных на осуществление банковских операций, которые меньше обычных, и начисление процентов по вкладам и депозитам, которые больше обычных, в случае, если прибыль банка позволяет осуществлять это без ущерба для финансового развития банка. Банку запрещается предоставлять кредиты лицу для погашения этим лицом каких-либо обязательств перед связанным лицом банка, приобретение активов связанного лица банка , за исключением производимой этим лицом, приобретение ценных бумаг, размещенных или подписанных связанным лицом банка. {Часть пятая статьи 52 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024 - 17 ) от 15.02.2011} Национальный банк Украины может своим распоряжением вводить ограничения на сумму сделок со связанными лицами. Статья 53. Обеспечение конкуренции в банковской системе Банкам запрещается заключать договоры с целью ограничения конкуренции и монополизации условий предоставления кредитов, других банковских услуг, установления процентных ставок и комиссионного вознаграждения. Банку запрещается устанавливать процентные ставки и комиссионные вознаграждения на уровне ниже себестоимости банковских услуг в этом банке. Банку запрещается совершать любые действия по введению в своей практике недобросовестной конкуренции. Факты недобросовестной конкуренции по предоставлению банком тех или других банковских услуг или осуществления операций является основанием для запрета этому банку дальнейшего предоставления таких услуг или осуществления операций. Статья 54. Достоверность рекламы Банкам запрещается распространение рекламы в любой форме, содержит ложную информацию об их деятельности в сфере банковских услуг. Национальный банк Украины имеет право применить меры воздействия к банкам и других лиц, нарушающих требования этой статьи. Глава 9 ОТНОШЕНИЯ БАНКА С КЛИЕНТАМИ Статья 55. Регулирование отношений банка с клиентом Отношения банка с клиентом регулируются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и соглашениями (договорами) между клиентом и банком. Банк обязан прилагать максимальные усилия для избежания конфликта интересов работников банка и клиентов, а также конфликта интересов клиентов банка. Банкам запрещается требовать от клиента приобретения любых товаров или услуг от банка или от родственного или связанного лица банка как обязательное условие предоставления банковских услуг. Банкам запрещается в одностороннем порядке изменять условия заключенных с клиентами договоров, в частности, увеличивать размер процентной ставки по кредитным договорам или уменьшать ее размер по договорам банковского вклада (кроме вклада по требованию), за исключением случаев, установленных законом. {Статью 55 дополнен частью четвертой по закону N 661-VI ( 661-17 ) от 12.12.2008 } Статья 56. Право клиента на информацию Клиент имеет право доступа к информации о деятельности банка. Банки обязаны по требованию клиента предоставить следующую информацию: 1) сведения, подлежащие обязательной публикации, о финансовые показатели деятельности банка и его экономическое состояние; 2) перечень руководителей банка и его обособленных подразделений, а также физических и юридических лиц, имеющих существенное участие в банке; 3) перечень услуг, оказываемых банком; 4) цену банковских услуг; 5) иную информацию и консультации по вопросам предоставления банковских услуг; 6) о количестве акций (паев) банка, находящиеся в собственности членов исполнительного органа банка, и информацию в объеме, определенном Национальным банком Украины, о лицах, доли которых в уставном капитале банка превышают 5 процентов. {Статью 56 дополнена пунктом 6 согласно Закону N 639-VI ( 639-17 ) от 31.10.2008 - изменения действуют не позднее чем до 1 января 2011 года; из изменениями, внесенными согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011; в часть первую статьи 56 включено пункт 6 по Законом N 3394-VI ( 3394 - 17 ) от 19.05.2011} Банк обязан на постоянной основе размещать на веб-сайте банка актуализированную информацию о собственниках существенного участия в банке в объеме, определенном Национальным банком Украины. {Статью 56 дополнено частью второй согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011 } Статья 57. Гарантирование вкладов физических лиц Вклады физических лиц банков гарантируются в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Украины. {Часть первая статьи 57 в редакции Закона N 358-V ( 358-16 ) от 16.11.2006 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Вклады физических лиц Государственного сберегательного банка Украины гарантируются государством. Статья 58. Ответственность банка по своим обязательствам Банк отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом соответствии с законодательством. Банк не отвечает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств в случае приостановления операций по счетам, ареста собственных средств банка на его счетах уполномоченными органами государственной власти . {Часть вторая статьи 58 с изменениями, внесенными Законом N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Участники банка отвечают по обязательствам банка по законами Украины и уставом банка. Владельцы существенного участия обязаны принимать своевременные меры для предотвращения наступления неплатежеспособности банка. {Статья 58 дополнена частью четвертой по закону N 1617-VI ( 1617-17 ) от 24.07.2009 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Владельцы существенного участия, руководители банка (кроме руководителей обособленных подразделений банка) за фиктивное банкротство, доведение до банкротства или сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности банка несут ответственность. {Статья 58 дополнена частью пятой по закону N 1617-VI ( 1617-17 ) от 24.07.2009, в редакции Закона N 4452-VI ( 4452-17 a >) от 23.02.2012} На владельцев существенного участия и руководителей банка по решению суда может быть возложена ответственность по обязательствам банка в случае отнесения банка по их вине к категории неплатежеспособных. {Часть статьи 58 в редакции Закона N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} < br> Статья 59. Арест, взыскание и приостановления операций по счетам Арест на имущество или средства банка, находящиеся на его счетах, арест на денежные средства и другие ценности юридических или физических лиц, находящиеся в банке, осуществляются исключительно по постановлением государственного исполнителя или решения суда о взыскании средств или о наложении ареста в порядке, установленном законом. Снятие ареста с имущества и средств осуществляется по постановлению государственного исполнителя или по решению суда. {Часть первая статьи 59 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3541-IV ( 3541-15 ) от 15.03.2006, N 2677-VI ( 2677-17 ) от 04.11.2010} Приостановление собственных расходных операций банка по его счетам, а также расходных операций по счетам юридических или физических лиц осуществляется только в случае наложения ареста соответствии с частью первой настоящей статьи, кроме случаев, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма" ( 249-15 ). Приостановление расходных операций осуществляется в пределах суммы, на которую наложен арест, кроме случаев, когда арест наложен без установления такой суммы. {Часть вторая статьи 59 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3541-IV ( 3541-15 ) от 15.03.2006, N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010} Запрещается налагать арест на корреспондентские счета банка. {Часть третья статьи 59 с изменениями, внесенными Законом N 3541-IV ( 3541-15 ) от 15.03.2006} Взыскание средств с корреспондентских счетов банка осуществляется Национальным банком Украины по требованию Фонда гарантирования вкладов физических лиц исключительно в случаях, предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц "( 4452-17 ). {Часть четвертая статьи 59 с изменениями, внесенными согласно Законами N 3541-IV ( 3541-15 ) от 15.03.2006, N 2677-VI ( 2677-17 ) от 04.11.2010, в редакции Закона N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} {Статья 59 в редакции Закона N 2631-IV ( 2631-15 ) от 02.06.2005} Глава 10 БАНКОВСКАЯ ТАЙНА И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ Статья 60. Банковская тайна Информация относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банка, является банковской тайной. {Часть первая статьи 60 с изменениями, внесенными Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Банковской тайной, в частности: 1) сведения о банковских счетах клиентов, в том числе корреспондентские счета банков в Национальном банке Украины; {Пункт 1 части второй статьи 60 в редакции Закона N 997 - V ( 997-16 ) от 27.04.2007} 2) операции, проведенные в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки; 3) финансово-экономическое положение клиентов; 4) системы охраны банка и клиентов; 5) информация об организационно-правовой структуре юридического лица - клиента, его руководителях, направлениях деятельности; 6) сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайны, любого проекта, изобретений, образцов продукции и другая коммерческая информация; 7) информация об отчетности по отдельному банку, за исключением подлежащей опубликованию; 8) коды, используемые банками для защиты информации. Информация о банках или клиентах, что собирается во время проведения банковского надзора, составляет банковскую тайну. Информация о банках или клиентах, полученная Национальным банком Украины в соответствии с международным договором или принципу взаимности от органа банковского надзора другого государства для использования с целью банковского надзора или предупреждения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, составляющей банковскую тайну. {Статью 60 дополнена новой частью согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Положения настоящей статьи не распространяются на информацию, подлежит опубликованию. Перечень информации, подлежащей обязательному опубликованию, устанавливается Национальным банком Украины и дополнительно самим банком по его усмотрению. {Часть статьи 60 с изменениями, внесенными Законом N 2478-VI ( 2478-17 ) от 09.07.2010} Национальный банк Украины издает нормативно-правовые акты по вопросам хранения, защиты, использования и раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, и дает разъяснения по применение таких актов. {Статью 60 дополнен частью согласно Закону N 3163-IV ( 3163 -15 ) от 01.12.2005} Статья 61. Обязательства по сохранению банковской тайны Банки обязаны обеспечить сохранение банковской тайны путем: 1) ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, составляет банковскую тайну; 2) организации специального делопроизводства с документами, содержащие банковскую тайну; 3) применение технических средств для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации; 4) применение оговорок о сохранении банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах и соглашениях между банком и клиентом. Служащие банка при вступлении в должность подписывают обязательство по сохранению банковской тайны. Руководители и служащие банков обязаны не разглашать и не использовать выгодой для себя или для третьих лиц конфиденциальную информацию, стала известна им при выполнении своих служебных обязанностей. Банк имеет право предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, частным лицам и организациям для обеспечения выполнения ими своих функций или предоставления услуг банку в соответствии с заключенными между такими лицами (организациями) и банком договоров, в том числе об уступке права требования к клиенту, при условии, что предусмотренные договорами функции и / или услуги касающиеся деятельности банка, которую он осуществляет в соответствии со статьей < br> 47 настоящего Закона. {Статья 61 дополнена частью по закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3795-VI ( 3795-17 ) от 22.09.2011} Частные лица и организации, которые при выполнении своих функций или предоставлении услуг банку непосредственно или опосредованно получили конфиденциальную информацию, обязаны не разглашать эту информацию и не использовать ее в свою пользу или в пользу третьих лиц. В случае причинения банку или его клиенту убытков путем утечки информации о банках и их клиентах из органов, уполномоченных осуществлять банковский надзор, убытки возмещаются виновными органами . Статья 62. Порядок раскрытия банковской тайны Информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками: 1) по письменному запросу или с письменного разрешения собственника такой информации; 2) по решению суда {Пункт 2 части первой статьи 62 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} 3) органам прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, Антимонопольного комитета Украины - по их письменному требованию относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени; (Пункт 3 части первой статьи 62 с изменениями, внесенными Законом N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003) 4) органам государственной налоговой службы по их письменному требованию о наличии банковских счетов; {Пункт 4 части первой статьи 62 с изменениями, внесенными согласно Законами N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011, N 5463-VI ( 5463-17 a >) от 16.10.2012} 5) центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, на его запрос относительно финансовых операций, связанных с финансовыми операциями, которые стали объектом финансового мониторинга (анализа) согласно законодательству о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , или финансированию терроризма участников указанных операций; {Часть первая статьи 62 дополнена пунктом 5 согласно Закону N 249-IV ( 249-15 ) от 28.11.2002, в редакции Законов N 3163-IV ( 3163-15 a >) от 01.12.2005, N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010; с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 6) органам государственной исполнительной службы по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению в соответствии с Законом Украины "Об исполнительном производстве "( 606-14 ), относительно состояния счетов конкретного юридического лица или физического лица, физического лица - субъекта < br> предпринимательской деятельности {Часть первую статьи 62 дополнено пунктом 6 согласно Закону N 835-IV ( 835-15 ) от 22.05.2003; в редакции Закона N 2677-VI ( 2677-17 ) от 04.11.2010} 7) Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в случаях самостоятельного представления банком информации о банке как эмитент административных данных в соответствии с законами о ценных бумаги и фондовый рынок. {Часть первая статьи 62 дополнена пунктом 7 согласно Закону N 5042-VI ( 5042-17 ) от 04.07.2012} Требование соответствующего государственного органа на получение информации, которая содержит банковскую тайну, должно: 1) быть изложена на бланке государственного органа установленной формы; 2) быть предоставлена ??за подписью руководителя государственного органа (или его заместителя), скрепленной гербовой печатью 3) содержать предусмотренные настоящим Законом основания для получения этой информации; 4) содержать ссылки на нормы закона, согласно которым государственный орган имеет право на получение такой информации. Справки по счетам (вкладам) в случае смерти их владельцев предоставляются банком лицам, указанным владельцем счета (вклада) в завещательном распоряжении банка, государственным нотариальным конторам или частным нотариусам, иностранным консульским учреждениям по делам наследства по счетам (вкладам) умерших владельцев счетов (вкладов). Банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиента. Банк имеет право предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну, другим банкам и Национальному банку Украины в объемах, необходимых при предоставлении кредитов, банковских гарантий. {Часть пятая статьи 62 в редакции Закона N 1617-VI ( 1617 - 17 ) от 24.07.2009} Банк вправе раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, лицу (в том числе уполномоченное действовать от имени государства), в интересах которого отчуждаются активы и обязательства " Обязательства банка при выполнении мер, предусмотренных программой финансового оздоровления банка, или во время осуществления процедуры ликвидации. Национальный банк Украины имеет право предоставлять центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, информацию, содержащую банковскую тайну относительно банков, участие в капитализации которых принимает государство. {Статью 62 дополнен частью согласно Закону N 1617-VI ( 1617 -17 ) от 24.07.2009 с изменениями, внесенными согласно Законами N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012, N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Ограничения относительно получения информации, содержащей банковскую тайну, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на служащих Национального банка Украины или уполномоченных ими лиц, в пределах полномочий, предоставленных Законом Украины "О Национальном банке Украины", осуществляют функции банковского надзора или валютного контроля. Ограничения относительно получения информации, содержащей банковскую тайну, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на работников Фонда гарантирования вкладов физических лиц при осуществлении ими функций и полномочий , предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц" ( 4452-17 ). {Статью 62 дополнена новой частью согласно Закону N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Национальный банк Украины имеет право предоставлять Фонду гарантирования вкладов физических лиц информацию о банках или клиентов банков, что собирается во время проведения банковского надзора и составляет банковскую тайну , в случаях, предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц". {Статью 62 дополнена новой частью согласно Закону N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012 } При осуществлении временной администрации или ликвидации неплатежеспособного банка Фонд гарантирования вкладов физических лиц вправе раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, принимающем банка, переходном банка, инвестору, что приобретает неплатежеспособен или переходный банк, другим лицам, которые задействованы в процессе осуществления временной администрации и ликвидации банка. Указанные лица обязаны обеспечить сохранность полученной информации, содержащей банковскую тайну. {Статью 62 дополнена новой частью согласно Закону N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Национальный банк Украины в соответствии с международным договором Украины или по принципу взаимности имеет право предоставлять информацию, полученную при осуществлении надзора за деятельностью банков, органа банковского надзора другого государства, а также получать от органа банковского надзора другого государства такую ??информацию. Данная (получена) информация может быть использована исключительно с целью банковского надзора или предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. {Часть статьи 62 в редакции Закона N 3163-IV ( 3163-15 ) от 01.12.2005, N 1617-VI ( 1617-17 ) от 24.07.2009} Положения частей второй и четвертой настоящей статьи не распространяются на случаи предоставления специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга информации об операции в случаях, предусмотренных законом и органам государственной налоговой службы - информации об открытии (закрытии) счетов налогоплательщиков в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Украины ( 2755-17 ). {Часть статьи 62 с изменениями, внесенными Законом N 249-IV ( 249-15 ) от 28.11.2002, в редакции Закона N 3163-IV ( 3163-15 a >) от 01.12.2005 с изменениями, внесенными согласно Законами N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05 .2010, N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010} Лица, виновные в нарушении порядка раскрытия и использования банковской тайны, несут ответственность согласно законам Украине. Глава 11 предотвращении и противодействии легализации (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Статья 63. Предотвращение легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем Банки обязаны разрабатывать, внедрять и постоянно обновлять правила внутреннего финансового мониторинга и программы его осуществления с учетом требований законодательства о предотвращения легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем. Национальный банк Украины при осуществлении надзора за деятельностью банков проводит проверку банков по вопросам соблюдения ими требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и достаточности мер по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. {Часть вторая статьи 63 в редакции Закона N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010} Статья 64. Обязанность по идентификации клиентов Банкам запрещается открывать и вести анонимные (номерные) счета. Банкам запрещается устанавливать корреспондентские отношения с банками, другими финансовыми учреждениями - нерезидентами, не имеют постоянного местонахождения и не осуществляют деятельность по месту своей регистрации и / или не подлежат соответствующей надзора в государстве (на территории) по месту своего расположения, а также с банками и другими финансовыми учреждениями - нерезидентами, поддерживают такие корреспондентские отношения. {Статью 64 дополнена новой частью согласно Закону N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010} Банкам запрещается вступать в договорные отношения с клиентами - юридическими или физическими лицами в случае, если возникает сомнение относительно того, что лицо выступает не от собственного имени. Банк обязан идентифицировать в соответствии с законодательством Украина: клиентов, открывающих счета в банке; клиентов, осуществляющих операции, подлежащие финансовому мониторинга; клиентов, осуществляющих операции с наличностью без открытия счета на сумму, равную или превышающую 150 000 гривен, или на сумму, эквивалентную указанной сумме в иностранной валюте; {Абзац четвертый части четвертой статьи 64 в редакции Закона N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05. 2010} лиц, уполномоченных действовать от имени указанных клиентов. Счет клиенту открывается и указанные операции осуществляются только после проведения идентификации личности клиентов и принятия мер в соответствии с законодательством, регулирующим отношения в сфере предотвращения легализации (отмыванию ) доходов, полученных преступным путем. Банк имеет право истребовать, а клиент обязан предоставить документы и сведения, необходимые для выяснения сути деятельности, финансового состояния. В случае непредставления клиентом необходимых документов или сведений или умышленного представления неправдивых сведений о себе банк отказывает клиенту в его обслуживании. В случае наличия при осуществлении идентификации мотивированного подозрения относительно предоставления клиентом недостоверной информации или умышленного представления информации с целью введения в заблуждение банк должен предоставлять информацию о финансовых операции клиента центральному органу исполнительной власти, реализующий < br> государственную политику в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. {Часть шестая статьи 64 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010, N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Для идентификации юридического лица, за исключением предприятий государственной и коммунальной собственности, банк обязан выяснить сведения о физических лицах, являющихся владельцами существенного участия в < br> юридическом лице, а также физических лиц, осуществляющих прямой или косвенное влияние на нее. Клиент должен предоставлять предусмотренные законодательством сведения, которые истребует банк с целью выполнения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В случае непредоставления таких сведений клиентом счет не открывается, а в случае наличия ранее открытых счетов банк отказывает в осуществлении обслуживания. Для идентификации и принятия мер, достаточных, по мнению банка, для подтверждения личности клиента - юридического лица и для обеспечения способности банка выполнять правила внутреннего финансового мониторинга и программы его осуществления, в том числе по выявления финансовых операций, подлежат финансовому мониторингу, банк имеет право истребовать информацию, касающуюся идентификации этого лица и его руководителей, у органов государственной власти, банков, других юридических лиц, а также осуществлять мероприятия по сбору такой информации с других источников. Указанные органы государственной власти, банки, другие юридические лица обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса бесплатно предоставить банку такую ??информацию. {Часть седьмая статьи 64 с изменениями, внесенными Законом N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010} Для идентификации клиента - физического лица и принятия мер, достаточных, по мнению банка, для подтверждения его личности, банк право истребовать информацию, касающуюся идентификации этого < br> лица, в органах государственной власти, банков, других юридических лиц, а также осуществлять мероприятия по сбору такой информации об этом лице, которая необходима для выполнения правил внутреннего финансового мониторинга и программ его осуществления, в том числе по выявления финансовых операций, подлежащих финансовому мониторинга. Органы государственной власти, банки, другие юридические лица обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса бесплатно предоставить банку такую ??информацию. {Часть восьмая статьи 64 с изменениями, внесенными Законом N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010} Идентификация клиента банка не является обязательной при осуществлении каждой операции, если клиент был раньше идентифицирован в соответствии требованиям законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
{Часть десятая статьи 64 исключен на основании Закона N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010}
Статья 65. Хранение документов Все документы об осуществлении финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и результаты идентификации лиц, которые совершали такие операции, банк обязан хранить течение п 'пяти лет со дня проведения таких операций. Результаты идентификации владельца счета и лица, уполномоченного действовать от его имени, хранятся банком в течение пяти лет после закрытия счета. (Глава 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 249-IV ( 249-15 ) от 28.11.2002, в редакции Закона N 485-IV ( 485-15 ) от 06.02.2003) Раздел IV РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР Глава 12 ПОЛНОМОЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БАНКОВСКОГО НАДЗОРА Статья 66. Формы регулирования банковской деятельности Государственное регулирование деятельности банков осуществляется Национальным банком Украины в следующих формах: I. Административное регулирование: 1) регистрация банков и лицензирование их деятельности; 2) установление требований и ограничений относительно деятельности банков; 3) применение санкций административного или финансового характера; 4) надзор за деятельностью банков; 5) предоставление рекомендаций относительно деятельности банков. II. Индикативное регулирование: 1) установление обязательных экономических нормативов; 2) определение норм обязательных резервов для банков; 3) установление норм отчислений в резервы на покрытие рисков от активных банковских операций; 4) определение процентной политики; 5) рефинансирования банков; 6) корреспондентских отношений; 7) управления золотовалютными резервами, включая валютные интервенции; 8) операций с ценными бумагами на открытом рынке; 9) импорта и экспорта капитала. Статья 67. Цель, организация, основания и объем надзора Целью банковского надзора является стабильность банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах. Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их обособленные подразделения, аффилированных и родственных лиц банков, банковские группы, участников банковских групп на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украины, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований этого Закона относительно осуществления банковской деятельности. {Часть вторая статьи 67 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011, N 3394-VI ( 3394-17 ) от 19.05.2011} Национальный банк Украины для целей банковского надзора должна право получать от государственных органов и других лиц информацию, в том числе конфиденциальную, по финансовому / имущественного состояния учредителей банка и лиц, приобретающих или увеличивают существенную участие в банке, их деловой репутации, источников происхождения средств, использоваться для формирования уставного капитала банка. {Статью 67 дополнена новой частью согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Государственные органы и другие лица обязаны в течение 20 дней с дня получения запроса Национального банка Украины предоставить ему соответствующую информацию. {Статью 67 дополнена новой частью согласно Закону N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей, банковских групп, участников банковских групп устранения нарушений банковского законодательства, выполнение нормативно правовых актов Национального банка Украины для предотвращения или преодоления нежелательных последствий, могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или причинить вред надлежащему ведению банковской деятельности. В случае если Национальный банк Украины при осуществлении банковского надзора пришел к выводу, что система управления рисками банка является неэффективной и / или неадекватной, банк обязан по требованию Национального банка Украины безотлагательно разработать и представить на согласование Национальному банку Украины соответствующий план мероприятий, направленных на устранение недостатков. {Часть пятая статьи 67 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3394-VI ( 3394-17 ) от 19.05.2011, N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} Национальный банк Украины имеет право ввести особый режим контроля за деятельностью банка и назначить куратора банка. Особый режим контроля является дополнительным инструментом банковского надзора, используется, как правило, одновременно с мерами влияния, установленным статьей 73 настоящего Закона. При осуществлении особого режима контроля за деятельностью банка Национальный банк Украина имеет право запретить банку использовать для расчетов прямые корреспондентские счета и / или требовать от банка проведения расчетов исключительно через консолидированный корреспондентский счет . {Статью 67 дополнен частью согласно Закону N 1617-VI ( 1617 -17 ) от 24.07.2009 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4452-VI ( 4452-17 ) от 23.02.2012} При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины может пользоваться услугами других учреждений по отдельным соглашениям. В случае отзыва у банка банковской лицензии Национальный банк Украины уведомляет об этом соответствующие органы банковского надзора других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и другие счета. {Часть восьмая статьи 67 с изменениями, внесенными Законом N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор в форме инспекционных проверок и дистанционного надзора. {Часть девятая статьи 67 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Национальный банк Украины в пределах дистанционного надзора имеет право письменно требовать от банка копии документов, а также письменные объяснения по вопросам его деятельности. {Часть десятая статьи 67 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Банк обязан предоставлять по письменному требованию Национального банка Украины соответствующую информацию и копии документов. {Часть статьи 67 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Национальный банк Украины в случае рассмотрения вопросов применения мер воздействия к конкретному банку право приглашать для дачи объяснений председателя правления (совета директоров) или председателя наблюдательного совета этого банка. {Часть статьи 67 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4452-VI ( 4452-17 a >) от 23.02.2012} При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств. Уведомление, направленное соответствующими органами других государств, может использоваться только в следующих целях: для проверки лицензии учреждения на право ведения деятельности; для проверки права на осуществление банковской деятельности. Национальный банк Украины при осуществлении надзора сотрудничает с другими государственными органами, осуществляющими регулированию рынков финансовых услуг в Украине, и с соответствующими органами надзора за финансовыми учреждениями иностранных государств. Сотрудничество происходит на основании заключенных договоров, меморандумов или в других формах. {Статью 67 дополнен частью четырнадцатой по закону N 3394-VI ( 3394-17 ) от 19.05.2011} Глава 13 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И АУДИТ Статья 68. Общие принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности в банках Банки организуют бухгалтерский учет в соответствии с внутренней учетной политики, разработанной на основании правил, установленных Национальным банком Украины согласно международным стандартов бухгалтерского учета. {Часть первая статьи 68 в редакции Закона N 3024-VI ( 3024-17 ) от 15.02.2011} Бухгалтерский учет должен обеспечивать своевременное и полное отображение всех банковских операций и предоставление пользователям достоверной информации о состоянии активов и обязательств, результаты финансовой деятельности и их изменения. В финансовых отчетах каждого банка отражаются результаты его деятельности за отчетный период.
|