З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1993, N 35, ст.358) {Вводится в действие Постановлением ВР N 3342-XII ( 3342-12 ) от 30.06.93, ВВР, 1993, N 35, ст.359} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 4001-XII ( 4001 -12 ) от 24.02.94, ВВР, 1994, N 24, ст.184 N 312-XIV ( 312 - 14 ) от 11.12.98, ВВР, 1999, N 4, ст. 35 N 461-XIV ( 461-14 ) от 02.03.99, ВВР, 1999, N 16, ст. 98 N 783-XIV ( 783-14 ) от 30.06.99, ВВР, 1999, N 34, ст.274 - редакция вступает в силу одновременно с вступлением в силу Законом о Государственном бюджете Украины на 2000 год N 1593-III ( 1593 - 14 ) от 23.03.2000, ВВР, 2000, N 24, ст.184 N 2921-III ( 2921-14 ) от 10.01.2002, ВВР, 2002, N 16, ст.114 N 2922-III ( 2922-14 ) от 10.01.2002, ВВР, 2002, N 17, ст.117 N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03.2002, ВВР, 2002, N 33, ст.236 N 662-IV ( 662-15 a >) от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 27, ст.209 - приобретает силу 01.08.2003 года N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 9-рп/2004 ( v009p710-04 ) от 07.04.2004} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3200-IV ( 3200 -15 ) от 15.12.2005, ВВР, 2006, N 14, ст.116 N 3421-IV ( 3421 - 15 ) от 09.02.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.199 N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009, ВВР, 2009, N 36-37, ст.511} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 12-рп/2009 ( v012p710-09 ) от 27.05.2009} {С изменениями, внесенными Законом N 1692-VI ( 1692 -17 ) от 23.10.2009, ВВР, 2010, N 4, ст.34} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 16-рп/2010 ( v016p710-10 ) от 10.06.2010} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2738-VI ( 2738 -17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 18, ст.120 N 2756-VI ( 2756 - 17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 23, ст.160 N 3334-VI ( 3334-17 ) от 12.05.2011, ВВР, 2011, N 45, ст.485 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 N 5398-VI ( 5398-17 ) от 02.10.2012}
{В тексте Закона слова "Управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью" заменены словами "Главное управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью "в соответствующем падеже согласно закону N 4001-XII ( 4001-12 ) от 24.02.94} {В тексте Закона слова "Комиссия Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью" во всех падежах заменены словами "Комитет Верховной Рады < br> Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с организованной преступностью и коррупцией "в соответствующих падежах согласно Закону N 461-XIV ( 461-14 ) от 02.03.99} {В тексте Закона слова "Комитет Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с организованной преступностью и коррупцией" во всех падежах заменены словами "Комитет Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией" в соответствующих падежах согласно Закону N 1593-III ( 1593-14 ) от 23.03.2000}
Этот Закон определяет главные направления общегосударственной политики и организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие организованной преступности 1. Под организованной преступностью в этом Законе понимается совокупность преступлений, совершаемых в связи с созданием и деятельностью организованных преступных группировок. 2. Виды и признаки этих преступлений, а также уголовно-правовые меры в отношении лиц, совершивших такие преступления, устанавливаются Уголовным кодексом Украины ( 2341 -14 ). Статья 2. Цель борьбы с организованной преступностью Целью борьбы с организованной преступностью являются: установление контроля над организованной преступностью, ее локализация, нейтрализация и ликвидация; устранения причин и условий существования организованной преступности. Статья 3. Задачи Закона Основными задачами настоящего Закона являются: создание общих правовых и организационных основ в сфере борьбы с организованной преступностью, содействие ее предупреждению и ликвидации; определение системы государственных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью, и их взаимоотношений; установление полномочий специальных государственных органов по борьбе с организованной преступностью и специальных мероприятий, осуществляются ими; установление обязанностей других государственных органов в сфере борьбы с организованной преступностью; правовое обеспечение финансовых, материально-технических и других условий, необходимых для борьбы с организованной преступностью; обеспечение гарантий прав граждан и юридических лиц при осуществлении мер борьбы с организованной преступностью. Статья 4. Законодательство о борьбе с организованной преступностью 1. Законодательство о борьбе с организованной преступностью базируется на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и включает этот Закон, Криминальный ( 2341-14 ) и Уголовный процессуальный ( 4651-17 ) кодексы Украины, законы Украины "О оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 )," О милиции " ( 565-12 ), "О Службе безопасности Украины" ( 2229-12 ), "О прокуратуре" ( 1789-12 ), другие законы, международно-правовые соглашения, участником которых является Украина. 2. Подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере борьбы с организованной преступностью, не могут устанавливать полномочия государственных органов или обязанности физических и юридических лиц, которые не вытекающие из законов Украины. {Статья 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 5. Система органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью 1. Систему органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, составляют: а) специально созданы для борьбы с организованной преступностью государственных органов; б) государственные органы, участвующие в борьбе с организованной преступностью в рамках выполнения возложенных на них других основных функций. 2. В государственные органы, специально созданных для борьбы с организованной преступностью, относятся: {Положения подпункта "а" пункта 2 статьи 5 потеряли силу как, что неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда N 9-рп / 2004 ( v009p710-04 ) от 07.04.2004} а) Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины; б) специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины; в) специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины. В случае необходимости Верховной Радой Украины на постоянной или временной основе могут быть созданы и другие специальные органы для борьбы с организованной преступностью. 3. В государственные органы, участвующие в борьбе с организованной преступностью, относятся: а) органы внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины, кроме указанных в пункте 2 настоящей статьи; б) органы прокуратуры Украины; в) таможенные органы и органы Государственной пограничной службы Украине {Подпункт "в" пункта 3 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003 - приобретает силу с 01.08.2003 года} г) органы государственной налоговой службы и государственной контрольно-ревизионной службы; д) органы и учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы; {Пункт 3 статьи 5 дополнен подпунктом "д" по закону N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009} е) разведывательный орган Министерства обороны Украины {Пункт 3 статьи 5 дополнен подпунктом "е" согласно Закону N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03.2002} является) Служба внешней разведки Украины. {Пункт 3 статьи 5 дополнен подпунктом "е" согласно Закону N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005} Статья 6. Основные направления борьбы с организованной преступностью Основными направлениями борьбы с организованной преступностью являются: создание правовой основы, организационных, материально-технических и других условий для эффективной борьбы с организованной преступностью, организация международного сотрудничества в этой сфере; выявление и устранение или нейтрализация негативных социальных процессов и явлений, порождающих организованную преступность и способствуют ей; недопущения нанесения вреда человеку, обществу, государству; предотвращения возникновения организованных преступных группировок; выявление, расследование, пресечение и предотвращение правонарушений, совершаемых участниками организованных преступных группировок, привлечения виновных к ответственности; обеспечения возмещения ущерба физическим и юридическим лицам, государству; предотвращению установления коррумпированных связей с государственными служащими и должностными лицами, вовлечение их в преступную деятельность; противодействие использованию участниками организованных преступных группировок в своих интересах объединений граждан и средств массовой информации; предотвращения легализации средств, полученных преступным путем, использованию субъектов предпринимательской деятельности для реализации преступных намерений. Статья 7. Международное сотрудничество Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью основывается на нормах международного права и действующего законодательства Украины, межгосударственных и межправительственных договорах, двусторонних ведомственных соглашениях. Раздел II СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ {Положения статьи 8 утратившими силу как являющиеся неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда N 9-рп/2004 ( v009p710-04 ) от 07.04.2004} Статья 8. Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины 1. Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью осуществляет координацию деятельности всех государственных органов, на которые настоящим Законом возложены обязанности осуществлять эту борьбу. Положение о Координационном комитете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью утверждается Верховной Радой Украины. 2. Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью создается в составе Председателя Службы безопасности Украины, заместителя Председателя Службы безопасности Украины - руководителя Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, < br> Министра внутренних дел Украины, первого заместителя Министра внутренних дел Украины - начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, Председателя Правления Национального банка Украины, Председателя Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, Председателя Государственного таможенного комитета Украины, начальника Главного управления государственной налоговой службы Украины. К состав Координационного комитета могут входить руководители других министерств и ведомств, участвующих в борьбе с организованной преступностью. В заседаниях Координационного комитета принимают участие Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, Генеральный прокурор Украины, начальник управление Генеральной прокуратуры Украины по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью. 3. К компетенции Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью относятся: а) координация и содействие деятельности органов, принимающих участие в борьбе с организованной преступностью; б) разработка стратегии и рекомендаций по тактике борьбы с организованной преступностью; в) организация сотрудничества по вопросам борьбы с организованной преступностью с соответствующими органами других государств и международными учреждениями; г) подготовка ежегодных и специальных докладов (информационных) о состоянии преступности в Украине, основные направления и результаты борьбы с ней и внесение их на рассмотрение Президента Украины и Верховной Рады Украины; д) решение вопросов по распоряжению фондом содействия борьбе с организованной преступностью. 4. Решения Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, принятые в пределах его компетенции и соответствии с законодательством Украины, являются обязательными для выполнения государственными органами и должностными лицами, к которым они обращены. 5. Для научно-исследовательского обеспечения борьбы с организованной преступностью при Координационном комитете создается межведомственный центр по проблемам борьбы с организованной преступностью. Статья 9. Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел Украины 1. Специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел Украины является Главное управление по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, управления по борьбе с организованной преступностью в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые подчиняются соответственно министру внутренних дел Украины и начальнику Главного управления по борьбе с организованной преступностью. Начальники специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подчиняются также начальникам главных управлений (управлений) в соответствующих регионах и по должности является их первыми заместителями. 2. Отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью в городах (кроме Севастополя) создаются в случае необходимости и подчиняются управлением по борьбе с организованной преступностью в Автономной Республике Крым, областях и городе Киеве. {Положения пункта 3 статьи 9 по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в этом пункте утратившим силу как такое, которое является неконституционным, на основании Решение Конституционного Суда N 16-рп/2010 ( v016p710-10 a >) от 10.06.2010} 3. Создание и ликвидация отделов и отделений по борьбе с организованной преступностью в городах утверждается решением Кабинета Министров Украины по представлению Министра внутренних дел Украины, согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. {Положения пункта 4 статьи 9 по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в этом пункте утратившим силу как такое, которое является неконституционным, на основании Решение Конституционного Суда N 16-рп/2010 ( v016p710-10 a >) от 10.06.2010} 4. Начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины назначается на должность и освобождается от должности по решению Кабинета Министров Украины по представлению Министра внутренних дел Украины, согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, и является первым заместителем Министра внутренних дел Украины. {Положения пункта 5 статьи 9 по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в этом пункте утратившим силу как такое, которое является неконституционным, на основании Решение Конституционного Суда N 16-рп/2010 ( v016p710-10 a >) от 10.06.2010} 5. Заместители начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, начальники управлений Главного управления назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром внутренних дел Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с < br> организованной преступностью, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. {Положения пункта 6 статьи 9 по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в этом пункте утратившим силу как такое, которое является неконституционным, на основании Решение Конституционного Суда N 16-рп/2010 ( v016p710-10 a >) от 10.06.2010} 6. Начальники управлений по борьбе с организованной преступностью в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются на должность и освобождаются от должностей Министром внутренних дел Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью, согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
{Абзац второй пункта 6 статьи 9 исключен на основании Закона N 2738-VI ( 2738-17 ) от 02.12.2010}
7. В структуру специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью относятся информационно-аналитические, оперативно-розыскные, оперативно-технические, подразделения финансового, кадрового обеспечения, быстрого реагирования и другие службы, необходимые для обеспечения их деятельности. {Абзац первый пункта 7 статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2738-VI ( 2738-17 ) от 02.12.2010}
{Абзац второй пункта 7 статьи 9 исключен на основании Закона N 2738-VI ( 2738-17 ) от 02.12.2010} {Часть седьмая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 3334-VI ( 3334-17 ) от 12.05.2011} 8. Главное управление, управления по борьбе с организованной преступностью в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе - юридические лица, имеют самостоятельные сметы, текущие и вкладные (депозитные) счета в банках, печати с изображением Государственного Герба Украины и со своим наименованием. {Статья 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 4001-XII ( 4001-12 ) от 24.02.94, N 2921-III ( 2921-14 ) от 10.01.2002; текст статьи 9 в редакции Закона N 1692-VI ( 1692-17 ) от 23.10.2009}
Статья 10. Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины 1. Специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины является Главное управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины и отделы по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов Службы безопасности Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. {Пункт 1 статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 1692-VI ( 1692-17 ) от 23.10.2009} 2. Отделы, отделения или группы по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в городах (кроме Киева и Севастополя) создаются по мере необходимости и подчиняются отделам по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. {Положения пункта 3 статьи 10 относительно согласования с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в этом пункте утратившим силу как такое, которое является неконституционным, на основании Решение Конституционного Суда N 16-рп/2010 ( v016p710-10 a >) от 10.06.2010} 3. Создание и ликвидация отделов, отделений или групп по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в городах осуществляется по решению Председателя Службы безопасности Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. {Положения пункта 4 статьи 10 относительно согласования с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в этом пункте утратившим силу как такое, которое является неконституционным, на основании Решение Конституционного Суда N 16-рп/2010 ( v016p710-10 a >) от 10.06.2010} 4. Начальник Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины назначается на должность и освобождается от должности Указом Президента Украины по представлению Председателя Службы безопасности Украины, согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, и по должности является первым заместителем Председателя Службы безопасности Украины. Заместители начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, начальники управлений Главного управления назначаются на должности и освобождаются от должностей Председателем Службы безопасности Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины, согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. {Пункт 4 статьи 10 в редакции Закона N 1692-VI ( 1692-17 ) от 23.10.2009} {Положения пункта 5 статьи 10 относительно согласования с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в этом пункте утратившим силу как такое, которое является неконституционным, на основании Решение Конституционного Суда N 16-рп/2010 ( v016p710-10 a >) от 10.06.2010} 5. Начальники специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в Автономной Республике Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом Председателя Службы безопасности Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и по должности являются заместителями начальников управлений Службы безопасности Украины в соответствующих регионах. {Пункт 5 статьи 10 в редакции Закона N 1692-VI ( 1692-17 ) от 23.10.2009} 6. Начальники отделов, отделений или групп по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в городах назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины по представлению начальника Главного управления Службы безопасности Украины в Автономной Республике Крым, начальника областного управления Службы безопасности Украины. {Пункт 6 статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 4001-XII ( 4001-12 ) от 24.02.94, в редакции Закона N 1692-VI ( 1692-17 ) от 23.10.2009} {Пункт 7 статьи 10 исключен на основании Закона N 4001-12 от 24.02.94} {Пункт 8 статьи 10 исключен на основании Закона N 4001-12 от 24.02.94} Статья 11. Компетенция специальных подразделений органов внутренних дел и Службы безопасности Украины Границы компетенции специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины определяются на основе законов Украины "О милиции" ( 565-12 ), "О Службе безопасности Украины" ( 2229-12 ), "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ), настоящего Закона, Уголовного процессуального кодекса ( 4651-17 ) и других законов Украине. {Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Раздел III ПОЛНОМОЧИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ Статья 12. Права специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел, Службы безопасности Украины и их сотрудников 1. Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины и их сотрудники имеют права, предусмотренные законами Украины "О милиции" ( 565-12 )," О Службе безопасности Украины "( 2229-12 ), "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ), настоящим Законом и другими законодательными актами Украины. 2. При осуществлении мер борьбы с организованной преступностью специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины предоставляются полномочия: а) заводить оперативно-розыскные дела. Постановление о заведении дела утверждается начальником специального подразделения; б) по письменному требованию руководителей соответствующих специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью получать от банков, а также кредитных, таможенных, финансовых и других учреждений, предприятий, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренние и внешние экономические соглашения физических и юридических лиц. Получение от банков информации, которая содержит банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности" ( 2121-14 ). Документы и информация должны быть поданы, а если это невозможно - не позднее течение 10 суток {Подпункт "б" пункта 2 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2922-III ( 2922-14 ) от 10.01.2002} в) привлекать к проведению проверок, ревизий и экспертиз квалифицированных специалистов учреждений, организаций контрольных и финансовых органов; г) получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, ведомствами, другими государственными органами Украины; д) в случае получения фактических данных об организованной преступной деятельность для их проверки истребовать и получать от государственных органов, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы. Витребовувани документы и информация должны быть поданы или не позднее чем через 10 суток. 3. По материалам оперативно-розыскной деятельности и уголовного производства специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью имеют право подавать в суд заявления о отмене регистрации и прекращении деятельности субъектов предпринимательства, а также при наличии оснований , предусмотренных Законом, подавать в суд иски о признании недействительными сделок в порядке, установленном законодательством Украины. {Пункт 3 статьи 12 с изменениями, внесенными Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 4. При осуществлении борьбы с организованной преступностью сотрудники специальных подразделений органов внутренних дел и Службы безопасности Украины имеют право: а) по письменному распоряжению руководителя соответствующего специального подразделения входить по служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений (кроме иностранных, дипломатических представительств), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в пунктах пропуска через государственную границу Украины и таможни, а также в производственные помещения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью { подпункт "а" пункта 4 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003 - приобретает силу с 01.08.2003 года} б) по постановлению и с санкции соответствующего прокурора по надзора за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, а в неотложных случаях - с последующим уведомлением прокурора в течение суток в случае угрозы уничтожение, сокрытие или утраты предметов или документов, могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности, на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, а также изымать предметы и документы в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины ( 4651-17 ). {Подпункт "б" пункта 4 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 5. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством. {Статья 12 дополнена новым пунктом согласно Закону N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 6. Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью могут начинать и осуществлять досудебное расследование, передавать через соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по подследственности в другие органы внутренних дел и органы Службы безопасности Украины уголовные производства, которые были ими предприняты, в таком же порядке истребовать и принимать от них к своему производству уголовные производства о преступлениях, совершенных организованными преступными группировками. Вопросы решения споров о подследственности указанных уголовных производств регулируются настоящим Законом и Уголовным процессуальным кодексом Украины ( 4651-17 ). {Пункт 6 статьи 12 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Раздел IV МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ Статья 13. Использование негласных сотрудников 1. При осуществлении борьбы с организованной преступностью специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины имеют право, если других мер для раскрытия организованной преступности и привлечения виновных к ответственности недостаточно, < br> использовать штатных и нештатных негласных сотрудников, вводятся под легендой прикрытия в организованные преступные группировки. 2. Введение негласного сотрудника в организованные преступные группировки осуществляется при наличии сведений об организованной преступную деятельность и на основании письменного поручения. 3. Во исполнение поручения негласный сотрудник вправе под легендой прикрытия вступать в трудовые, гражданско-правовые и другие отношения. Вред или убытки, причиненные действиями негласного сотрудника при выполнении поручения, возмещаются за счет государственного бюджета. Негласный сотрудник не несет ответственности за причиненные им вред или убытки, если его действия были необходимы для исполнения поручения. 4. Вопросы деятельности негласных сотрудников, социальные и иные гарантии для них регулируются Положением о негласного сотрудника специального подразделения по борьбе с организованной преступностью, которое утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 14. Использование участников организованных преступных группировок в борьбе с организованной преступностью 1. Для осуществления мер борьбы с организованной преступностью участники организованных преступных группировок могут привлекаться к сотрудничеству в порядке, определенном Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ) и Уголовным процессуальным кодексом Украины ( 4651-17 ). 2. Участник организованной преступной группировки может быть частично или полностью освобожден от уголовной ответственности и наказания в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ), если он в процессе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования или судебного разбирательства способствует разоблачению организованных преступных группировок и совершенных ими преступлений, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда физическим или юридическим лицам или государству. {Статья 14 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 a >) от 13.04.2012} Статья 15. Использование специальных технических средств в борьбе с организованной преступностью 1. В борьбе с организованной преступностью специальным подразделениям органов внутренних дел и Службы безопасности Украины предоставляется право использовать специальные технические средства в случаях и порядке, предусмотренных Законом Украины "О оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ) и Уголовным процессуальным кодексом Украины ( 4651-17 ). {Статья 15 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 a >) от 13.04.2012} Раздел V ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Статья 16. Взаимодействие органов прокуратуры, внутренних дел, Службы безопасности Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью 1. С целью обеспечения взаимодействия органов, внутренних дел и Службы безопасности Украины в штатных расписаниях центральных аппаратов указанных органов предусматриваются должности лиц, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в вопросах борьбы с организованной преступностью. 2. В Автономной Республике Крым, областях и городах, в соответствующих органах прокуратуры, внутренних дел и Службы безопасности Украины функции по обеспечению взаимодействия полагаются на прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов специальными подразделениями органов внутренних дел и Службы безопасности Украины по борьбе с организованной преступностью, на руководителей специальных подразделений и ответственных работников территориальных органов прокуратуры, внутренних дел и Службы безопасности Украины. {Пункт 2 статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 1692-VI ( 1692-17 ) от 23.10.2009} 3. Обмен оперативной информацией между специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины относительно совместных мероприятий осуществляется по письменному распоряжению руководителей соответствующих специальных подразделений. 4. Условия и порядок обмена информацией между специальными подразделениями органов внутренних дел и Службы безопасности Украины регулируются общими нормативными актами Министерства внутренних дел и Центрального управления Службы безопасности Украины. 5. Передача оперативной информации специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью территориальным и другим органам внутренних дел и Службы безопасности Украины допускается только с согласия и по письменному распоряжению руководителя соответствующего специального подразделения. 6. Территориальные и другие органы внутренних дел и Службы безопасности Украины (в пределах ведомств) обязаны передавать соответствующим специальным подразделениям оперативную информацию, документы и другие материалы, связанные с организованной преступностью, а также уголовные производство из-за соответствующего прокурора по письменному требованию специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью. {Абзац первый пункта 6 статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от < br> 13.04.2012} Руководители территориальных и других органов внутренних дел, Службы безопасности Украины обеспечивают взаимодействие со специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью и способствуют выполнению поставленных перед специальными подразделениями задач . Статья 17. Взаимодействие специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью с другими государственными органами 1. В сфере борьбы с организованной преступностью Главное управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины и Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины взаимодействуют с Национальным банком Украины, Министерством финансов Украине, Министерством внешних экономических связей Украины, Государственным таможенным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, Антимонопольным комитетом Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы Украина и другими министерствами и ведомствами. {Пункт 1 статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003 - приобретает силу с 01.08.2003 года} 2. Для обеспечения взаимодействия за счет штатной численности Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел и Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины или в пределах установленной численности аппарата министерств и ведомств по представлению руководителей Главного управления Министерства внутренних дел и Главного управления Службы безопасности Украины могут вводиться должности помощников руководителей соответствующих министерств и ведомств по вопросам взаимодействия в борьбе с организованной преступностью. 3. Указанные должности комплектуются, как правило, из числа сотрудников органов внутренних дел и Службы безопасности Украины, имеющих опыт соответствующей работы. Назначение на должность и освобождается от проводится руководителями указанных министерств и ведомств по согласованию с руководителями Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел и Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины. Статья 18. Обязанности государственных органов, имеющих контрольные полномочия 1. Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества, Государственная налоговая служба, Государственная контрольно-ревизионная служба, таможенные органы Украины, а также другие государственные органы, которые имеют право контроля за соблюдением организациями и гражданами законодательства Украины, с целью борьбы с организованной преступностью обязаны: а) при осуществлении в пределах своей компетенции контрольных функций выяснять неправомерные действия организаций и граждан, могут свидетельствовать о преступной деятельности или создавать условия для такой деятельности; б) передавать соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью получаемые при осуществлении контрольных функций и анализе информации, поступающей, сведения, которые могут свидетельствовать о организованной преступной деятельности и использоваться для выявления, пресечения и предупреждения такой деятельности; в) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью проводить в пределах своей компетенции ревизии, проверки и другие действия по контролю за соблюдением законодательства Украины организациями и гражданами; г) разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства, направленные на устранение условий, способствующих преступной деятельности; д) осуществлять другие мероприятия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства. 2. Органы Государственной налоговой службы Украины обязаны: а) обеспечивать выявление нарушений законодательства о налогах и платежи в бюджет и немедленно сообщать об этом соответствующие специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью; б) по поручению специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью проводить проверку своевременности предоставления и достоверности документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, получать документы о платежах, подлежащих оплате, и тех, фактически поступивших в бюджет, осуществлять с этой целью вхождения в информационную систему, связанную с предпринимательством; в) немедленно сообщать соответствующие специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью о случаях перерегистрации предприятия в связи с изменением его владельца. 3. Таможенные органы Украины обязаны: а) представлять необходимую помощь при проведении оперативно-розыскных мероприятий в зоне таможенного контроля; б) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью проводить проверку законности действий организаций и граждан, связанных с перемещением предметов и веществ через таможенную границу и комплексный контроль вместе с Национальным банком Украины по их валютным операциям; в) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью обеспечивать контролируемые поставки наркотических и психотропных средств, а также оружия и других предметов, используемых организованными преступными группами и группировками с целью контрабанды. 4. Национальный банк Украины с целью реализации государственной политики в сфере борьбы с организованной преступностью обязан: а) обеспечивать выявление нарушений законодательства со стороны коммерческих банков и других подконтрольных Национальном банке Украине предприятий, учреждений, организаций, которые создают условия для организованной преступной деятельности , и привлечения виновных к ответственности; б) устанавливать объемы и формы отчетности, представляемой Национальном банке Украины, необходимые для выявления организованной преступной деятельности и условий, ей способствующих; {Подпункт "в" пункта 4 статьи 18 исключен на основании Закона N 5398-VI ( 5398-17 ) от 02.10.2012} г) предварительно информировать специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью о крупномасштабных операциях физических лиц (в размере более ста минимальных заработных плат) или юридических лиц ( в размере свыше пяти тысяч минимальных заработных плат), осуществленных однократно или в течение 30 суток д) по решению суда приостанавливать финансирование и операции с счетов клиентов. {Подпункт "д" пункта 4 статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5398-VI ( 5398-17 ) от 02.10.2012}
|