З А К О Н У К Р А И Н Ы
{Часть первая статьи 32 с изменениями, внесенными Законом N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Нарушением судьей присяги является: совершения им действий, которые порочат звание судьи и могут вызвать сомнение в его объективности, беспристрастности и независимости, в честности и неподкупности судебных органов; несоблюдение судьей требований и ограничений, установленных Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" ( 3206-17 ); {Абзац третий части второй статьи 32 в редакции Закона N 4711-VI ( 4711 -17 ) от 17.05.2012} умышленное затягивание судьей сроков рассмотрения дела более сроки, установленные законом; нарушение морально-этических принципов поведения судьи. {Относительно признания конституционными положениями части второй статьи 32 см.. Решение Конституционного Суда N 2-рп/2011 ( v002p710-11 ) от 11.03.2011} i > Нарушением присяги судьи, занимающего административную должность в суде, также невыполнение должностных обязанностей, установленных для соответствующей административной должности, связанных с «br > процессуальными действиями. {Относительно признания конституционными положениями части третьей статьи 32 см.. Решение Конституционного Суда N 5-рп/2011 ( v005p710-11 ) от 16.06.2011} i > Судья, дело которого рассматривается, и / или его представитель имеют право предоставлять объяснения, задавать вопросы участникам заседания, высказывать возражения, заявлять ходатайства и отводы. {Статья 32 дополнена новой частью согласно Закону N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Приглашение судьи, дело которого рассматривается, является обязательным. В случае невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции с уважительных причин судья, дело которого рассматривается, может предоставить по существу затронутых вопросов письменные объяснения, которые приобщаются к материалов дела. Письменные объяснения судьи произносятся на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторное неявки такого судьи является основанием для рассмотрения дела в его отсутствия. Решение о внесении Высшим советом юстиции представления о увольнении судьи соответствии с пунктами 4, 5 и 6 части пятой статьи 126 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) принимается большинством голосов от конституционного состава Высшего совета юстиции. Если в процессе рассмотрения вопроса об увольнении судьи за особых обстоятельств Высший совет юстиции приходит к выводу о отсутствие оснований для увольнения судьи, однако совершенные судьей действия могут иметь последствием дисциплинарную ответственность, Высший совет юстиции может принять решение о привлечении судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов к дисциплинарной ответственности, а в отношении других судей - о направлении материалов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины . {Статья 32 дополнена частью седьмой по закону N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} {Статья 32 в редакции Закона N 2181-VI ( 2181-17 ) от 13.05.2010} Статья 32-1. Увольнение судей с должностей председателя суда, заместителя председателя суда Высший совет юстиции освобождает от должностей председателя суда, заместителя председателя суда в порядке, установленном Законом Украины "О судоустройстве и статусе судей" ( 2453-17 ). Вопрос об освобождении от должностей председателя суда, заместителя председателя суда рассматривается по представлению совета соответствующих специализированных судов на заседании Высшего совета юстиции, на которое приглашается председатель суда , заместитель председателя суда, которым предлагается освободить должности. В случае невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции по уважительным причинам председатель суда, заместитель председателя суда, вопрос относительно которого рассматривается, может предоставить письменные объяснения, которые прилагаются к материалам дела. Письменные объяснения председателя суда, заместителя председателя суда оглашаются на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторное неявки председателя суда, заместителя председателя суда, вопросы в отношении которого рассматривается, является основанием для рассмотрения дела в его отсутствия. Решение об увольнении с должности председателя суда, заместителя председателя суда считается принятым, если за него проголосовало больше половины членов Высшего совета юстиции от его конституционного состава. Требования к оформлению документов об освобождении от должности председателя суда, заместителя председателя суда, а также порядок подготовки и рассмотрения указанного вопроса в Высшем совете юстиции утверждаются актами Высшего совета юстиции. {Закон дополнен статьей 32-1 согласно Закону N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Г Л А В А 3. РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ПО НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О несовместимости Статья 33. Рассмотрение вопросов о несовместимости Высший совет юстиции рассматривает вопрос о нарушении судьями и прокурорами требований относительно несовместимости их должностей с занятием деятельностью, запрещенной Конституцией Украины и законами Украины. Высший совет юстиции может принять решение: 1) о признании занятия судьей или прокурором другой деятельностью, не совместимой с дальнейшим пребыванием в должности судьи или прокурора, и предложить ему в установленный Высшим советом юстиции срок определиться с вопросом о продолжении работы на должности судьи или прокурора или занятия другой деятельностью с сообщению Высшего совета юстиции; 2) о признании нарушения судьей или прокурором требований несовместимости их должности с занятием другой деятельностью и направить представление соответствующим органам об освобождении их от должности. (Положения пункта 2 части второй статьи 33 признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 9-рп/2002от ( v009p710-02 ) от 21.05.2002) Статья 34. Субъекты обращения о нарушении требований законодательства относительно несовместимости В Высший совет юстиции с предложением рассмотреть вопрос о несовместимости деятельности судьи или прокурора с занимаемой должности могут обратиться: 1) народный депутат Украины; 2) Председатель Верховного Суда Украины, председатели высших специализированных судов, Министр юстиции Украины - относительно судей; 3) Генеральный прокурор Украины - по прокуроров; 4) Высшая квалификационная комиссия судей Украины. {Пункт 4 части первой статьи 34 в редакции Закона N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07. 2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Высший совет юстиции на основании имеющихся у нее материалов имеет право по собственной инициативе рассмотреть вопрос о несовместимости. Статья 35. Решение о несовместимости должности судьи с занятием другой деятельностью Высший совет юстиции по представлению субъектов, определенных в статье 34 настоящего Закона, рассматривает вопрос о несовместимости должности судьи с занятием другой деятельностью. Решение о несовместимости принимается на заседании большинством голосов от конституционного состава Высшего совета юстиции и является обязательным для немедленного исполнения судьей или основанием для внесения представления об освобождении судьи от должности. Статья 36. Решение о несовместимости должности прокурора с занятием другой деятельностью Высший совет юстиции по представлению субъектов, определенных в статье 34 настоящего Закона, или предложением дисциплинарной коллегии прокуратуры или по собственной инициативе рассматривает вопрос о несовместимость должности прокурора с занятием другой деятельностью. Решение о несовместимости принимается на заседании большинством голосов от конституционного состава Высшего совета юстиции и является обязательным для немедленного выполнения соответствующими руководителями прокуратуры, которым оно направляется . Г Л А В А 4. дисциплинарное производство ПО СУДЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА УКРАИНЫ и высших специализированных судов Статья 37. Виды взысканий, которые может наложить Высший совет юстиции Высший совет юстиции может привлечь к дисциплинарной ответственности Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и заместителей Председателя и судей высших специализированных судов по основаниям , предусмотренных в пункте 5 части пятой статьи 126 Конституции Украины и Законом Украины "О статусе судей" ( 2862-12 ). Высший совет юстиции может наложить на этих судей дисциплинарное взыскания - выговор. {Часть вторая статьи 37 в редакции Закона N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Высший совет юстиции может принять решение о несоответствии судьи занимаемой должности и о внесении представления об освобождении этого судьи от должности в орган, который его назначил или избрал. {Часть третья статьи 37 с изменениями, внесенными Законом N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Статья 38. Основание для открытия дисциплинарного производства Основанием для открытия дисциплинарного производства является подачи: (Положения пункта 1 части первой статьи 38 теряет силу как такое, что признано неконституционным на основании Решение Конституционного Суда N 9-рп/2002от ( v009p710-02 ) от 21.05.2002) 1) народного депутата Украины; (Положения пункта 2 части первой статьи 38 теряет силу как такое, что признано неконституционным на основании Решение Конституционного Суда N 9-рп/2002от ( v009p710-02 ) от 21.05.2002) 2) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; 3) члена Высшего совета юстиции по результатам проверки сообщений. Статья 39. Стадии дисциплинарного производства Дисциплинарное производство включает следующие стадии: 1) проверка данных о дисциплинарном проступке; 2) открытие дисциплинарного производства; 3) рассмотрение дисциплинарного дела; 4) принятие решения. По результатам проверки составляется заключение с изложением фактов и обстоятельств, выявленных в ходе проверки, и предложений. Статья 40. Проверка данных о дисциплинарном проступке Проверка данных о дисциплинарном проступке осуществляется поручению Высшего совета юстиции или Председателя Высшего совета юстиции одним из членов Высшего совета юстиции путем получения письменного объяснения от судьи и других лиц, истребования судебных дел (их копий), рассмотрение которых закончено, и ознакомление с судебными делами, рассмотрение которых не закончено, получения иной информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных < br> лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчинения, граждан или их объединений. {Часть первая статьи 40 в редакции Закона N 4001-VI ( 4001-17 ) от 03.11.2011} По результатам проверки составляется справка с изложением фактических обстоятельств, выявленных в ходе проверки, выводов и предложений. Со справкой и материалами должен быть ознакомлен судья, в отношении которого проводилась проверка. Справка и все материалы проверки передаются в Высший совет юстиции, которая решает вопрос о целесообразности возбуждения дисциплинарного производства. Статья 41. Открытие дисциплинарного производства При наличии оснований для дисциплинарного производства относительно Председателя, его заместителя или судьи Верховного Суда Украины, а также Председателя, его заместителя или судьи высшего специализированного суда дисциплинарное производство открывается по постановлению Высшего совета юстиции в десятидневный срок со дня получения данных о дисциплинарный проступок судьи, а в случае, если эти данные требуют проверки, - в срок, не более десяти дней со дня окончания < br> проверки. Статья 42. Рассмотрение дисциплинарного дела и принятия решения Высший совет юстиции рассматривает дисциплинарное дело на ближайшем заседании Высшего совета юстиции после поступления заключения и материалов проверки. Решение по дисциплинарному делу принимается за отсутствием лица, в отношении которого рассматривается дисциплинарное дело, путем тайного голосования большинством от конституционного состава Высшего совета юстиции и должно содержать название комиссии, фамилия, имя, отчество и должность судьи, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, обстоятельства дисциплинарного проступка, объяснения судьи и сведения, характеризующие его личность, мотивы принятого решения с ссылкой на доказательства, вид дисциплинарного взыскания, примененного к судье, или основания прекращения дела, а также порядок и срок обжалования решения. В случае наложения дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка, его последствия, личность судьи, степень его вины и другие обстоятельства, влияющие на ответственность. Решая вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, Высший совет юстиции должен выслушать его объяснения. При невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции с уважительных причин судья может предоставить по существу затронутых вопросов письменные объяснения, которые приобщаются к материалам дела. Письменные объяснения судьи произносятся на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторное неявки такого судьи является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие. Судья, по которого рассматривается вопрос о дисциплинарной ответственности, и / или его представитель имеют право предоставлять объяснения, ставить вопрос участникам заседания, высказывать возражения, заявлять ходатайства и отводы. {Часть четвертая статьи 42 в редакции Закона N 2181-VI ( 2181 -17 ) от 13.05.2010 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Статья 43. Сроки применения дисциплинарного взыскания Дисциплинарное взыскание к судье применяется Высшим советом юстиции не позднее шести месяцев после обнаружения проступка, не учета времени временной нетрудоспособности судьи или пребывания его в отпуске, но не позднее года со дня совершения проступка. Статья 44. Погашение или снятие дисциплинарного взыскания Если судья течение года со дня наложения на него дисциплинарного взыскания не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, наложенное на судью, может быть досрочно снято Высшим советом юстиции по заявлению судьи, на которого наложено дисциплинарное взыскание, но не ранее шести месяцев со дня наложения взыскания. Г Л А В А 5. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ о привлечении к дисциплинарной ответственности судей и прокуроров Статья 45. Полномочия Высшего совета юстиции при рассмотрении жалоб на решения о привлечении к ответственности судей, прокуроров Высший совет юстиции рассматривает жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей специализированных, апелляционных и местных судов, а также прокуроров не позднее одного месяца со дня их поступления, а в случае дополнительной проверки обстоятельств и материалов дела - не позднее трех месяцев со дня поступления жалобы. Статья 46. Рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей Жалоба на решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины по делу о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть подано в Высший совет юстиции не позднее одного месяца со следующего дня после вручения судьи или лицу, инициировала вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, такого решения. {Часть первая статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3552-IV ( 3552-15 ) от 16.03.2006, N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Высший совет юстиции может продлить срок для подачи жалобы, если признает, что месячный срок был нарушен по уважительным причинам. Высший совет юстиции рассматривает жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов не позднее одного месяца со дня их поступления, а при необходимости дополнительной проверки обстоятельств и материалов дела - не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы. Высший совет юстиции рассматривает жалобы судей или лиц, инициировали вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, на решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины о привлечения судей к дисциплинарной ответственности и за результатам рассмотрения принимает решение по докладу члена дисциплинарной секции Высшего совета юстиции. {Часть четвертая статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Законами N 3552-IV ( 3552-15 ) от 16.03.2006, N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} После рассмотрения жалобы судьи или лица, инициировала вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, Высший совет юстиции по наличии для этого оснований может: {Абзац первый части пятой статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3552-IV ( 3552-15 ) от 16.03.2006 } 1) удовлетворить жалобу судьи или лица, инициировала вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, отменить решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности и закрыть дисциплинарное производство; {Пункт 1 части пятой статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3552-IV ( 3552-15 ) от 16.03.2006} 2) удовлетворить жалобу полностью или частично и изменить решение соответствующей Высшей квалификационной комиссии судей Украины {Пункт 2 части пятой статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} 3) оставить жалобу без удовлетворения, а решение соответствующей Высшей квалификационной комиссии судей Украины - без изменения. {Пункт 3 части пятой статьи 46 с изменениями, внесенными Законом N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона N 2453-VI от 07.07.2010} Решая вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, Высший совет юстиции должен выслушать его объяснения. При невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции с уважительных причин судья может предоставить по существу затронутых вопросов письменные объяснения, которые приобщаются к материалам дела. Письменные объяснения судьи произносятся на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторное неявки такого судьи является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие. {Часть шестая статьи 46 в редакции Закона N 2181-VI ( 2181 -17 ) от 13.05.2010} {Относительно признания конституционными положениями части шестой статьи 46 см.. Решение Конституционного Суда N 5-рп/2011 ( v005p710-11 ) от 16.06.2011} i > Статья 47. Рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности прокуроров Высший совет юстиции рассматривает жалобы прокуроров на решение о привлечения их к дисциплинарной ответственности, руководствуясь докладом члена Высшего совета юстиции, и постановляет решение. Жалоба прокурора может быть принята Высшим советом юстиции не позднее одного месяца после дня вручения ему приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности. Высший совет юстиции может продлить срок для подачи жалобы, если признает, что месячный срок был пропущен по уважительным причинам. После рассмотрения жалобы прокурора Высший совет юстиции по наличием для этого оснований может: 1) удовлетворить жалобу прокурора, отменить решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности и закрыть дисциплинарное производство; 2) удовлетворить жалобу полностью или частично и изменить решение органа, наложившего дисциплинарное взыскание; 3) оставить жалобу без удовлетворения, а решение органа, наложил дисциплинарное взыскание, - без изменения. Решая вопрос о дисциплинарной ответственности прокурора, Высший совет юстиции должен выслушать его объяснения. В случае невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции с уважительных причин прокурор может предоставить по существу затронутых вопросов письменные объяснения, которые приобщаются к материалам дела. Письменные объяснения прокурора произносятся на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторное неявки такого прокурора является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие. {Часть четвертая статьи 47 в редакции Закона N 2181-VI ( 2181 -17 ) от 13.05.2010} Р а з д е л V ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО СОВЕТА ЮСТИЦИИ Статья 48. Аппарат Высшего совета юстиции (Положение статьи 48 признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 9-рп/2002от ( v009p710-02 ) от 21.05.2002) Организационное, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Высшего совета юстиции осуществляет секретариат. Положение о секретариате Высшего совета юстиции, его структуру и штат утверждаются Высшим советом юстиции. Руководитель и другие должностные лица секретариата Высшего совета юстиции являются государственными служащими. Статья 49. Опубликование официальных материалов Высшего совета юстиции Официальные материалы Высшего совета юстиции публикуются в Бюллетене Верховного Суда Украины, а в срочных случаях - в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер". Р а з д е л VI Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Образовать Высший совет юстиции в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. 3. Кабинет Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления этого Закона предоставляет в Киеве помещения для размещения Высшего совета юстиции, его подразделений и служб, а также решает вопрос относительно финансового и материально-технического обеспечение деятельности Высшего совета юстиции.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 15 января 1998 N 22/98-ВР
|