З А К О Н У К Р А И Н Ы
О внешкольном образовании (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 46, ст.393) {Дополнительно см.. Закон N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000, ВВР, 2001, N 2-3, ст .10} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2905-III ( 2905 -14 ) от 20.12.2001, ВВР, 2002, N 12-13, ст.92 N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002, ВВР, 2003, N 10-11, ст.86 N 860-IV ( 860-15 ) от 22.05.2003, ВВР, 2003, N 37, ст.300 N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250 N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005, ВВР, 2005, N 28, ст.372 N 876-V ( 876-16 ) от 05.04.2007, ВВР, 2007 , N 27, ст.363 N 2555-VI ( 2555-17 ) от 23.09.2010, ВВР, 2011, N 6, ст.41 Кодексом N 2755-VI ( 2755-17 ) от 02.12.2010, ВВР , 2011, N 13-14, N 15-16, N 17, ст.112 Законами N 5029-VI ( 5029-17 ) от 03.07.2012 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10 .2012}
{В тексте Закона слова "Министерство экономики Украины" в всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики" в соответствующем падеже согласно закону N 860-IV ( 860-15 ) от 22.05.2003} i > {В тексте Закона слова "специально уполномоченный орган исполнительной власти в области образования" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования "в соответствующем падеже согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон соответственно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) определяет государственную политику в сфере внешкольного образования, его правовые, социально-экономические, а также организационные, образовательные и воспитательные основы. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов Для целей настоящего Закона используются следующие термины: система внешкольного образования - образовательная подсистема, включающая государственные, коммунальные, частные внешкольные учебные заведения, другие учебные заведения как центры внешкольного образования во внеурочное и внеучебное время (общеобразовательные учебные заведения независимо от подчинения, типов и форм собственности, в том числе школы социальной реабилитации, межшкольные учебно-производственные комбинаты, профессионально-технические и высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации); кружки, секции, клубы, культурно-образовательные, спортивно-оздоровительные, научно-поисковые объединения на базе общеобразовательных учебных заведений, учебно-производственных комбинатов, профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации; клубы и объединения по месту жительства независимо от подчинения, типов и форм собственности; культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие учебные заведения, учреждения ; фонды, ассоциации, деятельность которых связана с функционированием внешкольного образования; соответствующие органы управления внешкольным образованием и научно-методические учреждения; внешкольное образование - совокупность знаний, умений и навыков, получают воспитанники, учащиеся и слушатели во внешкольных учебных заведениях во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других < br> учебных заведениях; внешкольное учебное заведение - составляющая системы внешкольного образования, которая предоставляет знания, формируя умения и навыки по интересам, обеспечивает потребности личности в творческой самореализации и интеллектуальный, духовное и физическое развитие, подготовку к активной профессиональной и общественной деятельности, создает условия для социальной защиты и организации содержательного досуга согласно способностей, дарований и состояния здоровья воспитанников, учащихся и слушателей; филиала внешкольного учебного заведения - структурно обособленные подразделения внешкольного учебного заведения, находятся вне расположения основного внешкольного учебного заведения и выполняют такую ??же образовательную деятельность, как основной внешкольное учебное заведение в целом или по отдельным ее направлениям; педагогическую нагрузку педагогических работников внешкольных учебных заведений - время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса педагогическими работниками внешкольного учебного заведения; образовательная деятельность внешкольного учебного заведения - процесс предоставления знаний, формирования умений и навыков по различным направлениям внешкольного образования, развития интеллектуальных и творческих способностей, физических качеств в соответствии к задатков и запросов лица; воспитанники - лица, посещающие кружки, клубы, творческие объединения, секции внешкольного учебного заведения за интересами, способностями и наклонностями, получают допрофессиональную подготовку ; ученики - лица, посещающие классы и другие творческие объединения внешкольного учебного заведения, учебно-воспитательная работа в которых организована в форме классно-урочной или иной системы ; слушатели - лица, которые проводят исследовательскую, поисковую и экспериментальную работу по различным проблемам науки, техники, искусства. Статья 2. Законодательство Украины о внешкольном образовании Законодательство Украины о внешкольном образовании основывается на Конституции Украины и состоит из Закона Украины "Об образовании" ( 1060-12 ), настоящего Закона, международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, других нормативно-правовых актов. Статья 3. Задача Закона Украины "О внешкольном образовании" Задачами настоящего Закона являются: обеспечение прав граждан на получение внешкольного образования; определение основных принципов государственной политики относительно внешкольного образования; создание нормативно-правовой базы для дальнейшего развития внешкольного образования; установление правовых основ деятельности внешкольных учебных заведений; определение основных направлений, содержания и форм учебно-воспитательного процесса во внешкольных учебных заведениях; определение прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства о внешкольном образовании; создание условий для благотворительной деятельности юридических и физических лиц с целью развития внешкольного образования; регулирование отношений между органами государственной власти и учебными заведениями, учреждениями и организациями, которые определяют содержание, формы и методы внешкольного образования воспитанников, учащихся и слушателей; создание условий для социальной защиты педагогических работников, воспитанников, учащихся и слушателей внешкольных учебных заведений. Статья 4. Внешкольное образование Внешкольное образование является составляющей системы непрерывного образования, определенной Конституцией Украины, Законом Украины "Об образовании", этим Законом, и направлена ??на развитие способностей и дарований воспитанников, учащихся и слушателей, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении. Статья 5. Структура внешкольного образования Структуру внешкольного образования составляют: внешкольные учебные заведения; другие учебные заведения как центры внешкольного образования в внеурочное и внеучебное время, к числу которых относятся: общеобразовательные учебные заведения независимо от подчинения, типов и форм собственности , в том числе школы социальной реабилитации, межшкольные учебно-производственные комбинаты, профессионально-технические и высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации; кружки, секции, клубы, культурно-образовательные, спортивно-оздоровительные, научно-поисковые объединения на базе общеобразовательных учебных заведений, межшкольных учебно- производственных комбинатов, профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации; клубы и объединения по месту жительства независимо от подчинения, типов и форм собственности; культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие учебные заведения, учреждения; фонды, ассоциации, деятельность которых связана с функционированием внешкольного образования. Статья 6. Получение внешкольного образования 1. Воспитанники, учащиеся и слушатели имеют право на получение внешкольного образования в соответствии с их способностей, дарований, предпочтений и интересов. 2. Внешкольное образование приобретается гражданами во внеурочное и внеучебное время во внешкольных учебных заведениях и других учебных заведениях как центрах внешкольного образования независимо от подчинения, типов и форм собственности, в том числе в школах социальной реабилитации, межшкольных учебно-производственных комбинатах, профессионально-технических и высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации. Получение внешкольного образования основывается на принципе добровольности выбора типов учреждений и видов деятельности, а также осуществляется при участии родителей или лиц, их заменяющих, трудовых коллективов , общественных организаций, обществ, фондов. 3. Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, получают внешкольное образование в порядке, установленном для граждан Украины. Статья 7. Язык обучения и воспитания во внешкольном образовании Язык обучения и воспитания во внешкольном образовании определяется статьей 20 Закона Украины "Об основах государственной языковой политики" ( 5029-17 ). {Статья 7 в редакции Закона N 5029-VI ( 5029-17 a >) от 03.07.2012} Статья 8. Основные задачи внешкольного образования Основными задачами внешкольного образования являются: воспитание гражданина Украины; свободное развитие личности и формирование ее социально-общественного опыта; воспитания у воспитанников, учащихся и слушателей уважения к Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия воспитания у воспитанников, учащихся и слушателей патриотизма, любви в Украине, уважения к народным обычаям, традициям, национальным ценностей украинского народа, а также других наций и народов; воспитания у воспитанников, учащихся и слушателей уважительного отношения к семье и престарелых; создание условий для творческого, интеллектуального, духовного и физического развития воспитанников, учащихся и слушателей; формирование у воспитанников, учащихся и слушателей сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, навыков безопасного поведения; удовлетворения образовательно-культурных потребностей воспитанников, учащихся и слушателей, которые не обеспечиваются другими составляющими структуры образования; удовлетворения потребностей воспитанников, учащихся и слушателей в профессиональном самоопределении и творческой самореализации; поиск, развитие и поддержка способных, одаренных и талантливых воспитанников, учащихся и слушателей; совершенствование физического развития воспитанников, учащихся и слушателей, подготовка спортивного резерва для сборных команд Украины по различным видам спорта; организация досуга воспитанников, учащихся и слушателей, поиск его новых форм, профилактика безнадзорности, правонарушений; воспитания у участников учебно-воспитательного процесса сознательного отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих; формирование здорового образа жизни воспитанников, учащихся и слушателей; осуществление информационно-методической и организационно-массовой работы. Статья 9. Основные принципы государственной политики в сфере внешкольного образования 1. Государственная политика в сфере внешкольного образования осуществляется на принципах: доступности внешкольного образования гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места жительства, языковых или других признаков; финансирование государственных и коммунальных внешкольных учебных учреждений в соответствии с их структуры; добровольности выбора типов внешкольных учебных заведений, форм внешкольного обучения и видов деятельности; научности, светского характера образования; правовой и социальной защиты воспитанников, учащихся и слушателей в их стремлении к свободному, разностороннего развития личности. 2. Государственная политика в сфере внешкольного образования направлена ?? на: создание условий для получения воспитанниками, учащимися и слушателями внешкольного образования; сохранение и развитие сети государственных и коммунальных внешкольных учебных заведений без права их перепрофилирования, переподчинения, слияния, закрытия, передачи помещений, оборудования, техники в аренду ; координацию усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан и семьи на дальнейшее становление и развитие внешкольного образования. Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 10. Органы управления внешкольным образованием. Государственный контроль за деятельностью внешкольных учебных заведений 1. Центральные и местные органы исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения, и осуществляют деятельность в сфере внешкольного образования, осуществляют управления деятельностью указанных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности . 2. Государственное управление внешкольным образованием осуществляют: центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования; центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования {Часть вторую дополнен новым абзацем согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} другие центральные органы исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения; Совет министров Автономной Республики Крым; областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации и подчиненные им органы управления, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения; органы местного самоуправления. 3. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной политики в сфере образования: формирует программы развития внешкольного образования; разрабатывает Положение о внешкольных учебных учреждениях, готовит предложения относительно нормативов материально-технического, финансового обеспечения внешкольного образования; разрабатывает нормативно-правовые акты относительно определения социальных гарантий педагогическим работникам, специалистам внешкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности; осуществляет другие полномочия, определенные законами и положены на него актами Президента Украины. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, при участии других центральных органов исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения : участвует в определении и реализации государственной политики в сфере внешкольного образования; осуществляет учебно-методическое руководство, контроль и государственное инспектирование внешкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности; осуществляет другие полномочия, определенные законами и положены на него актами Президента Украины. {Часть третья статьи 10 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 4. Государственный контроль за деятельностью внешкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, и местными органами управления образованием. {Часть четвертая статьи 10 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460 -17 ) от 16.10.2012} 5. Основной формой государственного контроля за деятельностью внешкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности является государственная аттестация внешкольного учебного заведения, которая проводится не реже одного раза в 10 лет в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования. Результаты государственной аттестации внешкольных учебных заведений обнародуются. Внеочередная государственная аттестация государственных внешкольных учебных заведений проводится, как исключение, только по решению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования или других центральных органов исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения. Внеочередная государственная аттестация коммунальных внешкольных учебных заведений проводится, как исключение, только по решению Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций и подчиненных им органов управления, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные учреждения, органов местного самоуправления. Внеочередная государственная аттестация частных внешкольных учебных заведений проводится, как исключение, только по решению собственника (учредителя) или центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования, других центральных органов исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения, Совета министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций и подчиненных им органов управления, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные учреждения, органов местного самоуправления. 6. Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции: утверждают объемы финансирования коммунальных внешкольных учебных заведений не ниже минимальных нормативов, определенных в установленном порядке центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования, и обеспечивают финансирование расходов на их содержание; обеспечивающих сохранение и укрепление материально-технической базы внешкольных учебных заведений, развитие их сети, эффективное использование закрепленных за ними земельных участков; создают надлежащие условия для выбора воспитанниками, учащимися и слушателями видов творческой деятельности в соответствии с их интересами и запросов родителей или лиц, их заменяющих; могут вводить дополнительные педагогические ставки, определять контингент воспитанников, учащихся и слушателей во внешкольных учебных заведениях; принимают меры для привлечения воспитанников, учащихся и слушателей, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, в различных форм внешкольного образования; обеспечивают социальную защиту воспитанников, учащихся и слушателей, педагогических работников, специалистов и других работников внешкольных учебных заведений; организуют в установленном порядке повышения квалификации, аттестации педагогических работников внешкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности; координируют деятельность педагогических коллективов внешкольных учебных заведений, общественных организаций, предприятий и семьи относительно получения воспитанниками, учащимися и слушателями внешкольного образования; осуществляют контроль за деятельностью педагогических коллективов внешкольных учебных заведений, обобщают и распространяют опыт их работы; проводят государственную аттестацию внешкольных учебных заведений независимо от типов и форм собственности; способствуют созданию попечительских и опекунских советов, благотворительных фондов; осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией Украины, Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), законов Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О образовании", настоящим Законом и положениями о них. Статья 11. Управление и общественное самоуправление внешкольного учебного заведения 1. Руководство внешкольным учебным учреждением осуществляет его директор. Коллегиальным органом управления внешкольным учебным учреждением является педагогический совет, полномочия которого определяются Положением о внешкольных учебных учреждениях. 2. Органом общественного самоуправления внешкольного учебного заведения является общее собрание (конференция) коллектива внешкольного учебного заведения. 3. В внешкольном учебном учреждении могут функционировать методические объединения, отделы, отделения, охватывающие участников учебно-воспитательного процесса и специалистов определенного профессионального направления. (Часть третья статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005 ) Статья 12. Внешкольное учебное заведение 1. Внешкольное учебное заведение по своим организационно-правовыми формами может быть государственной, коммунальной или частной формы собственности. 2. Статус государственного имеет внешкольное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности. Статус коммунального имеет внешкольное учебное заведение, основанное на коммунальной форме собственности. Статус частного имеет внешкольное учебное заведение, основанное на частной форме собственности. 3. Внешкольные учебные заведения могут функционировать в форме центров, комплексов, дворцов, домов, клубов, станций, комнат, студий, школ искусств, начальных специализированных художественных учебных заведений (школ эстетического воспитания), спортивных школ, < br> детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, физкультурно-оздоровительных клубов инвалидов, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детских стадионов, детских библиотек , детских флотилий, галерей, бюро, оздоровительных учреждений, осуществляющих внешкольное образование. (Часть третья статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) 4. Внешкольные учебные заведения могут быть комплексными и профильными. Комплексные внешкольные учебные заведения организуют работу с воспитанниками, учащимися и слушателями по различным направлениям внешкольного образования (художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, эколого-натуралистическим , научно-техническим, исследовательско-экспериментальному, физкультурно-спортивному или спортивным, военно-патриотическим, библиотечно-библиографическим, социально-реабилитационному, оздоровительному, гуманитарному). К комплексных внешкольных учебных заведений принадлежат дворцы, дома детей и юношества, центры детского и юношеского творчества. Профильные внешкольные учебные заведения организуют работу по определенному направлению внешкольной деятельности. К профильным внешкольных учебных заведений относятся центры, клубы туристско-краеведческой, научно-технической, эколого-натуралистического, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической творчества, военно-патриотического направления, станции юных < br> туристов, натуралистов, техников, школы искусств, начальные специализированные творческие учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы, оздоровительные учреждения, туристские базы. 5. Перечень типов внешкольных учебных заведений утверждается Кабинетом Министров Украины. 6. Творческие объединения внешкольного учебного заведения классифицируются по трем уровням: начальный уровень - творческие объединения общеразвивающего направления, способствующие выявлению способностей, дарований воспитанников, учащихся и слушателей или развития их интереса к творческой деятельности; основной уровень - творческие объединения, которые развивают устойчивые интересы воспитанников, учащихся и слушателей, дают им знания, практические умения и навыки, удовлетворяют потребности в профессиональной ориентации ; высокий уровень - творческие объединения по интересам для способных и одаренных воспитанников, учащихся и слушателей. Статья 13. Устав внешкольного учебного заведения 1. Внешкольное учебное заведение является юридическим лицом и действует на основании устава. {Абзац первый части первой статьи 13 в редакции Закона N 2555-VI ( 2555-17 ) от 23.09.2010} < br> Устав внешкольного учебного заведения разрабатывается соответствии с Конституцией Украины, Закона Украины "Об образовании", настоящего Закона, Положения о внешкольных учебных учреждениях. 2. Положение о внешкольных учебных учреждениях ( 433-2001-п ) утверждается Кабинетом Министров Украины. Внешкольное учебное заведение на основе Положения о внешкольные учебные заведения разрабатывает устав, который утверждается собственником (учредителем) и регистрируется местным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Украине. Внешкольные учебные заведения действуют на основании собственных уставов, утвержденных: центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере образования или другими центральными органами исполнительной власти, по согласованию с центральным органом исполнительной власти , что обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования, основанные на государственной форме собственности и находятся в сфере их управления; Советом министров Автономной Республики Крым, основанные на коммунальной форме собственности и находятся в сфере ее управления; областными, Киевской и Севастопольской городскими, районными государственными администрациями, которые основаны на коммунальной форме собственности и находятся в сфере их управления. Устав частного внешкольного учебного заведения согласовывается с соответствующим органом исполнительной власти, утверждается учредителем (собственником) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Украины. Статья 14. Создание, реорганизация и ликвидация внешкольного учебного заведения 1. Порядок создания, реорганизации и ликвидации внешкольных учебных заведений утверждается Кабинетом Министров Украины. 2. Государственные и коммунальные внешкольные учебные заведения осуществляют свою деятельность после регистрации устава. 3. Частные внешкольные учебные заведения осуществляют свою образовательную деятельность после регистрации устава и при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством Украины порядке. 4. Учредителями внешкольного учебного заведения могут быть: центральные и местные органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; предприятия, учреждения, организации Украины и их объединения независимо от форм собственности и подчинения; граждане Украины. 5. Государственные и коммунальные внешкольные учебные заведения создаются соответственно центральными, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных потребностей наличии необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров и соблюдения санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов. Решение о создании частного внешкольного учебного учреждения принимается учредителем (собственником) при наличии необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров и соблюдения санитарно -гигиенических норм, правил и стандартов. 6. Внешкольные учебные заведения независимо от подчинения, типов и форм собственности имеют равные права и несут одинаковые обязательства по соблюдению требований законодательства Украины. Внешкольные учебные заведения имеют право открывать свои филиалы в селах, поселках, городах Украины. Раздел III ОРГАНИЗАЦИЯ внешкольного образования в внешкольное учебном заведении Статья 15. Основные направления внешкольного образования Внешкольное образование во внешкольных учебных заведениях может осуществляться по следующим направлениям: художественно-эстетическое, который обеспечивает развитие творческих способностей, дарований и получения воспитанниками, учащимися и слушателями практических навыков, овладение знаниями в области отечественной и мировой культуры и искусства; туристско-краеведческое, который направляется на привлечение воспитанников, учащихся и слушателей к активной деятельности по изучению истории родного края и окружающей среды, мировой цивилизации, географических, этнографических, исторических объектов и явлений социальной жизни, овладение умениями и навыками по туризма и краеведения; эколого-натуралистический, которое предусматривает овладение воспитанниками, учащимися и слушателями знаниями об окружающей среду, формирование экологической культуры личности, приобретение знаний и опыта решения экологических проблем, привлечения к практической природоохранной работе и другим биологическим направлениям, формирования знаний, навыков в области сельского хозяйства: цветоводство, лесничество, садоводство, грибоводство, пчеловодство; научно-технический, который обеспечивает приобретение воспитанниками, учениками и слушателями технико-технологических умений и навыков, расширение научного мировоззрения, подготовку к активной научно-исследовательской работы, овладения современной техникой и технологиями; опытно-экспериментальный, который способствует привлечению воспитанников, учащихся и слушателей к научно-исследовательской, экспериментальной, конструкторской и изобретательской работы в различных областях науки, техники , культуры и искусства, а также созданию условий для творческого самосовершенствования и обнаружения, развития и поддержки юных талантов и дарований; физкультурно-спортивный или спортивный, который обеспечивает развитие физических способностей воспитанников, учащихся и слушателей, необходимые условия для полноценного оздоровления, закаливания, содержательного отдыха и досуга , занятий физической культурой и спортом, подготовку спортивного резерва для сборных команд Украине, приобретения навыков здорового образа жизни; военно-патриотический, который обеспечивает надлежащий уровень подготовки воспитанников, учащихся и слушателей к военной службе, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности; библиотечно-библиографический, который направлен на углубление познавательных интересов воспитанников, учащихся и слушателей, повышение их информационной культуры, приобретение навыков и умений ориентироваться в растущем потоке информации; социально-реабилитационный, который обеспечивает социальное становление и развитие интересов, способностей, склонностей, потребностей в самореализации воспитанников, учащихся и слушателей, подготовку их к активной профессиональной и общественной деятельности, организацию их содержательного досуга и отдыха; оздоровительный, который обеспечивает необходимые условия для содержательного отдыха и предполагает овладение воспитанниками, учащимися и слушателями знаниями о здоровом образе жизни, организацию их оздоровления, приобретения и закрепление навыков, укрепления личного здоровья и формирование гигиенической культуры личности; гуманитарный, который обеспечивает развитие способностей, дарований, практических навыков воспитанников, учащихся и слушателей, овладения знаниями основ наук социально-гуманитарного цикла. Статья 16. Планирование деятельности внешкольного учебного заведения 1. Внешкольное учебное заведение работает по годовому плану работы, согласованным с учредителем (собственником), реализует основные направления своей деятельности с учетом особенностей социально-экономического развития региона, интересов воспитанников, учащихся и слушателей, потребностей семьи, запросов других учебных заведений, молодежных и детских общественных организаций. (Часть первая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) 2. Учебно-воспитательный процесс во внешкольных учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляется по типовым учебным планам и программам, утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере образования, другими центральными органами исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения. Внешкольные учебные учреждения могут планировать работу кружков, секций, отделов, отделений по другим учебным планам и программами при условии утверждения их соответствующими местными органами исполнительной власти. (Абзац второй части второй статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от < br> 02.06.2005) Экспериментальные учебные планы составляются внешкольными учебными заведениями на основе типовых учебных планов. Введение экспериментальных учебных планов, образовательных программ, педагогических инноваций и технологий возможно только при общим решением центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования (других центральных органов исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения) и Национальной академии педагогических наук Украины. {Абзац четвертый части второй статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 17. Продолжительность занятий и режим работы внешкольного учебного заведения 1. Продолжительность занятий во внешкольном учебном заведении определяется учебными планами и программами с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки для разных возрастных категорий и составляет для воспитанников, учащихся и слушателей: от 5 до 6 лет - 30 минут; от 6 до 7 лет - 35 минут других - 45 минут. 2. Режим ежедневной работы устанавливается внешкольным учебным заведением на основе рекомендаций центральных и местных органов исполнительной власти, в сфере управления которых он находится. Внешкольное учебное заведение обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания и труда. 3. Продолжительность учебного года во внешкольном учебном заведении устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования или другими центральными и местными органами исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования. В каникулярные и праздничные дни внешкольное учебное заведение работает по отдельным планом. Статья 18. Формы организации внешкольного образования 1. Внешкольное образование осуществляется дифференцированно в соответствии с индивидуальными возможностями, интересов, склонностей, способностей воспитанников, учащихся и слушателей с учетом их возраста, психофизических особенностей, состояния здоровья различных организационных формах: занятия, кружковая работа, клубная работа, урок, лекция, индивидуальные занятия, конференция, семинар, чтения, викторина, концерт, соревнования, тренировки, репетиция, поход, экскурсия, экспедиция, практическая работа в лабораториях, мастерских , теплицах, на научно-исследовательских земельных участках, сельскохозяйственных и промышленных предприятиях, на природе и в других формах, предусмотренных уставом внешкольного учебного заведения. (Действие части второй статьи 18 остановлено на 2004 год согласно Законом N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие части второй статьи 18 остановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002) (Действие части второй статьи 18 остановлено на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) 2. Средняя наполняемость групп и других организационных форм во внешкольных учебных заведениях составляет, как правило, 10-15 воспитанников, учащихся и слушателей. Предельная наполняемость групп в соответствии с психофизиологического развития воспитанников, учащихся и слушателей, их возрастов, уровня мастерства определяется Положением о внешкольные учебные заведения. Наполняемость групп устанавливается директором внешкольного учебного заведения в зависимости от профиля и возможностей организации учебно-воспитательного процесса. Порядок наполняемости групп в начальных специализированных художественных учебных заведениях (школах эстетического воспитания) определяется Типовыми учебными планами, утвержденными центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование < br> государственной политики в сфере культуры. {Абзац четвертый части второй статьи 18 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06. 2005; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Положение о порядке организации индивидуальной и групповой работы во внешкольных учебных заведениях утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере образования. (Установить, что в 2001 году положения и нормы, предусмотренные частью второй статьи 18 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов , учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2001 год согласно Закону N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000) (Установить, что в 2002 году положения и нормы, предусмотренные частью второй статьи 18 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов , учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) (Установить, что в 2004 году положения и нормы, предусмотренные частью второй статьи 18 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2004 год согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) 3. Внешкольные учебные заведения выдают своим выпускникам соответствующие документы о внешкольном образовании в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере образования. Выпускникам, которые в установленном порядке сдали квалификационные экзамены, выдается документ о внешкольном образовании. (Абзац второй части третьей статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) Образцы документов о внешкольном образовании утверждаются Кабинетом Министров Украины. (Абзац третий части третьей статьи 18 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) < br> Изготовление документов о внешкольном образовании для государственных и коммунальных внешкольных учебных заведений осуществляется соответственно за счет средств государственного и местного бюджетов. (Абзац четвертый части третьей статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) Изготовление документов о внешкольном образовании для частных внешкольных учебных заведений осуществляется за счет средств учредителей (собственников). (Абзац пятый части третьей статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) Раздел IV УЧАСТНИКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В внешкольных учебных заведений Статья 19. Участники учебно-воспитательного процесса в внешкольном учебном заведении Участниками учебно-воспитательного процесса во внешкольном учебном заведении являются: воспитанники, ученики, слушатели; директор, заместители директора внешкольного учебного заведения; педагогические работники, психологи, социальные педагоги, библиотекари, специалисты, привлеченные к учебно-воспитательного процесса; родители или лица, их заменяющие; представители предприятий, учреждений, организаций, которые принимают участие в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Статья 20. Права, обязанности и социальная защита воспитанников, учащихся и слушателей внешкольного учебного заведения 1. Права и обязанности воспитанников, учащихся и слушателей внешкольного учебного заведения определяются Конституцией Украине ( 254к/96-ВР ), Законом Украины "Об образовании" ( 1060-12 ), < br> настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами. 2. Государство осуществляет защиту прав воспитанников, учащихся и слушателей внешкольного учебного заведения и обеспечивает организацию обучения и воспитания несовершеннолетних детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, лишенных родительской попечения, согласно законодательству Украине. 3. Отвлечение воспитанников, учащихся и слушателей внешкольного учебного заведения за счет учебного времени к работам и осуществление мероприятий, не связанных с учебным процессом, запрещается, кроме случаев, предусмотренных решениями Кабинета Министров Украины. 4. Органы исполнительной власти устанавливают различные виды морального стимулирования и материального поощрения для победителей поселковых, районных, городских, областных, всеукраинских и международных конкурсов, турниров, олимпиад, выставок, соревнований. 5. Внешкольное учебное заведение устанавливает различные виды морального стимулирования и материального поощрения для воспитанников, учащихся и слушателей в соответствии со своим уставом. 6. Воспитанники, учащиеся и слушатели внешкольных учебных заведений имеют право на льготное или бесплатное посещение музеев, историко-архитектурных памятников в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. 7. Воспитанники, учащиеся и слушатели внешкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения, определенных соответствующими органами исполнительной власти. 8. Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом могут устанавливать порядок предоставления льгот на проезд воспитанников, учащихся и слушателей в городском и пригородном пассажирском транспорте и предусматривать соответствующие расходы из местных бюджетов. Воспитанники, ученики, слушатели внешкольных учебных заведений в сельской местности обеспечиваются транспортом к месту учебы и домой бесплатно. Статья 21. Педагогические работники внешкольного учебного заведения 1. Педагогическим работником внешкольного учебного заведения должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющий высшее педагогическое или другое профессиональное образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в внешкольных учебных заведениях. Педагогическим работником внешкольного учебного заведения может быть также народный умелец с высокими моральными качествами при условии обеспечения надлежащего результативности учебно-воспитательного процесса. 2. Перечень должностей педагогических работников системы внешкольного образования устанавливается Кабинетом Министров Украины. 3. Должность руководителя внешкольного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности может занимать лицо, являющееся гражданином Украины, имеет высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы не менее трех лет, успешно прошла подготовку и аттестацию руководящих кадров образования в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере образования. 4. Права, обязанности и социальные гарантии для педагогических работников внешкольного учебного учреждения определяются Конституцией Украины, Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами. Педагогическим работникам внешкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 42 календарных дней в порядке, установленном Кабинетом Министров Украина. Педагогические работники внешкольных учебных заведений имеют право на пенсию по выслуге лет при наличии педагогического стажа работы не менее 25 лет. Педагогическим работникам внешкольных учебных заведений, работающих в сельской местности и поселках, а также пенсионерам, которые ранее работали педагогическими работниками в этих населенных пунктах и ??проживают в них, государство соответственно законодательством обеспечивает бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм. Они право на получение в собственность земельного участка в размере средней земельной доли в соответствии с законодательством Украины. Педагогические работники внешкольных учебных заведений в сельской местности обеспечиваются бесплатным проездом к месту работы и домой за счет средств местного бюджета. Статья 22. Педагогическая нагрузка педагогических работников внешкольного учебного заведения 1. Норма часов на одну тарифную ставку руководителей кружков, секций, студий, клубов, творческих объединений внешкольного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности, а также педагогических работников начальных специализированных художественных учебных заведений (школ эстетического воспитания) составляет 18 учебных часов в неделю. Оплата работы осуществляется в соответствии с объемом педагогической нагрузки. Оплата других видов педагогической деятельности осуществляется в следующем соотношении к тарифной ставке (Абзац первый части первой статьи 22 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) заведование мастерскими - 15-20 процентов; (Абзац второй части первой статьи 22 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) заведование учебными кабинетами, отделами, отделениями, лабораториями, уголками живой природы, дендропарками, зимним садом - 10-15 процентов; (Абзац третий части первой статьи 22 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) заведование паспортизованными музеями - 15-20 процентов; (Абзац четвертый части первой статьи 22 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) заведование учебно-опытными участками, теплицами - 10-15 процентов. (Абзац пятый части первой статьи 22 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005 ) Размеры и порядок доплат за другие виды педагогической деятельности определяются Кабинетом Министров Украины. Размеры тарифных ставок других педагогических работников внешкольных учебных учреждений устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Распределение педагогической нагрузки во внешкольном учебном заведении осуществляется его руководителем и утверждается соответствующим органом управления. (Установить, что в 2001 году положения и нормы, предусмотренные частью первой статьи 22 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов , учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2001 год согласно Закону N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000) (Установить, что в 2002 году положения и нормы, предусмотренные частью первой статьи 22 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов , учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) (Установить, что в 2004 году положения и нормы, предусмотренные частью первой статьи 22 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2004 год согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (О приостановлении действия части первой статьи 22 на смотри Законы N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001, N 380-IV ( 380 -15 ) от 26.12.2002, N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) 2. Педагогическая нагрузка педагогического работника внешкольного учебного учреждения независимо от подчинения, типа и формы собственности объемом менее тарифной ставки, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливается только по его письменного согласия. Перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года возможен в случае изменения количества часов по отдельным учебным программами, предусматривается учебным планом, в случае выбытия или зачисление воспитанников, учеников, слушателей внешкольного учебного заведения, начального специализированного художественного учебного заведения (школы эстетического воспитания) в течение учебного года или с письменного согласия педагогического работника с соблюдением законодательства Украины о труде. (Абзац второй части второй статьи 22 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06. 2005) Перераспределение педагогической нагрузки в начальных специализированных художественных учебных заведениях (школах эстетического воспитания) в связи с выбытием или зачислением учащихся в течение учебного года осуществляется руководителем внешкольного учебного заведения. (Часть вторая статьи 22 дополнен абзацем третьим согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) Статья 23. Трудовые отношения в системе внешкольного образования Трудовые отношения в системе внешкольного образования регулируются законодательством Украины, Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя государственного и коммунального внешкольного учебного заведения осуществляет в соответствии центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования, другие центральные органы исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения, местные органы исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителя государственного и коммунального внешкольного учебного заведения осуществляет в соответствии центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования, другие центральные органы исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения, и местные органы исполнительной власти, в сфере управления которых находятся внешкольные учебные заведения, за представлению руководителя внешкольного учебного заведения. Назначение на должность и освобождение от должности педагогических и других работников государственного и коммунального внешкольного учебного заведения осуществляет руководитель внешкольного учебного заведения. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя частного внешкольного учебного учреждения осуществляет учредитель (собственник) по согласованию с соответствующим центральным или местным органом исполнительной власти. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителя частного внешкольного учебного заведения осуществляет учредитель (собственник) по согласованию с соответствующим центральным или местным органом исполнительной власти по представлению руководителя данного учреждения. Назначение на должность и освобождение от должности педагогических и других работников частного внешкольного учебного заведения осуществляет его руководитель. Статья 24. Подготовка и повышение квалификации педагогических работников внешкольного учебного заведения 1. Подготовка педагогических работников внешкольных учебных заведений осуществляется педагогическими и другими высшими учебными заведениями, институтами последипломного педагогического образования, их специализированными факультетами. 2. Повышение квалификации педагогических работников государственных и коммунальных внешкольных учебных заведений осуществляется не реже одного раза в пять лет за счет средств соответствующих бюджетов. Повышение квалификации педагогических работников частных внешкольных учебных заведений осуществляется не реже одного раза в пять лет за счет средств собственника (учредителя). Статья 25. Аттестация педагогических работников внешкольного учебного заведения Аттестация педагогических работников внешкольного учебного учреждения независимо от подчинения, типа и формы собственности осуществляется, как правило, один раз в пять лет в соответствии с Типового положение об аттестации педагогических работников, утвержденным центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере образования. Раздел V ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И материально-техническая база внешкольных учебных заведений Статья 26. Финансово-хозяйственная деятельность внешкольного учебного заведения 1. Финансово-хозяйственная деятельность внешкольного учебного заведения осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Украины ( 2456-17 ), Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ), законов Украины" Об образовании "( 1060-12 ) , "О местном самоуправлении в Украины" ( 280/97-ВР ), настоящего Закона и других нормативно-правовых актов. {Часть первая статьи 26 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 2. Финансирования государственных и коммунальных внешкольных учебных заведений осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, частных внешкольных учебных заведений - за счет средств учредителей (собственников). Финансирование государственных, коммунальных и частных внешкольных учебных заведений может осуществляться также за счет дополнительных источников финансирования, не запрещенных законодательством Украины. Дети из многодетных семей, дети из малообеспеченных семей, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, получают внешкольное образование бесплатно. (Абзац третий части второй статьи 26 в редакции Закона N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06. 2005) Порядок установления размера платы за обучение в начальных специализированных художественных учебных заведениях (школах эстетического воспитания) определяется Кабинетом Министров Украины. (Часть вторую статьи 26 дополнен абзацем в соответствии с Законом N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06 .2005) Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по плате за обучение с учетом возможностей местных бюджетов. (Часть вторую статьи 26 дополнен абзацем пятым согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) 3. Дополнительными источниками финансирования внешкольного учебного заведения являются: средства, полученные за предоставление дополнительных образовательных услуг, работы, выполненные внешкольным учебным заведением на заказ предприятий, учреждений, организаций и граждан, доходы от реализации собственной продукции, от предоставления в аренду помещений, оборудования, не облагаются налогом и направляются на социальные потребности и развитие учебного заведения; гуманитарная помощь; дотации из местных бюджетов; добровольные денежные взносы, материальные ценности, полученные от предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Средства, полученные за счет дополнительных источников финансирования, используются внешкольным учебным заведением на деятельность, предусмотренную его уставом. 4. Бюджетное финансирование государственных и коммунальных внешкольных учебных заведений не может уменьшаться или прекращаться в случае наличия в указанных заведений дополнительных источников финансирования. Не использованные в текущем году внебюджетные средства внешкольного учебного заведения не могут быть изъяты, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины. Статья 27. Материально-техническая база внешкольного учебного заведения 1. Внешкольное учебное заведение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, земельным участком согласно законодательством Украины. Для осуществления учебно-воспитательной работы внешкольным учебным заведениям предоставляются в пользование или в аренду спортивные объекты, культурные, оздоровительные и другие учреждения безвозмездно или льготных условиях. Порядок предоставления указанных объектов в пользование или в аренду определяется соответствующими местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления соответствии с законодательством Украины. (Абзац второй части первой статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2626-IV ( 2626-15 ) от 02.06.2005) 2. Требования к материально-технической базы внешкольного учебного учреждения определяются соответствующими строительными и санитарно-гигиеническими нормами, правилами и стандартами обустройства и содержания внешкольного учебного заведения, учебными планами и программами. К материально-технической базы внешкольного учебного заведения относятся помещения, сооружения, оборудование, средства связи, транспортные средства, земельные участки, движимое и недвижимое имущество, находится в его собственности или в полном хозяйственном ведении, оперативном управлении, арендованное или предоставленное ему учредителем (владельцем). 3. Внешкольное учебное заведение самостоятельно распоряжается средствами, полученными от хозяйственной и иной деятельности соответствии с его уставом. Внешкольное учебное заведение бесплатно пользуется земельными участками, на которых он расположен, и несет ответственность за рациональное использование и восстановление природных ресурсов. Внешкольные учебные учреждения могут приобретать в собственность, брать в постоянное пользование или в аренду земельные участки, на которых они размещаются, в порядке в соответствии с земельным законодательства . {Абзац третий части третьей статьи 27 в редакции Закона N 876-V ( 876-16 ) от 05.04.2007} < br> Основные фонды, земельные участки и другое имущество внешкольного учебного заведения не подлежат изъятию, не могут быть источником погашения налогового долга. {Абзац четвертый части третьей статьи 27 в редакции Закона N 876-V ( 876-16 ) от 05.04. 2007} Государственные и коммунальные внешкольные учебные заведения, принадлежащих предприятиям, министерствам и другим органам исполнительной власти, могут приватизироваться только при условиях: сохранения образовательного назначения внешкольного учебного заведения; согласия коллектива внешкольного учебного заведения; наличия средств. 4. Имущество государственного и коммунального внешкольного учебного заведения может изыматься основателем лишь при условии дальнейшего использования этого имущества и средств, полученных от его реализации, на развитие внешкольного образования в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В случае ликвидации частного внешкольного учебного заведения имущество и средства в соответствии с законодательством и учредительными документов внешкольного учебного учреждения используются по решению собственника (учредителя). Статья 28. Платные услуги в сфере внешкольного образования Государственные, коммунальные и частные внешкольные учебные заведения могут предоставлять платные услуги в соответствии с перечнем, утвержденного Кабинетом Министров Украины, и в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере образования, за согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной финансовой политики и центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере экономического и социального развития. {Часть первая статьи 28 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} В случаях, предусмотренных законодательством Украины, внешкольное учебное заведение имеет право предоставления платных услуг по определенным видам деятельности после получения в установленном порядке соответствующих лицензий. Платные услуги не могут предоставляться государственными или коммунального внешкольного учебного заведения вместо или в рамках образовательной деятельности, определенной учебным планам и программами. Платные услуги могут предоставляться по направлениям деятельности внешкольного учебного заведения. Раздел VI МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Статья 29. Международное сотрудничество в системе внешкольного образования Органы управления внешкольным образованием, учреждения и учебные заведения системы внешкольного образования имеют право заключать соглашения о сотрудничество, устанавливать прямые связи с органами управления образованием и учебными заведениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в установленном законодательством порядке. Государство содействует международному сотрудничеству в системе внешкольного образования. Раздел VII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О внешкольного образования Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства о внешкольном образовании Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о внешкольном образовании, несут ответственность в порядке, установленном законами Украины. Вред, причиненный внешкольным учебным заведением воспитанникам, ученикам и слушателям, возмещается в соответствии с законами Украины. Раздел VIII Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Часть первая статьи 21 относительно обязательности высшего педагогической или иной специального образования для педагогического работника внешкольного учебного заведения и часть третья статьи 21 этого Закона об обязательности высшего педагогического образования для руководителя внешкольного учебного заведения распространяются на лиц, которые будут назначаться на должности в соответствии педагогического работника или руководителя внешкольного учебного заведения, со дня вступления силу настоящего Закона. 3. До приведения законов Украины, других нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. 4. Кабинета Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона: подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить принятие в соответствии с компетенцией нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона; обеспечить пересмотр и отмену центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закона; внести необходимые изменения с Общим классификатором отраслей народного хозяйства, по которому внешкольные учебные заведения отнести к отраслям культуры, образования, спорта, туризма. 5. Внести изменения в следующие законы Украины:
{Подпункт 1 пункта 5 раздела VIII утратил силу основании Кодекса N 2755-VI ( 2755-17 ) от 02.12.2010}
{Подпункт 2 пункта 5 раздела VIII утратил силу основании Кодекса N 2755-VI ( 2755-17 ) от 02.12.2010}
3) абзац двадцать шестой части шестой статьи 4 Закона Украины "О предпринимательстве" ( 698 -12 ) (Ведомости Верховной Рады УССР, 1991 г., N 14, ст. 168; Ведомости Верховной Рады Украины, 1998 г., N 17, ст. 80, N 26, ст . 158; 1999 г., N 7, ст. 52, N 8, ст. 60, N 36, ст. 317, N 38, ст. 350) изложить в следующей редакции: "образовательная деятельность"; 4) пункт 10 части третьей статьи 42 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 24, ст. 170) дополнить словами " кроме руководителей дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений ".
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 22 июня 2000 N 1841-III
|