З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об экологической экспертизе (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1995, N 8, ст.54) {Вводится в действие Постановлением ВР N 46 / 95-ВР от 09.02.95, ВВР, 1995, N 8, ст.55} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III ( 1642 -14 ) от 06.04.2000, ВВР, 2000, N 27, ст.213 N 254-IV ( 254 - 15 ) от 28.11.2002, ВВР, 2003, N 4, ст.31 N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, ВВР, 2007, N 34, ст.444 N 1158-VI ( 1158-17 ) от 19.03.2009, ВВР, 2009, N 30, ст.428 N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 3530-VI ( 3530-17 a >) от 16.06.2011, ВВР, 2012, N 2-3, ст.3 N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012 - изменения вступают в силу с 18.11.2012, за исключением положений, касающихся передачи полномочий от территориальных органов центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере < br> охраны окружающей природной среды, областным, Киевской, Севастопольской городским государственным администрациям, органам исполнительной власти Автономной Республики Крым, которые вступают силу с 18.05.2013 - см.. пункт 1 раздела II Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины" и "Министерство здравоохранения Украины" во всех падежах < br> заменены соответственно словами "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов" и "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны здоровья" в соответствующих падежах, а слова "народных депутатов" исключены согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04. 2000} {В тексте Закона: слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов" во всех падежах заменены словами " центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды "в соответствующем падеже слова "орган исполнительной власти Автономной Республики Крым вопросам экологии и природных ресурсов" во всех падежах заменены словами "орган исполнительной власти Автономной Республики Крым вопросам охраны окружающей природной среды "в соответствующем падеже; слова "органы исполнительной власти на местах" во всех падежах заменены словами "местные органы исполнительной власти" в соответствующем падеже; слова "органы государственной власти" во всех падежах заменены словами "органы исполнительной власти" в соответствующем падеже; слова "правительство Автономной Республики Крым", "Правительство Автономной Республики Крым" во всех падежах заменены словами "Совет министров Автономной Республики Крым" в соответствующем падеже; слова "народное хозяйство" во всех падежах заменены словом "экономика" в соответствующем падеже; слова "Совета или их исполнительные комитеты" во всех падежах заменены словами "исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов" в соответствующем падеже; слова "местные Советы" и "соответствующие Рады" во всех падежах заменены словами "местные советы" и "соответствующие советы" в соответствующем падеже по закону N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012 }
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Экологическая экспертиза в Украине Экологическая экспертиза в Украине - вид научно-практической деятельности уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанной на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей среды, и направлена ??на подготовку выводов о соответствие запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. {Статья 1 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000, N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Статья 2. Законодательство об экологической экспертизе Отношения в области экологической экспертизы регулируются настоящим Законом, Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" ( 1264-12 ) и другими актами законодательства Украины. Статья 3. Задачи законодательства об экологической экспертизе Задачей законодательства об экологической экспертизе является регулирования общественных отношений в области экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, защиты экологических прав и интересов граждан и государства. Статья 4. Цель экологической экспертизы Целью экологической экспертизы является предотвращение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровья людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах. Статья 5. Основные задачи экологической экспертизы Основными задачами экологической экспертизы являются: 1) определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности; 2) организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов экологической экспертизы; 3) установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства {Пункт 3 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000, N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} 4) оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, и качество природных ресурсов {Пункт 4 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} 5) оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды {Пункт 5 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} 6) подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы. Статья 6. Основные принципы экологической экспертизы Основными принципами экологической экспертизы являются: 1) обеспечение безопасной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды; 2) сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учета общественного мнения; 3) научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность; 4) экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности; 5) государственное регулирование; 6) законность. Статья 7. Объекты экологической экспертизы Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, генетически модифицированных организмов, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния на состояние окружающей среды. {Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1158-VI ( 1158-17 ) от 19.03.2009, N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и ??регионах, а также действующие объекты и комплексы, имеющие значительное негативное влияние на состояние окружающей среды. Военные, оборонные и другие объекты, информация о которых составляет государственную тайну, подлежат экологической экспертизе соответствии с настоящим Законом и других специальных законодательных актов Украине . {Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} Статья 8. Общие требования к проведению экологической экспертизы Документация на объекты экологической экспертизы прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности планируемой или осуществляемой деятельности по комплексной эколого-экономической оценке существующего или предполагаемого воздействия на состояние окружающей среды, оценке экологического риска и с альтернативными прогнозными вариантами уменьшению этого воздействия. {Часть первая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} Лица, которые передают документацию на объекты экологической экспертизы, в случае необходимости организуют и финансируют проведения дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учитывают общественное мнение относительно запланированной или осуществляемой деятельности, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую среду, отображается в Заявлении об экологических последствиях деятельности. {Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} Статья 9. Субъекты экологической экспертизы Субъектами экологической экспертизы являются: 1) Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, а на территории Автономной Республики Крым - орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии; {Пункт 1 статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011, N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
{Пункт 2 статьи 9 исключен на основании Закона N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000}
3) другие государственные органы, местные советы и местные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством; 4) общественные организации экологического направления или создаваемые ими специализированные формирования; 5) другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы; 6) отдельные граждане в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими актами законодательства. Статья 10. Гласность экологической экспертизы Заказчики экологической экспертизы объектов, в процессе реализации (строительства, эксплуатации и т.п.) могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, обязаны объявить через средства массовой информации о проведении экологической экспертизы в специальной Заявлении об экологических последствиях деятельности. {Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000 } Эколого-экспертные органы или формирования после завершения экологической экспертизы сообщают о ее выводах через средства массовой информации. Статья 11. Участие общественности в процессе экологической экспертизы С целью учета общественного мнения субъекты экологической экспертизы проводят публичные слушания или открытые заседания. Участие общественности в процессе экологической экспертизы может осуществляться путем выступлений в средствах массовой информации, представления письменных замечаний, предложений и рекомендаций, включения представителей общественности в состав экспертных комиссий, групп по проведению общественной экологической экспертизы. Подготовка заключений экологической экспертизы и принятия решений по дальнейшей реализации (использования, применения, эксплуатации и т.п.) объекта экологической экспертизы осуществляются с учетом общественного мнения. Р а з д е л II ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Статья 12. Формы экологической экспертизы В Украине осуществляются государственная, общественная и другие экологические экспертизы. Заключения государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения. Принимая решение о дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы, заключения государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз. Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений по дальнейшей реализации объект объекта экологической экспертизы. Статья 13. Государственная экологическая экспертиза Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охраны окружающей среды, с привлечением других органов исполнительной власти. Центральный орган исполнительной власти, реализует государственную политику в области охраны окружающей среды, проводит государственную экологическую экспертизу отношении объектов, решение об утверждении (одобрении) которых принимается Кабинетом Министров Украины. Экспертиза проектов строительства проводится в соответствии со статьей 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" ( 3038-17 ). {Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000, N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011, в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} К проведению государственной экологической экспертизы могут в установленном порядке привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятий, а также эксперты международных организаций. Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, и центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере здравоохранения. {Часть третья статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Проведение дополнительных государственных экологических экспертиз осуществляется по инициативе заинтересованных лиц на основании договора о предоставлении эколого-экспертных услуг или по решению Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов. Статья 14. Объекты государственной экологической экспертизы Государственной экологической экспертизе подлежат: 1) государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отдельных отраслей экономики; 2) проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки {Пункт 2 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI (< a"/laws/show/3038-17" target = _blank> 3038-17 ) от 17.02.2011} 3) документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения {Пункт 3 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} 4) проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, деятельности, может негативно влиять на состояние окружающей природной среды; {Пункт 4 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} 5) документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ (в том числе, закупаемых за рубежом), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей < br> среде {Пункт 5 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} 6) документация по генетически модифицированных организмов, предназначенных для использования в открытой системе. {Часть первой статьи 14 дополнен пунктом 6 согласно Закону N 1158-VI ( 1158-17 ) от 19.03 .2009} В соответствии с решениями Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов государственной экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации , сложившиеся в отдельных населенных пунктах и ??регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, имеют значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды. {Часть вторая статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} Статья 15. Специальные требования к документации на объекты государственной экологической экспертизы В документации на объекты государственной экологической экспертизы должны предусматриваться: 1) комплексная эколого-экономическая оценка воздействия планируемой или осуществляемой деятельности на состояние окружающей природной среды, использования и воспроизводства природных ресурсов, оформлена в виде отдельного том (книги, раздела) документации и Заявления об экологических последствиях деятельности {Пункт 1 части первой статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} 2) обоснование внедрения современных, совершенных нематериальных и неэнергоемких, мало-и безотходных технологических процессов; 3) обеспечение комплексной переработки, утилизации и эффективного использования отходов производства; 4) меры по экономии водных ресурсов, обеспечения эффективной очистки всех видов сточных вод, а также их использование для технических нужд без сброса этих вод в природные водотоки и < br> водоема; 5) действенность и совершенство предполагаемых мероприятий по охраны атмосферного воздуха от загрязнения; 6) обеспечение сохранения, охраны и воспроизводства объектов растительного и животного мира и природно-заповедного фонда; 7) обеспечение защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов. Документация, подаваемого на объекты государственной экологической экспертизы, должна быть в установленном порядке согласована с заинтересованными органами и содержать оценку возможных социальных последствий. Заказчики государственной экологической экспертизы обязаны подготовить Заявление об экологических последствиях деятельности и материалы, на которых оно основано. Статья 16. Общественная экологическая экспертиза Общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, требующей экологического обоснования, по инициативе общественных организаций или других общественных формирований. Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой путем создания на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований. Статья 17. Другие экологические экспертизы Другие экологические экспертизы могут осуществляться инициативе заинтересованных юридических и физических лиц на договорной основе со специализированными эколого-экспертными органами и формированиями. Примерный договор о предоставлении эколого-экспертных услуг утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Р а з д е л III ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Статья 18. Компетенция Верховной Рады Украины в области экологической экспертизы К ведению Верховной Рады Украины в области экологической экспертизы относится: 1) законодательное регулирование отношений в области экологической экспертизы.
{Пункт 2 статьи 18 исключен на основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
{Пункт 3 статьи 18 исключен на основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
Статья 19. Компетенция Верховной Рады Автономной Республики Крым в области экологической экспертизы К ведению Верховной Рады Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Законом и другими актами законодательства, относится: 1) координация деятельности субъектов экологической экспертизы; 2) осуществление контроля за соблюдением законодательства о экологическую экспертизу; 3) решение других вопросов в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции. Статья 20. Органы управления в области экологической экспертизы Управление в области экологической экспертизы осуществляют Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные советы, местные органы исполнительной власти, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в соответствии с законодательством. {Статья 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000, в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Статья 21. Компетенция Кабинета Министров Украины в области экологической экспертизы Кабинет Министров Украины в области экологической экспертизы: 1) назначает проведение государственной экологической экспертизы экологических ситуаций и действующих объектов и комплексов, отрицательный влияние которых на состояние окружающей природной среды распространяется или может распространяться за пределы одной области или за пределы Автономной Республики Крым; 2) назначает проведение дополнительной государственной экологической экспертизы указанных в пункте 1 настоящей статьи объектов экологической экспертизы; 3) определяет порядок передачи документации на государственную экологическую экспертизу; 4) утверждает перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность; 5) осуществляет и другие функции в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции. Статья 22. Компетенция Совета министров Автономной Республики Крым в области экологической экспертизы Совет министров Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами: 1) принимает решение о проведении государственной экологической экспертизы экологических ситуаций и действующих объектов и комплексов, негативное влияние которых на состояние окружающей природной среды распространяется по пределы одного района; 2) назначает проведение дополнительной государственной экологической экспертизы указанных в пункте 1 настоящей статьи объектов экологической экспертизы; 3) решает другие вопросы в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции. Статья 23. Компетенция местных советов в области экологической экспертизы Местные советы в пределах соответствующей территории в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами: 1) принимают решения и организуют в случае необходимости проведения экологической экспертизы; 2) определяют предельные размеры отчислений на проведение экологических экспертиз по соответствующих внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды; 3) координируют деятельность субъектов экологической экспертизы; 4) способствуют информированию населения о результатах экологических экспертиз; 5) осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства о экологическую экспертизу; 6) решают другие вопросы в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции. Отдельные полномочия по регулированию отношений в области экологической экспертизы сельские, поселковые, городские советы могут предоставлять своим исполнительным комитетам. {Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Статья 24. Компетенция центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, в области экологической экспертизы К ведению центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, относятся: {Абзац первый статьи 24 с изменениями, внесенными Законом 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011}
{Пункт 1 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
2) утверждение в установленном порядке нормативно и инструктивно-методических документов в области экологической экспертизы;
{Пункт 3 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
{Пункт 4 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
{Пункт 5 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
{Пункт 6 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
7) координация эколого-экспертной деятельности, осуществления методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы независимо от ее форм;
{Пункт 8 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
9) осуществление других полномочий, определенных законами Украины и возложенные на него Президентом Украины. {Пункт 9 части первой статьи 24 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои органы на местах (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды. {Статья 24 дополнена частью второй согласно Закону 3530-VI ( 3530 -17 ) от 16.06.2011} Статья 24-1. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в области экологической экспертизы К ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды, относятся: 1) осуществление государственной экологической экспертизы, в том числе дополнительной; 2) создание в установленном порядке специализированных учреждений и организаций, необходимых для научно-технического обеспечения государственной экологической экспертизы; 3) привлечение специалистов и ученых к проведению государственной экологической экспертизы; 4) осуществление мероприятий по обеспечению эколого-экспертных подразделений, учреждений и организаций высококвалифицированными специалистами, совершенствованию экспертной деятельности, форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки объектов экологической экспертизы; 5) обобщение практики проведения экологической экспертизы, применения новейших форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки; 6) осуществление других полномочий, определенных законами Украины и возложенные на него Президентом Украины. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои органы на местах (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей среды. {Закон дополнен статьей 24-1 согласно Закону N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Статья 24-2. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществления государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов Государственный надзор (контроль) за выполнением центральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления делегированных им полномочий органов исполнительной власти, за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и хозяйствования, гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, а также юридическими лицами - нерезидентами требований заключений государственной экологической экспертизы осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. {Закон дополнен статьей 24-2 согласно Закону N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Статья 25. Компетенция уставных органов объединений граждан и других общественных формирований в области экологической экспертизы Компетенция уставных органов объединений граждан и других общественных формирований в области экологической экспертизы определяется их уставными документами в соответствии с законодательством Украины. Статья 26. Экспертные и консультативные советы экологической экспертизы Экспертные и консультативные советы экологической экспертизы могут образовываться на добровольных началах при государственных эколого-экспертных органах, объединениях граждан и других формированиях из работников научно- исследовательских учреждений, вузов, высококвалифицированных специалистов - практиков экономики, представителей общественности и средств массовой информации. Типовое положение о экспертные и консультативные советы экологической экспертизы утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Р а з д е л IV СТАТУС ЭКСПЕРТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Статья 27. Эксперт экологической экспертизы Экспертом экологической экспертизы может быть специалист, имеет высшее образование, соответствующую специальность, квалификацию и профессиональные знания, владеющий навыками анализа экспертной информации и методике эколого- экспертной оценки, а также практический опыт в соответствующей области не менее трех лет. Статья 28. Права эксперта государственной экологической экспертизы Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право: 1) получать по своему требованию сведения и материалы, необходимые для проведения экологической экспертизы; 2) ставить вопрос об отклонении представленных на экологическую экспертизу материалов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, экологическим стандартам и нормативам и учет которых требует дополнительных исследований , поисковых работ или выделения дополнительных капиталовложений; 3) вносить предложения о привлечении к проведению экологической экспертизы высококвалифицированных специалистов, ученых, создание надлежащей материально-технической и информационной базы; 4) на изложение личного мнения по выводам проведенной экологической экспертизы. Статья 29. Обязанности эксперта экологической экспертизы Эксперт экологической экспертизы обязан: 1) соблюдать установленных сроков и порядка осуществления экологической экспертизы, норм и требований законодательства об охране окружающей среды, рациональное использование и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; 2) обеспечивать всестороннее, комплексное, объективное, качественное и эффективное проведение экологической экспертизы; 3) своевременно готовить обоснованные и объективные выводы; 4) обосновывать предложения о возвращении документации на объекты экологической экспертизы на доработку; 5) вносить соответствующие предложения по совершенствованию форм и методов проведения экологической экспертизы; 6) заявлять самоотвод при наличии личного заинтересованности относительно конкретного объекта экологической экспертизы. Статья 30. Гарантии независимости эксперта экологической экспертизы Независимость эксперта экологической экспертизы обеспечивается: 1) проведением экологической экспертизы в установленном законодательством порядке; 2) выполнением эколого-экспертных функций в соответствии с требованиями законодательства независимо от предписаний должностных лиц государственных органов, объединений граждан и других формирований; 3) свободой выбора форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки и изложения личного мнения по вопросам проведенного анализа; 4) запрещением вмешиваться кому-либо в проведение экологической экспертизы, за исключением случаев нарушения экспертом требований законодательства; 5) защитой нарушенных прав эксперта в установленном законодательством порядке. Р а з д е л V ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Статья 31. Права заказчиков экологической экспертизы Заказчики экологической экспертизы имеют право: 1) нарушать соответствующие ходатайства и получать консультации; 2) предоставлять субъектам экологической экспертизы письменные или устные объяснения, замечания, предложения по объектам экологической экспертизы или с отдельных решений и обоснований; 3) знакомиться с выводами экологической экспертизы; 4) ходатайствовать о проведении дополнительной экологической экспертизы; 5) получать информацию о ходе проведения экологической экспертизы; 6) осуществлять и другие функции в области экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством. Статья 32. Обязанности заказчиков экологической экспертизы Заказчики экологической экспертизы обязаны: 1) подавать на экологическую экспертизу необходимые материалы на объекты экологической экспертизы и выводы относительно предварительной оценки их влияния на окружающую среду {Пункт 1 статьи 32 < br> с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} 2) содействовать субъектам экологической экспертизы в объективном и комплексном рассмотрении объектов экологической экспертизы и их научно обоснованной оценке; 3) предоставлять субъектам экологической экспертизы необходимые дополнительные сведения и материалы; 4) своевременно вносить в документации на объекты экологической экспертизы необходимые коррективы и изменения, не требующие конструктивных исследований и расчетов, оплачивать выполненные эколого- экспертные работы по договорам; 5) выполнять требования заключений экологической экспертизы; 6) решать другие вопросы в соответствии с законодательством Украине. Р а з д е л VI ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Статья 33. Процедура проведения экологической экспертизы Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает решения эколого-экспертными органами или формированиями задач экспертного исследования и оценку объектов экологической экспертизы, подготовку обоснованного объективного эколого -экспертного заключения. Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает: 1) проверку наличия и полноты необходимых материалов и реквизитов на объекты экологической экспертизы и создание эколого-экспертных комиссий (групп) в соответствии с требованиями законодательства (подготовительная стадия); 2) аналитическая обработка материалов экологической экспертизы, в случае необходимости натурные обследования и проведения на их основе сравнительного анализа и частичных оценок степени экологической безопасности, достаточности и эффективности экономических обоснований деятельности объектов экологической экспертизы (основная стадия); 3) обобщение отдельных экспертных исследований полученной информации и последствий деятельности объектов экспертизы, подготовку заключения экологической экспертизы и представление его заинтересованным органам и лицам (заключительная стадия). Статья 34. Условия и основания проведения государственной экологической экспертизы Государственная экологическая экспертиза проводится в случае: 1) имеющейся или возможной потенциальной опасности объектов экологической экспертизы для окружающей природной среды; {Пункт 1 части первой статьи 34 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000} 2) принятия соответствующего решения Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, местными исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов, судом и правоохранительными органами соответствии с законодательством; 3) обусловленности общегосударственными экологическими интересами. Государственная экологическая экспертиза видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, проводится после объявления заказчиком через средства массовой информации Заявления о экологических последствиях деятельности и представления эколого-экспертным органам комплекта документов с обоснованием оценки воздействия на окружающую среду. Порядок передачи документации на государственную экологическую экспертизу определяется Кабинетом Министров Украины. Статья 35. Заявление об экологических последствиях деятельности Заявление об экологических последствиях деятельности должна содержать сведения: а) планируемой деятельности, цель и пути ее осуществления; б) существенные факторы, которые влияют или могут влиять на состояние окружающей природной среды с учетом возможности возникновения чрезвычайных экологических ситуаций; в) количественные и качественные показатели оценки уровней экологического риска планируемой деятельности, а также меры, гарантирующие осуществление деятельности в соответствии с экологическими стандартами и нормативов; < br> г) информирование общественности о планируемой деятельности, ее цель и пути ее осуществления. {Статья 35 в редакции Закона N 254-IV ( 254-15 a >) от 28.11.2002} Статья 36. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду В материалах оценки воздействия на окружающую среду запланированной или осуществляемой деятельности обосновываются ее целесообразность и способы реализации, возможные альтернативные варианты решений, характеристика состояния окружающей среды территории, виды и уровни воздействия на него в нормальных и экстремальных условиях, возможные изменения его качественного состояния, эколого-экономические последствия деятельности, меры по уменьшению уровня экологического риска и обеспечение требований экологической безопасности. Статья 37. Пути проведения государственной экологической экспертизы Государственная экологическая экспертиза проводится путем: 1) анализа и оценки объектов экологической экспертизы - группами специалистов эколого-экспертных подразделений или специализированных учреждений и организаций центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, с привлечением других органов исполнительной власти; {Пункт 1 статьи 37 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000, N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} 2) эколого-экспертных исследований и оценки объектов экологической экспертизы - специально создаваемыми комиссиями по привлечением специалистов - практиков и ученых других предприятий, учреждений и организаций;
{Пункт 3 части первой статьи 37 исключен ан основании Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012}
4) привлечение на договорных основах других специализированных организаций для предварительного экспертного рассмотрения и подготовки соответствующих предложений. Экспертиза проектов строительства проводится в соответствии с статьи 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" ( 3038-17 ). {Статья 37 дополнена частью второй согласно Закону N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Статья 38. Сроки проведения государственной экологической экспертизы Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов: 1) группами специалистов эколого-экспертных подразделений, учреждений или организаций центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в области охраны окружающей среды, областных , Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, с привлечением других органов исполнительной власти - до 45 календарных дней с продолжением в случае необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях, зависимости от сложности проблемы, - до 120 дней; {Пункт 1 части первой статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} 2) специально созданными специализированными организациями - до 90 календарных дней; {Пункт 2 части первой статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} 3) по доработанными материалами согласно выводам предварительной экологической экспертизы - до 30 календарных дней. Началом государственной экологической экспертизы считается день представления эколого-экспертному органу комплекта необходимых материалов и документов, а в случае необходимости - и дополнительной научно-исследовательской информации с тех вопросов, возникших при проведения экспертизы. Статья 39. Заключения государственной экологической экспертизы Заключения государственной экологической экспертизы должны содержать оценку экологической допустимости и возможности принятия решений по объекта экологической экспертизы и учитывать социально-экономические последствия. Положительные заключения государственной экологической экспертизы после утверждения их центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым вопросам охраны окружающей природной среды является для открытия финансирования проектов и программ или деятельности. {Часть вторая статьи 39 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011, N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Реализация проектов и программ или деятельности без положительных выводов государственной экологической экспертизы запрещается.
|