З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об общем среднем образовании (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1999, N 28, ст.230) {С изменениями, внесенными Законом N 1642-III ( 1642 -14 ) от 06.04.2000, ВВР, 2000, N 27, ст.213} {Дополнительно см.. Закон N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000, ВВР, 2001, N 2-3, ст .10} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2905-III ( 2905 -14 ) от 20.12.2001, ВВР, 2002, N 12-13, ст.92 N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002, ВВР, 2003, N 10-11, ст.86 N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250 N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, ВВР, 2005, N 7-8, ст.162 N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10-11, ст.96 N 489-V (< a"/laws/show/489-16" target = _blank> 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 6-рп/2007 ( v0a6p710-07 ) от 09.07.2007} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 107-VI ( 107 -17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78 - изменения действуют по 31 декабря 2008 года} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 309-VI ( 309 -17 ) от 03.06.2008, ВВР, 2008, N 27-28, ст.253 N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010, ВВР, 2010, N 46, ст.545 N 3701-VI ( 3701 -17 ) от 06.09.2011, ВВР, 2012, N 15, ст.96 N 5029-VI ( 5029 - 17 ) от 03.07.2012 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} < br> {в тексте Закона слова "Министерство образования Украины" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере < br> образования "в соответствующем падеже; слова" Министерством здравоохранения Украины "заменены словами" центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны здоровья "согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
i > Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы общего среднего образования, способствует свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества в Украине.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Украины об общем среднем образовании Законодательство Украины об общем среднем образовании основывается на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из Закона Украины" Об образовании "( 1060 - 12 ), настоящего Закона, других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 2. Основные задачи законодательства Украины об общем среднее образование Основными задачами законодательства Украины об общем среднее образование являются: обеспечение права граждан на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования обеспечение необходимых условий функционирования и развития общего среднего образования; обеспечение нормативно-правовой базы относительно обязательности полного общего среднего образования определение структуры и содержания общего среднего образования определение органов управления системой общего среднего образования и их полномочий; определение прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства об общем среднем образовании. Статья 3. Общее среднее образование Общее среднее образование - целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуру и производство средствами познавательной и практической деятельности, результатом которого является интеллектуальное , социальный и физическое развитие личности, что является основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности. Общее среднее образование является обязательным основной составляющей образования. Общее среднее образование направлено на всестороннее развития личности путем обучения и воспитания, основанные на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративности, единства обучения и воспитания, на основе гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства. Статья 4. Система общего среднего образования Система общего среднего образования составляют: общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности, в том числе для граждан, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, учебно-производственные комбинаты, внешкольные заведения, научно-методические учреждения и органы управления системой общего среднего образования, а также профессионально-технические и высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации, предоставляющих полное среднее образование. Статья 5. Задача общего среднего образования Задачами общего среднего образования являются: воспитание гражданина Украины; формирование личности ученика (воспитанника), развитие его способностей и дарований, научного мировоззрения; требований Государственного стандарта общего среднего образования, подготовка учащихся (воспитанников) к дальнейшему образованию и трудовой деятельности; воспитание у учащихся (воспитанников) уважения к Конституции Украины, государственных символов Украины, прав и свобод человека и гражданина, чувство собственного достоинства, ответственности перед законом за свои < br> действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина; реализация права учащихся (воспитанников) на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений; воспитание уважительного отношения к семье, уважения к народным традиций и обычаев, государственного языка, региональных языков или языков меньшинств и родного языка, национальных ценностей украинского народа и других народов и наций {Абзац седьмой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5029-VI ( 5029-17 a >) от 03.07.2012} воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранения и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников). Статья 6. Получение полного общего среднего образования 1. Гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. 2. Граждане Украины имеют право на получение полного общего среднего образования в частных учебных заведениях. 3. Получения полного общего среднего образования в учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности имеет соответствовать требованиям Государственного стандарта общего среднего образования. 4. Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, получают полное общее среднее образование в порядке, установленном для граждан Украины. 5. Ответственность за получение полного общего среднего образования детьми возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительской опеки, - на лиц, которые их заменяют, или учебные заведения, где они воспитываются. Статья 7. Язык обучения и воспитания в общеобразовательных учебных заведениях Язык обучения и воспитания в общеобразовательных учебных заведениях определяется статьей 20 Закона Украины "Об основах государственной языковой политики" ( 5029-17 ). {Статья 7 в редакции Закона N 5029-VI ( 5029-17 a >) от 03.07.2012}
Раздел II. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ системы общего среднего образования Статья 8. Общеобразовательное учебное заведение 1. Общеобразовательное учебное заведение - учебное заведение, обеспечивает реализацию права граждан на общее среднее образование. Общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством Украины порядке. 2. Общеобразовательное учебное заведение, осуществляющее инновационную деятельность, может иметь статус экспериментального. Статус экспериментального не изменяет подчинение, тип и форму собственности общеобразовательного учебного заведения. Положение о экспериментальный общеобразовательное учебное заведение утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере образования. Статья 9. Типы общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования 1. Согласно образовательного уровня, который обеспечивается общеобразовательным учебным заведением (I ступень - начальная школа, что обеспечивает начальное общее образование, II степень - основная школа, обеспечивает базовое общее среднее образование, III степень - старшая школа, обеспечивающая полное среднее образование, как правило, с профильным направлением обучения), и особенностей ученического контингента существуют разные типы общеобразовательных учебных заведений. Школы каждого из трех ступеней могут функционировать вместе или самостоятельно. В общеобразовательных учебных заведений относятся: школа I-III степеней; специализированная школа (школа-интернат) I-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов; гимназия (гимназия-интернат) - учебное заведение II-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профиля; коллегиум (коллегиум-интернат) - учебное заведение II-III степеней филологически-философского и (или) культурно-эстетического профиля; лицей (лицей-интернат) - учебное заведение III степени с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой (может оказывать образовательные услуги II степени, начиная с 8 класса); < br> школа-интернат I-III ступеней - учебное заведение с частичным или полным содержанием за счет государства детей, нуждающихся социальной помощи; специальная школа (школа-интернат) I-III ступеней - учебное учреждение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития; санаторная школа (школа-интернат) I-III ступеней - учебное заведение с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечения; школа социальной реабилитации - учебное заведение для детей, требующих особых условий воспитания (создается отдельно для ребят) вечерняя (сменная) школа II-III ступеней - учебное заведение для граждан, которые не имеют возможности учиться в школах с дневной форме обучения; учебно-реабилитационный центр - учебное заведение для детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными сложными пороками развития. {Часть первая статьи 9 в редакции Закона N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} 2. Другие учебные заведения системы общего среднего образования: внешкольное учебно-воспитательное учреждение - учебное заведение для воспитания детей и удовлетворения их потребностей в дополнительном образовании по интересам (научными, техническими, художественно-эстетическими, спортивными т.п.); межшкольный учебно-производственный комбинат - учебное заведение для обеспечения потребностей учеников общеобразовательных учебных заведений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке; профессионально-техническое учебное заведение - учебное заведение для обеспечения потребностей граждан в профессионально-техническом и полной общем среднем образовании; высшее учебное заведение I-II уровней аккредитации - учебный заведение для удовлетворения потребностей граждан за образовательно-квалификационным уровням младшего специалиста и бакалавра с одновременным завершением получения полного общей среднего образования. 3. Общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем составе классы (группы) с вечерней (заочной), дистанционной форме обучения, классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов, специальные и инклюзивные классы для обучения детей с < br> особыми образовательными потребностями. {Абзац первый части третьей статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} Общеобразовательные учебные заведения независимо от подчинения, типов и форм собственности могут иметь в своем составе интернаты с частичным или полным содержанием учащихся (воспитанников) за счет владельца . Общеобразовательные учебные заведения могут создавать учебно-воспитательные комплексы в составе учебных заведений разных типов и уровней аккредитации для удовлетворения допрофессиональных и профессиональных запросов граждан, а также учебно -воспитательные объединения с дошкольными и внешкольными учебными заведениями для удовлетворения образовательных и культурно-образовательных потребностей. Общеобразовательные учебные заведения для удовлетворения допрофессиональных, профессиональных запросов и культурно-образовательных потребностей граждан могут входить в состав образовательных округов, союзов, других объединений, в том числе с участием учебных заведений системы дошкольного, общего среднего, внешкольного, профессионально-технического и высшего образования различных типов и уровней аккредитации, учреждений культуры, физической культуры и спорта, и общественных организаций. Положения об образовательном округ утверждается Кабинетом Министров Украины ( 777-2010-п ). {Часть третья статьи 9 дополнена абзацем в соответствии с Законом N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07 .2010} 4. Перечень специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) определяется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения. 5. Положение о общеобразовательные учебные заведения ( 964-2000-п , 778-2010-п ) утверждаются Кабинетом Министров Украине. Общеобразовательное учебное заведение на основе Положения о общеобразовательные учебные заведения разрабатывает устав, который утверждается собственником (для государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений - соответствующим органом управления образованием) и регистрируется местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Статья 10. Статус общеобразовательного учебного заведения 1. Общеобразовательное учебное заведение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам общеобразовательные учебные учреждения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности. 2. Статус государственного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности. 3. Статус коммунального имеет общеобразовательное учебное учреждение, основанное на коммунальной форме собственности. 4. Статус частного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности. Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация общеобразовательного учебного заведения 1. Государственные и коммунальные общеобразовательные учебные заведения создаются соответственно центральными, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии необходимого количества учащихся ( воспитанников) соответствии с установленными нормативами наполняемости классов, необходимой материально-технической и научно-методической базы, педагогических кадров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украине. 2. Решение о создании коммунальных общеобразовательных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, принимаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования. 3. Решение о создании гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ (школ-интернатов), основанных на коммунальной форме собственности, принимаются по представлению соответствующих органов управления образованием Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. 4. Решение о создании общеобразовательного учебного заведения, основанного на частной форме собственности, принимается учредителем (собственником) в порядке, установленном законодательством Украине. 5. Решение о создании школ социальной реабилитации, их подчиненность и источники финансирования принимается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования. 6. Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений проводятся в порядке, установленном законодательством Украине. Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, допускаются только с согласия территориальных общин.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В общеобразовательных учебных заведений Статья 12. Срок обучения 1. Срок обучения для получения полного общего среднего образования в общеобразовательных учебных заведениях I-III степеней составляет 11 лет: {Абзац первый части первой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} в общеобразовательных учебных заведениях I степени - 4 года; в общеобразовательных учебных заведениях II степени - 5 лет; в общеобразовательных учебных заведениях III степени - 2 года. {Абзац четвертый части первой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} 2. Срок обучения в общеобразовательных учебных заведениях для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития ( 585 -2003-п ), устанавливается Кабинетом Министров Украине. 3. В профессионально-технических и высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации срок получения полного общего среднего образования устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования. Статья 13. Формы обучения Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется по групповой и индивидуальной формами обучения, положения о которых утверждает центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования. Желающим предоставляется право и создаются условия для ускоренного окончания школы, сдачи экзаменов экстерном. Статья 14. Наполняемость классов общеобразовательных учебных заведений 1. Наполняемость классов общеобразовательных учебных заведений не должна превышать 30 учеников. 2. В общеобразовательных учебных заведениях, расположенных в селах, поселках, количество учеников в классах определяется демографической ситуацией, но должно составлять не менее пяти человек. При меньшем количестве учеников в классе занятия проводятся по индивидуальной форме обучения. 3. Порядок деления классов на группы при изучении отдельных предметов устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования за согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной финансовой политики. {Часть третья статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 4. Для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) количество учеников в классе определяется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны здоровья и центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной финансовой политики. {Часть четвертая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 5. Количество учащихся в группах продленного дня и воспитанников в группах общеобразовательных учебных заведений всех типов определяется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере образования по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной финансовой политики. {Часть пятая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 15. Учебные планы и нагрузки учеников 1. Базовый учебный план общеобразовательных учебных заведений (далее - Базовый учебный план) определяет структуру и содержание общего среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, которые устанавливают почасовую и содержательное соотношение между образовательными областями (циклами учебных предметов), предельно допустимую учебную нагрузку учеников и общегодового количество учебных часов. Инвариантная составляющая содержания общего среднего образования формируется на государственном уровне, является единой для всех учреждений общего среднего образования, определяется через образовательные области Базового учебного плана. Вариативная составляющая содержания общего среднего образования формируется общеобразовательным учебным заведением с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов обучающихся (воспитанников). Базовый учебный план для общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности утверждается Кабинетом Министров Украины. 2. На основе Базового учебного плана центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования утверждает типовые учебные планы для общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности. В типовых учебных планах образовательные области реализуются в учебные предметы и курсы инвариантной и вариативной составляющих содержания общего среднего образования. Типовые учебные планы устанавливают суммарную предельно допустимую учебную нагрузку учеников. {Абзац второй части второй статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010}
{Абзац третий части второй статьи 15 исключен на основании Закона N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} {Абзац четвертый части второй статьи 15 исключен на основании Закона N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} {Абзац пятый части второй статьи 15 исключен на основании Закона N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} {Абзац шестой части второй статьи 15 исключен на основании Закона N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} {Абзац седьмой части второй статьи 15 исключен на основании Закона N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} {Абзац восьмой части второй статьи 15 исключен на основании Закона N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010}
3. На основе типовых учебных планов общеобразовательным учебным заведением складывается рабочий учебный план по конкретизацией вариативной составляющей и определением профиля обучения. Рабочие учебные планы государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений утверждаются соответствующим органом управления образованием. Рабочие учебные планы частных общеобразовательных учебных заведений согласовываются с соответствующими органами управления образованием. Рабочие учебные планы профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации, в части получения полного общего среднего образования, разрабатываются на основе типовых учебных планов для общеобразовательных учебных заведений и соглашаются с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере образования. Экспериментальные рабочие учебные планы составляются, с основе типовых учебных планов, общеобразовательными учебными заведениями, которые имеют статус экспериментальных. Введение экспериментальных рабочих учебных планов, новых образовательных программ, педагогических новаций и технологий возможно только по решению центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования. Статья 16. Учебный год и режим работы общеобразовательного учебного заведения 1. Учебный год в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности начинается в День знаний - 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года.
{Часть вторая статьи 16 исключен на основании Закона N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010}
3. Структура учебного года (за четверть, полугодие, семестрам) и продолжительность учебной недели устанавливаются общеобразовательным учебным заведением в пределах времени, предусмотренного рабочим учебным планом, по согласованию с соответствующим органом управления образованием. 4. Режим работы общеобразовательного учебного заведения определяется им на основе нормативно-правовых актов и при согласованию с соответствующим органом государственной санитарно-эпидемиологической службы. 5. Продолжительность уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляет: в первых классах - 35 минут, во вторых - четвертых классах - 40 минут, в пятых - одиннадцатых классах - 45 минут. Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием и органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. {Абзац первый части пятой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} Разница во времени учебных часов первых - четвертых классов обязательно учитывается и компенсируется проведением дополнительных, индивидуальных занятий и консультаций с учащимися. 6. Продолжительность каникул в общеобразовательных учебных заведениях течение учебного года не может быть меньше 30 календарных дней. Статья 17. Воспитательный процесс в общеобразовательных учебных заведениях 1. Воспитания учащихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется в процессе урочной, внеурочной и внешкольной работы с ними. Цели воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях определяются на основе принципов, заложенных в Конституции Украина, законах и других нормативно-правовых актах Украины. 2. В общеобразовательных учебных заведениях запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, а также религиозных организаций и военизированных формирований. 3. Принудительное привлечение учащихся (воспитанников) общеобразовательных учебных заведений до вступления в любые объединения граждан, религиозные организации и военизированные формирования запрещается. Статья 18. Зачисление учащихся 1. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления закрепляют за общеобразовательными учебными учреждениями соответствующие территории обслуживания и к началу учебного года учитывают учащихся, имеющих их посещать. 2. Зачисление учащихся к общеобразовательного учебного заведения производится приказом директора, который выдается на основании заявления, при наличии медицинской справки установленного образца и соответствующего документа об образовании (кроме учеников первого класса). 3. Зачисление учащихся в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированных школ (школ-интернатов) проводится в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере образования. 4. Зачисление учеников в общеобразовательной санаторной школы (школы-интерната) проводится в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны здоровья. 5. Направление обучающихся (воспитанников) в школах социальной реабилитации и досрочное освобождение их из этих учебных заведений осуществляются по решению суда. 6. Зачисление и отбор детей для обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), их перевода из одного типа таких учебных заведений к другому производится заключению соответствующих психолого-медико-педагогических консультаций в порядке , установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования. 7. Запрещается проверять уровень знаний при зачислении детей до общеобразовательного учебного заведения, кроме гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ (школ-интернатов). {Статья 18 дополнена частью 7 на основании Закона N 3701-VI ( 3701-17 ) от 06.09.2011}
Раздел IV. УЧАСТНИКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В общеобразовательных учебных заведений Статья 19. Участники учебно-воспитательного процесса Участниками учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях являются: учащиеся (воспитанники) руководители; педагогические работники, психологи, библиотекари; другие специалисты; родители или лица, их заменяющие. Статья 20. Ученик (воспитанник) 1. Ученик (воспитанник) - лицо, которое учится и воспитывается в одном из учебных заведений. Зачисление учащихся в общеобразовательные учебные заведения осуществляется, как правило, с 6 лет. 2. Статус обучающихся (воспитанников) как участников образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, их права и обязанности определяются этим Законом и другими нормативно-правовыми актами. Статья 21. Социальная защита обучающихся (воспитанников) 1. Ученикам (воспитанникам) общеобразовательных учебных заведений может подаваться дополнительно социальная и материальная помощь за счет средств центральных органов исполнительной власти и местных бюджетов, средств юридических и физических лиц Украины и граждан, проживающих за ее пределами, а также средств фонда общеобязательного обучения и за счет других поступлений. Ученики (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности имеют право на льготный проезд городским и пригородным пассажирским транспортом в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Ученики (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений в сельской местности обеспечиваются транспортом к месту учебы и домой бесплатно. 2. Дети с недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата обеспечиваются средствами индивидуальной коррекции в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. 3. Воспитанники школ-интернатов всех типов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находятся на полном государственном обеспечении. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, которые учатся в других общеобразовательных учебных заведениях, обеспечиваются питанием, одеждой и другими услугами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Содержание воспитанников, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) осуществляется за счет государства. 4. Дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, трудоустраиваются или продолжают обучение по полученной образованием в порядке, установленном законодательством Украины. Статья 22. Охрана и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников) 1. Общеобразовательное учебное заведение обеспечивает безопасные и безвредные условия учебы, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья, формирует гигиенические навыки и основы здорового образа жизни учащихся (воспитанников). 2. Учащиеся (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности обеспечиваются медицинским обслуживанием, которое осуществляется медицинскими работниками, входящими в штат этих учреждений или соответствующих учреждений здравоохранения, в порядке ( 1318-2009-п ), установленном Кабинетом Министров Украины. Учреждения здравоохранения совместно с органами управления образованием и органами здравоохранения ежегодно обеспечивают бесплатный медицинский осмотр учащихся (воспитанников), мониторинг и коррекцию состояния здоровье, проведение лечебно-профилактических мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности. (Часть вторая абзаца второго статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000) 3. Ответственность за организацию питания учащихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности соблюдения в них требований санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм возлагается на учредителей ( собственников), руководителей этих учебных заведений. Нормы и порядок организации питания учащихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях устанавливаются Кабинетом Министров Украины. (Часть третья статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III ( 1642-14 ) от 06.04.2000) 4. Контроль за охраной здоровья и качеством питания учащихся (воспитанников) возлагается на органы здравоохранения. Статья 23. Поощрение обучающихся (воспитанников) Для обучающихся (воспитанников) устанавливаются различные виды морального стимулирования и материального поощрения, предусмотренные центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере образования, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, уставом общеобразовательного учебного заведения. Статья 24. Педагогические работники 1. Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья я которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях системы общего среднего образования. Перечень должностей педагогических работников системы общего среднего образования устанавливается Кабинетом Министров Украине. 2. Должность руководителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности может занимать лицо, являющееся гражданином Украины, имеет высшее педагогическое образование на уровне специалиста или магистра, стаж педагогической работы не менее трех лет, успешно прошла аттестацию руководящих кадров образования в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования. Статья 25. Педагогическая нагрузка 1. Педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности - время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса. (Действие абзаца второго части первой статьи 25 остановлено на 2004 год по закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца второго части первой статьи 25 остановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002) (Действие абзаца второго части первой статьи 25 остановлено на 2002 год согласно Закону N 2905 - III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) Педагогическая нагрузка учителя включает 18 учебных часов течение учебной недели, составляющих тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности в следующем соотношении к тарифной ставки: (Установить, что в 2001 году положения и нормы, предусмотренные абзацем вторым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2001 год согласно Закону N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000) (Установить, что в 2002 году положения и нормы, предусмотренные абзацем вторым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украина в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) (Установить, что в 2004 году положения и нормы, предусмотренные абзацем вторым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2004 год согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца третьего части первой статьи 25 остановлено на 2004 год по закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца третьего части первой статьи 25 остановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002) (Действие абзаца третьего части первой статьи 25 остановлено на 2002 год согласно Закону N 2905 - III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) классное руководство - 20-25 процентов (Установить, что в 2001 году положения и нормы, предусмотренные абзацем третьим части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2001 год согласно Закону N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000) (Установить, что в 2002 году положения и нормы, предусмотренные абзацем третьим части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украина в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) (Установить, что в 2004 году положения и нормы, предусмотренные абзацем третьим части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2004 год согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца четвертого части первой статьи 25 остановлено на 2004 год по закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца четвертого части первой статьи 25 остановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002) (Действие абзаца четвертого части первой статьи 25 остановлено на 2002 год согласно Закону N 2905 - III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) проверка тетрадей - 10-20 процентов (Установить, что в 2001 году положения и нормы, предусмотренные абзацем четвертым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2001 год согласно Закону N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000) (Установить, что в 2002 году положения и нормы, предусмотренные абзацем четвертым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украина в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) (Установить, что в 2004 году положения и нормы, предусмотренные абзацем четвертым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2004 год согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца пятого части первой статьи 25 остановлено на 2004 год по закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца пятого части первой статьи 25 остановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV (< a"/laws/show/380-15" target = _blank> 380-15 ) от 26.12.2002) (Действие абзаца пятого части первой статьи 25 остановлено на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) заведование: (Установить, что в 2001 году положения и нормы, предусмотренные абзацем пятым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украина в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2001 год согласно Закону N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000) (Установить, что в 2002 году положения и нормы, предусмотренные абзацем пятым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядка , определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) (Установить, что в 2004 году положения и нормы, предусмотренные абзацем пятым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2004 год согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца шестого части первой статьи 25 остановлено на 2004 год по закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие абзаца шестого части первой статьи 25 остановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002) (Действие абзаца шестого части первой статьи 25 остановлено на 2002 год согласно Закону N 2905 - III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) мастерскими - 15-20 процентов (Установить, что в 2001 году положения и нормы, предусмотренные абзацем шестым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2001 год согласно Закону N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000) (Установить, что в 2002 году положения и нормы, предусмотренные абзацем шестым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украина в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2002 год согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001) (Установить, что в 2004 году положения и нормы, предусмотренные абзацем шестым части первой статьи 25 реализуются в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, учтенных в расчетах в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов на 2004 год согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003)
|