З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об электроэнергетике (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1998, N 1, ст.1) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1812-III ( 1812 -14 ) от 08.06.2000, ВВР, 2000, N 38, ст.319 N 1821-III ( 1821 - 14 ) от 22.06.2000, ВВР, 2000, N 38, ст.321 N 2921-III ( 2921-14 ) от 10.01.2002, ВВР, 2002, N 16, ст.114 N 741-IV ( 741-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 29, ст.231 N 747-IV ( 747-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 29, ст.236 N 982-IV ( 982-15 a >) от 19.06.2003, ВВР, 2003, N 52, ст.378 N 1158-IV ( 1158-15 ) от 11.09.2003, ВВР, 2004, N 8, ст.67 N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003, ВВР, 2004, N 13, ст.181 N 1330-IV ( 1330-15 ) от 25.11.2003, ВВР, 2004, N 15, ст.210 N 2229-IV ( 2229-15 ) от 14.12 .2004, ВВР, 2005, N 4, ст.103 N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12. 2004, ВВР, 2005, N 7-8, ст.162 N 2352-IV ( 2352-15 ) от 18.01 .2005, ВВР, 2005, N 10, ст.190 N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03. 2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 2509-IV ( 2509-15 ) от 05.04.2005, ВВР, 2005, N 20, ст.278 N 2598-IV ( 2598-15 ) от 31.05.2005, ВВР, 2005, N 27, ст.359 N 2633-IV ( 2633-15 a >) от 02.06.2005, ВВР, 2005, N 28, ст.373 N 2706-IV ( 2706-15 ) от 23.06.2005, ВВР, 2005, N 33, ст.428 N 2711-IV ( 2711-15 ) от 23.06.2005, ВВР, 2005, N 33, ст.430 N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10-11, ст.96 N 3370-IV ( 3370 - 15 ) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184 N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006, ВВР, 2006, N 49, ст.486 N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66 N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.440 N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 309-VI ( 309 -17 ) от 03.06.2008, ВВР, 2008, N 27-28, ст.253 N 601-VI ( 601-17 ) от 25.09.2008, ВВР, 2009, N 13, ст.155 N 800-VI ( 800 -17 ) от 25.12.2008, ВВР, 2009, N 19, ст.257 N 1164-VI ( 1164 - 17 ) от 19.03.2009, ВВР, 2009, N 31, ст.457 N 1220-VI ( 1220-17 ) от 01.04.2009, ВВР, 2009, N 32-33, ст.496 N 1565-VI ( 1565 - 17 ) от 17.11.2009, ВВР, 2010, N 1, ст.3 N 2388-VI ( 2388-17 ) от 01.07.2010, ВВР, 2010, N 37, ст.496 N 2799-VI ( 2799-17 ) от 17.12.2010, ВВР, 2010, N 25, ст.186 N 3134-VI ( 3134-17 ) от 15.03.2011, ВВР, 2011, N 39, ст.390 N 3486-VI ( 3486-17 a >) от 03.06.2011, ВВР, 2012, N 4, ст.12 N 3549-VI ( 3549-17 ) от 17.06.2011, ВВР, 2012, N 5, ст.29 N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 7, ст.53 N 3830-VI ( 3830-17 ) от 06.10.2011, ВВР, 2012, N 22, ст.210 N 4065-VI ( 4065-17 ) от 18.11 .2011, ВВР, 2012, N 27, ст.280 N 4220-VI ( 4220-17 ) от 22.12. 2011, ВВР, 2012, N 29, ст.345 N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012 N 5066-VI ( 5066-17 ) от 05.07.2012 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "распределительные счета" и "распределительный счет" во всех падежах заменены словами "текущие счета со специальным режимом использования" и "текущий счет со специальным режимом использования" в соответствующих падежах согласно Закону N 2921-III ( 2921-14 ) от 10.01.2002} {В тексте Закона слова "Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины" во всех падежах заменены словами "национальная комиссия, осуществляющим государственное регулирования в сфере энергетики "в соответствующем падеже согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} {В тексте Закона слово "предпринимательская" во всех падежах заменено словом "хозяйственная" в соответствующем падеже согласно Закону N 3830-VI ( 3830-17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления в силу Указа Президента Украины о создании соответствующего < br> центрального органа исполнительной власти по государственному энергетического надзора в системе центральных органов исполнительной власти} {В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти с государственного энергетического надзора" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики "в соответствующем падеже, слова " центральный орган исполнительной власти, осуществляющий управления в электроэнергетике "и" центральные органы исполнительной власти, осуществляющих управление в электроэнергетике "во всех падежах заменены словами " центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в электроэнергетическом комплексе "в соответствующем падеже согласно закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные принципы деятельности в электроэнергетике и регулирует отношения, связанные с производством, передачей, поставкой и использованием энергии, обеспечением энергетической безопасности Украины, конкуренцией и защитой прав потребителей и работников отрасли.
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: производство электрической энергии - хозяйственная деятельность, связана с превращением энергетических ресурсов любого происхождения, в том числе альтернативных источников энергии, электрическую энергию с помощью технических средств с целью ее продажи на основании договора {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 3830-VI ( 3830 -17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления в силу Указа Президента Украины о образование соответствующего центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики в системе центральных органов исполнительной власти} энергия - электрическая или тепловая энергия производится на объектах электроэнергетики и является товарной продукцией, предназначенной для купли-продажи; электроэнергетика - отрасль экономики Украины, что обеспечивает потребителей энергией; электроустановка - комплекс взаимосвязанных оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии {Статья 1 дополнено абзацем согласно Закону N 3134-VI ( 3134-17 ) от 15.03.2011} энергетическая безопасность - состояние электроэнергетики, гарантирующий технически и экономически безопасное удовлетворение текущих и перспективных потребностей потребителей в энергии и охрану окружающей среды; энергогенерирующие компании - участники оптового рынка электрической энергии Украины, которые владеют или пользуются генерирующими мощностями, производят и продают электрическую энергию; энергопоставщики - участники оптового рынка электрической энергии Украины, которые покупают электрическую энергию на этом рынке с целью ее продажи и / или поставке потребителям или с целью ее экспорта {Абзац статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Законами N 1164-VI ( 1164-17 ) от 19.03. 2009, N 3830-VI ( 3830-17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления в силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики в системе центральных органов исполнительной власти} магистральная электрическая сеть - электрическая сеть, предназначенная для передачи электрической энергии от производителя к пунктам подключения местных (локальных) сетей; магистральная тепловая сеть - комплекс трубопроводов и насосных станций, что обеспечивает передачу горячей воды и пара от электрических станций и котельных к местной (локальной) тепловой сети ; сеть (электрическая или тепловая) - совокупность энергетических и трубопроводных установок для передачи и распределения электрической энергии, горячей воды и пара; межгосударственная электрическая сеть - электрическая сеть, предназначенная для передачи электрической энергии между государствами; местная (локальная) электрическая сеть - присоединена электрическая сеть, предназначенная для передачи электрической энергии от магистральной электрической сети к потребителю {Абзац статьи 1 редакции Закона N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007} нормативный документ - нормы, правила, инструкции и стандарты, принятые и зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, по обеспечению надлежащего технического состояния электрических, тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей; {Статья 1 дополнена термином согласно Закону N 3830-VI ( 3830-17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики в системе центральных органов исполнительной власти} объединенная энергетическая система Украины - совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, других объектов электроэнергетики, объединенных общим режимом производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии при централизованном управлении этим режимом объект электроэнергетики - электрическая станция (кроме ядерной части атомной электрической станции), электрическая подстанция, электрическая сеть, подключены к объединенной энергетической системе Украина, а также котельная, подключенная к магистральной тепловой сети, магистральная тепловая сеть; оптовый рынок электрической энергии Украины - рынок, создается субъектами хозяйственной деятельности для купли-продажи электрической энергии на основании договора; передача электрической энергии - хозяйственная деятельность, связана с транспортировкой электрической энергии с помощью электрических сетей на основании договора {Абзац статьи 1 редакции Закона N 3830-VI ( 3830-17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие со дня вступления в силу Указа Президента Украины об образовании соответствующего центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики в системе центральных органов исполнительной власти} снабжение электрической энергии - хозяйственная деятельность, связана с предоставлением электрической энергии потребителю с помощью технических средств передачи и распределения электрической энергии на основании договора { абзац статьи 1 в редакции Закона N 3830-VI ( 3830-17 ) от 06.10.2011 - изменение вводится в действие с дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики в системе центральных органов исполнительной власти} потребители энергии - субъекты хозяйственной деятельности и физические лица, которые используют энергию для собственных нужд на основании договора о ее продаже и покупке; субъекты электроэнергетики - субъекты хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, занимающихся производством, передачей, поставкой электрической энергии и тепловой энергии при централизованном теплоснабжении; участники оптового рынка электрической энергии Украины - субъекты хозяйственной деятельности, которые продают и покупают электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии Украины на основании договора; централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление - оперативное управление объединенной энергетической системой Украины с обеспечением надежного и бесперебойного, с соблюдением требований энергетической безопасности, снабжения электрической энергии потребителям; предельные показатели - это определенные в условиях и правилах осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии величина установленной мощности электростанции или объем годового отпуска ею электрической энергии в об "объединенную энергетическую систему Украины, выше которых продажа электрической энергии должна осуществляться на оптовом рынке; чрезвычайная ситуация в государстве - это ситуация, при которой отрабатывается запас топлива на объектах электроэнергетики ниже установленных нормативов или срабатывается запас воды в водохранилищах ниже установленных экологических требований; текущие счета со специальным режимом использования оптового рынка электрической энергии (далее - текущие счета со специальным режимом использования) - счета субъектов хозяйственной деятельности, осуществляют поставку электрической энергии на закрепленной территории и оптовое снабжение электрической энергии, открытые в уполномоченном банке и предназначены исключительно для накопления средств, полученных за электрическую энергию от потребителей, и расчетов с участниками оптового рынка электрической энергии; (Статья 1 дополнена абзацем по закону N 1821-III ( 1821-14 ) от 22.06. 2000) алгоритм оптового рынка электрической энергии - порядок распределения уполномоченным банком средств с текущих счетов со специальным режимом использования без платежных поручений, который устанавливается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулированию в области энергетики; (Статья 1 дополнена абзацем согласно Закону N 1821-III ( 1821-14 ) от 22.06.2000) оптовые поставки электрической энергии - покупка электрической энергии, формирование ее оптовой цены и продажа электрической энергии по оптовой цене энергопоставщикам; (Статья 1 дополнена абзацем согласно Законом N 1821-III ( 1821-14 ) от 22.06.2000) (Действие абзаца двадцать шестого статьи 1 остановлены на 2005 год относительно определения уполномоченного банка для обслуживания текущих счетов со специальным режимом использования участников оптового рынка электрической энергии в части проведения расчетов, определенных статьей 35 Закона N 2285-IV ( 2285-15 ) по Законами N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005) уполномоченный банк - определено Кабинетом Министров Украины вместе с Национальным банком Украины банковское учреждение, которое обслуживает текущие счета со специальным режимом использования участников оптового рынка электрической энергии; (Статья 1 дополнена абзацем по закону N 1821-III ( 1821-14 ) от 22.06.2000) запретная зона гидроэлектротехнических сооружений - земельный участок, который прилегает к основному ограждению с внутренней стороны территории гидроэлектротехнического сооружения, оборудована инженерно-техническими средствами и обозначена предупредительными < br> знаками, а также участок водной акватории верхнего и нижнего бьефов на расстоянии 500 метров от плотины гидроэлектростанции, обозначена знаками, которые предупреждают о запрещении доступа на ее территорию посторонних лиц, судов и плавучих об объектов; (Статья 1 дополнен абзацем согласно Закону N 1330-IV ( 1330-15 ) от 25.11 .2003) контролируемая зона гидроэлектротехнических сооружений - обозначена предупредительными знаками территория бетонных и земельных дамб гидроэлектротехнических сооружений и земельных участков, расположенных между водохранилищами и дренажными каналами; (Статья 1 дополнен абзацем согласно Закону N 1330-IV ( 1330-15 ) от 25.11.2003) особо важные объекты электроэнергетики - объекты, обеспечивают постоянное функционирование объединенной энергетической системы Украине, разрушение или повреждение которых приведет к нарушению электроснабжения хозяйствующих субъектов и населения, возможных человеческих жертв и значительных материальных убытков; (Статья 1 дополнен абзацем согласно Закону N 1330-IV ( 1330-15 ) от 25.11.2003) экологическая броня электроснабжения потребителя - минимальный уровень потребления электрической энергии потребителем (кроме населения), который обеспечивает предпосылки для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; (Статья 1 дополнен абзацем согласно закону N 982-IV ( 982-15 ) от 19.06.2003) "зеленый" тариф - это специальный тариф, по которому закупается электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенная лишь малыми гидроэлектростанциями) {Статья 1 дополнена абзацем Закону N 601-VI ( 601-17 ) от 25.09.2008} малая гидроэлектростанция - электрическая станция, производящая электрическую энергию за счет использования гидроэнергии, установленная мощность которой не превышает 10 МВт. {Статья 1 дополнен абзацем согласно закону N 601-VI ( 601-17 ) от 25.09.2008} чрезвычайная ситуация в объединенной энергетической системе Украине - ситуация, при которой возникает угроза нарушения режима работы объединенной энергетической системы Украины или ее отдельных частей , в частности, вследствие дефицита электрической энергии и / или мощности, снижение частоты ниже предельно допустимых границ, нарушения режима допустимых перетоков и перегрузки сетевых элементов, снижение напряжения в контрольных точках энергосистемы к аварийного уровня; {Статья 1 дополнена абзацем по закону N 5066-VI ( 5066-17 ) от 05.07.2012} дополнительные меры по обеспечению устойчивого функционирования объединенной энергетической системы Украины - комплекс работ по контроля за техническим состоянием и организацией эксплуатации энергетического оборудования, по разработке и внедрение противоаварийных мероприятий, по разработке нормативных документов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских решений {Статья 1 дополнен абзацем согласно Закону N 5066-VI ( 5066-17 ) от 05.07.2012} операционная безопасность функционирования объединенной энергетической системы Украины - способность объединенной энергетической системы Украине обеспечить ее надежное функционирование нормативным показателям качества услуг по электроснабжению в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций. {Статья 1 дополнена абзацем согласно Закону N 5066-VI ( 5066-17 ) от 05.07.2012} електропередавальна организация - субъект хозяйствования, осуществляющий предпринимательскую деятельность по передаче электрической энергии согласно лицензии {Статья 1 дополнена абзацем согласно Закону N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012} место присоединения (точка присоединения) электроустановки - существующая или запроектирована граница балансовой принадлежности электроустановок потребителя или заказчика {Статья 1 дополнена абзацем согласно Закону N 5021 -VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012} место обеспечения (точка обеспечения) мощности (заказанной к присоединению) - место (точка) в существующих электрических сетях энергоснабжающей организации, от которого електропередавальна организация обеспечивает развитие электрических сетей с целью присоединения электроустановки заказчика соответствующей мощности или присоединения генерирующих мощностей {Статья 1 дополнен абзацем согласно Закону N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012} присоединения электроустановки (далее - присоединение) - предоставление электропередающей организацией услуги заказчику по созданию технической возможности для передачи (приема) в место присоединения электроустановки заказчика соответствующей мощности к электрическим сетей энергоснабжающей организации (в том числе новостроек) электрической энергии необходимого объема с соблюдением показателей ее качества и надежности {Статья 1 дополнен абзацем согласно Закону N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012} развитие электрических сетей - новое строительство, реконструкция или техническое переоснащение объектов электроэнергетики {Статья 1 дополнен абзацем согласно Закону N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012} стандартное присоединение - присоединение электроустановки (кроме электроустановок, предназначенных для производства электрической энергии) заказчика к действующим сетям энергоснабжающей организации на расстояние, не превышающей 300 метров по прямой линии от места обеспечения мощности до места присоединения, которое дифференцируется за ступенями мощности: первая ступень - до 16 кВт включительно; вторая ступень - от 16 кВт до 50 кВт включительно; третья степень - от 50 кВт до 160 кВт включительно {Статья 1 дополнена абзацем Закону N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012} ставка платы стандартного присоединения - среднее значение стоимости услуги по присоединению 1 кВт мощности устанавливается по дифференцированным ступенями мощности на определенный срок для Автономной Республики Крым , областей, городов Киева и Севастополя согласно методике расчета платы за присоединение электроустановок к электрическим сетям. {Статья 1 дополнена абзацем по Законом N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012} Статья 2. Сфера действия Закона Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с производством, передачей, снабжением и использованием энергии, государственным надзором за безопасным выполнением работ на объектах < br> электроэнергетики независимо от форм собственности, безопасной эксплуатацией энергетического оборудования и государственным надзором за режимами потребления электрической и тепловой энергии. Статья 3. Законодательство об электроэнергетике Отношения, связанные с производством, передачей, поставкой и использованием энергии, регулируются настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами. Статья 4. Особенности регулирования отношений в электроэнергетике Регулирование отношений в электроэнергетике имеет особенности, определенные настоящим Законом. Эти особенности вызваны объективными условиями функционирования отрасли: постоянным и непрерывным сбалансированием производства и потребления электрической энергии, для обеспечения которого устанавливается единое диспетчерское (оперативно-технологическое) управление объединенной энергетической системой Украины; централизованным теплоснабжением потребителей теплоэлектроцентралями и котельными, которые входят в объединенную энергетической системы Украины. Статья 5. Государственная политика в электроэнергетике Государственная политика в электроэнергетике базируется на таких принципах: государственном регулировании деятельности в электроэнергетике; создание условий безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики; обеспечение рационального потребления топлива и энергии; соблюдения единых государственных норм, правил и стандартов всеми субъектами отношений, связанных с производством, передачей, снабжением и использованием энергии; создание условий для развития и повышения технического уровня электроэнергетики; повышение экологической безопасности объектов электроэнергетики; обеспечение защиты прав и интересов потребителей энергии; сохранение целостности и обеспечение надежного и эффективного функционирования объединенной энергетической системы Украины, единственного диспетчерского (оперативно-технологического) управления ею; содействие развитию конкурентных отношений на рынке электрической энергии; обеспечение подготовки кадров высокой квалификации для электроэнергетики; создание условий для перспективных научных исследований; обеспечение стабильного финансового состояния электроэнергетики; обеспечение ответственности энергопоставщиков и потребителей; содействие развитию альтернативной энергетики как экологически чистой и безтопливной подотрасли энергетики путем установления "зеленого" тарифа и оплаты электростанциям, которые производят электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенную лишь малыми гидроэлектростанциями), всей производимой ими электрической энергии в полном объеме в денежной форме, без применения любых видов зачетов погашения задолженности по расчетам за электроэнергию. {Статья 5 дополнен абзацем согласно Закону N 1812-III ( 1812-14 ) от 08.06.2000; в редакции Закона N 1220-VI ( 1220-17 ) от 01.04.2009} Статья 6. Право собственности в электроэнергетике Объекты электроэнергетики могут находиться в разных формах собственности. Перечень объектов электроэнергетики, которые не подлежат приватизации, утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Приватизация объектов электроэнергетики осуществляется соответствии с законодательством Украины о приватизации. В случае приватизации объектов электроэнергетики Кабинет Министров Украины по представлению Фонда государственного имущества Украины принимает решение о закреплении в государственной собственности пакета акций акционерных обществ, созданных на базе объектов электроэнергетики. Не подлежит приватизации имущество, которое обеспечивает целостность объединенной энергетической системы Украины и централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление, магистральные и межгосударственные электрические сети , а также имущество научных учреждений общегосударственного значения. Статья 7. Нормы, правила и стандарты в электроэнергетике Проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, вывод из эксплуатации объектов электроэнергетики, систем диспетчерского (оперативно-технологического) управления, других об объектов, подключенных к объединенной энергетической системе Украине, регламентируются нормативно-правовыми актами, обязательными для выполнения всеми субъектами электроэнергетики. С целью обеспечения надежного (бесперебойного) снабжения потребителям электрической энергии как составляющей энергетической безопасности Украине вводятся стандарты операционной безопасности функционирования объединенной энергетической системы Украины и < br> показатели качества услуг по электроснабжению. {Статья 7 дополнена частью второй согласно Закону N 5066-VI ( 5066-17 ) от 05.07.2012} Стандарты операционной безопасности функционирования объединенной энергетической системы Украины устанавливают положения о: обеспечения надежности электрических сетей и связей между объединенной энергетической системой Украины и энергетическими системами других государств; планирование развития магистральных и межгосударственных электрических сетей; определение технических параметров эксплуатации оборудования электрических сетей и перечня вспомогательных мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объединенной энергетической системы Украины. {Статья 7 дополнена частью третьей согласно Закону N 5066-VI ( 5066-17 ) от 05.07.2012} Стандарты операционной безопасности функционирования объединенной энергетической системы Украины утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в электроэнергетическом комплексе, по согласованию с национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования и реализует государственную политику в электроэнергетическом комплексе, осуществляет мониторинг за соблюдением стандартов операционной безопасности функционирования объединенной энергетической системы Украине. {Статья 7 дополнена частью четвертой по закону N 5066-VI ( 5066-17 ) от 05.07.2012} Показатели качества услуг по электроснабжению определяют уровень надежности электроснабжения и коммерческого качества предоставления услуг. {Статья 7 дополнена частью пятой по закону N 5066-VI ( 5066-17 ) от 05.07.2012} Р а з д е л II КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ и органов местного самоуправления В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Статья 8. Государственное управление в электроэнергетике Государственное управление в электроэнергетике осуществляют центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе. {Часть первая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров Украины, не позднее 31 марта каждого года предоставляет Верховной Раде Украины отчет о состоянии альтернативной энергетики и эффективность мер стимулирования ее развития, предусмотренных настоящим Законом. {Статья 8 дополнена частью второй согласно Закону N 1220-VI ( 1220-17 ) от 01.04.2009} Статья 9. Государственный надзор (контроль) в электроэнергетике Государственный надзор (контроль) в электроэнергетике осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики. Предметом государственного надзора (контроля) в электроэнергетике является хозяйственная деятельность, связанная с производством, передачей и поставкой энергии, а также с использованием энергии для собственных потребностей субъектами электроэнергетики и потребителями энергии в части технической эксплуатации электрических станций и сетей, технической эксплуатации энергетического оборудования потребителей энергии и субъектов электроэнергетики, испытания и ремонта энергоустановок и сетей, режимов поставки и потребления электрической и тепловой энергии, выполнения работ по проектированию энергоустановок и сетей. Способом осуществления государственного надзора (контроля) в электроэнергетике является проведение центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики соответствующих обследований, проверок, отзывов, инспекции по энергетического оборудования субъектов электроэнергетики и потребителей энергии в порядке, определенном Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" ( 877-16 ). Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики осуществляющего государственный надзор (контроль) за электрическими, тепловыми, теплоиспользуемого установками и сетями субъектов электроэнергетики и потребителей энергии по соблюдению требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования потребителей энергии и субъектов электроэнергетики, испытания и ремонта энергоустановок и сетей, режимов поставки и потребления электрической и тепловой энергии, выполнения работ по проектированию энергоустановок и сетей и подтверждения их готовности, которые являются вспомогательными мерами для обеспечения устойчивого функционирования объединенной энергетической системы Украины. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики под при осуществлении государственного энергетического надзора (контроля) имеет право : требовать от субъектов электроэнергетики и потребителей энергии устранения выявленных нарушений требований законодательства; выдавать субъектам электроэнергетики и потребителям энергии обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования; останавливать эксплуатацию электрических, тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей из-за их неудовлетворительного техническое состояние и / или организацию их эксплуатации путем издания потребителям электрической и тепловой энергии и субъектам электроэнергетики мотивированного письменного решения должностного лица, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики о недопустимости продолжения такой эксплуатации. Основанием для такого приостановления угроза жизни или здоровью работников и населения или наличие предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера {Абзац четвертый части пятой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} применять в соответствии с настоящим Законом штрафные санкции к субъектов хозяйствования за правонарушения в электроэнергетике; получать на письменный запрос бесплатно в соответствии с законодательства необходимые для выполнения возложенных на него задач информацию, объяснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающие при осуществлении государственного надзора (контроля). Указанный письменный запрос должен содержать исчерпывающий перечень информации, объяснений, справок и т.п., подлежащих предоставлению в ответ на запрос, и ссылки на нормативно-правовые акты, с целью выполнения которых осуществляется сбор информации; требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного энергетического надзора (контроля); принимать решения об отборе образцов частей энергетического оборудования в случае его повреждения и назначать экспертизу энергетических объектов и техническую диагностику энергетического оборудования (его отдельных частей) ; предоставлять субъектам электроэнергетики и потребителям энергии консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции, и рассматривать спорные вопросы, возникающие между субъектами электроэнергетики и потребителями энергии; фиксировать процесс проведения мероприятия или каждое отдельное действие с помощью средств аудио-и видеотехники. Инспекторы из государственного энергетического надзора имеют право: доступа в установленном законом порядке к электрическим, тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей субъектов электроэнергетики и потребителей энергии - субъектов хозяйственной деятельности для проверки соблюдение требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования и сетей субъектов электроэнергетики и потребителей энергии, получать в установленном законом порядке от должностных лиц субъектов электроэнергетики и потребителей энергии информацию о выполнении требований таких документов; выдавать субъектам электроэнергетики и потребителям энергии обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования субъектов электроэнергетики и потребителей энергии, тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, а также по приведение технического состояния электрических, тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, средств учета, контроля и регулировании производства, поставки и потребления энергии, организации их эксплуатации в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования потребителей энергии, тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей; составлять в установленном законом порядке протоколы о административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях; вносить руководителям субъектов электроэнергетики и потребителей энергии - субъектов хозяйственной деятельности или их уполномоченным представителям представление об отстранении от исполнения обязанностей ответственного за электрическое и тепловое хозяйство должностного лица электротехнического (теплотехнического) профиля, действия или бездействие которого привели к нарушению требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования потребителей энергии, тепловых, теплоиспользуемого установок и сетей, или которая не прошла в установленном порядке проверку знаний правил технической эксплуатации энергоустановок; требовать от субъектов электроэнергетики и потребителей энергии соблюдение установленных нормативно-правовыми актами режимов поставки и потребления энергии; опломбировать в установленном порядке электрические и тепловые установки, энергоснабжения которых ограничивается или прекращается согласно мотивированному письменному решению должностного лица, уполномоченного центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики в случае угрозы жизни или здоровью работников и населения или наличии предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера {Абзац седьмой части шестой статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10 .2012} получать бесплатно в соответствии с законодательством от субъектов электроэнергетики и потребителей энергии информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; фиксировать процесс проведения мероприятия или каждое отдельное действие с помощью средств аудио-и видеотехники. {Статья 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2706-IV ( 2706-15 ) от 23.06.2005, в редакции Закона N 3830-VI ( 3830-17 ) от 06.10.2011 - вводится в действие со дня вступления силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики в системе центральных органов исполнительной власти} {Изменения к статье 9 см. в Законе N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012} Статья 10. Полномочия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в отношениях с субъектами электроэнергетики К полномочиям местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в отношениях с субъектами электроэнергетики относятся: согласование вопросов размещения на подчиненной им территории объектов электроэнергетики исходя из интересов территориальной общества; участие в разработке комплексных планов поставки энергии потребителям на подчиненной им территории; участие в разработке и реализации системы мероприятий по работе объектов электроэнергетики в чрезвычайных условиях; регулирования тарифов на тепловую энергию в соответствии с Законом; содействие развитию энергетики в регионе. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в оперативное регулирование режимов энергопотребления. Р а з д е л III ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Статья 11. Государственное регулирование деятельности в электроэнергетике Государственное регулирование деятельности в электроэнергетике осуществляется путем предоставления лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в электроэнергетике, формирования тарифной политики, установление порядка осуществления контроля за деятельностью субъект объектов электроэнергетики, других участников оптового рынка электрической энергии и ответственности за нарушение ими условий и правил осуществления деятельности на оптовом рынке электрической энергии. (Часть первая статьи 11 в редакции Закона N 1821-III ( 1821-14 ) от 22.06.2000) Органом государственного регулирования деятельности в электроэнергетике является национальная комиссия, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики. Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики, регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики и хозяйствующих субъектов, действующих на смежных рынках, а также выполняет другие функции в соответствии с законодательства. Порядок организации деятельности национальной комиссии, осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики, определяется Законом Украины "О естественных монополиях" ( 1682-14 ). {Статья 11 дополнена частью по закону N 2388-VI ( 2388 -17 ) от 01.07.2010, в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики определяются данным Законом и другими нормативно-правовыми актами. Статья 12. Основные задачи и полномочия национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики Основными задачами национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, являются: участие в формировании и обеспечении реализации единой государственной политики относительно развития и функционирования оптового рынка электроэнергии Украины; государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике; содействие конкуренции в сфере производства и снабжения электрической энергии; обеспечение проведения ценовой и тарифной политики в электроэнергетике; защита прав потребителей электрической и тепловой энергии; разработка и утверждение правил пользования электрической энергией; разработка и утверждение порядка проведения аукциона по доступа к пропускной способности межгосударственных электрических сетей Украине ( z1920-12 ) {Часть первую статьи 12 дополнен абзацем согласно Закону N 1164-VI ( 1164-17 ) от 19.03.2009} выдача субъектам хозяйственной деятельности лицензий на производство, передачу и снабжение электрической энергии; разработка и утверждение правил присоединения электроустановок к электрическим сетям ( z0236-13 ), типовых форм договоров о присоединении, типовых форм технических условий, методики расчета платы за присоединение электроустановок к электрическим сетей ( z0339-13 ) и порядка финансирования услуг по присоединению электроустановок к электрическим сетям {Часть первую статьи 12 дополнен абзацем согласно закону N 800-VI ( 800-17 ) от 25.12.2008, в редакции Закона N 5021-VI ( 5021-17 ) от 22.06.2012}
|