З А К О Н У К Р А И Н Ы
О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1993, N 16, ст.167) {Вводится в действие Постановлением ВР N 2999-XII ( 2999-12 ) от 05.02.93, ВВР, 1993, N 16, ст.168} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3928-XII ( 3928 -12 ) от 04.02.94, ВВР, 1994, N 23, ст.160 N 126/95-ВР от 06.04.95, ВВР, 1995, N 16, ст.111 N 96/96-ВР от 22.03.96, ВВР, 1996, N 16, ст. 71 N 655-XIV ( 655-14 ) от 13.05.99, ВВР, 1999, N 26, ст.220 N 696-XIV ( 696-14 ) от 21.05.99, ВВР, 1999, N 31, ст.247} {В редакции Закона N 1613-III ( 1613-14 ) от 23.03.2000, ВВР, 2000, N 27, ст.211} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3109-III ( 3109 -14 ) от 07.03.2002, ВВР, 2002, N 32, ст.232 N 294-IV ( 294-15 ) от 28.11.2002, ВВР, 2003, N 4, ст. 33 N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002, ВВР, 2003, N 10-11, ст.86 N 429-IV ( 429-15 ) от 16.01.2003, ВВР, 2003, N 10-11, ст.87 N 581-IV ( 581-15 ) от 20.02.2003, ВВР, 2003, N 24, ст.158 N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250 N 1659-IV ( 1659-15 ) от 23.03.2004, ВВР, 2004, N 29, ст.370 N 2203-IV ( 2203-15 ) от 18.11.2004, ВВР, 2005, N 4, ст.99 N 2353-IV ( 2353-15 ) от 18.01.2005, ВВР, 2005, N 10, ст.191 N 2429-IV ( 2429-15 ) от 01.03.2005, ВВР, 2005, N 13, ст. 233 N 3142-IV ( 3142-15 ) от 29.11.2005, ВВР, 2006, N 8, ст.91 N 3483-IV ( 3483-15 ) от 23.02.2006, ВВР, 2006, N 32, ст.271 N 271-V ( 271-16 ) от 19.10.2006, ВВР, 2006, N 50, ст.501 N 876-VI ( 876-17 ) от 15.01.2009, ВВР, 2009, N 23, ст.283 N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009, ВВР, 2009, N 38, ст.535 N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 29, ст.272 N 5067-VI ( 5067-17 ) от 05.07.2012 N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет общие основы создания организационных, социально-экономических, политико-правовых условий социальной становления и развития молодых граждан Украины в интересах личности, общества и государства, основные направления реализации государственной молодежной политики в Украине относительно социального становления и развития молодежи. Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: молодежь, молодые граждане - граждане Украины в возрасте от 14 до 35 лет; (Абзац второй с изменениями, внесенными Законом N 1659-IV ( 1659-15 ) от 23.03.2004) несовершеннолетние - граждане возрастом до 18 лет; социальное становление молодежи - процесс разностороннего включения молодежи в жизнедеятельность общества как системы, восприятие ее как элемента этой системы; первое рабочее место - место работы молодых граждан после окончания любого учебного заведения или прекращения обучения в нем, завершения профессиональной подготовки и переподготовки, а также после увольнения со срочной военной службы или альтернативной (невоенной) службы; молодежные центры труда - специализированные государственные учреждения, которые создаются с целью решения вопросов трудоустройства молодежи, обеспечение ее занятости в свободное от учебы время, содействие развития молодежных инициатив в трудовой сфере, переобучения и повышения квалификации молодежи; молодая семья - супруги, в котором возраст мужа и жены не превышает 35 лет, или неполная семья, в которой мать (отец) возрастом к 35 лет; (Абзац седьмой с изменениями, внесенными согласно Законом N 1659-IV ( 1659-15 ) от 23.03. 2004) центры социальных служб для семьи, детей и молодежи - специальные учреждения, оказывающие социальные услуги семьям, детям и молодежи, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи; (Абзац восьмой статьи 1 редакции Закона N 3109-III ( 3109-14 ) от 07.03.2002, N 2353-IV ( 2353-15 ) от 18.01.2005) молодежные общественные организации - объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление и защиту своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных , культурных и других общих интересов {Абзац девятый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 271-V ( 271-16 ) от 19.10.2006} молодежные трудовые отряды - временные формирования, созданные с целью обеспечения вторичной занятости молодежи в свободное от учебы время. (Статья 1 дополнена абзацем десятым согласно Законом N 3142-IV ( 3142-15 ) от 29.11.2005) Статья 2. Принципы социального становления и развития молодежи Социальное становление и развитие молодежи базируются на таких основных принципах: уважение к общечеловеческим ценностям, правам человека и народов, исторических, культурных, национальных особенностей Украины, ее природы; непосредственное участие молодежи в формировании и реализации политики и программ, касающихся общества вообще и молодежи частности; учет потребностей молодежи, соотнесение их реализации с экономическими возможностями государства; доступность для каждого молодого гражданина социальных услуг и равенство правовых гарантий; ответственность государства за создание условий для саморазвития и самореализации молодежи; единство усилий государства, всех слоев общества, политических и общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций и граждан в деле социального становления и развития молодежи; ответственность каждого молодого гражданина перед обществом и государством за соблюдение Конституции Украины, ( 254к/96-ВР ) законодательства Украины. Статья 3. Законодательство о содействии социальному становлению и развитию молодежи Законодательство Украины о содействии социальному становлению и развития молодежи базируется на Конституции Украины и состоит из настоящего Закона, Закона Украины об Общегосударственной программе поддержки молодежи на соответствующие годы и других нормативно-правовых актов. (Часть первая статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2203-IV ( 2203-15 ) от 18.11.2004 ) Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, предусмотренных настоящим Законом, то применяются правила международного < br> договора. Статья 4. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере социального становления и развития молодежи Координирующую роль в проведении государственной политики в сфере социального становления и развития молодежи осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере молодежи, физической культуры и спорта. {Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти образуют в своем составе соответствующие органы по реализации государственной молодежной политики. центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере молодежи, физической культуры и спорта, вместе с другими органами исполнительной власти разрабатывает, а Кабинет Министров Украины утверждает социальные нормы и нормативы социального становления и развития молодежи, соблюдения и выполнения которых являются обязательными для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, а также предприятий, < br> учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц, использующих наемный труд. {Часть третья статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3483-IV ( 3483-15 ) от 23.02.2006, N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 5. Финансирование мероприятий по социальному становлению и развитию молодежи Финансирование мероприятий по социальной становления и развития молодежи осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством. Верховная Рада Украины при утверждении Государственного бюджета Украины предусматривает в нем средства на социальное становление и развитие молодежи. Распорядителем этих средств является центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере молодежи, физической культуры и спорта. {Часть вторая статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Органы местного самоуправления при утверждении местных бюджетов предусматривают расходы на осуществление мероприятий по социального становления и развития молодежи. В государственном и местных бюджетах в соответствии с законодательством предусматриваются целевые средства на реализацию молодежных и детских программ, способствующих социальному становлению и развитию молодежи. Статья 6. Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи С целью поддержки социального становления и развития молодежи образуются центры социальных служб для семьи, детей и молодежи и их специализированные. (Статья 6 в редакции Закона N 3109-III ( 3109-14 a >) от 07.03.2002, N 2353-IV ( 2353-15 ) от 18.01.2005) Статья 7. Труд молодежи Государство гарантирует трудоспособной молодежи равное с другими гражданами право на труд. Особенности труда несовершеннолетних устанавливаются законодательством. Государство обеспечивает трудоспособной молодежи предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания или прекращения учебы в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях , завершения профессиональной подготовки и переподготовки, а также после увольнения со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы. Двухлетний срок первую рабочего места исчисляется с учетом времени работы молодого гражданина до призыва на срочную военную или альтернативную (невоенной) службе. Молодые граждане, которые обратились в государственную службу занятости в поисках работы, получают бесплатную информацию и профессиональную консультацию с целью выбора вида деятельности, профессии, места работы , а также, в случае необходимости, проходят профессиональную подготовку и переподготовку. Государство способствует созданию молодежных центров труда, а также молодежных общественных организаций (агентства, биржи, бюро и другие) для обеспечения трудоустройства молодежи, реализации программ профессионального обучения молодежи и совершенствования его профессиональной мастерства. Типовое положение о молодежные центры труда утверждается Кабинетом Министров Украины. {Часть четвертая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законами N 294-IV ( 294-15 ) от 28.11.2002, N 429-IV ( 429-15 ) от 16.01.2003} Квота для трудоустройства молодежи устанавливается предприятиям, учреждениям и организациям в пределах, установленных Законом Украины "О занятости населения" ( 5067-17 ). Трудоустройство молодежи с инвалидностью осуществляется в пределах нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, определенных согласно Закону Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" ( 875-12 ). {Часть пятая статьи 7 в редакции Закона N 2429-IV ( 2429 - 15 ) от 01.03.2005, N 3483-IV ( 3483-15 ) от 23.02.2006; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5067-VI ( 5067-17 ) от 05.07.2012} В случае отказа в приеме на работу молодых граждан в пределах установленной квоты с предприятий, учреждений и организаций взимается штраф в размере, установленном частью второй статьи 53 Закона Украины "О занятости населения" ( 5067-17 ). {Часть шестая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 429-IV ( 429-15 ) от 16.01.2003, в редакции Закона N 5067-VI ( 5067-17 ) от 05.07.2012}
{Часть седьмая статьи 7 исключен на основании Закона N 5067-VI ( 5067-17 ) от 05.07.2012}
Государство обеспечивает условия для вторичной занятости молодежи. {Часть восьмая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010} Молодежные центры труда, действующие в соответствии с Типовым положения, а также общественные организации (агентства, биржи, бюро и др.) при наличии у них соответствующего разрешения, выданного государственной службой занятости, способствуют трудоустройству молодежи, в том числе учащихся, студентов, аспирантов во внеучебное время, оказывающие услуги, связанные с профориентацией и подготовкой к работе по новой профессии. Государственная служба занятости предоставляет местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, молодежным центрам труда, центрам социальных служб для семьи, детей и молодежи доступ к информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов. {Часть десятая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3109-III ( 3109-14 ) от 07.03.2002, N 2353-IV ( 2353-15 ) от 18.01.2005, N 3483-IV ( 3483-15 ) от 23.02.2006, N 5067-VI (< a"/laws/show/5067-17" target = _blank> 5067-17 ) от 05.07.2012} Государство содействует деятельности молодежных трудовых отрядов. Учредителями молодежных трудовых отрядов могут выступать органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, молодежные общественные организации, общеобразовательные, профессионально-технические и высшие учебные заведения, молодежные центры труда. Типовое положение о молодежные трудовые отряды ( 899-2006-п ) утверждается Кабинетом Министров Украины . {Статья 7 дополнена частью по закону N 3142-IV ( 3142 -15 ) от 29.11.2005} Государство гарантирует предоставление работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам - выпускникам государственных профессионально-технических и высших учебных заведений, потребность в которых была определена государственным заказом. Статья 8. Поддержка предпринимательской инициативы и деятельности молодежи Государство поддерживает и способствует развитию предпринимательской инициативы и деятельности молодежи. Государство способствует созданию молодежных бизнес-центров, бизнес-инкубаторов для реализации программы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, предоставление информационных и консультативных услуг. С этой целью разрабатывается и реализуется система мер поддержки предпринимательства молодежи, включая долгосрочное льготное кредитование, обеспечение производственными помещениями, страхование коммерческого риска и т.д.. Органы местного самоуправления могут устанавливать за счет средств, поступающих в местный бюджет, льготную плату за регистрацию предприятий, созданных молодыми гражданами и молодежными общественными организациями. Статья 9. Содействие повышению уровня жизни молодежи Государство, учитывая стоимость прожиточного минимума и исходя из реальных возможностей бюджета, увеличивает размеры помощи семьям на несовершеннолетних детей, стипендий и других видов материального обеспечения молодежи, которая получает профессионально-техническое, высшее образование в учебных заведениях. Для содействия приоритетным направлениям развития общества и с целью поощрения молодежи к активной работе в соответствующих областях государство устанавливает поощрительные стипендии и определяет другие формы поддержки молодежи по законодательством. (Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2203-IV ( 2203-15 ) от 18.11.2004) Материальное обеспечение, включая стипендии учащейся и студенческой молодежи, находится на полном государственном обеспечении, устанавливается на уровне прожиточного минимума. Порядок выплаты надбавок к стипендиям за успехи в учебе, а также повышенных стипендий для отдельных категорий молодежи устанавливается Кабинетом Министров Украины. (Действие части пятой статьи 9 остановлено на 2004 год (кроме льготного проезда студентов высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации и учеников профессионально- технических учебных заведений, финансируются из государственного и местных бюджетов, в городском пассажирском и железнодорожном транспорте по территории Украины) согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие части пятой статьи 9 остановлено на 2003 год (кроме льготного проезда студентов высших учебных заведений I-IV уровней < br> аккредитации и учеников профессионально-технических учебных заведений, финансируются из государственного и местных бюджетов, в городском пассажирском и железнодорожном транспорте по территории Украины) согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002) Для учащихся и студентов дневной формы обучения общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений государством < br> гарантируются в течение года льготы на проезд по территории Украины железнодорожным, водным, автомобильным, городским (кроме такси) транспортом. Соответствующие средства предусматриваются в Государственном бюджете Украины отдельной строкой. Порядок предоставления указанных льгот определяется Кабинетом Министров Украины. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством могут устанавливать порядок предоставления льгот на проезд учащихся и студентов в местном пассажирском транспорте и предусматривать соответствующие расходы по местных бюджетов. Статья 10. Жилищные условия молодежи Государство обеспечивает молодым гражданам равное с другими гражданами право на жилье, способствует молодежному жилищному строительству, созданию молодежных жилых комплексов и т.п.. При выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства органы местного самоуправления утверждают квоты участков, которые предоставляются молодым семьям под строительство жилья. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вместе с предприятиями, учреждениями и организациями разрабатывают и реализуют программы создания благоприятных жилищно-бытовых условий для молодежи, проживающей в общежитиях. Молодые семьи и молодые граждане могут получать за счет бюджетных средств льготные долгосрочные государственные кредиты на строительство и приобретение жилых домов и квартир, на оплату вступительных паевых взносов при вступлении в молодежных жилищных комплексов, жилищно-строительных кооперативов, а также на обзаведение домашним хозяйством. Молодежь, переселяется в трудонедостаточные сельские населенные пункты, а также местная молодежь, занята в сельском хозяйстве, перерабатывающих, обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса, социальной сфере этих населенных пунктов, обеспечивается жильем и хозяйственными постройками за счет Государственного бюджета Украины. {Часть пятая статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009} Молодые семьи, не имеющие детей, платят кредит с процентной ставкой в ??размере три процента годовых от суммы задолженности по кредиту. Молодые семьи, имеющие одного ребенка, освобождаются от уплаты процентов за пользование кредитом; молодым семьям, имеющим двух детей, за счет бюджетных средств , кроме того, погашается 25 процентов суммы обязательств по кредиту, а молодым семьям, имеющих трех и более детей, - 50 процентов суммы обязательств по кредита. Молодежь, проживающая в сельских населенных пунктах и ??работает в сельскохозяйственном производстве, перерабатывающей и обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса, функционирующих в сельской местности, социальной сфере села и органах местного самоуправления на селе, пользуется также льготами, предусмотренными Законом Украины "О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве" ( 400-12 ). {Часть восьмая статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009} Порядок ( 584-2001-п ) предоставление льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и их льготного погашения устанавливается Кабинетом Министров Украины. При рождении детей в молодой семье, которая получила кредит, этой семье может быть оказана помощь для погашения кредита за счет средств, остающихся в распоряжении предприятий, где работает молодожены (мать или отец). Действие этой статьи распространяется на молодых ученых, на супругов, в котором мужчина или жена является молодым ученым, и на неполные семьи, в которых мать (отец ) является молодым ученым, если указанные молодые ученые являются гражданами Украины и работают на государственных предприятиях, в государственных научно-исследовательских (научно-технических) учреждениях и организациях, высших учебных заведениях и заведениях последипломного заведений III-IV уровней аккредитации на должностях научных (научно-педагогических) работников, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, или учатся на дневной форме обучения в аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре. (Статья 10 дополнена частью одиннадцатой по закону N 581-IV ( 581-15 ) от 20.02.2003 )
Статья 11. Образование, культурное развитие молодежи Украина гарантирует молодым гражданам равное с другими гражданами право на образование, культурное развитие, досуг и отдых. Порядок реализации права молодежи на образование, государственные гарантии ее получения, определения прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса регулируются законодательством об образовании. Молодые граждане могут получать за счет средств государственного или местных бюджетов льготные долгосрочные кредиты для получения образования в высших учебных заведениях по разным формам обучения, независимо от форм собственности, действующих на территории Украине. Указанные средства предусматриваются в соответствующих бюджетах отдельной строкой. {Часть третья статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 876-VI ( 876-17 ) от 15.01.2009} Молодые граждане, которые не имеют детей, платят кредит с процентной ставкой в ??размере три процента годовых суммы задолженности по кредиту. {Статья 11 дополнена частью по закону N 876-VI ( 876 -17 ) от 15.01.2009} Молодые граждане, которые имеют одного ребенка, освобождаются от уплаты процентов за пользование кредитом. Молодым гражданам, имеют двух детей, за счет бюджетных средств погашается 25 процентов суммы обязательств по кредиту, а молодым гражданам, имеющих трех и более детей, - 50 процентов суммы обязательств по кредитом. {Статья 11 дополнена частью по закону N 876-VI ( 876 -17 ) от 15.01.2009} Порядок ( 916-2003-п ) предоставление льготных долгосрочных кредитов для получения высшего образования молодым гражданам и их льготного погашения определяет Кабинет Министров Украины. {Статья 11 дополнена частью по закону N 876-VI ( 876 -17 ) от 15.01.2009} Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут устанавливать совместно с заинтересованными министерствами, научными обществами и творческими союзами, молодежными фондами специальные стипендии для одаренных студентов высших < br> учебных заведений и предусматривать выделение средств на их стажировку в ведущих отечественных научных учреждениях и за рубежом. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления совместно с предприятиями, организациями, научными учреждениями, высшими учебными заведениями, объединениями граждан могут создавать учебно-воспитательные заведения, которые способствуют углублению знаний, удовлетворению творческих интересов, развития способностей, организации содержательного досуга и отдыха молодежи, а также заведения, обеспечивающие поиск, поддержку и развитие талантливой молодежи в различных сферах жизни . Ученики, студенты, несовершеннолетние имеют право на бесплатное и льготное пользование объектами культуры. Порядок предоставления этих льгот определяется органами местного самоуправления. {О приостановлении действия части статьи 11 см.. Законы N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002, N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003} Государство способствует развитию молодежного туризма, молодежным международным обменам. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут устанавливать для молодежных и детских туристических групп льготы в пользовании транспортными, гостиничными, культурными и другими услугами. Порядок предоставления указанных льгот и источники финансирования устанавливаются Кабинетом Министров Украины, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. {О приостановлении действия части статьи 11 см.. Законы N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002, N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003} Статья 12. Здравоохранение, физическое развитие молодежи Государство обеспечивает молодым гражданам равное с другими гражданами право на охрану здоровья, занятия физической культурой и спортом. Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти в области здравоохранения, учреждения здравоохранения здоровья вместе с предприятиями, учреждениями и организациями обеспечивают проведение ежегодного медицинского обследования всех молодых граждан и несовершеннолетних. Органы здравоохранения обеспечивают развитие сети учреждений здравоохранения наркологического профиля, предоставляющих молодежи необходимую бесплатную помощь, разрабатывают и реализуют программы и мероприятия по профилактике среди молодежи социально опасных заболеваний, а также популяризации и утверждению здорового образа жизни. Предприятия, учреждения и организации могут по ходатайству молодых граждан или их представителей полностью или частично оплачивать оказания медицинской помощи в сложных случаях в платных лечебных учреждениях страны или за рубежом. Органы исполнительной власти разрабатывают и рекомендуют, а общеобразовательные, профессионально-технические и высшие учебные заведения включают в свои программы курс физической культуры, а также организуют секции для занятий отдельными видами спорта. (Действие части шестой статьи 12 остановлено на 2004 год согласно Законом N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие части шестой статьи 12 остановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002) Государство вводит систему льгот и поощрений для предприятий, направляющих часть своей прибыли на развитие физической культуры и спорта, строительство объектов физкультуры и спорта, организации отдыха, проведения рекреационных мероприятий. (Действие части седьмой статьи 12 остановлено на 2004 год согласно Законом N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003) (Действие части седьмой статьи 11 остановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002) Ученики, студенты, несовершеннолетние право на бесплатное и льготное пользование объектами физкультуры и спорта. Порядок предоставления этих льгот, компенсации разницы стоимости услуг и билетов определяется органами местного самоуправления. Статья 13. Гарантии правовой защиты молодежи Любые прямые или косвенные ограничения прав и свобод молодежи зависимости от возраста, кроме предусмотренных законодательством, является противоправными и влекут за собой ответственность, установленную законами Украина. Реализация молодыми гражданами прав и свобод при социальном становлении и развитии не должна наносить ущерб интересам общества, правам других граждан. Неправомерные решения государственных или общественных органов, действия или бездействие должностных лиц могут быть в установленном порядке обжалованы молодыми гражданами или их представителями в суде. Защита прав несовершеннолетних граждан осуществляется государством соответствии с законом. Статья 14. Правовой статус молодежных общественных организаций Государство обеспечивает право молодежи на создание молодежных общественных организаций. Молодежные общественные организации являются некоммерческими организациями, их правовой статус определяется законодательством Украины. Молодежные общественные организации имеют право вносить в органов исполнительной власти, органов местного самоуправления предложения по вопросам социального становления и развития молодежи. Статья 15. Гарантии деятельности молодежных общественных организаций Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять финансирование программ и проектов молодежных общественных организаций, способствующих социальному становлению и развития молодежи и реализации ее общественно полезных инициатив, предоставлять дотации и субсидии молодежным организациям, предоставлять в бесплатное пользование молодежным общественным организациям и фондам здания, сооружения, земельные участки и другое имущество, необходимое для осуществления их уставной деятельности. Статья 16. Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Законы Украины и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу этим Законом, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. 3. Кабинету Министров Украины: привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; разработать нормативно-правовые акты, вытекающие из настоящего Закона; обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л.КРАВЧУК г. Киев, 5 февраля 1993 N 2998-XII Об охране прав на сорта растений
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1993, N 21, ст.218) {Вводится в действие Постановлением ВР N 3117-XII ( 3117-12 ) от 21.04.93, ВВР, 1993, N 21, ст.219} {В редакции Закона N 2986-III ( 2986-14 ) от 17.01.2002, ВВР, 2002, N 23, ст.163} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 311-V ( 311 -16 ) от 02.11.2006, ВВР, 2007, N 1, ст.1 N 2592-VI ( 2592 - 17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слово "Учреждение" во всех падежах заменены словами "Уполномоченный орган" в соответствующем падеже согласно Закону N 5462-VI (< a"/laws/show/5462-17" target = _blank> 5462-17 ) от 16.10.2012}
Настоящий Закон регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с приобретением, осуществлением и защитой прав интеллектуальной собственности на сорта растений. {Преамбула в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: автор сорта (селекционер) - человек, непосредственно вывела или обнаружила и улучшила сорт {Абзац второй статьи 1 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} ботанический таксон - обособленная группа растений, родственных между собой общностью признаков и свойств, благодаря чему им можно присвоить таксономическую категорию; использование сорта - любое действие относительно сорта, указанной в настоящем Законе в перечне действий, требующих разрешения владельца патента {Абзац четвертый статьи 1 с изменениями , внесенными Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} владелец патента - лицо, которому принадлежит протяжении определенного настоящим Законом срока и удостоверенные патентом имущественные права интеллектуальной собственности на сорт растений {Абзац пятый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} обладатель имущественного права интеллектуальной собственности на распространение сорта - лицо, которому принадлежит в течение определенного настоящим Законом срока и удостоверенное свидетельством о государственной регистрации сорта имущественное право интеллектуальной собственности на распространение сорта растений {Статья 1 дополнена абзацем по закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} государство-участник - государство, присоединившееся к Международной конвенции по охране новых сортов растений, принятой 2 декабря 1961 года (995_071) и просмотреть 10 ноября 1972 года, 23 октября 1978 года ( 995_856 ) и 19 марта 1991 года;
{Абзац восьмой статьи 1 исключено на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
заявка на сорт растений (заявка) - совокупность документов, необходимых для регистрации сорта и получение охранных документов, удостоверяющих права на сорт {Абзац девятый статьи 1 из изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} заявитель - лицо, подавшее заявку; собранный материал - собранный урожай растений или их частей, выращенных из посадочного материала; компетентный орган государства-участника - орган государства-участника, регистрирующий права на сорта; признаки - показатели, по которым различают сорта при проведения экспертизы заявки без учета их экономической важности; лицо - физическое лицо или юридическое лицо; патент - охранный документ, удостоверяющий приоритет и имущественное право интеллектуальной собственности на сорт растений {Абзац пьятинадцятий статьи 1 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Поддерживатели сорта - физическое или юридическое лицо, которое в течение силу определенного настоящим Законом срока имущественного права интеллектуальной собственности на распространение сорта растений, удостоверенного свидетельством о государственной регистрации сорта растений, обеспечивает сохранность сорта в процессе его хозяйственного оборота путем поддержания признаков, порожденных определенным генотипом или комбинацией генотипов согласно проявления, был зафиксирован при государственной регистрации {Статья 1 дополнена абзацем Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} посадочный материал - материальный носитель сорта, растения и их части считаются пригодными для воспроизведения целостных растений; {Абзац семнадцатый статьи 1 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} распространение сорта - коммерческое распространение посадочного материала - материального носителя сорта, включенного в Реестр сортов {Абзац восемнадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными по закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Реестр заявок - Государственный реестр заявок на сорта растений; Реестр патентов - Государственный реестр прав интеллектуальной собственности на сорта растений {Абзац двадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Реестр сортов - Государственный реестр сортов растений, пригодных для распространения в Украине; работодатель - лицо, юридическое или физическое, где (или которой) работает селекционер по трудовому договору {Статья 1 дополнена абзацем согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} свидетельство об авторстве на сорт - охранный документ, свидетельствует личное неимущественное право авторства на сорт; свидетельство о государственной регистрации сорта растений - охранный документ, удостоверяющий имущественное право интеллектуальной собственности на распространение сорта растений {Статья 1 дополнена абзацем согласно Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} сорт растений - отдельная группа растений (клон, линия, гибрид первого поколения, популяция) в рамках низшего из известных ботанических таксонов, которая, независимо от того, удовлетворяет она полностью или нет условия возникновения правовой охраны: {Абзац двадцать пятой статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} - может быть определена степенью проявления признаков, являющихся результатом деятельности данного генотипа или комбинации генотипов, - может быть отличены от любой другой группы растений степени проявления хотя бы одного из этих признаков; - может рассматриваться как единое целое с точки зрения ее пригодности для воспроизведения в неизменном виде целых растений сорта; Уполномоченный орган - центральный орган исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере охраны прав на сорта растений. {Абзац двадцать девятый статьи 1 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11 .2006, N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 2. Законодательство Украины о правах на сорта растений Законодательство Украины о правах на сорта растений базируется на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ), настоящего Закона , международных договоров в сфере охраны прав на сорта растений, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, и других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним. {Текст статьи 2 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 3. Сфера применения настоящего Закона Этот Закон применяется к сортов всех родов и видов растений. Нормы этого Закона относительно определения пригодности сорта к распространения в Украине, права на распространение в Украине не применяются к сортам растений, используемых в декоративных целях. {Статья 3 дополнена частью второй согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 3-1. Субъекты права интеллектуальной собственности на сорт растений Субъектами права интеллектуальной собственности на сорт растений являются: 1) автор (авторы) сорта растений; 2) другие лица, которые приобрели имущественные права интеллектуальной собственности на сорт растений по договору или закону ". {Закон дополнен статьей 3-1 согласно Закону N 311-V ( 311 - 16 ) от 02.11.2006} Статья 4. Применение норм международных договоров Если в международном договоре, согласие на обязательность которого в Украины Верховной Радой Украины, содержатся другие правила, чем те, которые установлены настоящим Законом и изданными в соответствии к нему нормативно-правовыми актами, то применяются правила международного договора. Статья 5. Права иностранных лиц и лиц без гражданства Иностранные лица и лица без гражданства приобретают, осуществляют и пользуются защитой прав на сорта растений в соответствии с настоящим Закона наравне с гражданами и юридическими лицами Украины, кроме случаев, прямо предусмотренных настоящим Законом, другими законодательными актами Украины или международными договорами. {Текст статьи 5 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере охране прав на сорта Кабинет Министров Украины: направляет и координирует работу центральных органов исполнительной власти по выполнению настоящего Закона; издает нормативно-правовые акты по вопросам охраны прав на сорта растений и контролирует их выполнение; {Абзац третий статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 311 - V ( 311-16 ) от 02.11.2006, N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} организует международное сотрудничество по вопросам охраны прав на сорта растений; образует консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы для обеспечения эффективности реализации своих полномочий в сфере охраны прав на сорта растений по обеспечению конституционных прав и свобод граждан Украины по регулированию их имущественных и неимущественных отношений, возникающих в связи с приобретением, осуществлением и защитой интеллектуальной собственности на сорта растений. {Статья 6 дополнен абзацем пятым согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11 .2006 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} < br> Статья 7. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе: организует и осуществляет государственный надзор (контроль) в части охраны прав на сорта растений по: соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства по охране прав на сорта растений в сфере производства, использования, хранения, реализации и размножения посадочного материала сортов растений; сохранностью сортов растений, регистрацией лицензионных договоров на их использование и выплатой авторского вознаграждения; ведением первичного семеноводства владельцами имущественных прав интеллектуальной собственности и Поддерживатели сортов растений; приобретением прав на сорта растений и их регистрацией; ввозом в Украину посадочного материала (семян) незарегистрированных в Украине сортов растений; соблюдением личного неимущественного права авторства на сорт, имущественного права владельца сорта, права преждепользования и права при восстановлении прав на сорт, права на распространение сорта в Украина, прав автора сорта при отказе собственника от имущественного права на сорт, порядка вывоза из Украины посадочного материала (семена) сортов растений, содержащих объект интеллектуальной собственности, соглашения, заключенного между работодателем и автором сорта относительно выплаты справедливого вознаграждения; выдает разрешение на ввоз в Украину семян и посадочного материала, не внесенных в реестр сортов растений Украины; решает другие вопросы, определенные законами Украины и положены на него актами Президента Украины. {Статья 7 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 a >) от 16.10.2012} Статья 8. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны прав на сорта растений {Название статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006, в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) < br> от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны прав на сорта растений: {Абзац первый статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311 -V ( 311-16 ) от 02.11.2006, в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац второй статьи 8 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац третий статьи 8 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
утверждает нормативно-правовые акты по составлению и представлению заявок, проведение их экспертизы {Абзац четвертый статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац пятый статьи 8 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац шестой статьи 8 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац седьмой статьи 8 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац восьмой статьи 8 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац девятый статьи 8 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
решает другие вопросы, определенные законами Украины и положены на него актами Президента Украины. {Статья 8 дополнена абзацем согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 9. Полномочия и обязанности Уполномоченного органа Уполномоченный орган обеспечивает реализацию этого Закона и других нормативно-правовых актов об охране прав на сорта растений и выполняет следующие функции: обеспечивает развитие научного и материально-технического потенциала в сфере охраны прав на сорта растений; согласовывает формирования и выполнения международных научно-технических программ и проектов по охране прав на сорта растений по общим координационными договорам; содействует развитию инновационной деятельности в области сортоизучения и охраны прав на сорта растений; дает государственный заказ на квалификационную экспертизу новых сортов растений; обобщает практику применения законодательства об охране прав на сорта растений, разрабатывает предложения по его совершенствованию; организует прием заявок, проведение их экспертизы, принимает решение по ним; выдает патенты на сорта растений и свидетельства об авторстве на сорта растений; ведет Реестр заявок, Реестр патентов, Реестр сортов и обеспечивает проведение государственной регистрации заявок, прав на сорта растений, сортов и Поддерживатели сортов растений; организует проверку сохранности сортов растений; обеспечивает опубликование официальных сведений о выданных патенты на сорта растений и свидетельства об авторстве на сорта растений, выдает Каталог сортов растений, пригодных для распространения в Украине; осуществляет международное сотрудничество в сфере правовой охраны сортов растений и представляет интересы Украины по вопросам охраны прав на сорта растений в международных организациях в соответствии с законодательства; осуществляет международное сотрудничество в сфере правовой охраны сортов растений и представляет интересы Украины по вопросам охраны прав на сорта растений в международных организациях в соответствии с законодательства; организует информационную и издательскую деятельность в сфере охраны прав на сорта растений; организует научно-исследовательские работы по совершенствованию законодательства, деятельности в сфере охраны прав на сорта, с совершенствования экспертизы на пригодность на распространение сортов растений; организует работу по подготовке и переподготовке кадров государственной системы охраны прав на сорта растений; организует послерегистрационные изучение сортов, размножения новых и перспективных сортов растений; создает и распространяет научно-техническую продукцию; утверждает отраслевые и межотраслевые программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере охраны прав на сорта растений; выступает заказчиком создания научно-технической продукции, участвует во внедрении в производство результатов законченных научно-технических разработок; участвует в разработке нормативных документов отраслевого назначения на продукцию, процессы, услуги в случае отсутствия национальных стандартов или необходимости установления требований, превышают или дополняют требования национальных стандартов; организует и принимает участие в международных мероприятиях научного направления (форумы, симпозиумы, конференции и т.д.), координирует участие научных учреждений в деятельности иностранных и международных обществ , ассоциаций и союзов на правах их членов в сфере интеллектуальной собственности на сорта растений; решает другие вопросы, определенные законами Украины и положены на него актами Президента Украины. {Статья 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006, в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Раздел II УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА СОРТ РАСТЕНИЙ {Название раздела II в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 10. Права на сорта 1. Согласно этому Закону могут приобретаться следующие права на сорта: личные неимущественные права интеллектуальной собственности на сорт растений {Абзац второй части первой статьи 10 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} имущественные права интеллектуальной собственности на сорт растений; {Абзац третий части первой статьи 10 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} имущественное право интеллектуальной собственности на распространение сорта растений. {Часть первая статьи 10 дополнена абзацем согласно Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} < br> Эти права приобретаются на сорт, который отвечает критериям, определенным настоящим Законом, и которому присвоено название согласно с ним. 2. О личные неимущественные права интеллектуальной собственности на сорт растений свидетельствует свидетельство об авторстве на сорт растений. {Часть вторая статьи 10 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 3. Об имущественных правах интеллектуальной собственности на сорт растений свидетельствует патент на сорт растений. {Абзац первый части третьей статьи 10 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} < br> Объем правовой охраны сорта, на который выдан патент, определяется совокупностью признаков, изложенных в занесенном в Реестр патентов описании сорта. 4. О имущественное право интеллектуальной собственности на распространение сорта растений свидетельствует свидетельство о государственной регистрации сорта растений. {Статья 10 дополнена частью по закону N 311-V ( 311 -16 ) от 02.11.2006} 5. Указанные права на сорт приобретаются в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 11. Критерии пригодности сорта для получения прав интеллектуальной собственности на него {Название статьи 11 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 1. Разновидностями сорта, которые могут приобретаться права, является клон, линия, гибрид первого поколения, популяция. 2. Сорт считается пригодным для приобретения права на него как на объект интеллектуальной собственности, если за проявлением признаков, порожденных определенным генотипом или определенной комбинацией генотипов, он новым, отличным, однородным и стабильным. {Часть вторая статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 3. Сорт считается новым, если до даты, на которую заявка считается поданной, заявитель (селекционер) или другое лицо по его разрешением не продавали или любым другим способом не передавали материал сорта для коммерческого использования: < br> а) на территории Украины - за год до этой даты; б) на территории другого государства - по древесных и кустарниковых культур и винограда за шесть лет и по растениям других видов по четыре года до этой даты. 4. Новизна сорта не теряется, если любой его материал сбывался, в том числе и в определенных пунктами "а" и "б" части третьей настоящей статьи дат со злоупотреблением в ущерб заявителю; на выполнение договора о передаче права на подачу заявки на выполнение договора о размножении воспроизводственного материала сорта и его экспертизу на пригодность на распространение, за условия, собранный в результате этого материал передавался только заявителю и не использовался для производства сорта {Абзац четвертый части четвертой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311 - 16 ) от 02.11.2006} на выполнение определенных законодательством мер, в частности по биологической безопасности или формирования Реестра сортов; как побочный или отходной продукт, полученный при создания или улучшения сорта, без ссылок на сорт и только потребления. 5. Сорта родов и видов, на которые право собственности согласно пункта 1 раздела IX этого Закона было ограничено, могут быть признаны пригодными для правовой охраны без предъявления к сорту требований части третьей настоящей статьи. При этом дата приоритета устанавливается по дате поступления в Уполномоченный орган заявки на регистрацию сорта. Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на сорт, установленный статьей 39 настоящего Закона, сокращается на период с даты государственной регистрации сорта до даты государственной регистрации прав на сорт. Относительно таких сортов не действует временная правовая охрана, предусмотрена статьей 30 настоящего Закона. {Статья 11 дополнена частью по закону N 311-V ( 311 -16 ) от 02.11.2006} 6. Сорт соответствует условию различия, если за проявлением его признаков он четко отличается от любого другого сорта, общеизвестного до даты, на которую заявка считается поданной. {Абзац первый части шестой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Сорт, который противопоставляется заявленному, считается общеизвестным, если: а) он распространен на определенной территории в любом государстве; б) сведения о проявлениях его признаков стали общедоступными в мире, в частности путем их описания в любой обнародованном публикации; в) он представлен образцом в общедоступной коллекции; г) ему предоставлена ??правовая охрана и / или он внесен в официальный реестр сортов в любом государстве, при этом он считается общеизвестным с даты подачи заявки на предоставление права или внесения в реестр. 7. Сорт считается однородным, если с учетом особенностей его размножения все растения этого сорта остаются достаточно схожими (однородными) по своим основным признакам, указанными в описании сорта. {Часть седьмая статьи 11 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 8. Сорт считается стабильным, если его основные признаки, отмечены в описании сорта, остаются неизменными после неоднократного размножения или, в случае особого цикла размножения, в конце каждого такого цикла. 9. Возникновение имущественных прав интеллектуальной собственности на сорт не зависит от дополнительных условий, отличающихся от изложенных в этой статье, если ему предоставлена ??название в соответствии с положениями Статьи 13 настоящего Закона и заявителем соблюдены все требования, предусмотренные настоящим < br> Законом, включая уплату необходимых сборов. {Статья 11 дополнена частью девятой согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 12. Условия государственной регистрации сорта Государственная регистрация сорта осуществляется, если сорт отличный, однородный и стабильный, ему присвоено название и он пригоден для распространение в Украине. {Текст статьи 12 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 13. Название сорта 1. Сортовые присваивается название, которое должно его однозначно идентифицировать и отличаться от любой другой названия существующего в Украине и государствах-участниках сорта того же или родственного вида. 2. Название сорта включает его родовое или видовое обозначение и собственное название. 3. Собственное может быть представлена ??любым словом, комбинацией слов, комбинацией слов и цифр или комбинацией букв и цифр. 4. Название сорта не должна: а) противоречить принципам гуманности и морали; б) состоять только из цифр, за исключением случаев, когда это соответствует сложившейся практике наименование сортов, или состоять исключительно из знаков или указаний, которые указывают на вид, группу спелости, качество, назначение, ценность, происхождения или технологию выращивания; в) вводить в заблуждение или давать ложное представление о характеристик, ценности, географического происхождения сорта, а также об авторе сорта или иное заинтересованное лицо; г) быть тождественной настолько подобной, что ее можно спутать, относительно названия сорта, права на который приобретены в Украине или другой государстве-участнике. 5. Сорт должен предлагаться в Украине и в другой государству-участнику под одним и тем же названием за исключением случае, если такое название неприемлема на территории Украины. {Часть пятая статьи 13 в редакции Закона N 311-V ( 311 - 16 ) от 02.11.2006} 6. Любые права, связанные с принятым названием сорта, не должны препятствовать ее свободному использованию в связи с данным сортом, по истечении срока правовой охраны этого сорта. {Статья 13 дополнена частью шестой согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 14. Пригодность сорта для распространения в Украине Сорт считается пригодным для распространения в Украине, если он отличный, однородный и стабильный, может быть использован для удовлетворения потребностей общества и не запрещен для распространения с оснований угрозы жизни и здоровью людей, нанесение вреда животному и растительному миру, сохранению окружающей среды. Критерии запрета распространения сортов в Украине разрабатываются уполномоченным органом и утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере охраны прав на сорта растений. {Статья 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006, N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Раздел III ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА СОРТ РАСТЕНИЙ {Название раздела III в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 15. Общие положения порядка приобретения прав на сорт 1. Права на сорт приобретаются в Украине путем подачи в Уполномоченного органа заявки, экспертизы заявки и государственной регистрации прав. 2. Приобретение прав на сорт в иностранных государствах осуществляется независимо от приобретения таких прав в Украине. 3. От имени селекционеров (авторов сортов), заявителей и владельцев патентов в отношениях, регулируемых настоящим Законом, могут выступать их представители, в частности представители по интеллектуальной собственности, зарегистрированные в соответствии с положением о них ( 545-94-п ), утвержденного Кабинетом Министров Украины. В таком случае отношения с представителями считаются отношениями соответствии с авторами, заявителями и владельцами патентов. {Часть третья статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 16. Право селекционера (автора сорта) 1. Право на подачу заявки на сорт растений принадлежит автору сорта (селекционеру), если иное не предусмотрено настоящим Законом. 2. Если сорт создали совместно несколько авторов, то они право на подачу заявки совместно, если иное не предусмотрено договором между ними. Отказ одного или нескольких из них от осуществления права на подачу заявки не прекращает такого права у остальных соавторов сорта. {Часть вторая статьи 16 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 3. В случае пересмотра условий договора по составу авторов сорта Уполномоченный орган по совместному ходатайству лиц, указанных в заявке в качестве авторов, а также авторов, не указанных в заявке, вносит изменения в соответствующие документы в установленном порядке по < br> условия поступления ходатайства до принятия решения о государственной регистрации прав на сорт и уплаты соответствующего сбора. {Часть третья статьи 16 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 4. Автору сорта (селекционеру) принадлежит право авторства, которые являются личными неимущественными правами и охраняются бессрочно, согласно положениям статьи 37 настоящего Закона. {Часть четвертая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 17. Право работодателя 1. Если сорт создан селекционером в связи с выполнением трудового договора или договора о создании по заказу с работодателем с использованием ноу-хау последнего, то в случае, если трудовым договором или договором о создании по заказу между работодателем и селекционером не предусмотрено иное, право на подачу заявки на сорт принадлежит селекционеру и работодателю совместно. {Часть первая статьи 17 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 2. В условиях, изложенных в части первой настоящей статьи, автор сорта подает работодателю письменное уведомление о полученном им сорт с достаточно полным описанием. 3. Если трудовым договором или договором о создании по заказу между работодателем и селекционером предусмотрено право на подачи заявки только работодателю, он должен в течение 60 дней даты получения уведомления автора сорта подать в Уполномоченного органа заявку на сорт или передать право на подачу заявки другому лицу или принять решение о сохранении сведений о сорте как конфиденциальной информации или коммерческой тайны. В этот же срок работодатель должен заключить с автором сорта письменный договор о размере и условиях выплаты ему справедливой вознаграждения (роялти) в соответствии с экономической ценностью сорта и другой его выгоды. Уполномоченный орган может устанавливать минимальные ставки указанного вознаграждения. {Часть третья статьи 17 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 4. Если работодатель (правопреемник работодателя) не выполнит указанных в части третьей настоящей статьи требований в установленный срок ли использовать сорт, сохраняя сведения о нем как конфиденциальную информацию более четырех лет с даты получения сообщения автора сорта, то право на подачу заявки и получение патента переходит к автору сорта, а за работодателем остается преимущественное право на приобретение неисключительной лицензии на использование сорта. 5. Споры об условиях получения автором сорта от работодателя вознаграждения и его размере разрешаются в судебном порядке. Статья 18. Право правопреемника Право на подачу заявки на сорт растений имеет соответственно правопреемник автора или работодателя. {Статья 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 19. Право первого заявителя Если сорт растений создан двумя или более авторами (группами авторов) независимо друг от друга, то права на сорт принадлежат заявителю, заявка которого имеет более раннюю дату подачи или , если заявлен приоритет, более раннюю дату приоритета, при условии, что указанная заявка не считается отозванной, не отозвана или которой не принято решение об отказе в выдаче патента. {Статья 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 19-1. Право любого лица 1. Любое лицо может подать заявку о приобретении права на распространение сорта, который отнесен к общеизвестным, без прав интеллектуальной собственности на него. {Закон дополнен статьей 19-1 согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 20. Заявка на сорт 1. Заявка на сорт подается в Уполномоченный орган лицом, имеющим на это право в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Закона. 2. Заявка должна касаться только одного сорта. 3. Заявка составляется на украинском языке и должна содержать: заявление о признании прав на сорт с обозначением видов прав на сорт, которые намерена получить заявитель {Абзац второй части третьей статьи 20 в редакции Закона N 311 - V ( 311-16 ) от 02.11.2006} имя (название) и адрес места жительства (местонахождение) заявителя; имя и адрес места жительства автора (авторов); указания ботанического таксона (украинские и латинском языках); предложенную название сорта; техническую анкету сорта {Абзац седьмой части третьей статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} указания показателей для определения пригодности сорта для распространение в Украине (если в заявлении обозначено намерение приобрести имущественное право интеллектуальной собственности на распространение сорта растений); {Абзац восьмой части третьей статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006 } сведения о происхождении сорта, содержащие методы и выходные формы, используемые для его создания {Абзац девятый части третьей статьи 20 с изменениями, внесенными Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} сведения о других заявки по этому сорта; сведения о произведенном коммерческое использование; доказательство уплаты сбора за подачу заявки другие определенные центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны прав на сорта растений, сведения, необходимые для приобретения прав на сорт. {Абзац тринадцатый части третьей статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Часть четвертая статьи 20 исключена на основании Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006}
5. Автор (селекционер) имеет право требовать, чтобы его не упоминали как автора в любой публикации о заявке или патенте. Если трудовым договором или договором о создании по заказу между автором и работодателем обусловлено отказ автора (авторов) от личных неимущественных прав интеллектуальной собственности на сорт, а в заявлении не указано намерен приобрести неимущественные права интеллектуальной собственности на сорт растений, имя и адрес места жительства автора (авторов) в заявке могут не указываться. {Часть пятая статьи 20 дополнена абзацем вторым по Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 6. К заявке прилагаются, в установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны прав на сорта растений, порядка, образцы посадочного материала. {Часть шестая статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} 7. Иные требования к документам заявки определяются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны прав на сорта растений. {Часть седьмая статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} 8. За подачу заявки уплачивается сбор. Документ об уплате сбора предоставляется в Уполномоченный орган вместе с заявкой или течение двух месяцев с даты подачи заявки. {Часть восьмая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законами N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006, N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 21. Дата, на которую заявка считается поданной 1. Датой подачи заявки считается дата получения Уполномоченным органом всех материалов заявки, предусмотренных частью третьей статьи 20 настоящего Закона, или части материалов, содержащих по крайней мере: а) сведения о заявителе, изложенные на украинском языке; б) указание ботанического таксона (латинское и украинских обозначения); в) предложенную заявителем название или временное обозначение сорта; г) если испрашивается приоритет - название государства-участника, в которой представлены предварительную заявку на этот сорт, и дату подачи этого заявки д) техническую анкету сорта. {Пункт "д" части первой статьи 21 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006 } 2. Если Уполномоченный орган считает, что на момент получения материалы заявки не соответствуют требованиям части первой настоящей статьи, оно уведомляет об этом заявителя. Для внесения изменений в материалы предоставляется двухмесячный срок с даты получения заявителем уведомления Уполномоченного органа. Если за это время несоответствие будет устранено, датой подачи заявки считаться дата получения Уполномоченным органом исправленных материалов. В противном случае заявка считается не поданной, о чем заявителю направляется уведомление. {Абзац второй части второй статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 3. Решение об установлении даты подачи заявки Уполномоченный орган направляет заявителю после поступления документа об уплате сбора за подачу заявки. В случае неуплаты или несвоевременной уплаты сбора решение не направляется, а заявка считается отозванной. {Часть третья статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 22. Право на приоритет заявки 1. Заявитель имеет право заявить приоритет по дате подачи предварительной заявки на тот же сорт в компетентный орган другой государства-участника при условии, что заявка подана к Уполномоченному орган не позднее двенадцати месяцев с даты подачи предыдущей заявки в компетентный орган другого государства-участника и на дату подачи заявки предыдущая заявка была действующей. Если последний день этого срока является выходным днем, то срок продлевается до первого следующего рабочего дня. 2. Заявитель, желающий заявить приоритет, подает заявление о приоритет, копию предыдущей заявки вместе с указанием даты представления этой заявки и ее номера, заверенную органом, к которому она была подана, и перевод ее на украинский язык . Эти документы должны поступить в Уполномоченный орган до окончания трех месяцев с даты подачи заявки. {Часть вторая статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} 3. Сроки, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, пропущенные из-за непредвиденных и независимые от заявителя обстоятельства, могут быть продлены на два месяца при условии уплаты соответствующего сбора. В противном случае заявитель теряет право на приоритет. {Часть третья статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 23. Конфиденциальность заявки 1. С даты поступления заявки в Уполномоченный орган и в даты публикации сведений о заявке согласно требованиям пункта "б" части пятой статьи 26 настоящего Закона материалы заявки считаются конфиденциальной информацией и хранятся Уполномоченным органом в тайне. Доступ третьих лиц к материалам заявки в этот период запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Результаты экспертизы сорта считаются конфиденциальной информацией и хранятся Уполномоченным органом в тайне. Доступ третьих лиц к результатам экспертизы в период проведения запрещается, за исключением случаев, если такой доступ предусмотренный законодательством. Лица, виновные в нарушении требований конфиденциальности материалов заявки, несут ответственность, предусмотренную законами Украине. {Текст статьи 23 в редакции Закона N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} Статья 24. Отзыв заявки Заявитель вправе отозвать заявку в любое время до даты получения им решения о регистрации сорта. Статья 25. Экспертиза заявки 1. Экспертиза заявки имеет статус государственной научно-технической экспертизы. Она проводится с целью установления соответствия заявки и сорта требованиям настоящего Закона и подготовки обоснованных экспертных заключений и решений по заявке. 2. Экспертиза заявки проводится Уполномоченным органом соответствии с настоящим Законом и установленными на его основе правил. {Часть вторая статьи 25 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} 3. Экспертиза заявки состоит из формальной экспертизы (экспертизы по формальным признакам) и квалификационной (технической) экспертизы. {Часть третья статьи 25 с изменениями, внесенными Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 4. Заявитель имеет право по собственной инициативе или по предложению Уполномоченного органа лично или через своего представителя принимать участие в установленном порядке в рассмотрении вопросов, возникших проведении экспертизы. {Часть четвертая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Законом N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} 5. Заявитель имеет право по собственной инициативе вносить в заявку исправления и уточнения признаков, приведенных в технической анкете сорта. Эти исправления и уточнения не учитываются, если они поступили в Уполномоченного органа с даты получения заявителем решения по заявке. {Абзац части пятой статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11.2006} За подачу заявителем ходатайства о внесении исправлений и уточнений в заявку после внесения сведений о ней в Реестр заявок уплачивается сбор. Статья 26. Формальная экспертиза 1. Формальная экспертиза заявки проводится с целью определения соответствия формальных признаков заявки требованиям, установленным настоящим Законом и утвержденными центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны прав на сорта растений, на его основе правилами составления и представления заявки. {Часть первая статьи 26 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} 2. При проведении формальной экспертизы: а) определяется дата подачи заявки в соответствии с положениями статьи 21 настоящего Закона; б) проверяется соответствие состава документов заявки требованиям, определенным частью третьей статьи 20 настоящего Закона; в) заявка сравнивается с предоставленной заявителем копией предыдущей заявки, если такая подавалась в компетентный орган государства-участника, и устанавливается дата приоритета согласно статьей 22 этого Закона; г) устанавливается факт уплаты сбора за подачу заявки д) по решению уполномоченного органа проверяется право заявителя на подачу заявки. {Часть вторая статьи 26 дополнена пунктом "д" согласно Закону N 311-V ( 311-16 ) от 02.11. 2006} 3. В случае поступления материалов, на основании которых может быть установлена ??дата подачи заявки: а) заявителю направляется уведомление о принятии заявки к рассмотрения с указанием ее номера и даты представления; б) в Реестр заявок вносятся сведения, содержащие: номер и дату подачи заявки;
|