З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей {Название Закона с изменениями, внесенными Законом N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1995, N 6, ст. 35) {Вводится в действие Постановлением ВР N 21 / 95-ВР от 24.01.95, ВВР, 1995, N 6, ст. 36} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 312-XIV ( 312 -14 ) от 11.12.98, ВВР, 1999, N 4, ст.35 N 864-XIV ( 864 - 14 ) от 08.07.99, ВВР, 1999, N 36, ст.318 N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 28, ст.211 N 1410-IV ( 1410-15 ) от 03.02.2004, ВВР, 2004, N 19, ст.251 N 2377-IV ( 2377-15 ) от 20.01.2005, ВВР, 2005, N 11, ст.198 N 3167-IV ( 3167-15 a >) от 01.12.2005, ВВР, 2006, N 12, ст.104 N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007, ВВР, 2007, N 15, ст.194 N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009, ВВР, 2009, N 36-37, ст.511 N 2507-VI ( 2507-17 ) от 09.09.2010, ВВР, 2011, N 4, ст.18 N 5290-VI ( 5290-17 ) от 18.09.2012 N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012 N 5477-VI ( 5477-17 ) от 06.11.2012}
{В тексте Закона слова "Государственный комитет Украины по делам семьи и молодежи" во всех падежах заменены словами "уполномоченный центральный орган исполнительной власти в делам семьи и молодежи "в соответствующих падежах согласно Законом N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003} {В тексте Закона (кроме статей 6 и 10) слово "несовершеннолетние" во всех падежах заменены словом "дети" в соответствующем падеже согласно закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} {В тексте Закона слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по делам семьи, детей и молодежи, уполномоченный орган власти Автономной Республики Крым в делам семьи, детей и молодежи "во всех падежах заменены словами" центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей "в соответствующем падеже согласно закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Исходя из Конституции Украины ( 254к / 96-ВР ) и Конвенции ООН о правах ребенка этот Закон определяет правовые основы деятельности органов и служб по делам детей и специальных учреждений для детей, на которые возлагается осуществление социальной защиты и профилактики правонарушений среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Органы и службы по делам детей, специальные учреждения и заведения, которые осуществляют их социальную защиту и профилактику правонарушений {Название статьи 1 в редакции Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Осуществление социальной защиты детей и профилактики среди них правонарушений возлагается в пределах определенной компетенции на: центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере семьи и детей, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере семьи и детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, соответствующие структурные подразделения областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, исполнительных органов городских и районных в городах советов; {Абзац второй части первой статьи 1 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} уполномоченные подразделения органов внутренних дел {Абзац третий части первой статьи 1 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} приемники-распределители для детей органов внутренних дел; школы социальной реабилитации и профессиональные училища социальной реабилитации органов образования; центры медико-социальной реабилитации детей учреждений здоровья; специальные воспитательные учреждения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины {Абзац седьмой части первой статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009} приюты для детей; центры социально-психологической реабилитации детей; социально-реабилитационные центры (детские городки). {Часть первая статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98, в редакции Закона N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99 с изменениями, внесенными согласно Законам N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003, N 2377-IV ( 2377-15 ) от 20.01.2005, в редакции Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} В осуществлении социальной защиты и профилактики правонарушений среди детей принимают участие в пределах своей компетенции иные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, отдельные граждане. (Часть вторая статьи 1 в редакции Закона N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99) Под социальной защитой детей в этом Законе следует понимать комплекс мер и средств социально-экономического и правового характера, осуществление которых возлагается на субъектов, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, по обеспечению прав детей на жизнь, развитие, воспитание, образование, медицинское обслуживания, предоставлению материальной поддержки. (Статья 1 дополнена частью третьей согласно Закону N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003 ) Статья 2. Основные принципы деятельности органов и служб по делам детей, специальных учреждений и заведений социальной защиты для детей {Название статьи 2 в редакции Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Деятельность органов и служб по делам детей и специальных учреждений и учреждений социальной защиты для детей осуществляется на принципах: {Абзац первый статьи 2 с изменениями, внесенными согласно < br> Законом N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} законности; применение преимущественно методов воспитания и убеждения, предусматривают принятия принудительных мер только после исчерпания всех других мер воздействия на поведение детей; гласности, т.е. систематического информирования о состоянии дел по защите прав детей, правонарушений среди детей, работу центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере семьи и детей, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, служб по делам детей, специальных учреждений и учреждений социальной защиты для детей в открытой государственной статистике, средствах массовой информации {Абзац четвертый статьи 2 в редакции Закона N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99, N 609-V ( 609 - 16 ) от 07.02.2007 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 a >) от 16.10.2012} сохранение тайны о детях, совершивших правонарушения и к которым применялись меры индивидуальной профилактики; недопустимости унижения чести и достоинства детей, жестокого обращения с ними. Статья 3. Профилактика правонарушений среди детей Во профилактикой правонарушений среди детей следует понимать деятельность органов и служб по делам детей, специальных учреждений для детей, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению детьми правонарушений, а также положительное влияние на поведение отдельных детей на территории Украины, в ее отдельном регионе, в семье, на предприятии, в учреждении или организации независимо от форм собственности, за месту жительства. Р а з д е л II ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ Статья 4. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, орган исполнительной власти Автономной < br> Республики Крым в сфере семьи и детей, службы в делам детей Основными задачами центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи й и детей, служб по делам детей являются: разработка и осуществление самостоятельно или вместе с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, общественными организациями мер по защите прав, свобод и законных интересов детей; координация усилий центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в решении вопросов социальной защиты детей и организации работы по предотвращению детской безнадзорности; обеспечение соблюдения требований законодательства относительно установления опеки и попечительства над детьми, их усыновления; осуществление контроля за условиями содержания и воспитания детей в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, специальных учреждениях и учреждениях социальной защиты для детей независимо от формы собственности; ведение государственной статистики в отношении детей в соответствии с законодательства Украины и международных стандартов; ведение учета детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, детей-сирот и детей, лишенных родительской попечительства, усыновленных, устроенных в приемные семьи, детских домов семейного типа и социально-реабилитационных центров (детских городков) проведение работы по социально-правовой защиты детей, предотвращения безнадзорности и правонарушений среди них, с социально-психологической реабилитации наиболее уязвимых категорий детей, контроль и координация деятельности служб по делам детей; {Абзац восьмой части первой статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} осуществление по вопросам, относящимся к их компетенции, координации и методологического обеспечения деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по социальной защите детей -сирот, детей, лишенных родительского попечения, лиц из их числа, а также обеспечения соблюдения законодательства относительно установления опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, их усыновления, применение других предусмотренных законодательством форм устройства детей {Абзац части первой статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} содействие развитию различных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. {Абзац части первой статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, службы по делам детей имеют право: принимать по вопросам, относящимся к их компетенции, решения, которые являются обязательными для выполнения центральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и местными государственными администрациями, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами {Абзац второй части второй статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} обращаться в случае нарушения прав и законных интересов детей, а также по вопросам оказания им помощи в соответствующие органы исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; проводить работу среди детей с целью предотвращения правонарушений; заявлять органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопрос о направлении в специальные учреждений для детей, учебных заведений (независимо от формы собственности) детей, оказались в сложных жизненных обстоятельствах, неоднократно самовольно оставляли семью и учебные заведения; обеспечивать устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детских домах семейного типа, приемные семьи, передачу под опеку, попечительство, на усыновление; вести дела по опеке и попечительству над детьми и усыновления детей; проверять состояние работы по социально-правовой защиты детей в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, специальных учреждениях и учреждениях социальной защиты для детей независимо от формы собственности, состояние воспитательной работы с детьми в учебных заведениях, по месту жительства, а также в случае необходимости - условия работы работников моложе 18 лет на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности; представлять в случае необходимости интересы детей в судах, в их отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности; приглашать для беседы родителей или опекунов, попечителей, должностных лиц в службу по делам детей с целью выяснения причин и условий, которые привели к нарушению прав детей, безнадзорности, совершение правонарушений, принимать меры по их устранению; давать согласие на увольнение работников моложе 18 лет по инициативе собственника предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности или уполномоченного им органа; заявлять органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц в случае невыполнения ими решений, принятых центральным органом исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, службами по делам детей; определять потребность регионов в образовании специальных учреждений и учреждений социальной защиты для детей; разрабатывать и реализовывать собственные и поддерживать общественные программы социального направления с целью обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов детей; заявлять органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопрос о привлечении к ответственности согласно закону физических и юридических лиц, допустили нарушение прав, свобод и законных интересов детей; навещать детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, состоящих на учете в службе по делам детей, за месту жительства, учебы и работы; принимать меры для < br> социальной защиты детей. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам семьи и детей, контролирует деятельность органа исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и < br> детей. {Часть третья статьи 4 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Часть четвертая статьи 4 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, должностные лица обязаны в срок, определен центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере усыновления и защиты прав детей, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере семьи и детей, соответствующими службами по делам детей, сообщать о < br> мерах, принятых во исполнение принятых ими решений.
{Часть шестая статьи 4 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Часть седьмая статьи 4 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Часть восьмая статьи 4 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Типовое положение о службе по делам детей ( 1068-2007-п ) утверждает Кабинет Министров Украины. {Статья 4 в редакции Закона N 864-XIV ( 864-14 a >) от 08.07.99; с изменениями, внесенными согласно Законам N 673-IV ( 673-15 ) от < br> 03.04.2003, N 3167-IV ( 3167-15 ) от 01.12.2005, в редакции Закона N 609 -V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Статья 5. Уполномоченные подразделения органов внутренних дел {Название статьи 5 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Часть первую статьи 5 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Уполномоченные подразделения органов внутренних дел обязаны: {Абзац первый части второй статьи 5 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} проводить работу по предотвращению правонарушений детей; выявлять, пресекать и раскрывать преступления, совершенные детьми, употреблять с этой целью оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, предусмотренных действующим законодательством; рассматривать в рамках своей компетенции заявления и сообщения о правонарушения, совершенные детьми; осуществлять досудебную подготовку материалов о правонарушения, совершенные детьми, проводить дознания в пределах, определенных уголовно-процессуальным законодательством; выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений детьми, принимать в пределах своей компетенции меры по их устранению; участвовать в правовом воспитании детей; разыскивать пропавших, детей, оставили семьи, учебно-воспитательные заведения (бродяжничают) и специальные учреждения для детей {Абзац седьмой части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} выявлять взрослых лиц, которые вовлекают детей в преступную деятельность, проституцию, пьянство, наркоманию и попрошайничество; выявлять лиц, занимающихся изготовлением и распространением порнографической продукции, изданий, пропагандирующих насилие, жестокость, сексуальную разврат; выявлять родителей или лиц, их заменяющих, уклоняющихся от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по создания надлежащих условий для жизни, обучения и воспитания детей; {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} вести учет правонарушителей, не достигших 18 лет, в том числе уволенных из специальных воспитательных учреждений, с целью проведения профилактической работы, информировать соответствующие службы в делам детей относительно этих детей {Абзац части второй статьи 5 в редакции Закона N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2377-IV ( 2377-15 ) от 20.01.2005, N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} возвращать в места постоянного проживания, обучения или направлять в специальные учреждения для детей в срок не более восьми часов с момента выявления детей, которые были подброшены, или заблудившихся, или оставили семью или учебно-воспитательные учреждения; вызвать детей, их родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), а также других лиц по делам и других материалах о правонарушениях и в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову - подвергать их приводу; посещать правонарушителей, не достигших 18 лет, за месту жительства, учебы, работы, проводить беседы с ними, их родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями ) {Абзац четырнадцатый статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законом N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности сведения, необходимые в связи с материалами о правонарушениях, находящихся в ее ведении; задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях детей, оставшихся без опеки и попечительства, - на период до передачи их законным представителям или до устройства в установленном порядке, но не более восьми часов {Абзац части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1410-IV ( 1410-15 ) от 03.02.2004, в редакции Закона N 2507-VI ( 2507-17 a >) от 09.09.2010} задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях детей от 11 лет, которые подозреваются в совершении общественно опасных деяний, за которые Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет или более мягкое наказание, и не достигли возраста, с которого по такие деяния лица подлежат уголовной ответственности, - до передачи их под надзор родителей, лиц, их заменяющих, или администрации учебного или другого детского учреждения, в котором постоянно проживает этот ребенок, но не более восьми часов {Абзац части второй статьи 5 в редакции Закона N 2507-VI ( 2507-17 ) от 09.09.2010} задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях детей от 11 лет, которые подозреваются в совершении общественно опасных деяний, подпадающих под признаки деяний, за «br > которые Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше пяти лет, и не достигли возраста, с которого за такие деяния лица подлежат уголовной ответственности, - до доставки их в суд для решения вопрос о помещении их в приемники-распределители для детей, но не более двенадцати часов с момента их задержания {Абзац части второй статьи 5 в редакции Закона N 2507-VI ( 2507-17 ) от 09.09.2010} осуществлять согласно действующему законодательству гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия с целью раскрытия преступлений, совершенных детьми или с их участием; выявлять, вести учет лиц, которые вовлекают детей в антиобщественную деятельность; (Абзац части второй статьи 5 в редакции Закона N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99) проводить обыски, изъятия и другие следственные действия в соответствии с уголовно-процессуального законодательства; проводить при наличии законных оснований осмотр детей, вещей, имеющиеся при них, транспортных средств; изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами правонарушения или использованы во вред здоровью детей; (Абзац части второй статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99) составлять протоколы об административных правонарушениях детей, а также их родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), которые не выполняют обязанностей по воспитанию и обучения, информировать соответствующие службы по делам детей; (Абзац части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003) вносить предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности обязательные для рассмотрения представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений детьми; доставлять в органы внутренних дел на срок до восьми часов детей, совершивших административное правонарушение, но не достигли возраста, с которого наступает административная ответственность, для установления личности, обстоятельств совершения правонарушения и передачи их родителям или лицам, их заменяющих, или в приюты для детей служб по делам детей {Абзац статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 609 - V ( 609-16 ) от 07.02.2007, N 2507-VI ( 2507-17 ) от 09.09.2010} после установления личности ребенка безотлагательно извещать родителей или лиц, их заменяющих, об административном задержании ребенка, а в случае совершения преступления также информировать органы прокуратуры; {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003; в редакции Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} уведомлять органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка об известном факте оставления без опеки (попечительства) родителей {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Законом N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609 -V ( 609-16 ) от 07.02.2007} информировать соответствующие службы по делам детей о детей, задержаны или обвиняемых в совершении преступлений; (Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 673 -IV ( 673-15 ) от 03.04.2003) осуществлять в соответствии с законодательством меры социальной патронажа в отношении детей, которые отбывали наказание в виде лишения свободы на определенный срок; (Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 3167-IV ( 3167-15 ) от 01.12.2005) вести учет правонарушителей, не достигших 18 лет, нуждаются в медицинской помощи, в том числе уволенных с специальных воспитательных учреждений, с целью проведения профилактической работы , информировать соответствующие службы по делам детей по этим детей. {Часть вторая статьи 5 дополнен абзацем согласно Законом N 3167-IV ( 3167-15 ) от 01.12.2005; с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Уполномоченные подразделения органов внутренних дел выполняют также другие обязанности и имеют другие права, предусмотренные законодательством. {Часть третья статьи 5 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{Часть четвертая статьи 5 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Р а з д е л III СУДЫ Статья 6. Суды Суды рассматривают дела: в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления; в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет; о помещении детей в возрасте от 11 лет в приемники-распределители для детей {Абзац четвертый статьи 6 редакции Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2507-VI ( 2507-17 ) от 09.09.2010} об административной ответственности родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей) несовершеннолетних за невыполнение ими своих обязанностей по воспитанию и обучению детей; об ограничении родителей в дееспособности, отобрания детей и лишении родительских прав, выселение лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно; о восстановлении родительских прав и разрешения споров между родителями относительно места проживания детей {Абзац седьмой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} по другим вопросам, связанных с личными, жилыми и имущественными правами несовершеннолетних. (Абзац восьмой части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 673-IV ( 673-15 ) от 03.04.2003) Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются специально уполномоченными на то судьями (составом судей) с участием представителей служб по делам детей, кроме случаев , предусмотренных законом. {Часть вторая статьи 6 редакции Закона N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007}
{Часть третья статьи 6 исключен на основании Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007}
Р а з д е л IV СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Статья 7. приемник-распределитель для детей приемник-распределитель для детей - специальные учреждения органов внутренних дел, предназначенные для временного содержания детей от 11 лет. Приемники-распределители для детей создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и действуют в соответствии с положением, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Украины. Права и обязанности должностных лиц приемников-распределителей определяются положением о приемники-распределители для детей. приемник-распределитель для детей являются юридическими лицами. В приемники-распределители для детей дети помещаются по решению суда. Срок пребывания ребенка в приемнике-распределителе для детей определяется судом в зависимости от наличия объективных оснований для ее содержания в этом учреждении. В приемники-распределители для детей помещаются дети, которые: 1) достигли 11-летнего возраста и подозреваемых в совершении общественно опасных деяний, подпадающих под признаки деяний, за которые Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше пяти лет, и не достигли возраста, с которого за такие деяния лица подлежат уголовной ответственности, в отношении которых достаточно оснований считать, что они будут уклоняться от следствия и суда или от выполнения процессуальных решений, препятствовать установлению истины по делу или продолжать противоправную деятельность, - до решения судом вопроса о применении принудительных мер воспитательного характера, но не более 60 суток. В случае если исчезли основания, предусмотренные в этом пункте, для дальнейшего содержания ребенка в приемнике-распределителе для детей или выяснения обстоятельств, указанных в части п ' пятой настоящей статьи, следователь или суд немедленно решает вопрос о прекращении дальнейшего содержания ребенка в приемнике-распределителе для детей. Устройство ребенка, в отношении которого вынесено постановление или решение о прекращения ее содержания в приемнике-распределителе для детей и безотлагательное доставки к дальнейшему места устройства, осуществляется должностными лицами приемника-распределителя для детей ; 2) подлежат направлению по решению суда, вступившего законную силу, в специальных учебно-воспитательных учреждений, и есть достаточно оснований считать, что такие дети будут заниматься противоправной < br> деятельностью, - на срок, необходимый для доставки их к специальных учебно-воспитательных учреждений, но не более 30 суток 3) самовольно оставили специальные учебно-воспитательные учреждения, в которых они находились, - на срок, необходимый для доставки их в специальных учебно-воспитательных учреждений, но не более 30 суток 4) находятся в розыске как, скрывшихся оставили семьи или учебно-воспитательные заведения (бродяжничают), - на срок, необходимый для передачи их уполномоченному подразделения органов внутренних дел, который инициировал розыск, но не более 36 часов; {Пункт 4 части четвертой статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} 5) оставили государства постоянного проживания и соответственно международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, подлежат возврату в государство своего постоянного проживания, - на срок, необходимый для передачи их родителям, лицам, их заменяющих, или работников специализированных учреждений государств постоянного проживания. Не подлежат доставке в приемники-распределители для детей дети, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или токсичных веществ, а также психически больные < br> дети с выраженными симптомами болезни. Порядок содержания детей, помещенных в приемники-распределители для детей, определяется правилами внутреннего распорядка приемника-распределителя для детей, утвержденными Министерством внутренних дел Украины. {Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007, в редакции Закона N 2507-VI ( 2507-17 ) от 09.09.2010} Статья 8. Общеобразовательные школы и профессиональные училища социальной реабилитации Общеобразовательные школы и профессиональные училища социальной реабилитации являются специальными учебно-воспитательными учреждениями для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и подчиняются центральному органу исполнительной власти, что обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования и науки. В этих заведений могут направляться лица, совершившие преступление в возрасте до 18 лет или правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. {Часть первая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законам N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007, N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Основными задачами общеобразовательных школ и профессиональных училищ социальной реабилитации являются: создание надлежащих условий для жизни, обучения и воспитания учащихся, повышение их общеобразовательного и культурного уровня, профессиональной подготовки, развития индивидуальных способностей и наклонностей, обеспечения необходимой медицинской помощи; обеспечение социальной реабилитации учащихся, их правового воспитания и социальной защиты в условиях постоянного педагогического режима. В общеобразовательных школ социальной реабилитации направляются по решению суда дети от 11 до 14 лет, а к профессиональных училищ социальной реабилитации - в возрасте от 14 лет. Детей держат в указанных школах и профессиональных училищах социальной реабилитации в пределах установленного судом срока, но не более трех лет. В общеобразовательных школах социальной реабилитации детей могут держать в исключительных случаях до достижения ими 15 лет, а в профессиональных училищах социальной реабилитации - до достижения 19 лет, если это необходимо для завершения учебного года или профессиональной подготовки. Ученики общеобразовательных школ социальной реабилитации, которым исполнилось 15 лет, но они не стали на путь исправления, за решению суда по местонахождению указанного заведения могут быть переведены до профессионального училища социальной реабилитации. Это перевод может осуществляться в пределах срока, установленного решению суда применил принуждения воспитательного характера, но не более трех лет. Освобождение учащихся с учебно-воспитательных учреждений социальной реабилитации осуществляется досрочно или по истечении срока пребывания. Дети, освобожденные из общеобразовательных школ социальной реабилитации, направляются директором школы к родителям (усыновителей) или опекунов (попечителей), а те, которые не имеют родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), - до соответствующих учебно-воспитательных учреждениях общего типа. Дети, освобожденные из профессиональных училищ социальной реабилитации, направляются директором училища, как правило, по месту жительства для трудоустройства по полученной специальности, а в отдельных случаях - в другую местность при условии письменного подтверждения соответствующей службы по делам детей или государственной службы занятости о возможности трудоустройства и обеспечения жильем ребенка в этой местности. {Часть девятая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02 .2007} Досрочное освобождение детей из общеобразовательных школ и профессиональных училищ социальной реабилитации производится судом по местонахождением заведения по ходатайству совета школы или училища. Школы социальной реабилитации и профессиональные училища социальной реабилитации создаются в соответствии с законодательством. (Часть одиннадцатая статьи 8 в редакции Закона N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99) Статья 9. Центры медико-социальной реабилитации детей Центры медико-социальной реабилитации детей создаются в государственной системе здравоохранения по определению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам семьи, детей и молодежи и центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения, для детей, употребляющих алкоголь, наркотики, а также для детей, которые по состоянию здоровья не могут быть направлены в школы социальной реабилитации и профессиональных училищ социальной реабилитации. {Часть первая статьи 9 в редакции Закона N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99 с изменениями, внесенными согласно Законам N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007, N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} i > Основной задачей центров медико-социальной реабилитации является создание условий и обеспечение лечения детей от алкоголизма, наркомании, токсикомании и их психосоциальная реабилитация и коррекция. В центры медико-социальной реабилитации направляются дети возрасте от 11 лет на основании заключения медико-экспертной комиссии. Дети находятся в центрах медико-социальной реабилитации течение срока, необходимого для лечения, но не более двух лет. Вопрос о пребывании ребенка в центре медико-социальной реабилитации рассматривается руководством центра на основании просьбе, поданного родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями), а в случае отсутствия последних - на основе решения службы по делам детей. {Часть пятая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 673-IV ( 673-15 ) от < br> 03.04.2003, N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Центры медико-социальной реабилитации детей имеют права юридического лица, собственный бланк, печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. Положение о центрах медико-социальной реабилитации детей утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 10. Специальные воспитательные учреждения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины {Название статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2377-IV ( 2377-15 ) от 20.01.2005, N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009} Специальные воспитательные учреждения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины - это учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 лет, осужденные к лишению свободы. {Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2377-IV ( 2377-15 ) от 20.01.2005, N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009} Организация и деятельность специальных воспитательных учреждений регламентируется уголовно-исполнительным законодательством. (Часть вторая статьи 10 в редакции Закона N 2377-IV ( 2377-15 ) от 20.01.2005) (Статья 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98) Статья 11. Приюты для детей службы по делам детей Приюты для детей создаются, реорганизуются и ликвидируются соответствии с социальными потребностями соответствующего региона Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах советов и подчиняются соответствующей службе по делам детей. {Часть первая статьи 11 в редакции Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Приюты для детей могут также создаваться по согласованию со службами по делам детей предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными организациями и гражданами. В приютах для детей временно размещаются дети от 3 до 18 лет, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. {Статья 11 дополнена частью по закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Дети могут находиться в приюте для детей в течение времени, необходимого для их последующего устройства, но не более 90 суток. {Часть статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07 .99, в редакции Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Не подлежат размещению в приютах дети, которые находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больные с выраженными симптомами болезни, а также те, совершивших < br> правонарушения в отношении которых имеются сведения о вынесенном компетентными органами или должностными лицами решения о задержании, аресте или помещения в приемник-распределитель для детей. Основными задачами приютов является социальная защита детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, оставили семьи, учебные заведения, создание надлежащих жилищно-бытовых и < br> психолого-педагогических условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности детей, предоставление им возможности учиться, работать и содержательно проводить досуг. {Часть статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Законам N 864-XIV ( 864-14 ) от 08.07.99, N 3167-IV ( 3167-15 ) от 01.12.2005, в редакции Закона N 609-V ( 609-16 ) от 07.02.2007} Должностные лица приютов для детей: предоставляют детям квалифицированные и разносторонние (психологические, педагогические, медицинские, юридические) консультации зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности; принимают исчерпывающие меры по обеспечению детям доступа к бесплатной правовой помощи на основаниях и в порядке, установленных законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи {Часть седьмую статьи 11 дополнен новым абзацем Закону N 5477-VI ( 5477-17 ) от 06.11.2012 - изменение вступает силу поэтапно после начала деятельности центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи - см.. раздел II Закона N 5477-VI ( 5477-17 ) от 06.11.2012} содействие в принятии решения об изменении или создания новых условий жизнедеятельности детей в семье, учебно-воспитательных учреждениях, по месту работы и в других сферах; нарушают ходатайство о применении мер общественного влияния, привлечения к уголовной, административной или имущественной ответственности родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), которые пренебрегают правами , интересами детей, провоцируют их асоциальное поведение, самовольное оставление семьи, учебно-воспитательных учреждений, создающих угрозу их здоровью и интеллектуальном развитии; принимают меры по возвращению ребенка в безопасное семейное окружения. {Часть седьмая статьи 11 дополнена абзацем пятым согласно Закону N 609-V ( 609-16 ) от 07.02. 2007} Приюты для детей имеют права юридического лица, счет в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, собственный бланк, печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. |