Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 50. Мінімальний склад екіпажуМинимальный состав экипажа, при котором допускается выход судна в море, устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере транспорта (Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства), в зависимости от типа, района плавания, назначения судна и в соответствии с действующим законодательством Украины. Комментарий : Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает меры для обеспечения безопасности в море, в частности, что касается комплектации, условий труда и учебы экипажей судов с учетом требований международных актов. Так, каждое судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи ' связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна. Капитан, офицеры и, в определенной степени, экипаж должны быть полностью ознакомлены с международными правилами, применяются по охране человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, устранения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи ' связи по радио, и были обязательства ' связанные соблюдать следующие правила. Численный состав экипажа зависит от типа, района плавания и назначения судна. При определении численности состава экипажа принимаются во внимание трудовое законодательство и требования к безопасности судна и мореплавания. Согласно комментируемой статье минимальный состав экипажа судна, при котором допускается выход судна в море, за исключением рыболовного судна, устанавливается органом исполнительной власти в области транспорта, т.е. Министерством транспорта и связи ' связи Украины, а рыболовного судна - центральным органом исполнительной власти в области рыбного хозяйства, т.е. Государственным комитетом рыбного хозяйства Украины. Однако, к сожалению, сегодня Правила определения минимального состава экипажа, при котором допускается выход судна в море, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины 30.01.2001 года, истекли с 1 июля 2002 года на основании приказа Министерства транспорта Украины от 23.11.2001 года. Взамен указанных Правил до сих пор не приняты новые, что не соответствует ст. 50 Кодекса и международным соглашениям. Приказом Государственного комитета рыбного хозяйства от 5 мая 1999 " Об утверждении Положения о безопасное укомплектования экипажами морских судов рыбного хозяйства " утвержден минимальный состав экипажа добывающих, транспортных, научно-исследовательских, поисковых, учебно-производственных судов. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна выдается капитаном морского торгового порта или капитаном морского рыбного порта Украины, которым осуществлена содержащиеся в свидетельстве о минимальном составе экипажа является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность его плавания. |
1. АПК 2002 г. среди лиц, участвующих в деле, называет третьих лиц (ст. 40). Кодекс не приводит ни определения, ни черт третьих лиц. К сожалению, в судебно-арбитражной практике очень много примеров отмены судебных актов ввиду непривлечения к рассмотрению в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Третьи лица подразделяются на две группы: 1) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и 2) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. Однако для обеих групп третьих лиц характерны общие черты и специфические, свойственные каждому виду третьих лиц.
Общие черты, которыми обладают обе группы третьих лиц, следующие:
1) данные субъекты отнесены законом к лицам, участвующим в деле, что определяет их правовое положение и совокупность прав;
2) третьи лица имеют определенную степень заинтересованности в исходе дела. Эта заинтересованность различна у каждого из видов, но важно, что юридическая заинтересованность есть. Например, третье лицо заявляет самостоятельные требования на предмет спора, а третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора заинтересовано в исходе дела, потому что к нему впоследствии возможно предъявить регрессный иск;
3) решение по делу имеет значение для третьих лиц, но это значение различно в зависимости от группы третьих лиц:
- для третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, решение содержит ответ на заявленные притязания на предмет спора;
- для третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, решение суда имеет преюдициальное значение. В новом процессе, в котором третье лицо станет стороной, не надо будет вновь доказывать обстоятельства, установленные ранее;
4) интересы третьих лиц не совпадают с интересами первоначальных истцов и ответчиков;
5) третьи лица вступают или привлекаются в начатый гражданский процесс. Третье лицо, заявляя самостоятельные требования относительно предмета спора, вступает в начатый процесс путем подачи иска. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекается судом в качестве такового.
2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, являются субъектами спорного материального правоотношения. Они вступают в начатый процесс добровольно путем подачи искового заявления до вынесения судом решения по делу (до удаления суда в совещательную комнату для разрешения дела). Принудительное привлечение к судебному разбирательству данной группы третьих лиц не допускается в силу принципа диспозитивности. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут претендовать на весь предмет спора или на его часть. Их интересы противостоят, как правило, обеим сторонам (и истцу, и ответчику). Но возможна ситуация, когда интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, противостоят лишь одной стороне, но и не совпадают с интересами другой стороны.
3. Для вступления в процесс третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, подает исковое заявление, составленное по всем правилам, предъявляемым законом к данному документу. Требование третьего лица может быть обращено либо к обеим сторонам процесса, либо только к одной. В исковом заявлении должно быть также указано ходатайство о допуске к участию в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, в рассмотрении дела (желательно указание номера дела). Подача иска осуществляется по правилам его предъявления. Судья (суд) выносит определение о допуске к рассмотрению дела третьего лица. После вступления в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала; из этого следует, что срок рассмотрения дела исчисляется с момента вынесения арбитражным судом определения о допуске в процесс третьего лица <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Если арбитражный суд не допустит третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, до участия в процессе, то будет вынесено соответствующее определение. Возникает вопрос о судьбе иска. В связи с этим в науке предлагается выносить определение о принятии заявления к производству (если заявление соответствует предъявляемым требованиям), поскольку АПК РФ не знает отказа в принятии искового заявления <1>. Так иногда поступают и на практике. Закон не дает прямого ответа на данный вопрос. Однако не надо забывать, что лицо могло стремиться вступить именно в этот процесс и необязательно пожелает, чтобы его исковое заявление было рассмотрено вне данного дела.
--------------------------------
<1> Абушенко Д.Б. Указ. соч. С. 126.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, может вступить в процесс только при производстве в суде первой инстанции.
4. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются правами и несут обязанности истца, за исключением обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором (ч. 2 ст. 50 АПК РФ), т.е. это общие права и обязанности (ст. 41 АПК РФ) и специальные права и обязанности сторон (ст. 49 АПК РФ). Вместе с тем в гл. 15 АПК РФ, посвященной примирительным процедурам, не говорится о том, что третьи лица, заявившие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут быть субъектами заключения мирового соглашения.