З А К О Н У К Р А И Н Ы
О землеустройстве (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, N 36, ст.282) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1066-VI ( 1066 -17 ) от 05.03.2009, ВВР, 2009, N 29, ст.396 N 1443-VI ( 1443 - 17 ) от 04.06.2009, ВВР, 2009, N 47-48, ст.719 N 1702-VI ( 1702 -17 ) от 05.11.2009, ВВР, 2010, N 5, ст.40 N 3038-VI ( 3038 - 17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 3123-VI ( 3123-17 ) от 03.03.2011, ВВР, 2011, N 37, ст.376 N 3613-VI ( 3613-17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 8, ст.61 N 3774-VI ( 3774-17 ) от 22.09.2011, ВВР, 2012, N 21, ст.193 N 4444-VI ( 4444-17 a >) от 23.02.2012, ВВР, 2012, N 49, ст.555 N 5003-VI ( 5003-17 ) от 21.06.2012 N 5245-VI ( 5245-17 ) от 06.09.2012 N 5394-VI ( 5394-17 ) от 02.10.2012 N 5395-VI ( 5395-17 ) от 02.10.2012 N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "административно-территориальное образования" во всех падежах заменены словами "административно-территориальная единица" в соответствующем падеже и числе согласно Закону N 3613-VI ( 3613-17 ) от 07.07.2011}
Этот Закон определяет правовые и организационные основы деятельности в сфере землеустройства и направлен на регулирование отношений, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по обеспечению устойчивого развития землепользования.
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины и их определения В этом Законе приведенные ниже основные термины употребляются в таком значении: виды работ по землеустройству - исследовательские, изыскательские, топографо-геодезические, картографические, проектные и проектно-изыскательские работы, выполняемые с целью составления документации по землеустройства; деятельность в сфере землеустройства - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, осуществляется при землеустройстве; документация по землеустройству - утвержденные в установленном порядке текстовые и графические материалы, которыми регулируется использование и охрана земель государственной, коммунальной и частной собственности, а также материалы обследования и разведки земель, авторского надзора за выполнением проектов и т.д.; мероприятия по землеустройству - предусмотренные документацией по землеустройства работы по рациональному использованию и охране земель, формированию и организации территории объекта землеустройства с учетом их целевого назначения , ограничений в использовании и ограничений (обременений) прав других лиц (земельных сервитутов), сохранение и повышение плодородия почв; землеустройство - совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования, осуществляемых под влиянием общественно-производственных отношений и развития производительных сил; межевание земель - комплекс работ по установке или восстановления в натуре (на местности) границ административно-территориальных единиц, границ земельных участков собственников, землепользователей, в том числе арендаторов, с закреплением их межевыми знаками установленного образца; план земельного участка - графическое изображение, отражающее местонахождение, внешние границы земельного участка и границы земель, ограниченных в использовании и ограниченных (обремененных) правами других лиц (земельных сервитутов), а также размещение объектов недвижимого имущества, природных ресурсов на земельном участке проект землеустройства - совокупность нормативно-правовых, экономических, технических документов по обоснованию мероприятий по использования и охраны земель, которые предполагается осуществить течение 5-10 и более лет; рабочий проект землеустройства - совокупность нормативно-правовых, экономических и технических документов по использованию и охране земель, содержащие расчеты, описание, чертежи технических решений, смету, реализацию которых предполагается осуществить в течение 2-3 лет постоянное землепользование - форма и соответствующие нее методы использования земель, обеспечивающих оптимальные параметры экологических и социально-экономических функций территорий; целевое назначение земельного участка - использование земельного участка по назначению, определенному на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке. Статья 2. Назначение землеустройства Землеустройство обеспечивает: а) реализацию государственной политики по использованию и охране земель, проведения земельной реформы, совершенствования земельных отношений, научное обоснование распределения земель по целевому назначению с учетом государственных , общественных и частных интересов, формирования рациональной системы землевладения и землепользования, создания экологически устойчивых агроландшафтов т.п.; б) предоставление информации для правового, экономического, экологического и градостроительного механизмов регулирования земельных отношений на национальном, региональном, локальном и хозяйственном уровнях путем установления особого режима и условий использования и охраны земель; в) установление и закрепление на местности границ административно-территориальных единиц, территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко- культурного назначения, границ земельных участков собственников и землепользователей; г) прогнозирование, планирование и организацию рационального использования и охраны земель на национальном, региональном, локальном и хозяйственном уровнях; г) организацию территории сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций с целью создания пространственных условий для эколого-экономической оптимизации использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, внедрение прогрессивных форм организации управления землепользованием, совершенствование структуры и размещения земельных угодий, посевных площадей, системы севооборота, сенокосо-и пастбищеоборотов; д) разработку и осуществление системы мер по землеустройству для сохранение природных ландшафтов, восстановления и повышения плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землевания малопродуктивных угодий, защиты земель от эрозии, подтопления, иссушения, сдвигов, вторичного засоления, закисления, заболачивания, уплотнения, загрязнения промышленными отходами и химическими веществами и т.п., консервации деградированных и малопродуктивных земель, предотвращения другим негативным явлениям; е) организацию территории предприятий, учреждений и организаций с целью создания условий устойчивого землепользования и установления ограничений и обременений (земельных сервитутов) в использовании и охране земель несельскохозяйственного назначения; является) получение информации относительно количества и качества земель, их состояния и других данных, необходимых для ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель. Статья 3. Система землеустройства Система землеустройства включает: а) законодательно определенную деятельность в сфере землеустройства; б) органы, осуществляющие государственное регулирование в сфере землеустройства; в) организацию, регулирование и управление в сфере землеустройства; г) осуществление землеустройства на национальном, региональном, локальном и хозяйственном уровнях (далее - общегосударственном, региональном и местном уровнях); г) государственный и самоуправляющийся контроль за осуществлением землеустройства; д) научное, кадровое и финансовое обеспечение землеустройства; е) субъекты и объекты землеустройства. Статья 4. Субъекты землеустройства Субъектами землеустройства являются: органы государственной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления {Абзац второй статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 3123-VI ( 3123-17 ) от 03.03.2011} юридические и физические лица, которые осуществляют землеустройство; землевладельцы и землепользователи. Статья 5. Объекты землеустройства Объектами землеустройства являются: территория Украины; территории административно-территориальных единиц или их частей; территории землевладений и землепользований или отдельные земельные участки. Статья 6. Принципы землеустройства Землеустройство базируется на таких принципах: а) соблюдение законности; б) обеспечение научно обоснованного распределения земельных ресурсов между отраслями экономики с целью рационального размещения производительных сил, комплексного экономического и социального развития регионов, формирования благоприятной окружающей природной среды; в) организации использования и охраны земель с учетом конкретных зональных условий, согласованности экологических, экономических и социальных интересов общества, обеспечивающих высокую экономическую и социальную эффективность производства, экологическую сбалансированность и стабильность окружающей среды и агроландшафтов; г) создание условий для реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами их конституционных прав на землю; г) обеспечение приоритета сельскохозяйственного землевладения и землепользования; д) обеспечение приоритета требований экологической безопасности, охраны земельных ресурсов и воспроизводства плодородия почв, производительности земель сельскохозяйственного назначения, установление режима природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Статья 7. Правовая основа землеустройства Правовую основу землеустройства составляют Конституция Украины ( 254к/96-ВР ), Земельный кодекс Украины ( 2768-14 ), законы Украине "О топографо-геодезической и картографической деятельности" ( 353-14 ), "О планировании и застройке территорий" ( 1699-14 ), этот Закон, законы Украины и другие нормативно-правовые акты.
Раздел II ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Статья 8. Органы, осуществляющие регулирование в сфере землеустройства Регулирование в сфере землеустройства осуществляют Верховная Рада Украина, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, местные государственные администрации, а также центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений, центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе в пределах полномочий, установленных законом. {Часть первая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 9. Полномочия Верховной Рады Украины в сфере землеустройства К полномочиям Верховной Рады Украины в сфере землеустройства относятся: а) определение принципов государственной политики в области использования и охраны земель; б) утверждение документации по землеустройству относительно определения и установления в натуре (на местности) государственной границы Украины; в) утверждение общегосударственных программ по использованию и охраны земель; г) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ). Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере землеустройства К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере землеустройства относятся: а) реализация государственной политики в области использования и охраны земель; б) организация осуществления землеустройства; в) обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель; {Пункт "в" статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} г) утверждение в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов по вопросам землеустройства; {Пункт "г" статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} г) координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам землеустройства;
{Пункт "д" статьи 10 исключен на основании Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
е) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона. Статья 11. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым в сфере землеустройства К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым на территории республики в сфере землеустройства относятся: а) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; б) разработка, утверждение и участие в реализации республиканских программ использования и охраны земель, повышения плодородия почв в соответствии с общегосударственными программ; в) согласование и участие в реализации общегосударственных программ использования и охраны земель в пределах территории Автономной Республики Крым; г) координация деятельности районных и городских (городов республиканского значения) советов в сфере землеустройства; г) координация деятельности местных органов земельных ресурсов и контроля за использованием и охраной земель; д) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона. Статья 12. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым в сфере землеустройства К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым в сфере землеустройства относятся: а) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и республиканских программ по использованию и охраны земель; в) координация деятельности государственных органов земельных ресурсов; г) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель; г) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона. Статья 13. Полномочия местных государственных администраций в сфере землеустройства К полномочиям местных государственных администраций в сфере землеустройства относятся: а) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и региональных (республиканских) программ по использования и охраны земель; в) координация деятельности государственных органов земельных ресурсов; г) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель; г) информирование населения о мерах, предусмотренных землеустройством; д) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона. Статья 13-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере земельных отношений, в сфере землеустройства К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере земельных отношений в сфере землеустройства, относятся: а) утверждение нормативно-правовых актов, государственных стандартов, норм и правил в сфере землеустройства; б) обеспечение разработки и реализации общегосударственных и региональных программ по вопросам землеустройства; в) обеспечение осуществления землеустройства; г) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона. {Закон дополнен статьей 13-1 согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 14. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений в сфере землеустройства К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере земельных отношений, в сфере землеустройства, относятся: а) внесение предложений о формировании государственной политики в сфере землеустройства и обеспечение ее реализации; б) участие в реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель; в) осуществление землеустройства, в том числе обеспечение проведения государственной инвентаризации земель; г) осуществление лицензирования в соответствии с законом; г) разработка в установленном законодательством порядке нормативно-технических документов, государственных стандартов, норм и правил; д) создание информационной базы данных по вопросам землеустройства; е) проведение в установленном законодательством порядке государственной экспертизы программ и проектов по вопросам землеустройства; является) организация, в том числе с участием иностранных научных учреждений и организаций, научных исследований по вопросам землеустройства; ж) обеспечение создания, формирования и ведения Государственного фонда документации по землеустройству; с) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона. {Статья 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 4444-VI ( 4444-17 ) от 23.02.2012, N 5394-VI ( 5394-17 ) от 02.10.2012; в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 14-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, в сфере землеустройства Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, в сфере землеустройства: а) организует и осуществляет государственный надзор (контроль) в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности, в том числе за «br > проведением землеустройства, выполнением мероприятий, предусмотренных проектам землеустройства, в частности за соблюдением собственниками и пользователями земельных участков требований, определенных в проектах землеустройства; б) решает другие вопросы в сфере землеустройства в соответствии с закона. {Закон дополнен статьей 14-1 согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 15. Полномочия областных советов в сфере землеустройства К полномочиям областных советов в сфере землеустройства относятся: а) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; б) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; в) утверждение и участие в реализации региональных программ использования и охраны земель, повышения плодородия почв; г) организация землеустройства; г) координация работ по землеустройству; д) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона. Статья 16. Полномочия Киевского и Севастопольского городских советов в сфере землеустройства К полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов в сфере землеустройства на их территории относятся: а) разработка, утверждение и реализация целевых программ, схем и проектов землеустройства по использованию и охране земель; б) организация осуществления землеустройства; в) организация и осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности при проведении землеустройства; г) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; г) информирование населения о мерах, предусмотренных землеустройством; д) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона. Статья 17. Полномочия районных советов в сфере землеустройства К полномочиям районных советов в сфере землеустройства на территории района относятся: а) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; б) координация деятельности местных органов земельных ресурсов; в) организация землеустройства и утверждение землеустроительных проектов; г) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона.
Статья 18. Полномочия районных в городах советов в сфере землеустройства Полномочия районных в городах советов в сфере землеустройства определяются городскими советами. Статья 19. Полномочия сельских, поселковых, городских советов в сфере землеустройства К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в сфере землеустройства на территории сел, поселков, городов относятся: а) организация и осуществление землеустройства; б) осуществление контроля за внедрением мероприятий, предусмотренных документацией по землеустройству; в) координация осуществления землеустройства и контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности; г) информирование населения о мерах, предусмотренных землеустройством; г) решение других вопросов в сфере землеустройства согласно закона.
Раздел III ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Статья 20. Обязательность землеустройства Землеустройство проводится в обязательном порядке на землях всех категорий независимо от формы собственности в случае: а) разработки документации по землеустройству относительно организации рационального использования и охраны земель; б) установления и изменения границ объектов землеустройства, в том числе определения и установления в натуре (на местности) государственной границы Украины; в) предоставление, изъятия (выкупа), отчуждения земельных участков; г) установление в натуре (на местности) границ земель, ограниченных в использовании и ограниченных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты); г) организации новых и упорядочении существующих объектов землеустройства; д) выявление нарушенных земель и земель, подвергающихся воздействию негативных процессов, и проведение мероприятий по их восстановлению или консервации, рекультивации нарушенных земель, землевания малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения промышленными отходами, радиоактивными и химическими веществами и других видов деградации, консервации деградированных и малопродуктивных земель. Мероприятия, предусмотренные утвержденной в установленном порядке документацией по землеустройству, являются обязательными для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками земли, землепользователями , в том числе арендаторами. Собственники земли, землепользователи, в том числе арендаторы, при осуществлении землеустройства обязаны обеспечить доступ разработчикам документации по землеустройству к своим земельным участкам, что подлежат землеустройства. Статья 21. Организация и планирование землеустройства Организация и планирование землеустройства на общегосударственном и местном уровнях осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленных Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), Земельным кодексом Украины ( 2768-14 ), настоящим Законом и другими законами Украины. Статья 22. Основания проведения землеустройства Землеустройство осуществляется на основании: а) решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно проведения работ по землеустройству; б) заключенных договоров между юридическими или физическими лицами (землевладельцами и землепользователями) и разработчиками документации по землеустройству; в) судебных решений. Статья 23. Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства устанавливают порядок организации, государственные стандарты, нормы и правила выполнения работ по землеустройству, их состав и содержание. Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства является обязательными для выполнения всеми субъектами землеустройства. Статья 24. Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства устанавливают комплекс качественных и количественных показателей, параметров, регламентирующих разработку и реализацию документации по землеустройства с учетом экологических , экономических, социальных, природно-климатических и других условий. Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства разрабатываются и утверждаются в установленном законом порядке. Статья 25. Документация по землеустройству Документация по землеустройству разрабатывается в виде программ, схем, проектов, специальных тематических карт, атласов, технической документации. Виды документации по землеустройству: а) общегосударственные и региональные (республиканские) программы использования и охраны земель; б) схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц; в) проекты землеустройства относительно установления (изменения) границ административно-территориальных образований; {Пункт "в" части второй статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5003-VI ( 5003-17 ) от 21.06.2012} г) проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; < br> {Пункт "г" части второй статьи 25 исключен на основании Закона N 5245-VI ( 5245-17 ) от 06.09.2012}
д) проекты землеустройства по отводу земельных участков; е) проекты землеустройства по созданию новых и упорядочению существующих землевладений и землепользовании; есть) проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий; ж) проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов; с) рабочие проекты землеустройства относительно рекультивации нарушенных земель, землевания малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, оползней , уплотнения, закисления, загрязнения промышленными и другими отходами, радиоактивными и химическими веществами, улучшения сельскохозяйственных земель, повышения плодородия почв (далее - рабочие проекты землеустройства); и) техническая документация по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности); и) техническая документация по землеустройству относительно деления и объединения земельных участков; {Пункт "и" статьи 25 в редакции Закона N 3613-VI ( 3613-17 ) от 07.07.2011} и) специальные тематические карты и атласы состояния земель и их использования; и) техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута. {Часть вторая статьи 25 дополнена пунктом "и" по закону N 3613-VI ( 3613-17 ) от 07.07.2011} Законами Украины и другими нормативно-правовыми актами могут устанавливаться другие виды документации по землеустройству. Состав, содержание и правила оформления каждого вида документации по землеустройству регламентируются соответствующей нормативно-технической документацией по вопросам осуществления землеустройства. Документация по землеустройству формируется и хранится в порядке ( 1553-2004 -п ), установленном Кабинетом Министров Украине. Соответствие документации по землеустройству положением нормативно-технических документов, государственных стандартов, норм и правил в сфере землеустройства удостоверяется: в бумажной форме - подписью и личной печатью сертифицированного инженера-землеустроителя, который отвечает за качество работ по землеустройству; в электронной форме - электронной цифровой подписью сертифицированного инженера-землеустроителя, который отвечает за качество работ по землеустройству, согласно законодательству о использования электронной цифровой подписи. {Статья 25 дополнена частью шестой по закону N 5394-VI ( 5394-17 ) от 02.10.2012} Статья 26. Заказчики и разработчики документации по землеустройства Заказчиками документации по землеустройству могут быть органы государственной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, землевладельцы и землепользователи. {Часть первая статьи 26 с изменениями, внесенными Законом N 3123-VI ( 3123-17 ) от 03.03.2011} Разработчиками документации по землеустройству являются: юридические лица, обладающие необходимым техническим и технологическим обеспечением и в составе которых работает не менее двух сертифицированных инженеров-землеустроителей; физические лица - предприниматели, которые обладают необходимым техническим и технологическим обеспечением и являются сертифицированными инженер-землеустроитель. {Часть вторая статьи 26 в редакции Закона N 5394-VI ( 5394-17 ) от 02.10.2012} Взаимоотношения заказчиков и разработчиков документации по землеустройству регулируются законодательством Украины и договором. Представление документации по землеустройству в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, для внесения сведений в Государственный земельный кадастра от имени заказчика документации осуществляется ее разработчиком, если иное не установлено договором. {Статья 26 дополнена частью четвертой по закону N 3613-VI ( 3613-17 ) от 07.07.2011 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 27. Права и обязанности заказчиков документации по землеустройства Заказчики документации по землеустройству имеют право: а) поручать разработчикам выполнение работ по землеустройству; б) устанавливать научные, технические, экономические и другие требования к документации по землеустройству; в) определять срок выполнения работ и порядок рассмотрения документации по землеустройству; г) определять по согласованию с разработчиком документации по землеустройства стоимость работ по землеустройству и порядок их оплаты; г) выступать владельцем документации по землеустройству; д) проводить индексацию стоимости выполненных работ по землеустройства в порядке, установленном законом; е) осуществлять контроль за выполнением работ по землеустройству в порядке, установленном законом. Заказчики документации по землеустройству за счет собственных средств имеют право на выбор разработчика и заключение с ним договора, если иное не предусмотрено законодательством Украины. Заказчики документации по землеустройству обязаны: а) выполнять все условия договора, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения нести ответственность, предусмотренную договором и законом; б) предоставлять исходную документацию, необходимую для выполнения работ по землеустройству; в) проводить в соответствии с законом на конкурсной основе отбор разработчиков документации по землеустройству, которая разрабатывается по счет средств государственного и местных бюджетов; г) принять выполненные работы и оплатить их. Статья 28. Права и обязанности разработчиков документации по землеустройства Разработчики документации по землеустройству имеют право: а) выполнять работы по составлению документации по землеустройства; б) согласовывать с заказчиком научные, технические, экономические и другие требования к документации по землеустройству, срок выполнения работ, их стоимость и порядок оплаты; в) требовать индексации стоимости выполненных работ по землеустройства в порядке, установленном законом; г) авторства на созданную ими документацию по землеустройству; г) осуществлять авторский надзор за реализацией мероприятий, предусмотренных документацией по землеустройству; д) требовать прекращения работ, которые выполняются с нарушением документации по землеустройству и приводят к нецелевому использования земель и их порчи; е) вносить предложения по обновлению устаревшей или разработки новой документации по землеустройству. Разработчики документации по землеустройству обязаны: а) соблюдать законодательство Украины, регулирующее земельные отношения, а также государственных стандартов, норм и правил при осуществлении землеустройства; б) информировать заинтересованных лиц о проведении землеустройства; в) выполнять все условия договора; г) выполнять работы по составлению документации по землеустройству в срок, предусмотренный договором. Максимальный срок составления документации по землеустройству не должен превышать шести месяцев с момента заключения договора. {Часть вторая статьи 28 дополнена пунктом "г" по закону N 3774-VI ( 3774-17 ) от 22.09.2011} Разработчики документации по землеустройству несут в соответствии с закона ответственность за достоверность, качество и безопасность мероприятий, предусмотренных этой документацией. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора при осуществлении землеустройства, разработчики документации по землеустройству несут ответственность, предусмотренную договором и законом. Статья 29. Общие требования к содержанию документации по землеустройства Документация по землеустройству включает в себя текстовые и графические материалы и содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку соответствующего вида документации. Документация по землеустройству разрабатывается на основе задания на разработку соответствующего вида документации, утвержденного заказчиком. Состав, содержание и правила оформления каждого вида документации по землеустройству регламентируются соответствующей нормативно-технической документацией по вопросам осуществления землеустройства. Статья 30. Согласование и утверждение документации по землеустройства Согласование и утверждение документации по землеустройству проводится в порядке, установленном Земельным кодексом Украины ( 2768-14 ), настоящим Законом и другими законами Украины. Статья 31. Порядок внесения изменений в документацию по землеустройства Изменения к документации по землеустройству вносятся по решению органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, утвердили проекты землеустройства. Статья 32. Государственный фонд документации по землеустройству Государственный фонд документации по землеустройству формируется на основе сбора, обработки, учета материалов, полученных в результате осуществления землеустройства. Документация по землеустройству Государственного фонда документации по землеустройства являются государственной собственностью и не может передаваться в частную собственность. Доступ к материалам Государственного фонда документации по землеустройства, составляющих государственную тайну, осуществляется соответствии с законом. Разработчики документации по землеустройству обязаны бесплатно передавать копии материалов в Государственный фонд документации по землеустройства. Использование этих материалов разрешается только с соблюдением требований законодательства об авторских правах. Положение о Государственном фонде документации по землеустройству ( 1553-2004 - п ), а также порядок поступления, учета и хранения материалов в нем утверждает Кабинет Министров Украины. Статья 33. Порядок пользования документацией по землеустройства Юридические и физические лица имеют право пользоваться материалами Государственного фонда документации по землеустройству с соблюдением требований настоящего Закона, других законов Украины и Положение о Государственном фонде документации по землеустройству ( 1553-2004-п ). При пользовании документацией из Государственного фонда документации по землеустройству запрещается: копирование топографических, картографических, аэросъемочных и других материалов без соответствующего на то разрешения; передача исходных материалов (их копий) другим лицам специального разрешения, если это не предусмотрено условиями пользования соответствующими материалами; передача документации по землеустройству, которая является носителем сведений, составляющих государственную тайну, организациям, не имеют надлежащих условий для обеспечения ее хранения. В случае утраты документации по землеустройству, что составляет государственную тайну, пользователи обязаны сообщить об этом Государственный фонд документации по землеустройству и другие государственные органы соответствии законодательству Украины. Предоставление сведений, содержащихся в документации по землеустройства, осуществляется в порядке, установленном законодательством Украине. Статья 34. Топографо-геодезические и картографические работы при осуществлении землеустройства Топографо-геодезические и картографические работы проводятся с целью создания и своевременного обновления планово-картографической основы при осуществлении землеустройства в порядке, определенном Законом Украины "О топографо -геодезической и картографической деятельности " ( 353-14 ). Информационное содержание и масштаб топографо-геодезических и картографических материалов определяются с учетом использования этих материалов, детальности проектирования, обследований и изысканий соответствии с законом. Статья 35. Инвентаризация земель при осуществлении землеустройства Инвентаризация земель проводится с целью установления местоположения объектов землеустройства, их границ, размеров, правового статуса, выявления земель, которые не используются, используются нерационально или не по целевому назначению, выявления и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, установления количественных и качественных характеристик земель, необходимых для ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием и < br> охраной земель и принятия на их основе соответствующих решений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В случае выявления при проведении инвентаризации земель государственной и коммунальной собственности земель, не отнесенных к той или иной категории, отнесение таких земель к соответствующей категории осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления на основании соответствующей документации по землеустройства, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке. {Статью 35 дополнено частью второй согласно Закону N 3123-VI ( 3123-17 ) от 03.03.2011} Статья 36. Грунтовые, геоботанические и другие обследования земель при осуществлении землеустройства Грунтовые, геоботанические и другие обследования земель при осуществлении землеустройства проводятся с целью получения информации о качественном состоянии земель, а также для выявления земель, подверженных влияния водной и ветровой эрозии, подтопления, радиоактивного и химического загрязнения, других негативных явлений. Полученная в процессе обследований информация используется для: а) проведение агроэкологической оценки земель; б) разработки прогнозов и программ использования и охраны земель, схем и проектов землеустройства; в) ведение учета о качественном состоянии земель; г) ведение мониторинга земель; г) принятие органами исполнительной власти и органами местного самоуправления решений о рекультивации и консервации земель, введение ограничений в использовании земель, восстановление, сохранение и повышению плодородия почв, улучшения природных ландшафтов т.п.; д) разработки мероприятий по землеустройству относительно организации рационального использования и охраны земель; е) обоснование бизнес-планов и проектов землеустройства. Статья 37. Бонитировка почв при осуществлении землеустройства Бонитировка почв проводится с целью получения показателей для сравнения оценки качества почв по их основным природными свойствами. Критерием бонитировки являются полученные при грунтовых обследованиях качественные показатели почв, которые имеют постоянный характер и существенно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых в конкретных природно-климатических условиях, и наиболее полно отражают плодородие почвы. Данные бонитировки почв используются при осуществлении землеустройства с целью разработки комплекса мероприятий по землеустройству относительно использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. Статья 38. Земельно-оценочные работы при осуществлении землеустройства Земельно-оценочные работы при осуществлении землеустройства выполняемых с целью определения качественных характеристик, экономической ценности и стоимости земель в порядке, установленном законом. Оценка земель проводится для сравнительного анализа и прогноза эффективности использования земли как природного ресурса и основного средства производства, а также при осуществлении гражданско-правовых сделок, для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, взимания государственной пошлины и в других случаях, определенных законом. зависимости от назначения оценки земель проводится экономическая и денежная оценка земель по методикам, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Статья 39. Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлении землеустройства Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлении землеустройства проводится с целью учета и отражения положения земель с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных культур в единой системе классификации . Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлены землеустройства является основой для проведения оценки земель, разработки схем и проектов использования и охраны земель. Порядок осуществления природно-сельскохозяйственного районирования земель ( 681-2004 - п ) определяет Кабинет Министров Украине. Статья 40. Техническое и технологическое обеспечение землеустройства Техническое обеспечение землеустройства базируется на использовании средств вычислительной и информационной техники, технических средств для выполнения геодезических и других работ. Технологическое обеспечение землеустройства базируется на использовании современных информационных технологий и систем для сбора, ведения, контроля, накопления, хранения, обновления, поиска, преобразования, переработки , отражение, выдачи и передачи данных. Основой информационного обеспечения землеустройства является автоматизированные системы, предназначенные для обработки данных земельно-кадастровых, топографо-геодезических и других съемок и дистанционного зондирования, ведения земельной статистики , прогнозирование, планирование, проектирование, картографирования, организационного управления. Требования к техническому и технологическому обеспечению исполнителей работ по землеустройству устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере земельных отношений. {Статья 40 дополнена частью четвертой по закону N 5394-VI ( 5394-17 ) от 02.10.2012} Статья 41. Предоставление консалтинговых услуг по вопросам землеустройства Консалтинговые услуги по вопросам землеустройства предусматривают: а) консультирование собственников земли и землепользователей относительно рационального использования и охраны земель; б) предоставление информации о результатах исследований по использования и охраны земель, внедрения и осуществления природоохранных мероприятий и т.п.; в) предоставление информационных услуг по вопросам земельного законодательства, осуществления гражданско-правовых соглашений, оценки земель, налогообложения, аренды и других услуг относительно земельных участков; г) предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям и гражданам практической помощи по составлению бизнес-планов. Консалтинговые услуги землевладельцам и землепользователям предоставляют юридические лица независимо от их организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности и физические лица, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере землеустройства.
Раздел IV ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА общегосударственном и региональном уровнях Статья 42. Документация по землеустройству относительно определения государственной границы Украины Государственная граница Украины определяется решениями Верховной Рады Украины и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
|