З А К О Н У К Р А И Н Ы
(Часть первую статьи 15 исключен на основании Закона N 1971-IV ( 1971-15 ) от 01.07.2004) Гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, находятся на территории Украины на законных основаниях, обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. {Часть вторая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Выплаты по добровольному страхованию личности и имущества от риска радиационного воздействия производятся независимо от выплат по государственному социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда от радиационного воздействия. (Часть третья статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1971-IV ( 1971-15 ) от 01.07.2004) Порядок и условия страхования определяются законодательством Украине. Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности пациентов и персонала в случае медицинского вмешательства с применением источников ионизирующего излучения Применение источников ионизирующего излучения в медицинских целях должно быть обосновано пользой для пациента по сравнению с ущербом оно может нанести, а также по сравнению с пользой и риском в случае применения альтернативных методов диагностики и лечения. Медицинское вмешательство с использованием ионизирующего излучения осуществляется на общих условиях применения методов профилактики, диагностики и лечения, установленных законодательством о здравоохранении. Доза облучения пациента имеет быть настолько низкой, насколько это возможно для достижения цели медицинского вмешательства. Регламенты медицинских вмешательств, дозовые пределы облучения пациентов с учетом особенностей конкретных медицинских вмешательств устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны здоровья. {Часть вторая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Виды медицинских вмешательств с использованием ионизирующего излучения и порядок их применения при проведении обязательных медицинских осмотров устанавливаются законодательством. По желанию пациента ему предоставляется полная информация о дозе облучения и о возможном вреде для здоровья, которая может быть причиненный использованием ионизирующего излучения при обследования или лечения. Р а з д е л III КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 17. Компетенция Верховной Рады Украины в сфере использовании ядерной энергии и радиационной безопасности К исключительной компетенции Верховной Рады Украины в сфере использовании ядерной энергии и радиационной безопасности относится: определение основ государственной политики в сфере использования ядерной энергии; утверждении Государственной программы развития ядерной энергетики как составной части Государственной программы развития топливно-энергетического комплекса; определение правовых основ регулирования отношений в сфере использовании ядерной энергии и радиационной защиты; установление правового режима территорий вокруг действующих атомных электростанций, предприятий по добыче урановых руд и статуса граждан, проживающих на них; регулирование экспорта и импорта ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, а также ядерных технологий, специальных неядерных материалов, материалов двойного использования, оборудования, работ и услуг в сфере использования ядерной энергии; регулирования ввоза в Украину отработанного ядерного топлива; принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение; согласования порядка разработки и утверждения норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности. Статья 18. Компетенция Кабинета Министров Украины в сфере использовании ядерной энергии и радиационной безопасности К компетенции Кабинета Министров Украины относится: обеспечение разработки и реализации государственных программ в сфере использования ядерной энергии; {Абзац третий статьи 18 исключен на основании Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} принятия решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатацию и снятие с эксплуатации предприятий по добыче урановых руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, кроме тех, которые определяет Верховная Рада Украины распоряжения ядерными установками, источниками ионизирующего излучения, ядерными материалами, объектами, предназначенными для обращения с радиоактивными отходами, которые находятся в государственной собственности; решения вопросов обеспечения защиты людей и окружающей среды от негативного влияния ионизирующего излучения; разработка мероприятий по учету и контролю ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, по физической защите ядерных установок, источников ионизирующего излучения, ядерных материалов, объектов , предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; определение порядка разработки и утверждения норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности; определение порядка ввоза в Украину и вывоз за ее пределы отработанного ядерного топлива; осуществление международного сотрудничества в сфере использования ядерной энергии. Статья 19. Компетенция Автономной Республики Крым в сфере использовании ядерной энергии и радиационной безопасности К ведению Автономной Республики Крым в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности относится: участие в формировании и реализации государственной политики в сфере использовании ядерной энергии и радиационной безопасности по вопросам, касающимся интересов Автономной Республики Крым; участие в управлении в сфере использования ядерной энергии; осуществление мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий. {Статья 19 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 a >) от 16.10.2012} Статья 20. Компетенция местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: согласовывают вопросы размещения на своей территории предприятий по добыче урановых руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, исходя из интересов граждан, проживающих на этой территории, и социально-экономического развития территорий в порядке, определенном законом; (Абзац второй статьи 20 в редакции Закона N 2637-IV ( 2637-15 ) от 02.06.2005) принимают участие в экологической экспертизе проектов размещения, строительства и снятия с эксплуатации ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, расположенных на их территориях; организуют общественные слушания по вопросам защиты проектов по размещению, сооружению, снятия с эксплуатации предприятий по добыче урановых руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; организуют, в случае необходимости, радиологическое обследование территорий вокруг мест расположения ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; обеспечивают информирование населения о радиационной обстановку; осуществляют контроль за обеспечением безопасности населения и охраной окружающей среды на своей территории, по готовности предприятий, учреждений, организаций и граждан к действиям на случай радиационной аварии; участвующих в ликвидации последствий радиационных аварий; обеспечивающих готовность к эвакуации населения и в случае необходимости осуществляют ее; осуществляют контроль в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством, за деятельностью юридических и физических лиц, используют ядерные установки, источника ионизирующего излучения и ядерные материалы; готовят предложения относительно видов, объемов, источников предоставления социально-экономической компенсации риска для населения, проживает в зонах наблюдения. {Статья 20 дополнена абзацем согласно Закону N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006} Статья 21. Государственное управление в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности Государственное управление в сфере использования ядерной энергии осуществляется министерством, другим центральным органом исполнительной власти, определенным Президентом Украины. {Часть первая статьи 21 в редакции Закона N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Этот орган выполняет следующие функции: планирование, разработку и внедрение государственных программ использования ядерной энергии; создание эксплуатирующей организации для обеспечения безопасной эксплуатации ядерных установок, а также специализированных предприятий (компаний) по обращению с радиоактивными отходами до передачи их на долговременное хранение и захоронения {Абзац третий части второй статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4175-VI ( 4175-17 ) от 20.12.2011} планирование, разработку и внедрение государственной программы повышения ядерной и радиационной безопасности; планирование мероприятий, направленных на обеспечение минимального уровня образования радиоактивных отходов при использовании ядерной энергии; (Часть вторая статьи 21 дополнена абзацем пятым согласно Законом N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04.2000) организацию безопасного обращения с радиоактивными отходами в области (сбор, переработка, хранение) до момента передачи радиоактивных отходов на захоронение; создание государственной системы мер по обеспечению готовности к ликвидации аварий на ядерных установках, объектах, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, источниках ионизирующего излучения; осуществление государственной научно-технической и инвестиционной политики в сфере использования ядерной энергии; обеспечение разработки и реализации программ качества работ в сфере использования ядерной энергии; создание, планирование и координацию системы подготовки кадров в сфере использования ядерной энергии; обеспечение реализации гарантий Международного агентства по атомной энергии на объектах ядерной энергетики и атомной промышленности. {Часть вторая статьи 21 дополнена абзацем Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} < br> Государственное управление в сфере обращения с радиоактивными отходами на стадии их долгосрочного хранения и захоронения осуществляется министерством, другим центральным органом исполнительной власти, определенным Президентом Украины. {Часть третья статьи 21 в редакции Закона N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Этот орган выполняет функции: координации и контроля работ по сбору, перевозке, переработке, хранению и захоронению радиоактивных отходов промышленности, медицины, научно-исследовательских учреждений, радиоактивных отходов образуются при проведении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; реализации Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами {Абзац третий части четвертой статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 516-VI ( 516-17 ) от 17.09.2008} создания и функционирования единой государственной системы учета радиоактивных отходов, а также их хранилищ; координации работ по строительству, эксплуатации, реконструкции, снятию с эксплуатации объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и закрытию хранилищ для их захоронения , (Абзац пятый части четвертой статьи 21 в редакции Закона N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04. 2000) координации работ по созданию новых хранилищ радиоактивных отходов как в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, так и за ее пределами; координации работ по созданию безопасного национального хранилища высокоактивных отходов и отработанного ядерного топлива в глубоких геологических формациях; координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере обращения с радиоактивными отходами на стадии долгосрочного хранения и захоронения. Должностные лица органов государственного управления в сфере использовании ядерной энергии и сфере обращения с радиоактивными отходами подлежат квалификационной аттестации и специальному медицинскому обследованию. Перечень таких лиц и периодичность аттестации и обследования определяются законодательством Украины. Р а з д е л IV Государственное регулирование безопасности использования ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ Статья 22. Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии заключается в обеспечении безопасности человека, окружающей среды, ядерных установок и источников ионизирующего излучения. Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии предусматривает: установление нормативных критериев i требований, определяющих использовании ядерной энергии (нормирование); выдачу документов разрешительного характера на осуществление деятельности в сфере использования ядерной энергии (производство разрешительной деятельности); осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства, условий документов разрешительного характера, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, требований физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения, включая принуждения (государственный надзор). {Часть вторая статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 887-IV ( 887-15 ) от 22.05.2003, в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 23. Орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности {Название статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности осуществляет орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Украины. {Часть первая статьи 23 в редакции Закона N 1393-VI ( 1393-17 ) от 21.05.2009; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности является независимыми от государственных органов, учреждений и должностных лиц, деятельность которых связана с использованием ядерной энергии, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан. {Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Должностные лица органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности подлежат квалификационной аттестации и специальному медицинскому обследованию ( 845-2005-п ). Перечень таких лиц и периодичность их аттестации и обследования определяются законодательством Украины. {Часть третья статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 24. Компетенция органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности Орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности: формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности использования ядерной энергии; организует подготовку и выполнение государственных программ по ядерной и радиационной безопасности, организует и проводит научные и научно-технические исследования в сфере безопасности использования ядерной энергии и решения Вязание проблем радиационной защиты персонала, населения и окружающей среды; разрабатывает и осуществляет мероприятия по формированию культуры безопасности в сфере использования ядерной энергии и защищенности ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; определяет критерии и требования безопасности, соблюдение которых обязательно во время использования ядерной энергии, согласно которых разрабатываются и утверждаются нормы, правила, стандарты по ядерной и радиационной безопасности, нормы, правила по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, нормативно-правовые акты по учета и контроля ядерных материалов, применение гарантий нераспространении ядерного оружия, требования по управлению качеством деятельности по использованию ядерной энергии в части ядерной и радиационной безопасности; устанавливает порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам ядерной и радиационной безопасности у персонала и должностных лиц, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, подлежащей государственному регулированию, контролирует его соблюдение и принимает участие в проверке знаний; проводит оценку безопасности ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, урановых объектов и других источников ионизирующего излучения, государственной экспертизу их ядерной и радиационной безопасности и государственной экспертизу физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и выдает соответствующие документы разрешительного характера; устанавливает порядок освобождения от регулирующего контроля деятельности с радиоактивными материалами и деятельности на площадках ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами (кроме хранилищ для захоронения радиоактивных отходов), после завершения работ по снятию их с эксплуатации; утверждает перечень документов и сведений, необходимых для осуществление радиологического контроля на государственной границе Украины; осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства, условий, предусмотренных документами разрешительного характера, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, требований физического защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения, в том числе по аварийной готовностью субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, в случае выявления нарушений применяет в пределах своих полномочий меры принуждения к юридических и физических лиц согласно законодательству; оперативно сообщает через средства массовой информации о возникновения радиационных аварий на территории Украины, а также за ее пределами в случае возможности трансграничного переноса радиоактивных веществ, готовит отчеты и обзоры состояния ядерной и радиационной безопасности на территории Украины и представляет их Верховной Раде и Президенту Украины, другим государственным органам и органам местного самоуправления, общественным организациям в установленном законодательством порядке; осуществляет международное сотрудничество в сфере безопасности использования ядерной энергии и обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам Украины по вопросам безопасности использования ядерной энергии и тех, которые вытекающих из участия Украины в работе международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере безопасности использования ядерной энергии; имеет право направлять лицензиатам, владельцам или руководителям предприятий, учреждений, организаций представления о несоответствии отдельных лиц занимаемым должностям. {Статья 24 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 a >) от 16.10.2012} Статья 25. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности от имени органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности осуществляют государственные инспекторы по ядерной и радиационной безопасности. {Часть первая статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности утверждается Кабинетом Министров Украине. {Часть вторая статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Государственные инспекторы по ядерной и радиационной безопасности должны право: {Абзац первый части третьей статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} беспрепятственно в любое время посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, для проверки соблюдения законодательства об использовании ядерной энергии, получать от лицензиата или владельца необходимые объяснения, материалы и информацию по данным вопросам; отправлять лицензиатам, а также их должностным лицам, руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления обязательные для исполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в сфере безопасности использования ядерной энергии {Абзац третий части третьей статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} применять в установленном порядке финансовые санкции к предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей за нарушение законодательных актов, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности осуществления деятельности в сфере использования ядерной энергии, по которой законодательством установлены требования к получения соответствующего документа разрешительного характера и регистрации, без получения таких документов или регистрации, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий предоставленных документов разрешительного характера {Абзац четвертый части третьей статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} ограничивать, приостанавливать или останавливать эксплуатацию предприятий, учреждений, организаций, ядерных установок, объектов по переработке урановых руд и предназначенных для обращения с радиоактивными отходами , установок с источниками ионизирующего излучения в случае нарушения ими требований ядерной и радиационной безопасности или несостоятельности соблюдения этих требований {Абзац пятый части третьей статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} привлекать в установленном порядке к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов об ядерной и радиационной безопасности. Главного государственного инспектора по ядерной и радиационной безопасности Украины назначает Президент Украины. {Часть четвертая статьи 25 в редакции Закона N 1393-VI ( 1393-17 ) от 21.05.2009; с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Решение Главного государственного инспектора по ядерной и радиационной безопасности Украины, принятое в пределах его компетенции, окончательным и может быть обжаловано только в судебном порядке. {Часть пятая статьи 25 с изменениями, внесенными Законом N 1393-VI ( 1393-17 ) от 21.05.2009} Решения государственных инспекторов, подчиненных Главному государственному инспектору по ядерной и радиационной безопасности Украины, могут быть отменены ним. {Часть шестая статьи 25 с изменениями, внесенными Законом N 1393-VI ( 1393-17 ) от 21.05.2009 } Обжалование решений Главного государственного инспектора по ядерной и радиационной безопасности Украины не останавливает их действия. {Часть седьмая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1393-VI ( 1393-17 ) от 21.05.2009} Государственным инспекторам по надзору за ядерной и радиационной безопасностью непосредственно на ядерных установках, которые несут ответственность за полноту, достаточность и обоснованность своих требований по ядерной и радиационной безопасности этих установок, заработная плата устанавливается на уровне заработной платы соответствующих категорий работников ядерных установок. (Статья 25 дополнена частью восьмой по закону N 526/96-ВР от 19.11.96) Лицензиат должен создать необходимые условия для работы представителей органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. {Часть девятая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Деятельность органа государственного регулирования безопасности использования ядерной энергии финансируется за счет государственного бюджета. С целью финансирования научного и экспертного сопровождения регулирующей деятельности и приоритетных разработок по повышению безопасности источников ионизирующего излучения при органе государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности создаются специальные внебюджетные фонды, которые финансируются за счет средств, поступающих за выдачу разрешений, предоставление услуг, а также добровольных взносов украинского и иностранных юридических и физических лиц. {Второе предложение части десятой статьи 25 утратило силу в части создания специальных внебюджетных фондов на основании Закона N 783-XIV ( 783-14 ) от 30.06.99 - редакция вступает силу одновременно с вступлением в силу Закона о Государственном бюджете Украины на 2000 год} {Часть десятая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012 } Высший надзор за соблюдением и правильным применением ядерного законодательства осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. Статья 26. Разрешительный принцип использования ядерных установок и источников ионизирующего излучения Использование ядерных установок и источников ионизирующего излучения на территории Украины базируется на разрешительном принципе. Разрешение на каждый отдельный вид деятельности предоставляется органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. {Часть вторая статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Запрещается осуществление любой деятельности, связанной с использованием ядерных установок и источников ионизирующего излучения, юридическими или физическими лицами, которые не имеют разрешения, выданного в установленном порядке. Ядерная установка, источник ионизирующего излучения могут использоваться только с такой целью и таким образом, как это предусмотрено условиями выданного разрешения. Определенные в разрешении условия и пределы безопасного использования ядерной установки, источника ионизирующего излучения должны обеспечивать необходимый и достаточный уровень ядерной и радиационной безопасности. Источник ионизирующего излучения, радиационное воздействие которого настолько низким, что не требует применения ограничивающих мер согласно нормам, правилам и стандартам по ядерной и радиационной безопасности , регулированию не подлежит. Статья 27. Виды деятельности, на которые распространяется действие государственного регулирования в сфере использования ядерной энергии Вид деятельности в сфере использования ядерной энергии (далее - вид деятельности) - это деятельность, при которой вводятся дополнительные источники облучения, или действие облучения распространяется на дополнительные группы людей или изменяется система направлений облучения от существующих источников, в связи с чем повышается доза или вероятность облучения людей или количество людей, облучаются. Государственному регулированию в сфере использования ядерной энергии подлежат следующие виды деятельности: проектно-изыскательские работы по выбору площадки для размещения ядерной установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами; проектирование источников ионизирующего излучения и ядерных установок; изготовление и поставка источников ионизирующего излучения и элементов, важных для безопасности источников ионизирующего излучения; добычи, производство и переработка ядерных материалов; строительство, изготовление, производство, хранение, приобретение и сбыт ядерных установок и источников ионизирующего излучения; ввод в эксплуатацию и эксплуатация ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; использование в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, образовании и научных исследованиях источников ионизирующего излучения; снятия с эксплуатации и консервация ядерных установок и закрытие хранилища для захоронения радиоактивных отходов; (Абзац девятый части второй статьи 27 в редакции Закона N 887-IV < br> ( 887-15 ) от 22.05.2003) перевозки радиоактивных материалов; (Абзац десятый части второй статьи 27 в редакции Закона N 887-IV ( 887-15 ) от 22.05.2003) подготовка персонала для эксплуатации ядерной установки, перечень должностей которого определяет Кабинет Министров Украины; выполнения отдельных видов деятельности персоналом и должностными лицами, перечень которых определяет Кабинет Министров Украины; деятельность, связанная с обеспечением физической защиты ядерных материалов и ядерных установок (по перечню видов деятельности, утверждается Кабинетом Министров Украины). (Часть вторая статьи 27 дополнена абзацем по закону N 887-IV ( 887-15 ) от 22.05. 2003) Статья 28. Виды разрешений на осуществление деятельности в сфере использования ядерной энергии Деятельность в сфере использования ядерной энергии осуществляется на основании лицензий, отдельных разрешений и сертификатов в соответствии в Закон Украины "О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии" ( 1370-14 ) и других законов. (Статья 28 в редакции Закона N 887-IV ( 887-15 a >) от 22.05.2003) Статья 29. Условия и порядок предоставления разрешений в сфере использования ядерной энергии Разрешения на виды деятельности, предусмотренные статьей 27 настоящего Закона, предоставляются при наличии условий, отвечающих установленным нормам, правилам и стандартам по ядерной и радиационной безопасности. Разрешением определяются конкретный источник ионизирующего излучения, ядерная установка, объект, предназначенный для обращения с радиоактивными отходами, вид деятельности, условия и пределы безопасного использования , другие требования и срок действия разрешения. Выдача разрешений в сфере использования ядерной энергии осуществляется согласно Закону Украины "О разрешительной деятельность в сфере использования ядерной энергии" ( 1370-14 ) и других законов. (Часть третья статьи 29 в редакции Закона N 887-IV ( 887-15 ) от 22.05.2003) (Часть четвертую статьи 29 исключен на основании Закона N 887-IV ( 887-15 ) от 22.05.2003)
Статья 30. Действие разрешения в случае принятия новых норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности Принятие новых норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности или изменений и дополнений в них не влечет отмены или сокращения срока действия разрешения. При несоответствия условий и границ безопасности, установленных действующими разрешениями, новым нормам, правилам и стандартам по ядерной и радиационной безопасности владелец разрешения должен разработать соответствующие организационно-технические мероприятия. Эти меры должны быть согласованы с государственным органом, который выдал разрешение. Если введение новых норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности требует изменения видов деятельности, вопрос о временную возможность и целесообразность деятельности ядерных установок, источников ионизирующего излучения и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, на прежних условиях решается в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украине. Р а з д е л V ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ энергии и радиационной безопасности Статья 31. Заявитель Заявитель - юридическое или физическое лицо, которое подает документы в органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности на право осуществления определенного вида деятельности. Любой заявитель должен: известить орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности о своем намерении осуществлять какой-либо из видов деятельности, указанных в статье 27 настоящего Закона, и подать заявление о предоставлении разрешения на такой вид деятельности; подать в орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности документацию, предусмотренную нормами, правилами и стандартами по ядерной и радиационной безопасности, и другую документацию, требуемой законодательству для рассмотрения вопрос о предоставлении заявителю разрешения на соответствующий вид деятельности. Статья 32. Лицензиат Лицензиат - юридическое или физическое лицо, имеющее выданный в установленном порядке разрешение органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности на осуществление определенного вида деятельности. {Часть первая статьи 32 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Лицензиат уполномочивается владельцем источника ионизирующего излучения, ядерной установки на выполнение какого-либо из видов деятельности, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона. Полномочия лицензиата, определяемых собственником ядерного установки, источника ионизирующего излучения, должны быть достаточными для выполнения им функций относительно ответственности за безопасности и не должны противоречить требованиям законодательства Украины. Лицензиат несет всю полноту ответственности за радиационную и физической защите и безопасности ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, другой источники ионизирующего излучение независимо от деятельности и ответственности поставщиков и органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. {Часть третья статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009, N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Лицензиат должен иметь финансовые, материальные и другие ресурсы, соответствующую организационную структуру и персонал для поддержания уровня безопасности, предусмотренной нормами, правилами и стандартами по безопасности, а также требованиями выданного разрешения. Лицензиат должен иметь финансовые возможности возмещения убытков от аварий, которые могут произойти во время использования ядерной энергии, собственными средствами или за счет средств страховых компаний (организаций ). Полномочия лицензиата в отношении указанных видов деятельности вступают в силу только после получения соответствующего разрешения органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Лишение лицензиата соответствующего разрешения не освобождает его от ответственности за безопасность ядерной установки или источника ионизирующего излучения до момента передачи их другим лицам или получения нового разрешения. Лицензиат устанавливает требования к квалификации персонала зависимости от его ответственности за безопасное использование ядерных установок, источников ионизирующего излучения, контроль за ними и за надлежащую эксплуатацию оборудования, которое связано с обеспечением безопасности. Требования к квалификации персонала, выполняет свои функции на основании выданной ему лицензии (лицензированный персонал), должны быть приняты органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. {Часть седьмая статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} В случае аварии лицензиат обязан непрерывно с момента начала аварии вести контроль и прогноз выхода радиоактивных веществ за пределы ядерной установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, и информировать об этом соответствующие органы и организации в установленном порядке. Лицензиат обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию мероприятий по защите персонала и населения в случае аварии на ядерной установке или при применении источников ионизирующего излучения. Лицензиат в пределах своей компетенции обязан обеспечить реализацию мероприятий по подготовке специальной социальной инфраструктуры в зоне наблюдения для своевременного реагирования и преодоления аварийной ситуации. {Статья 32 дополнена частью по закону N 232-V ( 232 -16 ) от 05.10.2006} Лицензиат обязан извещать орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности о каждом дополнительный источник ионизирующего излучения, а также о передаче источника ионизирующего излучения другому лицу, имеющий соответствующий разрешение. Лицензиату запрещается передавать источник ионизирующего излучения лицу, которое не имеет соответствующего разрешения.
Статья 33. Эксплуатирующая организация (оператор) Эксплуатирующая организация (оператор) - это предназначенная государством юридическое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с выбором площадки, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, < br> эксплуатацией, снятием с эксплуатации ядерной установки или выбором площадки, проектированием, строительством, эксплуатацией, закрытием хранилища для захоронения радиоактивных отходов, обеспечивает ядерную и радиационную безопасность и несет ответственность за ядерный ущерб. Эксплуатирующая организация (оператор): получает лицензию согласно законодательству на осуществление деятельности на отдельных этапах жизненного цикла ядерной установки или хранилища для захоронения радиоактивных отходов; разрабатывает и осуществляет меры по повышению безопасности ядерной установки или хранилища для захоронения радиоактивных отходов; имеет право страхования занятости рабочих мест, важных для обеспечения безопасности ядерной установки или хранилища для захоронения радиоактивных отходов; обеспечивает радиационную защиту персонала, населения и окружающей природной среды; определяет, создает и поддерживает непрерывное функционирование системы физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения (Абзац шестой части второй статьи 33 в редакции Закона N 747-IV ( 747-15 ) от 15.05.2003) в установленном порядке подает своевременно и в полном объеме информацию о случаях нарушений в работе ядерных установок или хранилищ для захоронения радиоактивных отходов; обеспечивает финансовое покрытие ответственности за ядерный ущерб в размере и на условиях, определяемых законодательством Украины; (Абзац девятый части второй статьи 33 исключен на основании Закона N 1868-IV ( 1868-15 ) от 24.06.2004) несет ответственность за убытки, причиненные персонала при исполнении им служебных обязанностей, в соответствии с законодательством Украине. Эксплуатирующая организация (оператор) обязана периодически, соответствии с нормами, правилами и стандартами по ядерной и радиационной безопасности, осуществлять переоценку безопасности ядерной установки или хранилища для захоронения радиоактивных отходов и подавать отчеты за ее результатам органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Переоценка безопасности также осуществляется по требованию органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при существенных изменений конструкции установки или хранилища, а также когда опыт эксплуатации свидетельствует о недостатки предыдущей оценки. Эксплуатирующая организация (оператор) не может прибегать к действиям или демонстрации намерений, которые могут побудить персонал к нарушение требований настоящего Закона, норм, правил и стандартов по ядерной < br> и радиационной безопасности. Эксплуатирующая организация (оператор) включает в себестоимость производства электроэнергии затраты на: реализацию программ повышения безопасности работы ядерных установок; обеспечение хранения отработанного ядерного топлива, переработки и захоронения радиоактивных отходов; научно-технический и конструкторско-технологическое сопровождение эксплуатации ядерных установок; комплектования, подготовку и переподготовку персонала; страхование персонала и населения на случай ядерного ущерба; снятия с эксплуатации и консервации ядерных установок; социально-экономическое развитие территорий, на которых расположены ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами. (Статья 33 в редакции Закона N 1370-XIV ( 1370-14 a >) от 11.01.2000) Статья 34. Поставщик Поставщик - юридическое лицо, которое выполняет функции, связанные с проектированием, производством, поставкой, строительством или предоставлением других услуг в сфере использования ядерной энергии. Поставщик несет ответственность за качество выполненных работ и оказанных услуг. Конкретные условия и пределы ответственности оговариваются в контракте между лицензиатом и поставщиком. Поставщик, выполняющий посреднические функции и участвует в заключении любого контракта на поставку ядерных материалов, обязан хранить все документы, связанные с операциями , выполненными им или от его имени, не менее одного года после окончания срока действия контракта. Такие документы должны содержать наименование сторон, заключивших контракт, дату подписания контракта, данные о количестве, форму и состав ядерных материалов вместе с информацией об их происхождения и назначения. (Статью 34 дополнена частью третьей согласно Закону N 1417-IV ( 1417-15 ) от 03.02.2004 ) Статья 35. Персонал Персонал - работники предприятия, учреждения, организации, выполняющих работы, связанные с эксплуатацией ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения. (Часть первая статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Закону N 747-IV ( 747-15 ) от 15.05.2003) Персонал обязан строго соблюдать нормы, правила и стандартов безопасности, а также не совершать каких-либо самовольных действий, которые могут привести к ситуациям, нарушающих требования этого Закона. Персонал ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, не имеет права на забастовки. Статья 36. Ограничения по состоянию здоровья для персонала ядерных установок и источников ионизирующего излучения Персонал должен проходить обязательные медицинские осмотры (предыдущий - при приеме на работу и периодические - в течение трудовой деятельности). Лица, у которых определено заболевание, указанное в перечне медицинских противопоказаний относительно допуска к работе с источниками ионизирующего излучения, к работе на ядерных установках и с источниками ионизирующего излучения не допускаются. Перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лицо не может быть допущено к работам на ядерных установках и с источниками ионизирующего излучения, устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения. {Часть третья статьи 36 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Р а з д е л VI РАЗМЕЩЕНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И снятия с эксплуатации ядерных установок И ОБЪЕКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ С радиоактивными отходами, а также ЗАКРЫТИЕ < br> хранилища для захоронения (Название раздела VI с изменениями, внесенными согласно Законом N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04.2000)
Статья 37. Порядок принятия решений относительно размещения ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами Предложения по размещению ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, имеют право вносить органы государственной власти и органы местного самоуправления, отдельные юридические и физические лица. {Часть первая статьи 37 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Предложения вносятся Кабинета Министров Украины. Для рассмотрения вопроса о размещении ядерной установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, заявитель подает подготовленные в установленном порядке материалы, содержат обоснование необходимости сооружения такой установки или объекта и не менее три варианта - по площадок для их размещения. |