З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1995, N 12, ст.81) {Вводится в действие Постановлением ВР N 40/95-ВР от 08.02.95, ВВР, 1995, N 12, ст.82} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 526/96-ВР от 19.11.96, ВВР, 1997, N 4, ст.20 N 684/97-ВР от 03.12.97, ВВР, 1998, N 11-12, ст.50 N 783-XIV ( 783-14 ) от 30.06.99, ВВР, 1999, N 34, ст.274 N 1370-XIV ( 1370-14 ) от 11.01.2000, ВВР, 2000, N 9, ст.68 N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04.2000, ВВР, 2000, N 30, ст.236 N 747-IV ( 747-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 29, ст.236 N 887-IV ( 887-15 ) от 22.05.2003, ВВР, 2003, N 37, ст.307 N 1096-IV ( 1096-15 ) от 10.07.2003, ВВР, 2004, N 6, ст.38 N 1417-IV ( 1417-15 ) от 03.02.2004, ВВР, 2004, N 19, ст.257 N 1971-IV ( 1971-15 ) от 01.07.2004, ВВР, 2005, N 1, ст.10 N 1868-IV ( 1868-15 ) от 24.06.2004, ВВР, 2004, N 46, ст.511 N 2637-IV ( 2637-15 ) от 02.06.2005, ВВР, 2005, N 27, ст.362 N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006, ВВР, 2006, N 49, ст.486 N 515-VI ( 515-17 ) от 17.09.2008, ВВР, 2008, N 52, ст.394 N 516-VI ( 516-17 ) от 17.09.2008, ВВР, 2009, N 5, ст. 8 N 1393-VI ( 1393-17 ) от 21.05.2009, ВВР, 2009, N 40, ст.579 N 1566-VI ( 1566-17 ) от 25.06.2009, ВВР, 2009, N 51, ст.759 N 1565-VI ( 1565-17 ) от 17.11.2009, ВВР, 2010, N 1, ст.3 N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009, ВВР, 2010, N 6, ст.48} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 14-рп/2010 ( v014p710-10 ) от 20.05.2010} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2367-VI ( 2367 -17 ) от 29.06.2010, ВВР, 2010, N 34, ст.486 N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 2883-VI ( 2883-17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 30, ст.277 N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 4175-VI ( 4175-17 ) от 20.12.2011, ВВР, 2012, N 29, ст.339 N 4716-VI ( 4716-17 ) от 17.05.2012 N 4717-VI ( 4717-17 ) от 17.05.2012 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} {в тексте Закона слова "местные органы государственной власти и самоуправления" и слова "местные органы государственной власти и самоуправления" во всех падежах заменены словами < br> "местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления" в соответствующем падеже согласно закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон является основополагающим в ядерном законодательстве Украины. Он устанавливает приоритет безопасности человека и окружающей среды, права и обязанности граждан в сфере использования ядерной энергии, регулирует деятельность, связанную с использованием ядерных установок и источников ионизирующего излучения, устанавливает также правовые основы международных обязательств Украины относительно использования ядерной энергии. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины и определения В этом Законе приведенные ниже термины и определения употребляются в таком значении: использование ядерной энергии - это совокупность видов деятельности, связанных с использованием ядерных технологий, ядерных материалов, источников ионизирующего излучения в науке, производстве, медицине и других отраслях, а также добычей урановых руд и обращением с радиоактивными отходами; исходный материал - уран, содержащий изотопы в том соотношении, в котором они есть в природном уране; уран, обедненный на изотопы 235; торий; любая из указанных веществ в форме металла, сплава, химического соединения или концентрата; любой другой материал, содержащий одну или несколько из указанных веществ в концентрации, установленной нормами, правилами и стандартами по безопасности; источник ионизирующего излучения - физический объект, кроме ядерных установок, содержащий радиоактивное вещество, или техническое устройство, создающее или при определенных условиях может создавать ионизирующее излучение; качества - комплекс мероприятий, планируемых и систематически реализуются с целью достижения уверенности в том, что осуществляемые виды деятельности соответствуют нормам, правилам и стандартам безопасности; закрытие - завершение всех операций в определенное время после размещение радиоактивных отходов в хранилище для захоронения, которое включает окончательные инженерно-технические или другие работы, необходимые для приведения убежища до состояния, безопасного течение длительного времени; (часть первая статьи 1 дополнена абзацем шестым согласно Законом N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04.2000) захоронения радиоактивных отходов - размещение радиоактивных отходов в объекте, предназначенном для обращения с радиоактивными отходами, без намерения их дальнейшего использования; объект, предназначенный для обращения с радиоактивными отходами, - сооружение, помещение или оборудование, предназначенные для оперирования, обработки, в том числе предварительной, кондиционирования, < br> перевозки, хранения или захоронения радиоактивных отходов, а также ядерная установка в процессе снятия с эксплуатации после признания ее установкой для обращения с радиоактивными отходами; (Абзац восьмой части первой статьи 1 в редакции Закона N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04.2000) перевозки - деятельность, связанная с подготовкой, загрузкой, отправкой, транспортировкой, включая транзитное хранение, разгрузку и приемку в конечном пункте назначения грузов радиоактивных материалов и упаковок; (Абзац девятый части первой статьи 1 в редакции Закона N 887-IV ( 887-15 ) от 22.05.2003) обращения с радиоактивными отходами - все виды деятельности (включая деятельность, связанную со снятием с эксплуатации), что к оперирования, обработки, в том числе предварительной, кондиционирования, перевозки, хранения или захоронения радиоактивных отходов; (Абзац десятый части первой статьи 1 в редакции Закона N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04.2000) радиационная безопасность - соблюдение допустимых пределов радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду, установленных нормами, правилами и стандартами по безопасности; радиационная авария (авария) - событие, вследствие которого утрачены контроль над ядерной установкой, источником ионизирующего излучения, и которая приводит или может привести к радиационного воздействия на людей и окружающую среду, превышает допустимые пределы, установленные нормами, правилами и стандартами по безопасности; радиационная защита - совокупность радиационно-гигиенических, проектно-конструкторских, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности; радиоактивные отходы - материальные объекты и субстанции, активность радионуклидов или радиоактивное загрязнение которых превышает пределы, установленные действующими нормами, при условии, что использования этих объектов и субстанций не предусматривается (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении согласно части второй настоящей статьи); (Абзац статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 684/97-ВР от 03.12.97) радиоактивные материалы - источники ионизирующего излучения, ядерные материалы и радиоактивные отходы; (часть первая статьи 1 дополнена абзацем пятнадцатым согласно Закону N 1417-IV ( 1417-15 ) от 03.02.2004) специальный расщепляющихся материалов - плутоний-239; уран-233; уран, обогащенный изотопами 235 и 233; любой материал, содержащий одно или несколько из указанных веществ; специализированное предприятие по обращению с радиоактивными отходами - предприятие (объединение), которое осуществляет на основе лицензии сбора радиоактивных отходов, их переработку, перевозки, хранения и (или) захоронения; ядерная безопасность - соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, которые обеспечивают радиационную безопасность; ядерные установки - объекты по производству ядерного топлива, ядерные подкритические установки, ядерные реакторы, которые включают критические и подкритические сборки; исследовательские реакторы; атомные электростанции, предприятия и установки по обогащению и переработке топлива, а также хранилища отработанного топлива (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении согласно части второй этой статьи) {Абзац статьи 1 с изменениями , внесенными согласно Законам N 684/97-ВР от 03.12.97, N 4175-VI ( 4175-17 ) от 20.12.2011} ядерная подкритической установка - объект, предназначенный для обращения с ядерными материалами и расположен в пределах определенной проектом территории, конструкция и технические характеристики которого делают невозможным возникновение самопидтримувальнои цепной реакции деления при любых условиях эксплуатации. К ядерных подкритических установок относятся: подкритические сборки, источника нейтронов, основанные на подкритической сборке, управляемой линейным ускорителем электронов или протонов, и другие установки, конструкция и технические характеристики которых делают невозможным возникновения самопидтримувальнои цепной реакции деления за любых условиях эксплуатации {Часть первую статьи 1 дополнен новым абзацем согласно Закону N 4175-VI ( 4175-17 ) от 20.12.2011} ядерный инцидент - любое событие или ряд событий одного и того же происхождения, которые причиняют ядерный ущерб (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении в соответствии части второй настоящей статьи); (Абзац статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 684/97-ВР от 03.12.97) ядерный материал - любой выходной или специальный расщепляющихся материалов (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении соответствии с частью второй настоящей статьи); (Абзац статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 684/97-ВР от 03.12.97) ядерный ущерб - потеря жизни, любые повреждения, нанесенные здоровью человека, или любая потеря имущества, или вред, причиненный имуществу, или любой другая потеря или вред, что является результатом опасных свойств ядерного материала на ядерной установке или ядерного материала, поступающего с ядерной установки или направляется к ней, кроме вреда, причиненного самой установке или транспортному средству, которым осуществлялась перевозка (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении согласно части второй настоящей статьи); (Абзац статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 684/97-ВР от 03.12.97) зона наблюдения - территория, на которой возможно радиационное влияние ядерной установки и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, на население, проживающее в этой зоне . Размеры и границы указанной зоны определяются в соответствии с частью четвертой статьи 45 настоящего Закона {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем согласно закону N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006} специальная социальная инфраструктура - объекты, расположенные в пределах административно-территориальных единиц (областных, районных, городских советов монофункциональных городов-спутников), на территорию которых < br> распространяются соответствующие зоны наблюдения, и предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего в зоне наблюдения, в том числе учебные заведения, учреждения здравоохранения здоровья, культуры, физкультуры и спорта, коммуникационные объекты < br> жилищно-коммунального хозяйства, сети снабжения электроэнергии, газа, тепла, воды и водоотвода, здания и сооружения, предназначенные для их обслуживания, автомобильные дороги, системы связи и т.п. {Часть первую статьи 1 дополнена абзацем согласно Закону N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006, в редакции Закона N 4717-VI ( 4717-17 ) от 17.05.2012}
{Абзац части первой статьи 1 исключено на основании Закона N 1565-VI ( 1565-17 ) от 17.11.2009}
социально-экономическая компенсация риска для населения, проживающего в зонах наблюдения, - создание и поддержание в исправном состоянии специальной социальной инфраструктуры, обеспечения средствами индивидуальной защиты населения, его регулярное обучение правилам пользования специальной социальной инфраструктурой, умение пользования средствами индивидуальной защиты {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем согласно Законом N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006} монофункциональные города - спутники ядерных установок и предприятий по добыче и переработке урановых руд - административно-территориальные единицы, специализация труда населения в которых определяется предприятиями, эксплуатируют ядерные установки и урановые объекты {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 1565-VI ( 1565 - 17 ) от 17.11.2009} проектная авария - авария, для которой проектом определены исходные события, конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивают ограничение ее радиационных последствий в пределах, установленных правилами и нормами по ядерной и радиационной безопасности {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем согласно Законом N 4717-VI ( 4717 - 17 ) от 17.05.2012} санитарно-защитная зона - территория вокруг ядерной установки и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации может превышать квоту предела дозы для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается проживания населения, устанавливаются ограничения на производственную деятельность, что не касается ядерной установки или объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и осуществляется контроль за радиационным < br> состоянием. Особенности режима, размеры и границы указанной зоны определенные статьей 45 настоящего Закона. {Часть первая статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 4717-VI ( 4717-17 ) от 17.05. 2012} Для целей раздела XIII настоящего Закона термины и определения употребляются в значении согласно абзацев восьмого, десятого и шестнадцатого части первой настоящей статьи и статьи 1 Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 ( 995_006 ), за исключением терминов "ядерный материал" и " ядерная установка ", которые употребляются в таком значении: ядерный материал - ядерное топливо, за исключением природного урана и обедненного урана, которое может выделять энергию путем самоподдерживающейся цепной процесса ядерного деления вне ядерным реактором самостоятельно или в комбинации с каким-либо другим материалом и радиоактивные продукты и отходы, за исключением небольшого количества радиоактивных продуктов, радиоактивных отходов и ядерного топлива, устанавливаемые нормами, правилами и стандартами по ядерной и радиационной безопасности, при условии, что эта количество не превышает максимальные пределы, установленные Советом управляющих Международного агентства по атомной энергии; ядерная установка - любой ядерный реактор, за исключением реактора, которым оборудован средство морского или воздушного транспорта с целью использования его в качестве источника энергии для приведения в движение этого средства транспорта или по другой целью, любой завод, использующий ядерное топливо для производства ядерного материала, или любой завод, на котором обрабатывается ядерный материал, включая любые любой завод, на котором перерабатывается облученное ядерное топливо, и любое место, где сохраняется (складируемых) ядерный материал, за исключением места складирования, связанного с перевозкой такого материала, по условия, что несколько ядерных установок одного оператора, расположенные в одном месте, рассматриваются как единая ядерная установка. {Статья 1 дополнена частью второй согласно Закону N 684/97-ВР от 03.12.97} Ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение: атомные электрические станции; атомные станции теплоснабжения; исследовательские ядерные реакторы; объекты по переработке радиоактивных отходов (кроме установок, включенных в технологический цикл ядерной установки или хранилища для захоронения радиоактивных отходов); хранилища, предназначенные для хранения отработанного ядерного топлива или высокоактивных радиоактивных отходов с проектным сроком хранения свыше 30 лет (кроме установок, включенных в технологический цикл ядерной установки ) хранилища, предназначенные для захоронения отработанного ядерного топлива или радиоактивных отходов. {Статья 1 дополнена частью третьей согласно Закону N 1566-VI ( 1566-17 ) от 25.06.2009} Статья 2. Ядерное законодательство Отношения в сфере использования ядерной энергии регулируются настоящим Законом и другими актами законодательства Украины. Статья 3. Задача ядерного законодательства Основными задачами ядерного законодательства являются: правовое регулирование общественных отношений при осуществлении всех видов деятельности в сфере использования ядерной энергии; создание правовых основ системы управления в сфере использования ядерной энергии и системы регулирования безопасности при использования ядерной энергии; установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и персонала, а также граждан относительно их деятельности, связанной с использованием ядерной энергии; определение основных принципов радиационной защиты людей и окружающей природной среды; обеспечение участия граждан и их объединений в формировании государственной политики в сфере использования ядерной энергии; содействие дальнейшему укреплению международного режима безопасного использования ядерной энергии. Статья 4. Основные принципы радиационной защиты Радиационная защита при использовании ядерной энергии базируется на следующих основных принципах: не может быть разрешена ни одна деятельность, связанная с ионизирующим излучением, если конечная выгода от такой деятельности не превышает причиненного им вреда; величина индивидуальных доз, число лиц, облучаемых и вероятность облучения от любого из видов ионизирующего излучения должны быть низкими из тех, которые можно практически достичь, учитывая экономические и социальные факторы; облучения отдельных лиц от всех источников и видов деятельности в итоге не должно превышать установленных дозовых пределов. Статья 5. Основные принципы государственной политики в сфере использовании ядерной энергии и радиационной защиты Основными принципами государственной политики в сфере использования ядерной энергии и радиационной защиты являются: приоритет защиты человека и окружающей среды от влияния ионизирующего излучения; обеспечение при использовании ядерной энергии минимального уровня образования радиоактивных отходов; (Статья 5 дополнена абзацем третьим согласно Закону N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04.2000) запрет любой деятельности в сфере использования ядерной энергии, результатом которой является обоснованно предусмотрен больший негативное влияние на будущие поколения, чем тот, что допускается для нынешнего поколения; (Статья 5 дополнена абзацем четвертым согласно Закону N 1673-III ( 1673-14 ) от 20.04.2000 ) обеспечение безопасности во время использования ядерной энергии; открытость и доступность информации, связанной с использованием ядерной энергии; обеспечения возмещения ущерба, обусловленного радиационным влиянием {Абзац седьмой статьи 5 в редакции Закона N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006} создание правового и финансового механизма по социально-экономической компенсации риска для населения, проживающего в зонах наблюдения {Статья 5 дополнена абзацем согласно Закону N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006} создание специальной социальной инфраструктуры в зонах наблюдения {Статья 5 дополнена абзацем по закону N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006} обеспечение мероприятий по социально-экономической заинтересованности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на территории которых расположены ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами; установление ответственности за нарушение правового режима безопасности в сфере использования ядерной энергии; разграничение функций государственного управления в сфере использовании ядерной энергии и государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности; разграничение функций государственного управления в сфере использования ядерной энергии и непосредственной хозяйственной деятельности по использованию ядерной энергии; распределение обязанностей, прав и ответственности между всеми субъектами правоотношений в сфере использования ядерной энергии; нормирование, лицензирование и надзор в сфере использования ядерной энергии; создание правового и финансового механизма ответственности эксплуатирующей организации перед гражданами и субъектами хозяйствования за причиненный ядерный ущерб; создание правового и финансового механизма ответственности лицензиата перед гражданами и субъектами хозяйствования по причиненный ущерб в случае радиационной аварии; захоронения и долгосрочное хранение радиоактивных отходов за счет производителей отходов; участие граждан и их объединений в формировании государственной политики в сфере использования ядерной энергии; запрет любой деятельности, связанной с ионизирующим излучением, если преимущество от такой деятельности меньше, чем возможна причиненный ею вред; соблюдение дозовых пределов воздействия на персонал и население, установленных нормами, правилами и стандартами по ядерной и радиационной безопасности; установление низких показателей величины индивидуальных доз, количества облучаемых лиц, вероятности облучения от любого конкретного источника ионизирующего излучения за нормами, правилами и стандартами по радиационной безопасности с учетом экономических и социальных условий государства; выполнения международных договоров, развитие международного сотрудничества в сфере использования ядерной энергии в мирных целях и укрепления международного режима безопасности и радиационной защиты населения; разграничения государственного управления в сфере использования ядерной энергии и захоронения радиоактивных отходов. Статья 6. Государственная политика в сфере использования ядерной энергии и радиационной защиты Основы государственной политики в сфере использования ядерной энергии и радиационной защиты формирует Верховная Рада Украины путем определения ее цели, главных задач, направлений, принципов и приоритетов, установления системы соответствующих кредитно-финансовых, налоговых, таможенных и других регуляторов, утверждении Государственной программы развития топливно-энергетического комплекса. Государственная политика реализуется путем создания оптимальной системы управления в сфере использования ядерной энергии, регулирования вопросов ядерной и радиационной безопасности, разработки и выполнения государственных программ обеспечения безопасности, включая реализацию мероприятий по защите населения, проживающего в зоне наблюдения. {Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006} Государство обеспечивает гражданам и их объединениям участие в формировании и реализации государственной политики в сфере использования ядерной энергии. Статья 7. Сфера действия настоящего Закона Этот Закон распространяется на все виды деятельности в сфере использования ядерной энергии, включая: размещение, проектирование, сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации ядерных установок, источников ионизирующего излучения; осуществление работ и услуг, которые влияют на безопасности при использовании ядерной энергии; обращение с ядерными материалами и источниками ионизирующего излучения, в частности при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества; проведение научных исследований с использованием ядерных установок, источников ионизирующего излучения, ядерных материалов; управления в сфере использования ядерной энергии; государственное регулирование безопасности при использовании ядерной энергии; физической защите ядерных установок, ядерных материалов, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения; (Абзац восьмой части первый статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 747-IV ( 747-15 ) от 15.05.2003) государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения; государственный контроль за радиационной обстановкой на территории Украины; подготовку кадров для деятельности, связанной с использованием ядерной энергии; международное сотрудничество и обеспечение соблюдения международных обязательств Украины в сфере использования ядерной энергии. Особенности применения настоящего Закона к отношениям, связанным с обеспечением безопасности во время ликвидации ядерного оружия и ядерных боеприпасов, в том числе их демонтажа, хранения и перевозки , устанавливаются соответствующим законодательством Украины. Статья 8. Нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности Нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности при использования ядерной энергии. Соблюдение норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. Требования указанных норм, правил и стандартов принимаются с учетом рекомендаций международных организаций в сфере использования ядерной энергии. Нормы, правила и стандарты по ядерной и радиационной безопасности утверждаются в порядке, определяемом законодательством Украины, подлежат опубликованию и обязательны на территории Украины. Статья 9. Право собственности на ядерные установки и источники ионизирующего излучения Ядерные установки и источники ионизирующего излучения могут находиться в разных формах собственности. Список ядерных установок, источников ионизирующего излучения, находящихся в государственной собственности, определяется Кабинетом Министров Украины. Ядерные материалы являются исключительно общегосударственной собственностью. Р а з д е л II ПРАВА ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 10. Права граждан и их объединений на получение информации в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности Граждане и их объединения имеют право на запрос и получение от соответствующих предприятий, учреждений и организаций в пределах их компетенции полной и достоверной информации относительно безопасности ядерной установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, строительство которых планируется или осуществляется, и тех, эксплуатируемых или снимаются с эксплуатации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Граждане имеют право получать информацию от учреждений государственной системы контроля за радиационной обстановкой на территории Украине об уровне радиационного излучения на территории Украине, в местах их проживания или работы. За отказ в предоставлении такой информации, умышленное искажение или сокрытие объективных данных по вопросам, связанным с безопасностью при использовании ядерной энергии, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, об "объединений граждан и средств массовой информации несут ответственность согласно законодательству. Граждане Украины с познавательной целью имеют право на посещение в установленном порядке ядерных установок, а также объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами. Для реализации прав граждан органы государственной власти, учреждения государственной системы контроля за радиационной обстановкой, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с использованием ядерной энергии, их должностные лица обязаны: периодически распространять через средства массовой информации официальные сведения о радиационной обстановке на территории, где находятся, эксплуатируются предприятия по добыче урановой руды, ядерные установки, объект объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, источники ионизирующего излучения, а также сведения о безопасности ядерной установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, строительство которых планируется или осуществляется, и тех, что эксплуатируются или снимаются с эксплуатации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; предоставлять возможность гражданам Украины по их требованию непосредственно посещать с познавательной целью в установленном порядке ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами. Статья 11. Права граждан и их объединений на участие в формировании политики в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности Граждане и их объединения имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в сфере использования ядерной энергии, а также на участие в обсуждении вопросов, связанных с размещением, проектированием, сооружением, эксплуатацией и снятием с эксплуатации ядерных установок, источников ионизирующего излучения. С целью привлечения граждан и их объединений к участию в рассмотрении вопросов, связанных с использованием ядерной энергии, местные органы исполнительной местные и органы местного самоуправления могут организовывать общественные слушания по вопросам защиты проектов, связанных с размещением, сооружением, снятием с эксплуатации ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами. На общественные слушания выносятся как материалы, представленные заявителем, так и результаты государственных и общественных экспертиз. Порядок проведения общественных слушаний устанавливается Кабинетом Министров Украины. Статья 12. Социально-экономические условия проживания и труда граждан в местах размещения предприятий по добыче и переработке урановых руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами Население территорий, на которых размещаются предприятия по добыче и переработке урановых руд, ядерные установки, объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, имеет право на < br> социально-экономическую компенсацию риска от их деятельности, в том числе на: использование части средств, инвестируемых в строительство предприятия по добыче и переработке урановых руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами , на строительство объектов социального назначения; создание и поддержание в исправном состоянии объектов специальной социальной инфраструктуры, в том числе защитных сооружений, предназначенных для укрытия и защиты населения, техники и имущества от воздействия радиационного облучения в случае радиационной аварии. Обеспечение средствами индивидуальной защиты и препаратами стабильного йода в пределах полученных средств согласно медицинских нормативов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины; {Абзац третий части первой статьи 12 в редакции Закона N 4717-VI ( 4717-17 ) от 17.05.2012} льготы по оплате за потребленную электрическую энергию для населения, постоянно проживающего в 30-километровой зоне атомных электростанций, согласно статье 17 Закона Украины "О электроэнергетике "( 575/97-ВР ). Порядок компенсации убытков энергоснабжающих компаний устанавливается органом государственного регулирования деятельности в энергетике в соответствии с полномочиями, определенных Законом Украины "Об электроэнергетике" {Абзац четвертый части первой статьи 12 в редакции Закона N 4717-VI ( 4717-17 ) от 17.05.2012} выполнение мероприятий по улучшению условий проживания и труда населения, проживающего на указанных территориях, в пределах полученных средств по направлениям, предусмотренным программами экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц, которые утверждаются органами местного самоуправления (областными, районными, городскими советами городов областного подчинения, городскими советами монофункциональных городов-спутников), на территорию которых распространяются соответствующие зоны согласно законам Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины" ( 1602-14 ) и "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ) , кроме средств Государственного фонда обращения с радиоактивными отходами, порядок использования которых устанавливается Кабинетом Министров Украины. {Абзац пятый части первой статьи 12 в редакции Закона N 4717-VI ( 4717-17 ) от 17.05.2012 } Социально-экономическая компенсация риска от деятельности объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, осуществляется за счет средств Государственного фонда обращения с радиоактивными отходами в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины. Направления и порядок предоставления социально-экономической компенсации риска, а также определение административно-территориальных единиц, на которые распространяются меры социально-экономической компенсации риска, устанавливаются Кабинетом Министров Украины отдельно для каждого лицензиата. Социально-экономическая компенсация риска осуществляется в пределах средств, полученных от лицензиата (кроме специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами), и может быть использована только для финансирования административно-территориальных единиц, на территорию которых распространяется зона наблюдения, на которой возможно влияние соответствующих объектов лицензиата. {Часть четвертая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2883-VI ( 2883-17 ) от 23.12.2010} {Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 232-V ( 232-16 ) от 05.10.2006, в редакции Закона N 1565-VI ( 1565-17 a >) от 17.11.2009} Статья 12-1. Порядок определения и уплаты сбора на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения Финансирование мероприятий по социально-экономической компенсации риска населения, которое проживает на территории зоны наблюдения, осуществляется из специального фонда Государственного бюджета Украины за счет сбора на социально -экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения (далее - сбор). Плательщиками сбора являются эксплуатирующие организации ядерных установок, предприятия по добыче и переработке урановых руд, а также предприятия, которые являются заказчиками строительства ядерных установок или объект объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение. Объектом взимания сбора являются: для эксплуатирующих организаций ядерных установок - объем (стоимость) реализованной электрической энергии, вырабатываемой атомными электростанциями в отчетном периоде (без учета налога на добавленную стоимость) , который определяется на основании актов продажи электрической энергии, составленных плательщиком сбора и покупателем электрической энергии согласно договору между членами оптового рынка электрической энергии Украины; для предприятий по добыче и переработке урановых руд - объем реализованной плательщиком сбора в отчетном периоде конечной продукции (урановый концентрат, в килограммах с точностью до десятичного знака ), который определяется на основании актов приема-передачи такой продукции, составленных плательщиком сбора и покупателем. Указанные акты должны содержать данные об объеме реализованной плательщиком сбора в отчетном периоде конечной продукции; для предприятий, которые являются заказчиками строительства новых ядерных установок или объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение, - сумма фактически освоенных плательщиком сбора капитальных инвестиций за отчетный период согласно данным бухгалтерского учета (без учета налога на добавленную стоимость и суммы финансовых расходов, капитализированных соответствии с требованиями положений (стандартов) бухгалтерского учета). Ставка сбора устанавливается: для эксплуатирующих организаций ядерных установок - в размере одного процента объема реализации электроэнергии, вырабатываемой атомными электростанциями за отчетный период (без учета налога на добавленную стоимость) ; для предприятий по добыче и переработке урановых руд - в размере 2,75 гривны за 1 килограмм реализованной конечной продукции - уранового концентрата (без учета налога на добавленную стоимость) для предприятий, которые являются заказчиками строительства новых ядерных установок или объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение, - в размере, определенном Верховной Радой Украины как доля стоимости строительства отдельно для каждой установки или объекта при принятия решения о размещении, проектировании и строительстве такой установки в порядке, установленном Законом Украины "О порядок принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение " ( 2861-15 ). Сумма средств, равная размеру сбора, определенном соответствии с абзацем четвертым части четвертой настоящей статьи, учитывается в смете строительства новых ядерных установок или объектов , предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение, и включается в стоимость строящегося. Сбор взимается пропорционально фактически освоенных капитальных инвестиций по данным бухгалтерского учета. Отчетный период для уплаты сбора равняется календарному месяцу. Плательщики сбора самостоятельно составляют расчет сбора в двух экземплярах, один из которых подают ежемесячно в течение 20 дней, что следующих за последним днем ??отчетного периода, в орган государственной < br> налоговой службы, в котором находятся на учете, а второй - к соответствующего органа центрального органа исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в трехдневный срок после представления указанного расчета в орган государственной налоговой службы. Форма расчета сбора устанавливается Кабинетом Министров Украине. Плательщики сбора уплачивают сбор за отчетный период в государственный бюджет по месту их пребывания на учете в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем ??предельного срока представления расчета сбора в орган государственной налоговой службы. Плательщики сбора несут ответственность за правильность исчисления сбора, полноту и своевременность его уплаты, за своевременность представления расчетов сбора в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины ( 2755-17 ). Контроль за правильностью исчисления сбора, полнотой и своевременностью его уплаты, за своевременностью представления расчетов осуществляется органами государственной налоговой службы согласно закона. {Закон дополнен статьей 12-1 согласно Закону N 1565-VI ( 1565-17 ) от 17.11.2009, текст статьи 12-1 в редакции Закона N 4716-VI ( 4716 - 17 ) от 17.05.2012} Статья 12-2. Порядок и условия использования средств сбора на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны < br> наблюдение Средства от сбора на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения, направляются в виде субвенции из специального фонда Государственного бюджета Украины в специальных фондов бюджетов областных, районных, городских советов монофункциональных городов - спутников ядерных установок и предприятий по добыче и переработке урановых руд, на территорию которых распространяются соответствующие зоны наблюдения плательщиков сбора, и распределяются между этими бюджетами в следующем соотношении: областные бюджеты - 30 процентов; бюджеты районов и городов областного подчинения зон наблюдения (за исключением монофункциональных городов - спутников ядерных установок и предприятий по добыче и переработке урановых руд) - 55 процентов ; бюджеты монофункциональных городов - спутников ядерных установок и предприятий по добыче и переработке урановых руд - 15 процентов. Распределение средств сбора между специальными фондами бюджетов областных, районных и городских советов городов областного подчинения осуществляется с учетом удельного веса численности населения, проживающего в зонах наблюдения этих административно-территориальных единиц, и пропорционально объему товарной продукции предприятий лицензиата, расположенного на соответствующей территории, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Использование средств на финансирование мероприятий по социально-экономической компенсации риска из специальных фондов местных бюджетов осуществляется по направлениям и в порядке, установленным Кабинетом Министров Украины. Контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется согласно закону. Областные, районные и городские советы ежеквартально отчитываются перед населением об использовании средств социально-экономической компенсации риска из специальных фондов соответствующих местных бюджетов путем публикации отчетов в периодических изданиях органов местного самоуправления. {Закон дополнен статьей 12-2 согласно Закону N 1565-VI ( 1565-17 ) от 17.11.2009} Статья 13. Права на возмещение ущерба, обусловленного негативным влиянием ионизирующего излучения в время использования ядерной энергии Граждане, здоровью и имуществу которых причинен вред, обусловленной негативным влиянием ионизирующего излучения при использовании ядерной энергии, имеют право на его возмещение в полном объеме соответствии с законодательством. Статья 14. Права персонала ядерных установок, источников ионизирующего излучения Персонал ядерных установок, источников ионизирующего излучения, а также государственные инспекторы по надзору за ядерной и радиационной безопасностью непосредственно на ядерных установках имеют право на социально-экономическую компенсацию негативного влияния ионизирующего излучения на их здоровье согласно законодательством Украины. (Часть первая статьи 14 в редакции Закона N 526/96-ВР от 19.11 .96) Персонал имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и лицензирование за счет лицензиата. Статья 15. Страхование от риска радиационного воздействия при время использования ядерной энергии
|