Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 8. Вибір суду або арбітражуИмущественные споры, возникающие в связи ' связи договору или другим гражданско-правовыми отношениями, эт ' связанными с торговым мореплаванием, и отнесены к компетенции Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины (МАК), рассматриваются этой комиссией при наличии согласия сторон. Имущественный спор, эт ' связан с торговым мореплаванием, в котором участвует иностранное юридическое или физическое лицо, может быть по соглашению сторон передан на рассмотрение иностранного суда или арбитража. Комментарий Согласно Закону Украины " О третейских судах " от 11.05.2004 г. третейский суд - негосударственный независимый орган, который создается по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном настоящим Законом, для решения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений. В соответствии со ст. 3 указанного Закона и Решения Конституционного Суда N 1-рп от 10.01.2008 задачей третейского суда является защита имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических или юридических лиц путем всестороннего рассмотрения и разрешения споров в соответствии с законом. Юридические и/или физические лица имеют право передать на рассмотрение третейского суда любой спор, возникающий из гражданских или хозяйственных правоотношений, кроме случаев, предусмотренных законом. Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами третейского соглашения, соответствующего требованиям указанного Закона. Спор может быть передан на разрешение третейского суда до принятия компетентным судом решения по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям. Третейские суды могут рассматривать любые дела, возникающие из гражданских и хозяйственных правоотношений, за исключением дел, определенных ст. 6 указанного Закона. В Украине могут образовываться и действовать постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (суды ad hoc). Международный коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (Третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Украины " О международном коммерческом арбитраже " от 24.02.94 г. К Международному коммерческого арбитражный суд могут по соглашению сторон передаваться на решение: - споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических н ' связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также: - споры предприятий с иностранными инвестициями и международных о ' объединений и организаций, созданных на территории Украины, между собой, споры между их участниками, а так же их споры с другими субъектами ' объектами права Украины. правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на решение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продажи (поставки) товаров, выполнения работ, оказанию услуг, обмену товарами и/или услугами, перевозка грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных о ' объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации. Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению также споры, отнесенные к его юрисдикции в силу международных договоров Украины. МАК является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Украины " О международном коммерческом арбитраже ". Морская МАК разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, является ли сторонами таких отношений субъектов ' объекты украинского и иностранного либо только украинского или только иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений: 1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река - море) 2) по морской буксировке судов и иных плавучих средств 3) по морскому страхованию и перестрахованию; 4) эт ' связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих средств 5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции пов ' связаны с плаванием таких судов по морским путям 6) н ' связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и других работ 7) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания; 8) н ' связанных с подъемом затонувших в море судов и другого имущества 9) н ' связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим о ' объектам 10) н ' связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла. МАК разрешает также споры, возникающие в связи ' связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных в этой статье, а также споры, н ' связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок. МАК принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче их на ее разрешение. Комиссия принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязательства ' связанные передать на ее разрешение в силу международных договоров. Комментируемая статья определяет основной принцип урегулирования имущественных споров, эт ' связанные с торговым мореплаванием, - это принцип добровольности обращения в суд - Морской арбитражной комиссии, иностранного суда или арбитража. На сайте также ищут: Стаття 64. Дії капітана судна в случае опасности гибели судна Стаття 294. Поняття окремої (незагальної) аварії Стаття 211. Відповідальність фрахтувальника Стаття 388. Термін позовної давності на вимоги, що виникають з договору перевезення вантажу Стаття 282. Вантаж, незазначений или указанный неправильно |
1. Принцип процессуального равноправия сторон не тождествен принципу равенства всех граждан и организаций перед законом и судом, установленному ст. 7 АПК 2002 г. (см. комментарий к ст. 7).
Принцип процессуального равноправия распространяется только на стороны (истца и ответчика), а принцип равенства - на всех граждан и организации.
Различно и содержание данных принципов. Сущность принципа процессуального равенства состоит в предоставлении сторонам равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов. Так, например, каждая из сторон имеет право заявлять отвод судье и некоторым другим участникам процесса, обжаловать вынесенное решение и т.д. Согласно ч. 4 ст. 44 АПК 2002 г. стороны пользуются равными процессуальными правами. Ни одна из сторон не имеет какие-либо преимущества перед другой стороной.
2. Данная статья корреспондирует с ч. 4 ст. 44 АПК 2002 г., однако имеется определенное несоответствие. В ч. 4 ст. 44 Кодекса говорится исключительно о равенстве прав сторон, а комментируемая статья упоминает о процессуальных правах и обязанностях. К другим процессуальным правам и обязанностям, указанным в комментируемой статье, относятся:
- право на обращение в суд с иском и предъявление встречного иска;
- право на отказ от иска (встречного иска);
- освобождение от представления доказательств;
- участие в исследовании доказательств;
- право на обжалование в апелляционной/кассационной инстанции, на постановку вопроса о пересмотре дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и др.
Согласно ч. 3 комментируемой статьи арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. В качестве таких действий судебной практике известны случаи ненадлежащего уведомления сторон о рассмотрении дела, в связи с чем имеет место лишение возможности участвовать в судебном заседании и реально защищать свои права и законные интересы (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 20 марта 2002 г. N 11441/01, от 4 июня 2002 г. N 5518/01, от 12 августа 2003 г. N 6074/03 и др.). Нарушение принципа, установленного комментируемой статьей, влечет отмену судебного акта.
При рассмотрении спора о доначислении налога на прибыль по результатам камеральной проверки ФАС Уральского округа Постановлением от 7 октября 2003 г. N Ф09-3287/03-АК определил, что доказательства занижения налогооблагаемой прибыли в данном случае могут быть установлены только в ходе выездной налоговой проверки. Федеральный арбитражный суд указал, что в данном деле возможность объективного выявления фактов злоупотребления налогоплательщиком в виде необоснованного списания спорных сумм и выведения их из-под налогообложения существует только при документальной проверке. Суд имел в виду выездную налоговую проверку, которая в данном случае не проводилась.
В ходе рассмотрения данного дела были затронуты два самостоятельных процессуальных вопроса:
1) об обязанности доказывания;
2) об обязанности суда помогать налоговому органу проводить налоговую проверку.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК 2002 г. обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Поскольку в ходе камеральной проверки налоговый орган не установил характера неучтенной дебиторской задолженности, то он должен был установить данные факты в ходе выездной налоговой проверки. Статьи 8 и 9 АПК РФ провозглашают принципы равноправия и состязательности сторон. При этом арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Основываясь на указанных принципах, ФАС Уральского округа указал, что в задачи судопроизводства в арбитражных судах входит проверка правомерности и обоснованности ненормативного акта, а не участие в совместной деятельности с налоговым органом по проведению "углубленных" налоговых проверок. Таким образом, основываясь на принципах равноправия и состязательности сторон, арбитражный суд не обязан вставать на сторону налогового органа и помогать ему в сборе доказательств, если они не были собраны в ходе налоговой проверки <1>.
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики (подготовлен ООО "Журнал "Налоги и финансовое право"): Обзор арбитражной практики по применению налогового законодательства (сентябрь - декабрь 2003 г.). Ч. 1.