З А К О Н У К Р А И Н Ы
{Часть первая статьи 87 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 2. Порядок образования, требования к персональному составу временной следственной комиссии определяются в порядке, предусмотренном для образования временной специальной комиссии ( частями второй - пятой , седьмой и восьмой статьи 85 настоящего Регламента), кроме особенностей, установленных настоящей статьей. 3. В состав временной следственной комиссии не может входить народный депутат, 1) является родственником или свояком должностного, служебного лица, работающего в государственном органе, органе местного самоуправления, на предприятии, в учреждении, организации или лица, входящего в руководящий орган объединения граждан, в отношении которых согласно заданию должно проводиться расследование временной следственной комиссией, или должностного, служебного лица, в отношении которого должно проводиться указанное расследование 2) имеет самостоятельные или через членов семьи имущественные гражданско-правовые интересы в государственном органе, органе местного самоуправления, на предприятии, в учреждении, организации, объединении граждан, в отношении которых согласно заданию должно проводиться расследование временной следственной комиссией 3) был или является участником судебного процесса, в котором участником были или являются государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация, их должностные, служебные лица, а также объединения граждан, отдельные граждане, в отношении которых согласно заданию должно проводиться расследование временной следственной комиссией 4) до приобретения полномочий народного депутата участвовал в ревизии, аудиторской или иной проверке, результаты которой стали основанием для создания временной следственной комиссии. 4. Народный депутат, кандидатура которого предложена депутатской фракции (депутатской группы) в состав временной следственной комиссии, обязан уведомить Верховную Раду о невозможности участвовать в работе временной следственной комиссии при наличии оснований, указанных в части третьей настоящей статьи. {Часть четвертая статьи 87 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 5. Секретарь временной следственной комиссии избирается на первом заседании временной следственной комиссии из числа ее членов путем тайного или открытого голосования большинством народных депутатов от состава временной следственной комиссии, утвержденного Верховной Радой. 6. Секретарь временной следственной комиссии большинством народных депутатов от ее состава может быть переизбран на заседании временной следственной комиссии, а председатель и заместитель председателя временной следственной комиссии - на пленарном заседании Верховной Рады большинством голосов народных депутатов от ее конституционного состава. 7. Народный депутат по согласованию с соответствующей депутатской фракции (депутатской группы) может быть избран членом только одной временной следственной комиссии. {Часть седьмая статьи 87 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 8. В случае непредставления временной следственной комиссией отчета Верховной Раде в определенный Верховной Радой срок полномочия такой комиссии считаются прекращенными со следующего дня после дня окончания срока подачи временной следственной комиссией отчета, о чем объявляется Председателем Верховной Рады Украины на пленарном заседании Верховной Рады. Статья 88. Заключения работы временной следственной комиссии Верховной Рады 1. Результаты расследования временная следственная комиссия излагает в письменном отчете, который должен содержать выводы и предложения о: 1) факты и обстоятельства, которые стали основанием для проведения расследования 2) сведения или обстоятельства, установленных временной следственной комиссией, и доказательства, которыми это подтверждается 3) сведения или обстоятельства, которые не подтвердились 4) факты и обстоятельства, которые не были проверены, и причины этого. 2. В предложениях временной следственной комиссии указывается, каким образом должны быть использованы выводы временной следственной комиссии в случае принятия Верховной Радой решения по ним. Предложения временной следственной комиссии излагаются в проекте постановления или иного акта Верховной Рады и вносятся на рассмотрение Верховной Рады народными депутатами - членами временной следственной комиссии. 3. По результатам рассмотрения заключений и предложений временной следственной комиссии Верховная Рада может принять следующие решения: 1) принять к сведению выводы и предложения временной следственной комиссии 2) прекратить полномочия временной следственной комиссии 3) продолжить работу временной следственной комиссии на определенный Верховной Радой срок, но не более одного года со дня ее образования. 4. При рассмотрении заключений и предложений временной следственной комиссии Верховная Рада в случае необходимости решает вопросы: 1) направлении материалов временной следственной комиссии в Генеральную прокуратуру Украины для их изучения и соответствующего реагирования 2) направлении заключений временной следственной комиссии Президенту Украины, Премьер-министру Украины 3) направлении заключений временной следственной комиссии для реагирования соответствующему государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу по закону 4) публикации заключений временной следственной комиссии в газете "Голос Украины". 5. Выводы и предложения временной следственной комиссии не являются решающими для следствия и суда. 6. Полномочия временной следственной комиссии прекращаются: 1) одновременно с принятием Верховной Радой окончательного решения о результатах работы этой комиссии 2) в случае непредставления временной следственной комиссией отчета Верховной Раде в определенный Верховной Радой срок ( часть восьмая статьи 87 настоящего Регламента) 3) в случае прекращения полномочий Верховной Рады соответствующего созыва, которой образована временная следственная комиссия. 7. Верховная Рада заслушивает отчет о деятельности временной следственной комиссии в любое время не позднее установленного срока для ее деятельности или по требованию временной следственной комиссии раньше этого срока, но не более двух раз за весь срок ее деятельности. Раздел IV ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА Глава 18 ВНЕСЕНИЕ И ОТЗЫВ ЗАКОНОПРОЕКТОВ Статья 89. Право законодательной инициативы 1. Право законодательной инициативы в Верховной Раде принадлежит Президенту Украины, народным депутатам, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины. {Часть первая статьи 89 в редакции Закона № 2600-VI от 08.10.2010 a > } 2. Кабинет Министров Украины имеет исключительное право на внесение проекта закона о Государственном бюджете Украины. 3. Проект закона о даче согласия на обязательность международных договоров Украины вносит Президент Украины или Кабинет Министров Украины. 4. Проекты резолюций, деклараций, обращений, заявлений вносят народные депутаты. 5. Право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Верховную Раду 1) проектов законов, постановлений {Пункт 1 части пятой статьи 89 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2600 - VI от 08.10.2010 } 2) проектов других актов Верховной Рады 3) предложений к законопроектам 4) поправок к законопроектам. 6. Основные термины, используемые в настоящем разделе и Регламенте, имеют следующее значение: 1) законопроект - проекты законов, постановлений Верховной Рады, содержащие положения нормативного характера {Пункт 1 части шестой статьи 89 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2600-VI от 08.10.2010 } 2) проект другого акта - проекты постановлений, резолюций, деклараций, обращений, заявлений, вытекающие из учредительных, организационных, контрольных и других функций Верховной Рады 3) предложения - внесение изменений в текст законопроекта (статей, их частей, пунктов, предложений), изменения порядка размещения, объединение разделов, глав, статей, их частей и пунктов, а также выделение тех или иных положений в отдельные разделы, главы , статьи 4) поправка - внесение исправлений, уточнений, устранение ошибок, противоречий в тексте законопроекта. 7. Предложения вносятся письменно к законопроекту, который готовится ко второму чтению, в редакции, которая предусматривает конкретное изменение, дополнение или исключение определенных положений из текста законопроекта. 8. Предложение по структурным частям законопроекта должно содержать последовательно изложенные названия разделов, глав, а в случае необходимости - статей, частей или пунктов законопроекта. 9. Поправка может быть внесена письменно к законопроекту, который готовится ко второму и третьему чтениям, а также устно при рассмотрении законопроекта во втором чтении на пленарном заседании Верховной Рады. Статья 90. Оформление законопроектов, проектов других актов 1. Законопроект, проект другого акта должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона, настоящего Регламента и иных принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов. 2. Законопроект, проект другого акта подается в Верховную Раду за подписью лица, имеющего право законодательной инициативы или представляющего орган, наделенный таким правом. 3. Если законопроект, проект другого акта инициирован несколькими народными депутатами, инициатором его внесения считается народный депутат, фамилия (подпись) которого на нем указана первой. В случае если указанный народный депутат отзывает свою подпись, инициатором считается тот, чья фамилия является следующим. 4. Инициатор внесения либо представитель субъекта права законодательной инициативы имеет право на доклад законопроекта, проекта другого акта на пленарном заседании Верховной Рады и на заседании главного комитета или временной специальной комиссии по этому вопросу. 5. Законопроект, по которому Верховной Радой принималось решение относительно требований к его основным положениям, принципам либо критериям, должен соответствовать этим требованиям. 6. Законопроект, в котором предлагается внести изменения в закон (законы), не может сочетаться с изменениями в Конституции Украины . Законопроект может предусматривать внесение изменений только в текст первичного законодательного акта (закона, кодекса, основ законодательства и т.п.), а не к закону о внесении изменений в этот законодательный акт. 7. Каждый законопроект должен содержать положения о порядке вступления в силу. 8. Если для реализации положений представленного законопроекта после его принятия необходимы изменения в другие законы, такие изменения должны излагаться в разделе "Переходные положения" этого законопроекта или в одновременно внесенном его инициатором отдельном законопроекте. К законопроекту прилагается перечень законов и иных нормативных актов, принятие или пересмотр которых необходимо осуществить для реализации положений законопроекта в случае его принятия. 9. К проектам других актов, указанных в пункте 2 части шестой статьи 89 настоящего Регламента, альтернативные проекты соответствующих актов не вносятся. Статья 91. Сопроводительные документы к законопроекту, проекта другого акта 1. Законопроект, проект другого акта вносится на регистрацию вместе с проектом постановления, которое предлагается Верховной Раде принять по результатам его рассмотрения, списком авторов законопроекта, предложением по кандидатуре докладчика на пленарном заседании и пояснительной запиской, которая должна содержать: 1) обоснование необходимости принятия законопроекта, целей, задач и основных его положений и места в системе законодательства 2) обоснование ожидаемых социально-экономических, правовых и других последствий применения закона после его принятия 3) другие сведения, необходимые для рассмотрения законопроекта. 2. Указанные в части первой настоящей статьи документы представляются письменно вместе с их электронным файлом. 3. При внесении законопроекта, проекта другого акта, принятие которого приведет к изменению показателей бюджета (поступлений бюджета и / или расходов бюджета), субъект права законодательной инициативы обязан приложить финансово-экономическое обоснование (включая соответствующие расчеты). Если такие изменения показателей бюджета предусматривают уменьшение поступлений бюджета и / или увеличения расходов бюджета, законопроекта, проекта другого акта подаются предложения изменений в законодательные акты по сокращению расходов бюджета и / или источников дополнительных поступлений в бюджет для достижения сбалансированности бюджета. Законопроект, проект другого акта (кроме проектов законов о Государственном бюджете Украины о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины, о ратификации международных договоров Украины относительно получения Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины) не должен содержать положений, принятие которых приведет к увеличению государственного долга и государственных гарантий. {Часть третья статьи 91 в редакции Закона № 3614-VI от 07.07.2011 a > } 4. Если реализация законопроекта, проекта другого акта не влияет на показатели бюджета, об этом говорится в пояснительной записке. {Часть четвертая статьи 91 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3614-VI от 07.07. 2011 } 5. При внесении законопроекта, окончательное принятие решения по которому возможно только по результатам референдума, это обстоятельство должно быть указано в пояснительной записке. 6. К законопроекту о внесении изменений в законы прилагается сравнительная таблица, содержащая редакцию соответствующих положений (статей, частей, пунктов, абзацев и т. п.) действующего закона и новую его редакцию с учетом предложенных изменений. 7. Если законопроект, проект другого акта вносится по согласованию с соответствующими органами исполнительной или судебной власти, к нему прилагается такое согласование. Статья 92. Регистрация законопроектов, проектов других актов 1. Законопроект, проект другого акта, внесенный в Верховную Раду, регистрируется в Аппарате Верховной Рады. Законопроект, внесенный с соблюдением требований статей 90 , 91 настоящего Регламента, регистрируется в Аппарате Верховной Рады в день его внесения. 2. В принятии на регистрацию законопроекта, проекта другого акта должно быть отказано в случае, если он представлен с нарушением требований статей 90, 91 настоящего Регламента, а также если законопроект является альтернативным и вносится с нарушением сроков, определенных настоящим Регламентом. 3. Предложения, поправки, заключения к законопроектам подаются в Аппарат Верховной Рады или непосредственно в комитет либо во временную специальную комиссию, которые определены головными по соответствующим законопроектам. 4. Все зарегистрированные законопроекты, проекты других актов и сопроводительные документы вводятся Аппаратом Верховной Рады в базу данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады. Статья 93. Предварительное рассмотрение законопроектов, проектов других актов в комитетах 1. Каждый законопроект, проект другого акта после его регистрации не позднее чем в пятидневный срок направляется Председателем Верховной Рады Украины или в соответствии с распределением обязанностей Первым заместителем, заместителем Председателя Верховной Рады Украины в комитет, который в соответствии с предметами ведения комитетов определяется головным по подготовке и предварительного рассмотрения законопроекта, проекта другого акта, а также в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, для проведения экспертизы относительно его влияния на показатели бюджета и соответствия законам, которые регулируют бюджетные отношения, комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, для подготовки экспертного заключения на соответствие оформления и регистрации законопроекта, проекта другого акта требованиям закона, настоящего Регламента и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов и в комитет, к предмету ведения которого относится оценка соответствия законопроектов международно-правовым обязательствам Украины в сфере европейской интеграции. Каждый законопроект не позднее чем в трехдневный срок направляется комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, в Кабинет Министров Украины для осуществления экспертизы относительно его влияния на показатели бюджета и соответствия законам, которые регулируют бюджетные отношения. {Часть первая статьи 93 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3614-VI от 07.07. 2011 } 2. В случае если для подготовки и предварительного рассмотрения, доработки законопроектов Верховная Рада принимает решение о создании временной специальной комиссии ( статья 85 этого Регламента), такая комиссия осуществляет функции головного комитета по этим вопросам в порядке, определенном настоящим Регламентом. 3. Главный комитет не позднее чем в тридцатидневный срок предварительно рассматривает законопроект, проект другого акта и принимает заключение о целесообразности включения его в повестку дня сессии Верховной Рады. К заключению головного комитета прилагаются заключения комитетов, к предметам ведения которых относятся вопросы соответствии регламента и оценки соответствия законопроектов международно-правовым обязательствам Украины в сфере европейской интеграции, которые должны быть представлены в головной комитет не позднее чем в 14-дневный срок со дня получения законопроекта, проекта другого акта для предоставления заключения. В случае если законопроект, проект другого акта оформлено и / или зарегистрирован без соблюдения требований закона, настоящего Регламента и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, заключение комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, направляется головному комитету и Председателю Верховной Рады Украины для возвращении законопроекта, проекта другого акта субъекту права законодательной инициативы без его включения в повестку дня сессии и рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады. К заключению головного комитета также прилагается заключение комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, который должен быть подан в головной комитет в 21-дневный срок со дня получения законопроекта для предоставления заключения. {Часть третья статьи 93 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3614-VI от 07.07. 2011 } 4. До предварительного рассмотрения законопроекта, проекта другого акта головной комитет на своем заседании может предложить Кабинету Министров Украины, министерствам, другим государственным органам, объединениям граждан высказать свое мнение о целесообразности его принятия. 5. Для предварительного рассмотрения законопроекта, проекта другого акта на заседание головного комитета приглашается инициатор внесения законопроекта либо представитель субъекта права законодательной инициативы, а в случае необходимости - представители Кабинета Министров Украины, министерств, других государственных органов, объединений граждан, а также эксперты, специалисты и другие лица. 6. Другие комитеты по обращению головного комитета или по собственной инициативе рассматривают законопроект, проект другого акта и направляют свои заключения в головной комитет. Если комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, другие комитеты не направили свои заключения в головной комитет в установленный частью третьей настоящей статьи срок, головной комитет предварительно рассматривает законопроект, проект другого акта без таких выводов. Статья 94. Возвращение законопроекта, проекта другого акта субъекту права законодательной инициативы 1. Председатель Верховной Рады Украины или в соответствии с распределением обязанностей Первый заместитель, заместитель Председателя Верховной Рады Украины при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований по предложению головного комитета или временной специальной комиссии или Согласительного совета возвращает внесенный законопроект, проект другого акта субъекту права законодательной инициативы без его включения в повестку дня сессии и рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады. 2. Основаниями для возвращения законопроекта, проекта другого акта без его включения в повестку дня и рассмотрения на пленарном заседании являются: 1) заключение комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы конституционного права, о том, что законопроект противоречит положениям Конституции Украины , кроме случаев, когда он касается внесения изменений в Конституцию Украины 2) заключение комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, о том, что внесенный законопроект, проект другого акта оформлен и / или зарегистрирован без соблюдения требований закона, настоящего Регламента и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов 3) отсутствие финансово-экономического обоснования законопроекта, проекта другого акта, если головной комитет либо соответствующая временная специальная комиссия не считают возможным рассматривать его без такого обоснования 4) наличие принятого в первом чтении законопроекта, относительно которого внесенный проект является альтернативным 5) отклонение на текущей сессии Верховной Рады законопроекта, положения которого дословно или по существу повторяют представленный законопроект. 3. Возвращение законопроекта, проекта другого акта субъекту права законодательной инициативы осуществляется в 15-дневный срок после получения заключения головного комитета либо соответствующей временной специальной комиссии с уведомлением о причине возвращения. 4. Возвращенные законопроекты, проекты других актов могут быть повторно внесены на рассмотрение Верховной Рады при условии устранения недостатков, послуживших основанием для их возвращения. Статья 95. Снятие законопроектов с рассмотрения 1. Законопроекты, не принятые Верховной Радой предыдущего созыва в первом чтении, считаются снятыми с рассмотрения и не рассматриваются Верховной Радой нового созыва. 2. Верховная Рада своим решением может снять законопроект с рассмотрения, если в результате принятия других законодательных актов или по другим причинам законопроект утратил свою актуальность. 3. В случае принятия Верховной Радой за основу одного из альтернативных законопроектов другие альтернативные законопроекты снимаются с рассмотрения без принятия об этом отдельного решения. 4. Снятыми с рассмотрения считаются также отозванные и отклоненные законопроекты. Статья 96. Включение законопроектов в повестку дня сессии Верховной Рады 1. На пленарном заседании Верховной Рады, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, рассматриваются лишь законопроекты, включенные в повестку дня сессии Верховной Рады. 2. Вопрос о включении законопроекта в повестку дня сессии рассматривается Верховной Радой в течение 30 дней после принятия заключения головного комитета либо временной специальной комиссии, но не ранее чем через два дня после предоставления народным депутатам заключения головного комитета (или временной специальной комиссии в случае его создания), выводов других комитетов. {Часть вторая статьи 96 с изменениями, внесенными согласно Закону № 4162-VI от 09.12. 2011 } 3. Если головной комитет в определенный настоящим Регламентом срок ( часть третья статьи 93 настоящего Регламента) не примет заключения о включении соответствующего законопроекта в повестку дня сессии, Верховная Рада в 15-дневный срок после письменного обращения по этому поводу субъекта права законодательной инициативы рассматривает вопрос о законопроекте на пленарном заседании и принимает решение о включении его в повестку дня сессии Верховной Рады или о предоставлении головному комитету дополнительного времени для подготовки заключения по нему. 4. По процедурному решению Верховной Рады для безотлагательного рассмотрения может быть включен в повестку дня пленарного заседания (без дополнительного включения в повестку дня сессии) законопроект, если он был подготовлен для срочного рассмотрения во исполнение соответствующего поручения Верховной Рады. Статья 97. Дело законопроекта 1. По каждому законопроекту, включенному в повестку дня сессии Верховной Рады, Аппарат Верховной Рады и головной комитет ведут дело законопроекта. Дело законопроекта содержит документы, внесенные в порядке законодательной инициативы, документы, подготовленные в процессе разработки, рассмотрения, доработки, принятия соответствующего законопроекта Верховной Радой, а также документы, подготовленные органами Верховной Рады, государственными органами, учреждениями и организациями по обращению Верховной Рады. 2. В дело законопроекта в хронологическом порядке их внесения, представления, направления, рассмотрения или принятия включаются: 1) законопроект, в том числе альтернативный (альтернативные), при его (их) внесение в установленном порядке, пояснительные записки к нему (ним) и другие сопроводительные документы 2) проекты альтернативных решений, которые поступали, и решения Верховной Рады по разработке, доработке, принятие соответствующего законопроекта 3) все промежуточные редакции, в том числе и альтернативные, соответствующего законопроекта, которые вносились на предварительное рассмотрение, редакции на первое, второе, третье или повторные первое и второе чтение, а также пояснительные записки к ним и другие сопроводительные документы 4) предложения и поправки к законопроекту, внесенные в установленном порядке 5) заключения по законопроекту и данные экспертиз, информационных либо научных исследований, выполненных по законопроекту по поручению Верховной Рады 6) заключения комитетов по законопроекту 7) протоколы или выписки из протоколов заседаний головного комитета по законопроекту и стенограммы соответствующих заседаний в случае их ведения 8) выписки из протоколов и стенограмм пленарных заседаний Верховной Рады, которые содержат информацию о рассмотрении соответствующего законопроекта 9) данные о результатах поименного голосования по законопроекту 10) предложения Президента Украины по законопроекту 11) документы о результатах и ??последствиях референдума по этому законопроекту 12) письма, которыми сопровождались документы к законопроекту (закону) 13) текст закона в окончательной редакции 14) законопроекты и другие документы, связанные с разработкой и рассмотрением Верховной Радой актов об изменении или отмене этого закона. 3. В дело законопроекта включаются первые экземпляры печатного текста, оригиналы документов с печатями и собственноручными подписями, в случае отсутствия оригиналов документов в дело законопроекта включаются удостоверенные в установленном порядке их копии. Статья 98. Предоставление законопроектов народным депутатам 1. Зарегистрированы в Верховной Раде законопроекты, кроме рассматриваются Верховной Радой по специальным процедурам, предоставляются народному депутату путем рассылки на адрес электронной почты на почтовом сервере Верховной Рады информационного письма о регистрации законопроектов. 2. Информационное письмо о регистрации законопроектов направляется народному депутату на адрес электронной почты на почтовом сервере Верховной Рады в начале рабочего дня, следующего за днем ??направления соответствующего законопроекта в головной комитет (или временной специальной комиссии в случае его создания), но не ранее дня его размещения в базе данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады. Информационное письмо должно содержать ссылки на соответствующие страницы базы данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады. 3. Выводы комитетов к зарегистрированным законопроектам, законопроекты, подготовленные ко второму и последующим чтениям, и сопроводительные документы к ним предоставляются народным депутатам в бумажном виде, а также в электронном - путем введения соответствующей информации в базу данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады . {Статья 98 в редакции Закона № 4162-VI от 09.12.2011 < span class = rvts46>} Статья 99. Сведения, которые необходимо указывать в законопроекте и сопроводительных документах, которые предоставляются народным депутатам 1. Законопроект, предоставляемый народным депутатам, кроме его названия, на титульном и последующих листах должен содержать: 1) название органа, в который он вносится, - "Верховная Рада Украины" 2) инициаторов внесения - субъектов права законодательной инициативы и их подписи или подписи представляет Кабинет Министров Украины или Национальный банк Украины {Пункт 2 части первой статьи 99 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2600-VI от 08.10.2010 } 3) дату регистрации и регистрационный номер законопроекта 4) перечень приложений к законопроекту с указанием количества листов каждого. 2. К законопроекту прилагаются сопроводительные документы, в которых приводятся следующие сведения: 1) дата и перечень стадий разработки и рассмотрения, которые прошел представленный законопроект, текст решения Верховной Рады по нему 2) перечень комитетов, которым поручена работа по подготовке этого документа, с указанием головного комитета, а также подавших в письменной форме свои заключения по этому проекту 3) заключения экспертиз по законопроекту 4) фамилия и должность определенного докладчика (содокладчика) 5) авторы, разрабатывавшие законопроект (для законопроектов, которые вносятся на первое чтение) или его структурные части, и перечень государственных органов, с которыми согласована его окончательная редакция. 3. По решению головного комитета могут предоставляться другие документы информационного характера по законопроекту. Статья 100. Альтернативные законопроекты 1. Альтернативными считаются законопроекты, содержащие положения, регулирующие одинаковый круг вопросов и повторяющие по сути положения о регулировании одних и тех же общественных отношений. 2. Альтернативный законопроект может быть внесен не позднее чем в 14-дневный срок после дня предоставления народным депутатам первого законопроекта по соответствующему вопросу. 3. Альтернативные законопроекты до повторного первого чтения могут быть внесены в 10-дневный срок со дня направления на повторное первое чтение законопроекта, относительно которого он является альтернативным. 4. После принятия законопроекта в первом чтении внесение альтернативных законопроектов относительно него не допускается. Статья 101. Особенности рассмотрения законопроектов, определенных как неотложные 1. Неотложными являются законопроекты, определенные Президентом Украины или решением Верховной Рады как. 2. Верховная Рада может принять решение об определении законопроекта безотлагательным после включения его в повестку дня сессии Верховной Рады или в ходе его последующего рассмотрения. 3. Верховная Рада может принять решение по законопроектам, определенным как безотлагательные, об однократном отклонении (ad hoc) от процедуры рассмотрения, предусмотренной настоящим Регламентом, и сократить сроки внесения альтернативных законопроектов, внесения предложений и поправок, а также сроки предоставления законопроекта народным депутатам до его рассмотрения в том или ином чтении. Не допускается сокращение указанных сроков более чем наполовину. 4. Законопроект, определенный как неотложный, после завершения его предварительного рассмотрения либо доработки включается в повестку дня ближайшего пленарного заседания Верховной Рады и рассматривается вне очереди. Статья 102. Рассмотрение законопроектов Верховной Радой 1. Законопроекты рассматриваются Верховной Радой, как правило, по процедуре трех чтений с учетом особенностей, установленных в настоящей статье. 2. Рассмотрение и принятие законопроекта по процедуре трех чтений включает: 1) первое чтение - обсуждение основных принципов, положений, критериев, структуры законопроекта и принятие его за основу 2) второе чтение - постатейное обсуждение и принятие законопроекта во втором чтении 3) третье чтение - принятие законопроекта, требующего доработки и согласования, в целом. 3. Решение о проведении повторных первых, вторых чтений законопроектов Верховная Рада может принимать не более двух раз. 4. По решению Верховной Рады допускается окончательное принятие законопроекта (кроме проектов кодексов и законопроектов, содержащих более 100 статей, пунктов) сразу после первого или второго чтения, если законопроект признан не требует доработки и если не поступило замечаний по его содержанию от народных депутатов, других субъектов права законодательной инициативы, юридического или экспертного подразделений Аппарата Верховной Рады. 5. Во время второго и третьего чтений рассматриваются сравнительные таблицы законопроектов, а по законопроектам о внесении изменений в законы сравнительные таблицы рассматриваются и в первом чтении. Статья 103. Экспертиза законопроектов 1. По поручению Председателя Верховной Рады Украины или в соответствии с распределением обязанностей - Первого заместителя Председателя Верховной Рады Украины, заместителя Председателя Верховной Рады Украины или по решению головного комитета законопроект направляется на научную, юридическую либо другую экспертизу, проведение информационного либо научного исследования, при этом предмет и цель экспертизы, поиска, исследования должны быть четко определены. 2. Зарегистрирован и включен в повестку дня сессии законопроект при подготовке к первому чтению в обязательном порядке направляется для проведения научной экспертизы, а при подготовке ко всем последующим чтениям - для проведения юридической экспертизы и редакционной обработки в соответствующие структурные подразделения Аппарата Верховной Рады. Окончательная юридическая экспертиза и редакционная обработка осуществляются после принятия акта Верховной Рады в целом. 3. Отдельные законопроекты могут направляться для получения экспертных заключений в Кабинет Министров Украины, соответствующие министерства, других государственных органов, учреждений и организаций, а также отдельных специалистов. 4. Экспертные заключения должны быть поданы в Верховную Раду не позднее 14 дней со дня поступления такого обращения от должностных лиц и органов Верховной Рады. Если в установленные сроки заключения не получены, считается, что замечания отсутствуют. 5. Заключения, подготовленные по результатам экспертизы, направляются головному комитету для учета при рассмотрении законопроекта и принятия решения относительно дальнейшей работы над ним. Статья 104. Отзыв законопроектов 1. Законопроект может быть отозван субъектом права законодательной инициативы, внесшему его, до включения такого законопроекта в повестку дня сессии Верховной Рады. 2. Законопроект, включенный в повестку дня сессии Верховной Рады, до принятия Верховной Радой в первом чтении может быть отозван по решению Верховной Рады и снят с рассмотрения. 3. Возбуждение вопроса об отзыве законопроекта осуществляется путем подачи письменного заявления инициатором внесения - субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Верховной Рады Украины. 4. Отозван законопроект снимается с рассмотрения с соответствующим указанием об этом в базе данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады. Статья 105. Признание законопроектов отозванными 1. Законопроекты, внесенные и не принятые до окончания срока полномочий Верховной Рады соответствующего созыва в первом чтении, считаются отозванными. 2. Законопроект считается отозванным, если до его принятия в первом чтении полномочия народного депутата - инициатора его внесения досрочно прекращены. 3. Законопроект, внесенный Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины, считается отозванным, если до его принятия в первом чтении полномочия Президента Украины или Кабинета Министров Украины были прекращены. Такой законопроект снимается с рассмотрения с соответствующим указанием об этом в базе данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады. Статья 106. Рассмотрение законопроектов, принятых Верховной Радой предыдущего созыва в первом и последующих чтениях 1. Председатель Верховной Рады Украины предыдущего созыва подает новоизбранной Верховной Раде перечень законопроектов, законов, возвращенных с предложениями Президента Украины, рассмотрение которых не было завершено принятием окончательного решения по ним Верховной Радой предыдущего созыва. К перечню прилагаются отчет о проделанной работе по подготовке и рассмотрению этих вопросов, а также дела незавершенных законопроектов. 2. Принятые Верховной Радой предыдущего созыва в первом или последующих чтениях законопроекты, но не приняты в целом, готовятся и рассматриваются Верховной Радой нового созыва по процедуре подготовки ко второму чтению, установленной настоящим Регламентом. Статья 107. Признание законопроектов отклоненными 1. Законопроект считается отклоненным, если предложенные решения в его поддержку не получили необходимого количества голосов народных депутатов. Такое отклонение законопроекта заносится в протокол пленарного заседания Верховной Рады. 2. Отклонен Верховной Радой законопроект или законопроект, повторяющий его по сути, не может быть внесен на текущей и следующей за ней внеочередной сессиях Верховной Рады соответствующего созыва. Отклоненный законопроект снимается с рассмотрения с соответствующим указанием об этом в базе данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховной Рады. Глава 19 РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ Статья 108. Рассмотрение законопроектов головным комитетом 1. После включения законопроекта в повестку дня сессии Верховной Рады подготовка его к первому чтению осуществляется головным комитетом. 2. Рассмотрение законопроекта при подготовке его к первому чтению осуществляется в порядке, предусмотренном для предварительного рассмотрения законопроектов ( статья 93 настоящего Регламента), с учетом особенностей, определенных настоящей главой. Статья 109. Сроки подачи предложений к законопроектам 1. К повторному первому чтению законопроекта предложения к законопроекту вносятся в 10-дневный срок после дня предыдущего первого чтения этого законопроекта. 2. Верховная Рада своим решением об однократном отклонении (ad hoc) от процедуры, определенной настоящим Регламентом, может перенести рассмотрение законопроекта, продлить установленные в настоящей статье сроки или сократить их не более чем наполовину. Сокращение срока не допускается при рассмотрении проекта кодекса или другого законопроекта, количество статей, пунктов которого свыше 100. 3. К повторному первому чтению законопроекта вносятся предложения лишь по его основным положениям, принципам, критериям. Статья 110. Особенности рассмотрения альтернативных законопроектов 1. Альтернативные законопроекты рассматриваются, как правило, в порядке очередности их внесения. 2. При рассмотрении альтернативных законопроектов головной комитет может рекомендовать Верховной Раде принять за основу один из них или подготовить другой законопроект, который вносится на рассмотрение Верховной Рады народными депутатами - членами этого комитета. 3. При подготовке законопроекта к первому чтению головной комитет может изложить в нем альтернативные варианты спорных положений. 4. Верховная Рада рассматривает альтернативные законопроекты на пленарном заседании одновременно с основным законопроектом. Статья 111. Заключение главного комитета по законопроектам 1. По результатам подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении головной комитет принимает заключение, которое должно содержать: 1) предложение о принятии Верховной Радой по соответствующему законопроекту (каждого из альтернативных законопроектов в случае их внесения) одного из решений, предусмотренных статьей 114 настоящего Регламента, и обоснование такого предложения 2) предложение о перенесении рассмотрения законопроекта (в случае необходимости). 2. При рассмотрении альтернативных законопроектов головной комитет может внести предложение о предварительном определении Верховной Радой основных положений, принципов, критериев и структурных частей законопроекта, на которых должен основываться соответствующий законопроект. 3. В случае если законопроект требует финансово-экономического обоснования, к заключению головного комитета обязательно прилагается заключение комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, о влиянии законопроекта на показатели бюджета и соответствия законопроекта законам, которые регулируют бюджетные отношения. Главный комитет может также приобщить полученные заключения Кабинета Министров Украины и других комитетов по этому вопросу. {Часть третья статьи 111 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3614-VI от 07.07. 2011 } 4. Если в заключениях комитетов, которым Верховной Радой было поручено предварительное рассмотрение законопроекта, имеются расхождения, головной комитет принимает меры по их урегулированию. Вопросы, по которым комитетами не достигнуто соглашение, вносятся на рассмотрение Верховной Рады. Статья 112. Сроки предоставления народным депутатам заключений к законопроектам, подготовленным к первому чтению 1. Заключение, подготовленное головным комитетом к первому чтению законопроекта, заключения соответствующих комитетов и другие сопроводительные документы к нему предоставляются народным депутатам не позднее чем за семь дней до дня рассмотрения этого законопроекта на пленарном заседании Верховной Рады. Статья 113. Порядок рассмотрения законопроектов в первом чтении 1. Рассмотрение законопроекта в первом чтении, как правило, проводится по процедуре полного обсуждения законопроектов ( статья 30 настоящего Регламента). 2. При рассмотрении законопроекта в первом чтении Верховная Рада может принять процедурное решение об обсуждении проекта по сокращенной процедуре. 3. Обсуждения по сокращенной процедуре не допускается при рассмотрении проектов кодексов и других законопроектов, в которых количество статей, пунктов свыше 100. 4. После завершения обсуждения законопроекта в первом чтении проводится голосование по принятию одного из решений, предусмотренных статьей 114 настоящего Регламента. Статья 114. Решение по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении 1. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении Верховная Рада может принять решение о: 1) принятие законопроекта за основу с поручением головному комитету подготовить его ко второму чтению 2) отклонение законопроекта 3) возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы на доработку или направлении его в головной комитет для подготовки на повторное первое чтение, определив при этом основные положения, принципы, критерии, которым должен соответствовать доработанный законопроект или его структурные части 4) опубликовании законопроекта в определенном Верховной Радой печатном средстве массовой информации для всенародного обсуждения, доработки его главным комитетом с учетом результатов обсуждения и представления на повторное первое чтение. 2. Верховная Рада после принятия законопроекта за основу может принять решение о принятии законопроекта в целом, при условии соблюдения требований настоящего Регламента ( часть четвертая статьи 102 ). 3. Законопроект считается отклоненным, если ни одно из решений, указанных в пунктах 1, 3, 4 части первой настоящей статьи, не поддержано необходимым количеством голосов народных депутатов. Осуществление таким образом отклонения законопроекта заносится в протокол пленарного заседания как решение Верховной Рады и последствия, предусмотренные настоящим Регламентом (часть вторая статьи 107). Статья 115. Особенности процедуры повторного первого чтения законопроекта 1. Законопроект на повторное первое чтение представляется в определенный Верховной Радой срок, но не позднее 30 дней после дня его предварительного рассмотрения, в новой редакции, подготовленной главным комитетом и / или субъектом права законодательной инициативы, с выводами главного и других комитетов и рассматривается в порядке , предусмотренном настоящим Регламентом ( статьи 112 , 113 ). 2. Сроки представления на повторное первое чтение законопроекта, относительно которого принято решение о всенародном обсуждении, определяются отдельным постановлением Верховной Рады. 3. Главный комитет и / или субъект права законодательной инициативы, согласно решению Верховной Рады подготовили законопроект на повторное первое чтение, имеют право на доклад. Глава 20 РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ Статья 116. Сроки подачи предложений и поправок к законопроекту, который готовится ко второму чтению 1. Предложения и поправки к законопроекту, который готовится ко второму чтению, могут вноситься лишь к тому тексту законопроекта (статей, их частей, пунктов, предложений), который принят Верховной Радой за основу. Такие предложения и поправки вносятся в 14-дневный срок после дня принятия законопроекта за основу. К повторному второму чтению законопроекта предложения и поправки вносятся в 10-дневный срок после дня предыдущего второго чтения и только к тем статьям, их частей, пунктов, предложений законопроекта, не были приняты во втором чтении. Предложения и поправки к законопроектам, рассмотрение которых не было завершено Верховной Радой предыдущего созыва ( часть вторая статьи 106 настоящего Регламента), вносятся в 14-дневный срок после дня включения их в повестку дня первой сессии новоизбранной Верховной Рады. 2. Верховная Рада своим решением об однократном отклонении (ad hoc) от закрепленных в настоящем Регламенте положений может продлить установленные в настоящей статье сроки или сократить их не более чем наполовину. Сокращение не допускается при рассмотрении проекта кодекса или другого законопроекта, количество статей, пунктов которого свыше 100. Статья 117. Сроки предоставления народным депутатам законопроектов, подготовленных ко второму чтению 1. Законопроект, подготовленный ко второму или повторному второму чтению, заключение главного комитета и другие сопроводительные документы к нему предоставляются народным депутатам не позднее чем за десять дней до дня рассмотрения этого законопроекта на пленарном заседании Верховной Рады. 2. Законопроект, подготовленный ко второму или повторному второму чтению, должен быть завизирован председателем головного комитета, руководителем секретариата этого комитета, руководителями юридического и редакционного подразделений Аппарата Верховной Рады. Если законопроект завизирован с замечаниями, они прилагаются к сопроводительным документам, которые предоставляются народным депутатам вместе с законопроектом. Статья 118. Содержание сравнительной таблицы законопроекта, подготовленного ко второму чтению 1. Законопроект, подготовленный ко второму чтению, представляется в виде сравнительной таблицы, которая должна содержать: 1) текст законопроекта, принятого за основу 2) все внесенные и не отозванные предложения (возможно, с кратким обоснованием), поправки, имеющих сплошную нумерацию и размещаются на уровне с соответствующими статьями законопроекта, с указанием инициаторов их внесения - субъектов права законодательной инициативы 3) заключение головного комитета по внесенным предложениям, поправок 4) окончательную редакцию статей законопроекта, предлагается головным комитетом для принятия во втором чтении. 2. Если по тем или иным причинам не все предложения, поправки включены в сравнительную таблицу, головным комитетом готовится и представляется дополнительная сравнительная таблица. 3. Если головной комитет не принял решения по той или иной предложения или поправки к законопроекту, то окончательная редакция текста законопроекта в этой части остается комитетом в редакции первого чтения. 4. Предложение, внесенное в установленном порядке ко второму чтению, остается без рассмотрения и в сравнительную таблицу, предусмотренной частью первой настоящей статьи, не включается на основании заключения комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы конституционного права, о том, что внесено предложение противоречит требованиям Конституции Украины . Такой вывод предоставляется комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы конституционного права, по обращению головного комитета в 14-дневный срок со дня получения обращения. 5. В случае если в законопроекта, подготовленного ко второму чтению или повторному второму чтению, не поступило предложений и поправок, такой законопроект представляется без сравнительной таблицы. Статья 119. Рассмотрение законопроектов во втором чтении 1. При рассмотрении законопроекта во втором чтении Верховная Рада проводит его постатейное обсуждение и голосование. В случае необходимости могут обсуждаться и ставиться на голосование отдельные части, пункты, подпункты, предложения или статьи. 2. Верховная Рада может принять процедурное решение о рассмотрении законопроекта разделами, частями с проведением по ним самостоятельного обсуждения и голосования. Такое процедурное решение может приниматься после обсуждения по сокращенной процедуре. 3. До начала или в ходе обсуждения законопроекта во втором чтении может быть внесено предложение об обсуждении и голосовании сначала тех структурных частей законопроекта, содержащие основные, решающие или обусловливающие положения относительно его других соответствующих структурных частей. Такое предложение обсуждается по сокращенной процедуре, после чего принимается процедурное решение. В случае внесения Согласительным советом предложений о последовательности рассмотрения структурных частей законопроекта такое предложение ставится на голосование без обсуждения до начала рассмотрения законопроекта. |