З А К О Н У К Р А И Н Ы
1. Контроль за выполнением Государственного бюджета Украины осуществляет Верховная Рада как непосредственно, так и через Счетную палату. 2. Уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Верховной Раде месячный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины. {Часть вторая статьи 161 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3614-VI от 07.07. 2011 } 3. Сводные показатели месячных отчетов об исполнении бюджетов подаются уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств Верховной Раде не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. {Часть третья статьи 161 в редакции Закона № 3614-VI от 07.07.2011 a > } 4. Квартальный отчет об исполнении Государственного бюджета Украины подается уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств в Верховную Раду не позднее чем через 35 дней после окончания отчетного квартала. {Часть четвертая статьи 161 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3614-VI от 07.07. 2011 } 5. Годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины подается Кабинетом Министров Украины не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. {Часть пятая статьи 161 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3614-VI от 07.07.2011 } 6. Комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, в двухнедельный срок со дня получения соответствующих выводов и предложений Счетной палаты готовит и подает на рассмотрение Верховной Рады проект постановления о годовом отчете об исполнении закона о Государственном бюджете Украины. {Часть шестая статьи 161 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2600-VI от 08.10. 2010 , в редакции Закона № 3614-VI от 07.07.2011 } Статья 162. Рассмотрение годового отчета об исполнении закона о Государственном бюджете Украины 1. Рассмотрение отчета об исполнении закона о Государственном бюджете Украины происходит по процедуре полного обсуждения ( статья 30 настоящего Регламента) с учетом особенностей, определенных в этой статье. 2. Годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины в Верховной Раде представляет член Кабинета Министров Украины, ответственный за формирование государственной бюджетной политики. 3. С содокладами о выполнении закона о Государственном бюджете Украины выступают председатель комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, и Председатель Счетной палаты. На таком пленарном заседании процедурному решению Верховной Рады могут быть заслушаны главные распорядители средств государственного бюджета по результатам выполнения бюджетных программ за отчетный период. 4. По результатам рассмотрения Верховная Рада принимает решение о годовом отчете об исполнении закона о Государственном бюджете Украины. {Статья 162 в редакции Закона № 3614-VI от 07.07.2011 < span class = rvts46>} Глава 28 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЕРХОВНОЙ СОВЕТОМ УКРАИНЫ ТОРЖЕСТВЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ ПО ПОВОДУ ПРИНЕСЕНИЯ ПРИСЯГИ УКРАИНСКИЙ народу новоизбранным Президентом УКРАИНА Статья 163. Правовые основания принесения присяги Украинскому народу новоизбранным Президентом Украины 1. Присягу Украинскому народу приносит лицо, которое в порядке, установленном Конституцией Украины a > и Законом Украины "О выборах Президента Украины" , избрано Президентом Украины. 2. Принесение новоизбранным Президентом Украины присяги Украинскому народу в соответствии со статьи 104 Конституции Украина является обязательным условием его вступления на пост Президента Украины. Статья 164. Место принесения присяги новоизбранным Президентом Украины 1. Торжественное заседание Верховной Рады по поводу принесения присяги новоизбранным Президентом Украины проводится в зале заседаний Верховной Рады, если Верховной Радой не принято иного решения, на основании официально объявленных Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Украины. Статья 165. Дата и время проведения торжественного заседания Верховной Рады 1. Торжественное заседание Верховной Рады, на котором новоизбранный Президент Украины приносит присягу Украинскому народу, проводится не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов очередных выборов Президента Украины и не позднее чем через пять дней после официального объявления результатов внеочередных выборов Президента Украины. 2. Дата и время проведения торжественного заседания Верховной Рады по согласованию с новоизбранным Президентом Украины определяются решением Верховной Рады. В случае непринятия такого решения дата и время проведения торжественного заседания определяются Председателем Верховной Рады Украины. Статья 166. Порядок принесения присяги новоизбранным Президентом Украины 1. Торжественное заседание Верховной Рады по поводу принесения новоизбранным Президентом Украины присяги Украинскому народу открывает Председатель Верховной Рады Украины, а в случае его отсутствия - Первый заместитель или заместитель Председателя Верховной Рады Украины. 2. Для участия в торжественном заседании Верховной Рады по поводу принесения присяги новоизбранным Президентом Украины приглашаются Председатель Центральной избирательной комиссии, Председатель Конституционного Суда Украины и другие лица, списки которых Председатель Верховной Рады Украины согласует с новоизбранным Президентом Украины и Председателем Конституционного Суда Украины. 3. Председательствующий на торжественном заседании Верховной Рады предоставляет слово Председателю Центральной избирательной комиссии (в случае его отсутствия - заместителю Председателя Центральной избирательной комиссии) для оглашения результатов выборов Президента Украины. 4. Председательствующий на торжественном заседании Верховной Рады для приведения новоизбранного Президента Украины к присяге приглашает на трибуну Председателя Конституционного Суда Украины и предоставляет ему слово. 5. Председатель Конституционного Суда Украины сообщает о выполнении новоизбранным Президентом Украины всех конституционных требований о несовместимости с должностью Президента Украины и отсутствии других обстоятельств, которые делают невозможным принесение им присяги, приглашает на трибуну новоизбранного Президента Украины, вручает ему текст присяги Украинскому народу, определенный Конституцией Украины . 6. Новоизбранный Президент Украины, положив руку на Конституцию Украины , провозглашает присягу Украинскому народу, подписывает ее текст и передает Председателю Конституционного Суда Украины. 7. После принесения новоизбранным Президентом Украины присяги Председатель Конституционного Суда Украины объявляет о том, что новоизбранный Президент Украины принял присягу украинскому народу в соответствии с статьи 104 Конституции Украины и вступил на пост Президента Украины. Председатель Конституционного Суда Украины передает председательствующему на торжественном заседании Верховной Рады текст присяги украинскому народу, подписанный новоизбранным Президентом Украины. 8. Председатель Центральной избирательной комиссии вручает новоизбранному Президенту Украины удостоверение Президента Украины, а Председатель Конституционного Суда Украины вручает новоизбранному Президенту Украины официальные символы власти Президента Украины. 9. Президент Украины с трибуны Верховной Рады провозглашает обращение к украинскому народу (инаугурационную речь). 10. В день этого торжественного заседания Верховная Рада не рассматривает других вопросов. 11. В зале заседаний на торжественном заседании Верховной Рады по поводу принесения присяги Украинскому народу новоизбранным Президентом Украины после открытия заседания и перед его закрытием исполняется Государственный Гимн Украины. Глава 29 ЗАСЛУШИВАНИЕ ВЕРХОВНОЙ СОВЕТОМ УКРАИНЫ ЕЖЕГОДНЫХ И ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ Статья 167. Дата и время провозглашения посланий Президентом Украины 1. Верховная Рада в соответствии с пункта 8 части первой статьи 85 Конституции Украины заслушивает ежегодные и внеочередные послания Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины. 2. Информация о дате и времени провозглашения Президентом Украины послания к Верховной Раде приходится Аппаратом Верховной Рады до сведения народных депутатов не позднее чем за пять дней до провозглашения послания. 3. Ежегодное послание Президента Украины Верховной Раде о внутреннем и внешнем положении Украины в обычных обстоятельствах провозглашается до 31 марта текущего года. Статья 168. Лица, приглашенные на заседание Верховной Рады по поводу заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины 1. На пленарное заседание Верховной Рады во время заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины приглашаются Премьер-министр Украины, члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Счетной палаты, Председатель Центральной избирательной комиссии, Председатель Высшего совета юстиции, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым и Председатель Совета министров Автономной Республики Крым, председатели областных советов, Киевского и Севастопольского городских советов, председатели областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, Председатель и судьи Конституционного Суда Украины, Председатель Верховного Суда Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, главы дипломатических представительств иностранных государств, другие официальные лица. Статья 169. Порядок заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины 1. После открытия пленарного заседания Верховной Рады председательствующий на пленарном заседании приглашает Президента Украины для провозглашения ежегодного или внеочередного послания. 2. По окончании выступления Президента Украины вопросы ему не относятся, председательствующий на пленарном заседании объявляет перерыв или о закрытии пленарного заседания Верховной Рады. Глава 30 ПОРЯДОК досрочного ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ В СВЯЗИ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ ИМ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ, А ТАКЖЕ ПРИ УСТРАНЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ С поста в порядке импичмента p > Статья 170. Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Украины в связи с невозможностью исполнения им своих полномочий по состоянию здоровья 1. В случае если Верховной Раде станут известны факты о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья, по предложению Председателя Верховной Рады Украины или не менее 45 народных депутатов Верховная Рада может создать временную следственную комиссию для проверки соответствующих фактов. 2. Временная следственная комиссия по этому вопросу создается на закрытом пленарном заседании Верховной Рады в порядке, предусмотренном законом о временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины и настоящим Регламентом. 3. После создания временной следственной комиссии Председатель Верховной Рады Украины безотлагательно уведомляет об этом Президента Украины. 4. Верховная Рада на основании заключения временной следственной комиссии, подготовленного с учетом медицинского заключения о состоянии здоровья Президента Украины, может принять постановление об обращении в Верховный Суд Украины о предоставлении им письменного представления о досрочном прекращении полномочий Президента Украины по состоянию здоровья. 5. Невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья устанавливается Верховной Радой на ее закрытом пленарном заседании на основании письменного представления Верховного Суда Украины и медицинского заключения и подтверждается решением, принятым большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. 6. О принятом решении Председатель Верховной Рады Украины срочно письменно уведомляет Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины и официально обнародует соответствующий акт Верховной Рады через средства массовой информации. {Часть шестая статьи 170 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2600-VI от 08.10. 2010 } Статья 171. Правовые основы смещения Президента Украины с поста в порядке импичмента 1. Верховная Рада может сместить Президента Украины с поста в порядке импичмента лишь в случае совершения им государственной измены или другого преступления. 2. Рассмотрение в Верховной Раде вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется в соответствии с статьи 85 , 111 Конституции Украины , закона о временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины и настоящим Регламентом. 3. Основанием для инициирования вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента и образования специальной временной следственной комиссии является письменное представление об этом, подписанное большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, подписи которых не отзываются. Статья 172. Инициирование вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента 1. Внесен на рассмотрение Верховной Рады письменное представление об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента должно содержать правовое обоснование необходимости образования специальной временной следственной комиссии. К представлению могут прилагаться документы и материалы, касающиеся этого вопроса, или надлежащим образом удостоверенные их копии. 2. Письменное представление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, без принятия решения о включении в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады обсуждается по процедуре полного обсуждения ( статья 30 настоящего Регламента) на очередном после дня его внесения пленарном заседании Верховной Рады. 3. Верховная Рада большинством голосов народных депутатов от ее конституционного состава принимает решение об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента и включении его в повестку дня сессии Верховной Рады как безотлагательного. О принятии такого решения Глава Верховной Рады Украины срочно уведомляет Президента Украины. Статья 173. Порядок образования специальной временной следственной комиссии, избрание специального прокурора и специальных следователей 1. В случае включения в повестку дня сессии Верховной Рады вопроса об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента Верховная Рада для проведения расследования обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления образует специальную временную следственную комиссию в соответствии с статьи 111 Конституции Украины , положений закона о временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины и настоящим Регламентом. 2. В состав специальной временной следственной комиссии входят народные депутаты с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп), специальный прокурор и три специальных следователя. В случае избрания специальным прокурором и специальным следователем народного депутата учитывается принцип пропорционального представительства депутатской фракции (депутатской группы) в специальной временной следственной комиссии. {Часть вторая статьи 173 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 3. На должности специального прокурора, специальных следователей может быть избрано только лицо, отвечающее следующим требованиям: 1) является гражданином Украины, проживающим на ее территории не менее десяти лет 2) свободно владеющий государственным языком 3) имеет высшее юридическое образование 4) имеет не менее чем десятилетний стаж работы на должности аттестованного прокурора или следователя правоохранительных органов Украины 5) не имеет судимости. 4. Кандидат на должность специального прокурора или специального следователя представляет в Верховную Раду личную карточку, декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за предыдущий год по форме, установленной Законом Украины" Об основах предотвращения и противодействия коррупции ". {Часть четвертая статьи 173 с изменениями, внесенными согласно Закону № 4711-VI от 17.05. 2012 } 5. Кандидатуры специального прокурора, специальных следователей предварительно рассматриваются на заседании комитета, к предмету ведения которого относится такой вопрос, который предоставляет Верховной Раде заключения по каждой кандидатуре. 6. Народные депутаты могут быть избраны специальным прокурором и специальными следователями, если они отвечают требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи. 7. Лица, не являющиеся народными депутатами и избранные специальным прокурором, специальными следователями, прикомандировываются в Верховную Раду на время работы специальной временной следственной комиссии и осуществляют свои служебные полномочия в ее составе только в соответствии с предоставленными им на законных основаниях поручениями специальной временной следственной комиссии. 8. Не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о создании специальной временной следственной комиссии материалы и заключения соответствующего комитета по предложенным кандидатурам для избрания специальным прокурором и специальными следователями предоставляются народным депутатам. 9. Кандидат для избрания специальным прокурором, специальным следователем может в любое время до начала голосования снять свою кандидатуру. 10. Об образовании специальной временной следственной комиссии Верховная Рада большинством от ее конституционного состава принимает постановление. Статья 174. Порядок деятельности и полномочия специальной временной следственной комиссии 1. Специальная временная следственная комиссия проводит свою работу в соответствии с Конституции Украины , закона о временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины и настоящим Регламентом. 2. Специальная временная следственная комиссия: 1) проверяет наличие, полноту и обоснованность доказательств о совершении Президентом Украины государственной измены или другого преступления 2) проводит расследование в случае выявления во время срока полномочий специальной временной следственной комиссии обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления без дополнительного принятия решения Верховной Радой по этому вопросу и при наличии оснований готовит соответствующие предложения относительно проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины . 3. С целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования специальная временная следственная комиссия имеет право: 1) заслушивать Президента Украины и защитника (защитников) его прав 2) истребовать необходимые документы, материалы и иные сведения, касающиеся расследования, от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц 3) в случае необходимости назначать экспертизы и привлекать специалистов для исследования и оценки доказательств, определять двух или более представителей от специальной временной следственной комиссии и поручать им присутствовать при проведении указанных экспертиз и исследований и установления их результатов 4) приглашать и заслушивать в порядке, установленном законом, любых лиц из числа граждан Украины (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей судов общей юрисдикции), которые могут сообщить об обстоятельствах, послуживших основанием для инициирования вопроса об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента. 4. Должностные лица (кроме Президента Украины и защитника (защитников) его прав), должностные лица, эксперты и другие лица, приглашенные специальной временной следственной комиссией, предупреждаются в письменной форме об определенной Уголовным кодексом Украины ответственность за отказ лица от дачи показаний или объяснений или отказ эксперта или переводчика без уважительных причин от выполнения возложенных на них обязанностей при расследовании, которое проводится специальной временной следственной комиссией, а также предоставление заведомо ложных показаний или объяснений, заведомо ложного заключения эксперта, заведомо неправильного перевода, сделанного переводчиком. 5. В случае совершения должностными лицами (кроме Президента Украины и защитника (защитников) его прав), служебными лицами, экспертами и другими лицами, приглашенными специальной временной следственной комиссией, действий, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, специальная временная следственная комиссия направляет соответствующие материалы в органы досудебного расследования для осуществления досудебного расследования. {Часть пятая статьи 174 с изменениями, внесенными согласно Закону № 4652-VI от 13.04.2012 } Статья 175. Участие наблюдателей от Конституционного Суда Украины в работе специальной временной следственной комиссии 1. С целью создания предпосылок для принятия Конституционным Судом Украины заключения, указанного в части второй статьи 151 Конституции Украины , на заседание специальной временной следственной комиссии, связанное с проведением ею расследования, приглашаются в качестве наблюдателей судьи Конституционного Суда Украины (не более трех человек). 2. По обращению наблюдателей от Конституционного Суда Украины им предоставляется слово на заседании специальной временной следственной комиссии для замечаний относительно нарушений конституционной процедуры расследования. Статья 176. Выводы и предложения специальной временной следственной комиссии 1. Специальная временная следственная комиссия готовит заключения и предложения по исследованным обстоятельствам совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления и рассматривает их на своем заседании и принимает решения по ним. 2. Выводы и предложения должны содержать: 1) факты и обстоятельства, которые стали основанием для проведения расследования 2) сведения и обстоятельства, установленные специальной временной следственной комиссией, и доказательства, которыми они подтверждаются 3) сведения и обстоятельства, не подтвердились 4) факты и обстоятельства, которые не были проверены, и причины этого 5) факты и обстоятельства, которые подтверждают или опровергают наличие в деяниях Президента Украины признаков государственной измены или другого преступления. 3. Специальная временная следственная комиссия при наличии соответствующих оснований готовит вывод об обвинении Президента Украины с учетом требований к обвинительному акту, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины a >. Заключение подписывают специальный прокурор, специальные следователи, председатель и секретарь специальной временной следственной комиссии. {Часть третья статьи 176 с изменениями, внесенными согласно Закону № 4652-VI от 13.04. 2012 } 4. Вместе с выводами и предложениями члены специальной временной следственной комиссии - народные депутаты вносят на рассмотрение Верховной Рады проект соответствующего постановления Верховной Рады ( статья 111 Конституции Украины ). Статья 177. Предоставление для ознакомления заключений и предложений специальной временной следственной комиссии 1. Заключения и предложения специальной временной следственной комиссии предоставляются Председателю Верховной Рады Украины, а в случае его отсутствия - Первому заместителю либо заместителю Председателя Верховной Рады Украины, с учетом предложений специальной временной следственной комиссии о степени секретности представленных ею документов принимает решение об установлении специального режима пользования ими и ознакомления с ними народных депутатов в соответствии с правилами обращения с документами и информацией, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. 2. Вопрос о выводах и предложениях специальной временной следственной комиссии включаются в повестку дня пленарных заседаний Верховной Рады без голосования и рассматриваются безотлагательно после их предоставления Президенту Украины и народным депутатам. 3. Не позднее чем за три дня до начала рассмотрения вопроса на пленарном заседании Верховной Рады заключения, предложения и другие материалы вручаются Президенту Украины или защитнику (защитникам) его прав с одновременным приглашением его на пленарное заседание Верховной Рады и предоставляются в указанный срок народным депутатам. Статья 178. Подготовка и начало рассмотрения Верховной Радой заключений и предложений специальной временной следственной комиссии 1. Пленарное заседание Верховной Рады, на котором происходит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии, является открытым. 2. Закрытое пленарное заседание проводится в случае, если выводы и предложения специальной временной следственной комиссии или приложенные к ним документы и материалы содержат информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну. 3. Председатель Верховной Рады Украины приглашает на пленарное заседание Верховной Рады Президента Украины, судей Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины и предложенных им судей Верховного Суда Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и Генерального прокурора Украины. 4. Пленарное заседание Верховной Рады начинается с информации председательствующего на пленарном заседании о содержании выводов и предложений по обвинении Президента Украины. 5. В случае внесения народными депутатами - членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады спрашивает у Президента Украины, согласен ли он с пунктами обвинения, содержащиеся в проекте постановления Верховной Рады. 6. Если Президент Украины соглашается со всеми пунктами обвинения, а народные депутаты, которые вносили представление об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента, не возражают против этих пунктов обвинения и не имеют к ним дополнений, обсуждения по этому вопросу не проводится, председательствующий на пленарном заседании объявляет о переходе к тайному голосованию по пунктам обвинения ( статья 185 настоящего Регламента) и осуществления дальнейших процедур. 7. Если Президент Украины соглашается лишь с отдельными пунктами обвинения или не соглашается с одним из пунктов обвинения, изложенных в проекте постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, внесенном народными депутатами - членами специальной временной следственной комиссии, дальнейшее обсуждение проводится по тем пунктам обвинения, с которыми Президент Украина не согласился, а также тех, которые не нашли отражения в предложенном проекте постановления Верховной Рады. 8. В случае если Президент Украины не явился на пленарное заседание или отказывается лично давать объяснения, отвечать на вопросы, Верховная Рада проводит без участия Президента Украины рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии о его обвинении в порядке, предусмотренном частями четвертой, шестой, седьмой настоящей статьи. Статья 179. Обсуждение выводов и предложений специальной временной следственной комиссии 1. Перед началом обсуждения заключений и предложений специальной временной следственной комиссии председательствующий на пленарном заседании выясняет у ораторов, указанных в части второй настоящей статьи, о времени, необходимом им для выступлений, и Верховная Рада принимает соответствующее процедурное решение. Время, которое отводится на заслушивание соответствии с пунктами 2, 3 части второй настоящей статьи, должно быть одинаковым и составлять не менее 90 минут. 2. Во время обсуждения Верховная Рада заслушивает: 1) доклад председателя специальной временной следственной комиссии или другого докладчика - члена комиссии, определенного решением специальной временной следственной комиссии, о проведенном расследовании и его результатах; ответы докладчика на вопросы лиц, внесших представление об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента ; ответы докладчика на вопросы Президента Украины и защитника (защитников) его прав; ответы докладчика на вопросы народных депутатов 2) объяснения народных депутатов, которые внесли представление об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента, по отрицаемых ими (при наличии) положений выводов специальной временной следственной комиссии и проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, их замечания относительно законности , всесторонности и объективности исследования указанной комиссией тех или иных обстоятельств расследования, их ходатайства о заслушивании Верховной Радой свидетелей, экспертов или о необходимости проведения дополнительного расследования тех или иных обстоятельств специальной временной следственной комиссией, их ответы на вопросы Президента Украины и защитника (защитников) его прав, докладчика специальной временной следственной комиссии, специального прокурора и специальных следователей, народных депутатов 3) объяснения Президента Украины об отрицании или признании им выдвинутого против него обвинения, замечания Президента Украины и защитника (защитников) его прав законности, полноты, всесторонности и объективности исследования соответствующих обстоятельств специальной временной следственной комиссией; ходатайство Президента Украины и защитника (защитников ) его прав о заслушивании Верховной Радой свидетелей и экспертов или о необходимости проведения дополнительного расследования тех или иных обстоятельств специальной временной следственной комиссией; ответа Президента Украины на вопросы защитника (защитников) его прав; народных депутатов, которые внесли представление об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента; ответы на вопросы докладчика специальной временной следственной комиссии, специального прокурора и специальных следователей, народных депутатов 4) уточнение ораторами, указанными в пунктах 2, 3, 1 настоящей части, с сохранением соответствующей очередности, их ходатайств о предоставлении народным депутатам тех или иных материалов, проведения экспертиз, заслушивании Верховной Радой свидетелей, экспертов с указанием на то, что именно должно быть исследовано и доказано на основании их свидетельств, сообщений, и необходимости проведения дополнительного расследования специальной временной следственной комиссией и предмета такого расследования. 3. При наличии жалоб, заявлений о неправомерных действиях специальной временной следственной комиссии, об обжаловании ее решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб и заявлений, ораторы, указанные в пунктах 2, 3 части второй настоящей статьи, уведомляют Верховную Раду о них и возбуждают соответствующие ходатайства об устранении нарушений, связанных с неправомерными действиями и решениями специальной временной следственной комиссии. 4. Верховная Рада может принять процедурное решение о заслушивании специального прокурора, специальных следователей, а также других лиц, объявления сообщений и зачитывания документов. Статья 180. Решение по результатам обсуждения заключений и предложений специальной временной следственной комиссии 1. По результатам обсуждения заключений и предложений специальной временной следственной комиссии Верховная Рада может принять решение о: 1) заслушивания свидетелей и экспертов, относительно которых было заявлено ходатайство ораторов, и их ответов на вопросы 2) прекращение обсуждения заключений и переход к обсуждению проектов постановлений Верховной Рады об обвинении Президента Украины. 2. В случае принятия Верховной Радой решения, предусмотренного пунктом 1 части первой настоящей статьи, Верховная Рада переходит к заслушивания свидетелей и экспертов, о которых было заявлено ходатайство ораторов, и ответов на их вопросы. Статья 181. Порядок заслушивания свидетелей и экспертов 1. Свидетелей и экспертов, о приглашении которых заявляли ходатайство ораторы, указанные в пунктах 2 , 3 , 1 части второй статьи 179 настоящего Регламента, Верховная Рада заслушивает в соответствующей последовательности, если их показаний нет в материалах расследования и заключениях специальной временной следственной комиссии или если эти свидетельства являются недостаточными или противоречивыми. Время, которое отводится на заслушивание свидетелей и экспертов, должно быть одинаковым и составлять не менее 30 минут. 2. Свидетели и эксперты в соответствии с последовательностью их заслушивания отвечают на вопрос: 1) лиц, заявлявших ходатайство об их приглашении; Президента Украины и защитника (защитников) его прав; докладчика от специальной временной следственной комиссии; специального прокурора, специальных следователей; народных депутатов - к свидетелям, экспертам, приглашенным по ходатайству ораторов, указанных в пункте 2 части второй статьи 179 настоящего Регламента 2) Президента Украины и защитника (защитников) его прав; ораторов, указанных в пунктах 2 , 1 части второй статьи 179 настоящего Регламента специального прокурора и специальных следователей - к свидетелям, экспертам, приглашенным по ходатайству Президента Украины и защитника (защитников) его прав 3) докладчика от специальной временной следственной комиссии; ораторов, указанных в пунктах 2 , 3 части второй статьи 179 настоящего Регламента специального прокурора и специальных следователей - к свидетелям, экспертам, приглашенным по ходатайству докладчика от временной следственной комиссии. 3. Вопросы и ответы должны быть краткими и точными. Председательствующий на пленарном заседании имеет право снять вопросы, явно не касающиеся обстоятельств дела или поставленные в оскорбительной форме. В случае возникновения возражений относительно вопроса Верховная Рада может принять процедурное решение о заслушивании ответа и на такой вопрос. Для уточнения ответа лицо, задала вопрос, имеет право задать еще один уточняющий вопрос. 4. Свидетели заслушиваются отдельно и в отсутствие еще не опрошенных свидетелей. Принимаются меры, чтобы во время пленарного заседания Верховной Рады еще не опрошены свидетели не слышали того, что происходит на заседании, и не общались между собой. 5. Перед заслушиванием свидетеля, эксперта председательствующий на пленарном заседании предупреждает каждого из них об административной, уголовной ответственности согласно закону за отказ от дачи показаний или объяснений, а также за предоставление заведомо ложных показаний или объяснений, заведомо ложного заключения эксперта. 6. Верховная Рада может принять процедурное решение о заслушивании и других лиц, оглашении документов. Статья 182. Заслушивание заключительного слова 1. После завершения обсуждения выводов специальной временной следственной комиссии Верховная Рада заслушивает заключительное слово: 1) представителя от народных депутатов, которые вносили представление об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента 2) докладчика от специальной временной следственной комиссии 3) Президента Украины и защитника (защитников) его прав. 2. Время, которое отводится для заслушивания заключительного слова каждого оратора, не может быть менее 10 минут. Статья 183. Обсуждение проектов постановлений Верховной Рады об обвинении Президента Украины 1. По окончании обсуждения заключения специальной временной следственной комиссии Верховная Рада переходит к рассмотрению внесенного народными депутатами - членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины или проекта постановления Верховной Рады о прекращении рассмотрения вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента. 2. На закрытом пленарном заседании Верховной Рады имеют право присутствовать Президент Украины и защитник (защитники) его прав, специальный прокурор и специальные следователи, включенные в состав специальной временной следственной комиссии. Приглашаются лица, указанные в части третьей статьи 178 настоящего Регламента. 3. Обсуждение проектов постановлений Верховной Рады осуществляется по процедуре полного обсуждения ( статья 30 настоящего Регламента). Докладчиком и содокладчиками выступают соответственно представитель от специальной временной следственной комиссии и инициаторы внесения предложений (в случае их внесения) о внесении изменений в проект постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины. В обсуждении участвуют только народные депутаты. Другим лицам, указанным в части второй настоящей статьи, слово предоставляется председательствующим на пленарном заседании по их обращению для сообщения фактических справок, замечаний и т.п. по вопросам их компетенции. Слово предоставляется также Президенту Украины и защитнику (защитникам) его прав для сообщения фактических справок. 4. В случае выявления фактов препятствования Президентом Украины работе специальной временной следственной комиссии в ходе расследования обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления или непринятия им мер к ответственным перед ним государственных органов, их должностных лиц, которые оказывали подобное препятствование, после обращения к нему сообщением о таких фактах в любое время обсуждения Верховной Радой проекта постановления об обвинении Президента Украины может быть внесено народными депутатами, которые инициировали вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента, мотивированное предложение о проведении дополнительного расследования и включения в проект постановления Верховной Рады соответствующего пункта обвинения. 5. По окончании обсуждения председательствующий на пленарном заседании объявляет о переходе к голосованию по тексту проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины в совершении им государственной измены или другого преступления, который будет включаться в бюллетень для тайного голосования. Статья 184. Требования к проекту постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины 1. Проект постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, внесенный народными депутатами - членами специальной временной следственной комиссии, должно основываться только на сведениях, содержащихся в заключениях и предложениях специальной временной следственной комиссии. Обвинение Президента Украины излагается в проекте постановления Верховной Рады по пунктам, отдельно по каждому деяния, содержащего признаки преступления, с соблюдением требований части первой статьи 62 Конституции Украины . 2. По результатам обсуждения Верховной Радой заключений и предложений специальной временной следственной комиссии, предложений народных депутатов, которые вносили представление об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента, народные депутаты - члены специальной временной следственной комиссии имеют право внести свой уточненный проект постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины с учетом таких предложений. 3. В случае если в внесенного народными депутатами - членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины включены предложения народных депутатов, которые вносили представление об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента, Верховная Рада проводит голосование по каждому предложению, дополнительно включенной в проект постановления Верховной Рады. Предложение считается включенным в уточненный проект постановления об обвинении Президента Украины, если она получит в поддержку большинство голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. 4. В случае если предложение, включенное в проект постановления Верховной Рады, не получит необходимого для его принятия количества голосов народных депутатов, текст проекта постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины остается без изменений и включается в бюллетень для тайного голосования. Статья 185. Порядок принятия решения об обвинении Президента Украины 1. Решение Верховной Рады об обвинении Президента Украины принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней ( статьи 37 , 38 , 39 настоящего Регламента ) с учетом особенностей, определенных в этой статье. В бюллетень для тайного голосования по проекту постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины включается один из проектов соответствующего постановления, предусмотренный частями третьей , четвертой статьи 184 настоящего Регламента. 2. Тайное голосование по проекту постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины, включенного в бюллетень для тайного голосования, проводится отдельно по каждому пункту обвинения. Постановление Верховной Рады об обвинении Президента Украины считается принятым в целом с теми пунктами обвинения, за которые в соответствии с части пятой статьи 111 Конституции Украины проголосовало не менее двух третей народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. 3. В случае принятия постановления Верховной Рады об обвинении Президента Украины в совершении государственной измены или иного преступления Верховная Рада принимает постановление большинством голосов народных депутатов от ее конституционного состава об обращении в: 1) Конституционный Суд Украины для проверки дела и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента 2) Верховный Суд Украины для получения его заключения о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления. 4. В случае непринятия решения Верховной Рады об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании объявляет о прекращении процедуры устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента и совершает иные действия, предусмотренные статьей 188 настоящего Регламента. Статья 186. Рассмотрение Верховной Радой заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины 1. После получения соответствующих выводов Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины эти заключения безотлагательно оглашаются председательствующим на ближайшем пленарном заседании Верховной Рады и предоставляются народным депутатам. 2. Если заключение Верховного Суда Украины свидетельствует о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления, а заключение Конституционного Суда Украины свидетельствует о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, народные депутаты - члены специальной временной следственной комиссии безотлагательно готовят и вносят на рассмотрение Верховной Рады проект постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента. 3. Проект постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента должно содержать ссылки на пункты обвинения принятого Верховной Радой постановления об обвинении Президента Украины. 4. Проект постановления об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента предоставляется народным депутатам, вручается Президенту Украины или защитнику (защитникам) его прав и рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады не позднее чем через два дня после объявления председательствующим на пленарном заседании заключений Конституционного Суда Украины и Верховного суда Украины. 5. Если заключение Верховного Суда Украины свидетельствует о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, не содержат признаков государственной измены или другого преступления, Верховная Рада принимает постановление о прекращении процедуры импичмента. 6. Если в заключении Конституционного Суда Украины содержатся положения о тех или иных нарушениях конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, Верховная Рада принимает соответствующие решения, направленные на устранение выявленных нарушений о: 1) невключение в проект постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента тех положений или ссылок на пункты обвинения, которых касаются выявленные нарушения конституционной процедуры 2) выполнение тех или иных следственных действий или процедур расследования специальной временной следственной комиссией с возможным пересмотром принятых ранее решений 3) повторное, дополнительное расследование фактов или обстоятельств, с которых начались нарушения, указанные в заключении Конституционного Суда Украины. 7. Для проведения повторного, дополнительного расследования фактов или обстоятельств, изложенных в заключении Конституционного Суда Украины, Верховная Рада может изменить персональный состав специальной временной следственной комиссии. 8. После проведения действий, направленных на устранение нарушений конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, Верховная Рада принимает постановление об обращении в Конституционный Суд Украины для получения нового заключения. 9. По результатам проведения повторного, дополнительного расследования Верховная Рада может внести изменения в постановление Верховной Рады об обвинении Президента Украины. 10. Постановление о внесении изменений в постановление Верховной Рады об обвинении Президента Украины принимается двумя третями голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады тайным голосованием путем подачи бюллетеней. 11. В случае внесения изменений в постановление Верховной Рады об обвинении Президента Украины, которыми изменены пункты обвинения Президента Украины, Верховная Рада принимает постановление об обращении в Верховный Суд Украины для получения нового заключения. Статья 187. Принятие решения о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента 1. В случае получения заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины соответственно о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления, Верховная Рада тайным голосованием путем подачи бюллетеней принимает постановление о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента. 2. Обсуждение проекта постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется по процедуре полного обсуждения ( статья 30 настоящего Регламента ). 3. Текст проекта постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента включается в бюллетень для тайного голосования. 4. Тайное голосование в целом по проекту постановления Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента проводится в порядке, предусмотренном статьями 37 a >, 38 , 41 настоящего Регламента. 5. Постановление Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. 6. Доклад Счетной комиссии о результатах тайного голосования заслушивается на открытом пленарном заседании Верховной Рады с прямой трансляцией по радио и телевидению. 7. Постановление Верховной Рады о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании о ее принятии. 8. С момента объявления председательствующим на пленарном заседании о досрочном прекращении полномочий Президента Украины в связи с устранением его с поста в порядке импичмента на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины обязанности Президента Украины выполняет Премьер-министр Украины в соответствии с положений статьи 112 Конституции Украины . {Часть восьмая статьи 187 в редакции Закона № 2600-VI от 08.10.2010 a > } 9. Об устранении Президента Украины Верховной Радой с поста в порядке импичмента Председатель Верховной Рады Украины официально уведомляет Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины и немедленно обнародует соответствующий акт Верховной Рады через средства массовой информации. Статья 188. Последствия непринятия Верховной Радой решения о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента 1. В случае непринятия Верховной Радой постановления об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента председательствующий на пленарном заседании: 1) объявляет о прекращении процедуры импичмента и дает поручение о публикации об этом в газете "Голос Украины" 2) объявляет о прекращении полномочий специальной временной следственной комиссии 3) от имени Верховной Рады извиняется перед Президентом Украины. Глава 31 РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ О введении военного или чрезвычайного ПОЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ ИЛИ В отдельных ее местностях, О всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации И ОБЪЯВЛЕНИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ СОСТОЯНИЯ ВОЙНЫ ЛИБО ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА, ОДОБРЕНИИ РЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ УКРАИНЫ И ДРУГИХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ПРИ ВООРУЖЕННОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВ УКРАИНЫ Статья 189. Порядок рассмотрения вопросов об утверждении указов Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения 1. Согласно пунктом 31 части первой статьи 85 Конституции Украины Верховная Рада утверждает течение двух дней с момента обращения Президента Украины его указы о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации. |