З А К О Н У К Р А И Н Ы
5. Пленарные заседания Верховной Рады открывает, ведет и закрывает Председатель Верховной Рады Украины, а в случае его отсутствия - Первый заместитель или заместитель Председателя Верховной Рады Украины, кроме случаев, предусмотренных настоящим Регламентом. Статья 27. Обязанности председательствующего на пленарном заседании Верховной Рады 1. Председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады 1) соблюдает нормы Конституции Украины и настоящего Регламента и принимает меры по их соблюдению всеми присутствующими на пленарном заседании 2) сообщает о результатах регистрации народных депутатов и о количестве народных депутатов, отсутствующих на пленарном заседании по уважительным причинам 3) открывает, ведет и закрывает пленарные заседания, объявляет перерывы в пленарных заседаниях 4) предупреждает присутствующих на закрытом пленарном заседании о процедуре проведения закрытого пленарного заседания 5) оглашает полное название, регистрационный номер, редакцию и инициаторов внесения проектов законов, постановлений и других актов Верховной Рады, которые вносятся на обсуждение 6) объявляет о записи через электронную систему на выступление с места 7) объявляет списки лиц, записавшихся на выступление, и предоставляет слово для выступления 8) предоставляет слово для доклада (содоклада), вопросов, выступления, объявляет следующего выступающего 9) создает равные возможности народным депутатам, депутатским фракциям (депутатские группы) для участия в обсуждении вопросов в соответствии с положениями настоящего Регламента {Пункт 9 части первой статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11.2012 } 10) воздерживается от комментариев и оценок в отношении ораторов и их выступлений, кроме случаев нарушения норм депутатской этики ( статья 51 настоящего Регламента) 11) принимает меры для поддержания порядка на пленарном заседании 12) организует рассмотрение вопросов в соответствии с нормами настоящего Регламента 13) объявляет результаты голосования и о принятом решении 14) объявляет официальные сообщения и запросы народных депутатов 15) объявляет перерыв до 30 минут по требованию не менее чем двух депутатских фракций (депутатских групп), при условии использования этого права депутатской фракции (депутатской группы) в течение одного пленарного заседания {Пункт 15 части первой статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11.2012 } 16) осуществляет иные полномочия в соответствии с положениями настоящего Регламента. 2. На время доклада, содоклада, выступления в дебатах председательствующего на пленарном заседании, рассмотрения внесенного им предложения не по процедурному вопросу и принятия решения по нему, а также рассмотрения вопроса персонально в отношении председательствующего на пленарном заседании ведение пленарного заседания поручается Первому заместителю либо заместителю Председателя Верховной Рады Украины . Статья 28. Права председательствующего на пленарном заседании Верховной Рады 1. Председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады имеет право: 1) вносить предложения по процедурным вопросам относительно хода пленарного заседания, которые ставятся на голосование первыми 2) объединять обсуждение нескольких связанных между собой вопросов повестки дня пленарного заседания Верховной Рады. Если по этому поводу возникают возражения народных депутатов, процедурное решение об этом принимается Верховной Радой без обсуждения 3) подытоживать обсуждение вопросов 4) задавать уточняющие вопросы выступающему на пленарном заседании относительно фактических ошибок, допущенных в его выступлении 5) зачитывать или поручать Первому заместителю либо заместителю Председателя Верховной Рады Украины зачитывать письменные предложения и другие документы по обсуждаемому вопросу 6) объявлять сообщения до начала рассмотрения вопросов повестки дня пленарного заседания Верховной Рады, а в срочных случаях - в ходе пленарного заседания, но не прерывая выступление оратора или процедуру голосования 7) продлевать заседание на 15 минут сверх определенного времени 8) объявлять перерыв до 30 минут, но не более одного перерыва в течение одного пленарного заседания 9) давать распоряжение Аппарату Верховной Рады о предоставлении народным депутатам во время пленарного заседания дополнительных материалов по вопросам, включенным в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады 10) выключать без предупреждения микрофон, если оратор выступает без разрешения 11) проводить рейтинговое (сигнальное) голосование для прогнозирования результатов голосования вопроса повестки дня пленарного заседания Верховной Рады. Статья 29. Ответственность председательствующего на пленарном заседании Верховной Рады 1. В случае нарушения председательствующим на пленарном заседании требований настоящего Регламента народный депутат имеет право безотлагательно или после окончания рассмотрения вопроса повестки дня пленарного заседания Верховной Рады обратиться к председательствующему на пленарном заседании с замечанием о допущенных им нарушениях для немедленного их устранения. 2. В случае грубого или систематического нарушения настоящего Регламента председательствующим на пленарном заседании, по письменному предложению, внесенному на пленарном заседании не менее чем двумя депутатскими фракциями (депутатскими группами), или не менее чем одной третью народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады путем сбора их подписей, или комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, после сокращенного обсуждения Верховная Рада может принять решение об отстранении председательствующего на пленарном заседании от ведения пленарных заседаний на срок до двух пленарных дней большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, о чем делается запись в протоколе пленарного заседания Верховной Рады. В настоящее время за ним сохраняются выплаты, связанные с исполнением депутатских полномочий и должностных обязанностей. {Часть вторая статьи 29 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 3. Внесение на рассмотрение сессии Верховной Рады предложения об отстранении председательствующего на пленарном заседании от ведения пленарного заседания предусматривает устранение его от председательствования на все время его рассмотрения. 4. Обсуждение и голосование предложения об отстранении председательствующего на пленарном заседании от ведения пленарного заседания проводятся сразу после его внесения. 5. В случае отстранения председательствующего на пленарном заседании от ведения пленарных заседаний три и более раз в течение одной очередной сессии Верховной Рады, по заключению комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, Верховная Рада может рассмотреть вопрос об отзыве его с должности соответственно Председателя Верховной Рады Украины, первого заместителя или заместителя Председателя Верховной Рады Украины. Глава 5 ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ Статья 30. Процедура полного обсуждения вопросов на пленарном заседании Верховной Рады 1. Процедура полного обсуждения вопросов (далее - полное обсуждение) на пленарном заседании включает: 1) доклад народного депутата - инициатора внесения предложения или другого субъекта права законодательной инициативы или его представителя, вопросы докладчику и ответы на них 2) содоклад определенного головным комитетом либо временной специальной комиссией содокладчика, вопросы содокладчику и ответы на них 3) выступления народных депутатов - членов главного комитета или временной специальной комиссии с оглашением и обоснованием особого мнения, если оно не было предоставлено народным депутатам вместе с заключением соответствующего комитета или временной специальной комиссии 4) выступления по одному представителю от каждого комитета, временной специальной комиссии, в которые, кроме головного комитета, направлялся проект закона или другого акта Верховной Рады, в случае если заключения этих комитетов и временных специальных комиссий не были предоставлены народным депутатам 5) выступления представителей депутатских фракций (депутатских групп), народных депутатов {Пункт 5 части первой статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11.2012 } 6) объявление председательствующим на пленарном заседании о прекращении обсуждения и сообщение о количестве ораторов, которые выступили и записавшихся на выступление 7) заключительное слово докладчика и содокладчика (содокладчиков) 8) уточнение и оглашение председательствующим на пленарном заседании предложений, которые поступили по обсуждаемому вопросу и будут ставиться на голосование. Статья 31. Сокращенная процедура обсуждения вопросов на пленарном заседании Верховной Рады 1. Рассмотрение вопросов по сокращенной процедуре обсуждения (далее - сокращенная процедура) осуществляется по решению Верховной Рады. 2. Сокращенная процедура обсуждения включает: 1) выступление народного депутата - инициатора внесения предложения или другого субъекта права законодательной инициативы или его представителя с обоснованием предложения 2) выступление председателя комитета или представителя от головного комитета при рассмотрении вопроса, который готовился этим комитетом 3) выступления представителей двух депутатских фракций (депутатских групп) в поддержку каждого предложения и представителей двух депутатских фракций (депутатских групп) не в поддержку предложения {Пункт 3 части второй статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11.2012 } 4) уточнение и оглашение председательствующим на пленарном заседании предложений, которые поступили и будут ставиться на голосование 5) выступления по мотивам голосования по одному представителю от депутатских фракций (депутатских групп), представители которых не принимали участия в обсуждении. {Пункт 5 части второй статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11.2012 } 3. Сокращенная процедура обсуждения, кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, применяется также в иных случаях, указанных в настоящем Регламенте. Глава 6 ПОРЯДОК ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛОВА НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ Статья 32. Продолжительность времени выступлений на пленарном заседании Верховной Рады 1. На пленарном заседании Верховной Рады никто не может выступать без разрешения председательствующего на пленарном заседании. Председательствующий на пленарном заседании предоставляет слово выступающим для доклада, содоклада, выступлений, заключительного слова, заявлений, резолюции, объяснений, замечаний, вопросов, сообщений и справок, внесение предложений, поправок, оглашения депутатских запросов, обоснования ответа на депутатский запрос должностным лицом, к которому был обращен депутатский запрос, обоснования предложений или поправок, ответы на вопросы, реплики, оглашения особого мнения. 2. Для доклада предоставляется не менее 10 минут, содоклада - пяти минут и заключительного слова - трех минут. Для выступления в обсуждении, для заявлений, резолюций, сообщений, оглашения депутатских запросов, обоснования ответа на депутатский запрос должностным лицом, к которому был обращен депутатский запрос, предоставляется три минуты, для повторных выступлений в прениях, для выступлений по процедуре сокращенного обсуждения, для выступлений по постатейного голосования проектов законов, других актов Верховной Рады, выступлений по кандидатурам на должности, внесения предложений, для ответа членов Кабинета Министров Украины на вопросы - две минуты, для выступлений по процедуре и по мотивам голосования, объяснений, обоснования предложений или поправок, замечаний, вопросов и ответов на них, сообщений, реплик, справок, оглашения особого мнения, вопросов народных депутатов к членам Кабинета Министров Украины - одна минута. Продолжительность времени для доклада и содоклада при рассмотрении проектов кодексов и законопроектов, содержащих более 100 статей, пунктов, а также законопроектов о внесении изменений в Конституции Украины увеличивается в два раза, если Верховная Рада не примет иного решения. {Часть вторая статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2600-VI от 08.10. 2010 } 3. Общая продолжительность времени рассмотрения каждого вопроса повестки дня пленарного заседания Верховной Рады предлагается председательствующим на пленарном заседании перед началом обсуждения этого вопроса в зависимости от количества лиц, записавшихся на выступление. Если есть возражения народных депутатов относительно предложения председательствующего на пленарном заседании, Верховная Рада принимает процедурное решение о продолжительности обсуждения указанного вопроса. Статья 33. Порядок записи на выступление на пленарном заседании Верховной Рады 1. Запись на выступление с трибуны по любому вопросу повестки дня пленарного заседания Верховной Рады от каждой депутатской фракции (депутатской группы) осуществляется с помощью электронной системы в день рассмотрения соответствующего вопроса повестки дня после объявления председательствующим на пленарном заседании о переходе к рассмотрению этого вопроса. Очередность выступлений формируется при помощи электронной системы с применением генератора случайных чисел с учетом принадлежности народных депутатов к депутатским фракциям (депутатских групп). {Часть первая статьи 33 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 2. Запись на выступление с трибуны народных депутатов лично и "по разным вопросам" ( часть третья статьи 25 настоящего Регламента) осуществляется после объявления председательствующим на пленарном заседании о переходе к рассмотрению соответствующего вопроса. Очередность выступлений формируется при помощи электронной системы с применением генератора случайных чисел без учета принадлежности народных депутатов к депутатским фракциям (депутатских групп). Общего времени для личных выступлений народных депутатов отводится до 15 минут, если Верховной Радой не принято иного решения. {Часть вторая статьи 33 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 3. Очередность выступлений с места по любому вопросу повестки дня пленарного заседания Верховной Рады формируется при помощи электронной системы без учета принадлежности народных депутатов к депутатским фракциям (депутатских групп) и определяется с применением генератора случайных чисел. {Часть третья статьи 33 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 4. Списки народных депутатов для выступления с места и выступления с трибуны высвечиваются на мониторах Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины, на мониторах пультов народных депутатов, а также на информационном табло электронной системы в зале заседаний. 5. Без записи на выступление с места может предоставляться слово для обоснования предложений или поправок, внесенных в письменной форме, если на этом настаивает народный депутат или представитель другого субъекта права законодательной инициативы. 6. Для рассмотрения отдельных вопросов повестки дня пленарного заседания Верховная Рада своим решением об однократном отклонении (ad hoc) может установить иной порядок предоставления слова, чем предусмотренный настоящей статьей. Статья 34. Гарантированное право на выступление на пленарном заседании 1. Президент Украины, Премьер-министр Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Конституционного Суда Украины, Председатель Верховного Суда Украины, Председатель Счетной палаты, Генеральный прокурор Украины или уполномоченные ими лица, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека имеют гарантированное право на выступление с обсуждаемому вопросу, если оно касается их полномочий. 2. Лицу, официально приглашенному на пленарное заседание ( части вторая , третья статьи 6 настоящего Регламента), слово для выступления предоставляется в соответствии с процедурным решением, принятым Верховной Радой без обсуждения. 3. Каждая депутатская фракция (депутатская группа) имеет гарантированное право на выступление одного представителя по каждому вопросу повестки дня пленарного заседания. {Часть третья статьи 34 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 4. Народному депутату, представителям других субъектов права законодательной инициативы, которые внесли письменное предложение или поправку, по их требованию предоставляется слово для обоснования предложения или поправки. Статья 35. Очередность предоставления слова на пленарном заседании 1. Председательствующий на пленарном заседании предоставляет слово для выступления народным депутатам с соблюдением очередности, определенной при записи на выступление. 2. Народный депутат, записанный на выступление, в любое время может отказаться от своего права на выступление. Он может передать свое право на выступление другому народному депутату. Право на часть выступления не передается. 3. Если народный депутат в момент предоставления ему слова для выступления отсутствует в зале заседаний и не передал свое право на выступление другому народному депутату, считается, что он отказался от выступления. 4. По обращению народных депутатов, записавшихся на выступление, но не имели возможности выступить в связи с прекращением обсуждения, тексты их выступлений должны быть включены в стенографический бюллетень пленарного заседания при условии, что такие тексты выступлений народные депутаты подадут в Аппарат Верховной Рады сразу после окончания пленарного заседания. Напечатанный текст выступления по объему должен быть таким, чтобы при его чтения тратилось времени не больше, чем установлено для выступления. Статья 36. Требования к выступлениям на пленарном заседании Верховной Рады 1. Оратор должен выступать только по тому вопросу, по которому ему предоставлено слово, и соблюдать продолжительность времени, предоставленного для выступления. При обычных обстоятельствах выступление оратора не прерывается. 2. Выступление по мотивам голосования должно определять позицию относительно голосования "за", "против", "воздержался". 3. Народный депутат может выступить на пленарном заседании по тому же вопросу или предложения, которые будут ставиться на голосование, как правило, не более двух раз. Об отступлении от установленного правила Верховная Рада без обсуждения принимает процедурное решение. 4. Вопросы докладчикам и содокладчикам задаются письменно или устно и формулируются кратко и четко. Народный депутат, задавший вопрос, может уточнить и дополнить его. Ответ на вопрос должен быть точным и лаконичным. Народным депутатам, выступающим в обсуждении, вопросы не задаются, за исключением уточняющих вопросов председательствующего на пленарном заседании. 5. Доклад, содоклад, выступление при полном обсуждении вопроса, заявление, обращение, сообщение, декларация, резолюция, информация по требованию Верховной Рады, обоснования ответа на депутатский запрос произносятся с трибуны. Глава 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ Статья 37. Виды и способы голосования 1. Решение Верховной Рады принимаются открытым или тайным голосованием в порядке, определенном настоящим Регламентом ( статьи 47-50 ). 2. Открытое голосование осуществляется: 1) каждым народным депутатом лично при помощи электронной системы таким образом, что делает невозможным голосование вместо народного депутата другим лицом. Результаты голосования фиксируются поименно, в том числе с возможной распечаткой результатов голосования каждого народного депутата. По требованию народных депутатов результаты голосования могут высвечиваться на информационном табло электронной системы в зале заседаний по депутатским фракциям (депутатских группах) {Пункт 1 части второй статьи 37 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11.2012 , в редакции Закона № 5520-VI от 06.12.2012 } 2) путем поднятия руки (в случае отсутствия технической возможности голосования при помощи электронной системы). {Пункт 3 части второй статьи 37 исключен на основании Закона № 2704-VI от 18.11.2010 } 3. По окончании каждого голосования с помощью электронной системы его результаты высвечиваются на информационном табло электронной системы в зале заседаний и оглашаются председательствующим на пленарном заседании. 4. Тайное голосование осуществляется народным депутатом лично путем подачи бюллетеня. 5. Верховная Рада может принять процедурное решение об определении вида и способа голосования по рассматриваемому вопросу, если вид и способ голосования не установлены законом и настоящим Регламентом. Статья 38. Бюллетень, время и место для тайного голосования 1. Бюллетени для тайного голосования в количестве, соответствующем фактической численности избранных народных депутатов, изготовляются Счетной комиссией по установленной Верховной Радой форме. Бюллетени для каждого тайного голосования должны быть одинаковыми по материалу, цвету, размеру, содержанию и не должны иметь никаких пометок. В бюллетене для тайного голосования указывается цель голосования и в соответствующем месте ставятся штамп и подписи председателя и секретаря Счетной комиссии. 2. В бюллетень для тайного голосования при персональных избраниях, назначениях, даче согласия на назначение включаются все кандидатуры на должности, которые были выдвинуты в порядке, установленном настоящим Регламентом либо законом, и которые дали согласие баллотироваться. Самоотвод кандидатов принимается Верховной Радой без голосования. Кандидат может снять свою кандидатуру (не баллотироваться) и перед проведением повторного голосования. Если рассматривается вопрос о даче согласия на освобождение от должности, отзыв, освобождение от должности, прекращения полномочий или выражение недоверия, то в бюллетень для тайного голосования включается соответствующая кандидатура, независимо от ее согласия на это. 3. Время, место (сектор) и порядок проведения голосования определяются Счетной комиссией, о чем она сообщает народным депутатам на пленарном заседании Верховной Рады перед началом голосования. Если по этим вопросам у народных депутатов возникает возражение, изменения в решение Счетной комиссии принимаются после сокращенного обсуждения большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. 4. Счетная комиссия перед началом голосования проверяет наличие кабин (помещений) для голосования, опечатывает ящики для тайного голосования и обеспечивает все необходимые условия для соблюдения тайны голосования и свободного, личного волеизъявления народными депутатами. Статья 39. Организация тайного голосования и установление его результатов 1. Каждому народному депутату Счетной комиссией выдается один бюллетень для тайного голосования после предъявления им удостоверения и проставления личной подписи в реестре о получении бюллетеня. Бюллетени выдаются непосредственно при входе в сектор для тайного голосования. 2. Место (сектор) для тайного голосования обустраивается таким образом, чтобы при входе в сектор для голосования были размещены столы для регистрации народных депутатов и получения ими бюллетеней для тайного голосования, а при выходе - кабина и прозрачный ящик для тайного голосования. При этом в сектор для голосования одновременно может войти такое количество народных депутатов, которое соответствует количеству имеющихся столов для регистрации. Следующий народный депутат может получить бюллетень для тайного голосования и войти в кабину для тайного голосования только после того, как она освободится. Народный депутат не имеет права дважды входить в сектор для тайного голосования при проведении одного голосования. 3. Голосование проводится в кабине для тайного голосования путем проставления в бюллетене для тайного голосования пометки, удостоверяющей волеизъявление народного депутата, напротив фамилии кандидата, за которого народный депутат голосует, или напротив другого предложенного в бюллетене варианта решения. Заполненный бюллетень для тайного голосования опускается в ящик, находящийся возле кабины для тайного голосования. Голосование заканчивается во время, определенное Счетной комиссией. 4. Недействительными считаются бюллетени неустановленного образца, бюллетени, в которых поддержано две и более кандидатур на одну должность, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление народного депутата. Фамилии, дополнительно вписанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются. 5. Решение по результатам тайного голосования считается принятым, если за него подано большинство голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады и если в Конституции Украины не установлено другое количество голосов народных депутатов, необходимое для принятия такого решения. 6. Тайное голосование считается не состоявшимся, если бюллетеней для тайного голосования народными депутатами получено меньше, чем необходимо для принятия соответствующего решения. В таком случае проводится переголосование, если иное не установлено законом или если большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады не принято иного решения. Статья 40. Повторное голосование 1. Если при избрании, назначении, даче согласия на назначение на должность лишь одного лица ни один из нескольких кандидатов на должность не получит по результатам первого голосования необходимого большинства голосов народных депутатов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов народных депутатов при первом голосовании . 2. Если в результате выбытия кандидатов на должность с баллотирования остается один кандидат на повторное голосование проводится по нему. 3. Если по результатам тайного голосования решение о даче согласия на освобождение от должности, отзыв, освобождение от должности, прекращения полномочий или выражение недоверия не принято, предложение считается отклоненным и повторному рассмотрению или новому голосованию по той же лица на этой сессии не подлежит, кроме случаев возникновения новых оснований или выяснения обстоятельств, которые не были известны Верховной Раде при рассмотрении соответствующей кандидатуры. 4. Если по результатам тайного голосования кандидат не был соответственно избран, назначен, предоставлено согласие на его назначение на должность, проводится повторное рассмотрение данного вопроса повестки дня с новым выдвижением кандидатов, если иное не установлено законом. Количество повторных рассмотрений таких вопросов не ограничивается. Статья 41. Тайное голосование списком 1. Верховная Рада может принять процедурное решение о тайном голосовании по кандидатурам на должности списком, если иное не установлено настоящим Регламентом либо законом. В случае избрания, назначения коллегиального органа списком в бюллетень для тайного голосования может включаться больше кандидатур, чем необходимо для избрания, назначения. 2. Кандидатуры на должности вносятся в бюллетень в алфавитном или ином порядке, определенном Верховной Радой. 3. Голосование и подсчет голосов осуществляются по каждой кандидатуре отдельно. Избранными, назначенными при голосовании списком считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов народных депутатов, которая составляет более половины голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. 4. Если в результате голосования по списку не избрано, не назначено на должности необходимое количество лиц, продолжается рассмотрение того же вопроса повестки дня с новым выдвижением кандидатов на вакантные должности. Статья 42. Информирование о результатах тайного голосования 1. Председатель Счетной комиссии или определенный ею докладчик - член Счетной комиссии докладывает на пленарном заседании Верховной Рады о результатах тайного голосования, выявлены нарушения порядка голосования и отвечает на вопросы народных депутатов. 2. Результаты тайного голосования Счетная комиссия заносит в протокол, который подписывают все присутствующие ее члены. Член Счетной комиссии, не согласный с ее протоколом, в письменной форме излагает свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Счетной комиссии и оглашается на пленарном заседании Верховной Рады. 3. Если по результатам тайного голосования будет принято решение об избрании, назначении, даче согласия на назначение на должность соответствующего кандидата, председательствующий на пленарном заседании на основании доклада Счетной комиссии оглашает такое решение, которое оформляется постановлением Верховной Рады. Статья 43. Контроль за использованием электронной системы подсчета голосов 1. Контроль за использованием электронной системы на пленарных заседаниях Верховной Рады осуществляет Счетная комиссия, которая имеет право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления контроля, и право на привлечение экспертов и специалистов к работе по проверке электронной системы. 2. В случае необходимости рассмотрения вопросов, выходящих за пределы полномочий Счетной комиссии, по обращению Счетной комиссии, народного депутата, депутатской фракции (депутатской группы) или по поручению Верховной Рады, Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя либо заместителя Председателя Верховной Рады Украины такие вопросы рассматриваются в комитете, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента. {Часть вторая статьи 43 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } Статья 44. Время голосования при принятии решений Верховной Рады 1. Голосование при принятии решений Верховной Рады по любому вопросу проводится на пленарном заседании непосредственно после его обсуждения, кроме случая, когда невозможно провести голосование. Статья 45. Порядок голосования предложений и поправок на пленарном заседании Верховной Рады 1. Предложения, в том числе статьи, части статьи, разделы и пункты проекта акта Верховной Рады и поправки, которые будут ставиться на голосование, оглашаются председательствующим на пленарном заседании, при этом называется инициатор их внесения. Если их текст был предоставлен народным депутатам и никто из них не настаивает на его чтения, председательствующий на пленарном заседании может вместо зачитывания текста называть номера предложений, поправок к проекту акта Верховной Рады, которые ставятся на голосование, если такой порядок дает возможность народным депутатам однозначно понять , за что они голосуют. При любых условиях из стенограммы пленарного заседания также должно быть однозначно понятно, какой конкретно текст и из какого документа ставился на голосование. 2. После объявления председательствующим на пленарном заседании предложения, поправки по требованию инициатора их внесения ему предоставляется слово. 3. Перед голосованием нескольких предложений и поправок, исключающих друг друга, председательствующий на пленарном заседании последовательно, в порядке внесения, оглашает их и, если к ним нет замечаний, ставит на голосование. 4. На голосование ставятся отдельно все предложения и поправки, которые поступили и не были отозваны в порядке, определенном настоящим Регламентом. 5. Принятие одного из предыдущих предложений означает отклонение следующих, которые на голосование не ставятся. 6. Если предложение или поправка, которая должна ставиться на голосование, содержит несколько положений, касается нескольких взаимосвязанных положений или содержит несколько частей, каждая из которых имеет собственное правовое значение, то по процедурному решению может проводиться голосование ее частей с последующим голосованием в целом. 7. В случае если все поставленные на голосование части предложения или поправки приняты, а в результате голосования в целом предложение или поправка отклоняется, то предложение или поправка считается отклоненной в целом. 8. Предложения или поправки, которые не получили необходимого количества голосов народных депутатов в поддержку, считаются отклоненными. Глава 8 РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ Статья 46. Виды решений Верховной Рады 1. Решениями Верховной Рады являются акты Верховной Рады, а также процедурные и другие решения, которые заносятся в протокол пленарных заседаний Верховной Рады. 2. Актами Верховной Рады являются законы, постановления, резолюции, декларации, обращения, заявления. {Часть вторая статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2600-VI от 08.10. 2010 } Статья 47. Принятие решений Верховной Рады 1. Согласно части второй статьи 84 , < a class = rvts96"/laws/show/254% D0% BA/96-% D0% B2% D1% 80/paran2031 # n2031" target = _blank> статьи 91 Конституции Украины Верховная Рада принимает решения исключительно на пленарных заседаниях после обсуждения вопросов большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины и настоящим Регламентом. 2. Решение Верховной Рады принимаются путем открытого поименного голосования, кроме случаев, предусмотренных настоящим Регламентом, когда проводятся тайное голосование путем подачи бюллетеней. {Часть вторая статьи 47 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2704-VI от 18.11. 2010 } 3. Голосование осуществляется народным депутатом лично при помощи электронной системы путем голосования "за", "против" или "воздержался" в зале заседаний Верховной Рады или в определенном для тайного голосования месте возле зала пленарных заседаний. В случае обнаружения на пленарном заседании народным депутатом факта нарушения требований относительно личного голосования путем голосования за другого народного депутата рассмотрение вопроса повестки дня по его требованию останавливается. Председательствующий на пленарном заседании устанавливает присутствие соответствующего народного депутата в зале заседаний Верховной Рады, а в случае его отсутствия поручает Счетной комиссии изъять карточку такого народного депутата и передать ее председательствующему на пленарном заседании и проводит повторное голосование по предложению, которая ставилась на голосование последней. {Часть третья статьи 47 в редакции Закона № 5520-VI от 06.12.2012 a > № 29-VII от 22.02.2013 < span class = rvts46>} 4. На пленарном заседании народный депутат не должен препятствовать рассмотрению вопросов повестки дня, в том числе путем блокирования трибуны, препятствование работе председательствующего на пленарном заседании, а также голосованию других народных депутатов. {Статья 47 дополнена новой частью по закону № 5520-VI от 06.12.2012 } 5. Решения о персональных избрания, назначения, дачи согласия на назначение на должность, даче согласия на освобождение от должности и освобождение от должности принимаются Верховной Радой путем открытого поименного голосования, кроме случаев, предусмотренных законом и настоящим Регламентом, когда решения принимаются тайным голосованием путем подачи бюллетеней. 6. Решение Верховной Рады относительно проектов законов, постановлений, других актов Верховной Рады принимаются только по вопросам, включенным в повестку дня пленарных заседаний Верховной Рады до начала пленарного заседания. Статья 48. Отмена решений Верховной Рады 1. Решение Верховной Рады могут быть отменены Верховной Радой до подписания соответствующего акта Верховной Рады Председателем Верховной Рады Украины. 2. Законы, постановления и другие акты Верховной Рады, которые вступили в силу, отмене Верховной Радой не подлежат, они могут быть признаны Верховной Радой утратившими силу. 3. В случае нарушения установленной настоящим Регламентом процедуры при рассмотрении и голосовании проекта закона, постановления, другого акта Верховной Рады народный депутат, другой субъект права законодательной инициативы или его представитель могут обратиться к председательствующему на пленарном заседании с заявлением о нарушении этого Регламента при рассмотрении и голосовании вопрос. 4. Председательствующий на пленарном заседании должен безотлагательно принять меры для устранения нарушений настоящего Регламента, возникших при рассмотрении и голосовании вопроса, или в случае возникновения препятствий, которые могли повлиять на результаты голосования во время его проведения, провести по решению Верховной Рады повторное голосование без обсуждения. 5. В случае если в результате принятых председательствующим на пленарном заседании мер не обеспечено прекращение нарушения настоящего Регламента и не устранены последствия этого нарушения при голосовании за закон, постановление или другой акт Верховной Рады в целом или если председательствующий на пленарном заседании оставил заявление без рассмотрения, народный депутат, другой субъект права законодательной инициативы может в двухдневный срок обратиться к Председателю Верховной Рады Украины с соответствующим письменным заявлением. 6. Одновременно народный депутат, другой субъект права законодательной инициативы вносит проект постановления Верховной Рады об отмене решения Верховной Рады о принятии закона, постановления или иного акта Верховной Рады в целом. 7. Председатель Верховной Рады Украины или Первый заместитель или заместитель Председателя Верховной Рады Украины направляет проект постановления Верховной Рады, предусмотренный частью шестой настоящей статьи, в день его внесения комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, для предварительного рассмотрения и внесения предложений. 8. Комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, в срочном порядке, но не позднее чем за три дня со дня получения проекта постановления Верховной Рады с учетом календарного плана работы сессии Верховной Рады, готовит заключение о целесообразности его принятия или отклонения. 9. После рассмотрения соответствующего проекта постановления Верховной Рады в комитете, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, Верховная Рада без голосования о включении в повестку дня рассматривает его на пленарном заседании. Обсуждение вопроса относительно такого проекта постановления Верховной Рады проводится по сокращенной процедуре. 10. Решение об отмене результатов голосования за закон, постановление или другой акт Верховной Рады в целом принимается большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. Статья 49. Решение Верховной Рады по процедурным вопросам 1. Верховная Рада может принять решение по процедурным вопросам (далее - процедурное решение), указанным в настоящем Регламенте ( часть третья статьи 6 , часть четвертая статьи 9 , часть третья статьи 10 , пункт 2 части первой статьи 28 , часть третья статьи 32 , часть вторая статьи 34 , часть третья статьи 36 , < a class = rvts99 href="# n342"> часть пятая статьи 37 , часть первая статьи 41 , часть шестая статьи 45 , часть третья статьи 74 , часть четвертая статьи 96 , часть вторая статьи 113 , части вторая , третьей статьи 119 , часть четвертая статьи 134 , часть первая статьи 154 , часть вторая статьи 157 , часть третья статьи 162 , части первая , четвертая статьи 179 , < a class = rvts99"/laws/show/1861-17/paran1436 # n1436"> части третья , шестая статьи 181 , часть шестая статьи 205 ), без подготовки в комитетах и ??включения в повестку дня. Такие решения принимаются сразу после сокращенного обсуждения одной третью голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. {Часть первая статьи 49 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3614-VI от 07.07. 2011 } 2. Процедурное решение принимается открытым поименным голосованием и заносится в протокол пленарного заседания Верховной Рады. Статья 50. Решение об однократном отклонении (ad hoc) от процедур, предусмотренных настоящим Регламентом 1. В случае необходимости Верховной Радой с соблюдением ограничений, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, может быть принято решение об однократном отклонении (ad hoc) от процедур, предусмотренных настоящим Регламентом. Такое решение принимается без обсуждения путем голосования, которое проводится после внесения соответствующего предложения и заносится в протокол пленарного заседания Верховной Рады. 2. Принятие решения об однократном отклонении (ad hoc) от процедур, предусмотренных настоящим Регламентом, не допускается, если такая процедура, однократном отклонении (ad hoc) от которой предлагается, обусловлена ??требованиями Конституции Украины или закона. 3. По вопросам законодательной процедуры принятия решения об однократном отклонении (ad hoc) от процедур, предусмотренных настоящим Регламентом, допускается лишь относительно перенесения рассмотрения законопроектов, продления или сокращения сроков внесения альтернативных законопроектов, предложений и поправок к законопроектам, сокращения сроков предоставления законопроектов народным депутатам и сроков рассмотрения законопроектов в комитетах ( часть третья статьи 101 , часть вторая статьи 109 , часть вторая статьи 116 настоящего Регламента). Глава 9 СОБЛЮДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И НОРМ ЭТИКИ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ Статья 51. Соблюдение дисциплины и норм этики народными депутатами на пленарном заседании 1. Народным депутатам запрещается вносить в зал заседаний и использовать во время проведения пленарного заседания плакаты, лозунги, громкоговорители, другие предметы, которые не имеют целью обеспечение законодательной деятельности. 2. На пленарном заседании народный депутат не должен препятствовать изложению или восприятию выступления (возгласами, аплодисментами, вставанием, разговорами по мобильному телефону и т.д.), употреблять оскорбительные высказывания и неприличные слова, призывать к незаконным действиям. 3. Если народный депутат считает, что выступающий или председательствующий на пленарном заседании неправильно истолковывает его слова или действия, он может в письменной форме обратиться к председательствующему на пленарном заседании с просьбой предоставить ему слово для объяснений или замечаний. Председательствующий на пленарном заседании предоставляет народному депутату слово сразу или в конце обсуждения, но до голосования. В последнем случае председательствующий на пленарном заседании сразу сообщает народным депутатам о поступлении такого обращения от народного депутата и определяет время, когда ему будет предоставлено слово. 4. Если народный депутат произносит оскорбительные слова в адрес другого народного депутата или депутатской фракции (депутатской группы), председательствующий на пленарном заседании предупреждает этого народного депутата о недопустимости таких высказываний или прекращает его выступление. Народный депутат или представитель депутатской фракции (депутатской группы), в адрес которых были произнесены оскорбительные слова, может обратиться к председательствующему на пленарном заседании с требованием о предоставлении слова для реплики. Председательствующий на пленарном заседании предоставляет слово для реплики народному депутату или представителю депутатской фракции (депутатской группы) сразу после обращения или после завершения обсуждения вопроса. {Часть четвертая статьи 51 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } 5. Если народный депутат, депутатская фракция (депутатская группа), в адрес которых были произнесены оскорбительные слова, считают, что конфликт не исчерпан и понимание между народными депутатами не достигнуто, то они письменно обращаются в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, который рассматривает этот вопрос на своем заседании. В таких случаях по заключению комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, Верховная Рада без обсуждения может принять решение о лишении народного депутата права участвовать в пленарных заседаниях (до пяти пленарных заседаний). Это решение доводится до сведения избирателей через газету "Голос Украины". {Часть пятая статьи 51 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11.2012 } 6. Если во время пленарного заседания народный депутат совершил действия, содержащие признаки преступления, обсуждение вопросов приостанавливается. Председательствующий на пленарном заседании сообщает Верховной Раде о факте и объявляет перерыв в пленарном заседании или закрывает его и обращается в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, с предложением рассмотреть этот вопрос и внести предложения о принятии соответствующих мер. Если указанные действия совершены до открытия пленарного заседания, во время его перерыва или после закрытия, председательствующий на пленарном заседании сообщает Верховной Раде о них после перерыва или после открытия ближайшего пленарного заседания. 7. Если при рассмотрении вопросов повестки дня пленарного заседания Верховной Рады возникает ситуация относительно различного понимания народными депутатами применения той или иной нормы настоящего Регламента, что угрожает срывом пленарного заседания, по письменному обращению двух депутатских фракций (депутатских групп) о нарушении норм настоящего Регламента председательствующий на пленарном заседании объявляет перерыв. {Часть седьмая статьи 51 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } Статья 52. Соблюдение дисциплины и норм этики выступающими на пленарном заседании Верховной Рады 1. На пленарном заседании Верховной Рады выступающий не должен использовать оскорбительные выражения, непристойные слова, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения выступающим такого требования председательствующий на пленарном заседании предупреждает его о недопустимости таких высказываний и призывов или прекращает его выступление, а в случае повторного нарушения - лишает права выступления на этом пленарном заседании. 2. Если председательствующий на пленарном заседании обращается к оратору, то последний должен немедленно остановить свое выступление. Если оратор не сделал этого, председательствующий на пленарном заседании прекращает его выступление. 3. Председательствующий на пленарном заседании предоставляет оратору дополнительное время для выступления такой продолжительности, на которую его выступление было прервано, за исключением случаев применения к оратору мер воздействия, установленных настоящим Регламентом. 4. Если оратор выступает без разрешения председательствующего на пленарном заседании, микрофон может быть отключен без предупреждения. 5. Если выступающий превышает время, отведенное для выступления, или высказывается не по обсуждаемому вопросу или выступает не по тем основаниям, по которым ему предоставлено слово, председательствующий на пленарном заседании предупреждает его об этом, а в случае дальнейшего нарушения требований настоящего Регламента - лишает его слова. Та часть выступления оратора, которая оглашена после лишения его слова, не включается в стенограмму пленарного заседания Верховной Рады. Статья 53. Соблюдение дисциплины лицами, присутствующими на пленарных заседаниях Верховной Рады 1. Лицам, присутствующим на пленарном заседании Верховной Рады, запрещается вносить и использовать во время проведения пленарного заседания плакаты, лозунги, громкоговорители, другие предметы, которые могут создавать препятствия в проведении заседания. Такие лица должны соблюдать дисциплину, не нарушать порядок, воздерживаться от публичных проявлений своего отношения к происходящему на пленарном заседании. 2. По предложению председательствующего на пленарном заседании или по предложению народного депутата, поддержанному одной третью голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, лица, нарушившие требования части первой настоящей статьи, обязаны покинуть пленарное заседание. Глава 10 ПРОТОКОЛ, СТЕНОГРАММА, СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЙ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ Статья 54. Протокол пленарного заседания Верховной Рады 1. Пленарное заседание Верховной Рады протоколируется. Подготовку протокола пленарного заседания Верховной Рады обеспечивает Аппарат Верховной Рады. Протокол пленарного заседания Верховной Рады подписывает председательствующий на пленарном заседании. Каждое изменение председательствующего на пленарном заседании фиксируется в протоколе пленарного заседания Верховной Рады. 2. В протоколе пленарного заседания Верховной Рады указываются порядковый номер созыва Верховной Рады, сессии, протокола, дата и место проведения пленарного заседания, число присутствующих народных депутатов, фамилия и инициалы председательствующего на пленарном заседании, а также членов Временного президиума первой сессии до избрания Председателя Верховной Рады Украины ; отдельно каждый вопрос повестки дня с указанием должности, фамилии и инициалов докладчика, содокладчика, фамилий, инициалов и номеров удостоверений народных депутатов, принявших участие в обсуждении вопроса, и принадлежность их к депутатских фракций (депутатских групп) результаты голосования проектов законов, постановлений , других актов Верховной Рады, поручения Верховной Рады, предложения народных депутатов и принятые решения, в том числе процедурные. {Часть вторая статьи 54 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5474-VI от 06.11. 2012 } Статья 55. Стенограмма, стенографический бюллетень пленарных заседаний Верховной Рады 1. Пленарное заседание Верховной Рады стенографируется. Ведение стенограммы, издание стенографического бюллетеня пленарного заседания Верховной Рады осуществляет Аппарат Верховной Рады. Стенограмма и стенографический бюллетень пленарного заседания Верховной Рады должны полностью отображать ход обсуждений, результаты голосования проектов законов, постановлений, других актов Верховной Рады и принятые решения, в том числе процедурные. Они должны содержать информацию о номере, день, время, место проведения и повестка дня пленарного заседания, а также фамилию председательствующего на пленарном заседании. |