З А К О Н У К Р А И Н Ы
О прокуратуре (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1991, N 53, ст.793) {Вводится в действие Постановлением ВР N 1790-XII ( 1790-12 ) от 05.11.91, ВВР, 1991, N 53, ст.794} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3130-XII ( 3130 -12 ) от 22.04.93, ВВР, 1993, N 22, ст.229 N 3662-XII ( 3662 - 12 ) от 26.11.93, ВВР, 1993, N 50, ст.474 N 103/95-ВР от 21.03.95, ВВР, 1995, N 11, ст. 71 N 358/95-ВР от 05.10.95, ВВР, 1995, N 34, ст.268} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 5-зп ( v005p710-97 ) от 30.10.97} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2171-III ( 2171 -14 ) от 21.12.2000, ВВР, 2001, N 9, ст.38 N 2663-III ( 2663 - 14 ) от 12.07.2001, ВВР, 2001, N 44, ст.233 N 2922-III ( 2922-14 ) от 10.01.2002, ВВР, 2002, N 17, ст.117 N 2981-III ( 2981-14 ) от 17.01.2002, ВВР, 2002, N 17, ст.125 N 743-IV ( 743-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 29, ст.233 N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247 N 1130-IV ( 1130-15 ) от 11.07.2003, ВВР, 2004, N 8, ст.66 N 2105-IV ( 2105-15 ) от 21.10.2004, ВВР, 2005, N 2, ст.32 N 2267-IV ( 2267-15 ) от 17.12.2004, ВВР, 2005, N 6, ст.132 N 2377-IV ( 2377-15 ) от 20.01.2005, ВВР, 2005, N 11, ст.198 N 3108-IV ( 3108-15 ) от 17.11.2005, ВВР, 2006, N 1, ст.18} {Дополнительно см.. Закон N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10 - 11, ст.96} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3314-IV ( 3314 -15 ) от 11.01.2006, ВВР, 2006, N 19-20, ст.156 N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66 N 1014-V ( 1014-16 ) от 11.05.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.442} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 6-рп/2007 ( v0a6p710-07 ) от 09.07.2007} i > {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда N 10-рп/2007 ( va10p710-07 ) от 25.10.2007} {С изменениями, внесенными Законом N 107-VI ( 107 -17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78 - изменения действуют по 31 декабря 2008 года} {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда N 5-рп/2008 ( v005p710-08 ) от 02.04.2008} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 15-рп/2008 ( v015p710-08 ) от 10.09.2008} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 502-VI ( 502 -17 ) от 04.09.2008, ВВР, 2008, N 48, ст.357 N 2389-VI ( 2389 - 17 ) от 01.07.2010, ВВР, 2010, N 37, ст.497 N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010, ВВР, 2010, N 41-42, N 43, N 44-45, ст.529 N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 23, ст.160 N 2889-VI ( 2889-17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 30, ст.279 N 3668-VI ( 3668-17 ) от 08.07.2011, ВВР, 2012, N 12-13, ст.82} {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда N 11-рп/2011 ( v011p710-11 ) от 12.10.2011} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 4652-VI ( 4652 -17 ) от 13.04.2012 N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012 < br> N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012}
{В тексте Закона слова "Республики Крым" заменено словами "Автономной Республики Крым" по Законом N 103/95-ВР от 26.11.93}
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Прокурорский надзор за соблюдением законов в Украины
Прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Советом министров Автономной Республики Крым, местными Советами, их исполнительными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. {Статья 1 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3662-12 a > от 26.11.93, N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Статья 2. Генеральный прокурор Украины Генеральный прокурор Украины назначается на должность по согласия Верховной Рады Украины и освобождается от должности Президентом Украине. Генеральный прокурор Украины не менее одного раза в год информирует Верховную Раду Украины о состоянии законности. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. {Часть первая статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Законам N 502-VI ( 502-17 ) от 04.09.2008, N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Генеральный прокурор Украины освобождается от должности также в случае: истечения срока, на который он назначен; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; нарушение требований относительно несовместимости; вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него; прекращения его гражданства; подачи заявления об освобождении от должности по собственному желанию. Генеральный прокурор Украины освобождается от должности также другим основаниям. {Статья 2 дополнена частью по закону N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Срок полномочий Генерального прокурора Украины и подчиненных ему прокуроров - пять лет. {Официальное толкование положений части статьи 2 см. в Решении Конституционного Суда N 5-рп/2008 ( v005p710-08 ) от 02.04.2008} {Статья 2 в редакции Закона N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Полномочия прокуроров, организация, принципы и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией Украины, этим Законом, другими законодательными актами. Органы прокуратуры в установленном порядке в пределах своей компетенции решают вопросы, вытекающие из общепризнанных норм международного права, а также заключенных Украиной межгосударственных договоров. Статья 4. Задача прокурорского надзора за соблюдением законов Деятельность органов прокуратуры направлена ??на всемерное утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка и имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств: 1) закрепленных Конституцией Украины ( 254к / 96-ВР ) независимости республики, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований; 2) гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина; 3) основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных Советов, органов самоорганизации населения. {Статья 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Статья 5. Функции прокуратуры Прокуратура Украины составляет единую систему, на которую соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом возлагаются следующие функции: 1) поддержание государственного обвинения в суде; 2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; 3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; 4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. На прокуратуру не может возлагаться выполнение функций, не предусмотренных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) и настоящим Законом. {Статья 5 в редакции Закона N 2663-III ( 2663-14 a >) от 12.07.2001} Статья 6. Принципы организации и деятельности прокуратуры Органы прокуратуры Украины: 1) составляют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор Украины, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим; 2) осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и действующих на территории республики законов, независимо от любых органов государственной власти, должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов; 3) защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан на началах их равенства перед законом, независимо от национального или социального происхождения, языка, образования, отношения к религии, политических убеждений, служебного или имущественного положения и других признаков; 4) принимают меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения; 5) действуют гласно, информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению. Работники прокуратуры не могут принадлежать к любым политических партий или движений. Статья 7. Гарантии независимости прокуратуры в осуществлении полномочий Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, средств массовой информации, общественно-политических организаций (движений) и их представителей в деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законов или по расследованию деяний, содержащих признаки преступления, запрещается. {Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Воздействие в какой-либо форме на работника прокуратуры с целью воспрепятствовать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия неправомерного решения влечет за собой ответственность, предусмотренную законом. Обращение представителей власти, других должностных лиц к прокурору по поводу конкретных дел и материалов, находящихся в производстве прокуратуры, не могут содержать каких-либо указаний или относительно результатов их решения. Никто не имеет права без разрешения прокурора разглашать данные проверок и предварительного следствия до их окончания. {Часть четвертая статьи 7 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652 -17 ) от 13.04.2012} Статья 8. Обязательность исполнения требований прокурора Законные требования прокурора, являются обязательными для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и выполняются безотлагательно или в предусмотренные законом или определенные < br> прокурором сроки. {Часть первая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} Статистическая и другая информация или их копии, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследования, выдаются на требованию прокурора или следователя бесплатно. Уклонение от выполнения законных требований прокурора влечет за собой ответственность, предусмотренную законом. {Часть третья статьи 8 в редакции Закона N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, которые выясняются прокурорской проверкой. В случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин по постановлению прокурора могут быть доставлены принудительно органами милиции. Статья 9. Участие в заседаниях органов государственной власти и управления Генеральный прокурор Украины, его заместители имеют право участвовать в заседаниях Верховной Рады Украины и ее органов, Кабинета Министров Украины, коллегий министерств и других центральных органов исполнительной власти. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Генеральный прокурор Украины, прокурор Автономной Республики Крым, их заместители имеют право принимать участие в заседаниях Верховной Рады Автономной Республики Крым и ее органов, Совета министров Автономной Республики Крым, коллегий министерств, комитетов и ведомств Автономной Республики Крым, а также местных Советов, их исполнительных комитетов, комиссий, других органов управления. {Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Прокуроры областей, городов Киева и Севастополя, районные, межрайонные, городские и другие приравненные к ним прокуроры, их заместители имеют право принимать участие в заседаниях Советов соответствующего уровня, их исполнительных комитетов, других органов местного самоуправления. {Часть третья статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001, N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} Прокуроры не могут входить в состав комиссий, комитетов и других коллегиальных органов, образуемых Советами или их исполнительными органами. {Часть четвертая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} {Статья 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3662 - 12 от 26.11.93} Статья 10. Координационные полномочия прокуратуры в сфере противодействия преступности и коррупции Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры с целью повышения эффективности противодействия преступности и коррупции координируют деятельность правоохранительных органов по противодействию преступности и коррупции. Координационные полномочия прокуратуры реализуются путем проведения совместных совещаний, создание межведомственных рабочих групп, проведение согласованных мероприятий, аналитической деятельности и т.д.. Основной формой координации деятельности правоохранительных органов является проведение координационного совещания ее руководителей под председательством соответствующего прокурора. На координационные совещания приглашаются руководители органов исполнительной власти и органов местного самоуправления для заслушивания информации относительно их деятельности по вопросам предупреждения и противодействия преступности и коррупции. Решение координационного совещания являются обязательными для выполнения, определенными в нем правоохранительными органами. Организация работы по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и коррупцией определяется Положением, которое разрабатывается и утверждается Генеральным прокурором Украины по согласованию с руководителями правоохранительных < br> органов. {Статья 10 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3662-XII ( 3662-12 ) от 26.11.93, N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001, N 743-IV ( 743-15 ) от 15.05.2003, N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012, в редакции Закона N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} Статья 10-1. Полномочия прокурора Автономной Республики Крым по правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым, Правительства и других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, противоречащие Конституции и законам Украина Нормативно-правовые акты Правительства и других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, противоречащие Конституции и законам Украины, а также законам Автономной Республики Крым, принятым в пределах ее компетенции, может быть внесено представление прокурором Автономной Республики Крым. {Часть первая статьи 10-1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} Представление вносится в тот орган, который издал незаконный акт, а в случае отклонения представления прокурор Автономной Республики Крым или его заместители обращаются с заявлением в суд в порядке, < br> предусмотренном законодательством об отмене незаконного правового акта. {Часть вторая статьи 10-1 с изменениями, внесенными согласно Законами N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003, N 5288-VI ( 5288-17 ) < br> от 18.09.2012} Прокурор Автономной Республики Крым может обратиться в Верховной Рады Автономной Республики Крым с представлением о несоответствие Конституции и законам Украины правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым, ее президиума и других органов Верховной Рады Автономной Республики Крым.
{Часть четвертая статьи 10-1 исключена на основании Закона N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} {Закон дополнен статьей 10-1 согласно Закону N 103/95-ВР от 21.03.95} Статья 11. Право безотлагательного приема Генеральный прокурор Украины имеет право быть безотлагательно принятым Председателем Верховной Рады Украины, Президентом Украины, Премьер-министром Украины. Прокурор Автономной Республики Крым имеет право безотлагательно принятым Председателем Верховной Рады Автономной Республики Крым и председателем Правительства Автономной Республики Крым. Прокуроры областей, городов Киева и Севастополя, районные, городские и приравненные к ним другие прокуроры имеют право быть безотлагательно принятыми руководителями, другими должностными лицами соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций. {Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3662-12 a > от 26.11.93} Статья 12. Рассмотрение заявлений и жалоб Прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда. {Часть первая статьи 12 в редакции Закона N 3662-12 от 26.11.93} Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства о порядке рассмотрения жалоб всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. Прокурор проводит личный прием граждан. Принятое прокурором решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. {Часть четвертая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} После принятия решения по жалобе Генеральным прокурором Украины производство по таким жалобам в органах прокуратуры прекращается. Р а з д е л II СИСТЕМА, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ Статья 13. Система органов Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Украины, прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), городские, районные , межрайонные, районные в городах. В случае необходимости Генеральный прокурор Украины может создавать специализированные прокуратуры на правах областных, городских, районных и межрайонных прокуратур. {Часть первая статьи 13 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012}
{Часть вторая статьи 13 исключен на основании Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012}
Штатная численность органов прокуратуры Украины в пределах фонда заработной платы утверждается Генеральным прокурором Украины. {Статья 13 в редакции Закона N 3662-12 от 26.11. 93}
Статья 14. Генеральная прокуратура Украины Генеральную прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украине, который имеет первого заместителя и заместителей. Структуру Генеральной прокуратуры Украины ( 1797-12 ) и Положения о ее структурные подразделения утверждает Генеральный прокурор Украины. {Часть вторая статьи 14 в редакции Закона N 3662-12 от 26.11.93} В Генеральной прокуратуре Украины создается коллегия в составе Генерального прокурора Украины (председатель), его первого заместителя, заместителей, прокурора Автономной Республики Крым, других руководящих работников органов. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Украины. {Часть третья статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Генеральная прокуратура Украины создает Единый реестр досудебных расследований и обеспечивает его ведения органами досудебного расследования. Положение о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований утверждается Генеральным прокурором Украины по согласованию с руководителями органов досудебного расследования. {Часть четвертая статьи 14 в редакции Закона N 5288-VI ( 5288 -17 ) от 18.09.2012} Совместно с органами досудебного расследования и по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики Генеральной прокуратурой Украины разрабатывается система и методика учета уголовных правонарушений, лиц, их совершивших, и движения уголовных производств. {Часть статьи 14 в редакции Закона N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} {Статья 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3662-12 от 26.11.93} Статья 15. Полномочия Генерального прокурора Украины по руководству органами прокуратуры Генеральный прокурор Украины: 1) направляет работу органов прокуратуры и осуществляет контроль за их деятельностью; 2) назначает первого заместителя, заместителей Генерального прокурора Украины, руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, других работников Генеральной прокуратуры Украины; 3) утверждает структуру и штатную численность подчиненных органов, распределяет средства на их содержание; 4) назначает по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым прокурора Автономной Республики Крым; 5) назначает заместителей прокурора Автономной Республики Крым, прокуроров областей, городов Киева и Севастополя, их заместителей, городских, районных, межрайонных, а также приравненных к ним других прокуроров; 6) в соответствии с законодательством определяет порядок приема, перемещения и увольнения прокуроров, следователей прокуратуры и других специалистов, за исключением лиц, назначение которых предусмотрено настоящим Законом ; 7) согласно законам Украины издает обязательные для всех органов приказы, распоряжения, утверждает положения и инструкции; 8) присваивает классные чины согласно Положению о классных чинах работников прокуратуры. Вносит представление Президенту Украины о присвоении классных чинов государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов. Письменные указания Генерального прокурора Украины по вопросам расследования являются обязательными к исполнению всеми органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследования. {Часть вторая статьи 15 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012}
{Часть третья статьи 15 исключен на основании Закона N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} {Статья 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3662-12 a > от 26.11.93} Статья 16. Прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, районные и городские прокуратуры Прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, городские, районные, межрайонные, районные в городах, а также другие прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. Прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и другие прокуроры (на правах областных): 1) назначают на должности и увольняют работников, кроме которых назначает Генеральный прокурор Украины; 2) по согласованию с Генеральным прокурором Украины вносят изменения в установленных штатов подчиненных им прокуратур в пределах утвержденной численности и фонда заработной платы. В прокуратурах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и других прокуратурах (на правах областных) образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его заместителей, других руководящих работников. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Украины. Прокуроры городов с районным делением осуществляют общее руководство подчиненными районными прокуратурами и контроль за их деятельностью, вносят прокурору высшего уровня предложения об изменении штатной численности подчиненных прокуратур, присвоения классных чинов работникам этих прокуратур, их поощрения и наложение на них взысканий. {Статья 16 дополнена частью четвертой по закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Прокуратуры городов с районным делением не подменяют подчинены прокуратуры и не дублируют их функции. {Статья 16 дополнена частью пятой по закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} {Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3662-12 от 26.11.93} {Положения статьи 17 признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 15-рп/2008 ( v015p710-08 ) от 10.09.2008} Статья 17. Следователи прокуратуры В Генеральной прокуратуре Украины, прокуратуре Автономной Республики Крым есть старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам; в прокуратурах областей, городов и других приравненных к ним прокуратурах могут быть следователи в особо важным делам и старшие следователи; в районных, межрайонных, городских - старшие следователи и следователи. Следователи прокуратуры производят предварительное следствие по делам о деяния, содержащие признаки преступления, отнесенные законом к их подследственности, а также по другим делам, переданным им прокурором. {Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3662-12 a > от 26.11.93} Статья 18. Коллегии органов Коллегии прокуратуры являются совещательными органами и рассматривают наиболее важные вопросы, касающиеся соблюдения законности, состояния правопорядка, деятельности органов, выполнение приказов Генерального прокурора Украины, кадровые вопросы, заслушивают отчеты подчиненных прокуроров, начальников структурных подразделений и других работников прокуратуры. На заседаниях коллегий могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей министерств, ведомств, органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений и организаций, их об 'объединений, других должностных лиц по поводу нарушений законодательства. Решение коллегий доводятся до сведения работников органов прокуратуры. В случае разногласий между прокурором и коллегией он проводит в жизнь свое решение, но обязан доложить об этом Генеральному прокурору Украины. Члены коллегии могут сообщить свое личное мнение Генеральному прокурору Украины, что может быть основанием для рассмотрения этих разногласий на коллегии Генеральной прокуратуры Украины. {Часть третья статьи 18 в редакции Закона N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Р а з д е л III ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР Глава 1 Надзор за соблюдением и применением законов {Название главы 1 раздела III в редакции Закона N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Статья 19. Предмет надзора за соблюдением и применением законов {Название статьи 19 с изменениями, внесенными Законом N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Предметом надзора за соблюдением и применением законов является: {Абзац первый части первой статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} 1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и действующим законам; 2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан, защите их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок защиты этих прав; 3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности. Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству. {Часть вторая статьи 19 в редакции Закона N 3662-12 от 26.11.93} Статья 20. Полномочия прокурора При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор вправе: 1) беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, воинских частей, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности без особых пропусков, где такие введены; 2) истребовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, воинских частей, государственных предприятий, учреждений и организаций решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению, иметь доступ к соответствующих информационных баз данных государственных органов; 3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также выделение специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз; 4) иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и, содержащих коммерческую тайну или информацию с ограниченным доступом. Письменно требовать представления в прокуратуру в определенный им разумный срок указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе по операциям и счетам юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, повязкам связанных с проверкой. Получение от банков информации, содержит банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности"; 5) получать от должностных и служебных лиц и граждан устные или письменные объяснения, в том числе путем вызова соответствующей лица в орган прокуратуры. Действия, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи, могут быть совершены исключительно при проведении проверки в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Закона. При выявлении нарушений закона прокурор в пределах своей компетенции имеет право: 1) вносить представления; 2) в установленном законом порядке инициировать привлечение лица к дисциплинарной, административной ответственности, составлять протокол об административном правонарушении и начинать досудебное расследование; 3) обращаться в суд в предусмотренных законом случаях. {Статья 20 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3662-XII ( 3662-12 ) от 26.11.93, N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001, N 2922-III ( 2922-14 ) от 10.01.2002, N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012, в редакции Закона N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} Статья 21. Проверки и порядок их проведения Проверки проводятся по письменным обращениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц, а также по собственной инициативе прокурора. При этом проверки по заявлениям физических или юридических лиц, обращениями и запросами депутатов всех уровней, кроме заявлений и сообщений об уголовном правонарушении, проводятся только в случае их предварительного рассмотрения компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами или непринятия ими в установленные сроки решений по этим вопросам. В случае если защита прав и свобод человека и гражданина и интересов государства по закону является компетенцией соответствующих органов государственного надзора (контроля), проверки проводятся с обязательным предоставлением оценки законности их деятельности. В связи с бездействием уполномоченного органа государственного надзора (контроля) или отсутствием такого органа принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования, направленные на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов государства. Для проверки прокурор принимает постановление, в котором указывает основания, свидетельствующие о возможных нарушениях законности, и обосновывает необходимость совершения действий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части первой статьи 20 настоящего Закона. Не допускается проведения проверки без предоставления копии указанного постановления представителю предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, физическому лицу - предпринимателю. Постановление прокурора может быть обжаловано этими лицами к прокурору высшего уровня или суд в порядке административного судопроизводства течение десяти дней со дня получения копии постановления. По результатам рассмотрения жалобы прокурор высшего уровня принимает решение об удовлетворении жалобы и отмене постановления или о отказе в удовлетворении жалобы. Обжалование постановления к прокурору высшего уровня не лишает лицо права на его обжалование в суд, которое может быть осуществлено ею в течение десяти дней со дня получения решение прокурора высшего уровня о результатах рассмотрения жалобы. Оригиналы истребованных или полученных прокурором актов, документов и материалов должны быть возвращены соответствующим лицам после окончания проверки, кроме случаев приобщения их к материалов уголовного производства в порядке , предусмотренном процессуальным законодательством. В случае необходимости до окончания проверки могут быть возвращены копии указанных документов. {Статья 21 в редакции Закона N 5288-VI ( 5288-17 a >) от 18.09.2012}
{Статья 22 исключена на основании Закона N 5288-VI ( 5288 - 17 ) от 18.09.2012}
Статья 23. Представление Представление - это акт реагирования прокурора на выявленные нарушения закона по требованию (требованиям) по: 1) устранение нарушений закона, причин и условий, способствовавших им; 2) привлечение лиц к предусмотренной законом ответственности; 3) возмещение вреда; 4) отмена нормативно-правового акта, отдельных его частей или приведении его в соответствие с законом; 5) прекращения незаконных действий или бездействия должностных и должностных лиц. Представление может быть внесено Премьер-министру Украины, Кабинета Министров Украины, Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, министерствам и другим центральным и местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, воинским частям, общественным объединениям, органам государственного надзора (контроля), должностным и служебным лицам этих органов, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, физическим лицам - предпринимателям. Соответствующий прокурор должен быть уведомлен о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в определенный им срок, исчисляется со дня получения представления и не может быть менее 10 дней. Коллегиальный орган, которому внесено представление, сообщает о день его рассмотрения прокурору, который вправе лично принять участие в заседании этого органа. В случае отклонения представления в целом или частично или несообщение прокурора о результатах рассмотрения представления, а также если представление не вносилось, прокурор может обратиться в суд относительно: 1) признании незаконным правового акта соответствующего органа полностью или в отдельной его части; 2) признании противоправным решения или отдельных его положений и об отмене или признании недействительным решения или отдельных его положений; 3) признании противоправными действий или бездеятельности, обязательства совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий. Для обращения прокурора с иском в суд устанавливается 15-дневный срок, исчисляемый со дня получения уведомления о отклонении представления или в случае несообщения прокурора о результаты рассмотрения представления со дня окончания определенного прокурором срока для его рассмотрения. {Статья 23 в редакции Закона N 5288-VI ( 5288-17 a >) от 18.09.2012} Статья 24. Постановление прокурора В случае выявления в деянии должностного лица или гражданина признаков административного правонарушения прокурор, его первый заместитель, заместитель выносит мотивированное постановление об инициировании привлечении лица к административной ответственности . Постановление об инициировании привлечения лица к административной ответственности подлежит рассмотрению полномочным должностным лицом или соответствующим органом в 10-дневный срок со дня ее поступления, если иное не установлено законом. В постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона нарушено и в чем состоит нарушение. {Статья 24 в редакции Закона N 5288-VI ( 5288-17 a >) от 18.09.2012}
{Статья 25 исключена на основании Закона N 5288-VI ( 5288 - 17 ) от 18.09.2012}
Статья 26. Решение вопросов, вытекающих из межгосударственных соглашений Генеральный прокурор Украины в соответствии с межгосударственными соглашениями об оказании правовой помощи решает вопрос о возбуждении и расследования уголовных дел, проведения дознания, выдаче преступников или лиц, подозреваемых в совершении преступлений, направления уведомлений о последствиях уголовного преследования, а также другие предусмотренные такими сделками вопросы.
{Статья 27 исключена на основании Закона N 5288-VI ( 5288 - 17 ) от 18.09.2012}
Статья 28. Гарантии и компенсации гражданам, вызываются в прокуратуру Лицу, вызываемая в прокуратуру, выплачивается средний заработок за время, затраченное в связи с вызовом, за счет государственного бюджета. Основанием для оплаты и отсутствия на работе есть повестка с соответствующей отметкой прокуратуры. Выплата вознаграждения экспертам, переводчикам и другим специалистам, а также расходов, связанных с их вызовом в прокуратуры, осуществляется за счет государственного бюджета. В таком же порядке возмещаются расходы обвиняемым, которых оправдано судом. Глава 2 Надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие {Название главы 2 в редакции Закона N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Статья 29. Предмет надзора {Название статьи 29 с изменениями, внесенными Законом N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Предметом надзора является соблюдение законов органами, проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие. {Часть первая статьи 29 с изменениями, внесенными Законом N 2663-III ( 2663-14 ) от 12.07.2001} Надзор имеет своей задачей способствовать: 1) раскрытию уголовных преступлений, защиты личности, ее прав, свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных и уголовно противоправных посягательств {Пункт 1 части второй статьи 29 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 2) выполнению требований закона о неотвратимости ответственности за совершенное уголовное преступление {Пункт 2 части второй статьи 29 с изменениями, внесенными Законом N 4652 -VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 3) предотвращению незаконному привлечению лица к уголовной ответственности; 4) охране прав и законных интересов лиц при осуществлении уголовного производства {Пункт 4 части второй статьи 29 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 5) осуществлению мероприятий по предотвращению уголовным правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. {Пункт 5 части второй статьи 29 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Осуществляя надзор, прокурор принимает меры к согласованию действий правоохранительных органов в борьбе с совершением уголовных правонарушений. {Статья 29 дополнена частью третьей согласно Закону N 3662-12 от 26.11.93 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 30. Надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие Прокурор принимает меры к тому, чтобы органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование (дознание и следствие): 1) соблюдали предусмотренный законом порядок начала и проведения оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования деяний, содержащих признаки уголовного правонарушения, закрытие уголовного производства, а также соблюдали сроки осуществления досудебного расследования и содержания заключенных; 2) не допускали нарушения законности при проведении оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования; 3) проявляли причины совершения уголовных преступлений и условия, способствующие этому, принимали меры к их устранению. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов при проведении досудебного расследования (дознания и досудебного следствия) в форме процессуального руководства предварительным расследованием. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими досудебное расследования, определяются уголовным процессуальным законодательством.
|