З А К О Н У К Р А И Н Ы
О судоустройстве и статусе судей (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2010, N 41-42, N 43, N 44-45, ст.529) {С изменениями, внесенными Законом N 2748-VI ( 2748 -17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 18, ст.124 Кодексом N 2456-VI ( 2456-17 ) от 08.07.2010, 2010, N 50-51, ст.572 Законами N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 23, ст.160 N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 29, ст.272 N 2982-VI ( 2982-17 ) от 03.02.2011, ВВР, 2011, N 33, ст.333} {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 3-рп/2011 ( v003p710-11 ) от 05.04.2011 N 7-рп/2011 ( v007p710-11 ) от 21.06.2011 N 8-рп/2011 ( v008p710-11 ) от 12.07.2011 N 9-рп/2011 ( v009p710-11 ) от 12.07.2011} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3668-VI ( 3668 -17 ) от 08.07.2011, ВВР, 2012, N 12-13, ст.82 N 3932-VI ( 3932-17 ) от 20.10.2011, ВВР, 2012, N 22, ст.221 N 4094-VI ( 4094 -17 ) от 09.12.2011, ВВР, 2012, N 27, ст.286 N 4168-VI ( 4168 - 17 ) от 09.12.2011, ВВР, 2012, N 29, ст.336} {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 17-рп/2011 ( v017p710-11 ) от 13.12.2011} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 4652-VI ( 4652 -17 ) от 13.04.2012 N 4661-VI ( 4661-17 ) от 24.04.2012, ВВР, 2013, N 7, ст.64 N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012 N 4847-VI ( 4847-17 ) от 24.05.2012 N 4874-VI ( 4874-17 ) от 05.06.2012 N 5041-VI ( 5041-17 ) от 04.07.2012} {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 16-рп/2012 ( v016p710-12 ) от 29.08.2012} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 5288-VI ( 5288 -17 ) от 18.09.2012 N 5314-VI ( 5314-17 ) от 02.10.2012}
Этот Закон определяет правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия в Украине с целью защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов государства на принципах верховенства права, определяет систему судов общей юрисдикции, статус профессионального судьи, народного заседателя, присяжного, систему и порядок осуществления судейского самоуправления и устанавливает систему и общий порядок обеспечение деятельности судов и регулирует другие вопросы судоустройства и статуса судей. Раздел I Принципы организации судебной власти Статья 1. Судебная власть 1. Судебная власть в Украине согласно конституционных принципов разделения власти осуществляется независимыми и беспристрастными судами, образованными по закону. 2. Судебную власть реализуют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные путем осуществления правосудия в рамках соответствующих судебных процедур. 3. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Статья 2. Задача суда 1. Суд, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает каждому право на справедливый суд и уважение к другим прав и свобод, гарантированных Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украине, а также международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 3. Судебная система Украины 1. Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и суд конституционной юрисдикции. 2. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов. Единственным органом конституционной юрисдикции в Украине Конституционный Суд Украины. 3. Судебная система обеспечивает доступность правосудия для каждого лица в порядке, установленном Конституцией ( 254к / 96-ВР ) и законами Украины. 4. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается. 5. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины устанавливается Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) и Законом Украины "О Конституционном Суде Украины" ( 422/96-ВР ). Статья 4. Законодательство о судоустройстве и статусе судей 1. Судоустройстве и статусе судей в Украине определяются Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), настоящим Законом и другими законами Украины. Статья 5. Осуществление правосудия 1. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. 2. Лица, которые присвоили функции суда, несут ответственность, установленную законом. 3. Народ принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Статья 6. Самостоятельность судов 1. Суды осуществляют правосудие самостоятельно. Осуществляя правосудия, суды независимы от любого незаконного влияния. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украины, обеспечивая при этом верховенство права. {Положение части первой статьи 6, по которому, осуществляя правосудия, суды независимы от любого незаконного влияния, признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 8-рп/2011 ( v008p710-11 ) от 12.07.2011} 2. Обращение в суд граждан, организаций или должностных лиц, которые согласно закону не являются участниками судебного процесса, с поводу рассмотрения конкретных дел судом не рассматриваются, если иное не предусмотрено законом. 3. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей в любой способ, неуважение к суду или судей, сбора, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или другим способом с целью нанесения ущерба авторитета судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и влечет ответственность, установленную законом. 4. Для решения вопросов внутренней деятельности судов соответствии с настоящим Законом действует судейское самоуправление. Статья 7. Право на судебную защиту 1. Каждому гарантируется защита его прав, свобод и законных интересов независимым и беспристрастным судом, созданным в соответствии с закона. 2. Для обеспечения справедливого и беспристрастного рассмотрения дел в разумные сроки, установленные законом, в Украине действуют суды первой, апелляционной, кассационной инстанций и Верховный Суд Украины. 3. Каждый имеет право на участие в рассмотрении своего дела в определенном процессуальным законом порядке в суде любой инстанции. 4. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту в Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины. Статья 8. Право на полномочный суд 1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к подсудности которого оно отнесено процессуальным законом. 2. Судья рассматривает дела, полученные в порядке распределения судебных дел, установленным в соответствии с законом. На распределение судебных дел не может влиять желание судьи или любых других лиц. Статья 9. Равенство перед законом и судом 1. Правосудие в Украине осуществляется на началах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места < br> жительства, языковых и других признаков. Статья 10. Правовая помощь при реализации права на справедливый суд 1. Каждый имеет право на правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется бесплатно. 2. Каждый свободен в выборе защитника своих прав. Порядок и условия предоставления правовой помощи определяются законом. 3. Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах в Украине действует адвокатура. Статья 11. Гласность и открытость судебного процесса 1. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Каждый, кто не является стороной в деле, имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом. 2. Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме случаев, установленных процессуальным законом. Участники судебного процесса и другие лица, присутствующие на открытом судебном заседании, могут использовать портативные аудиотехнические средства. Проведение в зале судебного заседания фото-и киносъемки, видеозаписи, а также трансляции судебного заседания допускается по решению суда. 3. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда в случаях, предусмотренных процессуальным законом. 4. При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, установленном процессуальным законом. 5. Участникам судебного процесса на основании решения суда обеспечивается возможность принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции в порядке, установленном процессуальным законом. Обязанность обеспечить проведение видеоконференции возлагается на суд, который получил судебное решение о проведении видеоконференции, независимо от специализации и инстанции суда, который принял такое решение . {Статья 11 дополнена частью пятой по закону N 5041-VI ( 5041-17 ) от 04.07.2012} Статья 12. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах 1. Судопроизводство и делопроизводство в судах Украины осуществляется государственном языке. 2. Суды обеспечивают равенство прав граждан в судебном процессе по языковому признаку. 3. Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют. 4. В судах, наряду с государственным, могут использоваться региональные языки или языки меньшинств в соответствии с Законом Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств" ( 802-15 ) в порядке, установленном процессуальным законом. {Положение части четвертой статьи 12, согласно которому допускается использование в судах, наряду с государственным, региональных языков или языков меньшинств, признано конституционным согласно Решением Конституционного Суда N 17-рп/2011 ( v017p710-11 ) от 13.12.2011} i > 5. Использование в судопроизводстве региональных языков или языков меньшинств гарантируется государством и обеспечивается за счет средств Государственного бюджета Украины. {Положение части пятой статьи 12, согласно которому допускается использования в судах, наряду с государственным, региональных языков или языков меньшинств, признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 17-рп/2011 ( v017p710-11 ) от 13.12.2011} Статья 13. Обязательность судебных решений 1. Судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины. 2. Судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украина. Обязательность учета (преюдицийнисть) судебных решений для других судов определяется процессуальным законом. 3. Судебные решения других государств являются обязательными к исполнению на территории Украины при условиях, определенных законом, согласно международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 4. Неисполнение судебных решений влечет ответственность, установленную законом. Статья 14. Право на обжалование судебного решения 1. Участники судебного процесса и другие лица в случаях и порядке, установленных процессуальным законом, имеют право на апелляционное и кассационное обжалование судебного решения, а также на пересмотре дела Верховным Судом Украины. Статья 15. Единоличный и коллегиальное рассмотрение дел 1. Дела в судах рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, - коллегией судей, а также с участием народных заседателей и присяжных. 2. Судья, рассматривающий дело единолично, действует как суд. 3. В судах общей юрисдикции функционирует автоматизированная система документооборота. Персональный состав суда для рассмотрения конкретного дела определяется автоматизированной системой документооборота по принципу вероятности распределения дел во время регистрации в суде исковых заявлений, ходатайств и жалоб. 4. При определении персонального состава суда для рассмотрения конкретного дела автоматизированной системой документооборота обеспечивается учет степени загруженности каждого судьи, специализации, а также требований процессуального закона. 5. Положение об автоматизированной системе документооборота утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины с учетом специфики специализации судов. Статья 16. Символы судебной власти 1. Символами судебной власти являются государственные символы Украины - Государственный Герб Украины и Государственный Флаг Украины. 2. Судья осуществляет правосудие в мантии и с нагрудным знаком. Образцы мантии и нагрудного знака утверждаются Советом судей Украине. Раздел II Суды общей юрисдикции Глава 1 Организационные основы системы судов общей юрисдикции Статья 17. Система судов общей юрисдикции 1. Система судов общей юрисдикции в соответствии с Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) строится на принципах территориальности, специализации и инстанционности. {Положение части первой статьи 17 относительно построения системы судов общей юрисдикции и определения местонахождения, территориальной юрисдикции и статуса суда по принципам территориальности, специализации и инстанционности, признан конституционным согласно решению Конституционного Суда N 9-рп/2011 ( v009p710-11 ) от 12.07.2011} 2. Систему судов общей юрисдикции составляют: 1) местные суды; 2) апелляционные суды; 3) высшие специализированные суды; 4) Верховный Суд Украины. 3. Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды. 4. Единство системы судов общей юрисдикции обеспечивается: единственными принципами организации и деятельности судов; единым статусом судей; обязательностью для всех судов правил судопроизводства, определенных законом; обеспечением Верховным Судом Украины одинакового применения судами (судом) кассационной инстанции норм материального права; обязательностью исполнения на территории Украины судебных решений единым порядком организационного обеспечения деятельности судов; финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины; решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления. Статья 18. Специализация судов общей юрисдикции 1. Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. 2. В судах общей юрисдикции может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел. 3. В местных общих судах и апелляционных судах областей, городов Киева и Севастополя, Апелляционном суде Автономной Республики Крым действует специализация по осуществлению уголовного производства отношении несовершеннолетних. Судьи (судья), уполномоченные осуществлять уголовное производства в отношении несовершеннолетних, избираются из числа судей соответствующего суда собранием судей этого суда по предложению председателя суда или по предложению любого судьи этого суда, если предложение председателя суда не было поддержано, на срок не более трех лет и могут быть переизбраны повторно. Количество судей, уполномоченных осуществлять уголовное производство по несовершеннолетних, определяется отдельно для каждого суда собранием судей этого суда. Судьей, уполномоченным осуществлять уголовное производства в отношении несовершеннолетних, может быть избран судья со стажем работы судьей не менее десяти лет, опытом осуществления уголовного производства в суде и высокими морально-деловыми и профессиональными качествами. В случае отсутствия в суде судей с необходимым стажем работы судья, уполномоченный осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, избирается из числа судей, которые имеют наибольший стаж работы в должности судьи. Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство по несовершеннолетних, не освобождаются от исполнения обязанностей судьи соответствующей инстанции, однако осуществления ими таких полномочий учитывается при распределении судебных дел и имеет приоритетное значение. {Статья 18 дополнена частью третьей согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 19. Порядок создания и ликвидации судов общей юрисдикции 1. Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда. {Положение части первой статьи 19 относительно права Президента Украины ликвидировать суды общей юрисдикции, признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 7-рп/2011 ( v007p710-11 ) от 21.06.2011} 2. Местонахождение территориальная юрисдикция и статус суда определяются с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности. {Положение части второй статьи 19 относительно построения системы судов общей юрисдикции и определения местонахождения, территориальной юрисдикции и статуса суда по принципам территориальности, специализации и инстанционности, признан конституционным согласно решению Конституционного Суда N 9-рп/2011 ( v009p710-11 ) от 12.07.2011} 3. Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной этим Законом системы судов, потребность улучшить доступность правосудия или изменение административно-территориального устройства. 4. Количество судей в суде определяется Государственной судебной администрацией Украины по представлению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда, с учетом объема работы суда и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судов. {Положение части четвертой статьи 19 о наделении Государственной судебной администрации Украины полномочиями определять количество судей в суде, признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 7-рп/2011 ( v007p710-11 ) от 21.06.2011} Статья 20. Порядок назначения судей на административные должности 1. Административными должностями в суде считаются должности председателя суда и заместителя (заместителей) председателя суда. В Верховном Суде Украине административной должности также считается должность Первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины. {Часть первая статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 3932-VI ( 3932-17 ) от 20.10.2011} 2. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности сроком на пять лет из числа судей этого суда и освобождаются от должностей Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей. Судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков подряд. 3. Председатель Верховного Суда Украины, Первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины, заместители Председателя Верховного Суда Украины избираются на должности и освобождаются от должностей Пленумом Верховного Суда Украины в порядке, установленном настоящим Законом. {Часть третья статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 3932-VI ( 3932-17 ) от 20.10.2011} 4. Назначение судьи на административную должность без соблюдения требований настоящего Закона не допускается. 5. Пребывания судьи на административной должности в суде не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда, предусмотренных настоящим Законом. 6. Увольнении судьи с административной должности не прекращает его полномочий судьи. Освобождении от должности судьи, а также окончания срока, на который судья назначен (избран) на административную должность в суде, прекращает осуществление им полномочий на административной должности. Глава 2 Местные суды Статья 21. Виды и состав местных судов 1. Местными общими судами являются районные, районные в городах, городских и горрайонных судах. 2. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. 3. Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом. 4. Местный суд состоит из судей местного суда, из числа которых назначаются председатель и заместитель председателя суда. В местном суде, количество судей в котором превышает пятнадцать, может быть назначено не более двух заместителей председателя суда. 5. Из числа судей местного общего суда избираются следователи судьи (судья), осуществляющие полномочия судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве в порядке, предусмотренном процессуальным законом. Количество следственных судей определяется отдельно для каждого суда собранием судей этого суда. Следственные судьи (судья) избираются собранием судей этого суда по предложению председателя суда или по предложению любого судьи этого суда, если предложение председателя суда не было поддержано, на срок не более трех лет и могут быть переизбраны повторно. До избрания следственного судьи соответствующего суда его полномочия осуществляет старший по возрасту судья этого суда. Следователь судья не освобождается от выполнения обязанностей судьи первой инстанции, однако осуществления им полномочий по судебному контролю за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве учитывается при распределении судебных дел и имеет приоритетное значение. {Статья 21 дополнена частью пятой по закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 22. Полномочия местного суда 1. Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. 2. Местные общие суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушения в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. 3. Местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. 4. Местные административные суды рассматривают дела административной юрисдикции (административные дела). 5. Подсудность отдельных категорий дел местным судам, а также порядок их рассмотрения определяются процессуальным законом. Статья 23. Судья местного суда 1. Судья местного суда осуществляет судопроизводство в порядке, установленном процессуальным законом, а также иные полномочия, определенные законом. Статья 24. Председатель местного суда 1. Председатель местного суда: 1) представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами; 2) определяет административные полномочия заместителя председателя местного суда; 3) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит руководителю территориального управления Государственной судебной администрации Украины представление о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об увольнении их с должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителя поощрения или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством; 4) выдает на основании акта о назначении (избрании) судьей или освобождении судьи от должности соответствующий приказ; 5) сообщает Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в суде в десятидневный срок со дня их образования; 6) обеспечивает выполнение решений собрания судей местного суда; 7) контролирует ведение в суде судебной статистики, заботится о информационно-аналитическом обеспечении судей с целью повышения качества судопроизводства; 8) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации судей местного суда; 8-1) вносит на рассмотрение собрания суда предложения по количеству и персонального состава следственных судей; {Часть первая статьи 24 дополнена пунктом 8-1 согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 9) осуществляет другие полномочия, определенные законом. 2. Председатель местного суда по вопросам, относящимся к его административных полномочий, издает приказы и распоряжения. 3. В случае отсутствия председателя суда исполнение его обязанностей осуществляется согласно установленному им распределения обязанностей по организации деятельности суда. Статья 25. Заместитель председателя местного суда 1. Заместитель председателя местного суда осуществляет административные полномочия, определенные председателем суда. Глава 3 Апелляционные суды Статья 26. Виды и состав апелляционных судов 1. В системе судов общей юрисдикции действуют апелляционные суды как суды апелляционной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел, дел об административных правонарушения. 2. Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым. 3. Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дел являются соответственно апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины. 4. В состав апелляционного суда входят судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители. В апелляционном суде, количество судей в котором превышает тридцать пять, может быть назначено не более трех заместителей председателя суда. {Положение части четвертой статьи 26 относительно занятия должности судьи апелляционного суда судьями, которые имеют стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, признан конституционным согласно решению Конституционного Суда N 3-рп/2011 ( v003p710-11 ) от 05.04.2011} 5. В составе апелляционного суда могут создаваться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, который назначается из числа судей этого суда. Решение о образования судебной палаты, ее состав, а также о назначении секретаря судебной палаты принимаются собранием судей апелляционного суда по предложению председателя суда. Секретарь судебной палаты организует работу соответствующей палаты, контролирует осуществление анализа и обобщения судебной практики по делам, отнесенным к компетенции палаты, информирует собрание судей апелляционного суда о деятельность судебной палаты. Статья 27. Полномочия апелляционного суда 1. Апелляционный суд: 1) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в апелляционном порядке согласно процессуальным законом; 2) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой инстанции; 3) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику; 4) предоставляет местным судам методическую помощь в применении законодательства; 5) осуществляет другие полномочия, определенные законом. Статья 28. Судья апелляционного суда 1. Судья апелляционного суда осуществляет судопроизводство в порядке, установленном процессуальным законом, а также иные полномочия, определенные законом. Статья 29. Председатель апелляционного суда 1. Председатель апелляционного суда: 1) представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами; 2) определяет административные полномочия заместителей председателя апелляционного суда; 3) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит Председателю Государственной судебной администрации Украины представление о назначения на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и о увольнения их с должностей, а также о применения к руководителю аппарата суда, его заместителя поощрения или наложение дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательства; 4) выдает на основании акта об избрании на должность судьи или освобождении судьи от должности соответствующий приказ; 5) сообщает Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в апелляционном суде в десятидневный срок со дня их образования; 6) обеспечивает выполнение решений собрания судей апелляционного суда; 7) контролирует ведение и анализ судебной статистики, организует изучение и обобщение судебной практики, заботится о информационно-аналитическом обеспечении судей с целью повышения качества судопроизводства; 8) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации судей апелляционного суда; 8-1) осуществляет полномочия следственного судьи и назначает из числа судей апелляционного суда судей (судьи) для осуществления таких полномочий в случаях, предусмотренных процессуальным законом; {Часть первая статьи 29 дополнена пунктом 8-1 согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 9) осуществляет другие полномочия, определенные законом. 2. Председатель апелляционного суда по вопросам, относящимся к его административных полномочий, издает приказы и распоряжения. 3. В случае отсутствия председателя апелляционного суда его административные полномочия осуществляет один из заместителей председателя суда по определению председателя суда, при отсутствии такого определение - заместитель председателя суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи, а в случае отсутствия председателя суда - судья этого суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи. Статья 30. Заместители председателя апелляционного суда 1. Заместители председателя апелляционного суда осуществляют административные полномочия, определенные председателем суда. Глава 4 Высшие специализированные суды Статья 31. Виды и состав высших специализированных судов 1. В системе судов общей юрисдикции действуют высшие специализированные суды как суды кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел. 2. Высшими специализированными судами являются: Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины. 3. В состав высшего специализированного суда входят судьи, избранные на должность судьи бессрочно, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители. В высшем специализированном суде, количество судей в котором превышает сорок пять, может быть назначено не более трех заместителей председателя суда. {Положение части третьей статьи 31 относительно занятия должности судьи высшего специализированного суда судьями, которые избраны на должность судьи бессрочно, признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 3-рп/2011 ( v003p710-11 ) от 05.04.2011} 4. В высшем специализированном суде образуются палаты по рассмотрения отдельных категорий дел в пределах соответствующей судебной юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, назначается из числа судей этого суда. Решение о создании судебной палаты, ее состав, а также о назначении секретаря судебной палаты принимаются собранием судей высшего специализированного суда по предложению председателя суда. Секретарь судебной палаты организует работу соответствующей палаты, контролирует осуществление анализа и обобщения судебной практики по делам, отнесенным к компетенции палаты, информирует собрание судей высшего специализированного суда о деятельности судебной палаты. 5. В высшем специализированном суде действует Пленум высшего специализированного суда для решения вопросов, определенных настоящим Законом. Состав и порядок деятельности пленума высшего специализированного суда определяются настоящим Законом. 6. При высшем специализированном суде образуется Научно-консультативный совет, статус которого определяется настоящим Законом. 7. Высший специализированный суд официальный печатный орган и может быть соучредителем других печатных изданий. Статья 32. Полномочия высшего специализированного суда 1. Высший специализированный суд: 1) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке согласно процессуальным законом; 2) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой или апелляционной инстанции, а также рассматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом, если по результатам рассмотрения вопроса о допуске дела к производству Верховного Суда Украины будет установлено, что такое дело подлежит рассмотрению выше специализированным судом; {Пункт 2 части первой статьи 32 в редакции Закона N 4847-VI ( 4847-17 ) от 24.05.2012} 3) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику; 4) оказывает методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения норм Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украины в судебной практике на основе ее обобщения и анализа судебной статистики, дает специализированным судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции 5) осуществляет другие полномочия, определенные законом. Статья 33. Судья высшего специализированного суда 1. Судья высшего специализированного суда осуществляет судопроизводство в порядке, установленном процессуальным законом, а также другие полномочия, определенные законом. Статья 34. Председатель высшего специализированного суда 1. Председатель высшего специализированного суда: 1) представляет соответствующие специализированные суды как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судебными органами других государств и международными организациями; 2) определяет административные полномочия заместителей председателя высшего специализированного суда; 3) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит Председателю Государственной судебной администрации Украины представление о назначения на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и о увольнения их с должностей, а также о применения к руководителю аппарата суда, его заместителя поощрения или наложение дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательства; 4) выдает на основании акта об избрании на должность судьи или освобождении судьи от должности соответствующий приказ; 5) сообщает Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в высшем специализированном суде в десятидневный срок со дня их образования; 6) вносит в соответствии с настоящим Законом предложения по образования соответствующих местных и апелляционных судов, изменения их территориальной юрисдикции, а также по количеству судей в них; 7) созывает пленум высшего специализированного суда; вносит на рассмотрение пленума представление о назначении на должность секретаря пленума; выносит на рассмотрение пленума вопросы и председательствует на его заседаниях; 8) информирует пленум высшего специализированного суда о состоянии правосудия в соответствующей судебной юрисдикции и практику решения отдельных категорий дел; 9) обеспечивает выполнение решений собрания судей высшего специализированного суда; 10) контролирует ведение и анализ судебной статистики, организует изучение и обобщение судебной практики, заботится о информационно-аналитическом обеспечении судей с целью повышения качества судопроизводства; 11) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации судей высшего специализированного суда; 12) осуществляет другие полномочия, определенные законом. 2. Председатель высшего специализированного суда по вопросам, относящимся к его административных полномочий, издает приказы и распоряжения. 3. В случае отсутствия председателя высшего специализированного суда его административные полномочия осуществляет один из заместителей председателя суда по определению председателя суда, при отсутствии такого определение - заместитель председателя суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи , а в случае отсутствия председателя суда - судья этого суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи. Статья 35. Заместители председателя высшего специализированного суда 1. Заместители председателя высшего специализированного суда осуществляют административные полномочия, определенные председателем суда. Статья 36. Пленум высшего специализированного суда 1. Пленум высшего специализированного суда действует в составе всех судей высшего специализированного суда для решения вопросов, связанных с обеспечением единства судебной практики по делам соответствующей юрисдикции, и других вопросов, отнесенных к его полномочий настоящим Законом. 2. Пленум высшего специализированного суда: 1) назначает по представлению председателя высшего специализированного суда из числа судей высшего специализированного суда и освобождает от должности секретаря пленума высшего специализированного суда; 2) обобщает с целью обеспечения одинакового применения норм права при разрешении дел соответствующей судебной юрисдикции практику применения материального и процессуального закона; 3) заслушивает информацию о состоянии правосудия в соответствующей судебной юрисдикции и практике разрешения отдельных категорий дел; 4) принимает решение об обращении в Верховный Суд Украины о направлении конституционного представления относительно конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и относительно официального толкование Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украины; 5) утверждает Регламент пленума высшего специализированного суда; 6) по результатам обобщения судебной практики дает разъяснения рекомендательного характера по вопросам применения специализированными судами законодательства при рассмотрении дел соответствующей судебной юрисдикции 7) утверждает положения о Научно-консультативном совете высшего специализированного суда и определяет ее персональный состав; 8) определяет персональный состав редакционной коллегии печатного органа высшего специализированного суда; 9) рассматривает и решает другие вопросы, отнесенные законом к его полномочий. 3. Пленум высшего специализированного суда созывается председателем высшего специализированного суда в случае необходимости или по требованию не менее как пятой части от состава судей высшего специализированного суда, но не реже двух раз в год. О дне и времени созыва пленума его участники уведомляются не позднее чем за десять дней до заседания. В этот же срок направляются материалы по вопросам, выносятся на рассмотрение пленума. 4. Заседание пленума высшего специализированного суда полномочным при условии присутствия на нем не менее двух третей от состав пленума. 5. На заседание пленума могут быть приглашены судьи судов соответствующей специализации, представители органов государственной власти, научных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации и другие лица. 6. Постановления пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов пленума, подписываются председательствующим на заседании пленума и секретарем пленума и публикуются в официальном печатном органе высшего специализированного суда. 7. Секретарь пленума высшего специализированного суда организует работу секретариата пленума, подготовку заседаний пленума, обеспечивает ведение протокола и контролирует выполнение постановлений, принятых пленумом высшего специализированного суда. Статья 37. Научно-консультативный совет и официальный печатный орган высшего специализированного суда 1. Научно-консультативный совет образуется при высшем специализированном суде из числа высококвалифицированных специалистов в области права для предварительного рассмотрения проектов постановлений высшего специализированного суда, подготовка которых требует научного обеспечения. 2. Порядок организации и деятельности Научно-консультативного совета определяется положением, утверждаемым пленумом высшего специализированного суда. 3. Высший специализированный суд официальный печатный орган, в котором публикуются материалы судебной практики высшего специализированного суда и других судов соответствующей судебной юрисдикции, материалы по вопросам организации деятельности судов соответствующей юрисдикции и другие материалы. Глава 5 Верховный Суд Украины Статья 38. Верховный Суд Украины - наивысший судебный орган 1. Верховный Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. 2. Верховный Суд Украины: 1) пересматривает дела по основаниям неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом; 2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом; 3) дает заключение о наличии или отсутствии в действиях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья; 4) обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также по официального толкования Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украине. Статья 39. Состав Верховного Суда Украины 1. В состав Верховного Суда Украины входят сорок восемь судей, из числа которых избираются Председатель Верховного Суда Украины, Первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины и четыре заместители Председателя Верховного Суда Украины. {Часть первая статьи 39 в редакции Закона N 3932-VI ( 3932-17 ) от 20.10.2011} 2. Судьей Верховного Суда Украины может быть лицо, имеющее стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет или судья Конституционного Суда Украины. {Положение части второй статьи 39 относительно занятия должности судьи Верховного Суда Украины лицом, имеющим стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 3-рп/2011 ( v003p710-11 ) от 05.04.2011 } {Положение части второй статьи 39, которым установлено, что судьей Верховного Суда Украины может быть судья Конституционного Суда Украине, признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 8-рп/2011 (< a"/laws/show/v008p710-11" target = _blank> v008p710-11 ) от 12.07.2011} 3. В Верховном Суде Украины действуют: 1) Судебная палата по административным делам; 2) Судебная палата по хозяйственным делам; 3) Судебная палата по уголовным делам; 4) Судебная палата по гражданским делам.
|