З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об исполнительном производстве (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1999, N 24, ст.207) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 783-XIV ( 783 -14 ) от 30.06.99, ВВР, 1999, N 34, ст.274 - редакция вступает в силу одновременно с вступлением в силу Законом о Государственном бюджете Украины на 2000 год N 2241 - III ( 2241-14 ) от 18.01.2001, ВВР, 2001, N 11, ст.54 N 2618-III ( 2618-14 ) от 11.07.2001, ВВР, 2001, N 44, ст.226 N 2893-III ( 2893-14 ) от 13.12.2001, ВВР, 2002, N 14, ст.96 N 3057-III (< a"/laws/show/3057-14" target = _blank> 3057-14 ) от 07.02.2002, ВВР, 2002, N 30, ст.202 N 327-IV ( 327-15 ) от 28.11.2002, ВВР, 2003, N 5, ст.46 N 542-IV ( 542-15 ) от 20.02.2003, ВВР, 2003, N 16, ст.127 N 980-IV ( 980-15 ) от 19.06.2003, ВВР, 2004, N 2, ст.6 N 1095-IV ( 1095-15 ) от 10.07.2003, ВВР, 2004, N 6, ст.37 N 1255-IV ( 1255-15 ) от 18.11.2003, ВВР, 2004, N 11, ст.140 N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250} {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда N 3-рп/2004 ( v003p710-04 ) от 24.02.2004} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1416-IV ( 1416 -15 ) от 03.02.2004, ВВР, 2004, N 19, ст.256 N 1701-IV ( 1701 - 15 ) от 11.05.2004, ВВР, 2004, N 35, ст.412 N 1868-IV ( 1868-15 ) от 24.06.2004, ВВР, 2004, N 46, ст.511 N 2102-IV ( 2102-15 ) от 21.10.2004, ВВР, 2005, N 2, ст.30 N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, ВВР, 2005, N 7-8, ст.162 N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 2631-IV ( 2631-15 ) от 02.06.2005, ВВР, 2005, N 26, ст.358 N 2711-IV ( 2711-15 ) от 23.06.2005, ВВР, 2005, N 33, ст.430 N 2716-IV ( 2716-15 ) от 23.06.2005, ВВР, 2005, N 33, ст.431 N 2798-IV ( 2798-15 ) от 06.09.2005, ВВР, 2005, N 42, ст.464 N 2801-IV ( 2801 -15 ) от 06.09.2005, ВВР, 2005, N 48, ст.480 N 2853-IV ( 2853 - 15 ) от 08.09.2005, ВВР, 2005, N 51, ст.551 N 2875-IV ( 2875-15 ) от 08.09.2005, ВВР, 2005, N 52, ст.562 N 2900-IV ( 2900-15 ) от 22.09.2005, ВВР, 2006, N 1, ст.1 N 3108-IV ( 3108-15 ) от 17.11.2005, ВВР, 2006, N 1, ст.18 N 3201-IV ( 3201-15 a >) от 15.12.2005, ВВР, 2006, N 13, ст.110 N 3538-IV ( 3538-15 ) от 15.03.2006, ВВР, 2006, N 35, ст.295 N 3541-IV ( 3541-15 ) от 15.03.2006, ВВР, 2006, N 35, ст.296 N 521-V ( 521-16 ) от 22.12.2006, ВВР, 2007, N 10, ст.84 N 668-V ( 668-16 ) от 20.02 .2007, ВВР, 2007, N 16, ст.216 N 540-VI ( 540-17 ) от 18.09. 2008, ВВР, 2009, N 6, ст.23 N 1076-VI ( 1076-17 ) от 05.03.2009 , ВВР, 2009, N 30, ст.421 N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009, ВВР, 2009, N 36-37, ст.511 N 1276-VI ( 1276-17 ) от 16.04.2009 , ВВР, 2009, N 38, ст.535 N 1701-VI ( 1701-17 ) от 05.11.2009, ВВР, 2010, N 4, ст.36 N 1837-VI ( 1837-17 ) от 21.01.2010, ВВР , 2010, N 12, ст.120 N 2453-VI ( 2453-17 ) от 07.07.2010, ВВР, 2010, N 41-42, N 43, N 44-45, ст.529 N 2511-VI ( 2511-17 ) от 09.09.2010, ВВР, 2011, N 4, ст.21} {В редакции Закона N 2677-VI ( 2677-17 ) от 04.11.2010, ВВР, 2011, N 19-20, ст.142} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3319-VI ( 3319 -17 ) от 12.05.2011, ВВР, 2011, N 45, ст.476 N 3674-VI ( 3674 - 17 ) от 08.07.2011, ВВР, 2012, N 14, ст.87 N 4212-VI ( 4212-17 ) от 22.12.2011, ВВР, 2012, N 32-33, ст.413 N 4318-VI ( 4318 - 17 ) от 12.01.2012, ВВР, 2012, N 39, ст.464 N 4650-VI ( 4650-17 ) от 12.04.2012, ВВР, 2013, N 8, ст.66 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 N 5037-VI ( 5037-17 ) от 04.07.2012 N 5076-VI ( 5076-17 ) от 05.07.2012 N 5209-VI ( 5209-17 ) от 06.09.2012 N 5288-VI ( 5288 - 17 ) от 18.09.2012 N 5405-VI ( 5405-17 ) от 02.10.2012 N 5411-VI ( 5411-17 ) от 02.10.2012} {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда N 18-рп/2012 ( v018p710-12 ) от 13.12.2012}
{В тексте Закона слова "отдела Государственной исполнительной службы" во всех падежах и числах заменено словами "отдела государственной исполнительной службы" в соответствующем падеже и числе согласно Закону N 1095-IV ( 1095-15 ) от 10.07.2003} {В тексте Закона слова "Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины", "отделы государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции "и" районные, городские (городов областного значения), районные в городах отделы государственной исполнительной службы "во всех падежах и числах заменены соответственно словами "Департамент государственной исполнительной службы", "государственная исполнительная служба Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя" и "государственная исполнительная служба в районах, городах (городах областного < br> значение), районах в городах "в соответствующем падеже и числе согласно Закону N 2716-IV ( 2716-15 ) от 23.06.2005} {В тексте Закона слова "Департамент государственной исполнительной службы", "государственная исполнительная служба Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя" и " государственная исполнительная служба в районах, городах (городах областного значения), районах в городах "во всех падежах и числах заменены соответственно словами" Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины ", "отделы государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции" и "районные, городские (городов областного значения), районные в городах отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции "в соответствующем падеже и числе согласно Закону N 521-V ( 521 -16 ) от 22.12.2006}
Этот Закон определяет условия и порядок исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), что согласно закону подлежат принудительному выполнению в случае невыполнения их в добровольном порядке. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Исполнительное производство 1. Исполнительное производство как завершающая стадия судебного производства и принудительное исполнение решений других органов (должностных лиц) - это совокупность действий органов и должностных лиц, определенных в настоящем Законе, направленных на принудительное исполнение решений судов и других органов (должностных лиц), которые производятся на основаниях, в пределах полномочий и способом, определенных настоящим Законом, другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом и других законов, а также решениями, согласно этому Закону подлежат принудительному исполнению (далее - решение). Статья 2. Органы и должностные лица, которые осуществляют принудительное выполнения решений и осуществляют отдельные исполнительные действия 1. Принудительное исполнение решений возлагается на государственную исполнительную службу, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины. 2. Принудительное исполнение решений осуществляют государственные исполнители, определены Законом Украины "О государственной исполнительной службе" ( 202/98-ВР ) (далее - государственные исполнители). 3. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, или при выполнении сводного исполнительного производства в установленном Министерством юстиции Украины порядке могут образовываться исполнительные группы, в состав которых включаются государственные исполнители одного или нескольких органов государственной исполнительной службы. Постановлением директора Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины или начальника управления государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, Главного управления юстиции в области, городах Киеве и Севастополе на руководителя группы могут полагаться права и полномочия в исполнительном производстве, установленные настоящим Законом, для начальников отделов принудительного выполнения решений и заместителей начальников районных, районных в городах, городских (городов областного значения) , горрайонных управлений юстиции - начальников отделов государственной исполнительной службы (далее - начальники отделов). 4. Другие органы, учреждения, организации и должностные лица осуществляют отдельные исполнительные действия в случаях, предусмотренных законом, в том числе в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, по требованию или по поручению государственного исполнителя. Статья 3. Выполнение решений другими органами 1. В случаях, предусмотренных законом, решения судов и других органов о взыскании средств исполняются налоговыми органами, банками и другими финансовыми учреждениями. Решение указанных органов могут выполняться в соответствии с законом также другими органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. 2. Решение о взыскании средств из государственного и местных бюджетов или бюджетных учреждений выполняются органами Государственного казначейства Украины в установленном Кабинетом Министров Украины порядке. 3. Органы, учреждения, организации и лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, не являются органами принудительного выполнения, кроме органов и должностных лиц, исполняющих решения о привлечении к уголовной или административной ответственности. Статья 4. Информационное обеспечение исполнительного производства 1. С целью обеспечения электронного документооборота в органах государственной исполнительной службы, ведения учета исполнительных производств, контроля за соблюдением государственными исполнителями требований законодательства при осуществлении исполнительных действий, предоставление оперативного доступа сторонам исполнительного производства в его материалов Министерство юстиции Украины обеспечивает функционирование Единого государственного реестра исполнительных производств. Порядок ведения такого реестра, условия доступа к нему и получения информации устанавливаются Министерством юстиции Украины. 2. При выполнении решений государственный исполнитель имеет право на непосредственный доступ к базам данных и реестров, в том числе электронных, содержащие информацию о должниках, их имущество и средства. Порядок доступа к реестров устанавливается Министерством юстиции Украины совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти, которые обеспечивают их ведения. Статья 5. Обязательность требований государственного исполнителя 1. Требования государственного исполнителя относительно выполнения решений обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц, физических и юридических лиц на территории Украины. 2. Государственному исполнителю должны быть безвозмездно предоставлены в установленный срок информация, документы или их копии, необходимые для осуществления его полномочий. 3. Невыполнение законных требований государственного исполнителя влечет за собой ответственность согласно закону. Статья 6. Гарантии прав физических и юридических лиц в исполнительном производстве 1. Государственный исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц. 2. Государственный исполнитель разъясняет лицам, участвующим в исполнительном производстве или привлекаются к проведению исполнительных действий, их права согласно требованиям этого Закона. 3. Решение, действия или бездеятельность государственного исполнителя могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Законом. Глава 2. участником исполнительного производства Статья 7. Участники исполнительного производства и лица, которые привлекаются к проведению исполнительных действий 1. Участниками исполнительного производства является государственный исполнитель, стороны, представители сторон, прокурор, эксперты, специалисты, переводчики, субъекты оценочной деятельности - субъекты хозяйствования. Прокурор участвует в исполнительном производстве в случае осуществление представительства интересов гражданина или государства в суде и открытии исполнительного производства на основании исполнительного документа по его заявлению. 2. Для проведения исполнительных действий государственный исполнитель по необходимости привлекает понятых, работников органов внутренних дел, представителей органов опеки и попечительства, других органов и учреждений в порядке, установленном настоящим Законом. При исполнении решений судов и постановлений об изменении органов управления и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности могут привлекаться исключительно работники органов внутренних дел . Привлечение других лиц в процессе выполнения таких решений не допускается. Статья 8. Стороны исполнительного производства 1. Сторонами в исполнительном производстве является взыскатель и должник. 2. Взыскателем является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ. Должником является физическое или юридическое лицо, определенное исполнительным документом. 3. По исполнительному документу о взыскании в доход государства средств или о совершении иных действий в пользу или в интересах государства от имени выступает орган, по иску которого судом вынесено соответствующее решение, или орган государственной власти (кроме < br> суда), который согласно закону принял такое решение. По другим исполнительным документам о взыскании в доход государства средств или о совершении иных действий в пользу или в интересах от ее имени выступают органы государственной налоговой службы. 4. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей. Каждый из них относительно другой стороны имеет право участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. 5. В случае выбытия одной из сторон государственный исполнитель с собственной инициативе или по заявлению стороны, а также сама заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о замене стороны ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил. В случае если сторона исполнительного производства изменила наименование (для юридического лица) или фамилия, имя или отчество (для физического лица), государственный исполнитель по наличии подтверждающих документов своим постановлением, которое утверждается начальником отдела, меняет название стороны исполнительного производства. Статья 9. Представительство в исполнительном производстве 1. Стороны могут осуществлять свои права и обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие физического лица в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя, кроме случая, когда должник согласно решению обязан совершить определенные действия лично. 2. Несовершеннолетние и лица, признанные судом недееспособными, реализуют свои права и выполняют обязанности, связанные с исполнительным производством, в соответствии с требованиями закона. 3. В случае если стороной исполнительного производства является лицо, признана судом безвестно отсутствующим, государственный исполнитель своей постановлением привлекает к участию в исполнительном производстве лицо, является опекуном его имущества. 4. Участие юридических лиц в исполнительном производстве осуществляется их руководителями или органами, должностными лицами, действуют в пределах полномочий, предоставленных им законом, или через представителей юридического лица. 5. Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенности, выданной и оформленной в соответствии с требованиями закона. Полномочия адвоката как представителя могут также удостоверяться ордером, поручению органа (учреждения), уполномоченного законом на предоставление бесплатной правовой помощи, или договором о предоставлении правовой помощи . К ордеру обязательно прилагается выписка из договора, в котором указываются полномочия адвоката как представителя или ограничение его прав на совершение отдельных действий как представителя стороны исполнительного производства. Извлечение удостоверяется подписью сторон договора. {Часть пятая статьи 9 дополнена абзацем вторым по Законом N 5076-VI ( 5076-17 ) от 05.07.2012} Статья 10. Лица, которые не могут быть представителями в исполнительном производстве 1. Представителями в исполнительном производстве не могут быть: 1) лица, не достигшие 18-летнего возраста, кроме случаев, предусмотренных законом; 2) лица, над которыми установлена ??опека или попечительство; 3) судьи, следователи, прокуроры, государственные исполнители, кроме случаев, когда они действуют как законные представители или уполномоченные лица соответствующего органа, являющегося стороной исполнительного производства; 4) другие лица, которые согласно закону не могут осуществлять представительство. Статья 11. Обязанности и права государственных исполнителей 1. Государственный исполнитель обязан принимать предусмотренные этим Законом меры принудительного исполнения решений, беспристрастно, своевременно и в полном объеме совершать исполнительные действия. 2. Государственный исполнитель: осуществляет мероприятия, необходимые для своевременного и в полном объеме исполнение решения, указанного в документе на принудительное исполнение решения (далее - исполнительный документ), способом и в порядке , установленном исполнительным документом и настоящим Законом; предоставляет сторонам исполнительного производства и их представителям возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства; рассматривает заявления сторон и других участников исполнительного производства и их ходатайства; заявляет в установленном порядке о самоотводе при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом; разъясняет сторонам их права и обязанности. 3. Государственный исполнитель в процессе осуществления исполнительного производства имеет право: 1) проводить проверку выполнения должниками решений, подлежат выполнению в соответствии с настоящим Законом; 2) осуществлять проверку выполнения юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами, физическими лицами - предпринимателями решений относительно работающих в них должников; 3) с целью защиты интересов взыскателя получать бесплатно от органов, учреждений, организаций, должностных лиц, сторон и участников исполнительного производства необходимые для проведения исполнительных действий объяснения, справки и другую информацию, в том числе конфиденциальную; 4) беспрепятственно входить в помещения и хранилища, принадлежащие должникам или заняты ими, проводить осмотр указанных помещений и хранилищ, при необходимости принудительно открывать и опечатывать такие помещения и хранилища; 5) налагать арест на имущество должника, опечатывать, изымать, передавать такое имущество на хранение и реализовывать его в установленном законодательством порядке; 6) налагать арест на средства и другие ценности должника, частности на средства, находящиеся на счетах и ??вкладах в банках, других финансовых учреждениях, на счета в ценных бумагах, а также опечатывать кассы, помещения и места хранения денег; 7) с согласия собственника использовать помещение, в том числе коммунальной собственности, для временного хранения изъятого имущества, а также транспортные средства взыскателя или должника для перевозки имущества; 8) обращаться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении решения, о выдаче дубликата исполнительного документа, об установлении или изменении порядка и способа выполнения, об отсрочке и рассрочке исполнения решения; 9) обращаться в орган (должностному лицу), который выдал исполнительный документ, о разъяснении содержания документа; 10) обращаться в суд с представлением о розыске должника - физического лица или ребенка или о постановлении мотивированного решения о принудительном проникновении в жилье или другое владение должника - физического или другого лица, в которой находится имущество должника или имущество и средства, принадлежащие должнику от других лиц, или ребенок, в отношении которого составлен исполнительный документ о его отъема; 11) вызывать физических лиц, должностных лиц по поводу исполнительных документов, находящихся в исполнительном производстве, а в случае неявки должника без уважительных причин выносить постановление о его приводе через органы внутренних дел; 12) привлекать в установленном порядке к осуществлению исполнительных действий понятых, работников органов внутренних дел, других лиц, а также экспертов, специалистов, а для оценки имущества - < br> субъектов оценочной деятельности - субъектов хозяйствования; 13) налагать взыскания в виде штрафа на физических, юридических и должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; 14) применять при производстве исполнительных действий видеозапись, фото-и киносъемку; 15) в процессе выполнения решений при наличии мотивированного решение суда о принудительном проникновении в жилье или другое владение физического лица беспрепятственно входить на земельные участки, в жилые и других помещений должника - физического лица, лица, у которого находится имущество должника или имущество и средства, принадлежащие должнику от других лиц, проводить в них осмотр, в случае необходимости принудительно открывать их в установленном порядке с привлечением работников органов внутренних дел, опечатывать такие помещения, арестовывать, опечатывать и изымать принадлежащее должнику имущество, которое там находится и на которое по закону возможно обратить взыскание; 16) требовать от материально ответственных и должностных лиц должников - юридических лиц или от должников - физических лиц дачи объяснений по фактам неисполнения решений или законных требований государственного исполнителя или иного нарушения требований законодательства о исполнительном производстве; 17) с целью профилактического влияния сообщать органам государственной власти, общественным объединениям, трудовым коллективам и общественности по месту жительства или работы лица о фактах нарушения ею требований законодательства об исполнительном производстве; 18) в случае уклонения должника от выполнения обязательств, возложенных на него решением, обращаться в суд за установлением временного ограничения в праве выезда должника - физического лица или руководителя должника - юридического лица за пределы Украины - в выполнения обязательств по решению; 19) в случае необходимости привлекать к проведению или организации исполнительных действий субъектов хозяйствования, в том числе на платной основе, за счет авансового взноса взыскателя; 20) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законами. Статья 12. Права и обязанности сторон и других участников исполнительного производства 1. Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, заявлять отводы в случаях, предусмотренных настоящим Законом, обжаловать решения, действия или бездействие государственного исполнителя по вопросам исполнительного производства в порядке, установленном настоящим Законом, подавать дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающие в ходе исполнительного производства, в том числе при проведении экспертизы, возражать против ходатайств, доводов и соображений других участников исполнительного производства и пользоваться другими правами, предоставленными законом. 2. Взыскатель имеет право подать заявление о выдаче дубликата исполнительного документа, о восстановлении срока предъявления векселя к выполнения, об отказе от взыскания и возвращении исполнительного документа. 3. Стороны имеют право заключить мировое соглашение об окончании исполнительного производства, которая признается судом, оспаривать принадлежность имущества и результаты его оценки, подавать письменные возражения против расчета государственного исполнителя относительно распределения средств между взыскателями. 4. Другие участники исполнительного производства имеют право подавать дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, в том числе при проведении экспертизы, возражать против ходатайств, доводов и соображений других участников исполнительного производства и пользоваться другими правами, предоставленными настоящим Законом для этих лиц. 5. Стороны обязаны в течение трех рабочих дней письменно уведомить государственного исполнителя о полном или частичном самостоятельное исполнения решения должником, а также письменно сообщать государственного исполнителя о возникновении обстоятельств, обусловливающих обязательное приостановление исполнительного производства, об установлении отсрочки или рассрочки исполнения, изменении способа и порядка исполнения решения, изменении места жительства или пребывания (в том числе об изменении их регистрации) или местонахождения, а должник - физическое лицо - об изменении места работы. 6. Должник обязан: воздерживаться от совершения действий, которые делают невозможным или затрудняют выполнение решения; предоставлять в срок, установленный государственным исполнителем, достоверные сведения о своих доходах и имуществе, в том числе о имущество, которым он владеет совместно с другими лицами, о счетах в банках или других финансовых учреждениях; своевременно являться по вызову государственного исполнителя; письменно сообщать государственному исполнителю об имуществе, находится в залоге или у других лиц, а также о средствах и имуществе, принадлежащие должнику от других лиц. 7. Лица, участвующие в исполнительном производстве, обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им правами с целью обеспечения своевременного и в полном объеме совершения исполнительных действий. Статья 13. Участие экспертов, специалистов и субъектов оценочной деятельности - субъектов хозяйствования в исполнительном производстве 1. Для выяснения и разъяснения вопросов, возникающих при осуществления исполнительного производства и требуют специальных знаний, государственный исполнитель по собственной инициативе или по заявлению сторон назначает своим постановлением эксперта или специалиста (в случае < br> необходимости - нескольких экспертов или специалистов), а для оценки имущества - субъектов оценочной деятельности - субъектов хозяйствования. 2. Как эксперт или специалист может быть приглашена любая дееспособное лицо, имеющее необходимые знания, квалификацию и опыт работы в соответствующей области. 3. Эксперт или специалист обязан предоставить письменное вывод, а субъект оценочной деятельности - субъект хозяйствования - письменный отчет по вопросам, содержащиеся в постановлении государственного исполнителя, а также предоставить устные рекомендации относительно действий , которые выполняются в его присутствии. 4. Эксперт, специалист и субъект оценочной деятельности - предприятие имеют право на вознаграждение за предоставленные ими услуги. Размер вознаграждения определяется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Вознаграждение и другие расходы, обусловленные проведением экспертизы, предоставлением заключения специалиста или отчета субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования относятся к расходам, связанным с организацией и проведением исполнительных действий. 5. За отказ без уважительных причин от предоставления заключения или за предоставления заключения, содержащего заведомо ложные сведения, эксперт несет уголовную ответственность, о чем он должен быть предупрежден государственным исполнителем. Убытки, причиненные сторонам результате выдачи такого заключения, подлежат возмещению в порядке, установленном законом. За недостоверную или необъективную оценке имущества субъект оценочной деятельности - субъект хозяйствования несет ответственность в порядке, установленном законом, а оценщик - уголовную ответственность, о чем он должен быть предупрежден государственным исполнителем. 6. Копии постановления государственного исполнителя о назначении в исполнительном производстве эксперта, специалиста или субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования направляются сторонам в трехдневный срок со дня его вынесения. Статья 14. Участие переводчика в исполнительном производстве 1. В случае необходимости во время проведения исполнительных действий государственный исполнитель или стороны (их представители) могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть любое дееспособное лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода. Лицу, нуждается в услугах переводчика, государственный исполнитель предоставляет срок для его приглашения, но не более десяти дней. При если указанное лицо не обеспечит участия переводчика в определенный срок, его может назначить своим постановлением государственный исполнитель. 2. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу, относится к расходам, связанным с организацией и проведением исполнительных действий. Размер такого вознаграждения определяется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. 3. В случае заведомо неправильного перевода, а также за отказ выполнить обязанности переводчика лицо несет уголовную ответственность, о чем она должна быть предупреждена государственным исполнителем. Статья 15. Привлечение понятых к производству исполнительных действий 1. Исполнительные действия могут осуществляться в присутствии понятых. 2. Присутствие понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с принудительным вхождением в нежилых помещений и хранилищ, где хранится имущество должника, на которое обращено взыскание, или имущество взыскателя, которое должно быть возвращено ему в натуре; до жилых домов и квартир для обеспечения принудительного выселения из них и вселения в них; к домам, квартир и других помещений, в которых находится ребенок, должен быть передана другим лицам в соответствии с решением суда; при проведения осмотра, ареста, изъятия и передачи имущества. 3. Качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные лица, которые не имеют личной заинтересованности в совершении исполнительных действий и не связаны между собой или с участниками исполнительного производства родственными связями, подчиненностью или подконтрольностью. Количество понятых при совершении исполнительных действий не может быть менее двух. 4. Понятий имеет право знать, для участия в производстве которых исполнительных действий он приглашен, на основании которого исполнительного документа они производятся, а также делать замечания по поводу проведения исполнительных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. Понятий обязан удостоверить факт, содержание и результаты исполнительных действий, при осуществление которых он присутствовал. Перед началом исполнительных действий государственный исполнитель разъясняет понятым их права и обязанности, о чем указывается в акте. 5. Понятые имеют право на компенсацию расходов, связанных с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходов, связанных с организацией и проведением исполнительных действий. Статья 16. Отводы в исполнительном производстве 1. Государственный исполнитель, эксперт, специалист, оценщик, переводчик не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они являются близкими родственниками сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, или заинтересованные в результате выполнения решения, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности. 2. При наличии оснований для отвода указанные лица обязаны заявить самоотвод. С тем же основаниям отвод таким лицам может быть заявлен взыскателем, должником или их представителями. Отвод должен быть мотивированным, изложенным в письменной форме и может быть заявлен в любое время до окончании исполнительного производства. 3. Вопрос об отводе государственного исполнителя решается начальником отдела, которому подчинен государственный исполнитель, о чем выносится постановление. 4. Вопрос об отводе, самоотводе начальника отдела или всех государственных исполнителей указанного отдела решается руководителем соответствующего органа государственной исполнительной службы высшего уровня. Постановление об удовлетворении или отказе в удовлетворении отвода, самоотвода начальника отдела или всех государственных исполнителей указанного отдела может быть обжаловано в десятидневный срок в порядке, установленном настоящим Законом. 5. Вопрос об отводе эксперта, специалиста, оценщика или переводчика решается путем вынесения мотивированного постановления государственного исполнителя. 6. В случае отвода государственного исполнителя исполнительный документ передается в установленном порядке другому государственному исполнителю или иному органу государственной исполнительной службы. 7. Отказ в удовлетворении отвода государственного исполнителя, эксперта, специалиста, оценщика, переводчика может быть обжаловано в десятидневный срок в порядке, установленном настоящим Законом. 8. Должностные лица, имеющие право на рассмотрение вопроса о отвод государственного исполнителя, эксперта, специалиста, оценщика или переводчика, обязаны рассмотреть заявление об отводе или самоотвод в срок до пяти рабочих дней. Глава 3. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК осуществлении исполнительного производства Статья 17. Исполнительные документы по решениям, подлежащим принудительному исполнению государственной исполнительной службой 1. Принудительное исполнение решений осуществляется государственной исполнительной службой на основании исполнительных документов, определенных настоящим Законом. 2. Согласно этому Закону подлежат исполнению государственной исполнительной службой такие исполнительные документы: 1) исполнительные листы, выдаваемые судами, и приказы хозяйственных судов, в том числе на основании решений третейского суда и решений Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате; 2) определения, постановления судов по гражданским, хозяйственным, административных, уголовных делах и делах об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом; 3) судебные приказы; 4) исполнительные надписи нотариусов; 5) удостоверения комиссий по трудовым спорам, выдаваемые на основании соответствующих решений таких комиссий; 6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом; 7) постановления государственного исполнителя о взыскании исполнительского сбора, расходов, связанных с организацией и проведением исполнительных действий и наложением штрафа; 8) решения других органов государственной власти, если их выполнение по закону возложено на государственную исполнительную службу; 9) решение Европейского суда по правам человека с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" ( 3477-15 ). Статья 18. Требования к исполнительному документу 1. В исполнительном документе указываются: 1) название и дата выдачи документа, наименование органа, фамилия и инициалы должностного лица, его выдали; 2) дата принятия и номер решения, согласно которому выдано документ; 3) полное наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя и отчество) (для физических лиц) взыскателя и должника , их местонахождение (для юридических лиц) или место жительства или пребывания (для физических лиц), идентификационный код субъекта хозяйственной деятельности взыскателя и должнику (для юридических лиц), индивидуальный идентификационный номер взыскателя и должника (для физических лиц - плательщиков налогов) или номер и серия паспорта взыскателя и должника для физических лиц - граждан Украины, которые из-за своих религиозных или других убеждений отказались от принятия идентификационного номера , официально сообщили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте гражданина Украины, а также другие данные, если они известны суду или другому органу, который выдал исполнительный документ, которые идентифицируют взыскателя и должника или могут способствовать принудительному исполнению, в частности, дата рождения должника и его место работы (для физических лиц), местонахождение имущества должника, счета взыскателя и должника т.п.; {Пункт 3 части первой статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5037-VI ( 5037-17 ) от 04.07.2012} 4) резолютивная часть решения; 5) дата вступления в законную (юридического) силу решения; 6) срок предъявления исполнительного документа к исполнению. 2. В случае если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если предстоит передать имущество, находящееся в нескольких местах, в исполнительном документе указываются один должник и один взыскатель, а также определяется, в какой части необходимо выполнить такое решение, или указывается, что обязанность или право взыскания является солидарным. 3. Исполнительный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом с указанием его фамилии и инициалов и скреплен печатью. Скрепления исполнительного документа гербовой печатью обязательно в случае, если орган (должностное лицо), выдал исполнительный документ, по закону обязан иметь печать с изображением Государственного Герба Украины. 4. Законом могут быть установлены также дополнительные требования к исполнительным документам. Статья 19. Основания для открытия исполнительного производства 1. Государственный исполнитель открывает исполнительное производство на основании исполнительного документа, указанного в статье 17 настоящего Закона: 1) по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном исполнения решения; 2) по заявлению прокурора в случаях представительства интересов гражданина или государства в суде; 3) в случае если исполнительный лист поступил от суда на основании постановления о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда в порядке, установленном законом; 4) в иных предусмотренных законом случаях. 2. В заявлении об открытии исполнительного производства взыскатель вправе указать сведения, идентифицирующие должника могут способствовать принудительному исполнению решения (счет должника, место работы или получения им других доходов, местонахождение его имущества т.п.), а также пути получения им средств, взысканных с должника. 3. В заявлении об открытии исполнительного производства по исполнения решения об имущественном взыскании взыскатель имеет право просить государственного исполнителя наложить арест на имущество и средства должника и объявить запрет на его отчуждение. 4. При предъявлении исполнительного документа или его дубликата к выполнению вместе с ним направляются: 1) в случае выполнения решения о конфискации имущества осужденного по приговору суда - копия описи имущества и копия приговора. При отсутствии в деле описи имущества осужденного направляется справка о том, что опись имущества не проводилась; 2) в случае выполнения решения о конфискации имущества за постановлению суда - копия протокола изъятия имущества, подлежащего конфискации, или справка об отсутствии такого имущества; 3) в судебных делах, по которым применены меры обеспечения исковых требований, - копии документов, подтверждающих выполнение постановления суда об обеспечении иска, в случае если такие < br> меры применялись судом. Статья 20. Место выполнения решения 1. Исполнительные действия производятся государственным исполнителем по месту жительства, пребывания, работы должника или по местонахождению его имущества. В случае если должник является юридическим лицом, то выполнение производится по местонахождению его постоянно действующего органа или имущества. Право выбора места исполнения между несколькими органами государственной исполнительной службы, которые могут совершать исполнительные действия по исполнения решения на территории, на которую распространяются их функции, принадлежит взыскателю. 2. Исполнение решения, обязывающего должника совершить определенные действия, осуществляется государственным исполнителем по месту проведения таких действий. 3. Государственный исполнитель вправе проводить исполнительные действия по выявления и обращения взыскания на средства, находящиеся на счетах и ??вкладах должника в банках или других финансовых учреждениях, на счета в ценных бумагах в депозитариях на территории, на которую распространяется юрисдикция Украины. 4. В случае необходимости проверки информации о наличии должника или его имущества или его места работы на территории, на которую не распространяется компетенция государственного исполнителя, государственный исполнитель может своим мотивированным постановлением, утвержденным начальником отдела, которому он непосредственно подчинен, поручить проведение проверки указанной информации соответствующему отдела государственной исполнительной службы. Государственный исполнитель отдела государственной исполнительной службы, которому поручено проведение проверки указанной информации, в случае выявления имущества должника должен осуществить его описание и арест. Исполнительные действия по поручению проводятся в срок не позднее десяти рабочих дней с момента поступления в отдел государственной исполнительной службы соответствующей постановления государственного исполнителя в пределах исполнительного производства, в котором вынесено это постановление. По результатам проведенных действий составляется акт, который направляется государственному исполнителю, который вынес постановление. 5. В случае если в процессе исполнительного производства государственным исполнителем получено документальное подтверждение об изменении или установления места жительства, пребывания или местонахождения должника, его имущества, места его работы на территории, на которую не распространяется компетенция государственного исполнителя, и выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, отсутствует на территории, на которую распространяется компетенция государственного исполнителя, государственный исполнитель не позднее следующего дня с момента ему стали известны указанные обстоятельства, направляет исполнительный документ по новому месту жительства или месту нахождения должника, месту его работы или месту нахождения имущества должника, о чем сообщает взыскателю. 6. В случае если в процессе исполнительного производства выяснилось, что имущества должника, на которое возможно обратить взыскание, недостаточно для удовлетворения в полном объеме требований взыскателя, но имущество должника выявлено на территории другого органа государственной исполнительной < br> службы, государственный исполнитель обращает взыскание на такое имущество в порядке, предусмотренном настоящим Законом, по согласованию с начальником отдела государственной исполнительной службы, которому он подчинен, и при условии, что взыскатель авансирует расходы на организацию и проведения исполнительных действий. О совершении исполнительных действий на территории другого органа государственной исполнительной службы государственный исполнитель сообщает начальнику такого органа. В случае если взыскатель не совершил авансирования расходов на организацию и проведение исполнительных действий на территории другого органа государственной исполнительной службы, государственный исполнитель обращает взыскание на имеющееся имущество должника и после распределения взысканных средств, если их объем недостаточен для удовлетворения в полном объеме требований взыскателя, направляет исполнительный документ в орган государственной исполнительной службы по местонахождению другого имущества должника. 7. Исполнительное производство может быть передано от одного органа государственной исполнительной службы в другой, от одного государственного исполнителя к другому в порядке, установленном Министерством юстиции Украине. 8. Споры о месте совершения исполнительных действий между органами государственной исполнительной службы не допускаются. Статья 21. Подведомственность исполнительных производств отделам принудительного исполнения решений 1. На отдел принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины возлагается исполнение решений, по которым: 1) должниками являются Аппарат Верховной Рады Украины, Администрация Президента Украины, высшие или центральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины, высшие специализированные суды, апелляционные суды, Генеральная прокуратура Украины, прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, специализированные прокуратуры на правах областных, Высший совет юстиции, Национальный банк Украины, Счетная палата , Управление делами Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольский городские советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации и их структурные подразделения, другие органы государственной власти и их должностные лица |