З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об оперативно-розыскной деятельности
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1992, N 22, ст.303) {Вводится в действие Постановлением ВР N 2136-XII ( 2136-12 ) от 18.02.92, ВВР, 1992, N 22, ст.304} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2549-XII ( 2549 -12 ) от 07.07.92, ВВР, 1992, N 39, ст.572 N 2932-XII ( 2932 - 12 ) от 26.01.93, ВВР, 1993, N 11, ст. 83 N 3784-XII ( 3784-12 ) от 23.12.93, ВВР, 1994, N 11, ст. 52 N 85/98-ВР от 05.02.98, ВВР, 1998, N 26, ст.149 N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98, ВВР, 1999, N 4, ст.35 N 1381-XIV ( 1381-14 ) от 13.01.2000, ВВР, 2000, N 10 , ст.79 N 2181-III ( 2181-14 ) от 21.12.2000 - вступает в силу с 1 апреля 2001 года, ВВР, 2001, N 10, ст.44 N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01 .2001, ВВР, 2001, N 14, ст.72 N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03. 2002, ВВР, 2002, N 33, ст.236 N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003 , ВВР, 2003, N 27, ст.209 - приобретает силу 01.08.2003 года N 747-IV ( 747-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 29, ст.236 N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247 N 965-IV ( 965-15 ) от 19.06.2003, ВВР, 2003, N 45, ст.357 N 1130-IV ( 1130-15 a >) от 11.07.2003, ВВР, 2004, N 8, ст.66 N 2322-IV ( 2322-15 ) от 12.01.2005, ВВР, 2005, N 10, ст.187 N 2600-IV ( 2600-15 ) от 31.05.2005, ВВР, 2005, N 25, ст.335 N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005, ВВР, 2006, N 14, ст.116 N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04 .2009, ВВР, 2009, N 36-37, ст.511 N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010, ВВР, 2010, N 29, ст.392 N 2397-VI ( 2397-17 ) от 01.07 .2010, ВВР, 2010, N 38, ст.508 N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12. 2010, ВВР, 2011, N 23, ст.160 N 2939-VI ( 2939-17 ) от 13.01.2011 , ВВР, 2011, N 32, ст.314 N 3334-VI ( 3334-17 ) от 12.05.2011, ВВР, 2011, N 45, ст.485 N 3412-VI ( 3412-17 ) от 19.05.2011, ВВР , 2011, N 50, ст.540 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 - положение относительно осуществления органами Государственной таможенной службы Украины оперативно-розыскной деятельности вводятся в действие через год после вступления Законом N 4652-VI от 13.04.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "Служба национальной безопасности", "Управление охраны высших должностных лиц Украины" во всех падежах заменены соответственно словами "Служба безопасности " " Управление государственной охраны Украины "в соответствующих падежах согласно Закону N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001}
Статья 1. Задачи оперативно-розыскной деятельности Задачей оперативно-розыскной деятельности являются поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ), разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства , а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства. {Статья 1 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1381-XIV ( 1381-14 ) от 13.01.2000, N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01 .2001} Статья 2. Понятие оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность - это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств. Статья 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Украины ( 254к/96-ВР ), этот Закон, Уголовный ( 2341-14 ), Уголовный процессуальный ( 4651-17 ) и Таможенный ( 4495-17 ) кодексы Украины, законы Украины о прокуратуре ( 1789-12 ) , милицию ( 565-12 ), Службу безопасности, Государственную пограничной службе Украины ( 661-15 ), Государственной уголовно-исполнительной службе Украины ( 2713-15 ), государственную охрану органов государственной власти Украины и должностных лиц, статус судей, обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, государственной защите работников суда и правоохранительных органов, другие законодательные акты и международно-правовые соглашения и договоры, участником которых является Украина. {Статья 3 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1381-XIV ( 1381-14 ) от 13.01.2000, N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003, N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 4. Принципы оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах верховенства права, законности, соблюдения прав и свобод человека. {Текст статьи 4 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} < br> Статья 5. Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями: Министерства внутренних дел Украины - уголовной, транспортной и специальной милицией, специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, подразделениями внутренней безопасности, судебной милицией {Абзац второй части первой статьи 5 в редакции Закона N 3784-12 от 23.12.93, с изменениями, внесенными согласно Законом N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98, в редакции Закона N 2246-III (< a"/laws/show/2246-14" target = _blank> 2246-14 ) от 18.01.2001, с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003 - относительно вступления в силу см.. "Заключительные положения" Закона; из изменениями, внесенными согласно Закону N 3334-VI ( 3334-17 ) от 12.05.2011} Службы безопасности Украины - контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-техническими, внутренней безопасности , оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов {Абзац третий части первой статьи 5 в редакции Закона N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005} Службы внешней разведки Украины - агентурной разведки, оперативно-техническими, собственной безопасности {Часть первую статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005} Государственной пограничной службы Украины - разведывательным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы (агентурной разведки, оперативно-техническим, собственной безопасности) , оперативно-розыскными подразделениями соответственно специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы и его территориальных органов, подразделениями по охране государственной границы органов охраны государственной границы и Морской охраны, обеспечения внутренней безопасности, обеспечения собственной безопасности, оперативного документирования и оперативно-техническими {Абзац части первой статьи 5 в редакции Закона N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03.2002, N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003 - приобретает силу с 01.08.2003 года с изменениями, внесенными согласно Законами N 2600-IV ( 2600 -15 ) от 31.05.2005, N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005 } управление государственной охраны - подразделением оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, относительно которых осуществляется государственная охрана {Абзац части первый статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001} органов государственной налоговой службы - оперативными подразделениями налоговой милиции {Часть первую статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 85/98-ВР от 05.02.98} органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов Государственной пенитенциарной службы Украины {Часть первую статьи 5 дополнен абзацем согласно закону N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98, в редакции Закона N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009; с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} разведывательного органа Министерства обороны Украины - оперативным, оперативно-техническими, собственной безопасности {Часть первую статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03.2002} органов государственной таможенной службы - оперативными подразделениями, которые ведут борьбу с контрабандой. {Часть первую статьи 5 дополнен абзацем десятым согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04 .2012} {Часть первая статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 2932 -12 от 26.01.93} Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств, ведомств, общественными, частными организациями и лицами запрещается. {Часть вторая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001 } Статья 5-1. Международное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности Сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности между министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, государственными органами, в состав которых входят оперативные подразделения, определены в статье 5 этого Закона, и правоохранительными и специальными службами других государств, имеющих в своем составе соответствующие подразделения, а также с международными правоохранительными организациями осуществляется в соответствии с законодательством Украины, международных договоров Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина. {Закон дополнен статьей 5-1 согласно Закону N 2397-VI ( 2397-17 ) от 01.07.2010} Статья 6. Основания для проведения оперативно-розыскной деятельности Основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности являются: 1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, что требует проверки с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств, о: - готовящихся преступлениях; - лиц, готовящих совершения преступления; - лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования, следственного судьи, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; - лиц безвестно отсутствующих; - разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины; - реальную угрозу жизни, здоровью, жилью, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, с целью создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия сотрудников разведывательных органов Украины в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничают или сотрудничали с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью надлежащего осуществления разведывательной деятельности {Пункт 1 части первой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законами N 1381-XIV ( 1381-14 ) от 13.01.2000, N 2246-III ( 2246-14 a >) от 18.01.2001, N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03.2002; в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на < br> ядерных установках; {Пункт 2 части первой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001} 3) потребность в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства; 4) наличие обобщенных материалов центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, полученных в установленном законом порядке. {Часть первая статьи 6 дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом N 2258-VI ( 2258-17 ) от 18.05.2010 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463 - 17 ) от 16.10.2012} Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора , постановлениях следственного судьи, суда, материалах правоохранительных органов, в запросах и сообщениях правоохранительных органов других государств и международных правоохранительных организаций, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украина, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках. {Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001, N 2397-VI ( 2397-17 ) от 01.07.2010, в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных в этой статье. Статья 7. Обязанности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны: 1) в пределах своих полномочий в соответствии с законами, составляют правовую основу оперативно-розыскной деятельности, принимать необходимые оперативно-розыскных мероприятий по предупреждения, своевременного выявление и пресечение преступлений и разоблачения причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществлять профилактику правонарушений {Статья 7 дополнена пунктом 1 согласно Закону N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001; с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 2) выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и определения следственного судьи суда и запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мероприятий {Пункт 2 части первой статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 3) выполнять в пределах своей компетенции запросы правоохранительных органов других государств или международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством Украины, международных договоров Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина {Пункт 3 статьи 7 в редакции Закона N 2397-VI ( 2397 - 17 ) от 01.07.2010} 4) информировать соответствующие государственные органы об известных им факты и данные, свидетельствующие об угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушениях законодательства, связанные с служебной деятельностью должностных лиц {Пункт 4 статьи 7 в редакции Закона N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001} 5) осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами, в том числе соответствующими органами иностранных государств и международных антитеррористических организаций, с целью быстрого и полного предупреждения , выявлению и пресечению преступлений {Пункт 5 статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 965-IV ( 965-15 ) от 19.06.2003, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 6) обеспечить с привлечением других подразделений безопасности работников суда и правоохранительных органов, лиц, оказывающих помощь, способствуют оперативно-розыскной деятельности, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц {Пункт статьи 7 в редакции Закона N 1381-XIV ( 1381-14 ) от 13.01.2000} 7) участвовать в осуществлении мероприятий по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также в проведении специальной проверки допуска к особым работам. {Статья 7 дополнена пунктом 7 согласно Закону N 747-IV ( 747-15 ) от 15.05.2003 } В случае обнаружения признаков преступления оперативное подразделение, который осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, обязан безотлагательно направить собранные материалы, в которых зафиксировано фактические данные о противоправные деяния отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ), в соответствующего органа досудебного расследования для начала и осуществления досудебного расследования в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины ( 4651-17 ) . {Статья 7 дополнена частью второй согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} В случае, если признаки преступления обнаружены во время проведения оперативно-розыскных мероприятий, продолжающихся и прекращение которых может негативно повлиять на результаты уголовного производства, подразделение , который осуществляет оперативно-розыскную деятельность, уведомляет соответствующий орган досудебного расследования и прокурора об обнаружении признаков преступления, заканчивает проведение оперативно-розыскного мероприятия, после чего направляет собранные материалы, в которых зафиксировано фактические данные о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ), к соответствующего органа досудебного расследования. {Статья 7 дополнена частью третьей согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Оперативные подразделения Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, налоговой милиции Государственной налоговой службы Украины, Государственной пенитенциарной службы Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной таможенной службы Украины проводят следственные (розыскные) действия и негласные следственные (розыскные) действия в уголовном производстве по поручению следователя, прокурора в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украине ( 4651-17 ). Письменные поручения о проведении следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий, предоставленные следователем, прокурором в пределах компетенции и в установленном порядке, являются обязательными к выполнению оперативным подразделением. {Статья 7 дополнена частью четвертой по закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 8. Права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных статьей 6 данного Закона оснований предоставляется право: 1) опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь; 2) проводить контролируемую поставку и контролируемую и оперативную закупку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для оборота, у физических и юридических лиц независимо от формы собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. Проведения контролируемой поставки, контролируемой и оперативной закупок осуществляется согласно положениями статьи 271 Уголовно-процессуального кодекса Украины ( 4651в-17 ) в порядке, определенном правовыми актами Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, Государственной налоговой службы Украины, Службы безопасности < br> Украины, Государственной таможенной службы Украины, согласованным с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины; {Пункт 2 части первой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} 3) возбуждать в установленном законом порядке вопрос о проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и участвовать в их проведении; 4) знакомиться с документами и данными, характеризующими деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, < br> осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а с разрешения следственного судьи в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины ( 4651-17 ), - истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с оставлением копий таких документов и описания изъятых документов лицам, в которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины; 5) проводить операции по захвату преступников, прекращения преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц; 6) посещать жилые и иные помещения с согласия их собственников или жителей для выяснения обстоятельств преступления, готовится, а также собирать сведения о противоправной деятельности лиц, по которым проводится проверка; 7) негласно выявлять и фиксировать следы тяжкого или особо тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления, получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения и обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица согласно положениям статьи 267 Уголовно-процессуального кодекса Украины ( 4651в-17 ); 8) выполнять специальное задание по раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации по положениями статьи 272 Уголовно-процессуального кодекса Украине ( 4651в-17 ); 9) осуществлять аудио-, видеоконтроль лица, снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей, электронных информационных сетей согласно положениям статей 260, 263-265 Уголовного процессуального кодекса Украины ( 4651в-17 ); 10) налагать арест на корреспонденцию, осуществлять ее обзор и выемку согласно положениям статей 261, 262 Уголовного процессуального кодекса Украины ( 4651в-17 ); 11) осуществлять наблюдение за лицом, вещью или местом, а также аудио-, видеоконтроль места согласно положениям статей 269, 270 Уголовного процессуального кодекса Украины ( 4651в-17 ); 12) осуществлять установления местонахождения радиоэлектронного средства согласно положениям статьи 268 Уголовного процессуального кодекса Украины ( 4651в-17 ); 13) иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников; 14) использовать конфиденциальное сотрудничество по положениями статьи 275 Уголовно-процессуального кодекса Украине ( 4651в-17 ); 15) получать от юридических или физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, готовящихся или совершенных, и об угрозе безопасности общества и государства; 16) использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и другое имущество предприятий, учреждений, организаций, а так же с согласия лиц - жилье, другие помещения, транспортные средства и имущество, принадлежащие им; 17) создавать и использовать заранее идентифицированы (помеченные) или ложные (имитационные) средства согласно положениям статьи 273 Уголовно-процессуального кодекса Украины ( 4651в-17 ); 18) создавать и применять автоматизированные информационные системы; 19) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных законами о милиции, Службе безопасности Украины, Государственной пограничной службе Украины, государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц, Таможенным кодексом Украины ( 4495-17 ); 20) обращаться в пределах своих полномочий с запросами в правоохранительных органов других государств и международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством Украины, международных договоров Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина. Принятие решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, представление и рассмотрение соответствующих ходатайств, проведение оперативно-розыскных мероприятий, фиксация и использование их результатов, проведение мероприятий до вынесения постановления следственного судьи и другие вопросы их проведения регулируются согласно положениями главы 21 Уголовно-процессуального кодекса Украины ( 4651в-17 ) с учетом особенностей, установленных настоящим Законом, по цели проведения оперативно-розыскных мероприятий, субъекта инициирование и проведение этих мероприятий, обоснование ходатайства об их проведении и оснований для его удовлетворения следственным судьей, использования результатов оперативно-розыскных мероприятий и других вопросам, обусловленных спецификой цели их проведения. Принятие решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые не требуют разрешения следственного судьи или решение прокурора, осуществляется руководителем соответствующего оперативного подразделения или его заместителем с уведомлением о принятом решении прокурора. Негласное обследование публично недоступных мест, жилья или другое владение лица, аудио-, видеоконтроль лица, аудио-, видеоконтроль места, слежения за лицом, снятия информации с < br> транспортных телекоммуникационных сетей, электронных информационных сетей, наложение ареста на корреспонденцию, осуществления ее осмотра и выемки, установления местонахождения радиоэлектронного средства проводятся на основании постановления следственного судьи, вынесенных по ходатайству руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя, согласованного с прокурором. Эти меры применяются исключительно в целях предотвращения совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, предотвращения и пресечения террористических актов и других посягательств специальных служб иностранных государств и организаций, если другим способом получить информацию невозможно. Исключительно с целью получения разведывательной информации для обеспечения внешней безопасности Украины указанные меры могут осуществляться только по постановлению следственного судьи без разглашения третьей стороне, а меры, не требуют разрешения следователя судьи - без уведомления прокурора. К выполнению отдельных поручений в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности могут привлекаться работники других подразделений. При выполнении задач оперативно-розыскной деятельности, связанных с прекращением правонарушений в сфере налогового законодательства, права, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются исключительно органам налоговой милиции в пределах их компетенции. Координация действий по реализации прав подразделений, проводят оперативно-розыскную деятельность в целях борьбы с терроризмом, осуществляется Службой безопасности Украины. Разведывательным органам Украины предоставляются права, предусмотренные частью первой настоящей статьи, кроме пунктов 2, 3, 5, 6, а также пункта 7 в части негласного выявления и фиксирования следов тяжкого или особо тяжкого преступления, документов и других предметов, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления. {Статья 8 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2549-XII ( 2549-12 ) от 07.07.92, N 2181-III ( 2181-14 ) от 21.12.2000, N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001, N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003, N 965-IV ( 965-15 ) от 19.06.2003, N 1130-IV ( 1130-15 ) от 11.07 .2003, N 2322-IV ( 2322-15 ) от 12.01.2005, N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005, N 2397-VI ( 2397-17 ) от 01.07.2010, N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12 .2010, в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 9. Гарантии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности В каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органа внутренних дел, подразделения внутренней безопасности МВД, органа Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, охраны высших должностных лиц, Службы внешней разведки Украины, оперативного подразделения налоговой милиции, органа, учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора, разведывательного органа Министерства обороны Украины, разведывательного органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, органа государственной таможенной службы или его уполномоченным заместителем. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 85/98- ВР от 05.02.98, N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98, N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001, N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03.2002, N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003, N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005, N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009, N 3334-VI ( 3334-17 ) от 12.05.2011, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Служба внешней разведки Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Государственной таможенной службой Украины, Управлением государственной охраны Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, разведывательным органом Министерства обороны Украины. {Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 85/98-ВР от 05.02.98, N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98, N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03.2002, N 662 - IV ( 662-15 ) от 03.04.2003, N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005, N 1254-VI ( 1254 - 17 ) от 14.04.2009, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012, N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} На лицо, подозреваемое в подготовке к совершению преступления, скрывается от органов предварительного расследования, суда или уклоняется от отбывания уголовного наказания, без вести исчезла, ведется только одна оперативно-розыскное дело. Без заведения оперативно-розыскного дела проведения оперативно-розыскных мероприятий, кроме случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, запрещается. О заведении оперативно-розыскного дела выносится постановление, утверждается начальником или уполномоченным заместителем начальника органа внутренних дел, подразделения внутренней безопасности МВД, органа Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украине, Управление государственной охраны Украины, разведывательного органа Министерства обороны Украины, Службы внешней разведки Украина, оперативного подразделения налоговой милиции, органа Государственной таможенной службы Украины, органа или учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора. В постановлении указываются место и время его составления, должность лица, выносящего постановление, его фамилия, основание и цель заведения оперативно-розыскного дела. О заведения оперативно-розыскного дела в течение суток письменно уведомляется прокурор. {Часть третья статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001, N 3111-III ( 3111-14 ) от 07.03.2002, N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003, N 3200-IV (< a"/laws/show/3200-15" target = _blank> 3200-15 ) от 15.12.2005, N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009, N 3334-VI ( 3334-17 ) от 12.05.2011, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} i > При проверке лиц в связи с допуском их к государственной тайны, а также к работе с ядерными материалами и на ядерных установках оперативно-розыскное дело не заводится. Такая проверка должна длиться не более двух месяцев. {Часть четвертая статьи 9 в редакции Закона N 2246-III ( 2246 -14 ) от 18.01.2001 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3412-VI ( 3412-17 ) от 19.05.2011} Во время осуществления оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека и юридических лиц. Отдельные ограничения этих прав и свобод имеют исключительный и временный характер и могут применяться только по решению следственного судьи с целью выявления, предупреждения или прекращения тяжкого или особо тяжкого преступления и в случаях, предусмотренных законодательством < br> Украина, с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества. {Часть пятая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001, N 965-IV ( 965-15 ) от 19.06.2003, N 1130-IV ( 1130-15 ) от 11.07.2003, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} При наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который несет ответственность за законность осуществляемых мер в соответствии с действующим законодательством. При применении оперативно-розыскных мероприятий работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозе интересам общества и государства. В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, в отношении которого < br> осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилась, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в делам охраны государственной границы, Управления государственной охраны Украине, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, центральный орган исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, Государственная таможенная служба Украины или разведывательный орган Министерства обороны Украины, разведывательный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Служба внешней разведки Украины обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненный материальный и моральный ущерб в полном объеме. {Часть восьмая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 85/98-ВР от 05.02.98, N 312-XIV ( 312-14 ) от 11.12.98, N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001, N 3111 - III ( 3111-14 ) от 07.03.2002, N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003, N 3200-IV ( 3200 - 15 ) от 15.12.2005, N 1254-VI ( 1254-17 ) от 14.04.2009, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012, N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получить от органов, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия. Запрещается передавать и разглашать сведения о мерах безопасности и лиц, взятых под защиту, или такие, которые могут повредить следствию или интересам человека, безопасности Украины. Запрещается обнародовать или предоставлять собранные сведения, а также информацию о проведении или непроведении относительно определенного лица оперативно-розыскной деятельности до принятия решения по результатам такой деятельности. Вопрос обнародования или предоставления такой информации после принятия решения регулируется законом. {Часть десятая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1381-XIV ( 1381-14 ) от 13.01.2000, N 2939-VI ( 2939-17 ) от 13.01.2011, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Подразделения, использующие автоматизированные информационные системы в оперативно-розыскной деятельности, должны обеспечить возможность выдавать данные о личности по запросу органов досудебного расследования, прокуратуры, суда . В местах хранения информации должна быть гарантирована ее достоверность и надежность охраны. {Часть одиннадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, о подготовки к террористическим актам или их совершения отдельными лицами и группами, сохраняются до 5 лет. {Часть двенадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законом N 965-IV ( 965-15 ) от 19.06.2003} Не подлежат передаче и разглашению результаты оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с законодательством Украины составляют государственную тайну, а также сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека. За передачу и разглашение этих сведений работники оперативных подразделений, а также лица, которым эти сведения были доверены при осуществлении оперативно-розыскной деятельности или стали известны по службе или работе, подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством, кроме случаев разглашения информации о незаконные действия, нарушающие права человека. {Часть тринадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001} Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с временным ограничением прав человека, проводятся с целью предотвращения тяжких или особо тяжким преступлениям, их выявления и пресечения, розыска лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или бесследно исчезли, защиты жизни, здоровья, жилья и имущества работников суда и правоохранительных органов и лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, прекращения разведывательно-подрывной деятельности против Украины. {Часть четырнадцатая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законами N 1381-XIV ( 1381-14 ) от 13.01.2000, N 2246-III ( 2246-14 ) от 18.01.2001, N 965-IV ( 965-15 ) от 19.06.2003, N 1130-IV (< a"/laws/show/1130-15" target = _blank> 1130-15 ) от 11.07.2003, в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Наблюдение за лицом, вещью или местом, а также аудио-, видеоконтроль места может проводиться с целью установления данных о личности и о ее связях в случае, когда есть факты, подтверждают, что ею готовится тяжкое или особо тяжкое преступление, для получения сведений, указывающих на признаки такого преступления, для обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц, а также с целью получения разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства. {Часть пятнадцатая статьи 9 в редакции Закона N 1381-XIV ( 1381-14 ) от 13.01.2000, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Для получения информации запрещается применять технические средства, психотропные, химические и другие вещества, которые подавляют волю или наносят вред здоровью людей и окружающей среде. Статья 9-1. Сроки ведения оперативно-розыскных дел Ведение оперативно-розыскных дел осуществляется:
|