Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 507. Охорона комерційної таємниці органами государственной власти

1. Органы государственной власти обязательства 'связанные охранять от недобросовестно коммерческого использования информацию, которая является коммерческой тайной и создание которой требует значительных усилий и которая предоставлена защиты населения или не приняты меры по ее охране от недобросовестно коммерческого использования.

2. Органы гос власти обязательства 'связанные охранять коммерческую тайну также в других случаях, предусмотренных законом.

Комментарий

Обязательства "Обязательства органов власти и их должностных лиц сохранять конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну, возникают непосредственно из указания закона (т. н. обязательства 'Обязательства ex lege). При этом обязанность 'связь правообладателя раскрыв коммерческую тайну перед компетентным органами рассматривается как органично интегрированная часть правового режима коммерческой тайны. Закон Украины " Об информации " наделяет государственные органы правом на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, нужных им для реализации своих прав, осуществления задач и функций.

Органы гос власти обязательства 'связанные охранять от недобросовестно коммерческого использования информацию, которая является коммерческой тайной и создание которой требует значительных усилий, и предоставленная им с целью получения установленного законом разрешения на деятельность, эт 'связанную с фармацевтическим, сельскохозяйственнымы, химическими продуктами, содержащие новые химические соединения. Эта информация охраняется органами государственной власти также от разглашения, кроме случаев, когда разглашение необходимо для обеспечения защиты населения или НЕ приняты меры по ее охране от недобросовестно коммерческого использования.

Органы государственной власти обязательства 'связанные охранять коммерческую тайну также в других случаях, предусмотренных законом. В частности, как установлено Законом Украина " Об основных принципах державного надзора (Контроля) в сфере хозяйственной деятельности ", при осуществлении державного надзора (контроля) должностные лица органа державного надзора (контроля) обязательства 'связанные хранить коммерческую тайну субъектов' ведения хозяйства. Информация, доступ к которой ограничен законом, полученная должностным лицом органа державного надзора (контроля) при осуществлении державного надзора (контроля), может употребляться исключительно в порядке, установленного законом. Органы державного надзора (контроля) обеспечивают специальный режим защиты и доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, согласно требованиям закона.

В уголовном процессе основы правовой охраны субъектов' объективных прав на коммерческую тайну заложены в норме ст. 20 УПК Украины, согласно которой принцип гласности уголовного судопроизводства, то есть открытое разбирательство дел в судах, не распространяется на случаи, когда это противоречит интересам охраны гос или иной охраняемой законом тайны. Поскольку правовая охрана коммерческой тайны базируется на нормативно-правовых актах, имеющих силу закона, можно утверждать, что интересы охраны коммерческой тайны является достаточным основанием для рассмотрения уголовных дел в закрытых судебных заседаниях соответственно в условиях, указанных в ст. 20 УПК Украины. На ЭТИХ же основаниях могут рассматриваться в закрытых судебных заседаниях дела, подведомственны административным судам Украины (ст. 12 КАС Украины) и судам общей юрисдикции (ст. 6 ГПК Украины).

Когда рассмотрение дела в открытом судебного заседания хозяйственного суда противоречит требованиям по охране коммерческой тайны, то рассмотрение такого дела происходит в закрытом судебного заседании, о чем выносится определение (ст. 44 ГПК Украины). Содержание хозяйственно-процессуальной охраны прав на коммерческую тайну состоит в том, что на судебных заседаниях при рассмотрении дел, в материалы которых привлечены сведения, составляющие коммерческую тайну, не могут присутствовать, наблюдать и делать заметки лица, НЕ принимающие процессуальной участия в судебно разбирательстве. На такие судебные заседания не допускаются также представители средств массовой информации, несмотря на их привилегии в сфере доступа к информации. Естественно, что течение закрытых судебных заседаний быть быть не может транслироваться по радио, телевидению, через Интернет и в любой другой способ. Кроме того, может применяться рассмотрение судом дела непосредственно на предприятии или в организации, поскольку выездные судебные заседания как один из путей реализации принципа гласности судопроизводства носят публичный характер, осуществляются главным образом в воспитательных целях и поэтому НЕ согласуются с требованиями по охране коммерческой тайны.